Презентация на тему "песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда". Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда Использование кинетического песка в работе логопеда презентация

Глущенко Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №3 "Родничок"
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающая технология "Живой песок" в работе учителя-логопеда ДОУ.
Дата публикации: 06.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Здоровьесберегающая технология

«Живой песок»

в работе учителя-логопеда ДОУ.

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К.Д. Ушинский

«Часто руки знают, как решить задачку,

с которой интеллект боролся напрасно»

К.Г. Юнг
Речь является одной из важнейших психических функций человека. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта в речи. Поэтому возникают большие трудности в коррекционной работе. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется обширный практический материал по эффективному речевому развитию детей, а так же широкое распространение получили нетрадиционные методы воздействия: сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, глинотерапия, воскотерапия, кристаллотерапия, фитотерапия, ароматерапия, хромотерапия, мызукотерапия, пескотерапия и др. Все эти методы относятся к здоровьесберегающим технологиям. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. Но нам хочется остановиться на той, которая, на наш взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой- либо символ в глубине бессознательного».
Ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает и снова строит. Но именно это простое действие уникально - на смену старому, разрушенному всегда приходит новое. Малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Можно сделать отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, развивают речь, произвольное внимание и память, что очень важно для детей с нарушениями речи. Так как песок уже в течение многих лет используется педагогами в различных видах деятельности и постоянно доступен детям, для коррекционной работы нами был выбран живой (Living Sand) и кинетический песок (Kinetic Sand).
Живой песок
– это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен - с одной стороны, с другой – «текуч». До него дотрагиваешься – он «движется», «оживает». С песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсических веществ, поэтому может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Начали мы свою работу с живым (Living Sand) и кинетическим песком (Kinetic Sand) с создания долгосрочного проекта «Живое чудо». Разработали план работы для детей старшего дошкольного возраста и с интересом приступили к работе. Для родителей и педагогов ДОУ провели мастер-класс «Живое чудо», консультации: «Живой (Living Sand) и кинетический песок (Kinetic Sand) – универсальная игрушка в работе с детьми, родителями и педагогами», написали статью в групповом журнале для родителей «Живой песок», «Игры с живым песком». Разработали картотеку игр и игровых упражнений, систематизировали игровой материал для игр с песком. Игры с использованием песочной терапии делятся на три направления: 1).
Обучающие игры:
направлены на развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, развитие речи, словарного запаса слов, развитие восприятия различного темпа речи, развитие высоты и силы голоса, дыхания, внимания и памяти, фонематического слуха. 2).
Познавательные игры,
с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
3).
Проектные игры,
с их помощью мы осуществляем психолого- педагогическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Основная деятельность дошкольника – игра. Игры с песком позволяют:  развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;  снимать мышечную напряжённость;  совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;  расширять словарный запас;  освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;  развивать фонематический слух и восприятие;  развивать связную речь, лексико-грамматические представления;  изучать буквы, осваивать навыки чтения и письма. Для игры с живым (Living Sand) и кинетическим песком (Kinetic Sand) не требуются инструкции и руководства. С ним интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Живой кинетический песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также он прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом. Помогает ребенку концентрироваться, быть сдержанным и спокойным.
Общие условия организации работы

живым (Living Sand) и кинетическим песком (Kinetic Sand).
В качестве песочницы используется специальный контейнер, разнос или поверхность стола. Для организации игр с песком у нас имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее). В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе игр с песком:  люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям;  наземные животные (домашние, дикие, доисторические);  летающие животные (дикие, домашние, доисторические);  обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);  жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);  домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);  деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);  объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);  транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
 объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);  объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);  аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);  естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и прочее). Перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в мини- песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе живой (Living Sand) и кинетический песок (Kinetic Sand). Перед тем, как начать играть с песком, проговариваем стихотворение: Песок чудесный и приятный, Течет сквозь пальцы, как вода. Он замечательный и увлекательный, Мы будем мять его всегда! Можно строить и чудить, Можно много говорить. Будем мы с песком играть, Язычок свой развивать!
Игры и упражнения, используемые при работе с

живым (Living Sand)

и кинетическим песком (Kinetic Sand)

:
 Скользить, «ехать» по поверхности песка с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка - шипит, тигр - рычит);  «Сказочники песчаной страны». Моделируем из песка сказочные сюжеты с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.  «Идут машины, санки, коньки». Скольжение ладонями по поверхности песка зигзагообразными, круговыми движениями, а так же движениями в разных направлениях.
 «Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу». Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.  «Там на неведомых дорожках». Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Логопед предлагает представить, чьи это могут быть следы.  «Волшебные узоры». Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.  «Делай как я». В паре с логопедом или другим ребенком – повторение движений рук, пальцев по песку в зеркальном отражении.  Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Трубочка», «Блинчик», «Чашечка»);  «»Попади в цель». На развитие силы воздушной струи - слепить маленький шарик и дуть на него через трубочку от коктейля, можно задувать в песочные ворота или мишень; игра «Гольф» - задувать теннисный мячик в ямки из песка;  «Песочный вернисаж». Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;  «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг можно проговаривать звук или слог;  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук;  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам (можно использовать на введение звука в слоги);  Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;  «Веселые превращения». Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я», «Р» в «В», «В» в «Ь» и т.д.; «Кто спрятался?» Найди спрятанные в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук; найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово, предложение.  «Допиши букву, слово». Логопед пишет букву или слово, засыпает или стирает его часть, предлагает ребенку восстановить написанное.  «Напиши, что скажу». Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.  Можно делить слова на слоги, палочкой вычерчивая на песке необходимое количество полосок;  Игра «Горки» (на дифференциацию). Ребенок строит две горки, далее логопед дает задание расставить фигурки, в названии которых есть звук [с] на одну горку, а в которых есть звук [ш] - на другую. Можно в каждую
горку вставить флажок с буквой, чтобы ребенок не путался и составить устный рассказ о получившемся городе и его жителях.  «Археология» (на автоматизацию). Закопать игрушку. С помощью кисточки ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано.  Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су- м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.  Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Логопед достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Дети делают домики для животных. Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару (по принципу твердый-мягкий).  Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.  Упражнение «Необыкновенные следы».«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными либо напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.  «Отыщи и назови». Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.  «Что скрывает песок?». Дети находят в песке таблички со словами, считывают, классифицируют.  «Кто быстрее?». Игра-соревнование, проводится с детьми в парах, тройках в разных песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.  «Что ты чувствуешь?». Описание детьми своих ощущений при взоимодействии с песком.  «Сюрпризы для друзей». Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, киндеров, цветных камешков, ракушек.  «Мина», «Сопер». Осторожноеоткапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.
 «Море волнуется». Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф. Закончить игры с песком можно тоже стихами: Мы с песком играли, И в ладошках его мяли. Спасибо, волшебный песочек, Наш дорогой дружочек! Опыт работы показал, что использование живого (Living Sand) и кинетического песка (Kinetic Sand) дает положительные результаты: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; - дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата; - на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками. Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы. МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Родничок» учитель-логопед Глущенко И.А.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель-логопед Кунах Светлана Михайловна Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно. К. Г. Юнг

В чем сила песка? песок - очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент; песок - демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать; песок - природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца; песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды; песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость;

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картинки из песка, придумывая разные истории, мы в наиболее органичной форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Направления арт-терапии МУЗЫКОТЕРАПИЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ ИГРОТЕРАПИЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ИЗОТЕРАПИЯ КУКЛОТЕРАПИЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ И МНОГИЕ ДРУГИЕ

История метода Метод песочной терапии берет начало в 1929 году, когда английский детский психотерапевт М.Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским терапевтом Дорой Кальфф. Она дополнила технику Ловенфельд психоаналитическим подходом. Благодаря работам Кальфф песочная терапия была представлена в качестве составной части аналитического процесса, формой выражения метода «активного воображения».

Использование песочной терапии на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами -игры на развитие фонематического слуха, -коррекции звукопроизношения, - по развитию связной речи, -по развитию грамматического строя речи, - во время обучения чтению и письму, -во время работы над разнообразными понятиями (овощи, мебель, посуда и др.). -В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Показания к применению Метод песочной игры подходит для детей от трех лет, применяется для работы с проблемами: Трудности в общении Взаимоотношения детей и родителей Кризисные ситуации (развод, переезд и др.) Психологические травмы Расстройства настроения Страхи, тики, навязчивости и др. расстройства Проблемы поведения (агрессия и др.) - Помимо общепринятых направлений используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

ПРИНЦИПЫ ПЕСОЧНОЙ ИГРОТЕРАПИИ - Основной принцип игр на песке - создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Реализация этого принципа позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. -Еще один принцип - реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов.

Присоединение к ребенку Искренняя заинтересованность, заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.

Что нужно для игры в песок?

Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Текст к презентации мастер класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим с вами о песке. Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Сл.3

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Сл.4

Чем же так хорош песок.

песок - очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;


песок - демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать;

Песок - природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца;


песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях,


песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость;

Сл.5

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.

Сл.6

Что такое арт терапия я останавливаться подробно не буду. В двух словах это лечение искусством. Направлений арт терапии сейчас много и психологам они все хорошо известны и применяются на практике, принося положительные результаты. И мы логопеды взяли на вооружения некоторые виды или элементы от этих методик.

Сл.7

Метод песочной терапии берет начало в 1929 году, когда английский детский психотерапевт М.Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским терапевтом Дорой Кальфф. Она дополнила технику Ловенфельд психоаналитическим подходом. Благодаря работам Кальфф песочная терапия была представлена в качестве составной части аналитического процесса, формой выражения метода «активного воображения».

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Но как известно все новое – хорошо забытое (или незабытое) старое. Все мы знаем как полезно рисовать пальчиками на манке, перебирать мелкие предметы, сравнивать тактильные ощущения, ощупывая разные по структуре поверхности. Все это нам дает применение игр с песком на наших коррекционных занятиях.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук.

С помощью песочницы мы можем проводить игры на развитие фонематического слуха. Например: Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук.

Можно работать над звукопроизношением. Например: При автоматизации свистящих, шипящих мы можем произносить корригируемый звук одновременно с движением пальчиков или ладошек по песку (ползет змея, едет велосипед. Звук Р – едет машина)

Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Для развития связной речи песочница представляет собой множество вариантов. Это и рассказы по только что созданной картине, по построенной волшебной стране и разыгрывание сказок и т.д. В общем применения песочницы могут ограничиваться только вашей фантазией.

Сл.9.

Использовать песок можно с детьми начиная с 3 летнего возраста.

Сл.10

- Основной принцип игр на песке - создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Реализация этого принципа позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Сл.11.

Как показывает практика включение игр с песком в занятия приносят положительные результаты в коррекции речевых нарушений. Ребенок с большим интересом идет на занятие.

Сл.12

Что нам нужно для занятий? Это всевозможные мелкие игрушки, камушки, ракушки, защищенные карточки, конструктор и т.д.

Сл.13

И в заключении хочу добавить. Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

Наталья Богданова

Цель:

Знакомство со свойствами кинетического песка

Задачи:

Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук;

Формирование нестандартного творческого мышления;

Закрепление умения сосредотачиваться и концентрировать внимание;

Развитие тактильных ощущений при работе двумя руками, что благотворно отражается на речи ребенка.

В процессе работы с детьми с диагнозом «Общее Недоразвитие Речи», возникла необходимость в подборе новых методов и приёмов, улучшающих результативность занятий. Сложность речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.


Одним из таких методов является арт. -терапия, а именно использование кинетического песка. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным, личностно-ориентированным и здоровье сберегающим технологиям работы с детьми.


Этот необычный материал был изобретён в Швеции, в России появился лишь в 2013 году. Состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка и 2% силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки (Е 900).


Этот удивительный песок:

Лепится, как мокрый и рассыпается, как сухой;

Завораживает своей воздушностью и мягкостью;

Приятен на ощупь, не оставляет следов, при сжатии объём песка уменьшается в 2 раза;

Сохраняет форму в течение длительного времени.


Преимущества кинетического песка:

Не токсичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей.

Силиконовая составляющая не высыхает со временем, поэтому он постоянно остаётся «влажным на ощупь».

Не боится воды и, в случае смачивания, после просушки сохраняет свои свойств.

Просыпанный на пол, легко собирается.

Им практически невозможно засорить глаза.

Рыхлый, но обладает «текучестью».

Не требует специальных условий хранения.


Используемые игрушки:

Фигурки людей, животных, птиц, насекомых, пауков и т. д.

Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов;

Камешки, дощечки, шишки,ракушки, желуди, каштаны, любой природный материал;

Разнообразные формочки;

Игрушечная посуда;

инструменты: ножи, стеки, деревянные палочки, пластмассовые трубочки.


Выводы: Игры с кинетическим песком считаю доступным и эффективным методом в коррекционно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Беря во внимание, что основной вид деятельности дошкольника- это игра, перенос традиционных занятий в песочницу даёт значимый образовательный и воспитательный эффект.

Анализируя поведение и достижения детей можно с уверенностью сказать, что улучшилось эмоциональное состояние детей, они стали более раскрепощёнными, развиваются творческие способности, воображение, мышление. Дети стали усидчивее, внимательнее на занятиях, появились элементы связной речи. Занятия с песком помогают в обучении грамоте,формируют слоговую структуру речи.

Дальнейшую работу в этом направлении следует расширять и продолжать.



Публикации по теме:

Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.

Использование кинетического песка в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ Малышева Елена Игоревна, Сергеева Марина Борисовна «Использование кинетического песка в коррекционно-развивающем сопровождении детей с.

Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых.

Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Подготовили: учитель-логопед Е. М. Вотинова, педагог-психолог Е. С. Вотинова МАДОУ «Центр.

Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?

У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу.

Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндер-сюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.).

На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Развитие фонематических представлений

Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

МОУ «Начальная школа – детский сад №3, с. Елово»

Учитель – логопед: Зайцева Нина Петровна. 2011 г.

Слайд 2

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Слайд 3

Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются:

Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;

Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

Коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

Успешная социализация детей с дефектами речи.

Слайд 4

Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам.

Слайд 5

Нетрадиционные логопедические технологии.

  • Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
  • Массаж языка.
  • Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Су-Джок терапия – взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
  • Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.
  • Слайд 6

    • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
    • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
    • Музыкотерапия– воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
    • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
    • Литотерапия- терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
    • Имаготерапия– театрализация.
    • Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
    • Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.
  • Слайд 7

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

    Слайд 8

    · развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

    · снимают мышечную напряжённость;

    · помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

    · развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

    · стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

    · позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

    · преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

    · развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

    Игры с песком

    Слайд 9

    · совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

    · способствуют расширению словарного запаса;

    · помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

    · позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

    · способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

    · помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.

    Слайд 10

    Общие условия организации песочной терапии.

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.

    Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина).

    Слайд 11

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Слайд 12

    Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком, который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать.

    Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

    Слайд 13

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

    • Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
    • Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
    • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
    • В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
  • Слайд 14

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко.