Проектирование современного урока в условиях реализации фгос. Проектирование современного урока в условиях реализации фгос Форма познавательной активности

Проектирование современного урока

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

«МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ - ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»

А.С.Макаренко

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы

    быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире;

    уметь влиться в быстро развивающееся общество.

Особенности современного урока, каковы они?

    Современный урок – это личностно-ориентированный урок .

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

2) Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В основе деятельностного подхода - восточная мудрость: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

3) Современный урок – это компетентностный урок, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

При проектировании современного урока важно помнить методические принципы его организации.

Методические принципы организации урока

    Принцип целеполагания.

    Принцип мотивации.

    Принцип проектирования.

    Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.

    Принцип передачи функции оценивания обучающимся.

Существуют 5 условий реализации деятельностного подхода:

1. Наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели. Процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а создание такой ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения, научиться ими пользоваться. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – понимание того, что именно нужно выяснить, освоить.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний. Сущность 2-го условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска». Названное условие тесно связано с первым, оно его как бы продолжает. Возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для ее приобретения.

3. Выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания. Процесс усвоения знаний – всегда выполнение обучающимися определенных познавательных действий. При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны быть направлены на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действий. Верный способ действия приведет к верному результату.

4. Формирование у школьников умения контролировать и оценивать свои действия как после их завершения, так и по ходу.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ученик действует по принципу «я учусь», а не по принципу «меня учат».

Для увеличения эффективности путей активизации учения школьников, обеспечения их делового и речевого взаимодействия возникла необходимость переосмыслить типовую схему учебного занятия.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 4 группы.

Типы уроков

    урок открытия нового знания;

    урок рефлексии;

    урок построения системы знаний;

    урок развивающего контроля.

Цели уроков выделенных типов:

    Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

    Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

    Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

    Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Этапы урока

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Выявление места и причины затруднения.

    Построение проекта выхода из затруднения.

    Реализация построенного проекта.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Включение в систему знаний и повторение.

    Рефлексия учебной деятельности.

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения:

    технология личностно-ориентированного обучения

    дифференцированное обучение

    технология проектной деятельности

    развитие критического мышления

    игровые технологии

    нформационно-коммуникативная технология

    здоровьесберегающие технологии.

О современном уроке говорят так: это урок, на котором как можно меньше учителя и как можно больше обучающихся.

С переходом на ФГОС изменилась деятельность педагога: произошла переориентация учителя из информатора в консультанта, исследователя, координатора, эксперта, ведущего.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который даёт ему большую свободу и определяет последовательную деятельность обучающихся, уделяет внимание формированию не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Изменилась формулировка заданий для обучающихся: проанализируйте, докажите, создайте схему, исследуйте, оцените. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности обучающихся преобладают над фронтальными. Педагоги дают уроки в паре совместно с психологами и логопедами, педагогами других дисциплин. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа. Создание портфолио обучающихся - оптимальный способ организации накопительной оценки.

Изменения коснулись и деятельности обучающихся, которые активно включены в образовательный процесс. Позиция ученика: активность, наличиемотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причём характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Обучающиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Значительно расширен ассортимент учебных материалов.

Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения, возможность свободно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению. Сроки адаптации первоклассников снижены до 1 месяца.

Ребёнок хочет учиться ….

Когда получается

Когда ничто не угрожает

Когда интересно

Будем стремиться к этому и помнить о том, что каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым.

Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов, приёмов. Это своего рода философия образования новой школы, которая даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися, мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать УУД – таким образом готовить обучающихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Учить детей сегодня трудно,

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010г.

2. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС – Волгоград: Учитель, 2013г.

3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Журнал «Начальная школа плюс До и после» - №9, 2012г.:

И.А.Кокоткина «Технология построения урока на деятельностной основе как средство развития УУД».

5. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. –Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.

Интернет-источники:

2.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/2/proekt_uroka_matematiki_1_klass.doc

В статье рассматриваются требования, которые предъявляются к проекту современного урока в условиях реализации ФГОС. Дано описание алгоритма проектирования сценария урока и приведён пример технологической карты урока окружающего мира во втором классе.

Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе. В профессиональном стандарте педагога, который сегодня широко обсуждается практиками, в списке обобщённых трудовых функций в педагогической деятельности учителей определено действие построения образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы. Важно разобраться, определено ли содержание функции по проектированию процесса обучения в рамках учебного предмета, а также выявить, насколько готов учитель реализовать положения системно-деятельностного подхода ФГОС общего образования в процессе проектирования урока.

Традиционно в должностные обязан-ности учителя входит умение планиро-вать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока.

Сегодня в профессиональном стандар-те педагога определена обобщённая тру-довая функция: педагогическая деятель-ность по проектированию и реализации образовательного процесса в образова-тельных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Опре-делено, что для этого учитель должен владеть трудовыми действиями. Это раз-работка и реализация программ учебных дисциплин, осуществление профессио-нальной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, участие в разработ-ке и реализации программы развития образовательной организации, планиро-вание и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету, технологической карты изучения учебной темы, урока.

Сам термин проектирование не является традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену привычному нам планированию . Проектирование (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд) - процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Дидактическое проектирование - это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока, реализующего требования ФГОС:

Осуществление целеполагания не как обозначение ориентиров в собственной обучающей деятельности, а как определение результатов образования ребенка (результатоориентированные цели в виде системы универсальных учебных действий);

Переход от определения (планирования) последовательности своей собственной деятельности к продумыванию совместной деятельности учителя и ученика;

Смена собственной позиции обучающего-информирующего на позицию создающего условия (образовательную среду) для учения, т.е. освоения и присвоения содержания образования ребенком.

Технологическая карта урока рассматривается методистами как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В дидактическом контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата.

Технологичное описание целей совре-менного урока - это описание в первую очередь планируемых результатов уче-ников, потому что измерять и оцениватьв конце урока учитель должен действия учеников, и на основании их результатов проводится рефлексия по поводу эффек-тивности педагогической деятельности, решённых педагогических задач.

После описания целей (планируемые действия - результаты учеников в рам-ках учебной темы) учителю легко осо-знать, что он будет оценивать на уроке и с помощью каких заданий. Это можно оформить в виде таблицы и назвать оце-ночным листом, таблицей требований к образовательным результатам. В ней обязательно должна быть графа, где можно дать возможность ученику про-вести самооценку своих результатов.

Следующим шагом в проектировании урока будет формулирование педагоги-ческих задач — действий учителя. Педа-гогическая задача - это описание ситу-ации, которая раскрывает взаимодей-ствие учителя и детей по поводу дости-жения определённой цели. Все задачи в любой педагогической ситуации являют-ся задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в орга-низации их развивающей деятельности. По сути, учитель должен опреде-лить условия того, как ситуацию «незна-ния» перевести в ситуацию «знания».

Когда определены задачи учителя, появляется возможность отобрать спо-собы и средства для их решения. Глав-ное - выделить базовую технологию обучения, так как в её логике и будет выстраиваться процесс обучения на уроке, определяться последователь-ность действий учителя и учеников. При этом технология также должна соответствовать идеям деятельностной парадигмы образования. Можно ориен-тироваться на классификацию совре-менных технологий построения учебно-го процесса на проблемной, деятель-ностной, смысловой, альтернативной, ситуативной, диалоговой основах.

После определения целей, педагоги-ческих задач и технологий наступает важный этап разработки технологиче-ской карты сценария урока.

Алгоритм проектирования техноло-гической карты сценария урока опреде-ляет последовательность действий педа-гога в этом процессе.

Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом.

Формулирование образовательных результатов деятельности учеников.

Предметные.

Метапредметные - 3 груп-пы универсальных учебных действий и личностные.

Заполнение формы оценки резуль-татов (таблица требований к результатам изучения учебной темы или оценоч-ный лист).

Формулирование педагогических задач учителя по достижению ученика-ми планируемых результатов.

Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для дости-жения планируемых результатов урока.

Приведём пример проектирования урока во втором классе.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

с использованием новых образовательных технологий

«Чистота - залог здоровья» (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: окружающий мир. 2 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова.

