Начало холодной войны первые кризисы. Тема1.2.: Первые конфликты и кризисы «холодной войны

Холодная война, продлившаяся с 1946 до 1989 гг., не являлась обыкновенным военным противостоянием. Это была борьба идеологий, разных социальных систем. Сам термин «холодная война» появился в среде журналистов, но быстро стал популярен.

Причины

Вроде бы окончание ужасной и кровопролитной Второй мировой должно было привести к миру во всем мире, дружбе и единению всех народов. Но противоречия среди союзников и победителей только усилились.

Началась борьба за сферы влияния. И СССР, и страны Запада (во главе с США) стремились расширить «свои территории».

  • Западные были напуганы коммунистической идеологией. Они и представить себе не могли, чтобы частная собственность вдруг стала государственной.
  • Соединенные Штаты и СССР вовсю старались усилить влияние, поддерживая различные режимы (что порой приводило к локальным войнам по всему миру).

Прямого столкновения так и не произошло. Все боялись нажать «красную кнопку» и запустить ядерные боеголовки.

Основные события

Речь в Фултоне как первая «ласточка» войны

В марте 1946 г. премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обвинил Советский Союз. Черчилль заявил, что он занимается активной мировой экспансией, нарушает права и свободы. Тогда же британский премьер-министр призвал западные страны дать отпор СССР. Именно с этого момента историки отсчитывают начало «холодной войны».

Доктрина Трумэна и попытки «сдерживания»

Соединенные Штаты решили начать «сдерживание» Советского Союза после событий в Греции и Турции. СССР требовал от турецких властей территории для последующего размещения военной базы в Средиземном море. Это сразу же насторожило Запад. Доктрина американского президента Трумэна ознаменовала полное прекращение сотрудничества между былыми союзниками по антигитлеровской коалиции.

Создание военных блоков и разделение Германии

В 1949 году был создан военный союз ряда западных стран – НАТО. Спустя 6 лет (в 1955) Советский Союз и страны Восточной Европы объединились в Организацию Варшавского Договора.

Также в 1949 году на месте западной зоны оккупации Германии появилась Федеративная Республика Германия, а на месте восточной – Германская Демократическая Республика.

Гражданская война в Китае

Гражданская война в Китае 1946–1949 годов также была следствием идеологической борьбы 2-х систем. Китай после окончания Второй мировой войны также был разделен на 2 части. Северо-восток находился под властью Народно-освободительной армии Китая. Остальная часть подчинялась Чан Кайши (лидеру партии Гоминьдан). Когда мирные выборы не удались, разразилась война. Победителем оказалась Коммунистическая партия Китая.

Корейская война

Корея также в это время была расколота на 2 зоны оккупации под контролем СССР и США. Их ставленники — Ким Ир Сен на севере и Ли Сынман на юге Кореи. Каждый из них хотел захватить всю страну. Вспыхнула война (1950-1953), которая кроме огромных человеческих жертв ни к чему не привела. Границы Северной и Южной Кореи практически не изменились.

Берлинский кризис

Самые тяжелые годы Холодной войны – начало 60-ых. Именно тогда весь мир оказался на грани ядерной войны. В 1961 генсек СССР Хрущев потребовал от американского президента Кеннеди кардинально поменять статус Западного Берлина. Советский Союз настораживала активность там западных разведок, а также «утечка мозгов» на Запад. Военного столкновения не случилось, но Западный Берлин был окружен стеной – главным символом «холодной войны». Многие немецкие семьи оказались по разные стороны баррикад.

Кубинский кризис

Самый напряжённый конфликт Холодной войны – кризис на Кубе в 1962. СССР в ответ на просьбу лидеров кубинской революции дал согласие на размещение на острове Свободы ядерных ракет среднего радиуса действия.

В результате любой городок в США мог быть стерт с лица земли за 2-3 секунды. Такое «соседство» не понравилось Соединенным Штатам. Чуть не дошло до «красной ядерной кнопки». Но и тут сторонам удалось договориться мирно. Советский Союз не стал размещать ракеты, а США гарантировали Кубе невмешательство в их дела. Также из Турции были выведены американские ракеты.

Политика «разрядки»

Не всегда «холодная война» протекала в острой фазе. Порой напряженность сменялась «разрядкой». В такие периоды США и СССР заключили важнейшие договоренности по ограничению стратегических ядерных вооружений и ПРО. В 1975 было проведено Хельсинкское совещание 2-х стран, в космосе дан старт программе «Союз-Аполлон».

Новый виток напряженности

Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году привел к новому витку напряженности. Соединенные Штаты в 1980-1982 вели против Советского Союза комплекс экономических санкций. Началась установка очередных американских ракет в странах Европы. При Андропове прекратились все переговоры с Соединенными Штатами.

Кризис социалистических стран. Перестройка

К середине 80-х многие социалистические страны оказались на пороге кризиса. Помощи от СССР поступало все меньше. Потребности населения росли, люди стремились выехать на Запад, где обнаруживали для себя много нового. Сознание людей менялось. Они хотели перемен, жизни в более открытом и свободном обществе. Техническое отставание СССР от стран Запада все усиливалось.

  • Понимая это, генеральный секретарь СССР Горбачев пытался путем «перестройки» оживить экономику, дать народу больше «гласности» и перейти к «новому мышлению».
  • Компартии социалистического лагеря пытались осовременить идеологию, перейти к новой экономической политике.
  • Берлинская стена, которая была символом «холодной войны», пала. Произошло объединение Германии.
  • СССР начал выводить свои войска из стран Европы.
  • В 1991 году Организация Варшавского Договора была распущена.
  • СССР, не переживший глубокий экономический кризис, также распался.

Итоги

Историки спорят о том, стоит ли увязывать окончание Холодной войны и распад СССР. Все же завершение этого противостояния произошло еще в 1989 году, когда многие авторитарные режимы в Восточной Европе прекратили существование. Противоречия на идеологическом фронте были полностью сняты. Многие страны бывшего соцлагеря вошли в состав Евросоюза и Североатлантического Альянса

5 марта 1946 года У. Черчилль, во время своего официального визита в США произнес знаменитую речь, которая привела к кардинальным изменениям в международных отношениях.

Начало холодной войны

Вначале своего выступления английский отставной лидер подчеркнул восхищение героизмом советского народа и мудрой политикой своего друга товарища Сталина. После такой преамбулы, Черчилль приступил к осуждению политики коммунистов и диктаторского режима в СССР.

Заканчивалась речь пламенными призывами к объединению англосаксонской нации для борьбы со сталинским произволом. Спустя несколько дней И. В. Сталин назвал Черчилля вторым Гитлером, восприняв осуждения Запада как угрозу новой войны. С этого момента капиталистические и социалистические государства вступили в пассивное противостояние, получившее свое название холодная война.

Берлинский кризис

Берлинский кризис, длившийся 4 года (1958-1962), стал одним из наиболее острых моментов хода холодной войны. В начале 1958 года, Генсек СССР Н. С. Хрущев выдвинул ультиматум США, требуя немедленного вывода из территории Западного Берлина американских вооруженных сил, на что правительство США ответило категорическим отказом, так как войска советского союза не собирались покидать восточную часть города.

Особой остроты кризису предавало то, что жизнь в капиталистическом Западном Берлине была на много лучше, нежели у восточных соседей, наблюдалась непрерывная миграция горожан из социалистического лагеря к капиталистам ФРГ.

Пиком Берлинского кризиса стал август 1961 года, когда, не согласившись на обоюдные компромиссы, правительства враждующих государств инициировали возведение стены, которая разделяла город на восточную и западную часть

Берлинская стена на долгие годы стала символическим занавесом между враждующими лагерями. Падение стены стало результатом усилий Р. Рейгана, который выступая в Западном Берлине, обратился к М. Горбачеву с призывом доказать гласность в СССР на практике и разрушить Берлинскую стену.

Просьба президента Америки была услышана Генеральным секретарем, и уже через несколько месяцев стена рухнула, ознаменовав объединение Германии.

Карибский кризис

После относительной стабилизации кризиса в Берлине, театром новых противостояний США и СССР стал бассейн Карибских островов. Американский самолет разведчик, совершая очередной облет коммунистической Кубы, заметил на территории острова советские ракеты дальнего поражения.

Правительство США выступило со срочным обращением к народу Кубы с просьбой не поддаваться попыткам милитаризировать государство Советским Союзом. Советская сторона начала хаотично оправдываться, сначала уверяя США в том, что никакого оружия на Кубе нет, затем, что ядерные ракеты размещены на острове исключительно с мирными целями.

Армия США создала военную блокаду острова. Дипломаты СССР не спешили предпринимать активные действия по демонтажу ракет. Карибский кризис продолжался всего 14 дней, однако это время стало наиболее тяжелым периодом для всего человечества: мир стоял перед реальной угрозой ядерной войны.


Тема 1.2. Первые конфликты и кризисы «холодной войны».
Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).Корейская война.Высадка войск ООН в Корее.
Перемирие и раскол Кореи. Итоги Корейской войны.Минимум знаний.Вопросы.Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г. Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф. Д. Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций - плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле ставшую независимой.14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 1950-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингента различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация.По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «...Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; ...и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон...окажет помошь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы...» Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг друг»" военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами.Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для зашиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.Ключевое словоАтлантический подход - подход к обеспечению безопасности западных стран при активном сотрудничестве европейских государств с США.Вашингтонский договор было знаком победы атлантического подхода в обеспечении европейской безопасности. Борьба европеистской и атлантической тенденций на этом не закончилась. Европеизм, прежде всего проявляясь во внешней политике Франции, продолжал оказывать влияние на политическое мышление в Европе.
Корейская война.
1. Советский Союз не контролировал внешнюю политику Северной Кореи полностью. Руководитель северокорейской компартии Ким Ир Сен и его коллеги не были уверены, что в лице СССР они имеют верного союзника и доброго соседа, поскольку помнили: в течение почти всей войны на Тихом океане Москва соблюдала пакт о нейтралитете с захватившей Корею Японией, а затем - согласилась на раздел Кореи по 38-й параллели. КНДР зависела от Советского Союза, но она не всегда точно подчинялась указаниям И. В. Сталина.Сходным образом и США, на помощи которых держалась власть южнокорейского президента Ли Сын Мана, не контролировали его стопроцентно и не могли сдерживать его воинственные устремления. Настроения в пользу объединения были сильны в обеих частях страны.Подобно тому, как в Китае борьба коммунистов и Гоминьдана была конкуренцией за национальные устремления масс, корейская война была столкновением левой (коммунистической) и правой (квазирыночной) версий молодого, агрессивного национализма. Выработанная для Кореи «буферная» формула стабильности могла работать только при взаимопонимании между ее гарантами - СССР и США. При начавшейся деградации советско-американских отношений требовались дополнительные меры для стабилизации ситуации.В Пхеньяне учитывали, что Корея не входила в «тихоокеанский периметр безопасности» США и, значит, не считалась жизненно важной для национальных интересов Соединенных Штатов. Весной 1948 г. на обсуждении в Объединенном комитете начальников штабов генерал Д. Макартур заявил, что внутри этого периметра, по его мнению, находятся архипелаг Рююо, Япония и Алеутские острова. Корею и Тайвань в «периметр безопасности» генерал не включил. В марте 1949 г. Д. Макартур изложил свою точку зрения в одном из интервью. Его определение вошло в официальные документы США. Наибольший общественный резонанс концепция «периметра» получила после того, как она была повторена Д. Ачесоном, ставшим государственным секретарем в 1949 г. 12 января 1950 г. Д. Ачесон изложил понимание «тихоокеанского периметра» в своем выступлении в национальном пресс-клубе.Наиболее распространенными в западной литературе являются два подхода к интерпретации войны в Корее. Первый основан на презумпции существования трехстороннего (СССР-КНР-КНДР) или двустороннего (КНДР-КНР) коммунистического сговора. Второй возлагает вину на американских либералов - разработчиков концепции «тихоокеанского периметра обороны», вне которого оказался Корейский полуостров. Отечественными исследователями на основании архивов МИД РФ показано, что советское руководство было осведомлено о намерении Северной Кореи силой добиться присоединения южной части страны и обсуждало с северокорейскими представителями представленные теми военные планы, внося необходимые коррективы. Единственное, что не подтверждено архивными свидетельствами - это то, что И. В. Сталин непосредственно инициировал начало войны.В январе-феврале 1950 г. в Москве друг за другом побывали высшие руководители компартий Китая, Кореи и Вьетнама (Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай, Ким Ир Сен и Хо Ши Мин), которые, как полагают многие исследователи, обсуждали перспективы всеобщей революции в Азии. Установлено, что в ходе своих бесед со Сталиным лидер северокорейских коммунистов Ким Ир Сен обсуждал принципиальную возможность удара по Южной Корее. Эта информация была передана И. В. Сталиным руководству китайской компартии.2. 25 июня 1950 г. северокорейские войска перешли демаркационную линию в Корее по 38-й параллели и с боями стали продвигаться в направлении Сеула. Южнокорейская армия отступала. В тот же день ситуация в Корее стала предметом обсуждения в Совете безопасности ООН, который вынес резолюцию с осуждением нападения КНДР на Южную Корею и рекомендацией всем странам ООН воздерживаться от оказания помощи Северной Корее. Резолюция содержала требование к КНДР немедленно отвести свои войска к северу от 38-й параллели.Ситуация складывалась крайне неблагоприятно для Южной Кореи. Через сутки после начала войны возникла угроза падения Сеула. 27 июня, не дожидаясь повторного обсуждения корейского вопроса в ООН, президент Г. Трумэн отдал приказ американским вооруженным силам на Дальнем Востоке оказать помощь южнокорейцам, положение которых было отчаянным. Командование американскими силами было поручено генералу Д. Макартуру, руководившему оккупационными войсками США в Японии. В тот же день Совет безопасности принял новую резолюцию с общей рекомендацией всем странам ООН оказать помощь Южной Корее. США в тексте этой резолюции упомянуты не были.Между тем, 28 июня северяне взяли Сеул. Южнокорейская армия удерживала лишь небольшой плацдарм в районе порта Пусан на Японском море, где была намечена высадка американских экспедиционных сил из Японии.СССР был в курсе подготовки войны и одобряя ее, не пытался предотвратить втягивание США в этот вооруженный конфликт. С января 1950 г. советский делегат не приходил на заседания Совета безопасности ООН, формально протестуя против отказа Запада передать китайским коммунистам право представлять Китай в ООН (от имени Китая в ООН продолжали выступать посланцы правительства Чан Кайши). В результате решения СБ принимались без участия советской делегации. По сути, СССР «позволил» США и их союзникам втянуться в кровопролитную войну на Дальнем Востоке.7 июля Совет безопасности принял третью резолюцию, в которой предусматривалось создание многонационального контингента сил ООН в Корее под американским командованием. С этого момента американское вмешательство на стороне Южной Кореи получило правовое обоснование, а американские вооруженные силы в Корее стали действовать под флагом ООН формально в составе многонационального контингента. В операциях ООН в Корее принимали участие небольшие воинские формирования Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции, Канады, Колумбии, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, Таиланда, Турции, Филиппин, Южно-Африканского Союза и Эфиопии. Военная обстановка в Корее резко изменилась. Отступать стали северяне.3. Осенью 1950 г. американские войска в Корее, выйдя за рамки мандата ООН, не только очистили территорию Южной Кореи от северян, но и предприняли наступление на север, взяв столицу г. Пхеньян и выдвинувшись к границе КНДР с КНР и СССР. Теперь война шла фактически не за восстановление статус-кво, как предусматривалось в резолюции Совета безопасности от 25 июля, а за присоединение Севера к Югу.Мандат - в данном случае императивное поручение, полномочие на осуществление операции.25 октября 1950 г. по настоянию СССР и КНДР в войну на стороне Северной Кореи включилась Китайская Народная Республика, огромная армия которой (ее командующим был маршал Пэн Дэхуай) пересекла китайско-северокорейскую границу и, остановив продвижение американо-ооновских сил, затем перешла в контрнаступление. Пользуясь численным превосходством, китайские войска вытеснили противника с территории КНДР и стали продвигаться к Сеулу, который был снова взят коммунистами 4 января 1951 г. Войска ООН, основу которых составлял американский контингент, к началу 1951 г. оказались в тяжелейшем положении, им грозило полное уничтожение. Еще 16 декабря 1950 г. президент Г. Трумэн ввел на территории США чрезвычайное положение. Все свидетельствовало о том, что американское руководство, продолжая «малую войну», приступило к подготовке к общему конфликту с возможным участием в нем Китая и даже - при особенно неблагоприятном ходе событий - СССР.Ввиду угрозы военной катастрофы главнокомандующий вооруженными силами США на Дальнем Востоке Д. Макартур в январе 1951 г. предложил администрации расширить операции, организовав блокаду побережья КНР и нанеся удары по Китаю. Но США не были готовы к большой войне и стремились избежать эскалации конфликта, опасаясь, что в него может вмешаться Советский Союз на основании советско-китайского договора 1950 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, хотя Москва не проявляла признаков намерений идти на расширение конфликта.Военные в Вашингтоне рекомендовали Совету национальной безопасности проявить сдержанность. Генералу Макартуру в Токио была направлена соответствующая директива ОКНШ, отвергавшая его предложения и предписывавшая рассмотреть вопрос о немедленной эвакуации американских сил из Кореи в Японию во избежание жертв. В нарушение указаний, 23 марта 1951 г. Д. Макартур выступил по радио с ультиматумом в адрес КНР, в котором угрожал применить против нее ядерное оружие, если наступление китайских войск в Корее не прекратится. Д. Макартуру было 70 лет.Ультиматум - нота протеста, содержащая набор требований, удовлетворения которых страна, предъявляющая ультиматум, ожидает в течение ясно оговоренного в ультиматуме срока. Имеется в виду, что непринятие требований в указанный срок может повлечь за собой применение санкций вплоть до начала боевых действий.Этот шаг не был санкционирован гражданскими властями США. Он до предела обострил ситуацию, поскольку в случае применения ядерного оружия против Китая всеобщий конфликт мог стать неизбежным. В Москве, Вашингтоне и западноевропейских столицах возникла атмосфера тревожного ожидания. Войны не хотел никто. Советское руководство предприняло энергичные шаги, чтобы убедить КНР отказаться от плана уничтожения американской группировки. Наступление китайских сил было прекращено, и ооновские силы даже смогли перейти в контрнаступление. Линия фронта была отодвинута к северу и стабилизировалась приблизительно по 38-й параллели, в основном совпав с демаркационной линией между КНДР и Республикой Кореей.Со своей стороны администрация Г. Трумэна принимала меры для разблокирования ситуации. Президент США в обращении к нации дезавуировал заявление Д. Макартура от 23 марта и высказался за переговорное решение конфликта на базе прекращения огня и «более широкого урегулирования» в регионе. 11 апреля 1951 г. генерал Д. Макартур был смещен со своего поста. 10 июля 1951 г. при негласной поддержке СССР начались переговоры КНДР, КНР и США о перемирии. Боевые действия не прекратились, но стали спорадическими и локальными.4. Корейская война была первым в истории конфликтом, который мог перерасти в ядерную войну, но не перерос в нее отчасти из-за стремления Советского Союза избежать столкновения с Соединенными Штатами и дать им возможность «увязнуть» в длительном противоборстве с таким противником, как Китай. Это было опасная дипломатическая игра. В целом она прошла по сценарию, который замышлял И. В. Сталин.Не ясно, насколько серьезно США рассматривали войну в Корее как пролог к глобальной войне с участием СССР. Нервозность Вашингтона была отчасти реакцией на собственную уязвимость перед лицом ставшего возможным после осени 1949 г. ответного ядерного удара со стороны СССР. Из секретных документов СНБ следует, что, несмотря на свои воинственные высказывания, американское руководство сомневалось в намерении СССР расширять конфликт до уровня всеобщего и со своей стороны не собиралось давать ему для этого повод. Общая война не исключалась, но она мыслилась допустимой только в случае нападения СССР на одну из стран НАТО в Европе или на вооруженные силы США или оккупируемые ими территории. Вмешательство Пекина на стороне КНДР не считалось поводом для общей войны против коммунистических держав, если только оно не было бы предпринято совместно с Советским Союзом.Корейская война и особенно «ультиматум Макартура» произвели шоковое впечатление на американских союзников в Европе. Правительства Британии и Франции, связанные с США договором НАТО, были крайне встревожены возможностью советско-американского конфликта из-за Кореи или Китая, так как в этом случае им пришлось бы выступать на стороне Вашингтона, а значит, СССР мог нанести по ним удар со своих позиций в Восточной Европе и европейских районах Советского Союза. Риск войны с СССР в Европе из-за малозначительного, как казалось в европейских столицах, конфликта в Азии представлялся в Париже и Лондоне неприемлемым. Европейские союзники США оказывали давление на Г. Трумэна, подталкивая его к компромиссу. Глава британского правительства К. Эттли после консультаций с Парижем отправился в Вашингтон, где добился согласия США не применять ядерного оружия в Корее без консультации с западноевропейскими союзниками.Корейская война ускорила поляризацию по оси «США-СССР». Обе державы были напуганы возможностью прямого столкновения друг с другом. Они находились в трудном положении. В отличие от Соединенных Штатов, где власть на заключительном этапе войны перешла в руки более молодого поколения, в СССР сохранялась диктатура И. В. Сталина. Его представления о взаимоотношениях с США были сформированы годами советско-американского союзничества. Действия Г. Трумэна в Центральной и Восточной Европе («план Маршалла», сохранение западноберлинского анклава среди восточногерманской территории) могли казаться И. В. Сталину посягательствами на обещанную Москве и оплаченную ее потерями «сферу безопасности». Советское видение мира при И. В. Сталине складывалось под влиянием его предубеждения против войны с США и одновременно неприятия идеи диалога с ними.По сравнению с советскими, руководители США в последние годы власти Г. Трумэна находились в более благоприятном положении в том смысле, что их политика опиралась на ясную концепцию «сдерживания», менять которую американское руководство не собиралось. Корейская война не только показала ограниченность возможностей «сдерживания», но и продемонстрировала отсутствие у США четких представлений о сфере американской стратегической ответственности. Необходимо было определить ее границы и довести до СССР решимость США защищать американские интересы в ее рамках. Осуществлению этой задачи были посвящены усилия Е Трумэна в 1951-1952 гг.
Минимум знаний.
Посредством создания крупной евроатлантической структуры безопасности Вашингтон рассчитывал закрепить свое военно-политическое доминирование в Западной Европе. Договор НАТО предполагал взаимную защиту всех стран-членов в случае нападения. Он был направлен как против возрождения назависимого военного потенциала Германии, так и против распространения влияния СССР.
Победа коммунистов в гражданской войне в Китае, стремление северян и южан восстановлению единства страны силой стали важными причинами нового витка противостояний в Азии. Огромную роль в событиях сыграла согласованность действий между СССР и его азиатскими союзниками, а также готовность азиатских коммунистических государств к взаимной поддержке.
На первом этапе войны коммунистам удалось оттеснить южнокорейские войска на юг, однако оперативное вмешательство США и последовавшая легализация американской военной поддержки в СБ ООН переломили ситуацию. В Корею был введен многонациональный контингент.
Вступление КНР в войну привело к военному поражению многонационального контингента. «Ультиматум Макартура», в котором командующий американскими войсками на Дальнем Востоке генерал Макартур пригрозил применить ядерные бомбардировки против китайских территорий, поставил мир на грань всеобщей войны, однако остановил продвижение китайских войск и вынудил воюющие стороны пойти на переговоры.
Корейская война напугала не только сверхдержавы, но и европейские страны. Последним не хотелось видеть себя в качестве заложников конфликтов в Азии.
Контрольные вопросы.
Как произошло образование НАТО? В каких целях создавалась Организация?
Как развивались события на первом этапе Корейской войны? Какую роль сыграло международное сообщество?
Какие результаты принесло вступление в войну КНР? Какую роль сыграл «ультиматум Макартура»?
Какое влияние оказала Корейская война на международные отношения в целом?

Берлинский кризис 1948 – 1949 гг.

Наступательный характер американской политики к середине 1948 г. продолжал нарастать. США не опасались реакций Москвы, полагая, что И.В.Сталин скован пониманием ядерного превосходства Вашингтона и сосредоточен на консолидации своих позиций в Восточной Европе. Признаков агрессивности вне этой зоны СССР не обнаруживал. Американские эксперты считали, что собственную атомную бомбу Советский Союз сможет создать только к середине 50-годов. Кроме того, было известно, что у СССР не было стратегических бомбардировщиков, радиус действий которых позволял бы достигать территории США и возвращаться обратно. Военные аналитики СНБ США указывали и на отсутствие в Советском Союзе аэродромов, способных принимать тяжелые боевые машины необходимого класса, и нехватку высокооктановых бензинов для их заправки. В общем, военная готовность СССР к конфликту с Западом оценивалась низко.

Денежная реформа 18 июня 1948 г. в западных зонах предполагала введение в них новых денежных знаков и последующее их распространение в Западном Берлине, хотя юридически последний, находясь в центре советской зоны оккупации, в финансово-экономическом смысле являлся ее частью, то есть имел общие с ней источники снабжения, транспортные коммуникации и т.д. Меры западных держав вызвали наплыв в советскую зону обесцененных старых денежных знаков, которые продолжали иметь хождение в Восточной Германии. Это вызвало угрозу экономического хаоса на востоке, и Москва прореагировала на ситуацию резко. 24 июня 1948 г. Советский Союз ввел запрет на передвижение и перевоз товаров из западных зон в восточную. Одновременно были прекращены и поставки из советской оккупационной зоны в западные секторы Берлина. Западная часть города оказалась отрезанной от источников снабжения в советской оккупационной зоне и лишилась возможности получать товары по суше из западных. Эта ситуация получила в литературе название «блокады Западного Берлина».

Сохранение такого положения означало экономическое удушение и гражданского населения города, и дислоцированных там служащих вооруженных сил США, Британии и Франции. В ответ на советские меры США и Великобритания, используя имеющийся в Западном Берлине аэродром, организовали воздушный мост между западными оккупационными зонами и Западным Берлином, по которому силами военно-транспортной авиации в город стало доставляться все необходимое для обеспечения его жизнедеятельности. Западные военные самолеты нарушали воздушное пространство над советской оккупационной зоной и пролетали над расположением советских частей на восточногерманской территории. Все сопровождалось жесткой риторикой и взаимными угрозами, которыми обменивались Москва и Вашингтон. Ни СССР, ни США не были готовы воевать. Но война могла начаться случайно, если бы один из самолетов оказался сбит, упал на какой-то из советских военных объектов и т.п. Вероятность столкновения была высока, обе державы балансировали на грани войны .

Описанная ситуация в литературе называется берлинским кризисом, под которым понимается резкое обострение международно-политической ситуации из-за обстановки вокруг города, при котором стала расти вероятность военного столкновения Советского Союза с западными державами. Берлинский кризис по счастью не перерос в войну. Западные державы получили возможность осуществлять поставки по воздуху беспрепятственно, СССР не пытался сбивать самолеты или иным образом препятствовать их навигации. Пик кризиса продолжался с 24 июня по 30 августа 1948 г. После переговоров послов четырех держав в Москве было достигнуто частичное соглашение о мерах для урегулирования ситуации. Оно не было выполнено, и ситуация оставалась напряженной. Но было уже ясно, что она по-своему устойчива и противостоящие стороны не стремятся к эскалации. Конфронтация вокруг Берлина по нисходящей продолжалась до 23 мая 1949 г. (VI сессия СМИД в Париже), после чего СССР отменил ограничения на транспортировку грузов с запада и ситуация нормализовалась.

В западных столицах события вокруг Берлина были оценены как поражение сталинской дипломатии и признак слабости Советского Союза. В Вашингтоне победа казалось полной. Г.Трумэн окончательно уверился в правильности наступательной линии и стал форсировать решение вопроса о прекращении режима оккупации в Западной Германии и о создании отдельного западногерманского государства. В ноябре 1948 г. Г.Трумэну предстояло пройти через президентские выборы. Берлинская ситуация дала ему серьезный козырь.

В Москве случившееся вызвало большое раздражение И.В.Сталина, который предпочел найти виноватых. В 1949 г. В.М.Молотов был удален с поста министра иностранных дел. Его место занял А.Я.Вышинский.

Берлинский кризис 1961 года

После того как Советский Союз фактически передал свою часть Берлина ГДР, западный сектор по-прежнему оставался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. С точки зрения СССР эта ситуация ставила под сомнение государственную самостоятельность ГДР и тормозила вхождение Восточной Германии в международное правовое пространство.

В связи с этим СССР потребовал окончания четырёхдержавного управления Берлина и превращение Западного Берлина в демилитаризированный свободный город. В противном случае, согласно ультиматуму, Советский Союз был намерен передать контроль доступа к городу властям ГДР и заключить с ней сепаратный мирный договор.

Удовлетворение этого требования привело бы в перспективе к присоединению Западного Берлина к ГДР. США и Франция отвергали советские требования, в то время как правительство Великобритании возглавляемое Гарольдом Макмилланом было готово к компромиссу. После безуспешных переговоров с США в Кемп-Дэвиде 1959 и в Вене 1961 Советский Союз отказался от своего ультиматума, но поощрял руководство ГДР к усилению контроля за границей между Восточным и Западным Берлином и в конце концов к строительству Берлинской стены.

Германский вопрос продолжал оставаться камнем преткновения в отношениях между СССР и странами Запада. В этот период он сводился в основном к проблеме статуса Западного Берлина. В феврале 1958 г. Хрущёв предложил созвать конференцию «четырёх великих держав» и пересмотреть статус Западного Берлина, объявив его демилитаризованным вольным городом. После отрицательной реакции Запада он согласился отодвинуть сроки и в сентябре 1959 г. во время визита в США добился принципиальной договорённости с Эйзенхауэром о созыве такой конференции в Париже в мае 1960 г. Однако конференция оказалась сорвана из-за того, что 1 мая 1960 г. над СССР был сбит американский самолёт-разведчик

17 апреля 1961 г. Хрущёв выдвинул новый ультиматум по берлинскому вопросу, объявив, что СССР ещё до конца года заключит мирный договор с ГДР и передаст ей всю полноту власти над восточной частью Берлина. В развитии этой идеи Политический Консультативный Комитет ОВД 5 августа 1961 г. призвал ГДР принять меры против «подрывной деятельности» Западного Берлина.

25 июля 1961 г. президент Кеннеди в своем выступлении перечислил ряд мер по повышению боеспособности американских вооруженных сил, а 28 июля выступил с заявлением, подтверждавшим решимость США защищать Западный Берлин. 3 августа Конгресс США одобрил выделение дополнительных средств на закупку вооружений и призыв 250 тыс. резервистов. 16 августа 113 частей Национальной гвардии США и резерва были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

Уровень жизни в Западном Берлине не шёл ни в какое сравнение с социалистической частью города, эмиграция из Восточного Берлина усиливалась. 12 августа было запрещено свободное перемещение между Западным и Восточным Берлином. Немецкие коммунисты действовали решительно: по тревоге были мобилизованы все рядовые члены партии, которые создали живое оцепление вдоль границы Восточного и Западного Берлина. Они стояли до тех пор, пока весь Западный Берлин не был окружён бетонной стеной с контрольно-пропускными пунктами. Это было нарушение Потсдамского соглашения, предусматривавшего свободное передвижение по городу.

24 августа в ответ на возведение стены вдоль неё было развернуто около тысячи американских военнослужащих, поддерживаемых танками. 29 августа советское правительство объявило о временной задержке увольнения в запас из советских Вооруженных Сил.

12 сентября Ф. Козлов, выступая в Пхеньяне, заявил о том, что срок ультиматума для подписания мирного договора с ГДР продлен. На следующий день два советских истребителя произвели предупредительные выстрелы по двум американским транспортным самолетам, летевшим в Западный Берлин.

17 октября в докладе на XXII съезде КПСС Хрущев заявил о том, что ультимативный срок для подписания сепаратного мирного договора с ГДР (31 декабря) не так уж важен, если Запад продемонстрирует реальную готовность разрешить берлинский вопрос.

В сентябре - октябре 1961 г. американская военная группировка в ФРГ была увеличена на 40 тыс. человек и был проведен целый ряд учений.

26–27 октября в Берлине возник конфликт, известный как «инцидент у КПП «Чарли»». Советская разведка донесла Хрущеву о готовившейся американской попытке снести пограничные заграждения на Фридрихштрассе. К КПП "Чарли" прибыли три американских джипа с военными и гражданскими лицами, за ними шли мощные бульдозеры и 10 танков. В ответ на Фридрихштрассе прибыла 7-я танковая рота капитана Войтченко 3-го батальона 68-го советского гвардейского танкового полка. Советские и американские танки стояли друг против друга всю ночь. Советские танки были отведены утром 28 октября. После этого были отведены и американские танки. Это означало окончание Берлинского кризиса.

Карибский кризис 1962

Кризис возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской стены. Непосредственной причиной кризиса явилось тайное размещение на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками. Операция проводилась скрытно, по личному указанию Н. С. Хрущева и с согласия Ф. Кастро. Хрущев, вероятно, желал таким образом уравновесить ядерное превосходство США, как численное (по оценкам министра обороны в правительстве Дж. Кеннеди примерно 17-кратное), так и тактическое (американские ракеты были размещены в то время в непосредственной близости от границ СССР - в Турции). Важную роль играло стремление советского лидера защитить от возможного американского нападения Кубу, в апреле 1961 отразившую высадку десанта на Плайя - Хирон. Очевидно, этот рискованный шаг во многом объясняется импульсивным и непредсказуемым характером Н. С. Хрущева, его декларируемым стремлением к соревнованию с США, готовностью пренебречь безопасностью своего и чужого народов ради «торжества социализма» в Западном полушарии. Решение о размещении ракет было принято летом 1962 во время визита на Кубу советской делегации, в состав которой входил под вымышленной фамилией маршал С. С. Бирюзов. Наличие ракет, категорически отрицавшееся Хрущевым в сентябрьском личном послании Кеннеди и А. А. Громыко при аудиенции у Кеннеди 18 октября, было неопровержимо установлено разведывательными органами США с помощью аэрофотосъемки. 22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания. 23 октября Советское правительство выступило с заявлением, осуждающим действия США как агрессивные. Обе стороны обсуждали варианты нападения. Однако президент Кеннеди не пошел на поводу у амбиций военных и взял на себя инициативу в личных переговорах с Н. С. Хрущевым по прямой телефонной связи между Москвой и Вашингтоном.

Уже 28 октября Хрущев в послании к Кеннеди, «чтобы успокоить американский народ», заявил о демонтаже ракет, не называя их прямо (факт размещения именно ракет отрицался в советской печати вплоть до объявленной М. С. Горбачевым «гласности»). По результатам проведенных негласно личных переговоров между лидерами, Соединенные Штаты согласились на демонтаж своих установок в Турции, а также отказались официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Ф. Кастро.

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич


  • Холодная война – это

2. Создание системы коллективной безопасности

3. «Горячие точки» – «Холодной войны»

Берлинский кризис;

Арабо – Израильский конфликт;

Корейская война;

Карибский кризис;

Афганская война»;

4. Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ №1

г. Моздок


«Холодная война» – это состояние напряжённой конфронтации в отношениях между капиталистическими и социалистичес-кими странами во главе с США и СССР.

Термин «Холодная война» был запущен в оборот в 1946 году. Один из главных теоретиков этого противостояния, основатель и первый руководитель ЦРУ Аллен Даллес считал его вершиной стратегического искусства - «балансированием на грани войны».

Выражение «Холодная война» впервые прозвучало 16 апреля 1947 года в речи Бернарда Боруха , советника президента США Гарри Трумэна перед палатой представителей штата Южная Каролина.

Однако первым термин «Холодная война» употребил в своём произведении «Вы и атомная бомба» Джордж Оруэлл , в котором «Холодная война» означала продолжительную экономичес-кую, геополитическую и идеологическую войну между США, Советским Союзом и их союзниками.


«Холодная война» – это состояние экономической, идеологической, политической и полувоенной конфронтации между двумя системами (социализм и коммунизм).

ПРИЧИНЫ:

  • СССР после Победы стремился окружить себя поясом дружественных государств;

2. США стремились втянуть страны Европы в сферу своего экономического влияния;

3. Тревога США и Англии о дальнейшем расширении сфер влияния СССР

СССР и соцлагерь

США и страны Запада

ОБРАЗ ВРАГА

5 марта 1946 года – речь Черчилля в Фултоне – призыв к борьбе с экспансией коммунизма;

Март 1947 года – «Доктрина Трумэна:

а) – доктрина сдерживания;

б) – доктрина отбрасывания

План атомных бомбардировок СССР

начало с 1946 года

Создание советской атомной бомбы 1949

Создание НАТО 1949

Создание ОВД

Раскол Германии на два

Государства ФРГ и ГДР


Пережив две войны, люди поняли, как важно сохранить мир. После Второй Мировой войны страны- победительницы создали Организацию Объединённых Наций – ООН. Представители разных стран обсуждают вопросы международной жизни, чтобы сохранять мир на Земле.

Название «Объединённые Нации» было предложено Президентом США Франклином Делано Рузвельтом и впервые было использовано в «Декларации Объединённых Наций» подписанной 1 января 1942 года, в соответствии с которой представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать свою борьбу против стран Оси «Рим-Берлин-Токио»

25 апреля – 26 июня 1945 года – конференция в Сан-Франциско. Создание Организации Объединённых Наций – ООН.

Высший орган ООН:

  • Генеральная ассамблея (сессии один раз в год);
  • Совет Безопасности (11 членов, из них пять постоянных членов – «мировые полицейские»: СССР, США, Англия, Франция, Китай)

Призрак «Холодной войны» локальные конфликты:

1945 год – конфликт в Иране;

1946 год – конфликт вокруг Турции;

1946-1949 годы – гражданская война в Греции;

1948-1949 годы – конфликт в Германии;

1949 год – конфликт в Китае;

1945 – 1954годы Индо – китайский конфликт;

1948 – 1949годы Арабо – Израильский конфликт;

1950 – 1953годы Корейская война;

1956 год – Англия + Франция + Израиль

Египет + СССР;

1961год – Берлинский кризис;

1962год – Карибский кризис;

1966 – 1973годы Вьетнамская война;

1979 – 1989годы Афганская война;

1983год – программа СОИ

(стратегическая оборонная инициатива);

«Холодная война» – это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых


Конец сороковых – шестидесятые годы, крайняя острота противостояния:

  • претензии Сталина на пересмотр границ в Европе и Азии и режима Черноморских проливов, изменение режима управления бывшими итальянскими колониями в Африке;
  • речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г с призывом защитить всеми возможными средствами западный мир от «распространения влияния СССР»;
  • «доктрина Трумэна» (февраль 1947г). Меры по «спасению Европы от советской экспансии» (включая создание сети военных баз вблизи советских границ). Главные доктрины – доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма;
  • создание Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской модели развития;
  • «железный занавес», сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалистического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов .

1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис.

Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты. Но, угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США.

Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.


1962 г. – 1979 г. Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон».

Однако к началу 80-х СССР начинает проигрывать в гонке вооружений. Происходит разрядка международной напряженности:

  • договоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией;
  • соглашение по Западному Берлину, советско-американские договоры об ограничении во­оружений (ПРО и ОСВ);
  • Совещание 1975 г. в Хельсинки по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (попытки мир­ного сосуществования двух систем, его сложнос­ти и противоречия);
  • военно-политический паритет между СССР и США.

1979 г. – 1987 г. Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещают в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы ПРО. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении находится в постоянной боевой готовности.

  • конец разрядки, новое обострение международного противостояния двух систем;
  • ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений, американская программа СОИ;
  • рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Латинской Америки;
  • ввод советских войск в Афганистан; «доктрина Брежнева» - ограничение суверенитета стран социалистического лагеря, усиление трений внутри него;
  • попытки продолжения политики «холодной войны» в условиях кризиса мировой социалистической системы

Конец «Холодной войны» был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а так же, просоветские коммунистические режимы.

Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги «Холодной войны» оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия «Холодной войны».

Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет, был создан первоначально как система связи для американской армии.


Берлинский кризис

После войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны: СССР, США, Франция, Англия. Вскоре США, Франция и Англия объединили свои зоны в одну (Тризония).

В 1948 году они начали восстанавливать экономику Германии. Для стабилизации валюты была проведена денежная реформа. В ответ СССР закрыл границу с западными зонами оккупации, включая Западный Берлин.

Блокада Берлина – первая открытая конфронтация СССР с бывшими союзниками. Начавшись 24 июня 1948 года она продолжалась 324 дня. За это время снабжение войск союзников в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина взяла на себя авиация союзников.

Советские войска не препятствовали полётам самолётов над Восточным Берлином.


В апреле 1948г Госсекретарь Маршалл решил оказать помощь Западной Европе в послевоенном восстановлении, сделав таким образом Европу своим вечным должником. Целью «плана Маршалла» было укрепление капитализма в Европе.

В 1949 году была создана организация Североатлантического договора НАТО, якобы против возможной агрессии Германии. А фактически против СССР. В НАТО вошло 12 государств Европы.

НАТО изначально создавалось для трех взаимосвязанных целей – это держать СССР вне Европы, США – внутри Европы, а Германию – под Европой, т.е. подавлять ее и не давать Германии подняться в политическом смысле. В настоящий момент, задача по тому, чтобы выгнать СССР, а затем и Россию из Европы – полностью решена.

Ответом СССР было создание в 1949 году Совета экономической взаимопомощи - СЭВ странам Восточной Европы. И в 1955 году создание военной Организации Варшавского договора в которую вошли девять стран. Европа была поделена на два лагеря


В арабо-израильском конфликте противостоявшие в «холод­ную войну» страны приняли разные стороны. Так, если в ФРГ по­беда евреев приветствовалась, то в ГДР, напротив, сочувствовали арабам, подвергшимся «наглой империалистической провокации».

В годы «холодной войны» ни СССР, ни США не удалось перетя­нуть ближневосточные страны на свою сторону. Лидеры ближне­восточных государств были более озабочены своими внутренними и региональными проблемами и использовали антагонизм между СССР и США в собственных интересах.

Советский Союз играл важ­ную роль в поставках оружия главным противникам Израиля - Египту, Сирии, Ираку. Это, в свою очередь, придавало стимул Шта­там и другим западным странам для того, чтобы поддержать Израиль в своём стремлении вытеснить СССР с мирового и ближневосточного рынка оружия­

В результате такой конкуренции со­перничающие ближневосточные народы в изобилии снабжались самым современным оружием. Естественным следствием такой по­литики стало превращение Ближнего Востока в одно из самых опасных мест в мире.


Основные события Арабо-Израильского конфликта во второй половине 20 века

1956 г. - объединённый контингент войск Великобритании, Франции и Израиля оккупировал Синайский полуостров, но под давлением СССР и США войска были выведены с занятых террито­рий.

1967 г. - широкомасштабное наступление Израиля. Итогом вой­ны, длившейся шесть дней, стала аннексия Израилем Синайского полуострова, Газы, Голанских высот, Западного берега реки Иордан, установление контроля над Иерусалимом.

1973 г. - вторжение египетской армии на Синайский полу­остров; сирийская армия заняла Голанские высоты. В ходе трёхне­дельной войны Израилю удалось остановить продвижение арабских войск и перейти в наступление.

1978 г. - подписание Кэмп-Дэвидских соглашений, ставших ос­новой для заключения египетско-израильского мирного договора 1979 г.


Война между Северной Кореей при поддержке Китая и Южной Кореей при поддержке ООН и США. Северокорейские войска начали вторжение 25 апреля 1950 года. Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР принял решение начать военные действия против Северной Кореи-КНДР.

Когда в сентябре 1950 года прибыли войска США, большая часть Южной Кореи была оккупирована войсками Северной Кореи. Последние отступили до китайской границы. На что Китай ответил своим наступлением.

В октябре 1950 года фронт стабилизировался на прежней демаркационной линии. Переговоры о перемирии начались в 1951 году. А война завершилась в 1953 году.

Этот военный конфликт не погашен и по сегодняшний день.


Первого января 1959 г на Кубе после долгой гражданской войны партизаны во главе с Фиделем Кастро захватили власть. США весьма обеспокоены, получив у себя под боком коммунистическое государство.

В 1961 году американские ракеты с ядерными боеголовками были размещены в Турции - в непосредственной близости от границ СССР. В случае ядерного конфликта эти ракеты «дотягивались» в том числе и до Москвы. По мнению Джона Кеннеди, они были ненамного опаснее баллистических ракет, размещенных на подводных лодках.

Однако ракеты средней дальности и межконтинентальные ракеты различаются по времени подлета. И кроме того, установки в Турции было куда проще мгновенно привести в боевую готовность.

Хрущев счел американские ракеты на берегу Черного моря угрозой. Поэтому был предпринят ответный шаг - тайное перемещение и установка ядерных сил на дружественной Кубе, что и привело к Карибскому кризису 1962 года.


Операция «Анадырь» началась в июле 1962 года. На остров, расположенный в 11 000км от СССР и в 150 км от США через Атлантический океан, в условиях военно-морской блокады, судами гражданского флота были тайно доставлены 50 тыс. советских солдат и офицеров.

Артиллерия, танки, автомобили, самолёты и вертолёты, боеприпасы, стройматериалы. И ракеты среднего радиуса действия. Сразу же ракеты и прочая военная техника готовилась к постановке на боевое дежурство. По ночам, скрытно, во влажном тропическом климате, под угрозой американских бомбардировок.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолет разведчик U -2 ВВС США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты Р-12. Всего было размещено 42 ракеты.

22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе «советского наступательного оружия» из-за чего в США началась немедленно паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Разрешение конфликта.

Узнав о присутствии на Кубе советских ядерных сил, руководство США решило установить вокруг Кубы военно-морскую блокаду. Советские ракеты формально не нарушали международного права, тогда как введение блокады считалось прямым объявлением войны.

Поэтому блокаду назвали «карантином» и обрезали морское сообщение не целиком и полностью, а только в части вооружения. Дипломатические переговоры, на протяжении которых весь мир находился в напряжении, продолжались неделю. СССР выводит свои силы с Кубы; США убирают ракеты из Турции и оставляют попытки вторгнуться на Кубу.

Итоги и последствия Карибского кризиса

Карибский кризис, чуть не ставший причиной Третьей Мировой войны, продемонстрировал всю опасность ядерного оружия и недопустимость использования его в дипломатических переговорах. В 1962 году США и СССР договорились прекратить ядерные испытания в воздухе, под водой и в космосе, и «Холодная война» пошла на спад. Также именно после Карибского кризиса была создана прямая телефонная связь между Вашингтоном и Москвой - чтобы лидерам двух государств больше не приходилось полагаться на письма, радио и телеграф в обсуждении важных и безотлагательных проблем.


Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979года по 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней Для обоих военных округов это было самое крупное развертывание войск за последние полвека. Лишь 24 декабря было объявлено о решении советским руководством решения о вводе войск в Афганистан…. Было определено и точное время перехода границы – 15.00 25 декабря 1979года.

25 декабря 1979 года в 15.00 На аэродромы в Кабуле Баграме с трёхминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские воинские части.

В Кабул и Баграм было доставлено 7700 десантников и 894 единицы боевой техники. В Союз, на Родину, стали приходить цинковые гробы. Для родных это было как гром среди ясного неба. 1979 г. – 86 погибших, 1981 г. – 1200 погибших, 1982 г. – 1900 погибших, 1984 г. – 2343 погибших…


1979 год 86 человек

1980 год 1484 человек

1981 год 1298 человек

1982 год 1948 человек

1983 год 1448 человек

1984 год 2343 человек

1985 год 1868 человек

1986 год 1333 человек

1987 год 1215 человек

1988 год 758 человек

1989 год 53 человека

Из них пять генералов

Всего через горнило Афганской войны прошло 620 тысяч советских военнослужащих и 21 тысяча гражданского персонала. Из них 14 533 погибли и 417 пропали без вести Примерно 53 тысячи получили ранения. 6759-инвалиды.

На афганской войне побывали более 32 тысяч белорусов. Из них 772 человека не вернулись с войны и погибли во время боевых действий. 774 вернулись инвалидами.


Новый мировой порядок (по мнению США) – это политический порядок, который :

  • основан на базовых американских ценностях (демократия, капитализм, либерализм и т.д.) получивших во второй половине ХХ века широкое распространение в мире;
  • ориентирован на сохранение мира во всём мире, предотвращение или быстрое разрешение международных конфликтов, недопущение гуманитарных катастроф;
  • предполагает безусловное глобальное политическое лидерство США;
  • допускает применение силы не только против реальных, но и «предполагаемых» агрессоров и нарушений законов;
  • ориентирует на действия «желательно», а значит, необязательно под эгидой ООН;
  • добровольно, или не очень добровольно, принимается большинством других стран;
  • налаживание первой всемирную систему управления и контроль каждого человека и общества, управление национальными ценностями, образованием, финансами, торговлей Соединенными Штатами.

Сегодня крайне агрессивная внешняя политика во многом направлена на поддержание действующей финансовой системы, заложником которой является весь мир. Невозможность проведения последующих военных операций в отношении неугодных режимов поставит крест на господстве США, так как эта спекулятивная система не несет миру ничего хорошего. «Холодная война» возвращается в мировую политику.

Текущее положение Соединенных Штатов поддерживается непрекращающейся эмиссией доллара, который печатается во все больших объемах и не имеет сколь-нибудь существенного реального обеспечения. Американское правительство печатает доллар не напрямую, а через частную Федеральную резервную систему. По факту и Федеральный резерв, и правительство в равной степени подконтрольны одним и тем же олигархическим финансовым элитам.


- Россия не должна

вмешиваться в политику

других стран и вообще, лезть в чужие дела –

недемократично!!!

Сербия, Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, Египет и другие…. они не считаются!

НАМ ведь можно!!!


Властители Соединённых Штатов не в первый раз сталкиваются с выбором: либо хаос и анархия в Америке, либо потеря ими власти и богатств, либо «антикризисная война».

Так было в 1930-е годы и США смогли избежать экономического краха и гражданской войны у себя дома, умело разыграв партию Второй мировой войны.

Так было и в начале 1980-х, когда США избежали гибельного системного кризиса, начав умелую войну против СССР.

А не ждать ли чего подобного и в ходе теперешнего Мега кризиса, снова угрожающего американским властите-лям? Не предпримут ли США аналогичной попытки?

Почему бы не допустить «войны во спасение», «антикризисной войны» в XXI веке?


«Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке». Билл Клинтон

42-ой президент США

1993-2001гг.

«Мы приняли жёсткое заявление, которое демонстрирует, что НАТО, победившее в «Холодной войне» и добившееся развала СССР, не позволит проводить новые линии по Европе между странами, которым посчастливилось присоединиться к евроатлантическим структурам и остальными государствами, стремящимся к демократии…. Мы не позволим России выстроить такую линию через эти государства». Кондолиза Райс

66-ой Госсекретарь США 2005-2009г.

«Наша победа в «Холодной войне» стала возможной только благодаря готовности миллионов американцев в военной форме отразить угрозу, исходившего из-за «железного занавеса»

Хиллари Клинтон

67-ой Госсекретарь США 2010-2014г.

«Мир избежал ядерной катастрофы, и мы создали условия для того, что бы выиграть «Холодную войну» без единого выстрела в сторону СССР».

Барак Обама

44-ой президент США

2009-2017гг.


Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ.

Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения.

Стоит отметить, что Россия никогда первой не проявляла агрессии, а только давала отпор попыткам внешнего вмешательства и какого-либо губительного воздействия.