Родительный падеж имен существительных множественного числа с презентацией. Презентация к уроку русского языка "родительный падеж существительных множественного числа" Был в восторг


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МОУ «Майская гимназия Белгородская область Белгородский район» Подготовила и провела учитель начальных классов: А. Н. Ненаткевич БЕЛГОРОД - город в Российской Федерации, центр Белгородской области, расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на правом берегу р. Северский Донец, в 695 км к югу от Москвы и в 40 км от границы с Украиной. Железнодорожный и автодорожный узел. Аэропорт. Областной и районный центр. Население 344,2 тыс. человек (2001). Основан в 1593. Город с 1779. Белгород разделён на два городских округа: Восточный и Западный. До 1993 года округа назывались районами: Свердловский и Октябрьский - соответственно. Флаг Белгорода был принят 18 июня 1999 года. На голубой полосе у древка флага фигуры городского герба - орел и лев. Герб Белгород, принятый 18 июня 1999 года, продолжил традицию исторического герба, утвержденного 21 июля 1893 года на основе знаменной эмблемы 1712 года Белгородского пехотного полка, проявившего доблесть в Полтавской битве. «В лазоревом (голубом, синем) поле восстающий золотой (желтый) лев с червленым (красным) языком и серебряными (белыми) глазами, зубами и когтями; над ним взлетающий с распростертыми крыльями серебряный (белый) орел с золотыми (желтыми) глазами, языком, клювом, когтями и лапами». Население современного Белгорода многонационально, в данный момент на территории города проживает до 100 национальностей. Наибольшая часть - русские. На втором месте - украинцы, область является приграничной, от Белгорода до границы с Украиной всего лишь 38 км. Население города увеличивается с каждым годом за счёт мигрантов с севера России и бывших советских республик, хотя в городе наблюдается естественная убыль. В последние годы отношение числа умерших к числу родившихся сокращается. Белгород можно назвать быстрорастущим и молодым городом, средний возраст населения города немного ниже, чем в целом по стране. Первое городище на территории современного Белгорода археологи (Б. А. Рыбаков, 1951) датируют X веком (995 год). Город основан по указу царя Фёдора Иоанновича 11 сентября 1596 года как пограничная крепость. С 1658 года Белгород являлся главным городом Белгородской черты - 800-километровой оборонительной линии, защищавшей Московское царство от набегов крымских татар. В начале XVIII века, после присоединения Украины и строительства Украинной оборонительной линии, стратегическое значение Белгорода значительно уменьшилось. Вскоре после завоевания Крыма, в 1785 году, город был исключён из числа действующих крепостей. В 1727-1779 годах город был центром Белгородской губернии, в которую входили такие города, как Орёл и Харьков. После упразднения губернии Белгород становится уездным городом Курской губернии. В XIX веке основная промышленность - добыча мела, шерстомойни, переработка воска. Белгородские свечи очень славились. До середины XIX века Белгород был одним из главных центров торговли салом и напитками, содержащими алкоголь.