Бессоюзные предложения презентация. Точка с запятой ставится

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, предназначенная для начальных классов. Учитель построила свою работу на основе поэзии А.С. Пушкина, что несомненно несет в себе двойную пользу - помимо изучения основной темы, ребята познакомятся со стихами великого поэта.

  • Знакомство с БСП
  • Стихи А. С. Пушкина
  • Наглядные примеры
  • Тестовое задание

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Моисеенко И. Н.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна

1 Бессоюзные сложные предложения

Слайд 2

«Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою»

всех, кто прикоснется к нему»

«И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,

Ну, а он - высоко-высоко»

(Е.Евтушенко)

«Пушкин кажется понятным, как в пристально прозрачной воде кажется близким дно на безмерной глубине»

(В.Брюсов)

«Есть имена, как солнце! Имена -

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена!»

(И.Северянин)

Слайд 3

Боливар (широкая модная шляпа)

Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвенит ему обед.

Брегет (часы, которые отбивали минуты и показывали числа месяца, фирмы парижского часовщика Брегета)

Слайд 4

Асессор (средний гражданский чин)

Пращ (снаряд для метания камней)

Слайд 5

Котильон (танец, которым заканчивается бал)

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон ее зовет.

Пилигрим (странник, путешественник)

Луна сокрылась за горою,

и пилигримке молодой

Пора давно пора домой.

Витийство (красноречие)

Слайд 6

Страсбургский пирог (паштет из гусиной печенки.

«Нетленным» он назван потому, что его привозили в консервированном виде из Страсбурга.)

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Лимбургский сыр- мягкий острый сыр, приготовлявшийся в провинции Лимбург (Бельгия)

Слайд 7

Я жду тебя, мой запоздалый друг –

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(«Зимний вечер».1825.)

Слайд 8

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

(«Зимнее утро». 1829.)

5. Когда в БСП ставится тире?

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

(«Осень». 1833.)

Слайд 9

1. Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

2. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

3. В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как- нибудь.

Откажут ─ мигом утешался.

Изменят ─ рад был отдохнуть.

4. Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья.

Слайд 10

1. Найдите БСП.

2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

Слайд 11

3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

А. Поезд ушел его огни исчезли.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.

Слайд 12

5 Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.

Б. Над Россиею - небо синее.

6. Укажите предложение, соответствующее схеме: : [ причина].

Слайд 13

7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

8. Найдите предложения с речевыми ошибками.

Слайд 14

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса (?)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Слайд 15

1. Вот утро: встали все давно,

Моей Татьяне все равно.

2. Но день протек, и нет ответа.

Другой настал: все нет, как нет.

(части противопоставлены друг другу, значит между частями сложного предложения тоже ставится тире)

Слайд 16

3. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец.

Дни долгие, дни власти безмятежной –

Ни власть, ни жизнь меня не веселят.

(причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)

(второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно поставить союз «потому что», следовательно, нужно поставить двоеточие.)

Посмотреть все слайды

Конспект

МОУ Бутаковская ООШ

Моисеенко Ирина Николаевна

Тип урока:

Дидактическая задача: повторить и обобщить знания

Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»

Ценности:

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

наблюдательность,

ХОД УРОКА

Ну, а он - высоко-высоко»

(Е.Евтушенко)

ной глубине»

(В.Брюсов)

Я говорю о Пушкине: поэте,

(И.Северянин) (слайд 3)

Оргмомент.

Постановка цели.

(

Ученик:

3. Повторение материала.

(слайд 4)

Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвенит ему обед.

(слайд 5)

(слайд 6)

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон ее зовет.

Луна сокрылась за горою,

и пилигримке молодой

Пора давно пора домой.

Витийство (красноречие),

(слайд 7)

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

б) фронтальный опрос.

1. Какие предложения называются БСП?

2. Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?

3. Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

(слайд 9)

4. Когда в БСП ставится двоеточие?

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

5. Когда в БСП ставится тире?

в) Объяснительный диктант.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

А волочился как- нибудь.

Откажут ─ мигом утешался.

Товарищ, верь: взойдет она,

Г) Самостоятельная работа.

ТЕСТ.

(слайд 11)

1. Найдите БСП.

А. Время обдумало, сдуло все лишнее.

Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

В. Дело было вечером, делать было нечего.

Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.

Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца

А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.

А. Поезд ушел его огни исчезли.

Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце дымное встает будет день горячий.

А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.

Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.

В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Г. Любишь кататься люби и саночки возить.

Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.

А. Солнце вешнее, нивы здешние - все тебе отдать бы рад.

Б. Над Россиею - небо синее.

В. Сухая поздняя осень - самое лучшее поэтическое время года.

Г. На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло.

причина].

А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.

В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.

А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.

Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе.

В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.

Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.

А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.

Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.

В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода.

Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

4. Применение знаний.

(

(

письменной).

6. Анализ предложений.

Моей Татьяне все равно. (

(

(слайд 17)

3. Делать было нечего:

(причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)

(

7. Игра «Третье лишнее»

На все сердитый господин:

Отечество нам Царское село.

3. Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты.

«Я помню чудное мгновенье…»

: [причина]. (потому что)

9. Домашнее задание.

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

10. Итоги урока (рефлексия).

(слайд 21)

(

(слайд 22)

11. Выставление оценок

Дополнительные задания

II задание.

чтобы… )

(А. Ерикеев)

III задание.

Определите вид предложений.

2. Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки. (БСП)

IV задание

1. Знаю средство,

2. Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Подпрыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

Второму, третьему письму

Ответа нет.

5. Вы были правы предо мной:

Я благодарна всей душой…

6. К нему и птица не летит,

На древо смерти набежит -

7. Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

8. Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою.

Опорный конспект

Знаки препинания в БСП

1. Запятая ставится

2. Точка с запятой ставится

3. Двоеточие ставится :

4. Тире ставится:

4) [время] - . (когда)

5) [условие] - . (если)

МОУ Бутаковская ООШ

Урок русского языка в 9 классе

Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Учитель русского языка и литературы

Моисеенко Ирина Николаевна

Обобщающий урок в 9 классе по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

Тип урока: повторение и обобщение материала

Дидактическая задача: повторить и обобщить знания

Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»

Ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, красота, общение, любовь.

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП;

совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина,

наблюдательность,

настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.

ХОД УРОКА

«Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник,

который, как в сказке, поит «живою водою»

всех, кто прикоснется к нему»

«И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,

Ну, а он - высоко-высоко»

(Е.Евтушенко)

«Пушкин кажется понятным, как в пристально

прозрачной воде кажется близким дно на безмер-

ной глубине»

(В.Брюсов)

«Есть имена, как солнце! Имена -

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена!»

(И.Северянин) (слайд 3)

Оргмомент.

Постановка цели.

а) вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о БСП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. Цель урока - повторить и обобщить знания по теме «БСП».

Обратите внимание на эпиграфы. Почему именно эти строки я выбрала в качестве эпиграфов?

(на уроке мы будем работать, обращаясь к творчеству А.С.Пушкина)

Да, на протяжении всего урока вы будете работать, обращаясь к творчеству основоположника русского языка А.С.Пушкина.

- Ребята, какие знания, умения и способы действия вы должны продемонстрировать на уроке? (выявление смысловых отношений между частями БСП, пунктуационные навыки и речевые умения)

- Пушкин - всегда открытие и всегда тайна. Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами…

Ученик: Н.В.Гоголь справедливо заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он явится через 200 лет. В нем русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт. Они так просто возвышенны, так ярки, так пламенны, так сладострастны и вместе так детски чисты»

3. Повторение материала.

А)- Сегодня на уроке мы будем учиться постигать тайны русского языка, используя словарь А.С.Пушкина. Сейчас вам предстоит вспомнить некоторые слова пушкинской эпохи. (ученик работает у доски: пишет слова под диктовку, объясняет их значение, подчеркивает орфограммы)

(слайд 4)

Боливар (широкая модная шляпа), Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвенит ему обед.

Брегет (часы, которые отбивали минуты и показывали числа месяца, фирмы парижского часовщика Брегета)

(слайд 5)

Асессор (средний гражданский чин), пращ (снаряд для метания камней),

(слайд 6)

Котильон (танец, которым заканчивается бал),

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон ее зовет.

Пилигрим (странник, путешественник),

Луна сокрылась за горою,

и пилигримке молодой

Пора давно пора домой.

Витийство (красноречие),

(слайд 7)

Страсбургский пирог (паштет из гусиной печенки. «Нетленным» он назван потому, что его привозили в консервированном виде из Страсбурга.)

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Лимбургский сыр-мягкий острый сыр, приготовлявшийся в провинции Лимбург (Бельгия)

б) фронтальный опрос.

- Итак, сейчас самое время вспомнить некоторые теоретические вопросы.

1. Какие предложения называются БСП?

Я жду тебя, мой запоздалый друг –

2. Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?

3. Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. («Зимний вечер».1825.)

(слайд 9)

4. Когда в БСП ставится двоеточие?

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. («Зимнее утро». 1829.)

5. Когда в БСП ставится тире?

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень». 1833.)

в) Объяснительный диктант.

А.С.Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Запишите предложения, расставьте знаки препинания и объясните их.

1. Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

2. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

3. В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как- нибудь.

Откажут ─ мигом утешался.

Изменят ─ рад был отдохнуть.

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья.

Г) Самостоятельная работа.

ТЕСТ.

(слайд 11)

1. Найдите БСП.

А. Время обдумало, сдуло все лишнее.

Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

В. Дело было вечером, делать было нечего.

Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.

Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца

2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.

3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

А. Поезд ушел его огни исчезли.

Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце дымное встает будет день горячий.

4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.

А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.

Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.

В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Г. Любишь кататься люби и саночки возить.

Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.

5 Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.

А. Солнце вешнее, нивы здешние - все тебе отдать бы рад.

Б. Над Россиею - небо синее.

В. Сухая поздняя осень - самое лучшее поэтическое время года.

Г. На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло.

6. Укажите предложение, соответствующее схеме: : [ причина].

А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.

В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.

7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.

Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе.

В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.

Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.

8. Найдите предложения с речевыми ошибками.

А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.

Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.

В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода.

Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

4. Применение знаний.

А) - Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые добрые чувства. Давайте сейчас вспомним отрывок из стихотворения А.С.Пушкина „ Осень " и запишем его по памяти.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса: (--)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

- Какой знак вы поставите в БСП? (выход на проблемную ситуацию: причинно-следственная связь-можно ставить либо двоеточие, либо тире. Одно и то же предложение понято учащимися по-разному.)

- Как поступать в подобных ситуациях? (в настоящее время в подобных примерах предпочтение отдается тире, что не наблюдалось во времена А.С.Пушкина.

5. Анализ примеров БСП в произведениях писателей и газетных материалах.

Вы должны были проанализировать ряд произведений А.С.Пушкина и выяснить, какими знаками препинания чаще пользовался поэт.

Прочитав ряд произведений поэта, мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой запятой, реже - двоеточием и совсем редко - тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. В «Энциклопедии юного филолога» мы прочитали, что в 11-м веке первыми пунктуационными знаками стали точка и двоеточие, в 16-м - точка с запятой, в 14-м веке появилась запятая, в 15-м - точка с запятой, в 16-м - вопросительный знак, в 18-м - восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие; тире одним из первых употребил Н.М.Карамзин.

-Ребята, как вы думаете, БСП чаще используются в устной или письменной речи? (письменной). Вот и писатели часто используют БСП в своих произведениях. Дома вы должны были проанализировать примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Какой вы сделали вывод?

Доклад учащегося: Проанализировав примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, реже - двоеточием, совсем редко - тире.

Ребята, также вы должны были дома просмотреть газеты и проанализировать, какие знаки препинания чаще встречаются в современных изданиях.

Доклад учащегося: Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире».

- Ребята, какой же можно сделать из этого вывод?

Современная литература стала более рациональной, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания-это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств.

Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это.

Подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка», мы обнаружили там 8 простых предложений и 2 сложных. В 40 и 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» все предложения оказались сложные. Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

6. Анализ предложений.

Проанализируйте смысловые отношения между частями БСП. Укажите, какой знак препинания вы поставили бы в соответствии с современными правилами пунктуации.

1. Вот утро: встали все давно,

Моей Татьяне все равно. (причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)

2. Но день протек, и нет ответа.

Другой настал: все нет, как нет. (части противопоставлены друг другу, значит между частями сложного предложения тоже ставится тире)

(слайд 17)

3. Делать было нечего:

Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец. (причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)

Дни долгие, дни власти безмятежной –

Ни власть, ни жизнь меня не веселят. (второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно поставить союз «потому что», следовательно, нужно поставить двоеточие.)

7. Игра «Третье лишнее»

1. Тут был на эпиграммы падкий,

На все сердитый господин:

На чай хозяйский слишком сладкий,

На плоскость дам, на тон мужчин…

«Евгений Онегин» гл.8 строфа XXV/

2. Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское село.

3. Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты.

«Я помню чудное мгновенье…»

: [причина]. (потому что)

8. Запись с объяснением постановки знаков препинания.

А.С.Пушкин говорил: « Знаки препинания, как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (слайд 19)

Петр Александрович Плетнев - поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина - писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».

Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.

9. Домашнее задание.

Дома вы выполните интересную творческую работу - напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что изменится в понимании текста, если вторую запятую заменить точкой с запятой?»

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

10. Итоги урока (рефлексия).

(слайд 21)

- Что мы сегодня вспомнили на уроке?

- Ребята, какова была цель нашего урока? (обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в БСП)

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?

Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:

1. установить смысловые отношения между частями БСП;

2. Применить прием синонимичной замены БСП сложносочиненным или сложноподчиненны

(слайд 22)

Наш урок завершается. Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?

11. Выставление оценок

Дополнительные задания

II задание.

Он к тебе приходит вечно новым,

Он твой путь осветит, как звезда,

Чтобы ты, с его сдружившись словом,

С ним не расставался никогда. , , (чтобы… )

(А. Ерикеев)

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, составьте схему.

III задание.

Определите вид предложений.

1. Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (ССП))

2. Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки. (БСП)

3. Иди, куда влечет тебя свободный ум. (СПП)

4. Приплыла к нему рыбка, спросила… (П)

IV задание

1. Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь…

2. Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Подпрыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

Второму, третьему письму

Ответа нет.

5. Вы были правы предо мной:

Я благодарна всей душой…

6. К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный. «Анчар». 1828.

7. Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты. «Я помню чудное мгновенье». 1825.

8. Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою.

Опорный конспект

Знаки препинания в БСП

1. Запятая ставится , если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

2. Точка с запятой ставится , если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть дополнительные знаки препинания).

3. Двоеточие ставится :

1) : [ пояснение ] (а именно) (раскрывает содержание первой части)

2) : [причина ] (потому что, так как, ибо)

3) : [дополнение] (что…, и увидел, и услышал, и почувствовал…)

4. Тире ставится:

1) - [быстрая смена событий или неожиданный результат]. (и)

2) - [ противопоставление ]. (а, но)

3) - [результат, вывод]. (так что, поэтому)

4) [время] - . (когда)

5) [условие] - . (если)

�PAGE � �PAGE �13� Учитель русского языка и литературы Моисеенко И.Н.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Дидактическая задача: повторить изученное раннее и приобрести новые знания.

Место урока в теме: первый урок в теме «БСП»

Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический лист самоанализа знаний, умений и навыков, карточки для учащихся, распечатанные тексты и тестовые задания.

Цели и задачи :

Образовательные : - знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте; выявлять смысловые отношения между частями БСП;формирование умений определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Развивающие : формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.

Воспитательные : формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; активизирование познавательной деятельности учащихся;обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Задачи личностного развития :

Способствовать формированию правильной устной речи учащихся;

Создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;

Развивать умения анализировать языковой материал.

Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.

Структура урока: мотивация, введение в тему урока, погружение в тему урока, первичное закрепление знаний, расширение знаний, итог, закрепление, рефлексия.

Структура урока:

I. Организационный этап

1 мин.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знанийКонтрольно – подготовительный этап.

7 мин.

III. Этап усвоения новых знаний

15 мин.

IV. Этап первичной проверкии усвоения знаний

12 мин.

V. Закрепление знаний.

8 мин

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

2 мин.

VI. Этап рефлексии.

1 мин.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент

(Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу).

Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на серьёзную работу, сосредоточимся…А теперь -улыбнёмся друг другу и мне. Нам сегодня особенно необходимо хорошее настроение: сложная работа нам предстоит!

Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель: Для определения темы урока мы отгадаем слово.

Отгадайте слово и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

Приставка в слове беспокойный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

Суффикс как в слове сонный (-Н-)

Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока.

Ответы учащихся.

Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение» Слайд

2. Разминка

Подготовка к ГИА.

1. Определите количество букв и звуков в данных словах. В каком слове звуков больше, чем букв? (А4) Слайд

Традиция, шинель, гигантский, асфальт, рояль.

2 . Буквенный диктант (А6)

Вспомним правописание приставок на з- и с-. Отработаем задание ГИА А6, формулировка которого звучит как: «В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»

1. бе…ценный, бе..граничный, и..чезать
2. бе..цельный, ра..смотреть, в..порхнуть
3. ра..порядок, бе..конечный, ра..гадать

Проверка:

1.с, з, с
2. с, с, с
3. с, с, з

3.Повторение по теме «Синтаксис» (графический диктант)

Учащимся на слух даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно ученик либо соглашается (+), либо не соглашается (-). Свои ответы он рисует в строчку в виде графика со знаками + или -.

1. Предложения могут быть простыми и сложными.

2. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

3. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.

4. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.

5. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.

6.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются___сложносочиненными.______________________.

7.. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.

Получается следующая запись:

+ + + - - ++

1 2 3 45 6 7– номер вопроса

Готовимся к ГИА Слайд 3,4

4.В7 . В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Любовь же и дружба,(1) разрастаясь и распространяясь на многое,(2) обретают новые силы,(3) становятся все выше,(4) а человек,(5) их центр,(6) мудрее.

В.7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.

3. Контрольно – подготовительный этап.

Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения. Слайд

(Таблица на доске, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)

    Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

    Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

    С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.

    Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.

    Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.

    Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

    Я сразу понял, что это дело мне по силам.

    Где тонко, там и рвется.

(Третья колонка в таблице пока никак не обозначена.)

ССП

СПП

БСП

2, 3

1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)

5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)

8 (прид. места)

6, 9

Почему никуда не отнесли 6 и 9 предложение?

4. Объяснение нового материала.

Давайте вернёмся к этим предложениям:

Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года; синея, блещут небеса.

1)Какое это предложение по количеству грамматических основ? Докажите.

2)При помощи чего соединяются части этого сложного предложения? Способ связи…

(Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)

3)Каковы смысловые отношения между частями сложного предложении?

4) О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП – заполнение третьей колонки.) Части БСП формально независимы, самостоятельны, поэтому схематично их можно изобразить квадратными скобками.

5)Составим схему данного предложения.

Исходя из анализа данных предложений, давайте попытаемся сформулировать цель сегодняшнего урока. . Используйте опорные слова:

1) Познакомиться с …

2) Учиться …

Определить, чем отличаются бессоюзные сложные предложения

Как найти их в тексте.

Научиться отделять интонацией простые предложения в составе бессоюзного сложного;

Выявлять смысловые отношения между частями БСП

Учебник, правило

5.Первичное закрепление знаний

«На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно».Слайд

Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. (см.слайд)

Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСС

Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях , что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией . В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.

В союзных сложных предложениях смысловые отношения определяются по союзам, поэтому отношения более четкие.
Смысловые отношения БСП выражаются менее четко, чем в союзных Слайд

Попробуем установить смысловые отношения между частями в следующих БСП.. Поможет нам в этом сопоставление их с союзными.(бессоюзное предложение нужно преобразовать в синонимичное союзное и определить, в каких отношениях друг с другом находятся части союзного предложения). Слайд

Вывод: Выбор знака препинания в БСП определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между его частями.

Примечание: Некоторые значения БСП могут совпадать (например, условия и времени; следствия и быстрой смены событий). Смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования:

Село опустело, молодежь разъехалась. (Перечисление.)

Село опустело: молодежь разъехалась. (Причина.)

Физкультминутка.

Чтобы в космос нам слетать,
Нужно много нам читать, считать, писать.
Нужно сильными, здоровыми нам быть.
Физкультуру нужно нам любить.

Космонавты большое внимание уделяли физической культуре, спорту.
Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости и выносливости играют физические упражнения.

Встали, тянемся к звездам, солнцу, тянем позвоночник (руки вверх). Посмотрели направо, затем налево
Закрыли глаза – чертим восьмерку перевернутую, бесконечность, совершаем полет вокруг земли.
Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки красоты, здоровья и физической работоспособности человека

Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП

1 в. Со значением причины;

2 в. Со значением дополнения (изъяснительные отношения)

(слабым учащимся с памяткой – подсказкой).

1.В космос космонавты берут с собой портрет Гагарина: он пример мужества, отваги, верности к долгу перед нашей великой Родиной.

2. Будущие космонавты уяснили: главной задачей будет оценка возможностей человека вести полезную работу в космосе

3.Гагарину хватало времени на все: он был предельно организованным человеком и знал цену времени.

4.Каждый космонавт знает: самое тягостное время – последние минуты на Земле, вне корабля.

6. Закрепление

Мини -тест


    Если части сложного предложения соединены между собой только интонацией, то такое предложение называется…


А) сложносочиненным В) сложным бессоюзным

Б) сложноподчиненным Г) простым, осложненным


    Сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных тем, что:


А) в них более четко выражены смысловые отношения между частями

Б) в них между частями нельзя вставить союз

В) в них менее четко выражены смысловые отношения между частями

Г) в них отсутствуют отношения между частями


    Какие знаки могут стоять между частями БСП?


А) запятая, тире, дефис, двоеточие В) запятая, тире, точка с запятой, двоеточие

Б) запятая, точка с запятой Г) тире, двоеточие


4.

Какие предложения являются бессоюзными?

А) Пыль вихрем неслась по дороге, и серое облако закрывало весь горизонт.

Б) Море покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.

В) Когда дождь прекратился, мы решили снова развести костёр.

Г) Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души

Д) Удилище согнулось в дугу, леска со свистом врезалась в воду.

.Взаимопроверка.

.Работа с заданиями ГИА. В9

- Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

(учащимся выдается текст каждому на парту)

7. Итоги.

    О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?

    Почему так называются такие предложения?

    Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?

    Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?

    Что показалось наиболее легким?

8. Рефлексия.(Слайд)

Таблица-памятка

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП

Знаки препинания

Значение

Примеры

перечисление фактов

(потому что, так как, ибо)

пояснение

(а именно)

дополнение

(что) (и увидел, и услышал, и почувствовал)

противопоставление

(а, но, да=но)

(когда)

(если)

вывод, следствие

(так что, поэтому)

быстрая смена событий

сравнение

(как, словно, будто)

Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения.

1 Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

2 Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

3 С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.

4 Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.

5 Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.

6 Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7 Я сразу понял, что это дело мне по силам.

8 Где тонко, там и рвется.

9 Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года; синея, блещут небеса.

Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП

    Я вас любил – меня вы не любили.

    Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

    В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

    Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.

    Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

    Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.

    Я понял, что долго не смогу притворяться.

    Я понял: долго не смогу притворяться.

Самоанализ урока

Данный урок является первым в теме «Бессоюзное сложное предложение», это комбинированный урок, так как, с одной стороны, повторяется и закрепляется ранее изученная тема, с другой стороны, вводится и закрепляется новый материал по теме.

Перед собой я поставила следующие цели и задачи :

Образовательные : - знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте; выявлять смысловые отношения между частями БСП;формирование умений определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Развивающие : формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.

Воспитательные : формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; активизирование познавательной деятельности учащихся;обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Задачи личностного развития :

Способствовать формированию правильной устной речи учащихся;

Создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;

Развивать умения анализировать языковой материал.

Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.

Структура урока: мотивация, введение в тему урока, погружение в тему урока, первичное закрепление знаний, расширение знаний, итог, закрепление, рефлексия

Для достижения данных целей мною были использованы элементы проблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативные технологии, которые позволили активизировать внимание обучающихся, включить их в самостоятельную работу, использовать элементы исследовательской деятельности. Обучающиеся самостоятельно формулировали цели урока, на основе синтаксического и смыслового анализа предложений. Кроме того, на уроке была организована работа с текстом, подготовлены тестовые задания, подобные заданиям А4-А6 ГИА, В7,В9, что способствовало закреплению навыка работы с текстом, смыслового его анализа.

На физкультминутке вспомнили первого космонавта Ю.Гагарина, памятную дату 12 апреля. Это способствует реализации воспитательных целей урока, расширению кругозора обучающихся

Все поставленные цели были достигнуты. Урок был результативен, что показало выполнение тестов по закреплению материала.

МОУ Большепечерская ООШ

Конспект открытого урока по русскому языку

с использованием ИКТ

9 класс

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Провела: Архипова Н.А.

2013 – 2014 уч.г.


ЗАДАНИЕ: выписать СПП, расставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений.

1)Кто помогает людям у того свои желания сбываются.

2) Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

3) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью.

4) Берег где остановилась машина был низкий и илистый.

5) Математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит.

6) Ты уверен что все будет в порядке?

7) Я знаю чем ты увлечен.


Снял часы, глядит: машина,точно мельница, в пыли.

Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации.


смысловые отношения между частями:

- последовательность явлений,

- перечисление;

- одновременность явлений

(можно поставить союз И)

[ ] , [ ]

последовательность


Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.

[ , ] ; [ ]

последовательность


Задание: расставить знаки препинания, начертить схему предложения.

Когда я вижу эти далёкие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть какой мир откроется моим глазам за горами.

Когда я вижу эти далёкие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами.


Печален я: со мною друга нет

/ потому что /

[ ] : [ ]

причина


Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников.

/ а именно /

[ ] : [ ]

пояснение


Помню я: тени ложились косые на свежевымытый пол.

/ что, как /

[ ] : [ ]

дополнение


Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.

/ и увидел, и услышал, и почувствовал /

[ ] : [ ]

дополнение


Задание: расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1.Никогда не отказывайтесь от малого в работе из малого строится великое.

2.Темные ели о чём-то шепчутся между собой на пригорке расправив кроны стоят могуче дубы и кивают нам свысока.


Семь раз отмерь-один раз отрежь.

[ ] [ ]

противопоставление


Солнце взошло-начинается день.

/ когда, если /

[ ] [ ]

время / условие


Кукушка закуковала – наступила глубокая весна.

/ так что /

[ ] [ ]

вывод


Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания.

1) В Подмосковье есть у меня заветное место - лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью.

3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.

4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.


Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.


Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.



Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)

  • Без росы и трава не растёт.

2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.

3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.

4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.


В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.

2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.

3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.

4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.




«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше», - говорил М.В.Ломоносов.




Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет. Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад. В. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного. Г. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.




Запятая и точка с запятой в БСП 1., . - перечисление фактов В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки 2.; ; . – перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинания Кусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.


Двоеточие в БСП 1. : [причина]. Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. 2. : [поясняет]. Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. 3. : [дополняет]. Павел почувствовал: чья-то рука легла ему на плечо. 4. : Путешественники смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце


Тире в БСП 1. - .- противопоставление Все ожидали увидеть его на балу – он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню. 2.[ время, условие ] - . Придёт отец – поедем на выставку. 3. - [ вывод, следствие ]. Ласточки летают низко над землёй – жди дождя. 4. - [ быстрая смена событий ]. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.


Как объяснить постановку знаков препинания в предложении? От зноя все стало желтым: поля, небо, воздух Рассуждаем вместе: 1.Предложение простое. В нем одна грамматическая основа: всё (поля, небо, воздух) стало желтым Вывод: Двоеточие- это знак препинания внутри простого предложения с обобщающим словом ВСЕ. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Ставится тире.






Тест: 1.Какова роль тире в предложении: Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бури. а) разделяет подлежащее и сказуемое; б) обозначает пропуск члена предложения; в) разделяет части БСП; г) отделяет предложение. 2.Укажите, почему стоит тире в предложении: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. а) содержание одного предложения сопоставлено другому; б) предложения рисуют быструю смену событий; в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении


Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ. 1) Друг, достигший власти, _ потерянный друг. 2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью. 3) В зеркале отражается тело, в глазах _ душа. 4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.


3. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом; б) второе предложение распространяет один из членов первого предложения; в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.


1.Как объяснить постановку ДВОЕТОЧИЯ в данном предложении? Никогда я не видел такой осени: ни ветерка, ни облачка не было на прозрачном небе. 1.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 2.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части. 3.Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена содержанию второй части. 4.Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, уточняет содержание того, о чем говорится в первой части. Формулировки заданий по классификатору при оценке знаний в форме ГИА и ЕГЭ по теме «Бессоюзие»


В 1720 году Перт 1 утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту. 1.Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов предложения. 2.Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 3.Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена содержанию второй части. 4.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. Как объяснить постановку ДВОЕТОЧИЯ в данном предложении?


Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Будут деньги () поедем на все лето к Черному морю. 1.Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение. 2.Ставится тире, первая часть бессоюзного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 3.Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода. 4.Ставится двоеточие, вторая часть раскрывает содержание первой част


Коготок увяз - все птичке пропасть. 1.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части. 2.Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена содержанию второй части. 3.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. 4.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Как объяснить постановку ТИРЕ в данном предложении?