Растения и животные зимой. Дикие животные зимой: описание их жизни, как животные готовятся к зиме, красивые картинки

С приближением холодов многочисленные обитатели леса начинают готовиться к зимовке. В процессе эволюции представители животного мира выработали определенные способы, помогающие им пережить сильные морозы и нехватку солнечного тепла. Кроме того, большинство зверей страдает в зимний период еще и от недостатка корма, в особенности это касается травоядных животных, хотя и хищникам также приходится несладко.

Все живые существа имеют определенные особенности выживания зимой, причем это касается не только животных, но и многолетних растений.

Например, общеизвестно, что медведи в холодное время года впадают в спячку до весны, однако, не только им присущ такой способ зимовки. Точно так же предпочитают «проспать» зиму ежи, барсуки, хомяки и многие другие живые существа, поэтому зимой природа как будто замирает в ожидании наступления более благоприятных условий для жизнедеятельности.

Тем не менее, многие животные, обитающие в лесах, и зимой остаются достаточно активными, хотя, естественно, им приходится значительно сократить расход энергии по сравнению с теплым сезоном.

Например, лоси зимой стараются гораздо меньше двигаться, используют для пропитания ветки и кору деревьев, выискивают молодые побеги растений, которые могут быть скрыты под снегом. Разумеется, растительный мир зимой скуден, поэтому лоси теряют вес, зачастую живут впроголодь, однако, это не мешает им успешно перезимовать.

Лисы, зайцы и прочие животные с наступлением зимы утепляются, отращивают более густую шерсть, которая позволяет им не замерзнуть даже в лютые морозы. Кроме того, во время лютых морозов инстинкт подсказывает животным зарываться поглубже в снежные сугробы, ведь снег помогает поддерживать необходимую температуру тела.

Наконец, следует упомянуть о том, как же зимуют растения, ведь без этого описание зимнего леса будет неполным. Деревья защищены от морозов толстой корой, многие растения прячутся от холода под снежным покровом, некоторые растения отмирают, оставляя только жизнеспособное корневище, из которого весной вырастет новое растение… Как видим, наша природа мудра и многообразна, она умеет подстраиваться под любые погодные условия, а задача человека в этой ситуации – делать все возможное, чтобы защитить живую природу, в первую очередь, тех животных и растений, которые занесены в Красную книгу.

Видео: Winter. Зимняя сказка. Времена года. Зимний лес (Релакс.)

Прогулка по зиме под музыку Франсиса Лея (Francis Lai)

Красивые фото и картинки зимней природы:

Времена года играют огромную роль в жизни животных. Для них каждый сезон является периодом определенной деятельности. Если человек может перенести свои планы или изменить образ жизни, то животные на это не способны. Жизнь по правилам природы у них в крови.

Весна

Как животные встречают весну

Весна для всех животных является периодом новой жизни. После долгой и спокойной зимы, все представители животного мира начинают активно готовиться к наступлению жаркого лета.

Весенние дни в жизни животных сопровождаются сменой шерстяного покрова - с зимнего на летний. Свою серую шкурку белки меняют на ярко-рыжую. Их все чаще можно встретить в парках. Белочки скачут по деревьям в поисках пищи.

После зимней спячки просыпаются бурундуки. Внешне его можно спутать с белкой, но главным отличием являются пять темных полос на спинке. Бурундуки запасаются пищей еще с зимы, до того, как они впали в спячку. Поэтому эти животные с приходом весны не озадаченны поисками того, чем можно насытиться.

А вот медведи, также впадающие в зимнюю спячку, не заботятся о том, чем будут питаться после долгого сна. Поэтому весной они выходят из своих берлог в поисках еды.

Для волков весна является временем, когда у них выводится потомство. Маленькие волчата находятся в логове родителей до того времени, пока у них не появится зрение, чтобы хорошо ориентироваться в пространстве. Будучи маленькими, они очень похожи на лисят, только кончики хвостов у них не белые, а серые.

