Этапы истории иудаизма Иудаизм – одна из древних религий на земле, сохранившаяся до нашего времени. Презентация по курсу "религии россии" на тему "иудаизм" Презентация на тему мудрецы иудеев

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ИУДАИЗМ (религия еврейского народа) Презентацию выполнила: учитель МОУ СОШ № 18 г.Заволжье Статьина Валентина Владимировна

2 слайд

Описание слайда:

Семитские народы группа родственных народов, включающая арабов, евреев финикийцев, арамеев, вавилонян и ассирийцев, которые с древнейших времен заселяли обширную территорию от средиземноморского побережья до гор Ирана и Армении. Название происходит от имени одного из сыновей Ноя

3 слайд

Описание слайда:

Передняя Азия в древности Кочевые племена,принадлежавшие к семитской языковой группе и исповедующие многобожие, постепенно завоевывают и заселяют Ханаан (позднее Палестина). Это была сравнительно небольшая территория, протянувшаяся вдоль средиземноморского побережья 230 км в длину, 80 км в ширину. Благодаря наличию водных ресурсов – река Иордан, Мертвое море- она была более плодородной, чем остальные. По преданию, Бог обещал ее верному Аврааму и его потомкам, а потому она виделась как Земля Обетованная. Здесь издавна существовала развитая земледельческая и городская культура. После расселения евреев на территории Палестины там возникло их собственное государство – Израильско -Иудейское царство

4 слайд

Описание слайда:

Этапы развития иудаизма 1 этап – до Х века до н.э. – «дохрамовый период» - в это время кочевые племена,принадлежащие к семитской языковой группе и исповедующие многобожие, через Египет постепенно завоевывают и заселяют Ханаан (позднее Палестина) Древние евреи поклонялись многим богам. Главный бог – Саваоф Яхве – бог войны у оседлых ханаанян Ваал - божество земли Астарта – божество плодородия

5 слайд

Описание слайда:

Этапы развития иудаизма 2 этап – до конца 7века до н.э. – период «первого Храма» Для поклонения богу Яхве в Иерусалиме царь Соломон воздвиг Иерусалимский храм в 945 г. до н.э. Около 621 г. до н.э. культ бога Яхве остался единственной религией Израиля

6 слайд

Описание слайда:

Первый храм - Иерусалимский Царь Соломон воздвиг в 945 г.до н.э. Храм из камня и ливанского кедра. В строительстве принимали участие не менее 150 тыс.чел.. Храм имел скромные размеры – 30 м в длину, 10 м в ширину и 15 м в высоту. Перед зданием - притвор 10м шириной и 5м длиной. На отделку, храмовую утварь ушло несколько тонн золота

7 слайд

Описание слайда:

Этапы развития иудаизма 3 этап – 6 век до н.э.– период вавилонского плена, в 587/586 г. до н.э. Страна была захвачена вавилонским царем Навуходоносором П. Храм был разграблен, большинство иудеев оказалось в плену. В это время иудаизм стал идейной основой борьбы евреев за восстановление собственной государственности 4 этап – с 538 г. до н.э. до 70 г.н.э. – период «второго Храма». После гибели Вавилонского государства евреям разрешили возвратиться на родину и отстроить Храм (освящен в 515 г. до н.э.). В 63 г.до н.э. эти земли были завоеваны римлянами. Два неудачных восстания против римлян привели к тому, что еврейское государство окончательно утратило свою независимость, Храм был сожжен, погибло не менее 1 млн. евреев.

8 слайд

Описание слайда:

Второй Храм (разрушен в 70 г. н.э. римлянами) 1- внутренний двор 2- Никоноровы ворота 3- Красные ворота 4- двор Жён 5- здание Храма 6- двор Мужей 7- портик a- жертвенник b- умывальник c- притвор e- святая Святых

9 слайд

Описание слайда:

Этапы развития иудаизма 5 этап – с 1 –2 веков нашей эры до 1948 года – период диаспоры. В этот период евреи расселяются по всему миру, сохраняя чувство духовного единства (диаспора – греч. «рассеяние»). Евреи расселились в Испании, Германии, в странах Арабского халифата. Закончился этот период восстановлением по решению ООН государства Израиль.

10 слайд

Описание слайда:

Вероучение. Священные книги иудеев. Танах (ТаНаХ) - Закон – «Пятикнижие Моисея» или Тора, автор –Моисей Пророки – книги, описывающие видения пророков Писания-поэтические и исторические произведения, Псалтырь Талмуд(от др.-ев.- «изучение»)-моральный, бытовой, законодательный и судебный кодекс Мишна (повторение) – истолкование древними мудрецами содержания СвященногоПисания Гемара (завершение, окончание, полное разъяснение)- полное толкование Мишны

11 слайд

Описание слайда:

Догматы иудейского вероучения Вера в единого бога Яхве, Бог бессмертен, вечен, всемогущ, безграничен. Догмат о душе – Душа даруется человеку Богом при рождении и отторгается со смертью, она бессмертна. Вера в пришествие небесного спасителя, мессия («помазанник»,т.е. «посланец Бога») Мессия призван устанавливать на земле справедливый порядок Вера в конец света, воздаяние и воскресение из мертвых. С приходом Мессии воскреснут умершие и будет Суд над живыми и мертвыми, для праведников будет установлено царство с благодатной жизнью, нечестивцы понесут наказание Вера в богоизбранность еврейского народа. Бог через пророка Моисея предложил народу Израиля союз (Завет) и дал ему Закон (Тору)

12 слайд

Описание слайда:

Декалог – десять заповедей Почитать единого Бога Не создавать себе кумира Не поминать имени Бога всуе (без необходимости) Уважать субботу как день почитания Бога Уважать родителей 6. Не убивать 7. Не прелюбодействовать Не красть Не лжесвидетельствовать Не желать ничего из того, что принадлежит другому человеку

