Картотека методов диагностики интеллекта (психолого – педагогическая диагностика). Оценка уровня развития у учащихся интеллектуальных умений Какой из тестов диагностирует уровень интеллектуального развития

Диагностика интеллектуального развития

учащихся 3 – 4 класса

Предлагаемая методика включает 5 субтестов.

Краткая характеристика субтестов:

I субтест «Осведомленность» направлен на выявление кругозора. За​дача учащегося - закончить предложение одним из при​веденных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления.

II субтест «Исключение понятий» направлен на сформированность логического дей​ствия классификации, способности к абстрагированию. При качественном анализе результа​тов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли учащийся отвлекаться от случайных и второ​степенных признаков, от привычных отношений между пред​метами, о его способности использовать такой мыслитель​ный прием, как классификация.

III субтест «Обобщение» направлен на сформированность обобщающих по​нятий (подведение двух понятий под общую категорию - обобщение). Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отноше​ния между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Опреде​ление предметов может быть точным, когда указываются родовое понятие и видовое отличие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только родовой признак. Определение предмета на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета и не​достаточное определение, когда отмечаются наглядные при​знаки - форма и цвет.

IV субтест «Аналогии» направлен на сформированность логического дей​ствия «умозаключения» (по решению аналогий). Задания направлены на исследование способности к умо​заключениям по аналогии. Для их выполнения учащемуся необходимо уметь устанавливать логические связи и от​ношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли учащийся устойчиво сохранять заданный спо​соб рассуждений при решении длинного ряда разнообраз​ных задач.

V субтест «Числовые ряды» направлен на оценку умения находить правила, по которым построены ряды чисел. Учащийся должен восстановить и продолжить ряд с учетом заложенного в нем правила.

Форма обследования - групповая (до 15 человек).

Время проведения – академический час (40 минут).

Раздаточный материал: ручка, бланк заданий, который служит одновременно и бланком для ответов (Приложение 1).

Первые задания под номером 1. из каждого субтеста читаются вслух педагогом, учащиеся читают одновременно про себя. После прочтения первого задания I субтеста учащиеся опрашиваются: «Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?». Если ответ пра​вильный, задается вопрос: «Почему?». После правильного объяснения учащиеся всей группы переходят к самостоятельной работе над субтестом (подчеркивают выбранные ответы в бланке).

После прочтения первого задания II субтеста педагог сообщает, что одно слово из пяти лишнее, его следует исключить и спрашивает: «Какое слово лишнее?». Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему?». После правильного объяснения учащиеся работают самостоятельно (подчеркивают выбранный ответ в бланке).

После прочтения первого задания III субтеста учащихся просят назвать подходящее для двух слов обобщающее понятие: «Как это назвать вместе одним словом?». После правильного ответа учащиеся самостоятельно вписывают обобщающие понятия рядом с заданиями.

После прочтения первого задания IV субтеста учащимся предлагается подобрать из пяти слов, написан​ных под чертой (вторая строка) одно, которое подходило бы к слову «гвоз​дика», так же как слово «овощ» - к слову «огурец». После объяснения следует самостоятельная работа учащихся (подчеркивают выбранные ответы в бланке).

В V субтесте ученик восстанавливает и продолжает числовой ряд с учетом заложенноrо в нем правила и записывает недостающие числа в бланк для ответов.

Обработка результатов диагностики интеллектуального развития учащихся:

При обработке результатов диагностики для каждого ученика подсчитывается сумма баллов, полученных за вы​полнение отдельных субтестов и общая балльная оценка за пять субтестов в целом. Ключ к диагностике интеллектуального развития учащихся – Приложение 2. За каждый субтест учащийся может набрать максимально 10 баллов, т.к. каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение всех пяти субтестов - 50. За каждое невыполненное или неправильно выполненное задание из общей суммы баллов вычитается 1 балл.

Выделяют пять уровней интеллектуального развития:

Приложение 1

Бланк заданий

Фамилия, имя _______________________ Класс________________

Сумма баллов_____ Уровень интеллектуального развития______

I. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

1.​ У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

1.​ В году - … (4 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 24 месяца, 7 месяцев).

1.​ Месяц зимы - ... (сентябрь, февраль, март, октябрь, ноябрь).

1.​ У деревьев всегда есть... (листья, цветы, корень, плоды, тень).