Дидактическая цель: создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: «открытие» нового знания

Представление о результатах:

Личностные УУД:

Формирование внутренней позиция школьника;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

Формирование мотивации к соблюдению правил личной гигиены у детей.

Коммуникативные УУД:

- ; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Коррекция;

Метапредметные УУД:

Высказывать свое предположение;

Предлагать способы проверки;

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

Добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения;

Перерабатывать полученную информацию, делая выводы;

Предметные УУД:

Познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни»;

Дать представление о микробах;

Рассказать о путях попадания микробов в организм человека;

Познакомить с основными правилами личной гигиены;

Анализировать результаты наблюдений, делать выводы;

Цели урока

Пробудить у учащихся заботу о своем здоровье; дать им возможность осознать важность всех путей поддержания и развития здоровья: личной гигиены, своевременного лечения болезней, физкультуры и подвижности, закаливании, культуры питания и соблюдения режима; развитие памяти, воображения, наблюдательности.

Методы обучения: частично-поисковый, деятельностный, объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы организации деятельности : работа в группах, фронтальная.

Средства обучения : компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Power Point, учебник и тетрадь для самостоятельных работ «Окружающий мир», 2 класс, авт. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, цифровой микроскоп, предметные стёкла, пробирки с водой, раздаточный материал, система ProClass.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Только тот живёт

как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно,

дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

Константин Ибряев.

Высказывают своё мнение

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные

  1. Актуализа

Какое слово пришло на ум?

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке мы будем…

Высказывания и предположения.

«Чистота - залог здоровья»

Высказывают своё мнение.

Коммуникативные:

Познавательные :

Регулятивные:

4.Просмотр видеофильма

Работа с учебником.

О чём это стихотворение?

Где могут обитать микробы?

Высказывают своё мнение

Читают стихотворение.

Высказывают своё мнение

Вымыть продукты.

Фиксируют выводы в таблице.

Познавательные:

Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Предметные:

Метапредметные:

Познавательные:

Предметные:

Метапредметные:

  1. Физминутка

Утром рано умывались
Полотенцем растирались

Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись

И друг другу улыбались
Вот здоровья в чём секрет

Здоровье в порядке?

Спасибо зарядке.

Вращают головой

Делают повороты

Потягиваются

Машут руками

Коммуникативные:

Личностные

  1. Первичное

закрепление

Задание №63.

.

Взаимопроверка.

Задание №64

Выберите правила гигиены.

Выполняют задание.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

  1. Самостоя-тельная работа

Выполним небольшой тест.

Работа с пультами (ProClass )

Познавательные:

Предметные: формировать навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Регулятивные:

Первая группа:

Третья группа:

А четвёртой группе

Познавательные:

Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные

Коммуникативные:

Личностные:

Организует беседу:

Спасибо за работу.

Высказывают своё мнение

Рефлексия.

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Список использованной литературы.

  1. Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога.//Журнал «Начальная школа плюс До и После». - №6, 2014г.

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Один из детских поэтов сказал:

    Только тот живёт

    как нужно,

    Всё даётся лишь тому.

    Кто живёт согласно,

    дружно

    С постоянным ПОЧЕМУ?

    Константин Ибряев.

    А вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

    Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового. А вы являетесь почемучками? Тогда для вас…

    Настраиваются на работу на уроке.

    Высказывают своё мнение

    Познавательные: формирование умения выделять нужную информацию.

    Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные : создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

    1. Актуализа- ция знаний. Сообщение темы урока.

    Я приготовила изображения. Глядя на них, попробуйте назвать те слова, которые первыми пришли на ум.

    Какое слово пришло на ум?

    Интересные у вас идеи, молодцы.

    Какова же будет тема нашего урока?

    Открывается первая часть темы урока «Чистота - залог…».

    Продолжите фразу.

    Тема нашего урока: «Чистота - залог здоровья»

    Сегодня на уроке мы будем…

    Что хотите узнать каждый для себя по этой теме?

    Что ты хочешь узнать? А ты? Запомните свою цель на урок.

    Высказывания и предположения.

