Английский парламент был создан в. История возникновения парламента в англии

Английский парламент - одно из первых сословно-представительных учреждений Западной Европы, оказавшийся самым жизнеспособным из них. Ряд особенностей британской истории способствовал процессу постепенного укрепления власти парламента, становлению его в качестве органа, отражающего интересы нации в целом.

После нормандского завоевания 1066 г.

Английское государство уже не знало политической раздробленности. Сепаратизм был свойствен английской знати, однако в силу ряда причин (некомпактность феодальных владений, необходимость противостоять завоеванному населению, островное расположение государства и т. д.) он выражался в стремлении магнатов не обособиться от центральной власти, а захватить ее. В XII в. Англия пережила длительную междоусобицу. В результате долгой политической борьбы возобладали права династии Плантагенетов, и королем стал ее представитель - Генрих IF. Его младший сын Иоанн176, сменивший в 1199 г. короля-рыцаря Ричарда Львиное Сердце1, не имел успеха ни во внешней, ни во внутренней политике. В неудачной войне он потерял обширные владения, которые английская корона имела во Франции. Затем последовала его ссора с римским папой Иннокентием III177, в результате чего король был вынужден пойти на признание себя вассалом римского папы, крайне унизительное для Англии. Современниками этот король был прозван Безземельным.

Постоянные войны, содержание армии и растущего бюрократического аппарата требовало денег. Вынуждая подданных оплачивать многократно возросшие расходы государства, король нарушал все установленные нормы и обычаи по отношению как к городам, так и к знати. Особенно болезненно воспринималось нарушение королем норм вассальных отношений, связывавших его с классом феодалов.

Следует отметить некоторые особенности, отличавшие сословную структуру английского общества: распространение сеньориальных прав короля на всех феодалов (в Англии не действовал классический принцип феодализма «вассал моего вассала не мой вассал») и незамкнутость «благородного» сословия, в которое мог быть включен всякий землевладелец, имевший годовой доход от 20 (20-е гг. XIII в.) до 40 (с начала XIV в.) фунтов1. В стране сложилась особая социальная группа, занимавшая промежуточное положение между феодалами и зажиточным крестьянством. Эта группа, активная как в экономическом, так и в политическом отношении, стремилась к расширению своего влияния в английском государстве; со временем возрастали ее численность и значение.

Ситуация 10-х годов XIII в. объединила всех недовольных королевским произволом и неудачами во внешней политике. Оппозиционное выступление баронов было поддержано рыцарством и горожанами. Противников Иоанна Безземельного объединяло стремление ограничить королевский произвол, заставить короля править в соответствии с многовековыми традициями. Результатом внутриполитической борьбы стало движение магнатов, фактически преследующее цель установления «олигархии баронов».

Программа требований оппозиции была сформулирована в документе, сыгравшем важную роль в развитии сословно-представительной монархии в Англии - Великой хартии вольностей1. Магнаты требовали от короля гарантий соблюдения прав и привилегий знати (ряд статей отражал интересы рыцарства и городов), и прежде всего соблюдения важного принципа: сеньоров нельзя облагать денежными сборами без их согласия.

Роль Хартии в английской истории неоднозначна.

С одной стороны, полная реализация содержащихся в ней требований привела бы к торжеству феодальной олигархии, сосредоточению всей полноты власти в руках баронской группировки. С другой - универсальность формулировок в ряде статей позволяла использовать их для защиты прав личности не только баронов, но и других категорий свободного населения Англии.

Король подписал Великую хартию 15 июня 1215 г., но через несколько месяцев отказался ее соблюдать. Римский папа также осудил этот документ.

В 1216 г. Иоанн Безземельный умер, власть номинально перешла к малолетнему Генриху III178 - и па некоторое время система государственного управления пришла в соответствие с требованиями баронской верхушки. Однако достигнув совершеннолетия, Генрих III фактически продолжил политику отца. Он ввязывался в новые войны, а необходимые средства пытался добыть у подданных путем поборов и притеснений. Кроме того, король охотно принимал на службу иностранцев (не последнюю роль здесь играли пожелания его жены, французской принцессы). Поведение Генриха III раздражало английскую знать, но и в других сословиях нарастали оппозиционные настроения. Широкую коалицию недовольных режимом составили магнаты, рыцари, часть свободного крестьянства, горожане, студенты. Доминирующая роль принадлежала баронам: «Конфликты между баронами и королем в период с 1232 по 1258 г., как правило, вращались вокруг вопроса о власти, вновь и вновь возрождая планы баронского контроля над королем, выдвинутые еще в 1215 г.»179. В 5060-е гг. XIII в. Англия была охвачена феодальной анархией. Вооруженные отряды магнатов воевали с войсками короля, а иногда и между собой. Борьба за власть сопровождалась изданием юридических документов, в которых учреждались новые структуры государственного управления - представительные органы, призванные ограничить королевскую власть.

В 1258 г. Генрих III был вынужден принять так называемые «Оксфордские провизии» (требования), содержащие упоминание о «парламенте»2. Этим термином обозначались советы знати, которые предстояло регулярно созывать для участия в управлении страной: «Нужно помнить, что... три парламента будет в году... На эти три парламента прибудут избранные советники короля, даже если они не будут приглашены, чтобы рассматривать состояние королевства и чтобы трактовать общие дела королевства, а также и короля. И в другие разы таким же образом, когда окажется надобность по повелению короля»".

Исследователи отмечают наличие двух течений в движении баронской оппозиции середины XIII в. Одно добивалось установления режима всевластия магнатов, другое стремилось учитывать интересы своих союзников, а, следовательно, объективно отражало интересы рыцарства и средних слоев городского населения1.

В событиях гражданской войны 1258-1267 гг. значительную роль сыграл Симон де Монфор, граф Лейстерский2. В 1265 г., в разгар конфронтации с королем по инициативе Монфора было созвано собрание, на которое кроме знати, приглашались представители влиятельных социальных групп: по два рыцаря от каждого графства и по два депутата от наиболее значимых городов. Таким образом честолюбивый политик стремился укрепить социальную базу своей «партии», легитимировать осуществляемые ей мероприятия по установлению баронской опеки над монархом.

Итак, происхождение национального сословного представительства в Англии тесно связано с борьбой за власть, стремлением феодальной знати найти новые методы ограничения власти реально действующего короля. Но едва ли парламент оказался бы жизнеспособным, если бы дело этим и ограничилось. Институт парламента открыл возможность политического участия городов и рыцарства, причем участия на высоком, национальном уровне. Оно было реализовано в виде расширенных совещаний при короле, консультаций по актуальным вопросам (прежде всего в связи с налогами и иными сборами).

Король Иоанн Безземельный подписывает Великую хартию вольностей

" Гутнова Е. В. Возникновение английского парламента (из истории английского общества и государства XIII в.). - М., 1960. - С. 318.

2 Симонде Монфор, граф Лейстерский (ок. 1208-1265) - один из руководителей баронской оппозиции королю Генриху III. Уроженец Прованса (Южная Франция). Участвовал в составлении Оксфордских провизий. 14 мая 1264 г. в битве при Льюисе (к югу от Лондона) нанес поражение королевским войскам. Затем на протяжении 15 месяцев фактически диктатор (формально сенешаль Англии). В 1265 г. по его инициативе был созван первый английский парламент. 4 августа 1265 г. погиб в сражении.

Первоначально парламент был навязан королям феодальной олигархией, но монархи осознали возможность использования этой структуры в своих интересах. Порой они мирились с оппозиционностью депутатов, проявлявшейся в легальных, «парламентских» формах.