1.​ Время года - … (август, осень, каникулы, суббота, утро).

6 . В жарких краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин).

7. В нашей стране не живет... (соловей, страус, аист, синица, скворец).

8. Отец старше своего сына... (часто, всегда, никогда, редко, иногда).

9. Время суток - ... (год, месяц, неделя, день, понедельник).

10. Пассажирский транспорт - ... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

II. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

1.​ тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

1.​ река, озеро, море, мост, пруд

1.​ кукла, прыгалка, песок, мяч, юла

1.​ стол, ковер, кресло, кровать, табурет

1.​ тополь, береза, орешник, липа, осина

6.​ курица, петух, орел, гусь, индюк

6.​ окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

6.​ Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

6.​ число, деление, сложение, вычитание, умножение

10. веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

III. ОБОБЩЕНИЕ

1.​ окунь, карась...

1.​ метла, лопата...

1.​ лето, зима...

1.​ огурец, помидор...

1.​ сирень, орешник...

1.​ шкаф, диван …

1.​ день, ночь...

1.​ слон, муравей...

10. дерево, цветок...

IV. АНАЛОГИИ

1. огурец гвоздика

овощ сорняк, цветок, роса, садик, земля

2. огород сад

морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3. учитель врач

ученик очки, больница, палата, больной

4. цветок птица

ваза клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5. перчатка сапог

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. темный мокрый

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. часы градусник

время стекло, больной, кровать, врач, температура

8. машина лодка

мотор река, маяк, парус, волна, берег

9. стол пол

скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10. стул игла

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

V. ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ

1. 5, 15, ..., 35, 45, ...

2. 34, 44, 54, ..., ..., 84

3. 12, 22, ..., 42, 52, ..., 72

4. ..., 5, 7, 9, 11, ...

5. ...,21, 17, 13,

6. ..., 4, 8, 16, ...

7. 80, 40, 20, 10, …

8. …., 3, 9, 27, …

9. ..., 30, 40, 50, …

10. ..., 50, 43, 36, …

Приложение 2

Ключ к диагностике интеллектуального развития

учащихся 3 – 4 класса

I. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ II. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

1.​ подошва 1. фасоль

1.​ 12 месяцев 2. мост

1.​ корень 4. ковер

1.​ осень 5. орешник

1.​ верблюд 6. орел

1.​ страус 7. указка

1.​ всегда 8. Петров

1.​ день 9. число

1.​ автобус 10. вкусный

III. ОБОБЩЕНИЕ IV. АНАЛОГИИ

1.​ рыбы 1. цветок

1.​ инструменты 2. яблоня

1.​ времена года 3. больной
4. овощи 4. гнездо

5.​ кустарник 5. нога

5.​ мебель 6. сухой

5.​ месяц 7. температура

5.​ время суток 8. парус

5.​ животные 9. клевер

5.​ растения 10. стальная

V. ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ

1)​ 25, 55

1)​ 64, 74

1)​ 32, 62

1)​ 3, 13

5) 25, 9

6) 2, 32

7) 5

8) 1, 81

9) 20, 60

10) 57, 29

Инструкция по проведению психологической диагностики

Диагностика интеллектуального развития.

Цель: выявить уровень логического мышления, внимания, памяти учащихся общеобразовательных учреждений.

Этапы психологической диагностики:

1. Подготовительный этап

1.1. Педагогам общеобразовательного учреждения необходимо внимательно изучить материалы для диагностики, ознакомиться с рекомендациями по её проведению и продумать все организационные аспекты работы.

1.2. Следует заранее подготовить раздаточный материал на каждого учащегося, указанный в приложениях (бланк с заданиями и бланк для ответов). Бланк с заданиями служит одновременно и бланком для ответов

1.3. Для проведения психологической диагностики рекомендуется использовать секундомер или часы с секундной стрелкой.

1.4. Материалы психологической диагностики можно распечатывать на обеих сторонах листа.

2. Основной этап

2.1. Диагностика проводится педагогом-психологом, учителем-предметником, классным руководителем.

2.2. Диагностика по Блокам 1 и 2 проводятся с интервалом - неделя. Рекомендуемое время проведения – дни недели (вторник – четверг) с 9.00 до 12.00.

2.3. Необходимо избегать употребления педагогом слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Следует стремиться к созданию спокойной, комфортной атмосферы доверия.