В конце XIX века в городе были 15 церквей и 2 собора, мужской и женский монастыри, мужская классическая гимназия, женская 8-классная гимназия, учительский институт, учительская семинария, духовное начальное училище, уездное и приходское училище. Общий вид Белгорода начала XX века Вид на жд.вокзал Белгорода Вид на Свято-Троицкий собор города (построен до 1707, не сохранился). Советская власть в городе была установлена 26 октября (8 ноября) 1917 года. 10 апреля 1918 года Белгород был занят немецкими войсками. После заключения Брестского мира демаркационная линия прошла севернее города, Белгород был включён в состав Украинской Державы гетмана Скоропадского. 20 декабря 1918 года, после свержения Скоропадского занят Красной Армией, вошёл в состав РСФСР. С 24 декабря 1918 года по 7 января 1919 года в Белгороде размещалось временное Рабоче-Крестьянское правительство Украины под руководством Г. Пятакова. С 23 июня по 7 декабря 1919 года город занимала Добровольческая армия. Во время Великой Отечественной войны в окрестностях Белгорода шли кровопролитные бои. Город был дважды оккупирован немцами, с 24 октября 1941 года по 9 февраля 1943 года и с 18 марта по 5 августа 1943 года. Когда же кончилась война, то город был очень сильно разрушен, уцелело всего несколько десятков зданий. В честь освобождения Белгорода и Орла от немецких войск 5 августа 1943 года был дан салют в Москве. С тех пор Белгород называется городом первого салюта, а 5 августа празднуется как День города. В 1980 году город Белгород был награждён орденом Отечественной войны I степени за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве. Сегодня Белгород - город с развитой инфраструктурой, научный, культурный, экономический и духовный центр Центрально-Чернозёмного района и России. Город насчитывает 576 улиц, бульваров и проспектов, общей протяжённостью около 460 км. Также является крупным транспортным узлом России. Белгород неоднократно занимал почётное первое место по чистоте и благоустроенности среди городов России с населением от 100 до 500 тыс. человек. В 1954 город стал административным центром Белгородской области. С этих времён начинается бурное развитие города как областного центра. Можно сказать, что город отстроили заново. 605 50 52 40 49 53 72 67 48 46 36 40 52 Норма осадков, мм 2,4 −6,9 −2,5 3,1 8,4 13,3 14,3 12,6 9,4 3,2 −4,9 −9,6 −11,1 Средний минимум, °C 10,9 −1,8 2,7 11,0 18,6 24,3 25,1 23,6 20,7 12,6 1,9 −3,3 −4,8 Средний максимум, °C Год Дек Ноя Окт Сен Авг Июл Июн Май Апр Мар Фев Янв Показатель Климат Белгорода Климат Белгорода умеренно-континентальный, с жарким сухим летом и изменчивой прохладной зимой. Максимум осадков достигается летом. ИОАСАФ Белгородский (в миру Иоаким Андреевич Горленко) , русский святитель, епископ Белгородский (с 1748).Канонизован 4 сентября 1911. Память в Православной церкви 4 (17) сентября (день обретения мощей) и 10 (23) декабря. ХОРКИНА Светлана Васильевна (р. 19 января 1979, Белгород) - российская спортсменка (спортивная гимнастика), депутат Государственной думы пятого созыва (с 2007); двукратная олимпийская чемпионка (1996, 2000); трехкратная абсолютная чемпионка мира, трехкратная абсолютная чемпионка Европы; заслуженный мастер спорта, кандидат педагогических наук. Почётные звания:«Город первого салюта» (5 августа 1943 г.).«Город воинской славы» (27 апреля 2007 г.).


