Подготовка к решению составных задач.


Технология развивающего обучения



МБОУ Добринская ООШ
Учитель Силаева Г.М.

Тема : Нумерация чисел в пределах 20.
Цели : совершенствовать вычислительные навыки, развивать мышление, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества.
Оборудование : учебник математики, карточки с числами, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, картинки с изображением вагончиков со сказочными героями, таблицы с задачами, доска, цветные мелки.
Ход урока.
Оргмомент. - Дети, слышали звонок? Начинается урок! Сели правильно и красиво. Молодцы, ребята, у всех порядок на рабочем месте. Готовы трудиться? Какое настроение? Тогда за дело!
Постановка учебной задачи .
- Сегодня на уроке математики мы будем решать примеры, составлять и объяснять задачи, сравнивать числа и выражения, учиться отвечать полным ответом, помогать товарищам. Вы любите сказки? Тогда сегодня мы отправимся в путешествие со сказочными героями. Улыбнулись! С каким настроением мы отправляемся в путь? (с хорошим) -Путешествие начинается! Нас встречает Лисичка Считаевна. «Купите билетик,- говорит -, ребята, а я посмотрю кого из вас взять в путешествие». - Все включаемся в активную деятельность! Пусть не сомневается хитрая Лисичка, что считаем мы быстро и правильно!
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
18-4 13-0 12+2 10+10 10+5 19-10 17-6 13+7 - Молодцы. Билеты купили, идём на посадку. Ой, что это? На нас посыпался математический дождь!
Устный счёт.

    Считаем до 20 и обратно; 5 - считай дальше: 14 – считай обратно; Какое число стоит за числом 16? 7? Какое число стоит перед числом 20? 8? Какое число на 1 больше, чем13? Какое число на 1 меньше, чем 15?
-Убежали от дождя. Нас встречает Колобок Румяный Бок и предлагает сложные примеры. Покажите Колобку, как вы умеете считать.

(дети работают по индивидуальным карточкам)

5+4-6 10+7-5

20-3+0 8+5-10

19-6+2 17-2+5

6+10-6 18-4+6

Сверить с ответами на обратной стороне карточки. Самоконтроль.

Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

Замечательно! Как весело улыбается Колобок. Он доволен работой.

Кого видим, дети? Узнали? Из какой сказки он пришёл?

Серый Волк ребят встречает и задачки предлагает:

Задачи в стихах.

1. Бабушка, милая, хочу пирожок!

Хорошо, испеку. Сколько надо, дружок?

Два для мамы, два для папы,

Для сестрёнки тоже два.

Нам с тобой по два испечь.

Ох, мне всех не перечесть!

Кто малышу помочь готов?

Сколько надо пирогов? (10)

    Тринадцать весёлых ребят-медвежат

За красной малиной в рощу спешат.

Но самый маленький устал-

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (12)

Ёж спросил ежа соседа:

Ты откуда, непоседа?

Запасаюсь я к зиме:

Видишь яблоки на мне?

Собираю их в лесу.

7 принёс да 5 несу.

Призадумался сосед:

Это много или нет? (12)

Ребята, чем ловил волк рыбу в сказке? (хвостом). Правильно. А пока сидел и думал, он задачку вам придумал.

1. На хвост Волку попалось 10 лещей и 16 карасей. На сколько лещей попалось меньше, чем карасей?

(На 6 лещей меньше, чем карасей).

Верно. Как узнали? Каким правилом пользовались?

(Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше, надо из большего вычесть меньшее).

Волк трудился: рыбу ловил. А вы помогаете дома? Посмотрим, кто из вас лучший помощник? Тот и задачку решит быстро.

    Дочка вымыла 10 тарелок, а мама на 4 тарелки больше. Сколько тарелок вымыла мама?

    Папа принёс 12 вёдер воды, а сын на 6 вёдер меньше. Сколько вёдер воды принёс сын?

Мы умеем не только задачки решать,

Но ещё интереснее их составлять!

Творческая работа в парах.

(дети составляют две задачи по краткой записи на доске и две по рисунку в учебнике на странице 46.)

Хорошо мы потрудились,

И пора всем отдохнуть.

Физкультминутка «Хомка».

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хочет хомка сильным стать.

Путешествие продолжается. Нас встречает Красная Шапочка. Какие – то интересные знаки у неё в корзинке. Назовите их скорей!

(больше, меньше и равно, плюс, минус)

Задание от Красной Шапочки: сравнить числа.

А) Устно: задание записано на доске.

9*13 12*18

20*11 6*16

5*11 20*12

20*15 14*4

Б) Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

8*18 3+6*12 9+2*7+4

15*13 17*7+10 14-3*20-8

14*16 18-3*5 6+5*8+4

0*10 20*18-6 20-15*19-17

Самоконтроль. В процессе работы учитель следит за выполнением задания.

Удивилась Красная Шапочка быстрому выполнению заданий, обрадовалась встрече с такими

хорошими детьми и решила с вами поиграть.

Игра «Плюс или минус?»

15 * … = 14 13 * … = 16

20 * … = 17 19 * … = 19

С заданием справились! Молодцы!

Кто кричит нам «Кукареку!?»

Верно, это наш дружок - Петушок Золотой Гребешок.

Петушок Золотой Гребешок желает знать, как вы умеете работать по таблице:

Открываем учебник математики на странице 42 и выполняем номер 3.

Какое задание нужно выполнить? Кто желает ответить?

(Числа 10, 8, 12, 6, 0, 15 увеличить на 4)

Как рассуждаем?