2.4. Педагог должен четко следовать инструкции, предоставленной в методиках.

2.5. Необходимо строго следить за временем выполнения учащимися наборов заданий. Задания выполняются учащимися самостоятельно, педагог объясняет только примеры, указанные в инструкциях.

3. Завершающий этап

3.1. Бланки для ответов обрабатываются педагогом-психологом, учителем-предметником, классным руководителем по ключу к диагностике.

Индивидуальные результаты психологической диагностики оформляются на листах диагностики.

3.2. Результаты диагностики заносятся в таблицу 1 - ОУ, используя знак «+» в соответствующей графе. Рекомендуется использовать шрифт 10.

Педагог – психолог общеобразовательного учреждения выступает на всех этапах диагностики в роли консультанта, оказывает методическую помощь педагогам, принимает непосредственное участие в проведении диагностики и обработке результатов.

Качественные характеристики уровней интеллектуального развития учащихся

I уровень - очень высокий уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения весьма благоприятный. Высокий показатель кратковременной памяти, вербально-логических операций, преобладание произвольного внимания и словесно-образной памяти Задания выполняет самостоятельно, не нуждаясь во внешних стимулах. Умеет ставить цель деятельности, намечает план её выполнения, выбирает адекватные средства, проверяет результат.

II уровень - высокий уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения благоприятный. Внимание сосредоточенное, присутствует волевое управление вниманием, задания выполняет без помощи взрослого. Большой объём кратковременной памяти, достаточно высокий уровень словесно-образной памяти. Умеет планировать свою деятельность. Уровень вербально-логического мышления выше среднего.

Ш уровень – средний уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения условно благоприятный. Преобладает произвольное внимание. Намечает план действий, но выполняет его при стимулирующей помощи взрослого, волевое усилие присутствует не всегда. В ходе работы часто отвлекается, процесс переключения внимания часто замедленный, осуществляется при неоднократном повторении цели деятельности со стороны взрослого. Недостаточная активность, самостоятельность, при выполнении заданий нуждается в направляющей помощи взрослого. Трудности преодолевает только при психологической поддержке. Память моторная, словесно-логическая, эмоциональная. Объём кратковременной памяти близок к средним показателям данной возрастной группы. Умеет сопоставлять, сравнивать, абстрагировать, но задания выполняет с организующей и направляющей помощью взрослого.

IV​ уровень - сниженный уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения условно благоприятный. Внимание непроизвольное, несосредоточенное, волевое усилие отсутствует, неустойчивое. Уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется индивидуальная обучающая помощь взрослого и внешняя стимуляция. Деятельность учащегося часто непродумана, хаотична, отдельные данные решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется. Медленное запоминание и быстрое забывание. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, обучающая помощь взрослого воспринимается с трудом.

IV​ уровень - низкий уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения условно неблагоприятный. Внимание непроизвольное, рассеянное, объём слухового восприятия небольшой, с трудом приспосабливается к новой ситуации и переключается на новый вид деятельности. Запоминание и воспроизведение осуществляются с большим трудом. Кругозор ограничен, знания бессистемны, в речи много ошибок. Мышление предметно-образное, уровень вербально-логического мышления низкий. Требуется постоянное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение со стороны взрослых.

Качественную характеристику уровней интеллектуального развития использовать для всех категорий учащихся.

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Цель : изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Стимульный материал : Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.

I субтест - исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;
II субтест - исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;
III субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
IV субтест - выявление умения обобщать.

Порядок проведения : Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I субтест
Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы - это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, т*ень).
к) Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II субтест
Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III субтест
Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа - другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:


Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.
а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

з)

и)

к)

IV субтест
Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:

Брюки, платье, пиджак... - одежда.
Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата...
б) Окунь, карась...
в) Лето, зима...
г) Огурец, помидор...
д) Сирень, шиповник.
е) Шкаф, диван...
ж) День, ночь...
з) Слон, муравей...
и) Июнь, июль...
к) Дерево, цветок...

