Презентация на тему эпоха петра 1. Тема урока: Эпоха Петра I

Эпоха Петра Великого

Итоговый урок истории по теме в 7 классе

Петр Первый Великий.Русский царь с 1682 г. и император с 1721 г.


  • Цель: ПОЗНАКОМИТЬСЯ с исторической личностью – Петром Первым Великим - ПОСТАРАТЬСЯ ОЦЕНИТЬ вклад Петра в историю страны -

Вступление

«Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно»

Радищев

«Петербург основан на слезах и трупах»

Карамзин

Так третий век спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский, Блок… Мнения крайние, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таково было его время. Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.

«Петру великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского»

Белинский

Детство Петра 1

Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672г . от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

Петр был живым и красивым мальчиком, смотрел на всех живо и самоуверенно, ему не сиделось на месте.

После смерти его старшего брата, царя Федора Алексеевича, обостряется борьба между двумя боярскими кланами – Милославскими и Нарышкиными. 27 апреля толпа, собравшаяся в кремле выкрикивает царем Сначала Петра в обход своего брата, а спустя месяц та же стрелецкая толпа, настроенная против родственников его матери сестрой Петра, Софьей, подхватывает на копья бояр Матвеева и Долгорукого. Петр становится жертвой кровавой расправы. Партия Нарышкиных была отстранена от участия в государственных делах; Петр с матерью поселился в селе Преображенском. С 1683 г. никем не руководящий он начал здесь продолжительную игру, какую сам себе устроил, и которая стала для него школой самообразования. Петр набирает из своих дворовых людей две роты, которые со временем развились в два батальона, человек по триста в каждом. Они получили название потешных. Постепенно военные забавы приняли нешуточный масштаб, и это стало вызывать беспокойство Софьи.


Образованием занимался Никита Зотов

Юный Петр

Потешные полки


Борьба за престол

Петр

Софья

Образовательный центр «НИВА»


Бегство в Троицу

«Неприступные стены монастырей во все времена служили надежной защитой от опасности. В тревожные времена за ними могли укрыться не только цари, но и посадский люд, крестьяне. В начале 12 в. Троицкий монастырь выдержал 16-ти месячную осаду польско – литовских войск. Принял монастырь и молодого царя

В ночь на 8 августа 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском стрельцами, которые сообщили ему о грозящей опасности со стороны Софьи. Царь бежал в Троице Сергиеву лавру. Монастырь дал защиту молодому царю. Так же как и семь лет назад в Лавре пересидели Москву. Брат Петра, Иван, правил только номинально. Фактически вся власть перешла к Петру и Нарышкиным. На первых порах Петр оставил власть своей матери, а сам проводил время в военных забавах В связи с расширением морских забав Петр дважды совершает путешествие на Белое море. В 1694 г. умерла мать Петра, и ему самому пришлось вступить в управление государством.


Утро стрелецкой казни.

В.Суриков 1881 г.


НАЧАЛО СЛАВНЫХ ДЕЛ ПЕТРОВЫХ

« Я ученик и

ищу себе

учителей»

Великое посольство. Весна 1697 года…


Великое посольство

Ботик Петра Первого


Выше всего он ставил ремесло корабельное.

Современники считали его лучшим корабельным мастером России. Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истинный моряк, которому морской воздух нужен был, как рыбе вода.

Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. С его рук не сходили мозоли. Успехи в ремесле поселили в нем уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и хорошим зубным врачом. Петр отличался отменным аппетитом. Современники говорят, что он мог есть всегда и везде.


Наружность, привычки, образ жизни Петра 1

Был он без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы. От природы он был силач: постоянное обращение с молотком и топором еще больше развило его мускульную силу.

Петр был силен и трудолюбив. Наверняка многие слышали сказку «Петр и кузнец», в которой еще больше подтверждается его могущество.(сказка)


Роскоши Петр не выносил…Когда Екатерина развернула перед ним великолепный наряд, приготовленный для коронации костюм, он рассердился. Схватил расшитое серебром платье, встряхнул и, указав на посыпавшиеся блестки, сказал: «Если их подмести, хватит на жалование гренадеру».