В 1265 г. королевской власти удалось восстановить позиции, казалось, утраченные в результате выступления Монфора. Мятежный граф был побежден и погиб в сражении. Но уже в 1267 г. Генрих III вновь созвал парламент из «самых благо- разумных людей из королевства, великих и малых»180, а при новом короле - Эдуарде I-, когда последствия феодальной смуты были окончательно преодолены, собрался так называемый «Образцовый парламент» 1295 г. - один из наиболее представительных за всю его средневековую историю.

В конце XIII - начале XIV в. парламент занял центральное место в процессе постепенного становления новых принципов организации отношений между королевской властью и обществом; институт парламента способствовал тому, что эти отношения приобретали более «правовой» характер.

Наличие верховной представительной структуры отвечало интересам всех участников политического процесса. С образованием парламента король получил новый и, что существенно, легитимный инструмент для достижения своих целей: прежде всего для получения денежных субсидий.

Парламент был принят большинством магнатов. Бароны поддержали идею представительства в нем рыцарства, городов - своего рода «среднего класса» феодального общества. Это объясняется тесной связью всех сословий на основе общности экономических интересов. Чрезмерные финансовые притязания монарха обедняли города и «общины», что не могло не отражаться и на благосостоянии сеньоров. Лорды положительно восприняли новшество, позволявшее устанавливать рамки денежных расходов королевской администрации, ограничивать произвол короля по отношению к подданным при сборе налогов, и, тем самым, вводить практику контроля за деятельностью властей.

Кроме того, средние и отчасти низшие группы населения получали возможность представить королю свои просьбы посредством депутатов и могли рассчитывать на то, что они будут услышаны.

В качестве правового базиса подобного порядка взаимоотношений между властью и подданными была использована максима римского права: «Quod omnes tangit, omnibus tractari et approbari debet» - «Что касается всех, должно рассматриваться и одобряться всеми». В «Дигестах Юстиниана» эта юридическая формула определяла порядок действий группы опекунов в процессе распоряжения имуществом. В XII-XIII вв. на ее основе в церковном праве была создана теория ограничений, налагаемых на единоличные действия церковных и светских правителей, предпринимаемые без обсуждения и согласия их советников и главных подчиненных. Применительно к организации парламентского представительства эта максима была поднята до уровня конституционного принципа181.

Становление новой политико-правовой идеологии - идеологии парламентаризма отражено не только в памятниках права XIII в., но и в светской литературе. Событиям 1265 г. посвящена поэма «Битва при Льюисе». В ней автор ведет воображаемый диалог между королем и баронами. Королю внушается мысль о том, что если он действительно любит свой народ, то должен обо всем сообщать своим советникам и обо всем совето- ваться с ними, как бы мудр он ни был182. В поэме обосновывалась необходимость участия общества в процессе формирования круга королевских советников: «Король не может сам выбирать себе советников. Если он станет выбирать их один, он легко ошибется. Поэтому ему необходимо посоветоваться с общиной королевства и узнать, что думает об том все общество... Люди, прибывшие из областей, не такие идиоты, чтобы лучше других не знать нравов своей страны, оставляемых предками потомкам»183.

1295 г. стал начальной точкой отсчета регулярных и упорядоченных парламентских сессий. К середине XIV в. наметилось разделение парламента на две палаты - верхнюю и нижнюю. В XVI в. стали употреблять названия палат: для верхней - палата лордов (the House of Lords), для нижней - палата общин (the House of Commons).

Верхняя палата включала представителей светской и церковной знати, входивших до XIII в. в Большой королевский совет. Это были пэры королевства, «великие бароны» и высшие официалы короля, церковные иерархи (архиепископы, епископы, аббаты и приоры монастырей).

Все члены верхней палаты получали именные вызовы на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната; в действительности же случаи, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к XV в. редкостью. Сложившаяся в Англии система прецедентного права давала лорду, получившему однажды такое приглашение, основание считать себя постоянным членом верхней палаты. Число лиц, причастных, в силу своего социально-правового статуса, к деятельности палаты, было невелико. Количество лордов в XIII- XIV вв. колебалось от 54 в парламенте 1297 г. до 206 человек в парламенте 1306 г.184 В XIV-XV вв. численность лордов стабилизируется; в этот период она не превышала 100 человек, кроме того, далеко не все приглашенные прибывали на сессию.

На начальном этапе существования парламента именно собрание магнатов выступало в качестве авторитетного учреждения, способного влиять на королей, добиваться от них принятия нужных решений: «Если парламент и имел возможность приобрести целый ряд полномочий, то это произошло благодаря тому, что в обычное время главная роль в нем принадлежала палате лордов»"1.

Заседание палаты лордов английского парламента во времена Эдуарда I (миниатюра начала XVI в.)

Традиционное представление об английском парламенте как «двухпалатном» собрании возникло в более позднее время. Первоначально парламент выступал как единый институт, но включающий в себя структуры, разнящиеся по статусу, социальному составу, принципам формирования, выдвигаемым требованиям. Как мы видели выше, уже в первом парламенте Монфора, помимо группы магнатов (лордов), присутствовали представители графств (по два «рыцаря» от каждого графства), городов (по два представителя от наиболее значимых населенных пунктов), а также церковных округов (по два «проктора» - депутата-священника1).

Представительство графств изначально было признано как баронами, так и королями. Сложнее обстояло с депутатами от городов. Их постоянное участие в парламенте наблюдается лишь с 1297 г.

В XIII в. структура парламента имела непостоянный характер, шел процесс ее становления. В некоторых случаях все лица, приглашенные для участия в парламенте, заседали вместе. Затем начала складываться практика раздельного заседания депутатов - по «палатам»: магнатов, представителей церкви, «рыцарей», горожан (например, в 1283 г. горожане составили отдельное собрание). «Рыцари» заседали как с магнатами, так и с горожанами. «Палаты» могли собираться не только в разных местах, но и в разное время.

В первые века существования парламент не имел постоянного места заседаний. Король мог созвать его в любом городе; как правило, он собирался в том месте, где в данное время располагался король и его двор. В качестве примера укажем места дислокации некоторых парламентов конца XIII - начала XIV в.: Йорк - 1283 г., 1298 г., Шрусбери - 1283 г., Вестминстер - 1295 г., Линкольн - 1301 г., Карлейль - 1307 г., Лондон - 1300 г., 1305 г., 1306 г.

В XV в. постоянной резиденцией, местом, где проходят заседания палат парламента, стал комплекс зданий Вестминстерского аббатства.

Периодичность парламентов также зависела от решений, исходящих от короля. При Эдуарде I было созвано 21 представительное собрание, на которых присутствовали депутаты «общин»; в конце правления этого короля парламенты собирались практически ежегодно. При Эдуарде III парламент созывался 70 раз. Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель.

В начале XIV в. нередкими были случаи, когда в году собиралось несколько парламентов - в зависимости от политической ситуации. Однако в дальнейшем, вплоть до конца XVII в. периодичность парламентских сессий так и не была зафиксирована в правовых нормах.

На протяжении XIV-XV столетий, постепенно складывались основные черты организации деятельности парламента, его процедуры и политической традиции.

Раздельное заседание палат предопределило наличие отдельных помещений, в которых проходили заседания лордов и «общин». Заседания палаты лордов проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца. Палата общин работала в зале капитула Вестминстерского аббатства. Обе палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия парламентской сессии, основным актом которой являлось выступление короля перед собравшимися парламентариями; члены нижней палаты слушали речь стоя за барьером.

Но несмотря на разделенность палат в пространстве, «три сословия - дворянство, духовенство и бюргерство, оказались в них скорее объединены, чем отделены друг от друга, в отличие от того, как это было в континентальных странах, что, безусловно, затрудняло манипулирование ими со стороны короля и сталкивание их между собой»1.