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Цикл еврейских праздников Песхе(Песах) «происхождение»–Пасха- весенний праздник, который отмечается в честь «исхода» евреев из Египта Суккот – праздник Кущей – праздник урожая Шавуот – день дарования Торы Моисею Шабат- суббота, еженедельный праздник Ханука «освящение»-в ознаменование повторного освящения Иерусалимского храма Пурим «жребий»– праздник в честь спасения евреев от массового истребления в догосударственный период Рош – Гашана – начало нового гражданского года Йом – Кипур – судный день, или день очищения

15 слайд

Описание слайда:

Особенности культа В библейский период право богослужебной деятельности принадлежало жреческому сословию, к нему причисляли потомков Аарона, брата Моисея, а прислуживать им должны были левиты – евреи из рода Левия До периода диаспоры вся религиозная жизнь сосредоточивалась в Иерусалимском храме, основным обрядом было жертвоприношение – часть урожая зерновых, винограда, маслин, но чаще –животных в период диаспоры функции храма взяла на себя синагога, а функции храмовых жрецов – раввины («учителя»). Синагога – молитвенный дом, центр еврейской общины, где раввины толкуют верующим священные тексты. Раввин – человек, возглавляющий автономную еврейскую общину, обязан разрешать все вопросы, возникающие в жизни общины.

Презентация по слайдам

Текст слайда: Иудаи зм, иуде йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа - ивр. יהודה) - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества.


Текст слайда: Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.


Текст слайда:


Текст слайда:


Текст слайда: три исторических периода в развитии иудаизма: храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время).


Текст слайда:


Текст слайда: Религией Моисея допускалось сооружение особого шатра, скинии завета, служившей видимым знаком божественного присутствия, а также ковчега завета – деревянного, обитого золотом ящика, где помещался «завет» Яхве, таинственный предмет.


Текст слайда: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един» Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила.


Текст слайда: Считается, что нееврею нет необходимости становиться евреем для того, чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире». Для этого от нееврея требуется только исполнять заповеди сынов Ноя, а именно: отказаться от идолопоклонства; воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния; не проливать кровь; не произносить имя Бога всуе; не творить несправедливости и беззакония; не красть; не отрезать частей от живого животного.

Слайд №10


Текст слайда:

Слайд №11


Текст слайда:

Слайд №12


Текст слайда: Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог – верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога.

Слайд №13


Текст слайда: При Моисее (вероятно, 15 в. до н.э.) иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Моисей придал религии форму исключительного поклонения Яхве (имя Бога)

Слайд №14


Текст слайда: Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Слайд №15


Текст слайда:

Слайд №16


Текст слайда: Традиционное понимание в иудаизме 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [дословно «ложно» - то есть, во время клятвы], ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно]. 6. Не убей. В оригинале: ר צ ח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах) 7. Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обыкновенно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]. Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство. 8. «Не кради». Запрет на хищение имущества также изложен в Лев.19:11. 10.«Не возжелай…» К данной заповеди относится запрет хищения имущества. Согласно еврейской традиции хищением является также «кража образа», то есть создание ложного представления о предмете, событии, человеке (обман, лесть и т. п.).

Слайд №17


Текст слайда:

Слайд №18


Текст слайда: Пророки в Пятикнижии Ной, Евер, Валаам, Иов, Авраам, Сара, Исаак, Иаков, Моисей, Аарон, Мариам, Иисус Навин, Финеес Пророки в Эпоху Судей и объединённого царства Девора, Илий, Анна, Самуил, Давид, Соломон, Гад, Нафан, Ахия Силомлянин Письменные пророки Великие пророки: Иезекииль, Иеремия, Исаия, Даниил Малые пророки: Аввакум, Авдий, Аггей, Амос, Захария, Иоиль, Иона, Малахия, Михей, Наум, Осия, Софония Другие пророки Израиля и Иудеи Самей, Илия, Елисей, Олдама

Слайд №19


Текст слайда: Священного писания Тана х (ивр. ת נ "ך) - принятое в иврите название еврейского Священного писания (в христианской традиции практически полностью соответствует - Ветхому Завету). Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания: Тора (ивр. ת ו ר ה) - Пятикнижие Невии м (ивр. נ ב יא ים) - Пророки Ктуви м (ивр. כ תו ב ים) - Писания (Агиографы)

Слайд №20


Текст слайда: Талмуд состоит из двух частей. Первая часть – Мишна, произведение таннаев, редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси («Иуда-князь»); вторая – Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал – Агада («сказание», «повествование»).

Слайд №21


Текст слайда: Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собрание законов. Кроме того, Талмуд пополнялся обширными комментариями раввинов, толковавших его сообразно изменениям социальных и культурных условий. Не существовало ни жестких правил интерпретации, ни главного авторитета или последней инстанции. В большинстве случаев комментаторы старались найти обоснование своим взглядам в Библии и Талмуде или в трудах раввинов-предшественников.

Слайд №22


Текст слайда: Один из внешних символов иудаизма с XIX века - шестиконечная Звезда Давида. Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме.

Слайд №23


Текст слайда: Флаг Государства Израиля Герб Государства Израиля

Слайд №24


Текст слайда: Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу. Обряды рождения и совершеннолетия. Младенцу мужского пола делают обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге. По достижении 13 лет мальчики участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки.

Слайд №25


Текст слайда: Праздники. Среди главных праздников и священных дней – Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления; Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела; Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы); Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства; Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай; Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии; Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев; Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.Текст слайда:

Слайд №29


Текст слайда: Основные направления иудаизма Каббала развивалась как метафизическая система, сосредоточенная на учении о божественных эманациях и откровениях, учении о «сфирот» (стадиях эманации и иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). В каждом слове или действии человек должен был обращаться к мысли о новом соединении с духовным миром. Имя Бога было тайной, покрывающей все и на все воздействующей, его буквы обладали мистической силой. Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала, делавшая акцент на важности человеческой природы. Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля.

