Убедительный аргумент английская аристократия. Что такое буржуазия? Из биографии слов и фразеологизмов

Из биографии слов и фразеологизмов

Латинский корень терр(а) - «земля» - содержится в ряде исторически родственных слов.

Территория - пространство земли с определёнными границами; терраса - 1) насыпь, площадка; 2) летнее открытое помещение в доме; террариум - место в зоопар­ке, где содержатся мелкие пресмыкающиеся и земновод­ные; терракота (буквально «обожжённая земля») - род глины жёлтого или красного цвета или изделие из этой гли­ны, не покрытое глазурью; терракотовый цвет - крас­но-коричневый. Слово заимствовано из французского язы­ка (букв, «на земле»); партер - нижний этаж зрительно­го зала.

91. Объясните значение следующих фразеологических оборотов.
Составьте с ними восемь предложений.

I. Пиррова победа, или...; перейти Рубикон, или ...;
пожинать
лавры, или...; дамоклов меч, или...; дойти до
геркулесовых столпов, или... .

II. Проходить красной нитью, или...; сжечь свои ко­
рабли,
или...; оказаться первой ласточкой, или...; при­
нять сражение, или...; стать в тупик, или...; стоять гру­
дью,
или...; ручаться головой, или...; согласиться скрепя
сердце, или...; добиваться во что бы то ни стало, или...;
класть под сукно, или...; лежать под сукном, или... .

92. Напишите сочинение-миниатюру по одной из данных тем:

1) Словари - наши друзья и помощники.

2) «Словарь - это книга книг». (А. Франс)


§ 15. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Как указывалось выше (см. § 3), в литературном языке произношение, так же как и выбор слов и употребление грамматических форм, подчиняется определённым нор­мам. Рассмотрим некоторые из них.

1. В русском литературном языке в безударном положе­нии не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а], например: /с[а]за (ср.: кзы), [а]писание (ср.: писъ). Поэтому, например, произносятся одинаково слова волы и валы, сома и сама, хотя и пишут­ся по-разному.

2. После мягких согласных на месте гласных, обозна­чаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], , [а]), в безударном положении обычно произносится звук, близ­кий к [и], например: лесок, весна, плясать (ср.: лес, вёсны, пляска). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветить - посвя­тить (от свет и свят), хотя их написание различно.

3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глу­хими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, т, ш, с и х, ц, ч, щ, становятся глухими (оглушаются), например: дуб ([п]), глубь ([п"]), ловко ([ф]), кровь ([ф"]), ногти ([к]), подход ([т]), багаж ([ш]), замазка ([с]), вчера ([ф]), вце­питься ([ф]), подщёлкнуть ([т]).



Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются), например: просьба ([з"]), молотьба ([д"]).

4. В некоторых сочетаниях согласных (стн, здн и неко­
торых других) происходит выпадение звука, хотя на пись­
ме буква и пишется, например: уста - устный; ездить -
наездник; солнышко - солнце; лестница, окрестности,
поздно, чувства.


5. Сочетание чн, как правило, произносится в соответст­
вии с написанием, например: античный, вечный, дачный,
качнуть, Млечный Путь, ночной, отлично, порочный,
прочный, точный
и мн. др. Однако в некоторых словах со­
четание чн произносится как [шн], например: конечно,
скучно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник, пра­
чечная, Саввична, Никитична, Фоминична
и др.

В некоторых словах допускается двоякое произноше­ние, т. е. и [чн] и [шн], например: булочная, сливочный, яичный, гречневый.

6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответ­ствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ни­чтожный, почтить, прочти, учти и др. Но в союзе что и в местоимении что, а также в производных от них словах пишется чт, а произносится [шт], например: что, чтобы, что-то, кое-что.

7. В иноязычных словах часто встречаются двойные со­гласные, например: касса, ассигновать. В одних словах они произносятся как двойные, например: ванна, касса, масса, гамма, капелла; в других - как одиночные, на­пример: аккуратно, аккомпанемент, аккорд, ассигно­вать, грамм.