Зайцы начинают линять, меняя свою зимнюю белую шкурку, на серую и менее теплую. Также и енотовидные собаки, просыпаясь после зимней спячки, меняют свой окрас на менее примечательный. Цвет шерсти имеет большое значение. Зимой шкурки белые, это дает возможность слиться с белоснежным покровом земли, если рядом охотится хищник. Серая шерсть летом также служит неким камуфляжем.

Ранней весной просыпаются ежи, ведь в апреле им предстоит выводить потомство.

Лето

Жизнь животных летом

Лето является самым благоприятным периодом в жизни животных. Долгие солнечные дни, тепло и достаток пищи, несомненно, радуют зверей. В это время года они особенно активны. Они еще не готовятся к зиме, но подготавливают к суровому периоду свое потомство. Поэтому звери находятся в постоянном поиске пищи для своих детенышей, чтобы насытить их полезными веществами и витаминами.

Травоядные млекопитающие временами выходят из ареалов своего обитания, потому что повсюду растет то, чем они питаются. Свежие сочные листья позволяют им запастись полезными веществами впрок.

Для птиц лето является пиром, ведь они могут найти лакомство абсолютно везде. Мошки, черви, гусеницы, рыбки - все это является их пищей в летнее время. Также пернатые являются помощниками огородников. Они съедают всех вредителей, способных уничтожить урожай.

Несмотря на то, что лето является самым активным периодом в жизни животных, есть одно исключение. Суслики предпочитают отдыхать в эти теплые дни. А для насыщения жизненной энергией, они ночью выходят на охоту.

Самыми активными животными в летний период являются белки, волки, медведи, различные грызуны. Также эту пору любят: жирафы, верблюды, гиены, гепарды, обезьяны и многие другие.

Осень

Изменение в жизни животных осенью

Осень является периодом подготовки к зимним холодам. От того, как они проживут осень, что успеют сделать за это время, зависит их жизнь зимой. Мохнатые, пернатые, хищники - все должны с ответственно отнестись к этой подготовке, ведь на кону стоит их собственная жизнь и жизнь потомства.

Самыми первыми приход холодов чувствуют насекомые. Они начинают строить себе норки, искать убежища, которыми чаще всего приходятся опавшая листва или древесная кора. Здесь они и проведут всю зиму.

У бабочек есть свой способ пережить холодный период - они превращаются в куколок.

Также одними из первых прячутся жабы, лягушки, змеи и ящерицы. Некоторые лягушки живут поближе к водоемам, чтобы с наступлением холодов, нырнуть в них и проспать на дне, пока не вернутся теплые дни. А вот жабы наоборот, прячутся на суше. Их зимним пристанищем являются корни деревьев или норки грызунов.

Лесные звери в осенний период начинают часто и сытно питаться, ведь им необходимо накопить запас веществ и жира, который поможет им выжить в суровые морозы.

А белки, мыши и кроты начинают запасаться пищей впрок. Они несут в дом как можно больше орехов, ягод и шишек.

Большинство животных проживают естественный процесс предзимней линьки. Они вновь меняют свои шкурки на более теплые и менее приглядные.

Зима

Как зимуют животные

Как правило, зимуют только те животные, которые на это способны. А те, кто категорически боится холодов, сбегают в южные края.

Жизнь животных в зимнее время замирает. Осенью все подготовили для себя убежища, в которых теперь они живут. Холода не страшны для тепло одетых в свои шкурки: зайцев, белок, песцов, лисиц, волков, лосей и многих других.

А некоторые просто засыпают: еноты, сурки, бурундуки, барсуки, медведи и другие животные.

Моллюски зарываются на зимовку в ил. Также норки для себя приготовили осы, шмели, тарантулы.

Тритоны прячутся на берегу, в толстом слое опавших листьев или ветвистых корнях деревьев.

Сон в зимнее время предпочитают суслики, хомяки и тушканчики.

В конце августа — начале сентября суслики, хомяки, тушканчики забираются в свои глубокие норы и засыпают.

"Растения и животные зимой"

Цель: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни растений и животных с приходом зимы.

Задачи урока:

1. Обучение детей распознаванию деревьев зимой по внешним особенностям; зимних следов зверей и птиц.
2 . Развитие у учащихся мышления, фантазии, умения представлять, обобщать, доказывать.
3 . Воспитание у учащихся бережного отношения и любви ко всему живому.

Оборудование: картинки с изображением лесных животных (детские рисунки), энциклопедии “Чудо – всюду”, “Мир животных и растений”, Ю.Нагибин “Зимний дуб” (текст используется при заочной экскурсии”), фонограмма А.Вивальди “Зима”.

Ход урока

    Психологический настрой учащихся.

(Ученик читает стихотворение)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

    Закрепление пройденного материала.

Мы прослушали замечательное стихотворение И.Сурикова .

    О чем это стихотворение?

Давайте вспомним прошлый урок. Что интересного вы запомнили?

(… ходили в гости к зиме, рассматривали рисунки и фотографии сделанные зимой, отгадывали загадки…)

    • О чем самом главном мы говорили, что обсуждали, наблюдали?

(… зимние изменения в неживой природе)

Все помнят, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы? Вот сейчас мы проверим это. Я предлагаю вам разгадать загадки о явлениях природы, определить, относится ли это явление к зимним и доказать это.

1.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай ею лопатой,
Назови его, ответь!
(Cнег )

Итак, снег или снегопад – это зимнее явление природы, как вы считаете?

    • Почему снегопад не бывает в другие времена года? (…только зимой низкая температура воздуха, водяные пары замерзают и превращаются в снежинки).

2.
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз )

    • Относится ли это явление природы к зимним?

3.
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Появились на пути.
В них ни въехать, ни войти!
(Радуга )

    • А это зимнее явление природы?

      Почему?

4.
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.

( Иней )

5.
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела
Стала улица бела!
(Метель)

    • Это зимнее явление природы?

6.
Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает.
И бормочет, и поет.
Убаюкивает? (Дождь )

    • Это зимнее явление природы? Почему?

7.
Продолжите стихотворение Валентина Берестова

Не идется и не едется
Потому что …. (гололедица )
Но зато прекрасно падается,
Почему никто не радуется?!

Итак, ребята! Давайте еще раз перечислим явления природы, которые происходят зимой. (Cнегопад, мороз, иней, метель, гололедица )

Вот теперь я убедилась, что вы хорошо запомнили материал прошлого урока.

Сообщение темы и цели урока.

    1. Работа над новым материалом.

1 . Изменения в жизни растений.

    Как повлияли изменения в неживой природе (о которых мы только что говорили) на жизнь растений?

У многих растений есть так называемый период отдыха, в основном это зима. Лиственные деревья, такие как, береза, клен, осина и др., сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

    • Скажите, а все ли деревья сбрасывают свою листву на зиму? (… нет, ель, сосна, не сбрасывают листву)

      Как называются такие деревья? (… вечнозеленые) (…хвойные )

Вечнозеленые деревья стоят с листвой несколько лет и теряют листья постепенно, по мере роста новых листьев, поэтому они никогда не бывают голыми.

Ребята, все эти данные я прочитала в энциклопедии “ Живой мир ” и вам советую почитать эту интересную и познавательную книгу.

А сейчас, я приглашаю всех вас на экскурсию в сказочный зимний лес…

(Звучит фонограмма А.Вивальди “Зима”)

Закройте глаза и представьте себе, что вы очутились в мире спокойствия и особой тишины. Это сказочный зимний лес. Кругом все бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба. Только белоснежные стволы с черными крапинками говорят о том, что это березы. Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. Мы оглядываемся вокруг и видим: все деревья так похожи друг на друга, что не отличить! Мы продолжаем путь по чуть заметной тропинке. И вдруг посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоит дуб, огромный и величественный. Кажется, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Листва, усохнув по осени, почти не облетела. Дуб до самой вершины покрыт сухими коричневыми листьями, присыпанными снегом.

Сказочно красив зимний лес, но нам пора возвращаться.

    • Вам понравилась эта экскурсия?

      Какие чувства вы испытывали, гуляя по сказочному зимнему лесу? (… радость, удивление, предчувствие чего-то необычного …)

      Расскажите, что вы видели в зимнем лесу?