Процесс конституирования палаты общин как отдельной парламентской структуры продолжался на протяжении второй половины XIV - начала XV в.

Термин «палата общин» происходит от понятия «commons» - общины. В XIV в. оно обозначало особую социальную группу, некое «среднее» сословие, включающее рыцарство и горожан. «Общинами» стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Представители этого «среднего» сословия постепенно приобрели право избирать и быть избранными в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем такие права политическими). Осознание своей значимости, активно формировавшееся в течение XIV-XV вв., подчас определяло позицию палаты по отношению к лордам и даже к королю.

В XIV-XV вв. 37 английских графств делегировали в парламент по два представителя. В XVI в. своих депутатов стали посылать в парламент графство Монмут и палатинат Чешир; с 1673 г. - палатинат Дарэм. Представительство графств существенно расширилось в XVIII в.: 30 депутатов пополнили палату общин после унии с Шотландией, еще 64 депутата избиралось в графствах Ирландии.

Количество «парламентских» городов и «местечек» также увеличивалось со временем; соответственно росло и общее число членов нижней палаты парламента. Если в середине XIV в. оно составляло примерно двести человек, то к началу XVIII в. их было уже более пятисот, именно благодаря усилению представительства городов и «местечек».

Многие члены нижней палаты неоднократно избирались в парламент; их сближала общность интересов и сходный социальный статус. Значительная часть представителей «общин» имела достаточно высокий уровень образования (в том числе юридического). Все это способствовало постепенному превращению нижней палаты в дееспособную, фактически профессиональную организацию.

В конце XIV столетия появилась должность спикера}, который фактически являлся государственным чиновником, призванным вести заседания палаты, представлять палату общин в ее повседневной деятельности, на переговорах с лордами и королем, но не возглавлять это коллективное собрание. При открытии очередной сессии кандидатура спикера вносилась лордом-канцлером от имени короля. Согласно традиции, депутат, на которого пал этот высокий выбор, должен был демонстративно отказываться от должности, произнося при этом заранее подготовленную речь.

Языком парламентской документации, прежде всего протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363 г. речи депутатов иногда произносились на английском языке.

Одной из важных проблем становления парламентского представительства, являлось материальное обеспечение членов нижней палаты. Общины и города, как правило, предоставляли своим депутатам денежное довольствие: рыцарям графств по четыре шиллинга, горожанам по два шиллинга за каждый день сессии. Но часто вознаграждение «совершалось» лишь на бумаге и парламентариям приходилось вести борьбу за то, чтобы эти выплаты стали частью правовой традиции.

При этом существовали предписания (1382 и 1515 гг.), согласно которым депутат, не явившийся на сессию без уважительных причин, подвергался денежному штрафу185.

Наиболее важным из них было участие в принятии решений по вопросам налогообложения. Фискальная система государства еще только формировалась, и большинство налогов, в первую очередь прямых, являлось чрезвычайными. Отметим, что в Англии налоги платили все подданные, а не только «третье сословие», как это было, например, во Франции. Подобное обстоятельство устраняло одну из возможных причин конфронтации между сословиями. В 1297 г. парламент приобрел право разрешать королю сбор прямых налогов с движимого имущества. С 20-х гг. XIV в. он дает согласие на сбор экстраординарных, а к концу XIV столетия - и косвенных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права в отношении таможенных пошлин.

Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал при согласии нижней палаты (официально - в виде ее «дара»), выступавшей здесь от имени тех, кому предстояло эти налоги вносить. Силь- ные позиции палаты общин в таком важном для королевства вопросе, как финансы, позволяли ей расширять свое участие и в других областях парламентской деятельности. По образному выражению английского историка Э. Фримена, палата, нижняя по имени, постепенно стала верхней в действительности186.

Значительных успехов парламент добился в области законодательства. Задолго до его возникновения в Англии сложилась практика подачи королю и его совету частных петиций - индивидуальных или коллективных прошений. С возникновением парламента петиции стали адресовать и этому представительному собранию. В парламент поступали многочисленные письма, отражавшие самые разные нужды как частных лиц, так и городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т. д. На основании этих запросов, парламент в целом или отдельные группы его членов, вырабатывали собственные обращения к королю - «парламентские» петиции. Эти обращения обычно касались важных вопросов общей государственной политики, и ответом на них должны были быть какие-то общегосударственные мероприятия187.

Уже в XIV в. парламент имел возможность влиять на короля, в целях принятия законов, отражавших интересы крупных и средних землевладельцев, купеческой верхушки. В 1322 г. был принят закон, гласящий, что все дела «касающиеся положения сеньора нашего короля... и... положения государства и народа, должны обсуждаться, получать согласие и приниматься в парламенте нашего господина короля и с согласия прелатов, графов, баронов и общины королевства»188. В 1348 г. парламент потребовал от короля, чтобы его просьбы исполнялись еще до того, как будут утверждены налоги".

В дальнейшем, развитие института «парламентских петиций» привело к появлению нового порядка принятия законодательства. Первоначально, парламент обозначал проблему, требующую издания королевского закона - ордонанса или статута189. Во многих случаях статуты и ордонансы недостаточно адекватно отражали пожелания парламента (в особенности - палаты общин). Следствием этого стало стремление парламента зафиксировать в своих постановлениях те правовые нормы, принятия которых они добивались. При Генрихе VI сложилась практика рассмотрения в парламенте законопроекта - билля. После трех чтений и редактирования в каждой палате, билль, одобренный обеими палатами, направлялся на утверждение короля; после его подписи он становился статутом.

Со временем формулировки принятия или отклонения билля приобрели строго определенный вид. Положительная резолюция гласила: «Ко- ролю это угодно», отрицательная: «Король об этом подумает»1.

Развитие прав парламента в области законодательства отражала и юридическая терминология. В статутах XIV в. говорилось, что они изданы королем «по совету и с согласия (par conseil et par assentement) лордов и общин». В 1433 г. впервые было сказано, что закон издан «по власти» (by the authority) лордов и общин, а с 1485 г. сходная формула стала постоянной.

Участие парламента в политическом процессе не ограничивалось его законодательной деятельностью. Например, парламент активно использовался королем или противоборствующими группами знати для устранения высших чиновников. В этом случае парламентарии выступали с разоблачениями лиц, подозреваемых в нарушениях законодательства, злоупотреблениях, неблаговидных поступках. Парламент не был вправе отстранять от власти сановников, но имел возможность обвинять отдельных лиц в правонарушениях. На фоне «общественной критики» борьба за власть приобретала более обоснованный характер. В ряде случаев в стенах палаты общин произносились речи, в которых обвинялись действия королей. В 1376 г. с заявлением, резко критикующим деятельность короля Эдуарда III, выступил спикер палаты Питер де ля Map.

В период борьбы за королевский трон и феодальной междоусобицы парламент выступал в качестве органа, узаконившего смену королей на английском престоле. Так, низложение Эдуарда II (1327 г.), Ричарда II (1399 г.) и последующая коронация Генриха IV Ланкастера были санкци-

Судебные функции парламента были весьма значительны. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу XIV в. она приобрела полномочия суда пэров и верховного суда королевства, рассматривавшего наиболее тяжкие политические и уголовные преступления, а также апелляции. Палата общин могла выступать в качестве ходатая сторон и представлять лордам и королю свои законодательные предложения по

Значение и роль парламента были неодинаковыми на разных этапах

Со второй половины XV в. для него начались трудные времена. В годы феодальной междоусобицы - войны Алой и Белой Розы (1455-1485 гг.) парламентские методы решения государственных вопросов сменились силовыми. В конце XV в. политическая жизнь в королевстве стабилизировалась. В 1485 г. к власти пришла новая династия - династия Тюдоров, представители которой правили Англией до 1603 г. Годы правления Тюдоров были отмечены значительным усилением королевской власти. При Генрихе VIII, в 1534 г. английский монарх был провозглашен главой национальной церкви.