Слайд №30


Текст слайда: В начале 19 в. в Германии возникло движение, получившее название реформистского иудаизма. Оно стимулировалось желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. Вначале усилия реформистов были направлены главным образом на то, чтобы сделать синагогальную службу приемлемой для западного мира. В богослужение вводился орган, смешанный хор, пение немецких религиозных гимнов; немецкий язык использовался в качестве языка молитвы и проповеди. Во время службы женщины и мужчины находились вместе. Позднее из молитв было исключено всякое упоминание о Сионе, выражавшее еврейские национальные чаяния возродить древнюю родину. Это обновленческое движение возглавляли люди, не имевшие раввинского звания, хотя необходимость перемен отстаивали и реформистские раввины, среди

Слайд №31


Текст слайда: Консервативный иудаизм Он считал, что институты, сформировавшиеся в ходе исторического развития, должны почитаться как неизменные, а отказ от них является религиозным отступничеством. Его заботило главным образом сохранение еврейских обычаевъ Ортодоксальной иудаизм бщее название течений в иудаизме, последователи которых, с исторической точки зрения, являются продолжателями еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в конце средневековья - начале нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде). Сионизм олицетворял давнюю надежду еврейского народа на обретение своего дома, впервые выраженную еще в библейские времена и не угасшую за столетия рассеяния. Политический сионизм, направление которому было задано Герцлем, признавал, что для воплощения этой мечты необходимо добиться поддержки народов мира. Подобно другим народам в тот период, евреи верили, что единственная надежда на сохранение еврейства и его цивилизации – это утверждение национальной независимости.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И У Д А И З М

ИУДАИЗМ Самая древняя религия в единого Бога, в ера одного народа – евреев.

Авраам был потомком Ноя. Был он очень богат, имел большие стада овец, коров, верблюдов, много золота и серебра. Он заключил с Богом священный договор – ЗАВЕТ. Однажды Бог сказал ему «Мой возлюбленный Авраам, уйди из земли, в которой ты теперь живешь. Я введу тебя в большую, прекрасную землю, которую Я отдам твоим детям. Из твоих потомков образуется большой народ. И в этом народе родится обещанный Адаму и Еве Спаситель, через которого все з емные народы будут благословенны». Называлась эта земля Ханааном. Позже ее стали называть Землей обетованной.

Авраам и его жена Сара дожили до старости, а детей у них не было. Авраам постоянно думал об этом и очень скорбел. Однажды в жаркий полдень в дубовой роще у дома Авраама появились три странника: ноги покрыты пылью, ноют от жары и усталости. Авраам гостеприимно принял их. Оказалось, что в образе странников были ангелы, которые за доброту возвестили Аврааму о том, что скоро его жена родит сына. Сына назвали Исааком.

Однажды Бог решил испытать Авраама и сказал ему «Возьми Исаака, твоего единственного сына, которого ты так любишь, пойди в землю Мориа на гору, которую я тебе укажу. Там ты должен принести Мне Исаака в жертву». Авраам подумал «Бог хочет этого и я должен исполнить волю Божию.

Когда они поднялись на гору, Авраам построил алтарь, положил на него дрова, затем связал Исааку руки и ноги, положил на дрова. Послушный мальчик позволял делать с собой все, что хотел отец. И вот Авраам взял в руки острый нож и занес его, чтобы заколоть Исаака, но тут раздался голос «Авраам! Не поднимай руки на сына твоего, потому что теперь я знаю, что ты боишься Бога». Взамен в жертву был принесен баран чудесным образом появившийся рядом. За верность Бог обещал Аврааму, что его потомство умножится «как звезды небесные и как песок на берегу моря».

У Иакова, сына Исаака было 12 сыновей, от которых пошли двенадцать еврейских племен, или колен. Самым любимым сыном был один из младших – Иосиф. Иосиф был скромный и простодушный мальчик, никогда никого не обманывал. Не мог он обмануть и отца и всегда ему рассказывал, что делают его старшие братья. Братья же все больше и больше сердились на мальчика и однажды продали его в рабство торговцам, ехавшим на верблюдах в Египет. Там он попал в тюрьму.

Но Бог дал Иосифу чудесный дар истолкования снов. Однажды в темнице он растолковал сны сидевшим с ним виночерпию и хлебодару, за это они обещали помочь ему в освобождении. Однажды фараон увидел странный сон, как семь тощих коров съедают семь тучных, а семь тощих колосьев уничтожают семь налитых зернами. Никто не мог разгадать этот сон и тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Иосиф объяснил, что Египет после семи урожайных лет ждут семь лет неурожая и голода. Он посоветовал фараону запасать зерно, чтобы пережить голодные годы. Фараон сделал Иосифа своим главным советником.

Голод наступил не только в Египте, но в земле Ханаанской. Узнав, что в Египте можно достать хлеба, Иаков отправил туда своих сыновей. Иосиф узнал братьев, но не подал вида. Братья получили мешки хлеба, в которых по приезду домой обнаружили еще и деньги. Второй раз отправились братья в Египет. Не выдержал больше Иосиф и признался, что он их проданный в рабство брат. Бросились братья в объятия друг друга, просили прощения, плакали при этом от радости. По велению фараона Иосиф, его отец и братья с женами и детьми получили в Египте лучшие земли. Так все евреи из Ханаана переселились в Египет.

Иосиф умер, к власти в Египте пришел новый фараон. Он, опасаясь, что евреи примкнут к врагам Египта, превратил их в рабов. Евреи с утра до ночи трудились на стройках и на полях, но их становилось все больше и тогда фараон приказал умерщвлять всех младенцев мужского пола. Одна еврейка, чтобы спасти своего сына, сплела корзинку из прутьев, положила туда мальчика и спрятала в камышах на берегу Нила. Через некоторое время на берег пришла царевна со своими служанками и нашла прекрасного младенца. Ей стало жаль его и она забрала его во дворец, где он вырос вместе с царскими детьми. Она назвала его Моисеем.