Правильные ответы: I субтест:
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень
к) Москва

II субтест
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров
з) лебедь
и) число
к) вкусный

III субтест
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо
д) сапог / нога
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер

IVсубтест
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ
д) куст
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета
к) растения

Обработка результатов 1 субтест
Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос "почему не шнурок?" При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь - ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.
// субтест
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
III субтест
За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.
IV субтест
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, - 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

Интерпретация.
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = х 100% / 40
где х - сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:
4-й уровень успешности - 32 балла и более (80-100% ОУ),
3-й уровень - 31,5-26 баллов (79,0-65%),
2-й уровень - 25,5-20 баллов (64,9-50%),
1-й уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ:

Комплексная батарея Е. И. Степановой для исследования мышления (вербальное, образное, практическое)

Комплект состоит из 10 методик, предназначенных для исследования словесно-логического, образного и практического мышления, со стандартными шкалами и получением общего IQ.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА:

Тест Д. Векслера

Предназначен для исследования уровня развития и структуры интеллекта (вербального, невербального, общего), позволяет также определить уровень развития отдельных умственных операций.

Взрослый вариант содержит 11 субтестов: общей осведомленности, общей понятливости, арифметический, установление сходства, повторение цифр, словарный, шифровка, недостающие детали, кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур.

Детский вариант содержит 12 субтестов: общей осведомленности, общей понятливости, арифметический, установление сходства, повторение цифр, словарный, шифровка, недостающие детали, кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур, лабиринты.

Методика позволяет дифференцировать умственную отсталость и задержку психического развития.

Форма проведения - только индивидуальная.

Интеллектуальный тест Р. Кеттелла

Предназаначен для исследования уровня развития невербального (флюидного, по терминологии автора) интеллекта. Состоит из двух частей, каждая из которых содержит 4 субтеста. Имеются две параллельные формы. Является тестом скорости.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Тест разрабатывался Р. Амтхауэром для диагностирования общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики.

Тест состоит из 9 субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, счет, ряды чисел, выбор фигур, задания с кубиками, смысловая память. В результате обработки результатов тестирования возможно получить стандартные оценки вербального, пространственного, числового интеллектов, смысловой памяти, общего интеллекта.

Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Общее время обследования - 90 мин.

Форма проведения - групповая и индивидуальная.

Форма А и форма В.

Тест Дж. Равенна

Предназаначендля исследования уровня развития невербального интеллекта.

Методика, предназначенная для взрослых людей, существует в двух вариантах:



Стандартные Прогрессивные матрицы - содержит 5 серий по 12 матриц (60матриц). Предназначен для испытуемых от 16 до 65 лет.

Продвинутые прогрессивные матрицы содержат две серии: серия I - 12 заданий, серия II - 36 заданий. Данный вариант методики более точно оценивает интеллектуальные способности испытуемых, попадающие в верхние 25 % популяции, и позволяет измерить скорость интеллектуальной работы.

Детский вариант - Цветные прогрессивные матрицы - методики содержит 3 серии по 12 матриц (36 матриц). Предназначен для испытуемых от 5 до 11 лет (цветные матрицы), от 5 до 14 лет и старше 65 лет (черно-белые матрицы).

В классическом варианте является тестом достижений.

Форма проведения - групповая и индивидуальная.

Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена

Методика предназначена для диагностики уровня и структуры социального интеллекта.

Тест, состоящий из 4 субтестов: трех невербальных и одного вербального. В результате обработки ответов испытуемого возможно получение первичных и стандартизованных оценок как социального интеллекта в целом, так и его компонентов: антиципации, невербальной чувствительности, вербальной чувствительности, динамического анализа поведения.

Является тестом скорости.

Предназначен для исследования взрослых людей.

Диагностика эмоционального интеллекта

Опросник предложен Н. Холлом. Опросник состоит из 30 утверждений, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 6-балльной шкале (от «полностью согласен» до «полностью не согласен»).

Эмоциональный интеллект понимается как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

В результате обработки получаются оценки как интегративного уровня эмоционального интеллекта, так и уровней составляющих его качеств: а именно эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, саммотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.

М.М. Анненкова, Е.И. Тарасова

В психологии существует много подходов к оценке интеллекта, причем сам интеллект разными авторами понимается по разному. С точки зрения диагностики нам представляется наиболее удобным подход, когда интеллект рассматривается как специализированная подструктура в целостной структуре личности, но в то же время как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. С такой позиции подходил к интеллекту Рудольф Амтхауэр при создании своего теста структуры интеллекта.

