Роль причастия и деепричастия в тексте. Использование в речи причастий и деепричастий

Урок по теме

«Роль причастия и деепричастия в тексте»

Учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 13

Флягина Т.В.

Учебные цели урока:

    формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях причастия и деепричастия;

    организовать наблюдение за использованием глагольных форм в текстах различных стилей;

    тренировать учащихся в проведении морфологического разбора.

Воспитательные цели:

воспитывать чувство любви к родине;

воспитывать эстетический вкус у детей на примете известных произведений живо-

Задачи урока:

    уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи;

    развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • дидактический материал;

    репродукции картин В.Д.Поленова

1.Вступительное слово.

Сегодня мы поговорим об изобразительно-выразительных возможностях глагольных форм в текстах различных стилей.

В качестве материала для наших исследований я подобрала тексты о родной при­роде и картины русских художников, изображающих её красоту и самобытность.

Гоголь сказал: «Человек идет рядом с природой, с временами года, он соучастник и собеседник всего, что совершается в творении».

Как вы понимаете эту фразу? (Человек и природа неразрывны. Природа радует глаз человека, дает ему пищу, вдохновляет на творчество. А человек восхищается природой, воспевает ее).

Красоту родной природы можно нарисовать не только красками, но и словами, синтак­сическими средствами. Этим мы сегодня и займемся.

Перед вами картина В.Д.Поленова «Золотая осень».

1) С какими картинами этого художника вы уже знакомы? «Московский дворик»

Вот ещё одна не менее известная его картина «Заросший пруд».

2 . П роверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было составить несколько предложений с использованием причастий и деепричастий. Завтра нам с вами предстоитписатьсочинение по этой картине, а сегодня мы послушаем рабочие материалы, подготовленные вами.

Ученики, читают, называя причастные и деепричастные обороты.

2)Какой тип речи используется в этих предложениях? Описание.

3)Какую роль играют причастия в предложениях? Они делают описание ярким, динамичным, выразительно описывают состояние природы.

3. Отредактировать текст

У вас на столах лежат отпечатанные тексты, в которых нужно заменить предложения
с однородными сказуемыми и сложноподчиненные предложения предложениями с при-
частными и деепричастными оборотами, а также сделать орфографический анализ текста.

Помните, каким шумным был лес весной и летом?

Теперь он стоит перед нами, застыл в какой-то таинственной тиши, (застыв, д/о)
Кругом чернеют берёзы, которые лишились листвы. (лишившиеся, п/о)
Шустрые синицы возят(ь)ся в сучьях и тихо попискивают.(попискивая, д/о)
От деревьев, которые освещены косыми холодными лучами, ложатся длинные тени на
снегу. (освещенные, п/о)

Но даже в этой т.. .шине и холодности есть своя прелесть!

4) Какие изменения внесли в предложения причастия и деепричастия?Деепричаст­ный оборот характеризует основное действие, дорисовывая его.

Предложения с причастными оборотами стали образнее, красивее, чем сложноподчинен­ные предложения, выразительно и точно описывают состояние природы.

5) К какому стилю речи относится этот фрагмент текста?(художественный)

Синтаксический разбор предложения (4 предложение)

Морфологический разбор слова «освещенных»

Взаимопроверка разборов.

4 . Наблюдение за научным текстом.

А теперь прочитаем еще один текст.

Деепричастие - это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основ­ном действии, выраженном глаголом.

В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

Деепричастие не изменяется.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

В предложении деепричастие является определением.

    Нет ли у меня ошибок в формулировке правила?

    Определите стиль речи этого текста. (научный)

    Назовите особенности.(точность, безобразность, наличие научных терминов).

    Какую роль играют здесь причастия?Они сжимают информацию, которая в сл/подч. предложении излагается не так лаконично.

5 . Наблюдение за употреблением фразеологизмов в разговорной речи.

10) Как называются сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь
слово, не изменяя значения этих сочетаний?

