Тургенева "Отцы и дети". Роль и место любовных историй в романе И

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Керсанова и княгини Р., а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его исто­рии, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повест­вуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объ­яснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение. Смысл этой истории заключается в сле­дующем: Павел Петрович на двадцать восьмом году жизни влюбился в княгиню Р., которая сначала отве­тила ему взаимностью, потом охладела, снова влюби­лась и снова охладела. После ее смерти Павел Петро­вич поселился в деревне и стал вести аристократиче­ский образ жизни, «пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с предста­вителями нового поколения ». Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: «А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь по­ставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не са­мец». В какой-то мере можно согласиться с Евгением нельзя жить лишь воспоминаниями, прошлым. Прав­да можно и посочувствовать Павлу Петровичу, хотя никакими душевными ранами нельзя оправдывать безделье. Но и утверждения Базарова тоже несколько циничны: «Нравится тебе женщина... - старайся до­биться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись -земля не клином сошлась». «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, роман­тическом, называл белибердой, непростительной ду­рью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...» Но главному герою было суждено самому пройти «испытание любовью». Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не по­нимает себя, пытается ерничать над самим собой: «Вот тебе раз! Бабы испугался!", "Какой я смирненький стал...". Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что "в обоих молодых людях... произошла перемена. В Базарове... стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало...". Тайный психологизм И. Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: "... его мучило и бесило..." и от него "... он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью...". Базаров считает, что он создан для "горькой, терпкой, бобыльной жизни..." Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: "Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..." Он не пытается играть чувствами Одинцовой, а прямо говорит ей: "Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно..." Поражает прямота, бесхитростность и одновременно скрытность героя. Поняв, что влюблен, он объявляет Одинцовой о своем отъезде. Возможно, он никогда бы и не признался в своих чувствах, но Одинцова из любопытства вырывает у него это признание. Сохраняя прежнюю прямолинейность, Базаров открыто говорит о своих чувствах, не боясь показаться слабым или смешным. Твердость характера проявляется и после того, как Одинцова отвергла любовь Евгения. Как ни сильно было чувство Базарова, он хорошо понимает отношение к нему Одинцовой. Анна Сергеевная то пугается силы его чувств, то жалеет. Но жалости Базаров не приемлет. Перед отъездом Базарова из Никольского Одинцова "с участием прятунла ему руку", на что Евгений отвечает: "Нет!.. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал". Он находит в себе силы уехать из имения. И. С. Тургенев был сторонником "тайной психологии", считая, что художник не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами "внешнего обнаружения психологии". Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: "...лучше камни быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца... Мужчине некогда заниматься такими пустяками мужчина должен быть свиреп... Ведь вот ты, - прибавил он, обращаясь к сидевшему на козлах мужику, - ты, умница, есть у тебя жена? - Жена-то? Есть. Как не быть жене? - Ты ее бьешь? - Жену-то? Всяко случается. Без причины не бьем. - И прекрасно. Ну, а она тебя бьет? Мужик задергал вожжами. - Эко ты слово сказал, барин. Тебе бы все шутки шутить... - Он, видимо, обиделся. - Слышишь, Аркадий Николавевич! А нас с вами прибили... вот оно что значит быть образованными людьми". Во второй раз приехав к родителям, Евгений сначала пытается забыться в работе, но и "лихорадка работы с него скоро соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Страння усталось замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Воз­можно, тот порез, ставший роковым в жизни Базаро­ва, являлся следствием его душевной трагедии. Тогда можно утверждать, что Евгения убила любовь. Перед лицом смерти герой хочет видеть именно Одинцову. Это говорит о благородстве Базарова, ведь он не озло­бился, а понял и простил любимую женщину. Образ Базарова вызвал в литературных кругах того времени разноречивые мнения. Сам И. С. Тургенев писал: «...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухо­стью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели». Можно не со­глашаться с базаровскими взглядами на искусство, природу, осуждать за небрежное отношение к родите­лям, но любовь его к Одинцовой открывает перед чи­тателем такую сильную и искреннюю натуру, что не­вольно проникаешься симпатией к этому герою.

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

Тема любви в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Любовь - очень важный прием для любого романиста, и в особенности для Тургенева, так как в его романах герои становятся самими собой именно под действием любви. Л. Н. Толстой говорил: «Кто счастлив, тот и прав», но в случае с тургеневским романом это высказывание можно перефразировать: «Кто любит, тот и прав». Еще А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» сочувствует по очереди сначала Татьяне, затем Онегину, то есть автор всегда на стороне того героя, который способен любить. Пушкин всячески приветствует любовь Онегина, так как именно это чувство должно способствовать, по мнению автора, возрождению героя.

У Тургенева немного другая любовь: это интрига, и она всегда занимает очень важное место в произведении. Любовный сюжет в «Отцах и детях» выстраивается у каждого из героев и очень хорошо дополняет данную автором характеристику каждого из них. История любви Павла Петровича и история его жизни описываются в VII главе как бы в виде отдельной повести, данной из уст автора, но по сюжету рассказанной Аркадием Базарову. Любовь к княгине Р. определяет всю жизнь Павла Петровича. Она стала женщиной его жизни, и он действительно «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», как потом сказал Базаров. И вот, после бегства княгини от Павла Петровича тот вернулся в

Россию, но жизнь его не может войти в привычную колею. Павел Петрович тогда как раз «вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала». Получается, что не только по возрасту и положению на смену ему приходят новые люди вроде Базарова. Можно сказать, что Павел Петрович был человеком без прошлого, но и без будущего, сродни «лишним людям». Об этом свидетельствует данная автором характеристика поведения Павла Петровича в деревне: «редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения».

Тургенев раскрывает перед читателями историю любви еще одного героя - Николая Петровича. Он очень любил свою жену, назвал в честь нее имение («Марьино» в честь Марии), но он любит и Фенечку. Здесь автор стремится показать, что любовь может быть не только один раз в жизни, и эта многогранность - важнейший душевный опыт.

Если посмотреть на историю любви Николая Петровича и Фенечки глазами недоброжелателя, то видно, что Фенечка - дочь экономки и, кажется, совсем не пара Николаю Петровичу - дворянину в летах, особенно учитывая то, что они живут в гражданском браке. Фенечка находится в двусмысленном положении: она стесняется Павла Петровича и Аркадия, чувствует себя при них человеком низшего сорта. Николай Петрович любит Фенечку, но продолжает вспоминать об умершей жене, скучает по ней и, очевидно, все еще любит ее. Эта история может показаться странной, а если смотреть с точки зрения общественности, то просто пошлой, но на самом деле здесь Тургенев хотел показать, что обе этих любви могут уживаться в одном человеке, ведь любовь к умершей жене и тоска по ней могут скорее свести Николая Петровича в могилу, чем дать ему силы жить; а вот любовь к Фенечке и маленький сын Митя - это то, что дает Николаю Петровичу ощущать свою нужность и цельность, придает его жизни какой-то смысл.

Тургенев, как и Пушкин, сочувствует тем героям, которые способны любить. Тем ярче контраст между любовными линиями остальных героев и отношениями Аркадия с Анной Одинцовой. Здесь Аркадий - человек умный, тонкий, добрый, щедрый - выступает неспособным к любви. Он долго не мог разобраться, кого же он любит - Анну или ее сестру Катерину. Когда же он понимает, что для него создана именно Катя, происходит его возвращение к самому себе, в лоно отцов, заканчивается период ученичества у Базарова, и их пути окончательно расходятся. Аркадий создан для того, чтобы вернуться к традиционному укладу жизни и заниматься достойными дворянина делами - завести семью и заниматься хозяйством. Женясь на Кате, он прощается со своим недавним прошлым. В последней главе, которая выступает в роли своеобразного эпилога, Тургенев показывает две свадьбы. Когда Аркадий «не решился громко предложить» тост за Базарова, становится понятно, что многое изменилось.

Современники Тургенева считали, что он расправился с Базаровым и показал полный крах его идеологии, столкнув его теорию с реальной жизнью, с любовью, со всей ее неоднозначностью. Согласно сюжету, Базаров, познакомившись с Анной Сергеевной Одинцовой, постепенно влюбляется в нее, и любовь его сильна. Вдруг оказывается, что базаровский цинизм (или то, что можно принять за его цинизм) - это не природное свойство, а одна из крайностей его молодости. Цинизм - некоторая душевная неразвитость, но осуждать Базарова за это не стоит, так как с возрастом, как правило, это проходит. Любовь оказывается гораздо глубже, чем все его теории, недаром Базаров, признаваясь в любви, говорит, что он любит «глупо, безумно», то есть герой не может понять, как так вышло, не видит в этом смысла и логики.

Анна Одинцова, пожалуй, самый бесчувственный персонаж во всем романе. Она «разъехалась с мужем, ни от кого не зависит», но она не любит не только своего мужа - она, кажется, вообще не умеет любить. Ее пугает любовь Базарова, потому что такой силы и такой любви она не встречала и не находит в себе отклика на это. В конце концов Анна приходит к выводу, что «спокойствие все- таки лучше всего на свете».

В XXVIII главе романа, в эпилоге, Тургенев рассказывает, что Анна Сергеевна вышла замуж не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, «молодого, доброго и холодного как лед». Тургенев абсолютно не верит в такую любовь, но тут важно не это, а то, что на этом фоне, поставив Базарова перед такой женщиной, Тургенев показал, что Базаров может любить.

В истории любви каждого из героев, конечно, проявляется авторская позиция. Из образа героя уходит все ненастоящее и бесполезное, остается только естественное и правдивое. Получилось, что нигилизм Базарова - явление наносное, что Базаров может любить, а значит - он меняется.Тургенев ни в коем случае не развенчивает нигилизм своего героя, он лишь хочет сказать, что изменения - характерная черта человека, что он не статичен, ему свойственно меняться, и это самое ценное.

Здесь искали:

  • тема любви в романе отцы и дети
  • любовь в романе отцы и дети
  • роль и место любовных историй в романе отцы и дети

ХІХ век – период перемен. Россия стоит на пороге царских реформ. 1861 год известен отменой крепостного права. Новые тенденции влияют на формирование мировоззрения молодежи. Появляется нигилизм, пагубные идеи которого изображает И.Тургенев в известном произведении «Отцы и дети».

Писатель много внимания уделяет чувствам. Это связано с тем, что нигилисты недооценивают их значимость. Недаром Базаров рассматривает влюбленных людей как глупых, бесполезных. Тургенев неоднократно подчеркивает, что чувства – неотъемлемая часть человека, и приводит несколько примеров.

Первая история касается Павла Петровича. Он идет по стопам отца и выбирает военную карьеру. Молодой офицер блещет в высшем свете. Он бывает на приемах, ездит к друзьям. Павел Петрович красив, статен. Он популярен в женском обществе. Как-то Кирсанов знакомится с княгиней Р. Женщина замужем. Она не обладает пленительной красотой. Однако что-то таится в ее взгляде, в омуте красивых глаз, заставляя мужчин падать к ее ногам. Павел Петрович влюбляется в княгиню, но вскоре женщина порывает их отношения.

Павел Петрович ищет с ней встречи. Княгиня, дабы избежать назойливого любовника, уезжает за границу. Кирсанов жертвует всем: бросает карьеру, отчизну, друзей, родственников. Он едет за возлюбленной. Любовь приносит лишь несчастье Павлу Петровичу. Между тем он не может ей противостоять.

Вторая история связана с любовным треугольником. Николай Петрович живет с Фенечкой, которую безгранично любит. У них рождается сын. Павел Петрович тоже пылает любовью к девушке. Фенечка сильно отличается от княгини Р. Она добрая, простодушная. Невзирая на чувства, Павел Петрович отступает и даже просит брата жениться на девушке.

Третья история касается Аркадия. Любовь полностью его меняет. Вначале Аркадий под влиянием Базарова поддерживает идеи нигилистов. Однако встречи с Катей изменяют течение его мыслей.

Герой четвертой истории – Базаров. Он вопреки своим нигилистским убеждениям влюбляется в Одинцову. Только тогда Евгений осознает степень собственных заблуждений. Теория жизни, построенная нигилистами, рушится.

В романе красной строкой проходит мысль: человек не может существовать без чувств. Любовь – платформа для семьи, а семья – фундамент государства.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - -
  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Кто не заслуживает снисхождения автора в романе «Преступление и наказание»? - -
  • В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети») - -
  • Почему любовь «сильных личностей» в романе «Отцы и дети» несчастлива? - -
  • Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») - -

Сочинение на тему «Любовные отношения в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева» 4.50 /5 (90.00%) 2 votes

Появление романа «Отцы и дети» вызвано временем. Люди прогрессивные хотели действия, хотели перемен, и появление романа Ивана Тургенева только ускорило процесс идейного размежевания. Роман писателя Ивана Тургенева – это поиск героя и возможных путей развития общества.

Любовь занимает особое место в романе. Чувствам подвержены и спокойный мягкий Николай Кирсанов и аристократический Павел Петрович, не могут не поддаться любви и нигилист Базаров, и ученик его Аркадий Кирсанов.

Любовь Кирсановых-старших к Фенечке ярко показывает характер братьев. Простая, искренняя, как и сама Фенечка, любовь Николая. Любовь Павла Петровича – чувства, не контролируемые разумом, непонятная любовь аристократа к простой девушке. Павел Кирсанов скрывает свою любовь ради брата, которому Федосья принесла семейное счастье, сына. Это показывает, что честь для Павла Петровича не пустое слово, несмотря на весь глубокий кризис дворянства в то время.

Важное место занимает безответственная любовь Павла Петровича к княгине Р. Загадочная и роковая для Павла женщина в чём-то близка Анне Одинцовой. И вообще истории любви Павла Петровича к княгине Р. и история чувств Одинцовой и Базарова чем-то близки, а эпизоды признания даже формально похожи.

Третья линия – Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова. Эта любовь сильная, волевая, чувства рушат нигилизм Аркадия, делая его вновь нормальным человеком. Да и не был Кирсанов-младший никогда истинным нигилистом. Все критики однозначно относят его к «лагерю отцов».

Но наиболее сильной, ломающей даже настоящие нигилистические убеждения Базарова, является его любовь к Анне Одинцовой. Отрицающий всё, в том числе любые чувства, Евгений всё же оказался влюблён. У Базарова в любви нет анализа, он не смог бы найти семейного счастья. У того же Аркадия, по мнению критика Писарева, больше шансов, хотя Евгений безусловно умнее и харизматичнее.

Чувства, которым Базаров даже готов сдаться не приносят ему счастья. Отказ приближает смерть и без того смятённого Базарова.

Любовь в романе – это величайший дар, которым наделяет своих героев Тургенев. Но кому-то она приносит счастье, а кому-то беды. Для Павла Петровича и Базарова их дар оказался роковым, быть может, потому что они представляли разные стороны конфликта, были людьми крайностей и твёрдого убеждения. Аркадий же с отцом не стали бросаться в омут, а приняли жизнь такой, какая она есть и стали счастливы тому, что живут и любят.