    «Чистота - залог здоровья»

    Высказывают своё мнение.

    Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Познавательные :

    анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение. Построение устного высказывания.

    Регулятивные:

    уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

    1. Знакомство с новым материалом на основе практической деятельности.

    Ребята, почему надо мыть руки с мылом перед едой?

    Работа с учебником.

    Прочитайте отрывок из стихотворения Г.Юдина «Страшная сила» на с.73.

    О чём это стихотворение?

    Кто же такие микробы? Найдите ответ в учебнике.

    Где могут обитать микробы?

    В окружающей нас среде — воздухе, почве, воде — находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.

    Там, где тепло и повышенная влажность.

    Каким образом микробы могут попасть в наш организм?

    Что необходимо сделать с такими продуктами?

    Сравните количество микробов под ногтями до мытья рук и после.

    Как нужно правильно мыть руки?

    Работа с цифровым микроскопом.

    Возьмём 2 пробирки с водой. В одной пробирке вода кипячёная, а в другой - вода из лужи.

    В какой из пробирок с водой больше микробов?

    Рассмотрите каплю кипячёной воды под микроскопом и каплю грязной, сделайте вывод.

    Просмотр видеофильма «Микробы под микроскопом».

    Высказывают своё мнение

    Читают стихотворение.

    О размерах микробов, об их вреде, о путях их попадания в организм человека, о способах борьбы с ними.

    Ищут информацию в учебнике, зачитывают.

    Высказывают своё мнение

    Если взять немытыми руками еду, то микробы «переберутся» на продукты, и вместе с едой могут попасть в твой организм.

    Вымыть продукты.

    После мытья рук микробов меньше.

    Рассказывают алгоритм мытья рук.

    Фиксируют выводы в таблице.

    Познавательные:

    поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

    Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

    Предметные: дать представление о микробах, рассказать о путях попадания микробов в организм человека.

    Метапредметные: добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения.

    Познавательные: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

    Предметные: анализировать результаты наблюдений, делать выводы.

    Метапредметные: перерабатывать полученную информацию, делая выводы.

    1. Физминутка

    Утром рано умывались
    Полотенцем растирались

    Ножками топали,
    Ручками хлопали,
    Вправо, влево наклонялись

    И друг другу улыбались
    Вот здоровья в чём секрет
    Всем друзьям физкульт - привет!

    Здоровье в порядке?

    Спасибо зарядке.

    Вращают головой

    Делают повороты

    Потягиваются

    Машут руками

    Коммуникативные:

    осуществление совместной деятельности.

    Личностные : следуют нормам здоровьесберегающего поведения.

    1. Первичное

    закрепление

    Работа в тетради для самостоятельных работ.

    Задание №63.

    Отметьте изображения тех вещей, которые по правилам гигиены никому давать нельзя.

    Взаимопроверка.

    Задание №64

    Выберите правила гигиены.

    Зубная щетка, расчёска, мочалка, стакан, полотенце.

    Выполняют задание.

    Познавательные:

    поиск и выделение необходимой информации.

    Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Регулятивные:

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    1. Самостоя-тельная работа

    Давайте проверим, как вы усвоили новую тему.

    Выполним небольшой тест.

    Работа с пультами (ProClass )

    Познавательные: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

    Предметные: формировать навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

    Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; коррекция, оценка.

    1. Включение в систему знаний и повторение

    Предлагаю сейчас поработать группами.

    Первая группа: обсудить и рассказать «Как бороться с микробами в классе?»

    Вторая группа: рассказать «Как ухаживать за зубами».

    Третья группа: рассказать о правилах личной гигиены.

    А четвёртой группе предстоит выполнить творческое задание составить коллаж «Микробы».

    Делятся на группы обсуждают вопрос, предполагают, выдвигают гипотезы, готовят ответ.

    Пользуются учебником для поиска необходимой информации.

    Группы выступают со своими ответами.

    Познавательные: развивать умение анализировать, обобщать полученные знания.

    Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    Регулятивные : развивать умение выдвигать гипотезы.