В отношениях между королевским двором и парламентом установились следующие принципы. Монархи стремились использовать авторитет собрания в своих интересах. Они издавали лестные декларации, подчеркивали свое уважение к институту парламента. При этом влияние последнего на верховную власть и возможность реализации самостоя- тельных политических инициатив были сведены до минимума.

Состав палаты общин формировался при активном, заинтересованном участии королевской администрации. Характер парламентских выборов в средневековой Англии существенно отличался от того, что наблюдается в новейшее время. Современный автор полагает: «Сказать, что манипуляции с выборами родились одновременно с самими выборами, недостаточно. Лучше сказать, что выборы родились только потому, что с ними возможны манипуляции»1. Избирательный процесс почти всегда проходил под воздействием влиятельных лиц; кандидатура будущего избранника чаще всего определялась не столько шерифами или городской верхушкой, сколько влиятельными магнатами или непосредственно королем.

Структуры, находящиеся в подчинении короля (например, Тайный совет) осуществляли контроль за деятельностью парламентариев, ходом дебатов, процессом рассмотрения законопроектов. Необходимо отметить, что при Тюдорах парламенты созывались редко и нерегулярно191.

Королева Елизавета I в парламенте

Тем не менее, парламент занимал достаточно важное место в системе английской государственности эпохи абсолютизма. Он не только утверждал распоряжения короны, но и активно участвовал в законодательной деятельности государства192. Палаты много и плодотворно работали над законопроектами, регламентирующими различные сферы социально-экономической жизни Англии (внешняя торговля, таможенные правила и пошлины, унификация мер и весов, вопросы мореплавания, регулирование цен на товары, производимые в стране). Например, в 1597 г. Елизавета I утвердила 43 билля, принятых парламентом; кроме того, по ее инициативе было принято еще 48 биллей.

При Генрихе VIII и его преемниках участие парламента было заметным в реформе вероисповедания и при решении вопросов престолонаследия.

Даже в новых исторических условиях парламент не только продолжал функционировать, но и сохранял достаточно высокий авторитет, в отличие от со- словно-представительных учреждений многих европейских стран, которые в период установления абсолютизма, как правило, перестали собираться.

Парламент был жизнеспособен прежде всего потому, что заседавшие в нем представители разных социальных групп могли работать вместе. При всей сложности отношений и разнице интересов они оказались способны к сотрудничеству. Являясь одновременно главой государства и парламента, будучи инициатором созыва сессий и конечной инстанцией всех парламентских полномочий и решений, король связал себя с этой организацией самым тесным образом. Парламент не существовал без короля, но и монарх был ограничен в действиях без поддержки парламента. Отражением этой особенности английского политического устройства стала формула «король в парламенте», символизировавшая государственную власть во всей ее полноте.

Отметим, что именно в эпоху Тюдоров получили развитие тенденции приобретения членами парламента особых «политических» прав и свобод, берущие начало на рубеже XIV-XV вв. В XVI в. члены обеих палат приобрели ряд знаковых юридических привилегий, так называемых «парламентских свобод» - прообразов будущих демократических прав личности. Поскольку парламент являлся высшим политическим собранием королевства, речи, произносимые в ходе заседаний его палат, должны были неизбежно приобрести определенный правовой «иммунитет», так как многие депутаты понимали свою миссию как максимально точное изложение тех мнений, которые они прибыли отстаивать. Самый ранний зафиксированный случай претензий палаты общин на некоторые привилегии произошел в 1397 г., когда по инициативе депутата Гекси (Нахеу) ей было принято решение об уменьшении расходов на содержание королевского двора. Лорды обвинили депутата в измене, и он был приговорен к смертной казни, но затем помилован. В связи с этим инцидентом нижняя палата приняла постановление, указав, что депутат подвергся преследованию «против права и порядка, который был обычен в парламенте, в нарушение обычаев палаты общин»193.

1523 г. спикер палаты общин Томас Мор194 создал прецедент, испросив у короля Генриха VIII право высказываться в парламенте, без опасений преследования за свои слова195, и при Елизавете I эта привилегия была узаконена (хотя нередко нарушалась на практике).

С проблемой «свободы слова» отчасти связано и более широкое понятие депутатской неприкосновенности. Еще в древности, в Англии существовал обычай так называемого «королевского мира» («King"s peace»): каждый человек, направлявшийся на гемот или возвращавшийся с него, находился в дороге под королевским покровительством. Но это покровительство не действовало в том случае, если подданный сам совершал преступление, нарушал «мир».

Упомянутый выше инцидент 1397 г. показал важность проблемы правового иммунитета выборного депутата"1 во время его деятельности в качестве парламентария. Гекси был обвинен в измене - одном из наиболее тяжких преступлений, но палата общин считала, что это противоречит ее правам и обычаям. Следовательно, уже в конце XIV в. парламент, как корпорация, сознавал необходимость охраны свободы своих членов от политических и иных преследований. В XVI в. произошел инцидент, показавший, что палата общин считала недопустимым арест парламентария. В 1543 г. депутат Дж. Феррерс (Georg Ferrers) был арестован за долги во время следования на сессию. Палата просила шерифов Лондона об освобождении Феррерса, но получила грубый отказ. Тогда по приговору палаты общин были арестованы должностные лица, заключившие под стражу депутата. В сложившейся правовой коллизии король Генрих VIII издал распоряжение о привилегии членов палаты общин: их личность и имущество признавались свободными от ареста во время парламентской сессии.

Члены палаты могли утратить иммунитет и быть исключены из ее состава за противоправные действия, направленные против парламента или за другие серьезные проступки (измену, уголовное преступление)196.

Парламент - распространенный избирательный орган власти в любой демократической стране. Он может называться по-разному. В Российской Федерации это Дума, в Израиле - Кнессет, в Германии - Бундестаг. История возникновения этого органа власти происходила в разных странах по одним и тем же историческим законам. На примере британского правительства попробуем рассказать, где и когда появился парламент в Англии.

Предпосылки возникновения

Возможность проследить за зарождением выборной системы на Британском полуострове прослеживается с момента отступления из этих мест римских легионеров. Этапы становления государственности были очень медленными, а королевская власть - слабой. Развитие городов повлекло за собой рождение нового класса - буржуазии, которая пытается отстаивать свои интересы наряду с крупными землевладельцами на государственном уровне.

В хрониках некоторых английских графств были представлены доказательства того, что шерифы этих мест отправляли благородных рыцарей консультировать королей касательно налогообложения и других финансовых вопросов. Королям, естественно, не нужны были мысли рыцарей и горожан по этому поводу, а требовалось полное согласие с мнением короны. Но с мнением подданных все-таки приходилось считаться. Именно в этих условиях в Западной Европе возникают представительные собрания, которые оказывали сдерживающее воздействие на аппетиты своих монархов - Генеральные штаты Франции, рейхстаг Германии и парламент Англии. История Британии связывает возникновение этого института власти с именем одного из самых влиятельных лиц того времени - Симона де Монфора.

Королевские амбиции

Обострение между тремя правящими классами Англии достигло своего пика в начале XIII века. Властью баронов был признан главой Англии сын короля Иоанна Генрих III. Он был слабым и трусливым монархом, который всегда оказывался под чьим-то влиянием. Раздаривая земли и богатства иностранцам, он вызвал возмущение среди всех слоев населения. К тому же ради амбиций собственной семьи Генрих собирался ввязаться в войну за Сицилийскую корону, которая нужна была ему для сына. Для ведения войны он потребовал треть всех доходов страны.