      Что показалось вам необычным? (… деревья очень похожи друг на друга и их трудно различить …) Почему?

      Какие деревья вам все же удалось различить? (… березу, дуб )

Сейчас мы обратимся к учебнику и прочитаем статью “ Как узнать зимой деревья ” с.112-113.

(Читаем текст вслух, по абзацам)

    • Какое дерево (какие деревья) легче всего узнать зимой? (… березу, дуб, ель, сосну)

      По каким признакам мы узнаем березу? А дуб?

      Чем различаются ель и сосна? (… у ели хвоинки растут по одной, а у сосны – по две; шишки у ели длинные, а у сосны короткие, округлые, с чешуйками ).

(Показываю образцы шишек)

    • Какие деревья распознать труднее? (… ясень, клен, липу …)

      Как же их распознать? (… по плодам: ясень – желтые крылатки, клен – крылатки пропеллеры, липа – маленькие круглые орешки с одним крылышкам).

Чтобы вам было более понятно откройте с.108 (учебник). Помогите Сереже и Наде распознать деревья.

(Рассматриваем и запоминаем)

Мы побывали с вами в сказочном зимнем лесу, научились распознавать деревья зимой, поговорили об изменениях в жизни растений зимой, но мы не побывали в поле. Ведь там тоже есть растения. Представьте себе, если бы мы приподняли зимнее “пуховое” одеяло, чтобы мы с вами могли увидеть? (… зеленые ростки озимых культур )

Посмотрите на с.108. Под снегом ребята нашли травянистые растения: землянику, копытень, злаки.

    • Как вы думаете, почему эти растения не погибают от морозов? (… их корневая система приспособлена таким образом, что способна подпитывать растения даже зимой…)

Физминутка .

          1. Выполнить несколько физических упражнений.

            Прочь тревоги и прочь лень – мы друзья на целый день”

2. Изменения в жизни животных

    • Как вы думаете, изменения, которые произошли зимой в неживой природе и в жизни растений как-нибудь повлияли на жизнь животных?

      Как изменилась жизнь животных с приходом зимы? (… меньше стало корма, многие животные впадают в спячку, лиса, заяц “надевают теплые шубки”…)

Чтобы более подробно познакомиться с жизнью животных зимой я предлагаю вам посмотреть видеофильм, который приготовили ребята по стихотворению Г.Ладонщикова “Зимние картинки”. Этот устный видеофильм о жизни лесных животных зимой.

Эпизод 1

(Ученик читает стихотворение и показывает соответствующую картинку, которую нарисовал сам, затем другой ученик комментирует этот эпизод )

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.

Зимний вечер, небо затянуто серыми тучами. Загораются звезды. Людей на улице мало, все торопятся домой, прикрывая лицо от крепчающего мороза. Дворы пустеют. Стоят деревья, покрытые инеем. Снежная баба остается во дворе в одиночестве. Ее нос – морковка – слегка белеет от мороза.

Эпизод 2

Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат
Два молоденьких ежа.

За городом лес. Там тишина, все покрыто снегом. На пригорке – одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Интересно, что там? Оказывается, там норка ежей. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.

Эпизод 3

Белка спряталась в дупло
В нем и сухо и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.

По верхним веткам старого дерева скачет верткий зверек. Это белка. А на этом дереве у нее свой домик – дупло. Белка юркнула в дупло. Заглянем туда и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу, много орехов закопала в разные места (лесные “кладовки”) под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери.

Эпизод 4

Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.

На берег лесного ручья выбежал красивый зверек в ярко-рыжей шубке с пушистым хвостиком. Лисичка решила напиться воды. Опустила мордочку и попала черным носиком в льдинку. Но от сильных морозов вода в ручье превратилась в лед. Придется лисе пожевать снежку вместо воды. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит.

Эпизод 5

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.

По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молоденьких осинок, грызет тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.

Эпизод 6

Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.

Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Зимует медведица вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.

    • Ребята, вам понравился наш устный видеофильм?

      Что же интересного вы узнали о жизни животных?