Его семья жила скромно. Жена и царевны одевались бедно, в роскошных нарядах появлялись лишь на праздниках. Двор русского царя был самым малочисленным в Европе. Ограничив себя и своих близких во многом, Петр все силы и энергию отдавал служению отечеству. Того же он требовал и от подчиненных


Создание флота

Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью.

Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано Адмиралтейство.

Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г ., был создан Азовский флот.


Взятие Азова

Молодой флот России получил боевое крещение и наглядно продемонстрировал свою действенность. Взятие Азова явилось первой крупной победой вновь создаваемых регулярных армий и флота России.

Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю.


«Морским судам быть»

20 (30) октября 1696 г . царь Петр 1 «указал», а Дума «приговорила»: «Морским судам быть» - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.

Создаются новые верфи, растет число железоделательных и меднолитейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.


Основание города на Неве

10 мая 1703 г. в устье реки Невы, на Заячьем острове, Петр первый заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр 1 главные усилия сосредоточил на овладение земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-ти дневной осады первой пала крепость Нотебург (Орешек). По выражению Петра 1, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, Расположенная при впадении в Неву реки Охты. Так Петр прорубил окно в Европу.

Строительство Петербурга

Петербург – первый город России, который чуть ли не с основания стал развиваться по заранее разработанному плану. Указом Петра в 1703 г . была создана «Канцелярия от строений», руководившая всеми работами, однако фактически возглавлял все сам Петр.

Очень быстро вблизи крепости стал застраиваться городской остров – нынешняя Петроградская сторона. Даже через добрую сотню лет после появления Петербурга рождение города казалось невероятным чудом. У финнов сохранилась поэтическая легенда. В ней говорится: «Много людей в старые годы принимались строить город на Невском болоте, но это никому не удавалось: топкое болото поглощало каждый раз постройку. Но вот пришел русский богатырь-волшебник и решил строить город. Построил он один дом – поглотила его трясина. Построил второй и третий – все так же исчезают они в болоте. Рассердился тогда богатырь и придумал хитрое небывалое дело: взял он и сковал на руках вдруг целый город и поставил его на болото. Не смогло оно тогда поглотить богатырский город и держит его до сих пор». Нелегко эта легенда осуществилась.



Вторая Венеция

Памятник Петру в Петербурге

В конце жизни, осматривая работы на Ладожском канале и довольный их ходом, Петр говорил строителям: «Видим, как Невой ходят к нам суда из Европы; а когда кончим вот этот канал, увидим, как нашей Волгой придут торговать в Петербург и азиаты». Он мечтал, пользуясь речной сетью России, сделать ее торговой и культурной посредницей между двумя мирами, Западом и Востоком, Европой и Азией.

(видео) Так было положено начало прекрасному городу – северной столице, которую иностранцы называют Второй Венецией и Северной Пальмирой.

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…»

Так восхваляет этот город великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин.

Карта Петербурга 18 века


Точка зрения…

В исторической литературе существуют оценки деятельности Петра 1. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России.

Преобразования Петра 1 были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества.


Модель государства

Идеалом государственного устройства для Петра 1 было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан-царь, его поданные-офицеры и матросы, действующие по морскому уставу.

Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых – превратить Россию в великую Европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор.


Какие же конкретные преобразования Петра 1 были проведены в период его правления?

  • В 1711г. вместо боярской думы был учрежден сенат
  • В 1717г.-1718г. проведена реформа центральных учреждений
  • В 1721г. В результате церковной реформы должность патриарха была упразднена, во главе церкви – Синод
  • В 1722г. - указ о престолонаследии, император сам назначал наследника

В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии.


Развитие экономики способствовало развитию науки.

1700 -создана горно-разведочная служба.

1703 -открытие медного месторождения на Урале.

1706 -открыт Аптекарский огород в Москве.

1712- создание А.Нартовым 1-го в мире токарного станка.


Петр стремился привить в России европейские обычаи. Уже в к.17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для государственных служащих.

Петр заботился о привитии хороших манер боярам, обучал из правилам этикета.


Для тех кто не хотел расставаться с русским платьем Петр придумал налоги, например «Бородовые деньги».

С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по европейскому образцу.

В стране появились чай, кофе, табак, картофель помидоры.


В.Кардовский

Ассамблея

петровского

С 1718 г. Петр начал собирать Ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами.

На Ассамблеях играли на музыкальных инструментах, играли в игры, танцевали, вели светские и политические беседы.



  • А.Н. Толстой «Петр Первый» 1985г.
  • www.google.ru ( графические и текстовые объекты)
  • В.О. Ключевский «Исторические портреты» 1991г.
  • А.С. Пушкин – Поэмы (том второй) 1986г.
  • Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2005г.
  • www.aferizm.ru (текстовые объекты)
  • www.rambler.ru (текстовые объекты)

Эпоха Петра I Урок разработан учителем ВКК МОУ СОШ № 14 г.Воронежа Нимец Оксаной Леониовной

  • Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью Петра Великого, выяснить причины преобразований и их значение; воспитывать чувство гордости за Родину; продолжать учить анализировать деятельность исторических личностей.
  • Петр I Алексеевич
  • Император России
  • 1682-1725
  • Выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат, вся деятельность связана с радикальными преобразованиями и реформами, направленными на устранение отставания России от европейских стран в начале 18 в.
Регенство Софьи 1682-1689
  • Стрелецкий мятеж
  • Утро стрелецкой казни
  • Царевна Софья Алексеевна
Детство Петра
  • Петр получил домашнее образование под надзором «дядьки» Никиты Зотова. Тот сетовал, что царевич к 11 годам не слишком успевал в грамоте, истории и географии, захваченный «экзерцициями солдатского строя» – военными «потехами» вначале в с.Воробьеве, затем в с. Преображенском. В этих экзерцициях будущего царя участвовали специально созданные отряды «потешных войск» (ставшие впоследствии гвардией и ядром русской регулярной армии).
  • Физически крепкий, подвижный, любознательный, Петр освоил при участии дворцовых мастеров столярное, оружейное, кузнечное, часовое, типографское ремесла.
  • Большое влияние на формирование его интересов оказали иностранцы (Ф.Я.Лефорт, Я.В.Брюс, П.И.Гордон) – вначале учителя в разных областях, а в дальнейшем – и его сподвижники.
  • Царь с детства знал немецкий, позже изучил голландский, отчасти английский и французский языки.
Петр и его «кумпания»
  • Александр Меншиков, стал его другом и опорой на всю жизнь.
  • Петр научился ценить не знатность и родовитость, а способности человека, его смекалку и преданность делу. Под руководством голландца Ф.Тиммермана и русского мастера Р.Карцева учился в 1680-х кораблестроительству, в 1684 совершал плавания на своем ботике по Яузе.
  • А.Д.Меншиков
  • Феофан Прокопович,
  • Руководитель Синода
Сподвижники Петра
  • Ф.Ю.Ромодановский
  • Ф.Лефорт
  • Князь Куракин
Деятельность Петра
  • Петр лично участвовал в Азовских походах против Турции (1695–1696), завершившихся взятием Азова и выходом на берега Азовского моря
  • Под видом изучения кораблестроения и морского дела ездил одним из 30 волонтеров при Великом посольстве 1697–1698 в Европу. Там Петр Михайлов, как царь себя называл, прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге и Бранденбурге, полгода работал плотником на верфях Амстердама, изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии.
  • Одновременно Великое посольство подготовило создание Северного союза против Швеции, окончательно оформившегося два года спустя (1699).
  • Заключив Константинопольский мир 1700 с Турцией, Петр переключил все усилия страны на борьбу со Швецией, которой правил 17-летний Карл XII, снискавший, несмотря на молодость, репутацию талантливого полководца.
Северная война 1700-1721
  • Петр I объявил войну Швеции и в конце августа осадил Нарву. Карл XII 19 (29) ноября нанес сокрушительное поражение русской армии под Нарвой, несмотря на ее трехкратное численное превосходство. Думая, что русская армия разбита, шведский король отправился в Речь Посполитую.
  • Воспользовавшись тем, что Карл XII «увяз», по выражению Петра I, в Польше, русские развернули активные наступательные действия на Балтийском побережье
  • Взятие шведами Нарвы
Первые победы
  • В октябре 1702 русские взяли Нотебург (Шлиссельбург),
  • В апреле 1703г. - Ниеншанц в устье Невы, где в мае был заложен Петербург;
  • 1703 г. захватили Копорье и Ямбург,
  • 1704 – Дерпт (совр. Тарту) и Нарву
  • В августе 1708 г. Карл XII двинулся на Украину, рассчитывая на помощь изменившего Петру I гетмана И.С.Мазепы.
  • Сражение за крепость Нотебург
  • 28 сентября
  • (9 октября)
  • 1708 г. русские разгромили у деревни Лесной
  • шедший на соединение с главными силами шведов 16-тыс. корпус А.Л.Левенгаупта.
Полтавское сражение 27 июня 1709 года
  • В конце апреля 1709 Карл XII осадил Полтаву, которую отчаянно защищал отряд И.С.Келина. В июне к городу подошли главные силы русской армии во главе с Петром I. В состоявшейся 27 июня (8 июля) Полтавской битве Карл XII потерпел сокрушительное поражение, потеряв более 9 тыс. убитыми и 3 тыс. пленными. 30 июня (11 июля) А.Д.Меншиков вынудил остатки шведской армии (16 тыс.) под командованием А.Д.Левенгаупта капитулировать у Переволочной на Днепре; Карлу XII удалось бежать в Османскую Империю.
  • Полтавская битва подорвала военное могущество Швеции и ознаменовала решающий перелом в войне
Победы русского флота. Завершение войны.
  • 27 июля (7 августа) 1714 года молодой русский флот одержал свою первую морскую победу при Гангуте (Ханко) и занял Аландские острова;
  • 27 июля (7 августа) 1720 у острова Гренгам шведский флот был разгромлен.
  • Швеция заключила 30 августа (10 сентября) 1721 Ништадтский мир с Россией, уступив ей Эстляндию, Лифляндию, Ингрию и западную Карелию, но сохранив за собой Финляндию.
  • В результате Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю, решив одну из своих главных исторических задач; было покончено с господством шведов на Балтике. Россия стала важной силой в европейской политике, тогда как Швеция утратила статус великой державы; серьезно ослабли и внешнеполитические позиции Речи Посполитой.
Реформы Петра армии и управлении.
  • Создал регулярную армию на основе рекрутского набора и военный флот
  • 1716 г. Воинский устав стал определять права и обязанности всех чинов армии и флота
  • 1720 г. был написан Морской устав
  • 1722 г. издан Табель о рангах всех воинских, статских и придворных служебных чинов, по которой родовое дворянство можно было получить «за беспорочную службу императору и государству». Устанавливая порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам
  • Указом о единонаследии 1714 г. уравнивались поместья и вотчины, вводился майорат (предоставление права наследования недвижимости старшему из сыновей)
  • 1711 г. Создан Сенат, ведавший отныне законодательством и делами управления
  • 1718-1720 гг. -исполнительными учреждениями нового типа стали– коллегии
  • 1721 г. - учреждение подконтрольной правительству Духовной коллегии, или Синода
Областная,городская реформы и изменения в экономике.
  • 1708–1710гг. - проведена областная реформа, разделившая страну на 8 губерний во главе с губернаторами и генерал-губернаторами, губернии были поделены на провинции, провинции на уезды.
  • 1720 г -реформа городского управления. Были созданы по европейскому образцу Главный магистрат в столице (на правах коллегии) и магистраты в городах. Все они были призваны «размножать» торговлю и мануфактуры.
  • 1724 год -подворное обложение крестьян заменила подушная подать
  • приказы о строительстве железоделательных заводов и мануфактур, оружейных предприятий в Карелии и на Урале (в Олонецком крае), в Липецке, добыче цветных металлов (меди, серебра)
  • Проведение политики протекционизма, направленной на подержание отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и меркантилизма, выражавшаяся в государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь страны и преобладании вывоза товаров из страны над возом с целью концентрации денежных средств внутри страны.
Реформы в области культуры и образования
  • Стал отправлять молодых дворян за границу для обучения
  • Открыл новые учебные заведения: навигацкую школу (1701), Медико-хирургическое училище (1707) – будущая Военно-медицинская академия, существующая до сих пор, Морская академия (1715), Инженерная и Артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях.
  • В 1719 г. начал действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.
  • Издавались буквари, учебные карты и вообще было положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.
  • 1708 г. реформа алфавита (замена скорописи гражданским шрифтом) содействовала распространению грамотности
  • С 1703 г. - выход первой русской печатной газеты «Ведомости».
  • В эпоху Петра I было возведено много зданий для государственных и культурных учреждений, архитектурный ансамбль Петергофа (Петродворца). Строились крепости (Кронштадт, Петропавловская крепость и др.), началась плановая застройка столицы (Петербург), положившая начало градостроительному планирования
Семейные дела Петра I
  • Женат. Первая жена Евдокия Лопухина.
  • Вторая жена Екатерина I (Марфа Скавронская).
  • Дети: от первого брака сын Алексей. От второго брака дочери Наталья и Елизавета.
  • Семья Петра I
Значение реформ Петра Великого
  • Россия стала империей и получила выход в Балтийское море
  • Создал регулярную армию и флот
  • Способствовал развитию промышленности и торговли
  • Зародилась отечественная наука и оформилась система образования
  • Сформировалась новая художественная культура
  • Изменения в быту способствовали приобщению к европейской культуре
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
  • Какие черты характера способствовали деятельности Петра?
  • В чем были задачи Великого посольства?
  • В чем причины Северной войны? Почему вначале войны Карлу XII удалось разгромить силы Дании, Саксонии и России, а затем Россия стала одерживать победы?
  • В чем проявилось влияние Полтавской битвы на ход войны? В чем ее итоги?
  • Для чего нужны были реформы? Взаимосвязаны ли они? Какую роль они сыграли?
  • Выделите наиболее значительные перемены эпохи Петра I?
  • Охарактеризуйте Петра Великого. Какую роль он сыграл в истории России?
  • 3. http://www.google.ru/images?hl=ru
  • 4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I
  • 1. http://to-name.ru/biography/petr-1.htm
  • 2.http://www.google.ru/images?hl=ru&newwindow=1&q= Северная война

Cлайд 1

Эпоха Петра Первого Эпоха коренного перелома Авторы - учащиеся 10 В класса Исследовательская группа «Летописцы»

Cлайд 2

План исследования 1. Политический портрет Петра Первого 2. Внутренняя политика. 3. Внешняя политика. 4. «Культурная революция» 5. Итоги правления – петровские преобразования: модернизация или ошибка.

Cлайд 3

Цель исследования Рассмотреть весь спектр преобразования Петра Великого, для того чтобы сделать вывод о возможной необходимости столь радикальных перемен в жизни общества и государсвта.

Cлайд 4

Политический портрет Петра Первого. . 30 мая 1672 г. – 28 января 1725 г.- годы жизни Петра Первого. 1682 -1725 гг. -правление Петра Великого. 1696 – 1698 гг.-Великое посольство в Западную Европу.

Cлайд 5

Внутренняя политика Причины реформ: 1.Социально-экономическое, политическое и культурное Отставание России от Запад- ной Европы. 2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости. РЕФОРМЫ 1.Государственного аппарата управления. 2.Экономические преобразования.

Cлайд 6

Внешняя политика. З А Д А Ч И 1.Борьба с Крымским ханством и завоевание выхода в 2. Борьба за выход в Балтийс- кое море. Азовское и Черное моря. 1695 – 1696 гг.-Азовские походы. 1700 – 1725 гг. – Северная война. 27 июня 1709 г. - Полтавская битва.

Cлайд 7

«Культурная революция» 1702г. – была оборудована первая обсерватория. 1725г. – начались регулярные метереологические исследования Создание системы образования. 1719г. – создание Кунсткамеры. Усиление светских начал в культуре.

Cлайд 8

Итоги правления. Улучшение международного положения. Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Становление абсолютной монархии в России. Подчинение церкви государству. Ускорение темпов социально – экономического и культурного развития России.

Источники информации Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.,1994г. Павленко Н.И. Петр Великий. М.,1989г. Буганов В.И. Петр великий и его время. М.,1989г. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Сост. Орлов А.С. М.,1999г. http://www.kunstkamera.ru/rightl.html http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.html http://www.viperson.ru/wind.php?ID=212131&soch=1 http://pages.nov.ru/Russian/History/hist2.html










Петр не получил систематического образования, но от природы любознательный и способный использовал любую возможность, чтобы узнать что - то новое. Как и прежде часто бывает в Немецкой слободе (Кокуй). Именно здесь он понимает, что Россия не имеет выходов к незамерзающим морям, которые так ей необходимы. Через них можно было вести более обширную торговлю с другими странами, налаживать с ними культурные связи, иметь большие стратегические выгоды. Вид Немецкой слободы


Здесь же к Петру пришла первая любовь. Он влюбился в дочь виноторговца Анну Монс. Это побудило Наталью Кирилловну быстро женить его на русской дворянке Евдокии Лопухиной, которая родила ему сына Алексея. Но ни жена, ни сын не интересовали Петра. Он был полон великими замыслами. Е.ЛопухинаАлексейА.И. Монс




1695 г. - первый азовский поход, главной целью которого было взятие турецкой крепости Азов, закрывавшей России выход из Дона в Азовское море. Этот поход успеха не принес. Главными причинами неудач было отсутствие единого военного командования, слабость артиллерии, отсутствие у России флота. Битва при Азове












Петр принимал участие в посольстве инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Петр объехал пол - Европы, учился корабельному и военному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, наблюдал за работой английского парламента, побывал на заседании Генеральных штатов в Гааге, посетил Оксфордский университет. Познакомился с И.Ньютоном и др. Вид ГаагиИсаак Ньютон






Северная война (гг.) Карл XII Петр I




1700 г. - поражение под Нарвой. Король Швеции Карл XII (шведский лев) сначала вывел из войны Данию, затем Саксонию и двинул 15-тысячное войско к Нарве, куда Петр привел 40-тысячное войско. Русские понесли значительные потери убитыми, ранеными, утонувшими, пленными. Карл предложил русским покинуть позиции, сохранив оружие, но сдав артиллерию. Петр бежал. Поражение под Нарвой


















1709 г. - Полтавская битва принесла поражение шведам и полную победу русской армии. «Непобедимая армия» Карла XII перестала существовать. Карл XII и гетман Мазепа, предавший Петра, бежали в Турцию. Полтавская «виктория» означала перелом в войне. Боевые действия оказались перенесенными на территорию других стран. Значительно окреп международный престиж России. Панорама Полтавского сражения


1711г. - Прутский поход. Карл XII, находившийся в Турции, убедил султана начать совместную войну против России. Огромная турецко- крымская армия (180 тыс. чел) окружила лагерь русских (38 тыс.чел) на реке Прут. В окружение попал Петр, его жена Екатерина I, весь двор, все руководство армией. Ситуация казалась безвыходной. Тогда Екатерина I отдала все свои драгоценности и предложила сделать то же самое и другим для того, чтобы передать все это турецкому визирю, в обмен на выход русской армии из окружения. По условиям перемирия Россия вернула Турции Азов, согласилась не препятствовать Карлу XII вернуться в Швецию, не держать своих войск в Речи Посполитой. Орден «За любовь и Отечество» 1721 г. - подписан Ништадтский мирный договор между Россией и Швецией, по которому Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом, города Ригу, Ревель (Таллин), Дерпт (Юрьев), Пярнов (Пярну), ряд островов в Балтийском море. Текст Ништадтского мирного договора Карта земель, отошедших России







В презентации по истории на тему «Пётр 1» вы найдете информацию о важных этапах жизни Российского Императора, его роли в реформировании государства.
Начало правления Петра Великого приходится на конец 17 – начало 18 века, период, когда в России господствовало крепостничество, промышленность отставала в развитии от западных стран. Государство было экономически слабым и уязвимым в военном плане. Назревала необходимость срочных социально-экономических и политических перемен. С целью преодоления отсталости страны Петром 1 было положено начало разрешения накопившихся в государстве проблем.

Эпоха Петра Первого связана с преобразованием России в империю и превращением ее в мощное военное государство. 18 век стал веком модернизации практически всех сфер общественной жизни. Изменения коснулись экономики, политики, культуры, образования. Также Петром были осуществлены радикальные реформы в военной и социальной сфере, в системе управления страной. Государство стало активно вмешиваться в экономику. Петр Первый, безусловно, сыграл очень важную роль в истории России.

Данная презентация будет полезной для урока истории учащимся начальных и старших классов.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию «Пётр 1» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Презентация Пётр 1
Детство
Семья
Образование

Увлечения
Начало правления Петра
Царствование
Реформы Петра 1

Титул императора
Наследники Петра 1
Смерть и наследие