Для диагностики интеллектуального развития существует множество методик (они, как правило, называются тестами интеллекта). К их числу относятся такие, например, как: шкала интеллекта Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равена, гейдельбергский тест речевого развития, групповой интеллектуальный тест Дж. Ваны, школьный тест умственного развития (ШТУР) и др. При этом нельзя не учитывать то, что существуют разного рода сложности, связанные с их применением в школе. Эти сложности обусловлены следующими причинами:

1) Тесты интеллекта содержат, как правило, большое количество субтестов и заданий, что трудоемко и требует очень много времени для диагностики. Например, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра содержит 9 субтестов, 176 заданий. На проведение тестирования затрачивается 90 минут (без предварительных процедур и инструкций. Тест Векслера для дошкольников и младших школьников включает 11 субтестов. Черно-белые прогрессивные матрицы Равена содержат 60 матриц, объединенных в 5 серий по 12 заданий и т.д.

2) Некоторые методики могут использоваться только индивидуально, так как многие субтесты подразумевают работу со специальным стимульным материалом (матрицы Равена, субтест «Лабиринты» в детском тесте Векслера) или требуют устных ответов (субтест «Предложения» в детском тесте Векслера, .

К числу трудностей следует отнести также те, которые, связанны с приобретением стимульного материала для данных методик.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) является широко используемой у нас в стране методикой. Этому способствует прежде всего приемлемый объем заданий, доступность стимульного материала, однако для оценки интеллектуальных умений он не совсем подходит, так как ШТУР направлен скорее на измерение уровня обученности учащихся, объема конкретных знаний в рамках школьной программы. Другими словами, успешность выполнения учащимся данного теста во многом зависит от того, как его обучали. Поэтому как наиболее приемлемые для диагностики интеллекта мы выбрали Групповой Интеллектуальный тест Дж. Ваны и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Первый из них использовался нами для диагностики интеллектуального развития учащихся 3-6 классов, а второй - для учащихся 8-10 классов (нормативные шкалы для российских школьников исследовались под руководством Кудрявцевой Н.А.).

Ниже будут представлены результаты диагностического исследования школьников 3 – 6 классов с использованием методики Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) в адаптации Акимовой М.К., Борисовой Е.М., Козловой В.Т. и Логиновой Г.П. О На наш взгляд, этот тест является наиболее удобным, компактным и доступным в использовании. Помимо этого существенным преимуществом данной методики является возможность группового ее применения, т.е. работы со всем классом одновременно [ 3 ].

ГИТ содержит 7 субтестов: 1) Исполнение инструкций (4 мин), 2) Арифметические задачи (6 мин), 3) дополнение предложений (5 мин), 4) определение сходства и различия понятий (1,5 мин), 5) числовые ряды (4 мин), 6) установление аналогий (3 мин), 7) символы (4 мин). Общее время выполнения заданий 27,5 минут, то есть при предварительной подготовке методику можно провести за 1 урок.

Основываясь на опыте применения ГИТ, следует подчеркнуть его положительную сторону, связанную с измерением широкого спектра интеллектуальных умений, психических процессов и приобретенных знаний. Так, например, субтест «Символы» позволяет оценивать развитие внимания, проверяются скоростные возможности выполнения простой умственной работы. Субтест «Установление аналогий» позволяет судить об уровне развития мыслительных операций, а также о широте словарного запаса, знании значения слов русского языка, а субтест «Определение сходства и различия понятий» - об умении анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков. О развитии мышления у учащихся можно также судить по результативности выполнения 5 субтеста («Числовые ряды»), где для успешного решения требуется быстро установить закономерность последовательности чисел. Кроме того этот субтест позволяет проверить владение учащимся навыками быстрого счета, выявляет умение находит логические закономерности. Субтест «Арифметические задачи» проверяет главным образом математические навыки, сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения. Субтест № 3 («Дополнение предложений») проверяет овладение учащимися программы по русскому языку, словарный запас, умение грамотно построить предложение, а первый субтест проверяет понятливость, умение точно следовать инструкции, скорость понимания простых указаний и их осуществления, а также некоторые элементарные знания из разных областей [(2], с. 68).

К недостаткам теста ГИТ можно отнести ограниченный круг его применения - в основном, это дети 10-12 лет (нормы приводятся для учащиеся 3-6 классов) [ 3 ].

Результаты диагностики

Для диагностики и оценки уровня развития интеллекта школьников были выбраны два шестых класса: обычный (6 А) и гимназический (6 Б). В ходе этого исследования были получены следующие результаты.