Приложенные файлы


Повторим!

Идти вдоль дорог

(1 скл, Род.п)

(2 скл, Пр.п)

Был в восторг

(на ия, Пр.п)

Был на лекци

Участие в соревновани

(на ие, Пр.п)

(на ия, Д.п)

Шёл к станци

По тропинк

(1 скл, Д.п)

Объясните правописание

падежных окончаний существительных .


Блиц - опрос

1 . Существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто? что?

2 . Постоянные признаки существительного – род, склонение, непостоянные – число и падеж.

3 . К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием – А , - Я .


4 . Существительные 1 склонения в Дат и Предл. падежах имеют окончание Е .

5 . Существительные 1 склонения в Род. и 3 склонения в Род, Дат и Предл. падежах имеют окончание И .

6 . Существительные 2 склонения в Предл. падеже имеют окончание Е .

6 . Существительные на ИЕ , ИЯ , ИЙ в Род, Дат и Предл. падежах имеют окончание И .


- Как правильно сказать? - Определите падеж и число существительных. - Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

У рыб нет зуб.

У рыб нет зубов.

У рыб нет зубей.



Рассмотрим таблицу

Именительный падеж множеств. числа

Женский род

- И (- Ы )

Мужской род

Книг и , букв ы

- И (- Ы )

Средний род

- А (- Я )

Словар и

- А (- Я )

Профессор а

Предложени я

Выполним упражнение № 550, стр 74


Родительный падеж множ.числа

Нет апельсин ов

Много мест


Закрепляем

I вариант: Выпишите только те слова, которые в Р.п. мн.ч имеют окончание – ей

II вариант: выпишите только те слова, которые в Р.п. мн.ч имеют нулевое окончание

Лужа-

Афиша-

Мышь -

Синица-

Рукавица-

Площадь-

Тетрадь-

Печь -


Проверка

I вариант

Мыш ей (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Площад ей (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Тетрад ей (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Печ ей (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

II вариант

Луж (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Афиш (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Синиц (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Рукавиц (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)


Говори и пиши правильно!

Много ( чего ?) Род. падеж

Апельсин ов

Мандарин ов

Абрикос ов

Фрукт ов

Помидор ов

Баклажан ов

Килограмм ов

яблок

вишен


Говори и пиши правильно!

Много ( чего ?) Род. падеж

Мест

Ботинок

Сапог

Валенок

Погон

Чулок

носк ов


Работа в парах

Спиши, исправляя выделенные слова, в скобках укажи род, число, падеж

Пять местов (…р., …ч., …п.) ,

спуститься с облаков (…р., …ч.,…п.) ,

несколько селов (…р., …ч., …п.) ,

шесть польт (…р., …ч., …п.),

две пары сумков (…р., ..ч., .п.) .


Проверка

Пять мест□ (ср.р.,мн.ч.,Р.п.),

спуститься с облак ов ( ср.р, мн.ч, Р.п.),

несколько сел □ (ср.р, мн.ч,Р.п.),

шесть пальто □ (ср.р, мн.ч,Р.п.),

две пары сумок □ (ж.р, мн.ч, Р.п).


Тест

  • Отметь существительные с окончанием - ов в Род. падеже множ. числа: килограмм, место, стекло

2. Отметь существительные с окончанием - ов в Род. падеже множ. числа:

дело, яблоко, помидор


Тест

3. Отметь существительные с окончанием - ов в Род. падеже множ. числа:

мандарин, сапоги, ботинки

4. Отметь существительные, которые в Род. падеже множ. числа имеют нулевое окончание:

огурцы, помидоры, улицы


Тест

5. Отметь существительные, которые в Род. падеже множ. числа имеют нулевое окончание:

фабрики, апельсины, облака

6. Отметь существительные, которые в Род. падеже множ. числа имеют нулевое окончание:

бананы, места, носки


Проверка

  • килограмм ов

2. помидор ов

3. мандарин ов

4. улиц

5. фабрик

6. мест


Домашнее задание:

§ 98, слова

Упражнение №554

Открытый урок по русскому языку (4 класс)

Учитель Павлова Елизавета Владимировна

Тема: Родительный падеж имен существительных множественного числа.

Цели:

    Познакомить с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа, развивать умение правильно употреблять их в речи;

    развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;

    воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.

Ход урока.

1. Объявление темы и цели урока.

(Тема записана на доске и закрыта.)

Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.

На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение. (Слайд 2)

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Моё настроение в конце урока

Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.

На доске написано предложение, у существительных во множественном числе пропущено окончание. (Слайд 3)

Что можете сказать о существительных с пропущенными окончаниями?

(Существительные стоят в родительном падеже множественного числа)

- Какие окончания надо писать у существительных в родительном падеже множественного числа? (Учащиеся затрудняются ответить)

Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.

Сформулируйте тему урока. “Родительный падеж имен существительных множественного числа”. (Слайд 4)

- Цели урока: (опорные слова слайд 4)

1) познакомиться с особенностями…;

3) развивать умение правильно употреблять … .

Ответы детей:

(Познакомиться с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Развивать умение правильно употреблять эти существительные в речи.)

2. Подготовка к письму. (Слайд 5)

А сейчас…

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

Запишите в тетрадях число, классная работа.

3. Чистописание.

Сегодня на чистописании мы напишем сочетания ро, на, ди (пишут)

Ро ди на ро ди на ро ди на

Какое слово можно сложить из этих сочетаний? (Родина)

Как пишется слово «Родина»? заглавной буквы)

А когда слово «Родина» мы пишем со строчной буквы? (Когда это слово обозначает место, где мы родились и живем)

3.Работа по теме урока

А сейчас нам пора вернуться к теме урока. Что мы должны узнать на уроке?

(Какие окончания нужно писать у существительных в родительном падеже множественного числа)

На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

а) Упражнение «Впиши окончание». (Слайд 6)

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания существительных и выделите их. (Группы предложений записаны на листках)

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…... .

Слайд 7

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

Какие окончания у существительных первой группы? (Нулевое )

Что объединяет эти существительные? (Они женского рода )

Какие окончания у существительных второй группы? (-ОВ, ЕВ)

Что объединяет эти существительные? (Они мужского рода )

Назовите окончания в третьей группе? (Нулевое, - ев )

Какого они рода? (Среднего рода)

- Попробуйте сделать вывод : существительные женского рода имеют нулевое окончание; существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания –ОВ, -ЕВ или нулевое.

На доске появляется таблица. (слайд 8)

Ов, -ев,-ей

Оцените свою работу. Если вы справились с заданием, правильно вставили все окончания, то закрасьте второй кружочек красным цветом; если вы допустили ошибку, то закрасьте кружочек зеленым цветом; если вы затруднялись правильно написать окончания существительных, вам необходимо повторить правило, то закрасьте кружочек синим цветом.

Карта самоконтроля (слайд 9)

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Слайд 10

- все окончания вставил правильно, отлично

Неправильно вставил одно окончание, хорошо

- испытал затруднение, нужно повторить правило

4. Физминутка для глаз. (слайд 11-12)

б) Работа с предложением.

Вернемся к предложению в начале урока. (слайд 13)

На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст… .

Определите род существительных. Как определить род существительных множественного числа? (Ставим существительное множественного числа в именительный падеж единственного числа: огурец – м.р., помидор – м.р., капуста – ж.р.)

Назовите их окончания. (_-ОВ, -Ы)

Почему у слова «капусты» окончание –Ы? (Это сушеств. употребляется только в единственном числе)

Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественном числа? (-ов, -ев)

в) Работа по учебнику с.128

Прочитайте вывод на странице 128.

Что еще нового узнали? (Суш. женского рода имеют окончание –ЕЙ: площад ей . Сущ. мужского рода имеют окончание –ЕЙ: овощ ей .)

Упражнение 253 с.128

Спишите текст. Выделите окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Проверяем. Назовите, существительные в родительном падеже и их окончания.

На огородах – сущ, на чём? Где?

Н. ф. – огород

М. р. 2 скл.

5. Физминутка (слайд 14)

Отдохнем. Встаньте. Если я буду называть существительные единственного числа вы поднимаете руки вверх, а если я назову существительные множест - венного числа вы приседаете.

Учебники, улица, ручки, школа, ученики, ребята, тетрадь.

6. Рефлексия.

Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

У вас на карточке записан текст. Вставьте пропущенные буквы в словах и в окончания имен существительных. (слайд 15-16)

7. Итог урока (слайд 17)

На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Что вам понравилось на уроке?

А сейчас нарисуйте своё настроение в конце урока.

8. Домашнее задание. (слайд 18)

1. С. 129, упражнение 255, запомнить окончания сущ. в родит падеже мн.ч.

2. НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ О ТОМ, КАК ПРОВЕЛИ КАНИКУЛЫ, УПОТРЕБЛЯЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Спасибо за урок!

Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

Помидоры

Помидоры

Помидоры

Помидоры

Килограммы

Килограммы

Килограммы

Килограммы

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в имёнах существительных.

Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.

Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

Вставьте пропущенные окончания в именах существительных.

Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.

Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.

Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Помидоры

Помидоры

Помидоры

Килограммы

Килограммы

Килограммы