Когда Моисей вырос, то однажды увидел, как надсмотрщик издевается над евреями и убил его. Затем вырыл яму в песке и закопал. Но фараон узнал об этом и захотел лишить жизни Моисея. Моисей бежал в другую страну. Однажды Моисей пас овец около горы, на которой рос кустарник. Вдруг Моисей увидел, что один куст пылает пламенем, но при этом все его листики целы и услышал голос «Я Бог отцов твоих. Я вижу как тяжело израильтянам в Египте, я слышу вопли их и решил спасти их. Моисей, иди в Египет и выведи из Египта народ Мой, детей Израиля и введи их в землю ханаанскую, где течет мед и молоко»

Моисей пришел в Египет, но фараон отказался отпускать евреев. Тогда Бог наслал на египтян десять страшных бедствий, которые стали называться казнями египетскими: Сначала вода в реке превратилась в кровь, и египтяне могли пить ее; Из всех щелей выползали лягушки и жабы, вползали в дома, в горшки с кушаньем вся пыль дорог обратилась в маленьких, кусающихся мошек Появились слепни и большие мухи Напал мор на домашний скот На людях и животных появились нарывы, от которых было очень больно Началась буря с градом Нашествие прожорливой саранчи, которая уничтожила все посевы Тьма опустилась на Египет и никто не мог видеть друг друга.

Десятая – самая страшная казнь заключалась в том, что во всех египетских семьях умерли старшие сыновья. Перед этим Бог повелел евреям совершить ритуальную трапезу, приготовив жареного ягненка. Его кровью следовало помазать косяки и перекладины дверей, чтобы ангел смерти миновал еврейские дома. По преданию с тех пор ведет свое начало еврейский праздник ПЕСАХ. Только после этого фараон приказал отпустить евреев.

Евреи покинули Египет. Однако фараон отправил за ними погоню и почти настиг их у берега моря. Тогда Моисей поднял свой посох, воды моря расступились. Евреи по морскому дну, как по сухому пути, перебрались на другую сторону. Фараон со своим войском тоже хотел перейти по морскому дну, но когда он достиг середины моря, вода с обеих сторон соединилась опять и фараон со своим войском и лошадьми погиб в его пучине.

НО на этом испытания евреев не закончились. Они шли по пустыне, где не было ни воды, ни еды. Евреи начали роптать «Лучше бы мы остались в Египте, там у нас была вода и мясо. И тогда Бог послал им пищу: каждое утро евреи просыпались и видели, что земля покрыта какими-то белыми крупинками, имеющими сладкий вкус. Израильтяне назвали ее манною небесной, собирали ее и варили из нее кушанье, пекли хлеб.

Во время странствия по пустыне Бог призвал Моисея на гору Синай, где тот пробыл сорок дней. Там он получил от Бога две каменные доски с десятью заповедями, которые назвали скрижалями.

ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ: Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме меня Не сотвори себе кумира. Не молись изваяниям и не приноси им жертвы Не произноси напрасно имени Божия Шесть дней трудись, а седьмой посвяти Господу твоему. Почитай отца своего, и мать свою и хорошо тебе будет Не убивай Не прелюбодействуй Не кради Не произноси и не принимай ложного свидетельства, или показания на ближнего твоего Не пожелай жены ближнего твоего, ни скота его, ни дома, ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Евреи странствовали по пустыне 40 лет, прежде чем пришли в Ханаан. Прошло много лет, и они создали там могущественное Израильское царство со столицей в городе Иерусалиме.

Во времена правления царя Соломона в Иерусалиме был построен храм, где в особом ларце – Ковчеге хранились скрижали, данные Богом Моисею. После смерти Соломона Иерусалим был захвачен, иерусалимский храм разрушен, многие евреи уведены в Вавилон. Вскоре Вавилон был захвачен персами. Евреи вернулись в Иерусалим, восстановили храм, но и он был разрушен следующими завоевателями – древними римлянами. Скрижали пропали вместе с Ковчегом. До сих пор любители артефактов пытаются найти их. Произошло это событие в 70г. н.э., когда уже существовало христианство. Большинство евреев покинули родину, расселившись по разным странам.

Эти события положили начало жизни евреев вдали друг от друга и от земли своих предков – древнего Ханаана. Только иудаизм помогал им сохранять древние традиции и ощущать себя одним народом.

Иудеи верят в единого Бога – Яхве или Иегова. Бог – Творец и Владыка мира бестелесен и Его нельзя увидеть. Поэтому изображения Бога строго запрещено в иудаизме. « Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим »

Священное писание иудеи называют Танах. Они считают, что в нём сам Бог открыл им истину. П ервая его часть называется Пятикнижие, или Тора.

На протяжении многих сотен лет иудеи, проживавшие в той или иной стране объединялись в общины, во главе которой стоял раввин – человек хорошо знающий священное писание - Танах. Местом собрания членов иудейской общины является синагога.

Главной традицией для евреев является соблюдение субботы (шаббат). Шабат (суббота) – седьмой день недели, когда Бог, сотворив мир, «почил от всех дел». В этот день иудеям категорически запрещается работать. Суббота – семейный праздник, который иудеи посвящают особым молитвам и обрядам.

Рош-ашана – еврейский Новый год. Празднуется два дня в сентябре-октябре. Это День суда над всеми обитателями Вселенной. В этот день определяется, что произойдет с человеком в течение наступающего года. Во время праздничного угощения принято обмакивать хлеб в мед, а также есть яблоки с медом. Это символ того, что наступающий год будет сладким, т.е. удачным. Во время праздничных болгослужений обычно трубят в бараний рог – шофар. Звук шофара означает для всех иудеев призыв к покаянию. С этого дня наступают десять «грозных дней» покаяния.

Йом-кипур – Судный день. В этот день все иудеи соблюдают строгий пост и все время проводят в молитвах. На протяжении Йом-кипура действуют пять запретов. Нельзя: есть и пить, умываться, чем-либо покрывать кожу, носить кожаную обувь.

Песах (пасха) – отмечается в память о выходе евреев из Египта. В дни праздника иудеям запрещено есть любую пищу, подвергшуюся хоть какому-брожению: кефир, сметану, пироги и хлеб из дрожжевого теста. Поэтому евреи изготавливают специальный пресный хлеб – мацу.

Шавуот (Пятидесятница) – наступает на пятидесятый день после Песаха. В этот день иудеи отмечают дарование Моисею Богом скрижалей с десятью заповедями на горе Синай. В праздник Шавуот принято читать в синагоге книгу Руфь. Также существует обычай не спать всю ночь праздника, подготавливая себя учением и молитвами к дарованию Торы. В этот день также запрещена работа.

Проверь себя. 2 3 1 4 5

1. Каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. 2 3 1 4 5

2 3 1 4 5 с к р и ж а л и 1. Каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу.

2 . Подсвечник с семью ветвями. 2 3 1 4 5 с к р и ж а л и

2 . Подсвечник с семью ветвями. 2 3 1 4 5 с к р и ж а л и м е н о а

3. Как иудеи называют своё священное писание? 2 3 1 4 5 с к р и ж а л и м е н о а

3. Как иудеи называют своё священное писание? 2 3 1 4 5 с к р и ж а л и м е н о а т н а х

4. Человек, который объясняет священное писание 2 3 1 4 5 с к р и ж а л и м е н о а т н а х

4. Человек, который объясняет священное писание 2 3 1 4 5 с к р и ж а л и м е н о а т н а х р в в и н

2 3 1 4 5 с к р и ж а л и м е н о а т н а х р в в и н 5. Главный праздник иудеев.

5. Главный праздник иудеев. 2 3 1 4 5 с к р и ж а л и м е н о а т н а х р в в и н п е с а х

Что еженедельно соблюдают евреи? 2 3 1 4 5 с к р и ж а л и м е н о а т н а х р в в и н п е с а х

Что еженедельно соблюдают евреи? 2 3 1 4 5 с к р и ж а л и м е н о а т н а х р в в и н п е с а х у б б о т



Иудаи́зм, иуде́йство (др.-греч. ουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа ивр. יהודה) религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества.




Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.















Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог – верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийской-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога.








IVэтап – с конца VI века до н.э. до 70 года Н.Э. – период»второго храма» После гибели Вавилонского государства евреи вернулись на родину и отстроили храм. Они превратились в замкнутую иудейскую храмовую общину. Палестина стала провинцией Персидской империи.










Два неудачных восстания против римлян – в годах и в годах – привели к тому, что еврейское государство окончательно утратило свою самостоятельность.








Слово "холокост" греческого происхождения, оно означает "жертва всесожжения". Нацисты, пришедшие к власти в Германии в январе 1933 и утверждавшие, что немцы "высшая раса, считали евреев низшей расой, представляющей угрозу так называемому Германскому расовому обществу.
















Считается, что нееврею нет необходимости становиться евреем для того, чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире». Для этого от нееврея требуется только исполнять заповеди сынов Ноя, а именно: 1. отказаться от идолопоклонства; 2. воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния; 3. не проливать кровь; 4. не произносить имя Бога всуе; 5. не творить несправедливости и беззакония; 6. не красть; 7. не отрезать частей от живого животного.


Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии. 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.



Традиционное понимание в иудаизме 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [дословно «ложно» то есть, во время клятвы], ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно]. 6. Не убей. В оригинале: רְצָח » обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах) 7. Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обыкновенно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]. Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство. 8. «Не кради». Запрет на хищение имущества также изложен в Лев.19: «Не возжелай…» К данной заповеди относится запрет хищения имущества. Согласно еврейской традиции хищением является также «кража образа», то есть создание ложного представления о предмете, событии, человеке (обман, лесть и т. п.).



Пророки в Пятикнижии Ной, Евер, Валаам, Иов, Авраам, Сара, Исаак, Иаков, Моисей, Аарон, Мариам, Иисус Навин, Финеес Пророки в Эпоху Судей и объединённого царства Девора, Илий, Анна, Самуил, Давид, Соломон, Гад, Нафан, Ахия Силомлянин Письменные пророки Великие пророки: Иезекииль, Иеремия, Исаия, Даниил Малые пророки: Аввакум, Авдий, Аггей, Амос, Захария, Иоиль, Иона, Малахия, Михей, Наум, Осия, Софония Другие пророки Израиля и Иудеи Самей, Илия, Елисей, Олдама


Священного писания Тана́х (ивр. תַּנַ " ךְ) принятое в иврите название еврейского Священного писания (в христианской традиции практически полностью соответствует Ветхому Завету). Слово «Та НаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания: Тора́ (ивр. תּוֹרָה) Пятикнижие Невии́м (ивр. נְבִיאִים) Пророки Ктуви́м (ивр. כְּתוּבִים) Писания (Агиографы)


Талмуд состоит из двух частей. Первая часть – Мишна, произведение танаев, редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси («Иуда-князь»); вторая – Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал – Агада («сказание», «повествование»).


Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собрание законов. Кроме того, Талмуд пополнялся обширными комментариями раввинов, толковавших его сообразно изменениям социальных и культурных условий. Не существовало ни жестких правил интерпретации, ни главного авторитета или последней инстанции. В большинстве случаев комментаторы старались найти обоснование своим взглядам в Библии и Талмуде или в трудах раввинов-предшественников.


Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу. Обряды рождения и совершеннолетия. Младенцу мужского пола делают обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге. По достижении 13 лет мальчики участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки.


