Каталог презентаций. Презентация славянская письменность Презентация на тему история славянской письменности

Кожевников Денис

Слова и звуки… Звуки и слова. В них полной жизни выраженье,

Вся цепь существ, от тьмы до херувима. Все оживает в звуках и словах…
В словах и звуках - вечный ключ сердец…

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кирилл и Мефодий создают азбуку для славян СлавянскаяПисьменность Слова и звуки… Звуки и слова. В них полной жизни выраженье, Вся цепь существ, от тьмы до херувима. Все оживает в звуках и словах… В словах и звуках - вечный ключ сердец… Евдокия Растопчина (1867) Работу выполнил ученик 4 класса Кожевников Денис

История На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдаленную связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные этапы письменности у них. В самом деле: для написания действительной истории необходимо использовать не только исторические хроники, грамоты, различные документы, но и отдельные, даже отрывочные записи на камнях, металлических предметах, глиняных сосудах и т. д. Уже одна находка предмета со славянской надписью часто доказывает, что в месте ее обнаружения жили славяне или, самое, малое, что жители этой местности были в общении со славянами. Такие отрывочные надписи, как правило, не датированы, хотя сопутствующие факты и обстоятельства говорят в пользу определенной эпохи, к которой относится находка. В истории развития славянской письменности мы можем различать три этапа и три разных группы. Эти три группы следующие: 1) руны, или "руница", 2) "глаголица" и 3) "кириллица" и "латинница", основанные на греческом или латинском письме

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Зарождение славянской письменности Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо) . Г реки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Виды письменности

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские). Азбука

Славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (около 827-14.2.869) и его старший брат Мефодий (около 815-6.4.885) родились в г. Фессалоники в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе. Кирилл хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию. Кирилл и Мефодий

По мнению подавляющего большинства исследователей, «глаголица» древнее «кириллицы» Зародилась глаголица, по-видимому, на Адриатическом побережье Балканского полуострова, где она в отмирающем виде существует и теперь. Глаголица Глаголица существовала самое малое за 200 лет до Кирилла. Несомненно одно: глаголица на века древнее кириллицы. Именно поэтому на старинных пергаментах (палимпсестах) всегда кириллица перекрывает глаголицу.

Кириллица, одна из двух славянских азбук, названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества - Константина), который в 863 создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги. Древнейшие памятники Кириллицы возникли, вероятно, одновременно с древнейшими памятниками глаголицы.

ИЗ ПЕРВОГО ИЗБОРНИКА СВЯТОСЛАВА 1073 г. Рукопись

ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ конец X - начало X I века глаголица

ПРИТЧА из книги первой ЗЕРЦАЛА Оттиск первой половины 1760 г.

Вывод: Итак, единая письменность на Руси возникла с принятием христианства в 988 году, но распространялась задолго до этой даты. Создателями славянской письменности считают братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и старославянский язык, в основу которого лег солунский диалект древнеболгарского языка. Старославянский книжный язык был заимствован Киевской Русью и преобразован в соответствии с фонетикой древнерусского языка. Кириллица претерпела ряд изменений. В результате этого количество букв кириллицы сократилось с 43 до 33.

«Вначале было слово…» Кирилл и Мефодий Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в Константин) () и его старший брат Мефодий () родились в г. Солуни в семье военачальника. Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в Константин) () и его старший брат Мефодий () родились в г. Солуни в семье военачальника. Мать мальчиков была гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Мать мальчиков была гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.


Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. В годах братья были посланы в Великую Моравию, чтобы изложить христианское учение на понятном славянам языке. Великие учители перевели книги Священного писания, положив в основу восточно- болгарские диалекты, и создали особую азбуку – глаголицу - для своих текстов. В годах братья были посланы в Великую Моравию, чтобы изложить христианское учение на понятном славянам языке. Великие учители перевели книги Священного писания, положив в основу восточно- болгарские диалекты, и создали особую азбуку – глаголицу - для своих текстов. Деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское значение, оказала влияние на формирование многих славянских литературных языков. Деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское значение, оказала влияние на формирование многих славянских литературных языков.


Так вот они – наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно-строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрёл у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твёрдость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И РУСЬ над водой многопенной, Открытая вольным ветрам, «Я есмь!» - заявила Вселенной, «Я есмь!» - заявила векам.