8. Во многих иноязычных словах после согласных пи­шется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье ([тэ]), атеист ([тэ]), денди ([дэ]), кашне ([нэ]), ка­фе ([фэ]), партер ([тэ]), резюме ([мэ]), стенд ([тэ]), шедевр ([Дэ]).

Однако в целом ряде заимствованных слов согласные пе­ред е произносятся мягко, например: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, фермер, шинель.

9. В возвратных глаголах на конце пишется -ться или
-тся {умываться, умывается), а произносится одинако­
во - [цца].

10. В начале некоторых слов пишется сч, а произносит­
ся [щ*], например: счастье, счёт.

11. Следует правильно выделять ударные слоги в словах:
Агент, аргумент, арест, аристократия; баловать, биб­
лиотека, буржуазия; верба; демократия, деятельность, диа­
лог, диспансер, договор, дозвониться, документ; завидно,
заём, заржаветь, звонит, звонишь, злоба; издавна, изобре-


тёние, индустрия; каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнёр, комбайнер, крапива, кра­сивее, кремень; магазин, медикаменты, молодёжь; намере­ние, недоимка, некролог, ненависть; обеспечение, облег­чить, обострить, осведомиться, отчасти; паралич, партер, пепелище, портфель, премировать, принудить, приобре­тение, простыня, процент; револьвер, ремень, ржаветь; сантиметр, сирота, мн. ч. сироты, случай, соболезнование, средства, статуя, столяр; таможня; усугубить; фарфор, форум; ханжество, характерный (танец, поступок), ха­рактерный (человек), ходатайствовать, хозяева; цыган; черпать; шофёр; щавель.

Следует обратить внимание на ударение в некоторых глаголах прошедшего времени, в кратких прилагательных и причастиях:

а) брать - брал - брало - брали - брала, спать - спал - спало - спали - спала; б) груб - грубо - грубы - груба, прав - право - правы - права; в) принят - приня­то - приняты - принята, продан - продано - проданы - продана и продана.

Справки о нормах правильного произношения можно найти в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение» или в «Школьном орфоэпическом словаре русского языка» П. А. Леканта и В. В. Леденёвой.

93. Прочитайте. Укажите, какие звуки обозначены выделенны­
ми буквами. Сделайте фонетический разбор выделенных слов,
указав в каждом: 1) количество слогов, место ударения; 2) глас­
ные звуки (ударные и безударные) и буквы, их обозначающие;
3) согласные звуки (охарактеризовать каждый: глухой или звон­
кий, твёрдый или мягкий) и буквы, их обозначающие; 4) количе­
ство звуков и букв в слове.

1) Отлет (птиц) - (молодой) атлет; развеваться (по вет­ру) - (бурно) развиваться; везти (сено) - вести (беседу). 2) Ночной патруль; властный жест; наши мечты, стоять у кассы, темпы роста.

94. Прочитайте вслух, обращая внимание на правильное произне­
сение слов с выделенными буквами. Выпишите слова в таком по­
рядке: 1) с непроизносимыми согласными; 2) с сочетанием чт,
произносимым как [шт]; 3) с сочетанием чн, произносимым как
[шн]; 4) с сочетанием чн, допускающим произношение [шн] и [чн].


Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то из­вестное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай, пойти в булочную, конечный результат, конечно, исполнить, довольно скучно, молочные продук­ты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.

95. Прочитайте вслух, обращая внимание на произнесение ино­
язычных слов с двойными согласными и согласными перед е. Вы­
пишите слова с двойными согласными, которые произносятся
как одиночные, и слова с твёрдыми согласными перед звуком [э].
Укажите (устно) лексические значения выписанных слов.

Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный чело­век, удвоить темпы, музей народного искусства, лист фане­ры, молодёжное кафе, чашка кофе, модное ателье, участво­вать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, громадный стенд, шёлковое кашне.

96. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Спи­
шите, обозначая его. При затруднении проверьте это по списку
слов в п. 11 настоящего параграфа.

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заклю­чить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, по­лезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облег­чить боль, место в партере, выразить соболезнование, сред­ства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайст­вовать о зачислении на курсы.

97. Поставьте данные глаголы в прошедшем времени и укажите
в них ударение.

Брать - брал, брала, брало, брали; гнать, дать, жить, занять, звать, лить, нанять, начать, плыть, поднять, по­нять, принять.

98. Образуйте краткие формы прилагательных и укажите в них
ударение.

Быстрый - быстр, быстра, быстро, быстры; густой, глухой, глупый, дикий, добрый, правый; близкий - близок, близка, близко, близки; гладкий, мягкий, редкий,


робкий, сладкий; горький - горек, горька, горько, горьки; грустный, честный, ясный.

99. От данных глаголов образуйте краткие страдательные при­
частия прошедшего времени и укажите в них ударение.

Взять - взят, взята, взято, взяты; начать, придать, принять, продать, прожить, раздать, созвать.

100. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Спи­
шите. На каких правилах основано написание пропущенных
букв?

1) Утки над озёрами подняли крик. (А. К. Т.) 2) Мы ворвались на полустанок и заняли его. (Верш.) 3) Уже ог­ни были зажж..ны. (Ч.) 4) Длинные волосы его были со­всем белы. (П.) 5) Половина из этих полос была уже скот..на. (Л. Т.) 6) Здания и заборы были окле..ны плака­тами. (Перв.) 7) В гробнице найд..но зерно сухой египет­ской пшеницы. (Щип.) 8) На среднем портрете изо­бражена была женщина молодых лет. (Т.) 9) Многолюдны и МНОГОЧИСЛ..НЫ города, разбросные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие величеств..ную эту страну. (С.-М.)

101. Спишите. Правильно прочитайте эти слова. Объясните зна­
чение выделенных слов.

Цвет сп..ктра, забавный..пизод, диетическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, последняя мод..ль, длинный тун..ль, прекрасное шос, картофельное пюр.., горячий коф.., опасный инцидент, медленная..волюция, плавательный бас.йн, краеведческий муз..й, заменить шт..псель, разбить пенен.., тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами, новый про..кт, тёплое кашн.., м..р города.

«Русский язык в Беларуси» - Соотношение синонимов. Особенности функционирования. Специфические регионализмы. Сдвиги в значении. Глагол. Cоздание экспериментальной базы. Лингвостатистические методы. Культурно-специфические особенности. Особенности. Основной подход. Материал для исследования. Собственные имена. Региональные варианты в НКРЯ.

«Филология» - Антропологический поворот в гуманитарных науках. Научные дисциплины. Ложные пути. Преподавание русского языка. Филология как наука и образовательная область. Деление наук. Специфические особенности. Разрыв порочной ассоциативной цепочки. Типы реакции. Гуманитарные науки. Особенности филологического мышления.

«Диалог культур» - Концептный метод. Свой хлеб. Групповые формы деятельности. Сравнительно-сопоставительный метод. Диалог культур. Включение данного слова в словосочетание. Дифференцированный подход. Цели диалога культур. Русский язык как неродной. Обучение школьников. Беседа о значении слов. Концепты. Принципы методики РКН.

«Состояние русского языка» - Задание. Каковы критерии отбора слов. Художник. Как убить словом. О нарушителях правил русского языка. Русский язык в мире. Дни славянской письменности. Модели самолетов. Кирилл и Мефодий. Русская речь. Дефис. Укажите слово с орфографической ошибкой. Крупнейший язык мира. Государственная языковая политика.

«Деловой русский язык» - Уверенность в себе. Деловой этикет. С какими жанрами делового общения вы познакомились на занятиях «Делового русского языка»? Навыки устной речи. 4.Побуждение к совершению покупок, стимулирование работы товаро-производящей сети. Деловые. Листок достижений. Наблюдение. Слаженно работать с коллегами. Уметь писать эффективные речи и приобретать навыки презентации.

«Проблемы русского языка» - Проблема №1: Русский язык и СМИ: дают ли сегодняшние авторы, журналисты образец культуры речи и общения. Тема разговора: Проблема №2: Проблема №3: Российская Федерация. Финалисты нашей Акции: Русский язык и школа: что надо сделать, чтобы выпускники школы говорили по-русски грамотно? Русский язык за рубежом: как увеличить число иностранцев, заинтересованных в изучении русского языка?

Как указывалось выше (см. § 3), в литературном языке произношение, так же как и выбор слов и употребление грамматических форм, подчиняется определённым нормам. Рассмотрим некоторые из них.

1. В русском литературном языке в безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а], например: к[а]за (ср.: к[о́]зы), [а]писание (ср.: [о́]писъ). Поэтому, например, произносятся одинаково слова волы и валы, сома и сама, хотя и пишутся по-разному.

2. После мягких согласных на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а]), в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [И], например: лесок, весна, плясать (ср.: лес, вёсны, пляска). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [И], произносятся слова посветить - посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.

3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, т, ш, с и х, ц, ч, щ, становятся глухими (оглушаются), например: дуб ([п]), глубь ([п’]), ловко ([ф]), кровь ([ф’]), ногти ([к]), подход ([т]), багаж ([ш]), замазка ([с]), вчера ([ф]), вцепиться ([ф]), подщёлкнуть ([т]).

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются), например: просьба ([з’]), молотьба ([д’]).

4. В некоторых сочетаниях согласных (стн, здн и некоторых других) происходит выпадение звука, хотя на письме буква и пишется, например: уста - устный; ездить - наездник; солнышко - солнце; лестница, окрестности, поздно, чувства.

5. Сочетание чн , как правило, произносится в соответствии с написанием, например: античный, вечный, дачный, качнуть. Млечный Путь, ночной, отлично, порочный, прочный, точный и мн. др. Однако в некоторых словах сочетание чн произносится как [шн], например: конечно, скучно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, Саввична, Никитична, Фоминична и др.

В некоторых словах допускается двоякое произношение, т. е. и [чн] и [шн], например: булочная, сливочный, яичный, гречневый.

6. Сочетание чт , как правило, произносится в соответствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ничтожный, почтить, прочти, учти и др. Но в союзе что и в местоимении что , а также в производных от них словах пишется чт , а произносится [шт], например: что, чтобы, что-то, кое-что.

7. В иноязычных словах часто встречаются двойные согласные, например: касса, ассигновать. В одних словах они произносятся как двойные, например: ванна, касса, масса, гамма, капелла; в других - как одиночные, например: аккуратно, аккомпанемент, аккорд, ассигновать, грамм.

8. Во многих иноязычных словах после согласных пишется е , а произносятся твёрдые согласные, например: ателье ([тэ]), атеист ([тэ]), денди ([дэ]), кашне ([нэ]), кафе ([фэ]), партер ([тэ]), резюме ([мэ]), стенд ([тэ]), шедевр ([дэ]). Однако в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко, например: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, фермер, шинель.

9. В возвратных глаголах на конце пишется -ться или -тся (умываться, умывается), а произносится одинаково - [цца].

10. В начале некоторых слов пишется сч , а произносится [щ’], например: счастье, счёт.

11. Следует правильно выделять ударные слоги в словах:

Аге́нт, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия; ба́ловать, библиоте́ка, буржуази́я; ве́рба; демокра́тия, де́ятельность, диало́г, диспа́нсер, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт; зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба; и́здавна, изобретё́ние, индустри́я; катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, ко́клюш, коло́сс, комбайнёр, комба́йнер, крапи́ва, краси́вее, креме́нь; магази́н, медикаме́нты, молодёжь; наме́рение, недои́мка, некроло́г, не́нависть; обеспече́ние, облегчи́ть, обостри́ть, осведоми́ться, отча́сти; парали́ч, парте́р, пепели́ще, портфе́ль, преми́ровать, прину́дить, приобрете́ние, простыня́, проце́нт; револьве́р, реме́нь, ржаве́ть; сантиме́тр, сирота́, мн. ч. си́роты, слу́чай, соболе́знование, средства́, ста́туя, столя́р; тамо́жня; усугуби́ть; фарфо́р, фо́рум; ха́нжество, характе́рный (танец, поступок), хара́ктерный (человек), ходата́йствовать, хозя́ева; цыга́н; черпа́ть; шофёр; ща́вель.

Следует обратить внимание на ударение в некоторых глаголах прошедшего времени, в кратких прилагательных и причастиях:

а) брать - брал - брало - брали - брала́, спать - спал - спало - спали - спала́; б) груб - грубо - грубы - груба́, прав - право - правы - права́; в) принят - принято - приняты - принята́, продан - продано - проданы - продана́ и про́дана.

Справки о нормах правильного произношения можно найти в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение» или в «Школьном орфоэпическом словаре русского языка» П. А. Леканта и В. В. Леденёвой.

93. Прочитайте. Укажите, какие звуки обозначены выделенными буквами. Сделайте фонетический разбор выделенных слов, указав в каждом: 1) количество слогов, место ударения; 2) гласные звуки (ударные и безударные) и буквы, их обозначающие; 3) согласные звуки (охарактеризовать каждый: глухой или звонкий, твёрдый или мягкий) и буквы, их обозначающие; 4) количество звуков и букв в слове.

1) Отлет (птиц) - (молодой) атлет; развеваться (по ветру) - (бурно) развиваться; везти (сено) - вести (беседу).

2) Ночной патруль ; властный жест; наши мечты , стоять у кассы , темпы роста.

94. Прочитайте вслух, обращая внимание на правильное произнесение слов с выделенными буквами. Выпишите слова в таком порядке: 1) с непроизносимыми согласными; 2) с сочетанием чт, произносимым как [шт]; 3) с сочетанием чн , произносимым как [шн]; 4) с сочетанием чн , допускающим произношение [шн] и [чн].

Позд ний вечер, преж ние хозяева, нечт о новое, чт о-то известное, вечн ый зов, сделать нарочн о, сердечн ый приступ, новая прачечн ая, Наталья Саввичн а, Ольга Никитичн а, пустячн ый случай, пойти в булочн ую, конечн ый результат, конечн о, исполнить, довольно скучн о, молочн ые продукты, наши сверстн ики, участв овать в параде, чувст вовать ответственность.

95. Прочитайте вслух, обращая внимание на произнесение иноязычных слов с двойными согласными и согласными перед е . Выпишите слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные, и слова с твёрдыми согласными перед звуком [э]. Укажите (устно) лексические значения выписанных слов.

Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, удвоить темпы, музей народного искусства, лист фанеры, молодёжное кафе, чашка кофе, модное ателье, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, громадный стенд, шёлковое кашне.

96. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Спишите, обозначая его. При затруднении проверьте это по списку слов в п. 11 настоящего параграфа.

Уб..дительный аргумент , английская аристократия , крупная буржуазия , общественная деятельность , заключить договор , заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение , плантац..и каучука , новый жилой квартал , работать комбайнёром , твёрдое намерение , облегчить боль, место в партере , выразить соболезнование , средства связи, чашка из фарфора , новые хозяева , ходатайствовать о зачислении на курсы.

97. Поставьте данные глаголы в прошедшем времени и укажите в них ударение.

Брать - брал, брала́, бра́ло, бра́ли ; гнать, дать, жить, занять, звать, лить, нанять, начать, плыть, поднять, понять, принять.

98. Образуйте краткие формы прилагательных и укажите в них ударение.

Бы́стрый - быстр, быстра́, бы́стро, бы́стры ; густой, глухой, глупый, дикий, добрый, правый; близкий - бли́зок, близка́, бли́зко, бли́зки ; гладкий, мягкий, редкий, робкий, сладкий; го́рький - го́рек, горька́, го́рько, го́рьки ; грустный, честный, ясный.

99. От данных глаголов образуйте краткие страдательные причастия прошедшего времени и укажите в них ударение.

Взять - взят, взята́, взя́то, взя́ты ; начать, придать, принять, продать, прожить, раздать, созвать.

100. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Спишите. На каких правилах основано написание пропущенных букв?

1) Утки над озёрами подняли крик. (А. К. Т.) 2) Мы ворвались на полустанок и заняли его. (Верш.) 3) Уже огни были зажж..ны . (Ч.) 4) Длинные волосы его были совсем белы . (П.) 5) Половина из этих полос была уже скош..на . (Л. Т.) 6) Здания и заборы были окле..ны плакатами. (Перв.) 7) В гробнице найд..но зерно сухой египетской пшеницы. (Щип.) 8) На среднем портрете изображ..на была женщина молодых лет. (Т.) 9) Многолюдны и многочисл..ны города, разброс..ные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие величеств..ную эту страну. (С.-М.)

101. Спишите. Правильно прочитайте эти слова. Объясните значение выделенных слов.

Цвет сп..ктра, забавный..пизод, ди..тическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, последняя мод..ль, длинный тун..ль, прекрасное шос.., картофельное пюр.., горячий коф.., опасный инцид..нт , медленная ..волюция , плавательный бас..йн, краеведческий муз..й, заменить шт..псель, разбить пенсн.., тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами, новый про..кт, тёплое кашн.., м..р города.

Латинский корень терр(а) - «земля» - содержится в ряде исторически родственных слов.

Территория - пространство земли с определёнными границами; терраса - 1) насыпь, площадка; 2) летнее открытое помещение в доме; террариум - место в зоопар­ке, где содержатся мелкие пресмыкающиеся и земновод­ные; терракота (буквально «обожжённая земля») - род глины жёлтого или красного цвета или изделие из этой гли­ны, не покрытое глазурью; терракотовый цвет - крас­но-коричневый. Слово заимствовано из французского язы­ка (букв, «на земле»); партер - нижний этаж зрительно­го зала.

91. Объясните значение следующих фразеологических оборотов.
Составьте с ними восемь предложений.

I. Пиррова победа, или...; перейти Рубикон, или ...;
пожинать
лавры, или...; дамоклов меч, или...; дойти до
геркулесовых столпов, или... .

II. Проходить красной нитью, или...; сжечь свои ко­
рабли,
или...; оказаться первой ласточкой, или...; при­
нять сражение, или...; стать в тупик, или...; стоять гру­
дью,
или...; ручаться головой, или...; согласиться скрепя
сердце, или...; добиваться во что бы то ни стало, или...;
класть под сукно, или...; лежать под сукном, или... .

92. Напишите сочинение-миниатюру по одной из данных тем:

1) Словари - наши друзья и помощники.

2) «Словарь - это книга книг». (А. Франс)


ОРФОЭПИЯ

§ 15. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Как указывалось выше (см. § 3), в литературном языке произношение, так же как и выбор слов и употребление грамматических форм, подчиняется определённым нор­мам. Рассмотрим некоторые из них.

1. В русском литературном языке в безударном положе­нии не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а], например: /с[а]за (ср.: кзы), [а]писание (ср.: писъ). Поэтому, например, произносятся одинаково слова волы и валы, сома и сама, хотя и пишут­ся по-разному.

2. После мягких согласных на месте гласных, обозна­чаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], , [а]), в безударном положении обычно произносится звук, близ­кий к [и], например: лесок, весна, плясать (ср.: лес, вёсны, пляска). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветить - посвя­тить (от свет и свят), хотя их написание различно.



3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глу­хими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, т, ш, с и х, ц, ч, щ, становятся глухими (оглушаются), например: дуб ([п]), глубь ([п"]), ловко ([ф]), кровь ([ф"]), ногти ([к]), подход ([т]), багаж ([ш]), замазка ([с]), вчера ([ф]), вце­питься ([ф]), подщёлкнуть ([т]).

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются), например: просьба ([з"]), молотьба ([д"]).

4. В некоторых сочетаниях согласных (стн, здн и неко­
торых других) происходит выпадение звука, хотя на пись­
ме буква и пишется, например: уста - устный; ездить -
наездник; солнышко - солнце; лестница, окрестности,
поздно, чувства.


5. Сочетание чн, как правило, произносится в соответст­
вии с написанием, например: античный, вечный, дачный,
качнуть, Млечный Путь, ночной, отлично, порочный,
прочный, точный
и мн. др. Однако в некоторых словах со­
четание чн произносится как [шн], например: конечно,
скучно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник, пра­
чечная, Саввична, Никитична, Фоминична
и др.

В некоторых словах допускается двоякое произноше­ние, т. е. и [чн] и [шн], например: булочная, сливочный, яичный, гречневый.

6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответ­ствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ни­чтожный, почтить, прочти, учти и др. Но в союзе что и в местоимении что, а также в производных от них словах пишется чт, а произносится [шт], например: что, чтобы, что-то, кое-что.

7. В иноязычных словах часто встречаются двойные со­гласные, например: касса, ассигновать. В одних словах они произносятся как двойные, например: ванна, касса, масса, гамма, капелла; в других - как одиночные, на­пример: аккуратно, аккомпанемент, аккорд, ассигно­вать, грамм.

8. Во многих иноязычных словах после согласных пи­шется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье ([тэ]), атеист ([тэ]), денди ([дэ]), кашне ([нэ]), ка­фе ([фэ]), партер ([тэ]), резюме ([мэ]), стенд ([тэ]), шедевр ([Дэ]).

Однако в целом ряде заимствованных слов согласные пе­ред е произносятся мягко, например: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, фермер, шинель.

9. В возвратных глаголах на конце пишется -ться или
-тся {умываться, умывается), а произносится одинако­
во - [цца].

10. В начале некоторых слов пишется сч, а произносит­
ся [щ*], например: счастье, счёт.

11. Следует правильно выделять ударные слоги в словах:
Агент, аргумент, арест, аристократия; баловать, биб­
лиотека, буржуазия; верба; демократия, деятельность, диа­
лог, диспансер, договор, дозвониться, документ; завидно,
заём, заржаветь, звонит, звонишь, злоба; издавна, изобре-


тёние, индустрия; каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнёр, комбайнер, крапива, кра­сивее, кремень; магазин, медикаменты, молодёжь; намере­ние, недоимка, некролог, ненависть; обеспечение, облег­чить, обострить, осведомиться, отчасти; паралич, партер, пепелище, портфель, премировать, принудить, приобре­тение, простыня, процент; револьвер, ремень, ржаветь; сантиметр, сирота, мн. ч. сироты, случай, соболезнование, средства, статуя, столяр; таможня; усугубить; фарфор, форум; ханжество, характерный (танец, поступок), ха­рактерный (человек), ходатайствовать, хозяева; цыган; черпать; шофёр; щавель.

Следует обратить внимание на ударение в некоторых глаголах прошедшего времени, в кратких прилагательных и причастиях:

а) брать - брал - брало - брали - брала, спать - спал - спало - спали - спала; б) груб - грубо - грубы - груба, прав - право - правы - права; в) принят - приня­то - приняты - принята, продан - продано - проданы - продана и продана.

Справки о нормах правильного произношения можно найти в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение» или в «Школьном орфоэпическом словаре русского языка» П. А. Леканта и В. В. Леденёвой.

93. Прочитайте. Укажите, какие звуки обозначены выделенны­
ми буквами. Сделайте фонетический разбор выделенных слов,
указав в каждом: 1) количество слогов, место ударения; 2) глас­
ные звуки (ударные и безударные) и буквы, их обозначающие;
3) согласные звуки (охарактеризовать каждый: глухой или звон­
кий, твёрдый или мягкий) и буквы, их обозначающие; 4) количе­
ство звуков и букв в слове.

1) Отлет (птиц) - (молодой) атлет; развеваться (по вет­ру) - (бурно) развиваться; везти (сено) - вести (беседу). 2) Ночной патруль; властный жест; наши мечты, стоять у кассы, темпы роста.

94. Прочитайте вслух, обращая внимание на правильное произне­
сение слов с выделенными буквами. Выпишите слова в таком по­
рядке: 1) с непроизносимыми согласными; 2) с сочетанием чт,
произносимым как [шт]; 3) с сочетанием чн, произносимым как
[шн]; 4) с сочетанием чн, допускающим произношение [шн] и [чн].


Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то из­вестное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай, пойти в булочную, конечный результат, конечно, исполнить, довольно скучно, молочные продук­ты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.

95. Прочитайте вслух, обращая внимание на произнесение ино­
язычных слов с двойными согласными и согласными перед е. Вы­
пишите слова с двойными согласными, которые произносятся
как одиночные, и слова с твёрдыми согласными перед звуком [э].
Укажите (устно) лексические значения выписанных слов.

Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный чело­век, удвоить темпы, музей народного искусства, лист фане­ры, молодёжное кафе, чашка кофе, модное ателье, участво­вать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, громадный стенд, шёлковое кашне.

96. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Спи­
шите, обозначая его. При затруднении проверьте это по списку
слов в п. 11 настоящего параграфа.

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заклю­чить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, по­лезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облег­чить боль, место в партере, выразить соболезнование, сред­ства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайст­вовать о зачислении на курсы.

97. Поставьте данные глаголы в прошедшем времени и укажите
в них ударение.

Брать - брал, брала, брало, брали; гнать, дать, жить, занять, звать, лить, нанять, начать, плыть, поднять, по­нять, принять.

98. Образуйте краткие формы прилагательных и укажите в них
ударение.

Быстрый - быстр, быстра, быстро, быстры; густой, глухой, глупый, дикий, добрый, правый; близкий - близок, близка, близко, близки; гладкий, мягкий, редкий,


робкий, сладкий; горький - горек, горька, горько, горьки; грустный, честный, ясный.

99. От данных глаголов образуйте краткие страдательные при­
частия прошедшего времени и укажите в них ударение.

Взять - взят, взята, взято, взяты; начать, придать, принять, продать, прожить, раздать, созвать.

100. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Спи­
шите. На каких правилах основано написание пропущенных
букв?

1) Утки над озёрами подняли крик. (А. К. Т.) 2) Мы ворвались на полустанок и заняли его. (Верш.) 3) Уже ог­ни были зажж..ны. (Ч.) 4) Длинные волосы его были со­всем белы. (П.) 5) Половина из этих полос была уже скот..на. (Л. Т.) 6) Здания и заборы были окле..ны плака­тами. (Перв.) 7) В гробнице найд..но зерно сухой египет­ской пшеницы. (Щип.) 8) На среднем портрете изо­бражена была женщина молодых лет. (Т.) 9) Многолюдны и МНОГОЧИСЛ..НЫ города, разбросные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие величеств..ную эту страну. (С.-М.)

101. Спишите. Правильно прочитайте эти слова. Объясните зна­
чение выделенных слов.

Цвет сп..ктра, забавный..пизод, диетическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, последняя мод..ль, длинный тун..ль, прекрасное шос, картофельное пюр.., горячий коф.., опасный инцидент, медленная..волюция, плавательный бас.йн, краеведческий муз..й, заменить шт..псель, разбить пенен.., тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами, новый про..кт, тёплое кашн.., м..р города.