Первый парламент в Англии к тому времени не был создан, поэтому королю никто не мог оказать твердого и разумного сопротивления. Отрывки из хроник того времени говорят, что бароны были настолько возмущены непомерными аппетитами собственного короля, что у них «звенело в ушах». Нужно было предпринимать решительные меры.

На вопрос о том, где и когда появился парламент в Англии, ответ можно получить в средневековых хрониках, которые в большинстве своем пылятся в архивах публичных библиотек. В них можно найти упоминания о событии, которое произошло в Оксфорде в 1258 году. Тогда бароны, возмущенные самоуправством своего монарха, собрали королевский совет в этом городе. В историю он вошел под названием «Бешеный (неистовый) совет». Согласно решению баронов, власть иностранцев в стране ограничивалась, владение землями и замками переходило к английским дворянам, а все важные дела король должен был обязательно согласовывать с крупными землевладельцами.

Рыцарь и революционер

Добившись уступок от короля, бароны и не подумали позаботиться о простых рыцарях и буржуазии. В стране вспыхнули протесты. Наиболее радикальное крыло мятежников возглавил Симон де Монфор. Поначалу войско короля потерпело поражение, а сам монарх и его сын Эдуард попали в плен. Монфор вошел в Лондон и стал править Англией.

Представительные собрания

Монфор понимал, что его власть, не подкрепленная никакими правами, крайне непрочна. Для того чтобы править страной в его положении, нужно было заручиться поддержкой широких слоев общества. Решение Монфора уже отвечает на вопрос о том, с какой целью создан парламент в Англии. Это в первую очередь поддержка общества, получение очередных финансовых вливаний, укрепление королевской власти на местах.

В 1265 году в Лондоне было созвано собрание трех имущественных классов средневековой Англии. На него были приглашены духовные и светские магнаты, а также представители рыцарства и городской буржуазии. Языком общения благородных господ тогда, как и много лет спустя, был французский, а английской простонародной речью пользовались лишь крестьяне и ремесленники. Поэтому и парламент был назван на французский манер. Корнем этого слова является французское «парлё», что значит «говорить».

Конец Монфора

Большинство захватчиков недолго пользуются дарами своих побед. Так и Монфор быстро потерял власть и был убит в борьбе со сторонниками принца Эдуарда. Власть короля была восстановлена, и урок из произошедшего был получен.

Выборное собрание осталось государственным органом власти даже после Монфора. А вот где и когда появился парламент в Англии после этих событий - совсем другая история.

Лондон и парламент

Знать и королевские власти на собственном примере убедились, что без поддержки рыцарей и горожан Англией управлять будет нелегко. Даже после смерти Монфора парламент жил и выполнял определенные функции. Например, дабы избежать новых народных волнений, в 1297 году королем Эдуардом был подписан указ, согласно которому, ни один налог не может быть введен в королевстве без одобрения его парламентом.

Последний был построен на принципах соблюдения условий договоров - тем самым были заложены принципы современной юстиции. Прозрачные условия сделки между государственной властью и королевскими подданными гарантировали, что соблюдать соглашения будет выгодно и той, и другой стороне. Только форма выборного собрания с тех пор несколько изменилась.

Как был устроен парламент в Англии

Как постоянно действующий орган власти, парламент в Англии в средние века полноправно функционировал, начиная с 1265 года. Представители титулованной знати и высшего духовного сословия получали именные документы, позволявшие им принимать участие в работе парламента, а для простых рыцарей и горожан существовало общее приглашение.

Как был устроен парламент в Англии, можно увидеть и в современном британском правительстве - ведь за 900 лет в устройстве этого органа власти практически ничего не изменилось. Весь парламент разделен на две большие палаты. В первую - Палату лордов - входят потомки тех самых баронов, что участвовали в «Бешеном совете». Это представители титулованного дворянства и духовной знати. В XIV веке духовенство покинуло собрания парламента, но позднее вернулось в его ряды. Нижнюю палату - Палату общин - занимают наследники тех, кому в далекие времена отсылались «общие приглашения». Это потомки рыцарей и богатых горожан. В настоящее время представители включают в себя депутатов из местного дворянства, которым общество на местах доверило представлять свои интересы в столице.

Возможность напрямую контролировать власть дала толчок развитию местного самоуправления - в различных графствах создавались местные собрания, а городские интересы отстаивались в советах.

Надеемся, что из этой статьи станет ясно, где и когда появился парламент в Англии. Мы подробно рассмотрели, какое влияние имела выборная система самоуправления на английских королей в средние века.

Введение 3

Возникновение и становление английского парламента 4

Структура парламента в Англии 7

Функции парламента в Англии 11

Заключение 14

Список источников и литературы 16

Введение

Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет большое значение для российского студента-юриста. Ведь многие страны перенимают опыт других народов в своем развитии. И наша страна не является исключением.

Англия прошла интереснейший путь исторического развития от раннефеодальных государств Англов, Саксов, Ютов и Фризов до одной из наиболее развитых стран Мира.

Одной из интересных и важных вех в истории Англии является период деятельности парламента, который длится до сих пор.

Этот вопрос актуален, потому что современная Великобритания сохранила историческую форму правления - парламентскую монархию. А также эта страна считается родиной современной парламентской демократии.

  1. Изучение истории английского парламента;
  2. Рассмотрение структуры парламента;
  3. Изложение основных функций парламента.
  1. Изучение литературы по теме;
  2. Сбор и обобщение материалов;
  3. Постановка выводов.

Возникновение и становление английского парламента

Английский парламент прошел интересную и поучительную историю: будучи в настоящее время главным органом политической жизни Англии и образцом для конституционных учреждений Европы, он в прошлом постепенно развился из условий, которые имели мало общего с порядками современной политической свободы.

В начале устройство Англии имело скорее черты сходства со строем соседних варварских государств, но постепенно общие западноевропейские учреждения получают на острове своеобразную постановку, среди которой и слагаются зародыши парламентского устройства. Уже в англосаксонский период можно указать кое-какие подготовительные факты. По описанию германских племен у Тацита, верховная власть принадлежит не королю, а народу, и это народное верховенство осуществляется в деятельности двух учреждений — веча и совета племенных начальников. У англосаксов, в эпоху разделения их на мелкие королевства, имеются оба указанные учреждения: племенное собрание — фолькмот — и совет мудрейших витенагемот.

Когда мелкие королевства слились в одно, племенные собрания обратились в областные, по графствам; общего веча англов не образовалось, но на витенагемот при короле перешли отчасти права прежнего веча. Витенагемот стал как бы двухсторонним учреждением: с одной стороны он действовал как королевская дума и пополнялся в значительной степени по воле короля, из его дружинников и чиновников; с другой стороны, он ограничивал власть короля. В точности отношение между двумя властями определено не было.

Норманны, завоевав Англию в 1066 г., сохранили древние областные учреждения, а также и витенагемот. Первые норманнские короли созывали обыкновенно три торжественных сессии совета, для отправления важнейших дел. Одним из внешних признаков таких торжественных заседаний было то, что король надевал корону. Норманнское завоевание было, однако, для Англии началом нового, феодального периода, и под влиянием феодализма формы и сущность совещаний изменились.

Вместо слабо организованного "племени" и более или менее подчиненных советников, короли очутились лицом к лицу с могущественной феодальной аристократией, которая признавала их лишь первыми среди равных. Вследствие разделения феодальных государств на множество почти самостоятельных сеньёрий и церковных владений, проведение какого-либо постановления, обязательного для всех этих частей, требовало и участия их всех.