Старославянская азбука была составлена ученым Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей. Она так и называется - кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая имеет своё название, похожее на обычные слова: А - аз, Б – буки, В - веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – живете, З - земля и так далее. Азбука – само название образовано от названия двух первых букв. На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.) Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. Эта азбука положена в основу нашего алфавита. Кириллица



В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание. Всю свою жизнь солоунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. Всю свою жизнь солоунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. Младший, Константин, много читал, размышлял, писал проповеди, а старший, Мефодий, был больше организатором. Константин переводил с греческого и латинского на славянский, писал, создав азбуку, по-славянски, Мефодий – «издавал» книги, руководил школой учеников. Младший, Константин, много читал, размышлял, писал проповеди, а старший, Мефодий, был больше организатором. Константин переводил с греческого и латинского на славянский, писал, создав азбуку, по-славянски, Мефодий – «издавал» книги, руководил школой учеников. Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме. Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме. Начало славянского летописания.



Памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию в Москве на Славянской площади «Смерть Кирилла» В колокола трезвонил Рим, Поплыли бронзовые звуки. Детей славянских перед ним, Читавших медленно: аз, буки, Видение вставало зримо, И чудо тонких строчек плыло… И мудрый сеятель изрёк: «Взошли на ниве семена И стала полем целина, Рукой засеянная щедрой». Лилиана Стефанова. Пер. Ирины Пановой




Распространение письменности на Руси В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. После принятия христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться быстрее. Богослужебные книги были переведены на старославянский язык. Русские переписчики переписывали эти книги, добавляя в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных) – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие. В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. После принятия христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться быстрее. Богослужебные книги были переведены на старославянский язык. Русские переписчики переписывали эти книги, добавляя в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных) – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.


В монастырской келье узкой, В четырёх глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом. Озарённый тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. Древний летописец Нестор Художник Е. Доведова. Исторические повествования - летописи О жизни в Древней Руси есть немало летописей, в которых записи велись по годам. На I месте стоит «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы. Автором этой летописи традиционно считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. О жизни в Древней Руси есть немало летописей, в которых записи велись по годам. На I месте стоит «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы. Автором этой летописи традиционно считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор.




Ярослав Мудрый Великий князь Ярослав «книги любил, читал их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык и написали они книг множество» (летопись 1037 года) (летопись 1037 года) Среди этих книг были летописи, написанные монахами, старыми и молодыми, светскими людьми, это «жития», исторические песни, «поучения», «послания». Ярослав Мудрый


«Азбуку учат во всю избу кричат» (В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка») В.И.Даль В Древней Руси учебников ещё не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы – поучительные песнопения. Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога, и произносился второй слог и так далее, и только после этого слоги складывались в целое слово, например КНИГА: В Древней Руси учебников ещё не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы – поучительные песнопения. Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога, и произносился второй слог и так далее, и только после этого слоги складывались в целое слово, например КНИГА: како, наш, иже – КНИ, глаголь, аз – ГА. Вот так было трудно учиться грамоте.


Пословицы об обучении грамоте Кончил курс науки, а знает аз да буки. Кончил курс науки, а знает аз да буки. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. С книгой поведешься ума наберешься. Сперва аз да буки, а там и науки. Сытое брюхо к ученью глухо. Сытому ученье утеха, голодному помеха. Тупо сковано не наточишь, глупо рожено не научишь. Уменье везде найдет примененье. Ученый водит, неученый следом ходит. Ученый сын старше неученого отца. Ученье без уменья не польза, а беда. Азбука к мудрости ступенька. Азбука к мудрости ступенька. Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить. Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает. Грамоте учиться – вперед пригодится. Грамоте учиться – вперед пригодится. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Ученье – свет, неученье – тьма. Ученье – свет, неученье – тьма.


«Так говорили наши предки» Литературный язык славян понятен всем славянским народам, но, конечно, старославянский язык отличался, и в первую очередь таким признаком, как «неполногласие». Например, говорили: град (город), брег (берег), млеко (молоко). Отличался и начальным «е» - един (один), есень (осень). Литературный язык славян понятен всем славянским народам, но, конечно, старославянский язык отличался, и в первую очередь таким признаком, как «неполногласие». Например, говорили: град (город), брег (берег), млеко (молоко). Отличался и начальным «е» - един (один), есень (осень). Старославянский язык внёс большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник, другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный. Старославянский язык внёс большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник, другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный. «Ветвь» славянских языков


«Возрождение славянского праздника» Македония Охрид Памятник Кириллу и Мефодию Уже в IX – X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это, имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым. Уже в IX – X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это, имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым. В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками, то есть безбожниками. Но всё же это больше интересовало только учёных. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов прошлого века. В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками, то есть безбожниками. Но всё же это больше интересовало только учёных. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов прошлого века.
28 Праздник в честь Кирилла и Мефодия государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля. Праздник в честь Кирилла и Мефодия государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.