Праздники. Среди главных праздников и священных дней – Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления; Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела; Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы); Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства; Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай; Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии; Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев; Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.



Если Храм снова стал местом жертвоприношений, то синагога предоставила всем возможность для изучения Торы (Закона). Моисеев Закон ограничивал поле деятельности жреческого (священнического) сословия; задачу толкования Торы приняли на себя ученые книжники («соферим»).



Основные направления иудаизма Каббала развивалась как метафизическая система, сосредоточенная на учении о божественных эманациях и откровениях, учении о «сфирот» (стадиях эманации и иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). В каждом слове или действии человек должен был обращаться к мысли о новом соединении с духовным миром. Имя Бога было тайной, покрывающей все и на все воздействующей, его буквы обладали мистической силой. Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала, делавшая акцент на важности человеческой природы. Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля.


В начале 19 в. в Германии возникло движение, получившее название реформистского иудаизма. Оно стимулировалось желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. Вначале усилия реформистов были направлены главным образом на то, чтобы сделать синагогальную службу приемлемой для западного мира. В богослужение вводился орган, смешанный хор, пение немецких религиозных гимнов; немецкий язык использовался в качестве языка молитвы и проповеди. Во время службы женщины и мужчины находились вместе. Позднее из молитв было исключено всякое упоминание о Сионе, выражавшее еврейские национальные чаяния возродить древнюю родину. Это обновленческое движение возглавляли люди, не имевшие раввинского звания, хотя необходимость перемен отстаивали и реформистские раввины, среди


Консервативный иудаизм Он считал, что институты, сформировавшиеся в ходе исторического развития, должны почитаться как неизменные, а отказ от них является религиозным отступничеством. Его заботило главным образом сохранение еврейских обычаевъ Ортодоксальной иудаизм бщее название течений в иудаизме, последователи которых, с исторической точки зрения, являются продолжателями еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в конце средневековья начале нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде). Сионизм олицетворял давнюю надежду еврейского народа на обретение своего дома, впервые выраженную еще в библейские времена и не угасшую за столетия рассеяния. Политический сионизм, направление которому было задано Герцлем, признавал, что для воплощения этой мечты необходимо добиться поддержки народов мира. Подобно другим народам в тот период, евреи верили, что единственная надежда на сохранение еврейства и его цивилизации – это утверждение национальной независимости.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

И У Д А И З М План. Общая характеристика, история Основные принципы веры Культ, традиции, символы

2 слайд

Описание слайда:

Религия евреев - иудаизм - одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама - двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже “мозаизм”)- по имени легендарного законодателя евреев. Основной источник изучения древнееврейской религии-Библия. Других, независимых от нее источников почти нет. Библия - по-гречески означает “книги” (перевод еврейского соферим с тем же значением).

3 слайд

Описание слайда:

И У Д А И З М Это исторически первая монотеистическая религия, т.е. вероучение, принявшее, что Бог - один. Библия указывает имя человека, богатого владельца стад, жившего в городе Ур (в Месопотамии), понявшего, что Бог един. Это был патриарх (праотец) Аврам (позднее названный Авраамом). Внук Авраама Иаков (он же Израиль - «божий воин») считается родоначальником «двенадцати колен» (ветвей) евреев. Название иудаизм происходит от имени правнука Авраама - Иуды, объединившего народ в самое многочисленное «колено Иудино», ставшее позднее основой одного из двух государств, на которые распалось единое царство (Иудея и Израиль).

4 слайд

Описание слайда:

История возникновения Первоначально с Аврамом, а затем со всем еврейским народом, Бог (Элохим, Саваоф, Иегова, Яхве) заключает завет, согласно которому Авраам должен выполнять Его волю, не нарушать предписаний и «не скрываться», как это сделал в свое время Адам. Несколько позже эта воля была выражена в Десяти заповедях, которые были даны одному из вождей еврейского народа - Моисею на горе Синай. Со своей стороны Бог обещал Аврааму и народу, который от него произойдет, защиту и покровительство, а также страну Ханаан (Палестину), где течет в реках молоко и мед, а затем - размножение по всему миру. Наследники Авраама (имя которого теперь с двумя «а» означает «отец народов») в войнах с коренными народами Палестины завоевали эти земли, но ранее претерпели тяжелую жизнь в Египте («египетское пленение»), совершили бегство из Египта («исход») под руководством Моисея (это датируется XIII в. до н.э.). Во время исхода из Египта и возвращения в «землю обетованную», длившихся по преданию около 40 лет, сформировалось иудейское вероучение.

5 слайд

Описание слайда:

История возникновения Традиция утверждает, что около 1700 г. до п. э. потомки Авраама во время голода покинули Ханаан и переселились в Египет, где прожили; 400 лет. Примерно в 1230 г. до н. э. израильтяне покидают Египет. возглавляемые легендарным Моисеем (Моше) из колена Левина, направляются в Ханаан, Землю обетованную. После завоевания Ханаана около 1000 г. до н. э. древние иудеи создают Израильское царство, возглавляемое последовательно Саулом, Давидом и Соломоном, центром которого становится Иерусалим (Ерушалим). Именно в эпоху царей, при Соломоне, в 958 г. до н. э. был построен храм Яхве на горе Синай, ставший центром иудаизма.