Зимой каждое животные обязательно “распишется” в “зимней книге” леса, т.е. оставит свои следы. Рассмотрите следы животных на с. 109. Чьи это следы?

    • Зима – очень серьезное испытание для животных и для растений. Чем мы с вами можем помочь животным? А растениям? (Укрывать озимые растения сухой листвой, например землянику, чеснок…, укутывать стволы молоденьких деревьев…)

      Как вы думаете деревья дружат с животными?

      А хотите узнать с кем дружит ель? Откройте с.110 (читает учитель )

      Рассмотрите рисунок. Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие?

      Что может произойти с животными леса, если люди вырубят если?

(Воспитательный момент)

      1. Итог урока.

        • Продолжается ли активная жизнь животных и растений зимой?

          Что интересного вы узнали о жизни растений и животных зимой?

ГБОУ Новозыбковская школа-интернат

Подготовила:

Власенко Е.М.

учитель высшей категории



- Какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы.

- Какая сегодня погода?

  • Какие изменения произошли в

- Какие осадки бывают зимой?

природе с приходом зимы?



Зима – самое холодное время года.

Солнце опускается низко.

Устанавливаются короткие дни

и длинные ночи.

Замерзают почва и водоёмы.

Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд,

иней, гололёд, изморозь, вьюгу.

Зима – трудный период в жизни зимующих животных. Лес засыпало снегом. Деревья все в пушистом снегу, искрящемся в лучах солнца.

Но вот животным в зимнем лесу жить нелегко. Непросто добывать из-под снега пропитание, беречь силы.

Лисы попрятались в свои тёплые норы.

Белки живут тем, что грызут орехи, припрятанные про запас осенью. Медведи в берлогах лапу сосут. Волки выслеживают добычу.



Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. К зиме белка утеплила своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой от непогоды. В сильные морозы белки по лесу не бегают, в гнёздах прячутся. К зиме белочка делает съестные припасы.

Как живёт зимой белка?


Что прячет белка в дупле?

ишкиш

шишки

ериох

орехи

иырбг

грибы

догыя

ягоды


- Какая белка?


Продолжите пословицу о труде:

Любишь кататься -

Без труда не вытащишь и

Уменье и труд

Дело мастера

За много дел не берись,

К чему душа лежит,

Под лежачий камень и

люби и саночки возить.

рыбку из пруда.

все перетрут.

боится.

а в одном отличись.

к тому и руки приложатся.

вода не течет.


Кто еще из диких животных

делает запасы на зиму?




У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опушённых лапах легко, как на лыжах.

Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах.


  • Проследите путь зайца.
  • Решите примеры и соедините пеньки в порядке возрастания.


Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой. Ложится медведь головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит.

В это время он пищи не употребляет,

а живёт за счёт накопленного жира.


Игра « С какой ветки детки?»

сосна

осина

берёза

рябина


Спят в берлогах и норах ежи, еноты, барсуки, медведи.

Каких еще вы знаете животных, которые так же, как медведь впадают в зимнюю спячку?




Зимой из-за недостатка пищи волки

становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот.


Волки хорошо чувствуют запахи и

Слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать бегающих животных.


Волки зимой охотятся стаями и нападают на лося, кабана.

Как охотятся зимой волки?


Здравствуйте! Узнали меня?

Я в лесу не один…




где персонажи - волки.

Лисичка сестричка и серый волк.









Любит, как кошка, поиграть с добычей.

Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей.

В сказках лиса какая?


Отгадайте ребусы.

кисточка

краски


обложка


уравнение

корень


словарь

знаменатель



Лесники подкармливают животных.

Как лесники помогают животным?



Для лосей подрубают молодые осины,

сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют

корнеплоды: свёклу, брюкву, репу, жёлуди.


Чтобы помочь рыбам зимой, во льду

делают лунки. А чтобы вода быстро

не замерзала, в неё кладут пучки

соломы и присыпают снегом. Для птиц

вешают кормушки и оставляют в них

корм.





Что нового и интересного вы узнали

о жизни животных зимой?


МОЛОДЦЫ !