Не разгибая спины; повесив нос;

положа руку на сердце; засучив рукава;

сломя голову; скрепя сердце;

сложа руки; затаив дыхание;

11)Для какого стиля речи характерно их употребление?(для разговорной, большая часть фразеологизмов имеет яркую, эмоционально-экспрессивную окраску, некоторые шутливую, ироничную)

Хочу напомнить, что никогда не обособляются фразеологические обороты, включающие деепричастия.

Составить предложения с двумя фразеологизмами.

Все засучив рукава принялись за дело.

На тренировку она мчалась сломя голову.

Эту редкую книгу мой друг отдавал мне скрепя сердце.

6.Работа с учебником . Выполнение упр. 691.

12)С помощью каких языковых средств художник создает картину русской зимы?Дееприч. Они создают движение, показывают смету картин деревенской жизни.

7.Проверка индивидуального задания.

Некоторые ребята получили индивидуальное задание: они доказывали, что вне предложе­ния и словосочетания нельзя установить, какими частями речи являются словасев, устав, пошив.

Сев в такси, девушка нервно посмотрела на часы.

Сев озимых хлебов в этом году начался гораздо позже обычного.

Устав от повседневных забот, мама прилегла отдохнуть.

Устав воинской службы - закон для военнослужащих.

Пошив себе новые сапоги, чиновник гордо шёл по улице в обновке. Пошив и ремонт верхней одежды - очень трудоёмкая работа.

Это слова, совпадающие по звучанию в отдельных формах.

8.Выводы.

Сегодня мы наблюдали за использованием глагольных форм в различных стилях речи.

Какиевыводы о роли причастия и деепричастия в текстемы можем сделать?

    Причастия делают описание ярким, делают речь живой и образной художественном стиле).

    Причастия дают точную, лаконичную характеристику предмету, сжимают информацию (в научном стиле).

    Деепричастия дорисовывают основное действие, выраженное глаголом, придают на­строение ему (в художественном и публицистическом стиле).

    Деепричастные обороты в составе фразеологизмов придают яркую, эмоционально-экспрессивную окраску предложениям (в разговорном стиле иногда шутливую, ироничную)

9.Домашнее задание . Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Заросший
пруд». Составить план,по которому вы будете писать сочинение.

МБОУ Миллеровская СОШ

Предмет Русский язык (+ литература, музыка, живопись)

Тема: Роль причастий и деепричастий в текстах

Художественного стиля.

Класс: 6

Учебник: С.И. Львова Русский язык. 6 класс. В 3ч.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.Мнемозина, 2008г

Учитель Титаренко М.Ю.

Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин

Цели:

  1. Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
  2. Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
  3. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Общеучебные навыки : умение анализировать, обобщать; знание

Определений; умение работать с учебником.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный);

Урок-закрепление.

Методы:

практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);

частично-поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор,

Тексты для индивидуально-групповой работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. (СЛАЙД 1)Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.

Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).

Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?

Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?

Определите цель нашего урока.

Расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.

III. Сообщение целей урока (СЛАЙД2).

IV. Усвоение знаний.

1.1 Лингвистический эксперимент. (слайд 3)

  • который.

При помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.

1.2 А.С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». (СЛАЙД 4)

Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?

2. Анализ художественного текста.

*****************


Ревом ревущих, рыком рычащих.





Сколько их в кущах – столько их в чащах,


В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
(В.Высоцкий.)


******************
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

3. Работа в паре

  • Рассмотрите картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (СЛАЙД 5)
  • В чем особенность названия картины?
  • На картине передано приближение грозы. Она еще не началась, но уже все пришло в движение.
  • Передайте динамику изображенного, используя причастия
  • + музык. сопровождение «шум грозы»

4. Упражнение 609. Устное высказывание

Как вы понимаете выражение Григоровича «дорисовывает движение»?

О какой форме глагола идет речь?

Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.

5. Роберт Саути, «Лодорский водопад». (СЛАЙД6)

5.1 Выразительное чтение наизусть на англ. языке(заранее подготовлен.ученик)

5.2 Выразительное чтение перевода

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,




  • Запишите стихотворение себе в тетрадь, сохраняя структуру.

(= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия)

(= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды)

6. Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?

Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Индивидуальное домашнее задание - примеры из УНТ, фразеологизмы, рисунки к фразеологизмам.

7. Творческая лаборатория .(СЛАЙД7)
- Конструирование предложений по принципу стихотворения Роберта Саунти «Лодорский водопад».
- Деление класса на группы. Затем каждая группа составляет свои «водопадики из деепричастий» к данной последней строке (основанию пирамиды), содержание которой отражает наши школьные будни и проблемы:
1 группа: мы исправим оценки по английскому языку.
2 группа: наши мамы и папы идут на родительское собрание.

V. Домашнее задание.

Используя материал урока, составить мини-отчет (10 пр.) лингвистической лаборатории «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля».

VII. Итоги урока, оценки.

Приложение к уроку

«Роль причастий и деепричастий в текстах

Художественного стиля»

учитель Титаренко М.Ю.

  1. Лингвистический эксперимент.

Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)

  • Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.
  • Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.
  • Прочитать. Сравнить с вариантом Гоголя. Что «потерялось»?
  • Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?
  1. Анализ художественного текста.
  1. А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)

*****************

  1. Сколько их в кущах – столько их в чащах,
    Ревом ревущих, рыком рычащих.
    Сколько бегущих – столько лежащих
    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
    Скопом плывущих, кишмя кишащих,
    Друг друга жрущих, тучных и тощих
    В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
    Сколько их в кущах – столько их в чащах,
    Выстрела ждущих, в силки летящих.
    Сколько плывущих – столько парящих
    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
    (В.Высоцкий.)


******************
3. Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

  • Найти причастия, обозначить суффикс, определить действительное – страдательное, синтаксическую роль.
  • Прочитать выразительно вслух все тексты.
  • Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы? (= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения)
  • Почему это возможно? (= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного)

4. Роберт Саути, «Лодорский водопад». Выразительное чтение.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

  • В чем необычность этого стихотворения?
  • Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?
  • Почему записано столь необычно?
  • Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.
  • В чем особенность деепричастий?
  • А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?
  1. Творческая лаборатория.

Вот такие «водопадики из деепричастий» получились у нас на уроке!

  • 1 группа:
    «Стараясь,
    Учась, отвечая на пять,
    Думая, решая, о грамматике размышляя,
    Мозги развивая, Елене Николаевне помогая,
    Произношение вырабатывая и правила изучая,
    Мы исправим свои оценки по «Инглишу»!»
  • 2 группа:

«Волнуясь,
Боясь и надеясь,
За нас беспокоясь, тревожась, надеясь на лучшее,
Думая о нас, уверенно шагая, дрожа и вздыхая,
Наши родители идут на родительское собрание.»


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и степень грамматической полноты предложения в немецком языке. Основные типы распространённых предложений. Особенности функционирования и эквивалентность обособленных оборотов. Различия между обособленными инфинитивными и причастными оборотами.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2015

    Типы грамматических расхождений между языками. Передача грамматических явлений английского языка, не имеющих формальных соответствий в русском языке. Особенности перевода абсолютных причастных оборотов и препозитивных атрибутивных словосочетаний.

    презентация , добавлен 22.12.2013

    Определение роли различных частей речи. Проблема универсальности их природы. Во всех ли языках выделяются части речи и одинаков ли их набор во всех языках. Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых. Роль частей речи в русском языке.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Правила правописания причастий в русском языке. Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных и их производных. Написание гласных в суффиксах причастий. Правописание НЕ с причастиями. Примеры правописания Е, Ё после шипящих в суффиксах.

    презентация , добавлен 25.12.2010

    Изучение употребления устойчивых оборотов речи в русском языке. Классификация фразеологических единиц, характеризующих социальное положение человека по степени слитности. Структурно-семантический анализ отобранных из словаря фразеологических оборотов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Теоретические основы исследования слов категории состояния как самостоятельной части речи. Основная проблематика учения о процессах переходности на уровне частей речи. Анализ категории состояния как самостоятельной части речи в современном русском языке.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2017

    Функции предложений с однородными членами в юридической речи. Параллельные синтаксические конструкции и их функции. Ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов в управлении при однородных членах. Конструкции с отглагольными существительными.

    Цели:

    1. обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие и деепричастие»;
    2. отрабатывать умение находить в тексте причастия и деепричастия, правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени и личных окончаний глаголов, расставлять знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах; определять роль причастий и деепричастий в речи;
    3. формировать уважительное отношение к языку, родному краю.

    Ход урока.

    I. Актуализация знаний учащихся.

    С какими особыми формами глагола мы работали на предыдущих уроках? (Причастие и деепричастие.)

    Что такое причастие?

    Что такое деепричастие?

    В течение многих уроков мы учились образовывать причастия и деепричастия, правильно их писать, ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах. Для чего мы это делали? (Чтобы уметь правильно употреблять в речи эти особые формы глагола.)

    Запись даты и темы урока.

    II. Определение цели урока.

    Сегодня предпоследний урок по теме «Причастие и деепричастие». Как вы думаете, что будет сегодня самым главным на уроке? (Еще раз вспомним все, что изучили по теме, потренируемся в употреблении причастий и деепричастий в речи, определим их роль в тексте.)

    III. Обобщение и систематизация знаний.

    На предыдущих уроках мы уже определяли роль причастий и деепричастий в речи. Сейчас выступит Кости с сообщением, он подведет итог всего, что мы узнали, обобщит все наши сведения об употреблении этих глагольных форм в речи. (Выступление учащегося подготовлено заранее дома.) Вам задание: ответить, какова же роль причастий и деепричастий в речи.

    Причастия и деепричастия

    • передают авторское отношение;
    • создают настроение текста;
    • придают художественному тексту особую выразительность.

    IV. Работа с текстом.

    Вот мы с вами и будем сегодня работать с текстом. А поскольку живем мы на Кольском Севере, в Мурманске (Что является главной реалией нашего города? - Море.), то и тексты наши будут связаны с морем, нашим северным, суровым, но таким прекрасным и волнующим воображение морем.

    1) Чтение текста учителем.

    Ветер стервенея от собстве..ой ярости клок..тал д..вясь мокрым снегом. Пурга св..вала л..тучий снег в тугие бешено в..ртящиеся веретена, они падая с откоса с разгона ра..кручивались над припаем. Дикой силы буран терзал, давил ра..качивая лед..ое поле с копошащ..мися на нем людьми захлебыва..щимися ветром и снегом.

    Задышал, заходил, задвигался – все эти слова ш..лестя по тра(с,сс)е относились теперь только к припаю, к его состоянию.

    2) Беседа.

    1. О чем этот текст? Какова его тема?
    2. Какова основная мысль этого текста?
    3. К какому стилю речи относится текст? Почему?
    4. Какова цель художественного стиля? (Воздействовать на чувства читателя с помощью образов и картин.)
    5. А какие образы создает писатель, картину какого моря показывает он нам?
    6. Какие слова нам это показывают? (Причастия и деепричастия.)
    7. Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.
    8. Значение каких слов вам непонятно? (Припай – примерзший к берегу лед.) Какой словарь нам поможет? Найдем в словаре С.И.Ожегова значение этого слова.
    9. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Проверка по написанному на доске тексту.) Найдите в тексте причастия. Какую роль они выполняют?
    10. Найдите предложения с причастными оборотами, расставьте знаки препинания. Объясните их графически.
    11. Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами, объясните постановку знаков препинания.
    12. Обратите внимание на слово «стервенея». Какую окраску оно имеет? (Это просторечное, несколько грубоватое слово.) С какой целью автор его употребляет? (Подчеркивает ярость северного моря.)

    Вывод . Какую же роль выполняют причастия и деепричастия в тексте?