Гимназический класс справился с заданиями теста более успешно, чем обычный. Средний показатель в 6 «Б» классе равен 94,8 балла, что соответствует возрастной норме, тогда как средний показатель 6 «А» класса равен 69 баллам, что соответствует низкому уровню интеллектуального развития (см. таблицы и графики на рис. 1 и 2).

В гимназическом 6 «Б» классе индивидуальные показатели распределились следующим образом: 30,8 % учащихся набрали баллы, соответствующие высокому уровню интеллектуального развития (выше возрастной нормы), 30,8 % результатов соответствуют возрастной норме, 26,9 % учащихся показали результат, немного ниже нормы и лишь 11,5 % класса показали низкий уровень. Самых худших показателей уровня интеллектуального развития в 6 «Б» классе нет (см. рис. 3).

В классе 6 «А» были получены следующие результаты: возрастной норме по уровню развития интеллекта в классе соответствует 21,7% учащихся. Немного ниже нормы показали результат 34,8 % учащихся; 17,4 % учащихся соответствуют низкому уровню и 26,1 % очень низкому. Высоких показателей интеллектуального развития в классе нет (см. рис. 4).

Разницу в полученных по классам показателям можно увидеть при сопоставлении этих графиков (рис. 5).

ГИТ позволяет оценивать индивидуальные и средние результаты учащихся не только в баллах, но и в процентах правильно выполненных заданий. На основе этого можно сравнить, какой класс или какая группа детей (из сравниваемых) с какими заданиями справились лучше, а с какими хуже. На графике (см. рис.6) видно, что во всех субтестах более высокие результаты показал 6 «Б».

Анализируя эти данные, можно увидеть, какие именно задания (субтесты) оказались для детей наиболее и наименее сложными.

На рисунке 7 видно, что как для всех детей в целом, так и отдельно для учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов, наиболее сложными оказались задания субтеста «Арифметические задачи». Наиболее легкими оказались задания субтеста «Числовые ряды» (особенно это выражено у учащихся 6 «А» класса, тогда как для учеников 6 «Б» наиболее легким оказались задания субтеста «Символы».

Помимо общих и средних показателей методика позволяет графически представить и проанализировать индивидуальные результаты каждого ребенка. Для примера, на графике (см. рис. 8) изображены индивидуальные показатели двух учащихся 6 «Б» класса, показавших наилучший и наихудший результаты, относительно среднего значения (по данному классу). На график наносятся точки, соответствующие правильно выполненным заданиям по каждому субтесту (в процентах). Полученный график отражает индивидуальную структуру умственного развития ребенка. На этом примере видно, что учащийся с лучшим результатом по шести субтестам стабильно выполняет правильно более 55% заданий, (55% - 77%). Это намного выше средних значений по субтестам в классе. Однако результат по второму субтесту («Арифметические задачи») у него намного ниже - 30% (это чуть ниже среднего значения в классе).

В соответствии с этими данными разрабатываются рекомендации по индивидуальному развитию учащихся.

В исследовании была предпринята попытка анализа результатов, полученных при выполнении учащимися заданий субтестов, относящихся к математическому и лингвистическому циклам (см. рис. 9). На графике видно, что для учащихся 6 «А» класса различия в результатах не слишком велики; наблюдается незначительное преобладание результатов по математическим субтестам (что согласуется с приведенными выше данными, показывающими относительную легкость для учащихся 6 «А» класса одного из математических субтестов). тогда как в 6 Б классе более значительное преобладание результативности отмечается в сфере русского языка. В будущем мы планируем провести корреляционный анализ суммы результатов по двум математическим субтестам методики ГИТ (арифметические задачи и числовые ряды) со средними оценками по математике, а суммы результатов субтестов «Дополнение предложений» и «Понятия» со средними оценками по русскому языку.

Мы провели сравнение полученных в нашей школе данных с результатами другой школы (обычный 6 класс школы № 311 СВАО г. Москвы). Было проведено сравнение средних показателей 6-го класса школы № 311 и среднего показателя по двум классам школы № 236. Оказалось, что по средним показателям интеллектуального развития (по тесту ГИТ) обе школы относятся к уровню чуть ниже возрастной нормы и составляют для школы № 311 - 84,2%, а для школы № 236 - 81,9%. Если же сравнивать средний показатель 6-го класса школы № 311 отдельно с 6 «А» и 6 «Б» классами школы № 236, то этот показатель будет находится примерно между ними (84,2% для школы №311 против 69% для класса 6 «А» и 94,8 % для класса 6 «Б» - см. рис. 10).

