Гласные в суффиксах существительных ек и чик. Правописание ЕК,ИК в именах существительных

Презентация к уроку русского язык в 6 классе по УМК Т.А.Ладыженской по теме "Гласные в суффиксах существительных ЕК- и ИК." Презентация составлена в соответствии с этапами урока. Задачи: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек и -ик,совершенствовать орфографические навыки, воспитывать любовь к живой природе. Предусмотрен фронтальный опрос, индивидуальная и парная работа, динамическая пауза.Задания даны с учетом дифференциации.Для создания проблемной ситуации на этапе открытия новых знаний использовался материал методического пособия из серии "Библиотека учителя русского языка": Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. "Лингвистические сказки и рассказы".Брянск.:Издательство "Курсив".2006. Слайд "Фотодиктант" взят из сети Интернет.

Просмотр содержимого презентации
«-ЕК-ИК--6.»

Суффиксы -ИК и –ЕК

В существительных

МОУ «Средняя общеобразовательная ноосферная школа»г.Боровск.

Урок русского языка в 6 классе.

Учитель Блинова Е.Н.


  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные изменяются по родам Все имена существительные изменяются по падежам и числам К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж
  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
  • Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
  • Имена существительные изменяются по родам
  • Все имена существительные изменяются по падежам и числам
  • К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
  • Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
  • Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
  • Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  • Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
  • Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

  • 1. В каком слове пишется Щ:
  • 1) буфетчица 2) грузчик 3) прессовЩик 4) объездчик
  • 2. В каком слове пишется Ч:
  • 1) разведЧик 2) бакенщик 3) каменщик 4) спорщик
  • 3. В каком слове пишется Щ:
  • 1) перебежчик 2) вертолётчик 3) рассказчица 4) надсмотрЩик


Ключ?к

Замоч?к


И.п. луч…к, ореш…к

Р.п. лучика, орешка

Д.п. лучику, орешку

В.п. лучик, орешек

Т.п. лучиком, орешком,

П.п о лучике, об орешке

Учебник п.53


Фотодиктант

Назови ласково животных, изображённых на фотографиях, используя суффиксы чик, -ек или ик.

Каких животных можно назвать по-разному? Запиши, обозначить суффиксы:

-ек или -ик

Составить 2-3 предложения с прямой речью, используя записанные слова


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Много загадок таит в себе обыкновенный ёжИк. Этот колючий клубочЕк выдерживает чудовищные дозы ядов.

Ходячий комочЕк защищён мощно своим заборчИком из иголочЕк.

В природе ещё много тайн, секретов, ключИк к которым надо искать и искать.


  • С помощью каких суффиксов могут образовываться имена существительные?
  • Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
  • Как не ошибиться при выборе гласных в суффиксах –ек и –ик?

Самоконтроль

И ?

1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

Е ?

1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

Е ?

1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

А4. В каком слове пропущена не такая буква , как в трёх остальных?

1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

А5. В каком слове пишется не такая гласная , как в трёх остальных?

1) салат...к; 2) клубоч…к, 3) карниз…к, 4) паркет…к


У всех правильно?

А1. В каком слове пропущена буква И ?

1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) КАЛАЧИК, 4) ножич…к

А2. В каком слове пропущена буква Е ?

1) МОЛОТОЧЕК, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

А3. В каком слове пропущена буква Е ?

1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) БЕРЕЖОЧЕК

А4. В каком слове пропущена не такая буква , как в трёх остальных?

1) рисуноч…к, 2) МАНЕЖИК 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

А5. В каком слове пишется не такая гласная , как в трёх остальных?

1) салат...к; 2) КЛУБОЧЕК 3) карниз…к, 4) паркет…к



  • П.53.упр.301.
  • Сказку про суффиксы –ЕК/ИК*

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

Правописание суффиксов существительных включает в себя целый ряд правил. Правописание Н и НН мы уже разбирали, поэтому оставшиеся правила можно условно поделить на два типа правил:

1) Правописание согласных в суффиксах существительных ;

2) Правописание гласных в суффиксах существительных .

Правописание согласных в суффиксах существительных.

1) Суффикс -чик пишется в существительных, основа которых заканчивается на согласные ж, з, с, д, т:

Счетчик, летчик, разведчик, рассказчик.

Примечание . Согласные к, ч, ц, на которые заканчивается основа существительного, при добавлении суффикса -чик чередуются на -т-:

Раздача - раздатчик, разведка - разведчик.

2) Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается на все остальные согласные:

Сварщик, кольщик, атомщик.

Правописание гласных в суффиксах существительных.

1) Суффикс -чик или суффикс -чек ?

Суффикс -чик пишется в тех случаях, когда суффикс при склонении по падежам остается неизменным:

Ключик - ключика - ключику; мальчик - мальчику - мальчика.

Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишем суффикс -ек :

Замочек - замочка - замочку.

Внимание . Суффикса -чек в русском языке нет!

2) Суффикс -еньк- и -оньк- .

Если основа существительного оканчивается на мягкую согласную или согласные ж, ш, то пишется суффикс -еньк- :

Душа - душенька, заря - зоренька.

Если основа существительного оканчивается на твердые согласные, кроме ж, ш, то пишется суффикс -оньк- :

Губа - губонька, шуба - шубонька.

Слова, которые нужно запомнить . Паинька, баиньки, заинька.

3) Суффиксы -ич- + -к- получают существительные , основа которых оканчивается на -иц-(при этом, происходит чередование -ц/-ч-):

Птица - птичка, пуговица - пуговичка.

Остальные существительные получают уменьшительный суффикс -ечк- :

Семечка, Манечка, имечко.

Примечание . В русском языке не бывает безударного суффикса -ячк-!

4) Суффиксы -ин- + -к- пишутся в существительных ж.р., основа которых оканчивается на -ин- :

горошина - горошинка; машина - машинка.

Сочетание суффиксов -ен- + -к- образует уменьшительную форму существительных, которые оканчиваются на -ня и -на (у которых в форме мн.ч. род.п. не пишется мягкий знак):

Пашня - пашен - пашенка; сосна - сосен - сосенка.

5) Суффикс -ец(о) пишется в существительных среднего рода, ударение в которых падает на окончание:

Письмецо

Если ударение в таких существительных падает на один из слогов основы, то пишется суффикс -иц(е):

Тема: Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-.

Цель: сформировать умение правильно выбирать суффиксы существительных.

Задачи: Знать условия выбора букв Е и И в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-; значение суффиксов. Уметь правильно писать гласные в суффиксах существительных -ЕК- ,-ИК- графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффиксов.

Ход урока

1. Минутка приятных воспоминаний.

А сейчас, закройте глаза и вспомните о чем-то очень-очень хорошем и улыбнитесь!

Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем саамы сделал этот мир чуточку добрее.

Да, в самом деле, главное – доброе начало.

2. Определение темы и цели урока.

Посмотрите отрывок мультфильма и определите тему нашего урока, которая показана в этом мультфильме.

– Итак, какую тему будем изучать на уроке?

– А для чего? (Попробуем определить какова будет цель урока, чему мы должны научиться?)

3. Объяснение нового материала.

– Закройте учебник. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

– Запишем 2 слова и просклоняем их по падежам.

– Обозначим во всех падежах суффикс.

– Внимательно рассмотрите суффиксы этих существительных, и попробуйте определить правило орфограммы “Гласных в суффиксах существительных ЕК-ИК”.

– Давайте сравним, правильно ли решил эту задачу Виктор Перестукин из мультфильма “В стране невыученных уроков”.

– Что он сделал для того, чтобы открыть ворота?

– Осталось теперь сравнить с учебником.

4. Закрепление изученного материала.

1) Просклоняем по падежам слова: носик, человечек.

– Обозначьте графически орфограмму.

2) Упражнение 251.
3) Фотодиктант.
На экране будут показаны рисунки, а ваша задача записать их в 3 столбика, добавляя при этом суффиксы либо -ЧИК-, -ЕК-, -ИК-.
4) Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (Текст “про ежика”)

5. Итог урока.

1. На доске слова: мячик, орешек.

– Объясните, какая буква пишется в суффиксе каждого слова и почему?

2. Домашнее задание.

1) Упражнение 252.
2) Записать имена сказочных или литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы -ЕК- или -ИК-.
3) Составить кроссворды, ребусы, загадки презентации со словами по теме “Суффиксы имен существительных”.

Перчик; 2)Пальчик; 3)0гурчик; 4)Помидорчик

    Каким способом образованы данные слова?

Котище, слонище, домище.

    Какой суффикс помог образовать новые слова? На что он указывает?

    Суффикс -ищ- указывает на то, что предмет очень большой.

    Постановка проблемы урока.

1. На доске представлено предложение:

Через овражек перекинут мостик.!

    Найдите существительные с ласкательным значением. Выпишите эти слова. Выделите в них суффикс.

По клику мыши появляются слова овражек, мостик, в которых выделены суффиксы.

    Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)

    Какой возникает вопрос?

Ученики формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой в учебнике.

Почему в суффиксах существительных ек, ик пишутся разные буквы - е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ек, ик?

    Наблюдение и решение проблемы.

    Знаем ли мы, как они пишутся? Как мы можем узнать об этом?

Д. - Можно самим вывести это правило.

У. - Какой путь вы выбираете?

Д. - Вывести самим. - Это интереснее. - Правило лучше запоминается. - Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

1. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс - ик- , а когда суффикс - ек-.

(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 1

I уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

Есть арбузик - нет арбузика

Есть бантик - нет бантика

Есть барашек - нет барашка

Есть горошек - нет горошка.

Карточка № 2 2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик-, а когда суффикс - ек-. билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3 3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик -, а когда суффикс - ек.

ключик -

кораблик -

замочек -

сыночек-

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов: есть арбузик - нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс -ик-. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек - нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек-, а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

Л мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик - (нет) билетика, суффикс -ик- во втором слове сохранился. Л в паре слов пенёчек - (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек-, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс -ик- сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса -ик- в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик - нет ключика, кораблик - нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс -ик-.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек - нет замочка, сыночек - нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек-.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

    Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах -ек и -ик-.

Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

    Формулирование орфографического правила и сравнение его с правилом учебника на с Л 2.

    Разработайте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ек, ик у существительных» (коллективно) и сравните с образцом:

    Измени слово по падежам (просклоняй).

    Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.

    Если выпадает, пиши ек. Если сохраняется, пиши ик.

    Развитие учебноязыковых и орфографических умений.

Группа 1 уровня выполняет упр. 348 под руководством учителя.

2 и 3 группы Самостоятельное выполнение с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Самопроверка

Упр. 349 (осложнённое распределительное списывание) - развивается умение писать слова с изученной орфограммой, распределяя их по группам в зависимости от характера буквы в суффиксе.

    Итог урока. Рефлексия.

    Назовите ключевые слова урока.

    Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.

    С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

    Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

    По каким критериям будете оценивать себя?

    Домашнее задание.

    Правило в рамке уметь передать в виде схемы.

    Упр, 352 .

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Гласные в суффиксах имён существительных ек, ик».

Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы - ек - ик

Задачи урока:

    организовать наблюдение за написанием суффиксов - ек - ик открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов - ек - ик, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

    способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

    способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование.

Имена существительные могут называть не только предмет, лицо, но и действие и признак.

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?

Имена существительные изменяются по родам.

Все имена существительные изменяются по падежам и числам

Имена существительные имеют морфологические признаки рода, числа, падежа.

Имена существительные не являются членами предложения.

Имена существительные чаще всего бывают подлежащим или дополнением.

Имена существительные образуются только приставочным способом. Код для проверки: 2,3,4,7,9.

    Анализ ошибок

III. Введение в тему. / - В каком слове нет суффикса -ник-? 1) вагончик; 2) ключик; 3) узорчик; 4) диванчик