(увеличить на 4, значит надо прибавить 4)

Ребята, угадайте, с чем путешествует Крокодил Гена! Что это за предмет?

Загадка Всё, что я ни захочу –

Очень быстро начерчу.

Отгадать её сумей-ка:

Это ровная (линейка)

Кто догадался, что хочет предложить вам Крокодил Гена?

(начертить фигуры)

Правильно, но прежде

игра «Назови фигуру».

(прямая линия, кривая линия, отрезок, ломаная линия, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, пятиугольник.)

Вы хорошо знаете фигуры, а теперь выполним практическую работу.

Практическая работа

Начертиь два отрезка: первый отрезок 12 дм, а второй на 3 см короче.

(взаимопроверка)

Понравились отрезки Крокодилу Гене. Но ему непонятно: почему вы поставили вот эти точки?

(дети показывают и говорят: эта точка – начало отрезка, а эта точка – конец отрезка.)

С геометрическим материалом вы справились хорошо, поэтому наш герой хочет проверить кто из вас самый внимательный?

Игра «Стук-стук».

На доске таблица с двумя разрядами:

десятки единицы

(Учитель стучит указкой 1 раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках.)

Мы так увлеклись игрой, что даже не заметили парашютиста.

На парашюте я летел,

«Спасибо» вам сказать хотел.

От такой работы захватило дух.

Кто, ребята, вас так хвалит? Ну, конечно,…….(Вини Пух)

Дети, Вини Пух дарит вам сладкие подарки:

Угощайтесь, ребята,

Это сладкая вата.

Вини Пух угощает вас сказочной ватой и каждому предлагает выполнить дома интересное задание.

Задание выполните и вату оставите на память об уроке.

Индивидуальные домашние задания от Вини Пуха на сладкой вате.

Задание для Дениса

    Дополни числа до одного десятка:

3 6 2 1 4 5 7 9 8

? ? ? ? ? ? ? ? ?

Задание для Алёны

    Зачеркни неправильные ответы:

10+6= * 15, 16, 17, 14.

18-8=* 11, 10, 12, 8.

Задание для Димы

3. Подчеркни примеры с ответом 14:

9+4 9+5

9+8 7+7

8+6 2+12

Задание для Вики

4. Какие числа надо поставить вместо *?

13 15 17

8+* 8+* 8+*

Задание для Наташи

    Обведи в кружок двузначные числа:

1, 10, 2, 5, 20, 11.


Подведение итога урока. Рефлексия.

Дети, чему мы учились сегодня на уроке математики?

Что понравилось на уроке? А что не понравилось? Почему?

У меня, ребята, очень хорошее настроение! Как вы думаете, отчего так?

(потому что мы хорошо трудились)

Учитель даёт общую оценку деятельности детей на уроке. А в процессе урока комментирует их ответы.

Действительно так. Я вас благодарю и желаю, чтобы на всех уроках вы, не стесняясь, высказывали своё мнение. Не бойтесь ошибаться. Ведь на ошибках учатся. Спасибо, дети. Урок закончен.

Урок - путешествие в космос

Тема. Решение примеров, задач.

Нумерация чисел в пределах 20

Цель: Закрепить изученный материал «Нумерация чисел в пределах 20»

Совершенствовать умение решать задачи, примеры в пределах 20

Развивать логическое мышление, пространственное представление,

фантазию, находчивость.

Скажите. Кто первый из людей полетел в космос? (портрет)

Апрельское утро 1961 года, Байконур. Тишина.

Мир ждал первого человека, который полетит во Вселенную.

Это был Юрий Алексеевич Гагарин.

Сколько он пробыл в космосе? (108 минут)

Сегодня и мы совершим «Путешествие в космос» на ракете.

За правильные ответы – выдаются жетоны.

В конце урока, подсчитываем и получаем красные или синие звёздочки (или квадраты)

Приготовиться к полёту!

Есть приготовиться к полёту!

Пристегнуть ремни!

Есть пристегнуть ремни!

Командирам экипажей доложить готовность к полёту!

Командиры.

Экипаж корабля «Ракета» к полёту готов! Командир……

Экипаж корабля «Звездочка» к полёту готов! Командир……

Включить контакты!

Есть включить контакты!

Раз – два!

Ученики. (Вместе)

Скорость света!

Три – четыре.

Ученики. (Вместе)

Мы летим.

На далёкие планеты

Поскорей попасть хотим!

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка

Молодцы!

До старта нашей ракеты осталось 10 секунд. Включить счётчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.


На пути первая планета нашей галактики «Сосчитай - ка!»

Приготовили карточки с цифрами от 1 до 20

5 + 3 = 6 + 3 = 8 – 4 = 8 + 2 = 10 – 5 = 8 – 4 =

12 + 1 = 15 – 1 = 19 – 1 = 14 + 1 = 11 + 1 =

Открыли бортовые журналы. (тетради)

Запишите число нашего космического путешествия.

Классная работа.

Каждый космонавт должен красиво писать в тетради.

1. Напишем число 5.

На такие оценки должен учиться будущий космонавт.

2. Вставь пропущенное число

10,…12, 13,…, …, 16, 17, 18, .., 20

3. Поставь знак: =; <; >;

12 * 10, 13 * 14, 15 * 19

Наша ракета продолжает путешествие и прибывает на планету «Решай-ка»

1. Составьте задачу по картинке.

Оля нарисовала 5 грибов. Нина столько же.

Сколько всего грибов нарисовали девочки?

2. Решите задачу.

1) 5 + 5 = 10 (г)

Ответ: 10 грибов.

Игра-соревнование « Кто быстрей»

1.Чей экипаж космонавтов первыми решит примеры, записанные на корабле.

Ответы писать в окошечке.

Соревнование командиров.

2. Кто из командиров космического корабля, быстрее прочитает на карточке числа от 1 до 20

Мы подлетаем к планете «Весёлая»

На планете «Весёлая» вас ожидает радостная весть

Там живёт необычный инопланетянин.

Он состоит из геометрических фигур и цифр.

Нарисуйте этого инопланетянина. (На листочках)

(или «Назовите геометрические фигуры, из которых сделан инопланетянин?)

1. Прикрепите весёлого человечка на доске.

Мы летим к другой планете!

Объявляем всем об этом!

Весь животный народ

С нами просится в полёт!

Мы подлетаем к планете «Весёлый счёт»

На этой планете побывали животные,

которые первыми полетели в космос.

1. В зоопарке я стояла

Обезьянок всё считала

Две играли на песке,

Три уселись на доске,

2. К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок,

А из них лишь три сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей - сорок

Прилетело на урок? (Четверо лодырей - сорок)

3. У него четыре лапки,

Лапки – ЦАП-царапки,

Пара чутких ушей,

Он, гроза всех мышей.

Кто это? (Кот)

4. На крыльце сидит щенок

Греет свой пушистый бок.

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало всех щенят? (2 щенка)

Как звали собак, побывавшими первыми в космосе?

(Лайка, Белка, Стрелка)

Как пишутся клички животных?

Планета «Спортивная»

Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте, они находят время для спортивных упражнений.

Сделаем и мы физкультминутку.

Раз, два, стоит ракета.

Три, четыре, - самолёт

Раз, два, - хлопок в ладоши.

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире-

Раз, два, три, четыре,

И на месте походили.

Учитель.

- Внимание!

А теперь наша ракета отправляется на космическую планету «Загадкино»

Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

1. Ранним утром солнце всходит,

Сколько солнц над полем бродит? (Одно)

2. Вечером встаёт луна,


Сколько в небе лун?.. (Одна)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

3. Братьев этих ровно семь

И они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом… (Дни недели)

Планета (Тестовая)

Космонавты должны подготовить отчёт о своём путешествии

Те, кто правильно решит тесты, тот настоящий космонавт.

1. Обведи в кружочек двузначные числа: 1, 10, 2, 5, 20, 11

2. Обведи в кружочек самое маленькое число: 19, 15, 12, 17, 20.

3. Обведи в кружочек самое большое число: 11, 13, 12, 17, 20.

4. Обведи в кружок число, которое состоит из 1 десятка и трёх единиц.

5. Дополни числа до десятка

6. Подчеркни число, следующее за числом 156 13, 16, 14, 17

7. Подчеркни число, которое стоит перед числом 19: 20, 17, 18, 16

8. Обведи кружком число, которое меньше 16: 17, 16, 13, 19

9. Обведи кружком число, которое больше 12: 10, 12, 14, 11

10. Зачеркни неправильные ответы: 10 + 6 = □, 15, 16, 17, 14

11. Зачеркни неправильные ответы: 18 – 8 = □ 11, 10, 12, 8

12. Число 12 увеличь на 1 Сколько получится?

Обведи это число. 11, 12, 14, 13.

13. Число 18 уменьши на 1. Подчеркни разность. 17, 18, 16, 15.

14. Подчеркни примеры с ответом +2, 9 + 3, 8 + 3

Путешествие подходит к концу. Космонавты готовятся к возвращению на Землю.

Возвращаться нам пора,

По местам, мои друзья!

Из полёта возвратились,

Мы на Землю приземлились.

Обобщение

1 Что запомнили?

2. Что нового узнали в полёте?

3. Что больше всего запомнилось?

4. Что понравилось?

5. Кто был самым находчивым космонавтом?

6. Рефлексия.

Тесты

1 класс

1. Обведи в кружочек двузначные числа: 1, 10, 2, 5, 20, 11

2. Обведи в кружочек самое маленькое число: 19, 15, 12, 17, 20.

3. Обведи в кружочек самое большое число: 11, 13, 12, 17, 20.

4. Обведи в кружок число, которое состоит из 1 десятка и трёх единиц .

16, 13, 17, 18, 19

5. Дополни числа до десятка

6. Подчеркни число, следующее за числом 15: 6, 13, 16, 14, 17

7. Подчеркни число, которое стоит перед числом 19 : 20, 17, 18, 16

8. Обведи кружком число, которое меньше 16: 17, 16, 13, 19

9. Обведи кружком число, которое больше 12: 10, 12, 14, 11

10. Зачеркни неправильные ответы: 10 + 6 = □, 15, 16, 17, 14

11. Зачеркни неправильные ответы: 18 – 8 = □ 11, 10, 12, 8

12. Число 12 увеличь на 1 Сколько получится?

Обведи это число. 11, 12, 14, 13.

13. Число 18 уменьши на 1. Подчеркни разность . 17, 18, 16, 15.

14. Подчеркни примеры с ответом 12. 10 +2, 9 + 3, 8 + 3

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка

Очень важная наука «Ма-те-ма-ти-ка»

Мы летим к другой планете!

Объявляем всем об этом!

Весь животный народ

С нами просится в полёт!

Урок

обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №20

Г. Сарова Нижегородской области

Михалева Елена Анатольевна

1. Тема: «Нумерация чисел в пределах 20»

(Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

с применением технологии НЛП)

Цели урока:

1. Образовательные: дети должны закрепить знание чисел в пределах 20 и порядок их следования при счёте; дети должны сознательно овладеть умением решать примеры в пределах 20 в случаях вида 13+1; 15-5; 15-10; 10+5; должны прочно усвоить на память таблицы сложения и вычитания в пределах 10; закрепить и обобщить умение решать простые задачи изученных видов; отработать приёмы построения и измерения отрезков с помощью линейки.

2 . Развивающие: дети должны развивать математическую смекалку, находчивость; развивать в комплексе репрезентативные системы, внимание, память, любознательность, познавательные способности, математическую речь, положительные эмоции успеха; развивать навыки обобщения и систематизации.

3. Воспитательные: дети должны воспитывать интерес к предмету, творческую активность; воспитывать навыки общения, дружбу, доброту.

Структура урока : (Время)

1. Организационный момент. 1 мин.

2. Постановка учебной задачи. 2 мин.

3. Повторение и обобщение материала. 12 мин.

4. Физкультминутка. 1 мин.

5. Формирование обобщенных знаний и способов деятельности. 17 мин.

6. Подведение итогов. 2 мин.

Домашнее задание в 1 классе не задаётся.

Время урока – 35 минут.

Оборудование:

1. Аудиозаписи.

2. Карточки-сигналы и дидактический материал для организации индивидуальной работы и работы в парах.

3. Линейка и набор геометрических фигур у каждого ученика.

4. Сигнальная «Ромашка» у каждого ученика.

5. Карта звёздного неба и рисунки созвездий.

Диагностика

исходного уровня знаний, умений и навыков.

Дети знают названия чисел от “0” до “20”, умеют их записывать; умеют воспроизводить последовательность чисел от “0” до “20” в порядке возрастания и в порядке убывания, начиная с любого заданного числа; овладели умением представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых; сознательно выполняют сложение и вычитание в пределах 20 в случаях вида 13+1; 10+5; 15-5; 15-10; прочно усвоили на память таблицу сложения и вычитания в пределах 10; умеют применять переместительный закон сложения; знают названия геометрических фигур; владеют навыками измерения и построения отрезков с помощью линейки; умеют решать простые задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц в прямой форме, на нахождение суммы и остатка; владеют комплексом упражнений мозговой гимнастики.

Ход урока:

Этап,

время

Обоснование

учитель

ученик

I . Орг.

момент

1 мин.

II . Пос-

тановка

учебной задачи

2 мин.

III . Пов-

торение

и обоб-

щение материала

12 мин.

1) Геомет-

рический

материал.

Констру-

ирование.

Устный счёт

IV . Физ-культ-

минутка.

1 мин.

V . Форми-

рование

обобщён-

ных знаний и способов

деятель-

ности.

17 мин.

VI . Подведе-

ние итогов

1-2 мин.

1) Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!»

2) Выполняем упражнение мозговой гимнастики под музыку.

3) Проверим готовность к уроку.

Сегодня на уроке мы должны обобщить полученные знания. У нас в классе новый ученик.

Включаю магнитофон.

(Говорит БУМка)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут БУМка. Я ещё маленький. Моя мечта – стать БУМом (Большой Умной Машиной). А когда подрасту и соберу все знания в своей памяти, тогда стану вашим главным помощником. Будут называть меня почтительно – ЭВМ.

Ребята, а вы знаете, что такое ЭВМ?

(Учитель).

Садись БУМка и слушай внимательно.

Как вы думаете, ребята, что необходимо сделать БУМке для осуществления своей мечты?

Правильно, ребята. Вы дали правильные советы БУМке. Сейчас буквально на каждом шагу нам нужны математические знания и умения.

Ребята, а каким вы представляете себе БУМку?

Давайте составим его портрет, используя геометрические фигуры.

Пусть у каждого на парте будет свой БУМка. Он станет вашим другом и вы вместе сможете преодолеть все трудности.

Самостоятельная работа по вариантам (в тетради).

Задание: Вставить пропущенные числа.

I в.: 0,…,…3,…,5,…,

…,8.

20,…,18,17,…,…,14

…,… .

II в.:

7,…,…,10,…,12,13,

…,… .

15,14,…,…,…,10,

…,…,7.

Проверка.

Назовите в каком ряду числа расположены в порядке возрастания?

В порядке убывания?

Однозначные числа подчеркните одной чертой, двузначные двумя.

Фронтальная работа .

Что значит увеличить на 1?

Что значит уменьшить на 1 число?

2) Работа с сигнальными «Ромашками».

Назовите число, в котором 1десяток 8 единиц, 2 десятка?

Уменьшить 18 на 8.

Увеличить 6 на 10.

Найти сумму 6 и 4.

Какое число надо прибавить к 10, чтобы получить 15?

Найти разность 8 и 4.

К какому числу надо прибавить 3, чтобы получить 9?

На сколько 5 меньше 7?

Толя знает 4 сказки, а его друг Серёжа на 5 больше. Сколько сказок знает Серёжа?

- *Возле школы росло 6 елей. Посадили ещё 4 дуба и 3 ели. Сколько всего елей стало?

- *Крышка стола имеет 3 угла. Один угол спилили. Сколько углов стало у крышки стола?

Самостоятельная работа (перфокарты).

Задание:

Обведи правильные ответы, предварительно решив пример.

При проверке на ответы накладывается «сетка» и быстро выдаётся результат.

I в.

Пример

Ответы

8 9 10

4 5 6

4 5 6

8 9 10

5 6 7

8 9 10

8 9 10

3 4 5

8 9 10


А теперь обобщим полученные знания и умения. Будем решать примеры и задачи. Все задания я положила в конверт. А что это за странные буквы появились на конверте (SOS ).

Как вы думаете, что они означают?

Сигнал SOS поступил из космоса.

А что такое «космос» расскажет наш БУМка.

(Включаю магнитофон).

Вы живёте на планете Земля. Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом или Вселенной. В космосе носятся тучи космической пыли. Само слово «космос» обозначает «порядок».

Спасибо БУМка. Читаем письмо. «Исчезли созвездия под слоем космической пыли. Помогите!»

Да это настоящая экологическая беда.

Что будем делать?

Итак, полетели.

В космосе очень темно. Чтобы не терять время проведём игру «Ночь и день».

«Ночь» →

3+1+2-4+5+1-4+10=

«День» →

Дайте характеристику числу 14.

Итак, в нашем созвездии должно быть 14 звёзд. Это «Кит».

«Кит» долго думал над решением примеров и поэтому стал пыльным. Давайте ему поможем.

Работа по карточкам.

Посмотрите на примеры и скажите, что нужно было вспомнить «Киту», чтобы быстро их решить?

* (слабый уровень):

16 – 10=□,

14 – 4=□,

12 – 10=□,

18 – 10=□,

20 – 10=□,

11 – 10=□.

** (Средний

I в.:

10 + 4=□,

10 – 4=□,

10 + 5=□,

17 – 7=□,

10 + □=12,

18 - □=10.

А теперь – задача.

В спортивных соревнованиях от нашей школы участвовали 9 человек, среди которых были 4 девочки. От соседней школы участвовали 7 мальчиков и 3 девочки. Сколько было:

а) мальчиков из нашей школы;

б) человек из соседней школы;

в) учеников из обоих школ;

г) мальчиков из нашей и соседней школ?

Из какой школы мальчиков участвовало больше и на сколько больше?

Что известно в задаче? Что нужно найти? Как найти число мальчиков из нашей школы?

Докажите.

Как найти число участников от соседней школы?

Почему?

Как найти число мальчиков из двух школ?

Из какой школы мальчиков больше?

На сколько больше?

Сколько всего учеников в двух школах?

А какие вопросы ещё можно задать?

Молодцы.

Молодцы, ребята. «Кит» снова появился на звёздном небе. А у нас новое задание. Работа по уровням.

(Перед началом вспомнить приёмы измерения линейкой)

* Слабый уровень

Что узнали нового?

Что повторили?

Какими знаниями вы теперь располагаете?

Как это можно использовать?

БУМка всех благодарит и на память раздаёт по звёздочке из созвездия «Кит», на которой написано:


(стоят)

1) Дети и учитель улыбаются друг другу (ученик↔ученик, учитель↔ученики).

2) а) «Ленивые восьмёрки».

б) «Перекрестные движения».

3) Дети садятся и выполняют упражнения руками:

Электронная вычислительная машина – компьютер.

Прилежно учиться в школе.

Накапливать знания.

Дети закрывают глаза и рассказывают свои ассоциации.

Дети конструируют портрет на партах из геометрических фигур.

1 ученик выполняет конструирование на доске.

Счёт “ цепочкой” .

I в . от 5 до 17 в порядке возрастания и в порядке убывания; II в. от 19 до 7 в порядке убывания и в порядке возрастания.

Ученик зачитывает свою последовательность чисел, а дети показывают пальчиками «+» - если согласны, «-» - если не согласны.

0,1,2,3,4,5,6,7,8 I в.

7,8,9,10,11,12,13,

14,15 II в.

I в. 20,19,18,17,16,15,

14,13,12.

II в. 15,14,13,12,11,

10,9,8,7.

Взаимопроверка тетрадей.

Назвать следующее при счёте число. Дети по «цепочке» называют полученный пример и устно его решают:

11+1=12, 14+1=15 и т.д.

Назвать предыдущее число.

Аналогичная работа.

Дети показывают ответы на сигнальной «Ромашке».

18, 20.

На 2.

II в.

Пример

10-7

10-5

Ответы

3 4 5

7 8 9

2 3 4

1 2 3

8 9 10

0 1 2

4 5 6

8 9 10

0 1 2


Быстрая взаимопроверка наложением «сетки». Оценивание.

1. Выполнение упражнений мозговой гимнастики:

а) «Перекрестные движения».

б) «Сова».

в) Дети садятся и выполняют упражнения. Самоорганизация и настрой на работу.

Значит, кто-то попал в беду.

Нужна срочная помощь.

Надо вернуть созвездия на свои места. В космосе должен быть порядок.

Дети закрывают глаза и представляют, что они летят на ракете.

Дети считают с закрытыми глазами и называют только окончательный ответ, когда я произношу слово «День».

14 – двузначное, чётное, состоит из 1 десятка, 4 единиц, соседи 13 и 15.

Дети по карточкам обводят и считают количество звёзд.

Это примеры на сложение и вычитание. Чтобы их решить, надо хорошо знать состав чисел 2 десятка.

Дети цепочкой повторяют:

11 – это 10 и 1, 12 – это 10 и 2 и т.д.

*** (Сильный уровень):

5□10=□,

17□□=10,

18□10=8,

10□□=13,

14 - □=10,

6□□=16.

уровень)

II в.:

10 + 9=□,

9 +10=□,

4 + 10=□,

10 + 4=□,

5 + 10=□,

□ + □=15.

Дети с помощью схемы отвечают на вопросы при необходимости помогая ладошками.

9 – 4=5(м.)

Мальчики составляют часть всех учеников.

3 +7=10(чел.)

Ищем целое, поэтому части складываем.

5+7=12(чел.)

(для сильных)

Из соседней.

Из большего вычитаем меньшее 7 – 5=2(м.).

9 + 10=19(чел.)

Из какой школы больше девочек и на сколько?

(Показать знак решения руками)

На сколько меньше человек участвовало из нашей школы, чем из соседней?

(Знак решения показать рукой).

Дети сами выбирают свой уровень.

**Средний уровень

*** Сильный уровень

1) Познакомились с новым словом «космос».

2) Повторили вместе с БУМкой решение разных видов примеров и задач.

3) Решили экологическую проблему.

4) Повторили, как умеем чертить и измерять.

5) Наши знания станут основой для дальнейшего развития.

1) Позитивный якорь (НЛП), создание положительного эмоционального фона.

2) а) Упражнение активизирует работу обоих полушарий головного мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.

б) Активизирует работу обоих полушарий головного мозга, подготавливает к обобщению и систематизации.

3) Кинестетический якорь (НЛП), обуславливает настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброжелательной обстановке.

Навык самоконтроля.

Настрой детей на учебную деятельность.

Подготовка детей к активному восприятию материала урока.

Создание игровой ситуации создаёт высокий уровень мотивации, что помогает детям увеличить темп деятельности.

Метафора.

Развитие коммуникативных способностей.

Обогащение словарного запаса.

Создание проблемной ситуации.

Поиск путей решения.

Мотивация для дальнейшей успешной работы.

Связь с практическим решением выхода из этой ситуации.

Развитие репрезентативных систем.

Развитие творческого воображения и конструкторских умений.

Дети, помогая БУМке, сами учатся, развивают речь, память, мышление, чувство ответственности за конечный результат.

Развитие умения работать в группах в заданном режиме.

Повторение навыков быстрого счёта.

Развитие внимания, памяти. Повторение знания последовательности чисел.

Развитие навыков взаимоконтроля.

Аудиально-кинестететическая работа систем (НЛП).

Развитие внимания, умения сравнивать, обобщать.

Закрепление понятий «однозначные» и «двузначные» числа.

Развитие навыка взаимоконтроля.

Дети учатся рассуждать, опираясь на знание правила. Развитие памяти, мышления, установление причинно-следственных связей.

Аудиальный вход, кинестетический выход. Обобщение изученного материала.

Включение в устный счёт задания нового нестандартного вида вызывает затруднение, значит, возникает проблемная ситуация, мотивирующая поиск нового способа действия, выхода из данной проблемы.

Развитие логического мышления, внимания, умения рассуждать и делать умозаключения, обосновывать свой выбор решения.

Воспитание навыков самоконтроля.

Совершенствование компонентов учебной деятельности.

Рефлексия.

Развитие внимания, памяти, ориентации.

Создание ситуации успеха для каждого ученика, основанной на знании данного материала.

Охрана здоровья детей.

а) Упражнение активизирует работу обоих полушарий головного мозга, повышает устойчивость внимания.

б) Упражнение снимает напряжение мышц спины и шеи, которое развивается при длительном сидении и длительной работе, улучшает зрительную память и внимание.

Кинестетический якорь (НЛП), обуславливающий настрой детей на серьёзную работу. Навык самоконтроля.

Применение знаний в стандартной и нес-

тандартной ситуации.

Создание проблемной ситуации в незнакомой для детей области.

Расширение словарного запаса.

Введение научных данных для развития познавательной активности. Нацеливание на поиск путей выхода из проблемной ситуации.

Развитие репрезентативных систем, творческого воображения.

Развитие слухового внимания, памяти. Игровой материал помогает обобщить полученные знания в системе, в новых связях, в стандартной и нестандартной ситуации, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, даёт возможность обеспечивать активное участие в одной игре детям с различным уровнем знаний.

Рефлексия. Воспроизведение имеющихся у детей знаний, перевод их из потенциального состояния в активное, путём возбуждения ранее образованных систем ассоциативных связей.

Развитие внимания, памяти, умения работать по алгоритму, освоенному на предыдущем уроке.

Аналитико-синтетический метод.

Развитие логического мышления, способности рассуждать, анализировать, производить обобщение, классифицировать, делать умозаключения и уметь их обосновывать.

Повторение приёмов решения задач изученных видов помогает коррекции недостатков мыслительной деятельности и речи детей с трудностями в обучении.

Развитие всех репрезентативных систем.

Доведение до уровня автоматизирован-

ного навыка умения решать простые задачи, уметь обосновывать выбор действия.

Проверка умения измерять длину предметов с помощью линейки в сантиметрах.

Самостоятельный выбор ребёнком задания по своим силам способствует становлению критичности мышления, появлению рефлексии, создаёт путь к успеху, эмоциональное удовлетворение от успешного результата.

Положительные эмоциональные воспоминания тонизируют ребёнка, делают его уверенным в своих силах. На эмоциональной памяти основана прочность и длительность запоминания материала.

Позитивный якорь (НЛП). Подстройка к будущему.

Т е м а: УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 20 У р о к 93 Педагогические цели: создать условия для ознакомления с десятком как новой единицей счёта; показать, как образуются числа второго десятка; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте. Планируемые результаты (предметные): знать, как образуются числа второго десятка; уметь использовать десяток как новую единицу счёта. Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: уметь различать способ и результат действия; принимать практическую задачу. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему урока. Личностные: делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога. С ц е н а р и й у р о к а I. Каллиграфическая минутка. 1 2 1 2 1 3 1 3 II. Устный счёт.

– Найдите пару, соединив линиями примеры с одинаковыми значениями. – Сравните значения выражений, не делая вычислений. 8 – 1 … 8 + 1 6 + 2 … 6 – 2 7 – 1 … 7 + 1 4 + 0 … 4 – 0 – Докажите правильность вашего мнения. III. Изучение нового материала. 1. Знакомство с новой единицей счёта – десятком. На этот урок дети должны принести материал для практической работы: палочки, связанные в пучок (два пучка по десять палочек в каждом), и десять палочек, не связанных в пучок. Учитель выставляет на наборное полотно какие­либо фигурки, например, пять лисичек. – Сосчитайте количество предметов. Как вы считали? (По одному.) – Как ещё можно считать? (Парами, то есть по два.) – Считать предметы можно не только единицами и парами, но и тройками, пяткáми и т. д. – Возьмите 10 палочек. Как можно сказать о количестве палочек? (Их десять.) – А теперь соедините палочки в пучок. Получим десяток. – Сколько десятков палочек у вас в пучке? (Один.) – Значит, можно сказать, что у вас десять палочек или один десяток. На д о с к у учитель вывешивает табличку:

2. Образование чисел второго десятка. П р а к т и ч е с к а я деятельность учащихся. – Положите на парту один десяток палочек. – Теперь положите одну палочку на десяток палочек. Сколько стало всего палочек? (11.) – Сколько у вас лежит десятков палочек? (Один.) Сколько отдельных палочек? (Одна.) – Значит, в числе 11 – 1 десяток и 1 единица. – Добавьте ещё одну палочку. Сколько палочек стало? (12.) – Сколько в числе 12 десятков, сколько единиц? Аналогично рассматриваются числа от 13 до 19. Учитель обращает внимание на то, что первая часть в названии чисел от 11 до 19 говорит о количестве единиц. – А теперь положите на парту ещё одну палочку. Сколько не связанных в пучок палочек у вас на парте? (Десять.) Сколько это десятков? (Один.) – Замените несвязанные палочки пучком палочек. – Сколько всего десятков палочек у вас на парте? (Два.) – Два десятка – это двадцать единиц. 3. Закрепление знания новой единицы счёта (задания 1, 2, с. 46 учебника). Выполняя задание 1, учащиеся пользуются рисунками, данными на странице выше. Работу по заданию 2 можно провести следующим образом: – Сколько красных флажков на рисунке? (Десять.) – Как можно сказать по­другому? (Один десяток.) – Положите один десяток палочек на парту. – Сколько синих флажков? (Десять.) Как по­другому назвать 10? (Один десяток.)

– Положите ещё 1 десяток палочек на парту. Сколько всего палочек у вас на парте? (2 десятка.) – Сколько флажков на рисунке? (2 десятка.) – Два десятка – это сколько единиц? (Двадцать.) – Положите на парту 10 красных кружков и 7 синих. Каких кружков больше? На сколько? – Сколько кружков всего? (Семнадцать.) – Какое число предшествует числу 17? Какое число следует за числом 17? IV. Работа над задачами. Подготовка к решению составных задач. – Прочитайте текст в задании 4 (с. 47 учебника). – Докажите, что это задача. Прочитайте условие. Прочитайте вопросы задачи. – Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Сложение.) – Почему? (Спрашивается, сколько всего деревьев посадили дети.) – Запишите решение. – Каким действием будете находить ответ на второй вопрос? (Вычитанием.) – Почему? (Так как спрашивается, на сколько меньше берёзок, чем липок.) – Запишите решение. – Ответьте на вопросы задачи. Читают тексты задач в задании 6 (с. 47 учебника), выделяют в каждой условие и вопрос, данные и искомое числа, обосновывают выбор арифметического действия, которым будут решать задачи, и самостоятельно записывают решение. – Как связаны между собой задачи? V. Решение выражений.

Выполняют устно (с подробным объяснением) задание под чертой (с. 47 учебника). VI. Итог урока. В о п р о с ы: Что нового узнали? Что вас заинтересовало больше всего? Оцените свою работу на уроке.

Открытый урок по математике 1 класс ФГОС

Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 20.

Тип урока : обобщение и закрепление полученных знаний.
Цель : - закрепить знания и умения по теме «Нумерация чисел в пределах 20», совершенствовать умение решать примеры и задачи изученных видов, закрепить знания состава чисел.

Развивать внимание, воображение, логическое мышление, самопознание, познавательный интерес к предмету;

Способствовать воспитанию настойчивости и упорства в достижении цели, активности.

Задачи:

1. Образовательные:
1)продолжить счёт предметов до 20(ввести счёт двойками,тройками.).

2)обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 и 2 действия;
3)продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;
4)закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания;
5)повторить последовательность чисел в пределах 20.

2. Развивающие:
1)развивать речь учащихся;
2)развивать познавательную активность;
3)развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителям;
4)совершенствовать мыслительные операции;
5)развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание; эмоции;
6)развивать навык самооценивания.

3. Воспитательные :
1)воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;
2)воспитывать уважение к товарищам.

4. Коррекционные:
1)корректировать устную речь учащихся.

5. Здоровьесберегающие:
1)создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;
2)вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Ход урока.

^ 1.Организационный момент. Проверка готовности. Психологический настрой.

Прозвенел и смолк звонок

Нас ждёт интересный урок.

Пусть будет хорошее у нас настроение.

Легко и чудесно будет ученье.
^ 2.Сообщение темы и целей урока.

На прошлых уроках мы познакомились с числами до 20. Учились их записывать, решали задачи. И сегодня эти знания нам пригодятся.

1.Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие в лес спасать Красную Шапочку.Если мы сможем правильно решить все примеры мы спасём её.С собой берём самых дружных, сообразительных и находчивых математиков.
А есть среди вас такие? Это мы сейчас проверим, когда вы выполните устные задания.

1.Счёт от 1 до20. Арифметический диктант с использованием карточек с числами.

а) найдите сумму чисел 7и 3.
б) на сколько 9 больше, чем 4?
в) увеличьте 6 на 2.
г) уменьшите 5 на 3.
д) сколько будет: 7 минус 4?
е) сколько будет: 5 плюс 3?
ё) найдите разность чисел 6 и 4.
ж) Уменьшаемое -5, вычитаемое -3. Найдите разность.
З) сколько будет: 9 минус 9 плюс 2.

2. Задачи.

А) У бабушки 2 внучки и 6 внучат. Сколько всего внучат у бабушки?
Б) В книжке было 8 загадок. 3 загадки Оля разгадала. Сколько загадок
осталось разгадать Оле?
Г) Гусь весит 5 кг, а утка 3кг. На сколько килограммов гусь тяжелее утки.

3.А теперь задачи на смекалку.

3
.


^ 4.Этап повторения и закрепления ранее пройденного.

На дороге сидит зайчик,давайте посмотрим,что у него..
- Посмотрите, что он принёс с собой. (тетрадь)
- Как вы думаете почему?
- Откройте свои рабочие тетради, запишем сегодняшнее число. А какое сегодня число? (15 апреля).
- Что мы знаем о числе 17? (Это 1дес. и 7 ед.). Записывают…..
- Ребята, смотрите-ка, к нам присоединился другой зайчишка.. Но он пришёл не с пустыми руками. У него корзина с яблоками. Но это не простые яблоки, на них ЧИСЛА.

Посмотрите внимательно, какое число ЛИШНЕЕ?
15 16 19 8 10 11 1
- Почему? (8 –однозначное, а остальные двухзначные)
- Чем отличаются однозначные числа от двухзначных? (однозначные «ОДИН ЗНАК» состоят из единиц, а в двухзначных «ДВА ЗНАКА» есть десятки).
- Расставьте эти числа в порядке возрастания, только с использованием двухзначных чисел.
10 11 14 15 16 19

Запишите эти числа себе в тетрадь, с комментарием. Раскладывая эти числа, на сумму разрядных слагаемых.
- Подчеркните только единицы.
- Дополните эти числа до 20 (с комментарием)
10 11 14 15 16 19
10 9 6 5 4 1
- А вот пожаловал и 3 зайчик и не один, а с друзьями зайчатами. . Он подготовил нам примеры.

Ребята, найдите примеры ответами к которым, будут эти двухзначные числа на яблоках.

Теперь запишем эти примеры в тетрадь с комментарием.
- Какой пример лишний? (20-10)
- Почему? (все на сумму, а он на вычитание)
- А вот и 4 зайчик Весельчак!!! Конечно же, он предлагает нам отдохнуть.

Физминутка. Сколько ёлочек зелёных,

Столько сделаем наклонов.

Сколько сосенок вокруг,

Столько сделаем прыжков.

Сколько звёздочек у нас,

Столько мы присядем раз.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки!

5 зайчик предлагает вам поработать по рядам.

Мне понадобится по 3 человека с каждого ряда. Каждый выходит по очереди, решает и садится на место, этим передавая эстафету следующему ученику.

17-7=  10+5=  13-3= 

10+6=  14+4=12-10=

6+13=  1 5+5=  16-6= 

Ну конечно как же без него………самый старый заяц Ворчун. Что же он нам подготовил…ЗАДАЧКИ.

№ 1 (Устно)

НА ДОСКЕ СХЕМА. Ребята посмотрите внимательно на схему, попробуйте составить по ней задачу. (Учитель выслушивает ответы детей)

У Ворчуна было 7 синих шарика, а зелёных на 3 шарика больше. Сколько зелёных шариков было у Ворчуна?

№ 2 (в тетради).

ЗАДАЧА ЗАПИСАНА НА ДОСКЕ.

^ У Ворчуна было 7 синих шарика, а зелёных на 3 шарика больше. Сколько всего было шариков у Ворчуна?

Чем отличается 1-я задача от 2-ой?

Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ)

Откройте свои тетради, 2 клетки вниз, записываем …..Задача 2.

^ Прочитайте условие задачи, составляем краткую запись.

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

Почему? (Мы не знаем сколько было зелёных шарика у Ворчуна)

А как мы сможем это узнать? (7+3=10 (ш.) – зелёных шариков)

Мы узнали сколько зелёных шариков у Ворчуна. Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (да)

Как? (7+10)

Как нам легче сложить 7+10 или 10+7. Почему?

А значение суммы изменится? (Нет, т.к. мы знаем правило: От перестановки слагаемых сумма не меняется)

Значит, 7+10=17 (ш.)

Ответ: всего 17 шариков.

Ну вот все зайцы и в сборе. Посчитайте сколько их? (7)

А из какой они сказки? (Кого не хватает? (Волка)

Раз мы смогли решить все примеры и задачи мы наверное порбедили волка и ему придётся освободить Красную Шапочку.

Она к нам обязательно придёт на следующем уроке, и конечно со своими помощниками подготовит вам новые и очень интересные задания!

^ 5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что мы сегодня делали на уроке?

Мы слушали? да.

Мы решали примеры? Да.

Мы говорили? Да.

Мы решали задачи? Да.

Мы писали? Да.

Что понравилось на уроке? Со всеми заданиями справились? Что вызвало затруднение?

У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста тот, который соответствует вашему настроению.

Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Простой - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные.