Зарождение систематики. Что такое систематика Презентация на тему история систематики

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Многообразие современного органического мира Принципы систематики Белоусова Елена Ивановна учитель биологии МОУ «СОШ №5» г. Чусовой Пермский край

2 слайд

Описание слайда:

Многообразие современного органического мира как результат биологической эволюции Эволюция живых существ шла параллельно по двум линиям: с одной стороны, развивались одноклеточные доядерные и ядерные организмы, с другой стороны, - многоклеточные организмы. Развитие многоклеточных организмов осуществлялось, в трех направлениях: по линии автотрофных организмов (растения), линии гетеротрофных организмов с поглощением пищи путем всасывания (грибы) и линии гетеротрофных организмов с заглатыванием пищи (животные).

3 слайд

Описание слайда:

Джон Рей английский биолог, член Лондонского королевского общества. Автор первого перечня растений Англии (1670) и трёхтомной "Истории растений" (1686-1704), в которой описал и классифицировал 18600 видов. Предложил первую естественную систему растений, ввёл представление о двудольных и однодольных, различал растения с обоеполыми и раздельнополыми цветками. В труде "Систематический обзор животных..." (1693) предложил свою классификацию. Пользовался понятиями "род" и "вид" и дал определение вида. Рей (Ray) Джон (1628-1705) Незаслуженно забыт

4 слайд

Описание слайда:

КАРЛ ЛИННЕЙ (1707-1778), шведский натуралист За выдающиеся научные исследования ему был присвоен титул «Князь ботаников»

5 слайд

Описание слайда:

Жизненный путь Карла Линнея был необычен В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения. Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов. “Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть. Он попадет в климат благоприятный его развитию”.

6 слайд

Описание слайда:

В 1727 году Линней сдает экзамены и был зачислен в Лундский университет, изучает медицину, занимается самообразованием; В1732 году Линней отправился в путешествие в Лапландию – результат «Краткая флора Лапландии»; К. Линней едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук; Он издает книгу “Система природы”. Порядок есть подразделение классов, вводимое для того, чтобы не разграничивать роды в числе большем, чем их легко может воспринять разум. Карл Линней

7 слайд

Описание слайда:

Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в родном Упсальском университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной Звезды и дворянство. До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей. К. Линней в свадебном костюме Дворянский герб К. Линнея

8 слайд

Описание слайда:

Деревья звал деревьями, Цветок я звал цветком. Был прав великий гений, Цветам названья дав: В отечестве растений Нет безымянных трав. Сурок, байбак, тарбаган, бабачок, свистун, сугур … - сурок-байбак Marmota bobak «Ариаднина нить ботаники - система, без которой в ботанике хаос, - писал К. Линней в «Философии ботаники». - Система - вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов». Обыкновенная лесная роза с новым душистым цветком - Роза лесная.

9 слайд

Описание слайда:

К. Линней и его заслуги перед наукой Все растения разделил на классы, классы на отряды, отряды - на роды, роды - на виды; Всех животных Линней разделил на шесть классов; Каждому живому организму Линней дал видовое и родовое название; Описал около 10000 видов растений и свыше 4200 видов животных; Провел реформу языка ботаники, ввел новые термины; Поместил человека рядом с обезьянами; Система Линнея была искусственна, но сыграла огромную роль в истории биологии, так как помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ.

10 слайд

Описание слайда:

Систематика (от греч. systematikos - упорядоченный, относящийся к системе), область знания, в рамках которой решаются задачи упорядоченного определённым образом обозначения и описания всей совокупности объектов, образующих некоторую сферу реальности. Систематика - это отрасль биологической науки, которая описывает к какому роду, виду, семейству и т.д. относится тот или иной организм (и как эти виды-роды-семейства соотносятся между собой). Систематика - это наука о разнообразии видов организмов, их классификации, родственных отношениях и происхождении Таксон - группа организмов, отнесенных в процессе классификации к определенной таксономической категории (рангу таксона).

11 слайд

Описание слайда:

Предмет изучения систематики Описание, обозначение, классификация и построение системы живой природы, которая бы не только отражала сходство в строении организмов и их родство, но и учитывала историю возникновения и эволюцию разных групп организмов.

12 слайд

Описание слайда:

Построение биологической системы В настоящее время используется совокупность признаков организмов: 1) особенности строения организмов и их клеток; 2) история развития группы на основе ископаемых остатков; 3) особенности размножения и эмбрионального развития; 4) нуклеотидный состав ДНК и РНК; 5) состав белков; 6) тип питания; 7) тип запасных питательных веществ; 8) распространение организмов и т.д.

13 слайд

Описание слайда:

Принципы систематики Одну из первых систем живой природы создал шведский натуралист К. Линней и описал ее в «Системе природы» (1758). В основу своей системы К. Линней положил два принципа: бинарной номенклатуры и иерархичности. В соответствии с бинарной номенклатурой каждый вид называется по-латыни двумя словами: существительным и прилагательным. Например, Лютик едкий и Лютик золотистый и т.д. По современным правилам, упоминая вид организмов в тексте (научной статье, книге) впервые, приводят по-латыни и фамилию автора, его описавшего. Например, лютик ядовитый пишется Ranunculus sceleratus Linnaeus (Лютик ядовитый Линнея). Некоторые самые знаменитые систематики настолько общеизвестны, что их фамилии пишутся сокращенно. Например, Trifolium repens L . (Клевер ползучий Линнея). Если виду дано название, изменять его нельзя.

14 слайд

Описание слайда:

Принципы систематики Принцип иерархичности или соподчиненности, означает, что виды животных, объединяются в роды, роды - в семейства, семейства - в отряды, отряды - в классы, классы - в типы, типы - в царства. При классификации бактерий, грибов и растений вместо ранга отряд используется порядок, а вместо тип - отдел. Часто, чтобы подчеркнуть разнообразие в какой-либо группе, используют подчиненные категории, например, подвид, подрод, подотряд, подкласс или надсемейство, надкласс. В микробиологии употребляются такие термины, как " штамм " и " клон ".

15 слайд

Описание слайда:

Вид - Яблоня домашняя Malus domestica L . Род - Яблоня Malus Семейство - Розовые Rosaceae Порядок - Розовые Rosales Класс - Двудольные Dicotyledones Отдел - Покрытосеменные Angiospermae Царство - Растения Planta ИМПЕРИЯ - Клеточные ПОДИМПЕРИЯ - Многоклеточные ЦАРСТВО Животные ПОДЦАРСТВО Эуметазои или настоящие многоклеточные ТИП Хордовые КЛАСС Млекопитающие ОТРЯД Хищные СЕМЕЙСТВО Волчьи РОД Собака ВИД Собака домашняя

16 слайд

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История развития эволюционных идей Курс Общая биология 9 класс

I этап развития эволюционных идей – – учения античных философов философ Гераклит Эфесский (VI–V вв. до н. э.) «Вселенная никогда ни кем не создавалась, она существовала всегда, в ней нет ничего неизменного – все движется, изменяется, развивается»

I этап развития эволюционных идей – – учения античных философов Эмпедокл, V в. до н. э. Древнейшая теория эволюции «в самом начале на свет появились разрозненные части различных организмов (головы, туловища, ноги). Они соединились между собой в самых невероятных сочетаниях (пример, кентавры – мифические полулюди - полукони). Позднее все нежизнеспособные комбинации погибли»

II этап – мрачного застоя, развития креационизма Господство христианской церкви в Европе привело к насильственному насаждению метафизического мировоззрения в науке «постоянство, неизменность и изначальная целесообразность всей природы, т.е. полное соответствие организма или органа выполняемым функциям, т.е. цели поставленной творцом при его создании»

III этап – эпоха Возрождения (с Х V века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе Английский философ Френсис Бэкон (1561-1626) закладывает основы экспериментального подхода в научных исследованиях совершают основополагающие открытия в строении человеческого тела (Х VI- Х VII века) Андреас Везалий (Италия) Уильям Гарвей (Англия)

Открытие существования микромира Роберт Гук Англия III этап – эпоха Возрождения (с Х V века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе 1635-1703 Нидерланды Италия

Экспериментально опровергли возможность самозарождения живых организмов III этап – эпоха Возрождения (с Х V века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе Франческо Реди (1626 – 1697) Лаццаро Спалланцани (1729 – 1799) Луи Пастер 1822 - 1895

Р. Гук, Д. Дидро, Э. Жоффруа Сент-Иллер, И. Гёте, К. Рулье, Ш. Боннэ - сторонники изменяемости органического мира Жорж Луи Леклерк Бюффон, Франция (1707 – 1788) … Организмы, имеющие общих предков, претерпевают изменения под воздействием окружающей среды в течение длительного времени. .. Не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюционного развития Однако на этом этапе были выявлены основные проблемы будущего эволюционного учения IV этап – развитие концепции трансформизма – естественное непрерывное развитие живой природы

Жорж Луи Леклерк Бюффон, Франция, (1707 – 1788) … Организмы, имеющие общих предков, претерпевают изменения под воздействием окружающей среды в течение длительного времени. .. Чарльз Лайель, Англия, (1797 – 1875) … роль организмов в истории земной коры и связь между развитием органического и неорганического мира Не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюционного развития Однако на этом этапе были выявлены основные проблемы будущего эволюционного учения IV этап – развитие концепции трансформизма – естественное непрерывное развитие живой природы

* Основные задачи эволюционного учения – поиск решения проблем: Сущность и причины эволюции Причины целесообразности устройства организмов Причины многообразия органического мира Причины сходства и различий между разными видами Причины одновременного существования низших и высших организмов

Биология на рубеже Х VIII века была лишена стройной концепции эволюции, но развитие естественных наук подготовило почву для создания первых эволюционных теорий

Система органического мира Карла Линнея. Вид – элементарная единица живой природы. Выделил главный признак – свободное скрещивание особей одного вида. Ввел основные единицы систематики: вид, род, семейство, отряд, класс. Возможно естественное возникновение разновидностей, но виды неизменны. (!!!) Классификация растений и животных носила искусственный характер, т.к. основывалась на 1-2 признаках и не отражала подлинного родства группами организмов. (!!!) Предложил бинарную номенклатуру. (!!!) Описал около 10 тыс. видов растений, около 4,5 тыс. видов животных. Впервые поместил человека в отряд Приматов.

Карла Линнея по праву называют отцом систематики Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний

Эволюционные идеи Жана Батиста Ламарка (1744-1829). 1. Движущие силы эволюции – врождённые способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обитания 2. Направления эволюции – постепенное усложнение от низших форм к высшим (градации – ступени; отклонения от градаций – наличие низших и высших форм одновременно) 3. Результаты эволюции – возникновение приспособлений у живых организмов к условиям обитания и видообразование 4. Механизм эволюции – изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование организма, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослаблении того или иного органа и наследственное закрепление у данной особи. 5. Единица эволюции – отдельный организм

Пример эволюционных изменений по Ламарку

Оценка эволюционого учения Ж.-Б. Ламарка. Плюсы. Минусы.

Д./З.: Праграф № 41, Записи по тетради, таблица «Оценка учения Ламарка», Составить список научных открытий и технических достижений человека в конце Х VIII и начале Х I Х веков.





Начало развитию естественных наук в целом положили труды величайшего философа древности Аристотеля (гг. до н.э.). Титул «отца ботаники» принадлежит его ученику, другу и последователю Теофрасту (гг. до н.э.).


Теофрасту принадлежит первая классификация растительного царства. Он разделил все растения на четыре основные группы: деревья, кустарники, полукустарники и травы. В их пределах он выделил подчиненные группы: культурные и дикорастущие растения, наземные и водные, вечнозеленые и листопадные, цветущие и нецветущие и т.д.




В эпоху Аристотеля и Теофраста древнегречес- кая философия достигла наибольшего расцвета. С потерей Грецией государственной независи- мости условия для прогресса науки заметно ухудшились. Прагматичная культура Древнего Рима внесла мало нового в познание мира растений.


Попытку синтеза всех знаний о мире предпринял замечательный римский натуралист и писатель Плиний Старший (23 – 79 гг. н.э.), трагически погибший при извержении Везувия. Его перу принадлежит грандиозная 37-томная энциклопедия «Естественная история» («Historia naturalis»), в которой он впервые сопоставил греческие названия растений с латинскими.


Медицинская ботаника берет начало с работы «Materia medica» древнеримского врача и ученого Диоскорида (I в. н.э.). Диоскорид описал около 600 лекарственных растений и снабдил их иллюстрациями, что очень облегчало определение. Этот труд на протяжении полутора тысяче- летий оставался в Европе главным источником сведений о лекарственных растениях.


Длительный период средневековья был неблагоприятен для развития естественных наук. Хранителями знаний оставались некоторые монастыри с их собраниями древних манускриптов. 7 книг о растениях Альберта Великого (13 век). Относил растения к существам одушевленным, но с примитивной душой. Впервые отметил различия однодольных и двудольных растений.


Заметное влияние на развитие ботанических знаний в Европе оказали страны арабского мира. Абу Али Ибн Сина (Авиценна,) Аль-Бируни ()




Прогресс описательной ботаники в это время был обусловлен тремя основными причинами: 1) возникли и активно пополнялись коллекции первых ботанических садов; 2) появилась гербаризация как эффективный метод документации растений; 3) получило распространение книгопечатное дело.




















Период искусственных систем Андреа Чезальпино () В его системе, основанной на дедуктивном подходе Аристотеля, приняты 15 групп.


Фрагменты классификации Чезальпино 1. Деревянистые. Сердце у верхушки семени. Семена чаще одиночные. Quercus, Tilia, Laurus, Prunus и др. 3. Травянистые. С единичными семенами. Семя в плоде одно. Valeriana, Urtica, Gramineae и др. 4. Травянистые. С одиночными сочными плодами. Многочисленные семена в плоде с мясистым вместилищем перикарпием. Cucurbitaceae, Solanaceae, Asparagus, Arum и др. 6. Семена парные, под каждым цветком соединены вместе, так что перед созреванием выглядят как целое. Цветки в зонтиках. Umbelliferae* 10. Семена четверные, 4 голых семени расположены вместе (плод, распадающийся на 4 односемянные части). Boraginaceae, Labiatae 13. Семена многочисленные; цветок общий (апокарпный гинецей). Ranunculus, Alisma и др. 1. Деревянистые. Сердце у верхушки семени. Семена чаще одиночные. Quercus, Tilia, Laurus, Prunus и др. 3. Травянистые. С единичными семенами. Семя в плоде одно. Valeriana, Urtica, Gramineae и др. 4. Травянистые. С одиночными сочными плодами. Многочисленные семена в плоде с мясистым вместилищем перикарпием. Cucurbitaceae, Solanaceae, Asparagus, Arum и др. 6. Семена парные, под каждым цветком соединены вместе, так что перед созреванием выглядят как целое. Цветки в зонтиках. Umbelliferae* 10. Семена четверные, 4 голых семени расположены вместе (плод, распадающийся на 4 односемянные части). Boraginaceae, Labiatae 13. Семена многочисленные; цветок общий (апокарпный гинецей). Ranunculus, Alisma и др.












Карл Линней 3. Предложил бинарную номенклатуру. 4. Разработал половую систему растений на основе числа, соразмерности и положения тычинок и пестиков. Показал, что андроцей и гинецей гораздо более постоянны в своих признаках и имеют большее систематическое значение, нежели венчик, чашечка, соцветие или вегетативные органы.


Классификация растений К. Линнея Систематика высших растений Однотычинковые Двухтычинковые Трехтычинковые Четырехтычинковые Пятитычинковые Шеститычинковые Семитычинковые Восьмитычинковые Девятитычинковые Десятитычинковые Двенадцатитычинковые Двадцатитычинковые Многотычинковые Двусильные Четырехсильные Однобратственные Двубратственные Многобратственные Сростнопыльниковые Сростнопыльникопестичные Однодомные Двудомные Многобрачные Тайнобрачные






Переход к естественным системам Фрагменты ЕСТЕСТВЕННОГО МЕТОДА подлежат тщательному изучению. Это первое и последнее, к чему стремится ботаника. Природа не делает скачков. Все растения проявляют друг другу сродство, как земли на географической карте. К. Линней «Философия ботаники» (1751)




Конец 18 в.: развитие представлений о сродстве как естественной связи между живыми существами. Мишель Адансон (1726–1806). «Семейства растений» (1763): учет максимально возможного числа признаков. Суммировал 65 систем, построенных по отдельным признакам.


Династия Жюссье Садовник Бернар Жюссье (1699–1777) из ботанического сада в Версале. Предложил взвешивать признаки. Его племянник Антуан Лоран Жюссье. Предложил систему «восходящего» типа, соединив классы в единую цепь от простого к сложному. Основные признаки: число семядолей, число лепестков, положение завязи.


СИСТЕМЫ «НИСХОДЯЩЕГО» ТИПА первой половины 19 в. От сложного к простому и от многого к малому Огюстен Пирам Декандоль (1778–1841). Описание всех видов растений (около 60 тысяч). «Prodromus systematis naturalis regni vegetabilis» «Предвестник естественной системы растительного царства» (1823–1873)


ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ конца 19 в. Распространение дарвиновской теории эволюции естественным образом вело к представлению, что сродство на самом деле отражает генеалогическое родство, общность происхождения, а различия между таксонами характеризуют меру их расхождения, дивергенции в процессе эволюции.


ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ конца 19 в. Энглер в «Syllabus des Pflanzenfamilien» обосновал «принципы естественного расположения» таксонов растений. Главная цель филогенетической системы заключается в отражении родства организмов. Необходимо отличать гомологичные сходства от аналогичных. Выделил примитивные и продвинутые признаки.






ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ второй половины 19 в. Энглер предложил филогенетическую систему восходящего типа. Признаки многоплодниковых считал примитивными, но систему начинал с однопокровных. Признавал первичный полиморфизм цветковых растений. Система Энглера получила широкое распространение в России.


Казуариновые Казуарина прибрежная 1 ветвь с мужскими соцветиями на концах ассимиляционных побегов, женскими соцветиями в средней части ветви и пустыми деревянистыми соплодиями предыдущей вегетации в нижней части ветви; 2 фрагмент верхушечной части сложного мужского соцветия с тремя элементарными мутовчатыми соцветиями; 3 мужской цветок; 4 женское соцветие с длинными нитевидными лопастями рылец; 5 женский цветок; 6 плод с прозрачным крылом.




Cистема покрытосеменных по Н.И. Кузнецову (1922) Большинство систем цветковых растений – монофилетичные, т.е. берут начало от одного предка. Полифилетичная система разрешает происхождение от двух и более предков. Однопокровные Многоплодниковые Первичные голосеменныеБеннетитовые Пятикруговые Трехмерные Пятикруговые Пятимерные Пятикруговые Четырехмерные Проантофиты Эуантофиты





У р о к 3 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ Цели: рассмотреть деятельность ученых разных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея на систему органического мира. Задачи: о б р а з о в а т е л ь н а я: рассмотреть основные этапы становления теории эволюции; показать сущность и значение работ К. Линнея по систематизации органического мира; продолжить основных биологических понятий; вырабатывать умения выделять главное, анализировать, сопоставлять; р а з в и в а ю щ а я: формирование в о с п и т а т е л ь н а я: патриотическое воспитание – показать роль отечественных ученых в становлении теории эволюции. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: беседа, проблемное изложение. Планируемые предметные результаты: ученик должен и м е т ь п р е д с т а в л е н и е: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.; з н а т ь: основные положения учения К. Линнея, понятия о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде; у м е т ь: объяснять, с точки зрения К. Линнея, причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды. Междисциплинарные связи: история, география. Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология. Образовательные ресурсы: таблицы «Классификация растений», «Уровни организации живой природы»; карточки. С ц е н а р и й у р о к а I. Актуализация знаний.

Проверка изученного материала: фронтальный опрос учащихся по вопросам в конце главы 1. Вопрос 3 выносится на отдельные карточки в виде таблицы «Уровни организации живой природы». Поэтому при характеристике уровней (вопрос 2) можно ограничиться их перечислением. В карточках вторая колонка должна быть пустой. Двое учащихся заполняют эту таблицу во время фронтального опроса. Уровни организации живой природы Название уровня БИОСФЕРНЫЙ Компоненты, составляющие уровень Совокупность всех биогеоценозов; включает все явления жизни на Земле. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов ПОПУЛЯЦИОННО­ ВИДОВОЙ БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ Совокупность организмов разных видов и царств во взаимосвязи с факторами среды их обитания Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитании, в котором формируются популяции Отдельная особь определенного вида, способная к развитию как живая систе­ ма – от момента зарождения до прекращения существования Отдельная клетка Молекулы веществ – органических и неорганических, которые входят в состав и клеток, и организмов ОРГАНИЗМЕННЫЙ КЛЕТОЧНЫЙ МОЛЕКУЛЯРНЫЙ Вопрос 4 рассматривается письменно у доски. В конце урока 2–3 учащихся сдают тетради на проверку таблицы «Основные свойства живых систем». Проверка сформированности биологических понятий проводится по

карточкам: Популяция – это … Биогеоценоз – это … Обмен веществ – это … Карточка 1. Дайте определения: Клетка – это … Ткань – это … Орган – это … Организм – это … Карточка 2. Дайте определения: Наследственность – это … Изменчивость – это … Онтогенез – это … Карточка 3 (для учащихся с низким уровнем знаний). О каких определениях идет речь? 1. Один из основных структурных, Филогенез – это … Саморегуляция – это … функциональных и ее живая самовоспроизводящих элементов живой материи, элементарная система – это … 2. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства – это … 3. Любое живое существо, целостная система, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами, – это … 4. Эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся однородная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их абиотическая среда, характеризующаяся относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока энергии, приходящей от Солнца, – это … 5. Историческое развитие организмов, эволюция органического мира, различных систематических групп, отдельных органов и их систем – это … II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели. Показать необходимость сведений о систематизации биологических знаний. III. Открытие новых знаний.

1. Становление теории эволюции. Теория эволюции – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов. Эволюция – необратимый процесс исторического изменения живого. Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования эволюционизма. Таких этапов на сегодняшнем уроке рассмотрим два (запись схемы учителем на доске): 1. Додарвиновский: «античный»; «метафизический». 2. Дарвиновский. 2. «Античный период». Эволюционные идеи – представления об историческом развитии наблюдаемого разнообразия жизни – возникали еще тысячелетия назад. «Античный период» (Аристотель, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций) – в этот период была разработана идея единства всей природы («лестница живых существ» Аристотеля), начинающаяся минералами и заканчивающаяся человеком. Но идея этой лестницы была далека от идеи развития; высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней. В основе рассуждений о единстве природы лежали представления о движении материи. Причины же по­ разному толковались представителями разных философских школ. Это все не позволило объединить идею единства природы с идеей развития природы от простого к сложному. Чтобы более ярко проиллюстрировать следующий период, предложите ученикам решить проблему: – Представьте себе огромное книгохранилище, в котором нужно установить в нем порядок. Каким образом вы будете классифицировать книги? – По какому признаку вы будете объединять их в группы: а) по цвету обложки; б) по формату; в) по алфавиту; г) по году издания? Классификация книг по формату удобна для их хранения на полках разной высоты, но неудобна для читателя, интересующегося книгами на определенную тему. Все более обогащаясь фактами, появлявшимися в ходе прогресса естествознания, биологические знания привели в конце XVIII в. к

формированию эволюционного учения. 3. «Метафизический период» (XVII–XVIII в.). К. Линней – создатель бинарной номенклатуры, ему принадлежит идея иерархичности таксонов. (Обратить внимание учащихся на искусственность его системы.) Он допускал естественное возникновение разновидностей, но был убежден в том, что «видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность». Вид он рассматривал как стабильный элемент в природе и верил в библейскую легенду о сотворении видов. В Р о с с и и: М. В. Ломоносов («О слоях земных») закладывает основы современной науки. Изменения в неживой природе рассматривал как непосредственную причину изменений животного и растительного мира, по останкам вымерших форм он судил об условиях их существования в прошлом. К. Ф. Вольф, изучая развитие эмбрионов у птиц и почек у растений, высказал идею постепенного развития гетерогенного из гомогенного путем новообразования структур. IV. Закрепление. Совместная формулировка вывода. Несмотря на неоднократно высказывавшиеся гениальные догадки о развитии, эволюции живой природы, до конца XVIII в. господствует «мысль о целесообразности установленных в природе порядков», о сотворении кошек для пожирания мышей, а мышей – чтобы быть пожираемыми кошками, а всей природы – чтобы доказать мудрость творца. Высказывавшиеся элементы эволюционизма еще не складывались в эволюционное учение. Впервые такое учение было создано Ж. Б. Ламарком. V. Рефлексия. Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата. Домашнее задание: с. 12–14; вопрос в конце текста пояснить. К вопросу 4 найти примеры.

Дополнительная информация В первом издании основного труда К. Линнея «Системы природы» было лишь 13 страниц. Если бы мы сегодня попытались описать все известные виды растений, животных, микроорганизмов, уделив каждому виду по десять строк, то эти описания заняли бы 10 000 книг по 2335 страниц. В основу классификации было положено не родство организмов, а сходство по некоторым наиболее легко отличимым признакам. Объединив растения по числу тычинок, по характеру опыления, Линней в ряде случаев получил совершенно искусственные группы. Так, в класс растений с пятью тычинками он объединил морковь, лен, лебеду, колокольчики, смородину и калану. Из­за различий в числе тычинок ближайшие родственники – брусника и черника – попали в разные классы. Зато в другом классе (однодомных растений) встретились осока, береза, дуб, ряска, крапива и ель. Но, несмотря на эти очевидные просчеты, система Линнея сыграла огромную роль в истории биологии, так как она помогла хоть как­то ориентироваться в огромном многообразии живых существ. Ж. Кювье – основатель палеонтологии. Являлся сторонником описания видов (их наименование и классификация). Ему принадлежит «Теория катаклизмов», в которой он утверждает, что на Земле все время происходят катаклизмы. Они ведут к исчезновению (локальному) живых организмов и на этих участках Бог создает что­то новое или то же самое. Признавал влияние условий существования на живые организмы. Считал, что виды не изменяются. Ж. С. Илер – ему принадлежит идея об изменяемости органической природы. Признавал единый план строения органического мира. Является автором теории гомологов. В этой теории он говорит о сходстве в строении частей тела у животных. Сходные органы могут отличаться по анатомии, но их расположение будет одинаковым (плечо – предплечье). Принципы: – принцип взаимосвязи органов (гомологичные органы всегда располагаются одинаково относительно смежных частей тела,

развиваются из одних и тех же зачатков, что говорит об общности происхождения). – принцип балансировки (орган достигает своего полного развития за счет недоразвития другого органа или смежного с ним). Например, у жирафа длинные шея и конечности, а туловище короткое. При помощи этого принципа можно объяснить происхождение рудиментарных органов и атавизмов. Он считал, что многообразие органического мира определяет среда обитания. Ныне живущие животные происходят из непрерывной цепи поколений вымерших животных.