Гимн «Кирилл и Мефодий» Вставай, народ, вздохни всей грудью, Заре навстречу поспеши. И Азбукой, тебе подаренной, Судьбу грядущую пиши. Надежда. Вера греет души. Наш путь тернистый – путь вперёд! Лишь тот народ не погибает, Где дух Отечества живёт. Пройдя под солнцем просвещенья Из давней славной старины, Мы и сейчас, славяне-братья, Первоучителям верны! К апостолам высокославным Любовь святая глубока. Дела Мефодия – Кирилла В славянстве будут жить века! Стоян Михайловский (перевод Владимира Смирнова)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История славянской письменности Никитина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Бучальская СОШ

Чем отличается азбука от алфавита? Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Слово « азбука » произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово « алфавит » происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Повесть временных лет

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Фессалоники в Греции), жили два брата - Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава послать « учителей, которые бы могли рассказать о книжных словах и о смысле их». И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность. Кирилл и Мефодий

Глаго́лица - одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.

Глаголица и кириллица Древнейшая надпись, обнаруженная в Болгарии: она сделана глаголицей (вверху) и кириллицей.

Письмена на бересте

Кириллица

Устав Полуустав

Скоропись Остромирово Евангелие, 1057 год

Азбучная молитва

Славянская азбука

Отгадайте загадки о буквах алфавита 1.Чего нет в России, найдётся в Москве, нет в Петербурге, а видно в Неве? В 2. У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного. О 3. Что стоит между дверью и стеной? И 4.В старости я один раз встречаюсь, в молодости – три раза, в огне не сгорю и в воде не потону. О

Лингвистические задачи В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i , например: п i анист, ближн i й, здан i е, милл i он, Мар i я. Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий? (А) i юнь, син i й (Б) июнь, син i й (В) i юнь, синий (Г) i юнь, с i н i й (Д) i юнь, с i ний

В одном из сочинений писателя 19 века М. Н. Загоскина читаем: “Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем обеденный стол”. Что означает здесь слово покоем? (А) без спешки (Б) чтобы всем было уютно и удобно (В) для поминок (Г) в виде буквы П (Д) длинной скатертью

Древнерусские буквицы – свидетельство уважения к книге

Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры.

24 мая - день памяти Кирилла и Мефодия - стал в России всенародным праздником славянской письменности и культуры. Москва

Предварительный просмотр:

МКОУ Бучальская СОШ Никитина Е.А. Урок – беседа «Откуда есть пошла славянская письменность»

МКОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ

«Откуда есть пошла славянская письменность»

История славянской письменности

(Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры)

Никитина Е.А.

2014г

Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности.

Оборудование : компьютер, проектор, раздаточный материал (тексты для перевода, пословицы), интерактивная презентация.

Оформление : на доске написана тема урока, изображения (старинных книг, старославянской азбуки, братьев Кирилла и Мефодия) на листах А4, весь ход урока сопровождается интерактивной презентацией (презентация содержит теоретические сведения и материал лингвистического характера; состоит из двадцати пяти слайдов, на последнем указаны источники).

Предварительная подготовка: рекомендации по подготовке и оформлению сообщений учащимся.

Ход урока .

  1. Вводная часть .

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

И. А. Бунин

Этим стихотворением мы открываем урок, посвященный истории славянской письменности.

  1. Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории нашей кириллицы. (Слайд 1)
  1. Вы знаете, чем отличается азбука от алфавита? (Слайд 2) (Учащиеся высказывают предположения)

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:

А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

  1. Историческая справка.
  • Начало славянской письменности - сообщение учащегося (в приложении – слайды 3,4).
  • Глаголица и кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды 5,6,7)
  • Кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды 8,9,10,11)
  • Азбучная молитва – сообщение учащегося
  1. Перед вами пословицы об обучении грамоте и кириллица. Объясните, как вы понимаете их смысл. Попробуйте написать несколько пословиц, используя кириллицу (в приложении слайды – 11, 12).
  2. Перед вами отрывок из текста XIII века, попробуйте его прочитать и перевести (в приложении слайд 13).
  3. А теперь небольшая разминка: отгадайте загадки о буквах алфавита (в приложении слайд 14)
  4. Лингвистические задачи

а) В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i , например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя .

Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий ?

(А) iюнь, синiй (Б) июнь, синiй

(В) iюнь, синий (Г) iюнь, сiнiй

(Д) iюнь, сiний

б) В одном из сочинений писателя 19 века М. Н. Загоскина читаем:

“Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем

Обеденный стол”.Что означает здесь слово покоем ?