На рисунке 11 представлен анализ соотношения процентов учащихся, набравших баллы, относящиеся к разным уровням интеллектуального развития в двух сравниваемых школах.

Сопоставление данных двух школ, характеризующих успешность выполнения заданий теста ГИТ по различных субтестам, показывает, что ученики школы № 311 опережают гимназический класс школы № 236 по результатам субтеста «Арифметические задачи», но лишь в одном субтесте «Числовые ряды» показывают результат ниже 6 «А» класса. Примерно одинаковые результаты получены при выполнении заданий субтеста «Аналогии».

В заключении напомним основные цели, для достижения которых могут использоваться результаты оценки интеллектуального развития школьников.

1. Осуществление со стороны директора, зам. директора по УВР, методических объединений учителей контроля за эффективностью педагогического процесса и преподаванием школьных дисциплин;

2. Определение причин школьной неуспеваемости отдельных учеников и устранение их при оказании помощи психологической и социальной службами;

3. Выявление интеллектуальных умений, недостаточно развитых у учащихся группы с целью усиления развития данного интеллектуального умения на уроках и дополнительных занятиях;

4. Сравнение эффективности разных систем обучения и методов преподавания, оценка работы отдельных педагогов по успешности выполнения тех или иных тестов учащимися;

5. Определение индивидуальных направлений коррекционной работы с учащимися психологов, педагогов дополнительного образования;

7. Комплектация классов с учетом уровня интеллектуального развития учащихся (общеобразовательные и гимназические на 2 ступени, профильные на 3 ступени обучения)

8. Выявление учащихся с высоким уровнем развития математических интеллектуальных умений, гуманитарных способностей, развитым теоретическим, логическим мышлением для индивидуализации процесса обучения.

Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся влияет на выбор системы обучения для каждого учащегося и для формирования классов..

Например, для учащихся с математическим складом ума рекомендуется обучение в лицейских классах, и для учащихся начальной школы – обучение по программам Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.Г. Петерсон, для учащихся с гуманитарным складом ума – обучение в гимназических классах.

Приложение. Методика «Интеллектуальная лабильность» (модификация С.Н. Костроминой) - для подростков в возрасте 12-15 лет (используется как фронтально, так и индивидуально).

Методика используется для прогноза успешности в обучении. Она требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции, выявляет умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.

Обследуемые должны выполнить в течение ограниченного времени (3 - 4 сек.) несложные задания на специальном бланке (25 пронумерованных квадратов).

Инструкция : «Слушайте внимательно. Переспрашивать нельзя. Прочитанное задание не повторяется. Работать нужно быстро».

Задания теста

Квадрат № 1: Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.

Квадрат № 2: Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.

Квадрат № 4: Напишите слово «пар» наоборот.

Квадрат № 5: Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.

Квадрат № 6: Нарисуйте 4 круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.

Квадрат № 7: Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.

Квадрат № 8: Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.

Квадрат № 10: Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».

Квадрат № 12: Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.

Квадрат № 13: Нарисуйте 3 точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.

Квадрат № 15: Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.

Квадрат № 17: Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.

Квадрат № 18: Если в слове синоним шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.

Квадрат № 20: Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.

Квадрат № 21: Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.

Квадрат № 22: Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.

Квадрат № 19: Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.

Квадрат № 23: Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.

Квадрат № 24: Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, «К» - в круг, «О» - в треугольник.

Квадрат № 25: Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.

Обработка результатов:

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:

0-2 ошибки: высокая лабильность, хорошая способность к обучению.

3-4 ошибки: средняя лабильность.

5-7 ошибок: низкая обучаемость, трудности в переобучении.

Больше 7 ошибок: малоуспешен в любой деятельности.

Список используемой литературы.

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь справочник по психодиагностике», Санкт - Петербург, «Питер», 2002 год.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. «Справочник психолога средней школы», Ростов на Дону, «Феникс», 2004 год.
  3. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / ред. А.А. Реана, Санкт – Петербург, 2003 год.
  4. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, «Принтер», 1993 год.