    Я попросила двух учеников провести лингвистический эксперимент: заменить причастия и деепричастия глаголами и сочетанием «который + глагол». Послушайте, что у них получилось.

    Так какую же роль играют эти особые формы глагола в тексте?

    V. Работа с деформированным текстом.

    А теперь я предлагаю вам очень интересную творческую работу. Работу с деформированным текстом. В нем пропущены глагольные формы: вместо них в скобках дан инфинитив глагола. Попытайтесь восстановить текст.

    Северная холодная ночь раскинулась над глухим рокотавшим морем. Оно ещё не улеглось от недавней бури. Одинокие льдины тихо покачивались волной. На одной их них неясно выделялся едва видимый силуэт высокой фигуры. Это был Сорока. Вокруг неуклюже _____________(надвигаться) глыбы, пенилась вода. Над ___________________ (расстилаться) водяной гладью блестела золотая Медведица. В голове Сороки несвязно теснились темные думы. ________________ (ослабеть) от усталости он приостановился на минутку и огляделся вокруг. Морозное небо фосфорически заискрилось мириадами ___________ (дробиться) звёзд. Море улеглось необъятно. Неподвижно глядит _________________ (побелеть) мороз, неслышно __________________ (проникать) в _____________________ (стынуть) тело.

    Чтение работ и исходного текста.

    Ветер упал. Затихавшие волны несли изломанные остатки ледяных полей, словно разбитые обломки гигантского корабля. Тучи поспешно сбегали с синего свода, унизанного ярко мерцающими звёздами.

    Северная холодная ночь раскинулась над глухим рокотавшим морем. Оно ещё не улеглось от недавней бури. Одинокие льдины тихо покачивались волной. На одной их них неясно выделялся едва видимый силуэт высокой фигуры. Это был Сорока. Вокругнеуклюже надвигающейся глыбы, пенилась вода. Над расстилавшейся водяной гладью блестела золотая Медведица. В голове Сороки несвязно теснились темные думы. Ослабев от усталости он приостановился на минутку и огляделся вокруг. Морозное небо фосфорически заискрилось мириадами дробящихся звёзд. Море улеглось необъятно. Неподвижно глядит побелевший мороз, неслышно проникающий в стынущее тело.

    VI. Подведение итогов.

    Чему мы сегодня учились на уроке?

    Какова же роль причастий и деепричастий в тексте?

    VII. Домашнее задание :

    повторить §§ 20 – 30, подготовиться к контрольной работе.

    Дифференцированное задание:

    1. Упр. 310.
    2. Выписать 4 предложения с причастными или деепричастными оборотами из текста Б.Шергина «Мурманские зуйки».
    3. Составить текст из 4 – 5 предложений на тему «Праздник Севера в Мурманске», употребив в нем причастные и деепричастные обороты.

    1) Показать роль глагола и глагольных форм в тексте и особенности употребления в речи

    2) Совершенствовать навыки анализа и конструирования текста и умения написания сочинения на лингвистическую тему.

    3) Развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство взаимовыручки, единения при работе в группе.

    Ход урока

    I. Определение темы и цели урока. Актуализация темы.

    Мы продолжаем работу по подготовке к ГИА: будем писать сочинение на лингвистическую тему.

    Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке.

    Интересная часть речи

    В русском языке живет.

    Кто что делает, расскажет:

    Чертит, пишет, иль поет,

    Вышивает, или пашет,

    Или забивает гол,

    Варит, жарит, моет, чистит -

    Все расскажет нам ….. (глагол)

    - Как же мы сформулируем тему ? (Роль глагола в речи)

    - Давайте определим: о роли каких частей речи наряду с глаголом мы можем сказать и почему? Чтобы найти ответ на этот вопрос, запишем предложение, подчеркнем глагол и те части речи, которые образованы от глагола.

    - Назовите слова, которые образованы от глагола (существительные описание, представление, высказывание; причастие рисующие, деепричастия способствуя, внося)

    - Какие из перечисленных слов имеют глагольные признаки? (Причастие и деепричастие)

    Продолжите мою мысль: тема сегодняшнего сочинения звучит так: Роль глагола, … (причастия и деепричастия) в речи»

    Значит, сегодня мы будем говорить о роли глагола и глагольных форм в речи. Работу нашу организуем в группах. Но сначала повторим, как будем строить сочинение-рассуждение

    II. Повторение структуры сочинения-рассуждения.

    Задание: назовите, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение. Какие компоненты обязательны?

    Тезис.

    Теоретическое обоснование данного тезиса.

    3. Аргументация (2 доказательства)

    Вывод.

    Какое количество абзацев должно быть в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему?

    Композиция сочинения

    Схема 1

    1) Тезис (высказывание).

    2) Рассуждение о смысле высказывания

    3) Аргумент, его роль.

    4) Аргумент, его роль.

    Схема 2

    1) Небольшое вступление о роли наречий в прояснении смысла сказанного.

    2) Пример роли глагола в одном предложении.

    3) Пример роли причастия и (или) деепричастия в другом предложении.

    4) Вывод (фраза).

    - Нужно ли соединять абзацы по смыслу?

    - Как это сделать?

    СКРЕПЫ между фразой и теорией или начало сочинения

    1. Смысл этого высказывания я понимаю так:

    2. Понять слова известного писателя (ученого, лингвиста…) Ф.И.О можно следующим образом:

    3. На мой взгляд, это высказывание означает следующее:

    4. Как мне кажется, смысл слов Ф.И.О состоит в том, что…

    5, Нельзя не согласиться с точкой зрения ФИО.

    6. Действительно,

    СКРЕПЫ между теоретическим обоснованием и аргументами

    1. Во-первых, - Во-вторых,

    3. Обратимся к предложению №…, в котором… - Также с помощью наречий (примеры)…

    СКРЕПЫ между аргументами и выводом

    1. Таким образом, мы доказали, что…

    2. Следовательно, рассмотрев два аргумента, мы поняли: …

    3. Размышляя над тем, какую роль играют наречия в тексте, мы пришли к выводу, что…

    4. Проанализировав аргументы, мы убедились в справедливости высказывания известного лингвиста

    5. Я думаю, мы убедились в том, что…

    III. Выявление роли глагола и глагольных форм в речи

    Наблюдение над языковым материалом: роль глаголов и глагольных форм в тексте (запись в справочники)

    Текст 1

    Прочитайте вначале текст про себя, потом выразительно вслух.


    Ночь пролетела над миром,

    Сны на людей навевая;

    С темно-лазуревой ризы

    Сыпались звезды, сверкая.

    Радостно волны журчали,

    Образ ее отражая;

    Рожь наклонялась, сильнее

    Пахла трава луговая…

    Трепет чуть шепчущих листьев

    И соловьиные трели,

    В хоре хвалебном сливаясь,

    В воздухе тихом звенели.

    И улыбалася кротко

    Ночь, над землей пролетая;

    С темно-лазуревой ризы

    Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев)


    Что вы себе представили, когда читали стихотворение?

    Найдите в тексте глаголы, причастия и деепричастия. Подчеркните их в тексте.

    Отметьте, какие глаголы поясняют деепричастия, признак какого существительного обозначает причастие?

    Какой объект действует в предложении?

    Какие части речи помогают автору описать картину ночи? Как? (Используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи. Причастие шепчущих создает образ листьев как живых существ. Глаголы –олицетворения оживляют описанную картину: ночь «пролетела», «рожь наклонялась», «улыбалася…ночь».

    Текст 2

    Ёжась от свежего ветерка,

    Чуть посинев, крепыши-маслята,

    Взявшись за руки, как ребята,

    Топают , греясь, вокруг пенька!

    Подчеркните глагол и деепричастия. Сколько деепричастий употреблено в стихотворении и зачем? (Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, которые создают живописную картину “действий” маслят в дополнение к основному действию, выраженному глаголом. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями)

    Выводы о роли глаголов, деепричастий и причастий в речи.