(А) без спешки

(Б) чтобы всем было уютно и удобно

(В) для поминок

(Г) в виде буквы П

(Д) длинной скатертью (в приложении слайды 15,16).

  1. Рассмотрите древнерусские буквицы. Как выдумаете, почему в книгах они всегда так украшались? (Это свидетельство уважения к книге). Попробуйте нарисовать такую витиеватую буквицу.(Слайд 17)
  2. Прочитайте высказывание, подумайте, скажите, вы согласны с ним? «Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей

Культуры». (Слайд 18)

  1. О празднике славянской письменности

24 мая - день памяти Кирилла и Мефодия - стал в России всенародным праздником славянской письменности и культуры.

У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.

Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России. Памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию установлены во многих городах. Это не только дань уважения, но и напоминание потомкам о братьях, подаривших нам азбуку. (Слайды 19, 20, 21, 22, 23)

Заключительное слово.

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. Послушайте ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ХОР Художественный руководитель и главный дирижёр - Владимир КОНТАРЕВ 1997 ЧАЙКОВСКИЙ П.И.« Гимн в честь Кирилла и Мефодия» (Слайд 24)

Использованный материал .

wordgame.64g.ru

Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (3,3 Мв, pptх).

Дополнительные адреса для скачивания: Облако@Mail.Ru .

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

Создатели славянской письменности

Родные буквы и слова
С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как каждый предмет, каждое событие получили свои наименования? На других языках эти слова звучат по-иному, иногда созвучно русским словам, и мы можем догадаться, о чем идет речь, а иногда звучат совсем неузнаваемо. Как возник у каждого народа его родной язык? Узнать это очень трудно. Существуют только различные догадки и предположения. Несколько легче ответить на другой вопрос: как и когда возникла у того или другого народа своя письменность? Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. Не всегда удается поставить такую веху с точностью даже в несколько столетий. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как начиналась эта письменность и какие книги первыми были написаны на родном языке. Но у славянской письменности удивительное происхождение. И славяне благодаря целому ряду исторических источников знают о начале славянской грамоты. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но знаем также и имена творцов славянской письменности, и их жизнеописания.

Из жизнеописаний Кирилла и Мефодия
Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Будущие славянские просветители получили прекрасное образование и воспитание. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви — Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему, — говорит его жизнеописание, — начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами».

Константин - защитник православия
Однако Константину не удавалось подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры и защитника православия, его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах с иноверными. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды. Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в сорок два года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела — распространения славянской письменности. Погребен Кирилл в Риме в церкви Святого Климента. Сразу же после кончины была написана его икона.

Завещание Кирилла Мефодию
Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры и крещение славянского народа. В апреле 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников — архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян.

«Повесть временных лет» о начале славянской письменности
Из «Повести временных лет» — мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев Константина и Мефодия и «уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие».

Первые книги на славянском языке
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. «И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своем языке». Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги. Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на Кресте Господнем написал только на этих языках». Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: «Да исполнится слово Писания: «Пусть восхвалят Бога все народы!». То есть пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке. Так он утвердил Богослужение на славянском языке.

«Житие Константина-Кирилла Философа» о начале славянской письменности
Из «Повести временных лет» мы уже знаем, что азбуку славянам дали святые братья Кирилл-Константин и Мефодий. В «Житии Константина-Кирилла Философа» тоже описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить христианскую веру на славянском языке. В Житии излагается разговор между византийским царем Михаилом и Константином. «Философ, — обращается к Константину царь, — знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты». Отвечал Философ: «Тело мое утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка... Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде». Говорил ему снова царь: «Если захочешь, то может тебе дать Бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим». Пошел же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву и с иными помощниками. И вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов Своих, и тогда сложил письмена, и начал писать слова Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

«И перевели все книги в шесть месяцев…»
В житии Константина-Кирилла создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и Откровение Божие. И в самом деле, как для современников святого Кирилла, так и для нас, потомков, создание славянской письменности является чудом. Константин не ограничился созданием алфавита со всеми знаками, необходимыми для произношения славянских слов, но сразу начал переводить самые разнообразные по форме литературные произведения и прежде всего молитвы и отрывки из Библии. В Библии встречаются образцы биографий конкретных лиц и панорамные описания истории народов, образцы самой изысканной поэзии и лаконичные диалоги, образцы проповедей, притчи и заповеди. Каждый жанр имеет свои законы, требует своих литературных форм, особых изобразительных приемов. Кроме Священного Писания Константин, а потом и Мефодий, переводили богослужебные книги, в которых должны отображаться особенности произнесения текста нараспев или даже пения. Греческий литературный язык имел к этому времени более чем тысячелетнюю традицию. И создать такой инструмент славянской письменности, который бы передавал все литературные тонкости греческих оригиналов, словарное богатство, разнообразие стилей, — это воистину задача не для одного человека и не на одно столетие. А «Повесть временных лет» свидетельствует: «Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев, и перевел все книги полностью с греческого на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября...».

Какую азбуку создал Константин?
В IX веке у славян появились сразу две азбуки. Одна получила название глаголицы, а другая кириллицы. Они очень отличаются друг от друга, это вы можете сами видеть на рисунке. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Какая азбука была изобретена Константином, мы не знаем, но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки. Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно почти везде ее вытеснил латинский алфавит. Самые древние книги, написанные глаголицей, дошли до нас из XI века.

Кириллическое письмо, или кириллица
Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии — страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. О том, что письменность проникла на Русь до принятия христианства, то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками. В них упоминается о письменных завещаниях русских, о текстах, написанных на двух языках, об Иване — переписчике и переводчике. После принятия христианства русские переняли от болгар и все богатство славянской письменности. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси. Древнейшая из дошедших до нас древнерусских книг, написанных кириллицей, — Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге в Российской Национальной библиотеке.

«Гражданский» алфавит
Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название «гражданский». В 1918 году была проведена последняя реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

Почитание Кирилла и Мефодия
Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия с буквами славянской азбуки и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности «славянских стран учителям, источник богопознания нам источившим». Это слова из церковных песнопений в день памяти Кирилла и Мефодия.

Дохристианская письменность славянУ наших предков, у славян,
Меж дел великого значенья
Всегда к реченьям и словам
Было особое почтенье
Дохристианская
письменность славян
И.И.Кобзев

Введение в проблематику

Спорным оставался до недавнего времени вопрос о докирилловской
(дохристианской) славянской письменности. Лишь в результате последних
работ советских и болгарских ученых, а также в связи с открытием новых
древнейших памятников, существование письма у славян в докирилловский
период почти доказано. Меньше материалов для решения вопроса, что
представляло собой первоначальное славянское письмо и как оно возникло.
В русских работах до середины 40-х годов текущего столетия, а в
большинстве зарубежных работ - и до сих пор существование письма у
славян в докирилловский период обычно отрицалось.

Что такое дохристианские языки?

988 год

Доказательства существования

из письма Екатерины II Вольтеру и Дидро:
«…создавая «Российскую грамматику», Михайло Ломоносов, несомненно, хорошо знал «более ранние
грамматические наставления, бывшие до Кирилла у россиян общеупотребительными, но «не
отважился открыть сие из опасений гонений Синода »

Происхождение

Этрусский мастер. Два танцора. Настенная роспись

Определение типа письменности

Со второй половины 40-х до конца 50-х годов у многих советских авторов
проявлялась обратная тенденция - чрезмерно снижать роль внешних
влияний на возникновение славянского письма, считать, что письмо
самостоятельно возникло у славян еще с глубокой древности. Более того:
выдвигались даже предположения, будто бы славянское письмо повторило
весь путь мирового развития письма - от первоначальных пиктограмм и
примитивных условных знаков к логографии, от логографин - к слоговому
или консонантно-звуковому и, наконец, к вокализованно-звуковому письму.

«Черты и резы»

Семирадский Г. Похороны знатного русса. 1892
Титмар Мерзебургский

«Черты и резы»

Распространение могильников
черняховской культуры (по Г. Ф.
Никитиной)
а - 100 и более погребений;
б - 50 и более погребений;
в - 20 и более погребений;
г - 10 и более погребений;
д - единичные погребения;
е - памятники, отношение которых к
черняховской культуре ставилось под
сомнение

«Черты и резы»

Протокирилловское письмо

Протоглаголическое письмо

Систематизация

Применения славянами письма типа «черт и резов» отодвигается к Ш-IV вв. н, э.; в этот
период, как доказывают материалы «Черняховской культуры», племенной строй у славян
достиг уже настолько высокого развития, что потребность в создании письма типа «черт и
резов» стала достаточно настоятельной. Начало широкого использования славянами
греческого письма и формирования на основе его протокириллицы нужно относить не ранее
чем к VII и не позже чем к VIII в., т. е. ко времени, когда у славян образовались первые
раннефеодальные княжества и в связи с этим появилась потребность в точном буквеннозкуковом письме.В условиях недостаточного развития во второй половине I
тысячелетия н. э. политических и культурных связей между славянскими
племенами, формирование каждого из двух-трех возможных видов
дохристианского славянского письма должно было происходить у разных племен
разными путями. Поэтому можно предполагать существование у славян не только
этих двух-трех видов письма, но и местных их разновидностей.