6 слайд

Описание слайда:

Завоевание евреями Палестины имело последствием изменение всего их образа жизни, хозяйственного и общественного уклада, а вместе с тем, конечно, и их религии. Евреи постепенно перешли от кочевой жизни к оседлой, от скотоводства к земледелию. От местного палестинского населения евреи усвоили ряд религиозных праздников, связанных с земледелием: маццот - весенний праздник опресноков, который слился с древней скотоводческой пасхой; шеббуот - пятидесятница, праздник жатвы пшеницы; суккот - праздник кущей, в честь сбора плодов, и др. Палестинский период

7 слайд

Описание слайда:

История возникновения В 322 г. до н. э. Александр Македонский завоевывает Ближний Восток. На два столетия евреи попадают под влияние эллинистических правителей, греческой культуры в целом. Однако еврейский монотеизм оказался в состоянии противостоять ассимиляторской политике греков. Восстание 167 г. до н. э. возглавил Иегуда Маккавей. Он сумел взять под контроль всю территорию проживания евреев, возродил, зачастую насильственно, обряд обрезания, уничтожил алтари греческих богов. 14 декабря 64 г. до н. э. он очистил и заново открыл Иерусалимский храм. Однако в 63 г. до н. э. евреи опять потеряли независимость. Римский полководец Помпей захватил еврейское государство, положив начало римскому господству. Отношения евреев с римлянами с самого начала были враждебными. Восстания иудеев следовали одно за другим. Именно в этот период усилилась и стала массовой вера в скорое пришествие Мессии, который спасет народ, избавит от страданий и восстановит независимость.

8 слайд

Описание слайда:

Период II-VI вв. назван историками талмудическим. Именно в это время происходит детализация и нормативная ритуализация культа, формируется Талмуд, охватывающий в том числе и все аспекты жизни верующих. Период VI-ХVIII вв. принято именовать раввинистическим. Именно тогда начинается история теперь уже массовой диаспоры практически по всему миру, возникновения множества местных еврейских общин. Условия жизни евреев в диаспоре оказались неоднозначными. Так, завоевание в 711 г. арабами Испании открыло перед евреями уникальные возможности. К X в. туда перемещается центр мирового иудаизма, получает развитие еврейская цивилизация.

9 слайд

Описание слайда:

Однако после изгнания арабов положение начинает меняться в худшую сторону. Особенно тяжелым положение евреев стало в XIII в., когда победившая в Европе западная церковь стала считать иудаизм враждебным христианству учением. На евреев возложили вину за распятие Христа. Как результат была развернута травля нации. Распускались слухи о ритуальных убийствах христианских младенцев иудеями, их изгоняли из тех или иных стран (1290 г. - из Англии; 1492 г. - из Испании и т. д.), по решению Латеранского собора (1215 г.) евреев обязали носить отличительные знаки. После 1555 г. в Италии и Германии евреев обязали жить в гетто.

10 слайд

Описание слайда:

Культ Ягве В древней допалестинской эпохе кроются корни культа национального бога Ягве, ставшего впоследствии не только, главным, но даже единственным предметом почитания для всех евреев. Вопрос о происхождении культа бога Ягве, этой центральной фигуры еврейской религии,- самый важный вопрос в изучении иудаизма, но в то же время и наиболее трудный. В науке он до сих пор окончательно не решен. Самое имя Ягве, или Яхве (раньше неправильно читали Иегова; не поддается убедительной расшифровке. Возможно, что оно не еврейское по происхождению. Для самих евреев Ягве не всегда был общим богом. Он даже не был вначале богом всех израильтян - основного ядра еврейской группы племен. Но тут есть неясность. Обычно считается, что Ягве был богом собственно племени иудеев, а уже потом стал общенациональным богом всех евреев-израильтян.

11 слайд

Описание слайда:

Догмат богоизбранности Эта избранность мифологически обосновывается в Танахе сказанием о заключении завета (договора) между Авраамом и Яхве и имеет следствием утверждение, что Бог предопределил всем народам мира определенные роли. Теологи утверждают, что иудеям предстоит сыграть особую роль, роль уникальную в истории человечества. Святой народ должен привести всех людей мира, каковы бы ни были на данный момент их верования, к признанию господства Яхве и принятию основных ценностей Торы.

12 слайд

Описание слайда:

Идея Мошиаха (Мессия) Мошиах библейского периода выступает как будущий справедливый владыка, которому предстоит восстановить величие еврейского государства, обеспечить его процветание и который при этом будет «...судить не по взгляду очей своих и не по слуху ушей своих будет решать дела» (Исх. 11:3) Позднее Мошиах мыслится уже не просто как устроитель общечеловеческого примирения (Исх. 11:11-16). С его приходом все человечество будет жить в мире и изобилии. Еврейский народ соберется на Святой земле, а весь мир признает владычество Яхве, и Иерусалим станет духовным центром всего человечества.

13 слайд

Описание слайда:

Раввинат Огромное большинство евреев, особенно еврейская беднота, ремесленники, мелкие торговцы, часть рабочих, находилось в духовном рабстве у раввинов-талмудистов. Дух Талмуда продолжал господствовать в синагогальных общинах. В Талмуде разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни верующего еврея. Насчитывается 613 таких предписаний и запретов. Чтобы легче было разобраться в обширных талмудических правилах, еще в XVI в. в качестве своего рода справочника-конспекта Талмуда был составлен свод религиозно-обрядовых правил - Шулхан-Арух, призванный служить как бы настольной книгой религиозного еврея. Ни одна другая религия мира не наполнена до такой степени мелочными предписаниями.

14 слайд

Описание слайда:

Модернизм. Государство Израиль В новейшее время - с начала XIX в. - стали делаться и сейчас делаются попытки модернизировать еврейскую религию, смягчить ее очевидное несоответствие современному социально-экономическому строю и культуре. Многие “просвещенные” защитники религии толкуют иносказательно библейские рассказы, объявляют ненужными талмудические предписания. В наши дни в государстве Израиль буржуазно-реакционное правительство пытается возродить ортодоксальный иудаизм. Он объявлен государственной религией. В законодательстве, в суде господствуют библейско-талмудические принципы. Смешанные браки, евреев с неевреями, запрещены законом.

15 слайд

Описание слайда:

Священные книги Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть - Невиим (“Пророки”) - входит семь книг, в третью - Хтувим (“Писания”) - входит двенадцать книг. Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов.

16 слайд

Описание слайда:

Четыре конфессии иудаизма Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового. Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда. Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах. Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.

17 слайд

Описание слайда:

Основные принципы веры В иудаизме нет символа веры, обязательной формулы или набора формул, которые бы определяли принадлежность еврейской общине, Есть «13 великих основных принципа веры»: Бог-Творец - причина всего сущего. Только один Бог, и Он нераздельно один. Бог бестелесен. Бог абсолютно вечен, ничто не существовало до Него. Только Бог достоин поклонения. Нельзя поклоняться ни ангелам, ни звездам, ни чему-либо иному, что ниже Бога. Существуют пророчества. Величайшим пророком был, есть и будет Моисей. 8. Тора Божественного происхождения, «Она была передана нам через Моисея, который действовал как писец, записывающий под диктовку». 9. «К Торе, Устной и Письменной, ничего не следует прибавлять и от нее ничего не следует убавлять». 10. «Бог знает все, что делают люди, и никогда не отводит от их своих взоров, как утверждают те, кто говорят. Оставил Господь землю сию». 11.«Бог вознаграждает тех, кто исполняет заповеди Торы, наказывает тех, кто преступает ее наставления. Величайшая награда - будущий мир и жесточайшее наказание - лишение жизни в будущем мире». 12. Мессия - «царь Израиля из дома Давида и от семени Соломона» - непременно придет, но срок его прихода неизвестен. 13. Мертвые воскреснут.

18 слайд

Описание слайда:

Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся им и не служи им. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела свои. А день седьмой - суббота - Господу, Богу твоему. В этот день не делай никакого дела. Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего и всего что у ближнего твоего. (Второзаконие. 5: 6-22) Десять заповедей

19 слайд

Описание слайда:

Главная особенность иудаизма Ожидание Мессии (Мошиаха) и непризнание таковым Христа. «Иудаизм не считает Иисуса Мессией потому, что он не исполнил библейских пророчеств, ожидавшихся от прихода Мессии. Самое главное пророчество, связанное с приходом Мессии в те дни, было: "И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут более учиться воевать" Исайя 2:4. Другими словами, с приходом Мессии в мире должен воцариться мир. Если этого не свершилось, стало быть, Мессия еще не пришел» "

20 слайд

Описание слайда:

Праздники ПЕСАХ - иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом “седер” (“порядок”). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.

21 слайд

Описание слайда:

Синагога Пережив многовековую историю войн, разрухи и благоустройства, эпохи судей, пророков, царей, зарождения христианства, иудаизм создал огромную философию и богатую обрядность. Центром молитвенных собраний является синагога. Изображения Бога и людей запрещены. Приняты три ежедневных богослужения. В синагогах сидят, а не стоят (женщины отдельно от мужчин).

22 слайд

Описание слайда:

Ритуалы и обычаи Главный праздник, как и у христиан, - Пасха (точнее, пейсах - «исход»), и посвящен он «исходу» евреев из Египта. Он празднуется в апреле (нисан, по лунному календарю). Через 50 дней празднуется Шаббоут («пятидесятница»), посвященный дарованию Богом Торы Моисею. В праздник Суккот («праздник Кущей») вспоминаются исторические странствия еврейского народа; Пурим («жребий») - весенний жизнерадостный праздник в воспоминание спасения евреев от злодея Аммана Существует множество ритуалов и обычаев. Ничего нельзя делать в субботу. Над входной дверью дома должен висеть футляр с фрагментом Торы («мезуза»). Голова мужчин должна быть обычно покрыта. Наиболее ортодоксальные евреи (хасиды) придерживаются традиции отращивать пейсы и бороды. Нельзя есть мясо ряда животных («трефная пища»).

23 слайд

Описание слайда:

Запреты К древнейшей эпохе относится множество запретов - табу. Одни из них связаны с половой жизнью и коренятся, видимо, в обычаях общинно-родового строя; другие - с пищей. Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют “кашерным” (“кашер” с иврита переводится как “подходящий”, “правильный”). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.

Описание слайда:

Менора Иудейская «менора», или священный семисвечник. Ее освящение связано с историческим случаем, когда после осквернения Иерусалимского храма греками (V в. до н. э.), испачкавшими все запасы священного масла, менора с однодневным запасом масла прогорела целых девять дней. Этот случай был признан раввинами чудесным. «Еврейская энциклопедия» так истолковывает ее облик: «Семисвечная менора служит символом сотворения мира в 7 дней, средняя ветвь олицетворяет субботу... Вместе с тем 7 ветвей должны напоминать землю - 6 сторон мира и небеса». Семь ветвей меноры толкуются так же, как семь дней недели. В настоящее время менора - наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба государства Израиль.

27 слайд

Описание слайда:

Звезда (щит) Давида Шестиконечная звезда. У евреев она называется «щит Давида», что на иврите звучит как Маген-Давид. Эти треугольники символически представляют две стихии: огонь и воду. Во времена Давида под знаком шестиконечной звезды состоялось объединение иудеев с другими народностями Израиля. Вторичное рождение этого символа произошло в Пражской синагоге, где с XVIII века началось движение за воссоединение рассеянной по миру еврейской нации и образование еврейского государства на месте, с которого этот народ был изгнан. Особенной популярностью она пользовалась в Средние века. Нынче на государственном флаге Израиля на белом фоне синим цветом изображен Маген-Давид.

28 слайд

Описание слайда:

Звезда Соломона Не менее часто, чем звезда Давида, в амулетах и магии используется и другая звезда - пятиконечная, также называемая пентаграммой, или пентаклем (или же звездой Соломона). Название этого знака происходит от греч. pentagrammon (от «pente» - «пять» и «gramma» - «линия»). Издревле это был самый распространенный магический символ. Символически пятиконечная звезда представляет человека с вытянутыми руками и ногами. Если голова человека обращена вверх, пентаграмма рассматривается как знак света, счастья и мира; если же звезда перевернута, то она превращается в символ Сатаны и сил зла.