    Коммуникативные: умение работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Личностные: развитие готовности к сотрудничеству и взаимопомощи, формирование внутренней позиции школьника.

    1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Организует беседу:

    Чем занимались сегодня на уроке? Чему научились? Что открыли для себя нового? Где в жизни пригодятся нам знания, полученные сегодня на уроке?

    Как вы думаете, всё ли мы узнали о микробах?

    Кто доволен сегодня своей работой?

    Мы с вами сегодня были химиками.

    Химия - это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. С этой наукой вы встретитесь в старших классах.

    Спасибо за работу.

    Высказывают своё мнение

    Рефлексия.

    Коммуникативные:

    осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

    Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Личностные: формирование адекватной самооценки.

    Список использованной литературы.

    1. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 кл.: учебник, 2 часть/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
    2. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 кл.: тетрадь для самостоятельной работы №2/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
    3. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 кл.: хрестоматия/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
    4. Окружающий мир. 2 класс: система уроков по учебнику О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А. Трафимова/ авт.-сост. Т.С.Гулуева, Н.В.Лободина. - Волгоград: Учитель, 2013.

    Электронные образовательные ресурсы

    1. Фильм «Микробы под микроскопом» http://photopeach.com/album/prrb70
    2. http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/2-klass

    Таким образом, детальное проекти-рование технологической карты сцена-рия урока позволит не только описать целостно и системно достижение пла-нируемых результатов в соответствии с ФГОС, спроектировать образователь-ный процесс по освоению темы, но и осознать эффективность педагогиче-ской деятельности, дать обоснованную оценку реализации трудовых функций в профессиональной педагогической деятельности учителя.

    Список использованной литературы.

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образова-ния и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
    2. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствие с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - 2011. - №12.
    3. Марчукова О.Г. Проектирование современного урока. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - Тюмень, 2012.
    4. Мурзина Н.П. П

Cлайд 1

Cлайд 2

Основные вопросы: Отличие современного урока от традиционного 2. Структура урока по ФГОС 3. Типология современного урока

Cлайд 3

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Cлайд 4

Критерии Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Цель: Формирование ЗУН Развитие личности Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Способ усвоения материала Деятельность по образцу Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности Целеполагание Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию

Cлайд 5

Как изменяется урок: - урок становится личностно-развивающим; - урок становится компетентностно-ориентированным; - урок становится метапредметным; - наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием

Cлайд 6

Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи- зационный этап 1-2 минуты). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Cлайд 7

Типология уроков по ФГОС: Тип урока Виды уроков Урок изучения нового традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Урок закрепления знаний практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Урок комплексного применения знаний практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, круглый стол и т.д. Урок контроля, оценки и коррекции знаний контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

Cлайд 8

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Cлайд 9

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке: ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности; на уроке применяются разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; отдается приоритет деятельности ученика; применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Современные технологии прокетирования уроков метематики в соответствии с тербованиями ФГОС Хлескина Виктория Викторовна учитель математики МОБУ СОШ с. Большой Куганак

2 слайд

Описание слайда:

* Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса Сверхзадача современного урока – стать шагом в развитии личности, формировании ее индивидуальности, творческих возможностей и нравственных позиций.

3 слайд

Описание слайда:

* Деятельностный подход Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Соотношение структурных элементов учебного занятия стандартов ЗУН и занятий с учётом требований ФГОС. * Стандарты ЗУН Стандарты ФГОС Основные типы уроков - урок изучение нового - урок закрепление знаний - урок комплексного применения знаний - урок обобщения и систематизации знаний - урок контроля, коррекции и оценки знаний - уроки «открытия» нового знания - уроки отработки умений и рефлексии - уроки общеметодологической направленности - уроки развивающего контроля

8 слайд

Описание слайда:

* Стандарты ЗУН Стандарты ФГОС Этапы урока - организация начала занятия -проверка домашнего задания - подготовка к основному этапу занятия (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений) - усвоение новых знаний и способов действий -первичная проверка понимания - закрепление знаний и способов действий - обобщение и систематизация знаний - контроль и самопроверка знаний - подведение итогов занятий - информация о домашнем задании - мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - выявление места и причины затруднения - построение проекта выхода из затруднения - реализация построенного проекта - первичное закрепления с проговариванием во внешней речи - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверка - включение в систему знаний и повторения - рефлексия учебной деятельности - домашнее задание

9 слайд

Описание слайда:

Соотношение структурных элементов учебного занятия стандартов ЗУН и занятий с учётом требований ФГОС. * Стандарты ЗУН Стандарты ФГОС Цели урока - дидактическая - воспитательная – развивающая -деятельностные - содержательные - воспитательные - образовательные - формирование УУД (личностные, регулитивные, коммуникативные, познавательные)

10 слайд

Описание слайда:

* Стандарты ЗУН Стандарты ФГОС Формы урока - урок –лекция - урок – семинар - обобщающий урок - урок-экскурсия - исследовательская работа - урок – собеседования - лабораторная, практическая работа - урок –конференция - урок – круглый стол - урок –соревнования -комбинированный урок - контрольная работа - зачет - коллоквиум - урок – викторина - урок – путешествие - урок –лекция - урок – семинар - обобщающий урок - урок-экскурсия - исследовательская работа - урок – собеседования - урок-проект - урок –конференция - урок – круглый стол - урок –соревнования -комбинированный урок - урок контроля - зачет - коллоквиум - урок – викторина - урок – путешествие

11 слайд

Описание слайда:

Соотношение структурных элементов учебного занятия стандартов ЗУН и занятий с учётом требований ФГОС. * Стандарты ЗУН Стандарты ФГОС Планируемые результаты урока ЗУН Знать Уметь Понимать ОУУН УУД Предметные Метапредметные Личностные

12 слайд

Описание слайда:

Универсальные учебные действия: В личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом. *

13 слайд

Описание слайда:

Универсальные учебные действия: Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. *

14 слайд

Описание слайда:

* Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные, общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные, целеполагания, коммуникативные

15 слайд

Описание слайда:

* Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа Универсальные учебные действия Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные, планирования Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует Познавательные, регулятивные, коммуникативные

16 слайд

Описание слайда:

* Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа Универсальные учебные действия Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Коммуникативные, регулятивные, коррекции

17 слайд

Описание слайда:

* Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа Универсальные учебные действия Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Регулятивные, оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

18 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средства представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Её использование позволит выстроить урок с учётом требований ФГОС и сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока. *

19 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока включает в себя: Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД *

21 слайд

Описание слайда:

Алгоритм проектирования урока: Второе. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Цель урока Личностный результат Метапредметный результат Предметный результат Задачи урока *

22 слайд

Описание слайда:

Третье. 1. Спланировать учебный материал 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 4.Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. *

23 слайд

Описание слайда:

Алгоритм проектирования урока: Четвертое. Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. *

24 слайд

Описание слайда:

Алгоритм проектирования урока: Пятое. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Шестое. Разработать структуру урока. *

25 слайд

Описание слайда:

Алгоритм проектирования урока: Седьмое. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Восьмое. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов. Девятое. Подготовить оборудование для урока. *

26 слайд

Описание слайда:

Новые технологии обучения технология личностно-ориентированного обучения дифференцированное обучение технология проектной деятельности развитие критического мышления игровые технологии икт здоровьесберегающие технологии *

27 слайд

Описание слайда:

Применение средств ИКТ на уроке позволяет: усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучающихся; обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностно ориентированному обучению; повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса; усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить круг учебных задач, используемых в обучении; включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ; создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.); повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучающихся; погрузиться обучающимся в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем. *

Описание слайда:

Рекомендации к проведению современного урока: использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы; *

30 слайд

Описание слайда:

Рекомендации к проведению современного урока: обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий; при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания. *

31 слайд

Описание слайда:

Список рекомендуемой литературы Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам». Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2011год. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011год. Хуторской А.В. Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. - Систем.требования: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows 95/98/NT/2000/Me/XP, InternetExplorer 5.0, MS Word 2000. – Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: [email protected] Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Е.В. Чернобай. - М.: «Просвещение» 2012. – 56 с. – (Работаем по новым стандартам). *