Везде в Западной Европе этого времени возникают сеймы или съезды феодалов, которые решают вопросы о международных отношениях, о мерах внутренней администрации, о законодательных постановлениях, об обложении. Съезды эти составляются, по аналогии сеньериальных курий, из вассалов короля.

К таким съездам обращаются и английские короли для утверждения общих постановлений и получения субсидий; но авторитет английских съездов усиливается тем обстоятельством, что они являются как бы продолжением древнего витенагемота. Когда феодалы смыкаются в сословие и вступают в систематическую борьбу с королями, одно из их главных требований касается созыва съездов для разрешения чрезвычайных субсидий (законными поводами к взысканию субсидий с вассалов считались 4 случая: когда сеньор выдавал дочь замуж, когда он делал сына рыцарем, когда его приходилось выкупать из плена, когда он отправлялся в крестовый поход).

В Великую хартию вольностей, данную в 1215 г. Иоанном Безземельным, был внесен параграф, по которому в таких случаях созывается Commune consilium королевства. При утверждении Великой хартии Генрихом III статья эта была опущена, но общий взгляд, что феодалов нельзя облагать чрезвычайными субсидиями без их согласия, коренился в самих основах феодального строя, и королю приходилось с ним считаться. Нельзя сказать, чтобы короли охотно подчинялись феодальным теориям или принимали бы их всецело. При дворе сложились воззрения, находившиеся в резком противоречии с феодализмом — воззрения, по которым король являлся источником всякой власти в стране и не обязан был сообразоваться с желаниями и советами подданных. Во все время царствования Генриха III идет борьба между указанными взглядами и представляющими их общественными силами.

В 1264 г. бароны нанесли королю поражение при Льюисе и главный их вождь, Симон де Монфор, организовал совет из 9 членов, который фактически взял короля под опеку и присвоил себе высшее руководство государственными делами. В подспорье этому совету Монфор в начале 1265 г. созвал Парламент, который по своему составу отличался от прежних феодальных съездов: вызваны были бароны, епископы и аббаты, поддерживавшие партию Монфора, и кроме того по два рыцаря от каждого графства и по 2 депутата от важнейших городов. Бывали и прежде случаи, что короли обращались с просьбой о деньгах к депутатам рыцарства или городов, но Монфор впервые соединил все перечисленные группы в общий совет королевства или парламент. Противник и победитель Монфора, Эдуард I, постоянно занятый войнами во Франции, Шотландии и Валлисе, принужден был вернуться к той же системе, чтобы обеспечить себе достаточные субсидии. Начиная с 1295 г. он стал созывать Парламент по образцу 1265 г.

Структура парламента в Англии

С середины XIV в. парламент стал делиться на две палаты: верхнюю — палату лордов (House of Lords), где заседали прелаты и бароны, и нижнюю — палату общин (House of Commons), где заседали рыцари и представители городов. То, что горожане и рыцари заседали совместно, отличало английский парламент от сословно-представительных собраний в других странах, их прочный союз обеспечил палате общин большое влияние в политической жизни Англии. Духовенство не было особо выделено в английском парламенте.

Палата лордов включала представителей светской и церковной аристократии, входивших в Большой королевский совет. Им рассылались именные приглашения за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната, но в действительности случаи, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к XV в. редкостью. Сложившееся в Англии система прецедентного права давала лорду, однажды получившему такое приглашение, основание считать себя постоянным членом верхней палаты. Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные собирались на сессию, а такого в XIV-XV вв. почти никогда не случалось, оно редко достигало 100 человек.

Заседания палаты лордов проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины XIV в. Название нижней палаты происходит от понятия «Commons» (общины). В XIV в. оно обозначало особую социальную группу, некое «среднее» сословие, включавшее рыцарство и верхушку горожан. То есть «общинами» стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и «добрым» именем. В права этого «среднего» сословия постепенно входило право избираться и быть избранным в нижнюю палату парламента. Осознание своей значимости, активно формировавшееся в течение XIV-XV вв., подчас определяло позицию палаты общин по отношению к лордам и даже королю.

К концу XIV в. возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату, отнюдь не возглавляя ее, на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для нижней палаты, которая была прежде всего собранием, т. е. коллективной организацией.
Депутаты нижней палаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента де Монфора: по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 представителя от наиболее значимых городов. Число таких городов с течением времени менялось, соответственно менялось и число членов палаты общин. В среднем оно составляло в середине XIV в. 200 человек.
Члены нижней палаты в отличие от лордов получали денежное довольствие: рыцари графств по 4 шиллинга, горожане - по 2 шиллинга за каждый день сессии. К началу XV в. эти выплаты стали традиционными.

Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства.

Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до ее открытия, и начиналась с писем - приказов, которые рассылались из королевской канцелярии шерифам графств. После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов.

В XIV-XV вв. в обществе складывается представление о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Она вошла в практику к началу XV в. и подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста, но только на время сессии.

За выборы отвечал шериф, а проводились они в собраниях графств.

Эти организации, имевшие более давнюю историю, чем парламент, входили в структуру местного самоуправления. Ее объектами были городские и сельские общины, приходы и монастыри, объединявшиеся в более крупные корпорации: общины сотен и, наконец, общины графств.

Собрания сотен и графств, восходившие к древним народным собраниям родоплеменного общества, регулярно созывались еще с донормандских времен. После завоевания они приняли на себя административные функции - судебные и фискальные - и были поставлены под контроль центральной власти. Однако частично их самостоятельность была сохранена.

Средневековая Англия, таким образом, имела прочную систему органов местного управления и самоуправления (по всей территории, а не только в городах).

Если в собраниях сотен могли участвовать и лично зависимые крестьяне - вилланы, то в собраниях графств - только свободные, начиная с фригольдеров и, кончая магнатами, которые, впрочем, предпочитали посылать вместо себя заместителя. Таким образом, большинство в собраниях графств составляли средние и мелкие феодалы и зажиточные крестьянство, т.е. те средние слои, которые и определялись термином общины.

Главная роль на выборах принадлежала шерифам. Они обладали значительными полномочиями и, соответственно, большими возможностями для злоупотреблений, количество которых росло с усилением давлением знати. Чаще всего нарушения заключались в фальсификации итогов выборов: в возвращаемый текст королевских предписаний вносились нужные имена, а законно избранные депутаты не попадали в парламент.

Палата общин последовательно, хотя не очень успешно, боролось с этим злом. Она инициировала принятие статутов, направленных против нарушений избирательных норм. Меры предлагались довольно жестокие. Так, по статуту 1445г. шериф должен был платить за каждое нарушение крупный штраф: сто фунтов в казну и столько же - пострадавшему, т.е. человеку, чье имя не было включено в список избранных. Для сравнения, годовой доход с недвижимости, дававший допуск в рыцарское сословие, составлял всего сорок фунтов. Однако неоднократные предложения палаты общин положить предел злоупотреблениям шерифов не встречали поддержки монархов.

По данным исследователей, все английские города, имевшее право на парламентское представительство, можно условно разделить на четыре группы - в зависимости от их положения в графстве.

К низшей категории принадлежали небольшие города, не выбиравшие собственных депутатов, а посылавшие делегатов на собрание графств. Лондон обладал комплексом административных, судебных, торговых и прочих привилегий и посылал в парламент четырех депутатов.

О том, что город имеет статус парламентского, говорило королевское предписание шерифу о выборах депутатов на очередную сессию. Город мог получить избирательное предписание, даже если приходил в упадок. В первые десятилетия существования парламента нередки были и случаи отказа городов посылать своих представителей - из-за необходимости собирать деньги на жалованье депутатам, отрывать их от важных дел и т.д.

Участие представителей города в парламенте требовало от муниципальной казны хотя и небольших, но реальных расходов.

Однако большинство городов в 14в. изменили свое отношение к участию в парламентской деятельности. Она становилась в глазах горожан все более привлекательной. Если в конце 13в. в парламенте было представлено около 60 городов, то в середине 15в. - уже более ста. В 1377г. в 70 городах Англии проживало около 130 тыс. избирателей, т.е. на порядок больше чем в графствах. Число депутатов от городов также могло значительно превышать число рыцарей графств.

В отличие от других сословно-представительных учреждений Западной Европы, в английском парламенте представители городов не составляли отдельной палаты. В парламентских документах депутаты палаты общин обозначались как "рыцари графств и горожане сити и бургов".

В то же время представители графств в парламенте находились в гораздо более выигрышном положении, чем горожане. Выборы в городах крайне редко находят отражение в статутах королевства.

Функции парламента в Англии

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут «о неразрешенности налогов». В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Особое значение имела деятельность парламента, точнее - его нижней палаты, связанная с налогообложением. Отметим, что налоги на движимое и недвижимое имущество (как и другие) в Англии платили все, а не только «третье сословие». С 1297 г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое имущество. С 20-х гг. XIV в. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права и в отношении таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал с согласия нижней палаты, выступавшей от имени тех, кому предстояло эти налоги платить. Сильные позиции палаты общин в таком важном для короля деле, как финансы, позволяли ей расширять свое участие и в других областях парламентской деятельности.

Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине XIV в. в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы - ордонансы. Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты - билля. Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. Подписанный королем, такой билль становился статутом. Иногда и королевские ордонансы основывались на предложениях палаты общин. Уже в XV в. ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения палаты общин.

Парламент стремился влиять на назначение и отставку высших чиновников королевства. В XIV в. складывается практика «импичмента» должностных лиц, обвиненных в серьезном нарушении законодательства, злоупотреблениях и других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридического права отстранять от власти неугодных ему чиновников, но под влиянием его выступлений король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией.

Парламент выступал в качестве органа, легитимизирующего смену королей на английском престоле. Так, низложение Эдуарда II (1327 г.), Ричарда II (1399 г.) и последующая коронация Генриха IV Ланкастеара были санкционированы парламентом.

Судебные функции парламента были весьма значительны. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу XIV в. она приобрела полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавших наиболее тяжкие политические и уголовные преступления аристократии, а также апелляции. Палата общин могла представлять лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной практики.

Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам, как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т. д. Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была школа политического и правового воспитания, как для парламентариев, так и для тех, кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получала информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы, затронутые в частных и коллективных петициях, находили отражение в законодательных проектах палаты общин, а затем и в статутах.

Заключение

Возникновение сословного представительства имело большое значение в процессе роста централизованного государства.

С возникновением парламента в Англии родилась новая форма феодального государства — сословно-представительная, или сословная, монархия, являющаяся важнейшим и закономерным этапом политического развития страны, развития феодального государства.

Возникновение парламента и сословной монархии отразило успехи политической централизации Англии и, в частности, факт складывания в стране общегосударственных сословных групп - баронов, рыцарства и горожан. В свою очередь, парламент своим возникновением способствовал дальнейшему укреплению феодального государства. Являясь орудием господствующего класса, парламент все же играл в Англии XIII-XIV вв. прогрессивную роль, поскольку он ограничивал политические притязания наиболее реакционного слоя феодалов - баронства - и направлял политику короля в интересах более передовых слоев общества того времени - рыцарства и верхушки горожан. Допущение в парламент городских представителей означало официальное признание определенных прав и возросшего значения городского сословия.

За первые столетия существования парламента система выборов в палату общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и города, а также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого имущественного и социального положения.

Таким образом, благодаря созданию парламента, в Англии раньше всего в Средневековом мире сложились предпосылки для формирования правового государства (т.е. государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан и их защита) и гражданского общества (т.е. общества, состоящего из свободных, самостоятельных и равноправных людей).

Развитие государственно-политического строя Великобритании в 18-19вв. в итоге сформировало наиболее классический образец системы парламентаризма. Этот парламентаризм обеспечил Англии стабильное реформирование разных областей социальной и политической жизни, решение многих острых экономических и политических, в том числе внешнеполитических, проблем в интересах социального мира. К началу 20в. Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи, существование которой также обеспечивало политическую стабильность в стране.

Список источников и литературы

  1. Всеобщая история государства и права/ под ред. проф. К.И. Батыра. - М.: Юристъ, 2009.
  2. А. А. Васильев. История древнего мира/Р. Ю. Виппер. История средних веков/ - М.: Республика, 2008.- 511 с.: ил.
  3. П.Н. Галанза История государства и права зарубежных стран. Москва 2010г., 552с
  4. А. С. Гольденвейзер Социальные течения и реформы XIX столетия в Англии. - Киев, типография С. В. Кульженко, 2008 г.
  5. А. В. Дайси Основы государственного права Англии: Пер. с англ. / Под ред. П. Г. Виноградова. — СПб., 2009., 710с.
  6. В. Ф. Дерюжинский Из истории политической свободы в Англии и Франции. - С.-Петербург, типография М. М. Стасюлевича, 2009 г.
  7. О. В.Дмитриева, Парламент и парламентская культура в Англии в XVI - начале XVII вв. Программа спецкурса / О. В. Дмитриева. - М. : Едиториал УРСС, 2001. - 12 с
  8. Н. А.Крашенинникова История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2-х тт. — М.: Норма, 2007. — Т. 2. — 816 с
  9. Д. Петрушевский Великая хартия вольностей. С приложением перевода текста Великой хартии (издание 3-е). - С.-Петербург,
  10. В.А. Томсинов (Составитель). Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).. - М., 2010.
  11. М. Черниловский. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2007.
  12. Э. Фишель Государственный строй Англии /. - СПб: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1862. - 542. http://lib.mgppu.ru
  13. В.В. Караев, История средних веков/[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://society.polbu.ru/kareva_midhistory/ch21_ii.html
  14. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона /[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/77384/Парламент
  15. Официальный сайт Парламента Великобритании/[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://www.parliament.uk

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

В современном мире почти в каждом государстве есть свой парламент, который необходим для выражения интересов разных слоев общества. Эта система одной из первых появилась в средневековой Англии.

Борьба королей и феодалов

В XIII веке островное королевство часто страдало от гражданских войн и конфликтов. Одной из причин такого неустройства стала борьба между королевской властью и феодальным сословием. Бароны и лорды желали усилить свое влияние на государство, чтобы принимать участие в управлении страной.

Еще при короле Иоанне Безземельном (правил в 1199-1216 гг.), в 1215 году, появилась Этот документ был составлен при участии баронов, желавших получить новые юридические права и защитить собственные привилегии. Дата возникновения английского парламента тесно связана с хартией, которая была лишь «первой ласточкой» в долгом процессе укрепления в государстве феодального строя.

Генрих III

Сын Иоанна, Генрих III, занял трон в 1216 году еще в детском возрасте. За него правил регентский совет. Повзрослев, Генрих начал вести жесткую политику, направленную на укрепление королевской власти. Бароны и другие феодалы, привыкшие к порядку вещей, закрепленному хартией вольностей, были крайне недовольны поведением монарха.

Кроме того, Генрих III окружил себя иностранцами, в том числе французами, которых не терпели в Лондоне. Такое поведение привело к ухудшению отношений между ним и его собственной знатью. Единственным арбитром в этом конфликте мог стать Папа Римский - духовный отец всех христиан. При его сотрудничестве Генрих пообещал баронам, что он будет соблюдать условия Великой хартии его отца, а также согласился учредить парламент, где бы заседали представители аристократии. Так, в 1258 году были заключены Оксфордские соглашения.

Согласно этому документу, должно было произойти образование английского парламента. Дата этого события письменно не оговаривалась, однако король обещал, что появится в самое ближайшее время. Но уже очень скоро Папа Римский освободил монарха от обещаний. Генриху нужны были деньги, для того чтобы вести войны против Франции и Уэльса. Поэтому он начал повышать налоги, нарушив свои обещания, данные согласно Великой хартии.

Баронское восстание

В 1263 году бароны, недовольные решениями короля, объявили ему войну. Эту группу возглавил Симон де Монфор. После битвы при Льюисе Генрих III вместе с сыном Эдуардом оказался в плену. Победившие аристократы в 1265 году созвали представительный орган. Это и была дата возникновения английского парламента. Заседания проходили в

Дата возникновения английского парламента ознаменовалась тем, что в новом представительном органе собрались депутаты от самых разных сословий: не только высшего духовенства и рыцарей, но и городского населения. Депутаты подразделились и по территориальному принципу. Когда наступила дата возникновения английского парламента, в поехали представители всех городов страны. При этом Лондон и еще пять важных портов имели по четыре представителя. Другие города прислали по два человека. Эта система, принятая в XIII веке, оказалась зародышем современной

Появление парламента

К власти в стране пришел Симон де Монфор. Именно он стал тем человеком, благодаря которому стало возможным возникновение английского парламента. Дата этого события совпала со временем усиления его влияния в государстве. Однако уже весной 1265 года законный наследник Эдуард бежал из плена. Он собрал вокруг себя преданную армию, с которой попытался вернуть престол своему отцу Генриху III. Из-за этого начало процесса возникновения английского парламента оказалось в тени новой

4 августа в битве при Ившеме восставшие бароны потерпели поражение, а Симон де Монфор погиб. К власти снова пришел Генрих III. Однако процесс возникновения английского парламента уже закончился, и монарх решил не отказываться от этого органа власти. При этом короле и его сыне он не представлял угрозы для правления династии.

Значение парламента

Возникновение английского парламента (дата - 1265 год) сыграло важную роль в Теперь жители самых разных городов посылали в столицу своих представителей, которые могли напрямую сообщить верховной власти о проблемах простых людей. Поэтому в Великобритании каждый гражданин знает, когда возник английский парламент. Дата этого события ежегодно отмечается в стране.

В 1295 году парламент начал собираться по новым правилам, которые практически не изменились до наших дней. Теперь в палате появились представители от каждого графства. Дата возникновения английского парламента (год 1265-й) стала одной их тех дат, благодаря которым гражданское общество смогло добиться признания своих прав верховной королевской властью.

Функции парламента

Самой важной функцией этого собрания стало определение размеров налогов. Кроме того, его депутаты могли посылать петиции на имя короля. Все это стало возможным только после того, как произошли эти нововведения (в тексте ранее уже была указана дата возникновения английского парламента). История этого института очень насыщенна. Депутаты в разные эпохи становились выразителями народного недовольства властью.

С XV века парламент приобрел право принимать законы, которые также должен был одобрить король. Взаимодействие этих двух ветвей власти позволило получить тот баланс интересов, благодаря которому сегодня в Великобритании существует одна из самых устойчивых политических систем в мире. Именно в парламенте появилась новая форма законотворчества - билли. Они составлялись депутатами, которые согласовывали интересы разных слоев английского общества.

Английский парламент был специфичным сословно-представительным органом, не похожим ни на один представительный институт Европы. Он оформился в ходе гражданских войн 1263-1267 гг. К этим войнам привели, с одной стороны, чрезвычайно укрепившаяся королевская власть и с другой – стремление английских баронов ее ограничить. К XIII в. английские бароны настолько окрепли экономически, что испытывали потребность в собственных сильных политических позициях. В ходе гражданских войн стабильность и равновесие политических сил, свойственное английскому государству, были серьезно подорваны.

Гражданские войны XIII в. были уже вторым глубоким политическим кризисом в истории Англии. Первый кризис пришелся на правление английского короля Иоанна Безземельного (1199-1216), который начал катастрофически быстро терять английские владения на территории Франции. Этой ситуацией воспользовались бароны, чтобы потребовать от короля предоставления им политических прав и политической независимости. Иоанн Безземельный вынужден был пойти им навстречу, и в 1215 г . он предоставил баронам «Великую хартию вольностей» – первую конституцию английской феодальной монархии.

Еще до начала гражданских войн, в 1258 г. бароны собрались на съезд в Оксфорде. Этот съезд получил название «Бешеного Парламента». «Бешеный Парламент» выработал новую конституцию – «Оксфордские провизии» . Эта конституция утвердила режим баронской олигархии в стране. Вся власть в Англии передавалась «Совету пятнадцати баронов», без согласия с которым король не мог принимать никаких решений. Таким образом, «Бешеный Парламент», не будучи конституционно оформленным Парламентом, уже существенно ограничивал власть короля. Кроме того, «Советом пятнадцати баронов» была создана комиссия для проведения в Англии политических реформ. Все эти события послужили прелюдией к созданию конституционно оформленного английского Парламента.

Первый английский Парламент был созван в 1265 г . На нем присутствовали представители различных социальных слоев – светские и духовные феодалы, рыцари от графств и представители от городов. После окончания гражданских войн в 1267 г. Парламент не был ликвидирован. К этому времени он уже прочно укоренился в государственной системе Англии. С конца XIII в. в Англии окончательно утвердился парламентский конституционный строй.

С учреждением Парламента английское феодальное государство принимает форму сословно-представительной монархии.

При Эдуарде I (1272-1307) Парламент использовался королем как противовес претензиям крупных феодалов. Эдуард I попробовал проводить налоговую политику без Парламента. Это привело короля к конфликту с ним, и король вынужден был издать закон, получивший название «Подтверждения Хартии». Закон подтверждал «Великую хартию вольностей» 1215 г.


В XIV в., помимо функции утверждения налогов, Парламент добивается права издавать законы – билли. С 1343 г. английский Парламент оформляется как двухпалатный: палата лордов, или пэров, и палата общин. В палате лордов заседали крупные светские и духовные феодалы, в палате общин – рыцари и горожане. С каждым веком Парламент все больше набирал силу. Численность палаты общин была с самого начала гораздо большей, чем палаты лордов. Палата общин приобретает в Парламенте сильное влияние – не столько вследствие численного превосходства, сколько благодаря царившему там духу согласия. В палате общин рано сложился союз рыцарей и горожан.

С развитием товарно-денежных отношений, с зарождением элементов капитализма, в палате общин союз рыцарства и горожан все более и более укреплялся, приводя к дальнейшему усилению их политических позиций в Парламенте и в стране.

Феномен английского Парламента вызывает многочисленные споры в английский и в отечественной историографии. Ряд историков утверждает, что Парламент с момента своего возникновения никогда не был национальным представительным органом и не являлся выразителем общенациональных интересов страны. В Парламенте никогда не были представлены низы городского населения и крестьянство.

Английский Парламент в своих конкретных действиях выражал интересы светских и духовных феодалов, поддерживая их антикрестьянскую политику. С развитием капитализма в Англии Парламент принял жесткое рабочее законодательство.

И тем не менее Парламент сыграл существенную политическую роль в истории Англии. Именно он, ограничив власть короля, принес стране на новом историческом этапе политическую стабильность и равновесие, что повлекло за собой стабильность во всех областях государственного бытия – экономике, социальных отношениях, культуре и т.д. Ограничив верховную власть, Парламент способствовал централизации и укреплению централизованного государства. Органическая, действующая с государственных позиций бинарная система властей Парламент – король, была и остается главной причиной стабильности и процветания современной Англии.