Презентация по географии на тему "Восточно-Европейская (Русская) равнина". Урок – деловая игра "Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их использования" (8-й класс) Презентация проблемы рационального использования ресурсов русской равни

Природные ресурсы Русской равнины Презентация учителя географии Кневицкой основной школы Балалайкиной Натальи Александровны Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса способствовали ее заселению и освоению с давних времен. Сейчас здесь проживает около 60% населения России, находится большая часть городов и рабочих поселков, густая сеть шоссейных дорог. Здесь расположена столица нашей Родин - Москва. Карта Полезные ископаемые В недрах равнины находятся месторождения Железа (КМА), каменного (Печерский бассейн) и бурого (Подмосковный бассейн)углей, апатиты Кольского полуострова, поваренные соли озера Баскунчак. Между Волгой и Уральскими горами, а также на северо-востоке равнины добывают нефть. Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность. Задание. Найдите на карте перечисленные месторождения полезных ископаемых. Последствия добычи полезных ископаемых. При добыче полезных ископаемых происходит нарушение земель, уничтожение их плодородного слоя, создаются новые формы рельефа. При шахтном способе добычи полезных ископаемых большие площади занимают отвалы пустой породы. В районах открытой разработки на поверхности земли образуются карьеры Иногда это обширные котлованы глубиной 100-200м и более. Много нарушенных земель в Подмосковном бассейне, в районах разработок строительного сырья и торфа. Восстановлению ценности этих нарушенных земель (их рекультивации) сейчас уделяется большое внимание. На их месте создаются водоемы. Они возвращаются в сельско- и лесохозяйственное использование. Для густонаселенных районов Русской равнины это имеет особенно большое значение. Водные ресурсы Реки Русской равнины богаты электроэнергией. На них созданы каскады гидроэлектростанций. Воды волги и Дона используются для орошения полей в степной зоне. Многие реки соединены каналами, обеспечивающими судоходство. Так, Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке, стала портом пяти морей. Задание: найдите на карте европейской части страны каналы им. Москвы, Волго-Донской, Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский. Лесные ресурсы В лесах Русской равнины ведется заготовка древесины. В связи с тем, что леса вырубаются уже не одно столетие, во многих центральных и западных районах состав древостоя сильно изменен. Появилось много вторичных мелколиственных лесов. Значительно сократились площади лесов в южной тайге, в зоне смешанных и широколиственных лесов. Почвенные ресурсы На Русской равнине сосредоточены основные площади самых плодородных почв нашей страны – черноземов. Они почти полностью распаханы. В степной и лесостепной зонах на этих почвах выращивают пшеницу и кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник, просо и другие культуры. Велики площади пахотных земель и в лесных зонах. Здесь выращивают рожь и ячмень, картофель и пшеницу, лен и овес. Для дальнейшего подъема сельского хозяйства в этих зонах, где агроклиматические ресурсы благоприятны для сельскохозяйственного производства, а почвы не достаточно плодородны, необходимо проведение комплекса мелиораций. Проблемы использования природных ресурсов. Проблема Нечерноземья связана с использованием природных ресурсов этого региона, прежде всего с развитием сельского хозяйства в нем. Почвы здесь не столь плодородны, как черноземы, однако почвенные и агроклиматические ресурсы позволяют выращивать рожь и ячмень, лен и картофель, овощи и овес, кормовые травы. Лесные и пойменные луга – хорошие сенокосы и пастбища для скота. Однако сельскохозяйственной продукции производится здесь сейчас недостаточно. Пути решения проблем. Для дальнейшего развития сельского хозяйства Нечерноземья необходимо рациональное использование и улучшение (мелиорация) земель, строительство дорог и улучшение условий жизни людей. Основным видом мелиорации является осушение избыточно увлажненных земель. Наряду с осушением требуется внесение удобрений и известкование почв, местами орошение и борьба с эрозией почв, уборка камней и раскорчевка древесно-кустарниковой растительности, снегозадержание и регулирование снеготаяния, укрупнение полей и улучшение их формы. Проблемы использования природных ресурсов. На значительной части территории природа Русской равнины сильно изменена деятельностью человека. Особенно большие изменения произошли в лесостепной, степной зонах, в смешанных и широколиственных лесах и в южной части тайги. Человек не только свел коренные леса и распахал целинные степи, но и насадил лесные полосы в степи, создал пруды и водоемы в верховьях балок, водохранилища на крупных реках, построил города и транспортные магистрали, восстановил численность лесной куницы и расселил бобра. С целью сохранения участков неизмененной или мало измененной природы, типичных и редких природных объектов (растений, животных, геологических объектов, ПТК) создаются заповедники.

Класс: 8

Цели урока:

по географии:

– закрепить знания по природным ресурсам Русской равнины;
– прививать практические навыки в поиске взаимоприемлемого компромисса между природой и обществом в целом;

по информатике:

– развивать умение работать с информационными и коммуникационными технологиями;

Задачи урока:

  • развивать умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его и защищать;
  • видеть практическую реализацию изученного материала;
  • развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;

Тип: интерактивный интегрированный урок географии и информатики.

Форма: деловая игра “Процесс”.

Метод: учебный проект и учебное исследование

Оборудование и программное обеспечение:

– карты: физическая, почвенная, природные зоны России, экологическая ситуация в России;
– интерактивная доска,
– мультимедийные презентации.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Игра “Процесс”.

Класс делится на три группы:

1. “За” – выступает за увеличение использования природных ресурсов;

2. “Против” – выступает против увеличения использования природных ресурсов;

3. “Эксперты”, которые должны сделать вывод.

Предварительно каждой группе было дано задание по одной из тем:

  • биологические ресурсы;
  • почвенные ресурсы;
  • рекреационные ресурсы;
  • водные ресурсы.

Эксперты заполняют таблицу:

Восточно-Европейская равнина – это равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса. Все это способствовало заселению и освоению равнины с давних времен. Сейчас здесь проживает около 60% населения России, находится большая часть городов и рабочих поселков. Здесь расположена столица нашей Родины – г. Москва, северная столица – г. Санкт-Петербург.

Здесь живем и мы с Вами.

Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина богата разнообразными природными ресурсами: минеральными, водными, агроклиматическими, биологическими и рекреационными. Но, несмотря на все эти богатства, учитывая большую плотность населения этого района, существует постоянный дефицит товаров народного потребления и сельсхоз. продукции. Чтобы решить эту проблему предлагается много вариантов. Один из них: Увеличить добычу и использование природных ресурсов Восточно-Европейской равнины.

“За” Ведущий. Восточно-Европейская равнина богата минеральными ресурсами. И поэтому, чем больше мы будем использовать их, тем лучше будет развиваться хозяйство нашей страны.

Оппонент “За”. Восточно-Европейская равнина богата минеральными ресурсами. В кристаллическом фундаменте и осадочном чехле платформы содержатся такие запасы полезных ископаемых, которые имеют значение для нашей страны, но и мировое значение. Прежде всего – это богатые залежи железной руды Курской магнитной аномалии (КМА), Печорский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, апатит-нефелиновые руды Кольского полуострова, горючие сланцы добываются в Ленинградской области и в районе города Самара на Волге, нефть– Волго-Уральское месторождение, северо-восток страны и открыто новое месторождение в Ярославской области; есть газ. В осадочных породах известны и рудные полезные ископаемые: бурый железняк у города Липецк, алюминиевые руды у города Тихвин.

На равнине добывается поваренная соль в озерах Баскунчак и Эльтон, калийная соль – Камское Предуралье. Строительные материалы: пески, гравий, глина, известняк – распространены почти повсеместно.

Все эти месторождения расположены в хорошо освоенных районах. Что и допускает увеличение добычи сырья (Презентация №1 ).

“Против”. Ведущий. Мы выступаем против увеличения добычи полезных ископаемых на равнине и приводим свои аргументы.

“Против”. Оппонент. При добыче полезных ископаемых происходит нарушение земель, т.к. уничтожается их плодородный слой, создаются новые формы рельефа. При шахтном способе добычи полезных ископаемых большие площади занимают отвалы пустой породы, образуются обвалы (примером является территория вокруг города Нелидово).

В районах открытой разработки на поверхности земли образуются карьеры. Иногда это обширные котловины глубиной 100-200метров и более. Много нарушенных земель и в районах разработок строительного сырья и торфа. И хотя сейчас эти земли рекультивируются: т.е на месте карьеров создаются водоемы, разравниваются отвалы и эти земли возвращаются в сельское и лесохозяйственное использование. Это не оправдывает увеличение их добычи (Презентация №2 ).

“За”. Ведущий. Восточно-Европейская равнина богата водными ресурсами. И мы предлагаем увеличить их использование.

“За”. Оппонент. На Русской равнине протекают такие крупные реки как Волга, Дон, Печора, Северная Двина, Западная Двина, Днепр начинаются на Валдайской возвышенности.

Много озер: Ладожское, Селигер, Чудское, Ильмень и множество мелких.

Реки богаты гидроресурсами. Это каскады гидроэлектростанций на реках Волга и Кама.

Водохранилища, которые созданы при ГЭС, используются во многих целях.

Воды рек Дона и Волги используются для орошения.

Благодаря системе современных каналов: Волго-Балтийскому, Беломоро-Балтийскому, Волго-Донскому, а также каналу Москва-Волга – город Москва, расположенный на небольшой реке Москва и, сравнительно далеко от морей, стал портом пяти морей (Презентация №3 ).

“За”. Ведущий. Учитывая все это, будет огромная польза от большего использования водных и гидроэнергетических ресурсов равнины.

“Против”. Ведущий. Все это правильно. Но Вы забыли, что в результате хозяйственного использования воды рек и озер уже сильно загрязнены.

“Против”. Оппонент. В результате хозяйственного использования воды рек и озер очень сильно загрязнены.

Еще надо вспомнить, что при строительстве каскада ГЭС на Волге были затоплены обширные площади плодородных земель, пойменных лугов, подтоплены десятки гектар леса. И при этом десятки населенных пунктов и городов (г. Молога) остались под водой. Кроме того, вновь образованные искусственные озера – водохранилища не лучшим образом повлияли на микроклимат территории (Презентация №4 ).

“Против”. Ведущий. Взвесив эти данные и вспомнив наше озеро “Веселое”, мы против увеличения использования водных ресурсов.

“За”. Ведущий. Восточно-Европейская равнина богата почвенными ресурсами и большую ценность представляют агроклиматические ресурсы.

“За”. Оппонент. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. На севере лесной зоны на подзолистых почвах выращивают лен-долгунец, культуру, которая требует прохладного пасмурного и влажного лета, овес. Вся средняя полоса и юг обладают плодородными почвами: дерново-подзолистыми, черноземами, серыми лесными и каштановыми. В средней полосе возделывают в основном зерновые и кормовые культуры, к югу – зерновые и технические (сахарную свеклу и подсолнечник) развито садоводство и бахчеводство. Знаменитые астраханские арбузы знают и любят жители всей Русской равнины. Значительные площади земель заняты и под пастбища (Презентация№5 ).

“За”. Ведущий. Учитывая все это, для дальнейшего подъема сельского хозяйства предлагаем следующие мероприятия:

а) использование химических удобрений и известкование почв;
б) дальнейшее осушение северо-запада и орошение юга;
в) борьба с эрозией почв путем лесопосадок;
г) уборка камней и раскорчевка древесно-кустарниковой растительности;
д) снегозадержание и регулирование снеготаяния;

“Против”. Ведущий. Чтобы доказать, что наши почвы уже истощены и сильно загрязнены, приводим данные по Тверской области.

“Против”. Оппонент. Многие земли Тверской области подвержены эрозии, при этом в большинстве районов интенсивность смыва составляет 3-6 тонн с гектара в год. Площадь эрозионных земель достигает 70 тысяч гектар (распахивается 1.6 миллион гектар).

Многочисленные факторы доказывают, что в области недостаточно грамотно используются удобрения, ядохимикаты, нарушается технология их хранения и применения. Это ведет к накоплению устойчивых ядохимикатов на обширных площадях почв.

Крупной экологической проблемой является изъятие земель и их загрязнение бытовыми и промышленными отходами. Так только в Твери, общий объем отходов за год достигает 1 миллион метров кубических. ( Приложение№6)

“Против”. Ведущий. Прослушав все это, каждый должен понять, что о химизации почв, для повышения урожайности, не может идти речь.

Осушение северо-западной части страны. В нашем Бельском районе в 70-80 годы значительные площади болот были осушены. Сейчас, в 2009 году, мы видим, что вреда от этого больше, чем пользы.

“За”. Ведущий. Восточно-Европейская равнина богата биологическими ресурсами.

“За”. Оппонент. На равнине прослеживается самый полный набор природных зон, по сравнению с другими крупными природными районами нашей страны.

Самые северные районы заняты тундрой и лесотундрой, где низкорослые кустарники сменяются к югу березовой лесотундрой. Эти территории богаты пушниной.

Более половины территории занимают леса. На западе они доходят до 50с.ш, а на востоке до 55с.ш. В тайге распространены еловые и сосновые леса. Это самые ценные породы древесины в промышленности.

Зона смешанных и широколиственных лесов постепенно выклинивается к востоку, где возрастает континентальность климата.

Вдоль окраины лесов с юго-запада на северо-восток протянулась дубравная лесостепь, сменяющая степью.

На крайнем юго-востоке, в Прикаспийской низменности, расположены зоны пустынь и полупустынь. Во всех этих природных зонах большое разнообразие биологических ресурсов (Презентация №7 ).

“За”. Ведущий. Из всего сказанного можно сделать вывод, чем больше мы будем использовать эти ресурсы, тем лучше будем жить.

“Против”. Ведущий. Мы Вам докажем, что природу Восточно-Европейской равнины надо оставить в покое, иначе произойдет катастрофа.

“Против”. Оппонент. В лесах Русской равнины ведется заготовка древесины. В связи с тем, что леса вырубаются уже не одно столетие, во многих центральных и западных районах состав древостоя сильно изменен. Появилось много вторичных, мелколиственных лесов. Значительно сократились площади лесов в южной тайге, в зоне смешанных и широколиственных лесов.

С сокращением лесов связано загрязнение воздуха, эрозия почв, понижение уровня грунтовых вод.

Почти полностью распаханы целинные степи. Это все отрицательно сказывается на животном мире.

Несмотря на то, что сделана большая работа по охране природы: восстановлена численность лесной куницы, расселен бобр, создаются заповедники (на равнине их более 20) . Все это не восстановит исчезающие виды. А так как в природе все тесно взаимосвязано, исчезновение одних видов повлечет за собой изменение природы в целом.

(Презентация №8).

“За”. Ведущий. Восточно-Европейская равнина богата рекреационными ресурсами. И мы должны больше их использовать.

Оппонент. Совсем плохо мы используем рекреационные ресурсы равнины. Ведь именно эти ресурсы оказывают благоприятное влияние на здоровье человека. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха. Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества, Кижи, Соловецкий монастырь. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, легендарный Ильмень, река Волга с Жигулями и Астраханской Дельтой, древнерусские города, входящие в “золотое кольцо” России – вот далеко не полный перечень, освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины. (Презентация №9).

“Против”. Ведущий. Мы Вам докажем, что рекреационные ресурсы, которые мы еще и не начали как следует использовать, уже потеряны. Оппонент . Доказать это мы можем по карте “ Экологическая ситуация в России” (анализ карты). Учитывая все это, вряд ли захочется отдыхать там, где трудно дышать, даже если это красивейшие города России, мало кто поедет в Карелию, где идут кислотные дожди.

(Приложение№10 )

“За”. Ведущий. И так, мы привели все доводы, доказывающие, что Русская равнина богата природными ресурсами: минеральными, водными, почвенными, агроклиматическими, биологическими и рекреационными. И чем больше мы будем их использовать, тем лучше будет развиваться экономика нашей страны и, следовательно, лучше будем жить и мы с Вами.

“Против”. Ведущий. Да. Восточно-Европейская равнина еще богата природными ресурсами. Но многие из них исчерпаны и невозобновимы.

Да. Ни одно государство в мире еще не смогло прожить, не используя природных ресурсов. Но мы выступаем не за увеличение их использования, чтобы нам лучше жилось. А. Наоборот! Лучше меньше – но использовать их рационально, т.е полностью перерабатывать то, что добывается, и использовать новые ресурсосберегающие технологии. И всегда помнить девиз, выдвинутый ООН еще в 70годы – “Земля только одна”.

Учитель. Закончился процесс. Мы прослушали мнение двух сторон, заполнили таблицу. Все взвесили. Сделайте свой выбор (цветовой знак “За”, “Нет”).

– Опрос мнения экспертов.

Закончился урок. В необычной форме мы повторили природные ресурсы Восточно-Европейской равнины, выявили проблемы, узнали, как рационально их использовать. Учились вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли, слушать и понимать товарища.

Готовясь к уроку, вы искали информацию в различных источниках и, в первую очередь, в сети Интернет, самостоятельно отбирали нужное, анализировали, готовили презентации.

/Анализ выступлений и выставление оценок/

Завершить нашу игру хочется словами А. Суворова, которые Вы постарайтесь запомнить

“Все может родная Земля, накормить, напоить, только не может сохранить себя”.


Подписи к слайдам:

8 класс «Природа России»Нестерова Н.И.МБОУ «СОШ №1 г.Суздаль»
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РУССКОЙ РАВНИНЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Учебно-воспитательные цели урока:
Формирование самостоятельной деятельности учащихся при оценке природных ресурсов Русской равнины;Решение проблемных задач, связанных с рациональным использование ресурсов и охраной природы;Продолжение развития нравственно- эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.
Вспомните, какие природные ресурсы вы знаете?
Среди природных ресурсов Русской равнины выделим:
Топливно – энергетические:Уголь – Печерский и Подмосковный бассейны;Нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север;Торф.
Минеральные:
металлические(железная руда) – КМА;Неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль – озеро Баскунчак;
ПочвенныеВодныеРастительныеПромыслово-охотничьиАгроклиматические.
Вывод:
На Русской равнине есть все виды природных ресурсов
Русская равнина-
Сердце нашего государства, давно заселенный и освоенный район. Природа Русской равнины чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье.
В настоящее время территория Русской равнины густо заселена, ее природные ресурсы интенсивно используются, при этом ощущается дефицит воды, атмосфера сильно загрязнена, особенно в районах с развитой химической промышленностью. Плодородные почвы подвержены эрозии, беспощадно вырубаются леса.
Давайте постараемся разобраться в причинах ухудшения окружающей среды, в экологически кризисных районах Русской равнины и подумаем о мерах помощи.
Сильное нарушение земель, уничтожение их плодородия, загрязнение воды и атмосферы происходит при добыче полезных ископаемых. Мы прослушаем двух экспертов-экологов по двум экологически кризисным районам Русской равнины (Кольский полуостров и КМА)
Послушаем сообщения экологовКомплексная добыча полезных ископаемых с извлечением всех полезных компонентов;Переход на чистые технологии по выпуску цветных металлов;Сокращение добычи открытым способом;Пустую породу(отвалы) использовать как сырье в промышленности строительных материалов;Проводить рекультивационные работы, особенно по восстановлению плодородия утраченных черноземов.
Огромное значение имеют почвенные ресурсы, так как именно здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв-черноземов. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью их защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.
Огромная площадь пахотных земель сосредоточена в лесной зоне, где преобладают подзолистые почвы, которые недостаточно плодородны, поэтому здесь требуются мелиоративные мероприятия. Эта территория с подзолистыми почвами получила название Нечерноземье, в состав которого входит и наша Владимирская область.
Разумная мелиорация позволит выращивать в Нечерноземье более высокие урожаи ржи, ячменя, картофеля, овощей, сеяных трав.
Для этого необходимо:
Осушение переувлажнённых земель;Внесение удобрений;Уборка камня и раскорчевка кустарников;Известкование почв и другие мероприятия.
Огромны и водные ресурсы Русской равнины Многие реки и озера используются для судоходства, с этой целью соединены каналами.
Назовите самую крупную реку Русской равнины?Какие каналы соединяют ее с другими реками?
На Волге, равнинной реке, построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.
На этих примерах мы убедились, что Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. С целью сохранения участков неизменной или мало измененной природы, природных объектов, растений и животных создают заповедники. Назовите их пользуясь картой.
Теперь перейдем к практической части урока
Решим ряд задач с последующим анализом решения, что поможет нам разобраться в том, как рационально использовать природные ресурсы и каковы меры их охраны. Работаем в группах четко и быстро. Внимательно читаем задание, ответы записываем в свои тетради.
1 задание по эрозийным мероприятиям (работают 2группы)
Вы работники института. Вам поручено составить проект мелиоративных работ в Нечерноземье. У вас есть карта ПТК Нечерноземья. На этой основе выберите районы, нуждающиеся в защите почв от эрозии. Какие работы будите проводить? Определите их очередность.
2 задание о создании плотин и водохранилищ на реках (работают 2 группы
Выделите положительные и отрицательные результаты преобразования рек Русской равнины. Попытайтесь сделать вывод: какие из этих результатов более значительны, важны, как бы перевешивают – положительные или отрицательные. Оправдано ли, по-вашему, строительство крупных плотин и водохранилищ на крупных равнинных реках? Можно ли достичь положительных результатов другими путями, не причиняя ущерба природе, вызванного созданием водохранилищ?
3 задание по осушению в Нечерноземье (работают 2 группы)
Вы работники института. Вам поручено составить проект мелиоративных работ в Нечерноземье в отношении осушительных работ. Какие районы Нечерноземья нуждаются в осушении? Как отразится осушение болот на подземных и поверхностных водах, почвах, растительном и животном мире? Как отразится осушение болот на стоке рек данной территории?
Заслушиваем капитанов каждой группы, вносим дополнения, оцениваем и делаем вывод
Чтобы планета жила, хорошела, каждый из нас уже сегодня должен думать о завтрашнем дне, а для этого мы должны четко знать правила рационального природопользования