Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства

Урок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства

(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озе­ро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотника­ми, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья яч­меня и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).

Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, сущест­вовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)

Во главе родовой общины стоял старейшина.

Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.

Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на ка­бана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старей­шина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как уда­рил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорва­лась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гар­пун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорва­лась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».

Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблю­дательностью и цепкой памятью не только давал советы.

Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда нахо­дился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спи­ны. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и до­веряли ему во всем.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обесси­ленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки под­бегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

Собака стала первым домашним животным, она помогала челове­ку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство .

Запись в тетради: Охота скотоводство

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.

Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр. 19. Назовите, изображенное орудие труда.

Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотер­ках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельча­лось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, ба­наны и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

Собирательство земледелие.

Вопросы:

-Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое при­митивное земледелие получило такое название?

-Какие природные условия необходимы были для занятия мо­тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)

-Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первона­чально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?

-Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земле­ делия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала за­висеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись про­ изводством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь лю­ дей улучшилась.)

Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Запись в тетрадях:

Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жиз­ни, занимался земледелием и скотоводством.

Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли спра­виться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. 3, назовите какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавливать по­суду, ткать, сверлить и шлифовать.)


  1. Выучите понятие «производящее хозяйство».

  2. Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земле­дельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.

13. Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия».

1. Закрасьте древнейший район земледелия.
2. Напишите названия рек - Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг.

14. Впишите недостающие слова.

Земледелие и скотоводство возникло в Западной Азии более 11 тыс. лет назад .
Первое домашнее животное - это собака . Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: корова, овца, коза, свинья .

15. Впишите недостающие слова.

Новое ремесло - обработка металлов - появилось в Западной Азии около 8 тыс. лет назад .
Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, назывался медь .
Украшения изготавливались из таких металлов, как золото, серебро .

16. Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы».

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по диагонали, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.

Внимание! Правильные ответы указаны в скобках.

По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения (золото) . 2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам (жертва) . 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда (медь) . 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам (молитва) . 5. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей (ткачество) . 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей (скотоводство) . 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений (прядение) . 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге (плуг) . 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня) (идол) . 10. Несколько родовых общин, живших в одной местности (племя) .

Ответ по диагонали: Земледелие .

17. Найдите ошибки.

Один ученик был большим выдумщиком. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание - чей сноп будет больше. Победила самая юная - ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
- Нечестно! - заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. - У тебя серп железный, а у них серпы медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было - в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного и они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь травму и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».

В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.

13) Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия».

а) Закрасьте древнейший район земледелия

б) Напишите названия рек - Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг.

14) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Земледелие и скотоводство возникли в Западной Азии более 10 тысяч лет назад. Первое домашнее животное - это собака. Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: свиней, овец, коз и коров.

15) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Новое ремесло - обработка металлов - появилось в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, называется медь. Украшения изготавливались из таких металлов, как золото и серебро.

16) Разгадайте кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.



17) Найдите ошибки.

    Ответ: «Своими грубыми лицами» - люди в то, время внешне изменились. «Черноволосый парень» - старейшина был седым, т.к. он самый пожилой. «Серп железный» - в то, время не было железа. «Не были приручены» - собаки были уже дом. животными. «Стадо мамонтов» - в то время мамонты вымерли.

    Проверьте себя.

1) Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства.

    Ответ: Люди стали более трудолюбивы

2) Как вы понимаете слово «прогресс»? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд, прогрессивными?

    Ответ: Скотоводство и земледелие

3) Почему, по вашему мнению, появилось неравенство между людьми?

    Ответ: Потому что появилась зависть и все считали, что всё не справедливым.

Урок 1. Первобытные земледельцы и

скотоводы . Возникновение земледелия и

скотоводства

I. Проверочная работа. (Учитель зачитывает вопросы, учащиеся письменно отвечают, на доске - оформление проверочной работы)

1. Когда человек выделился из живой природы? (Около 3... лет назад)

2. Материк, где были обнаружены останки первого человека...

3. Как назывался первый человеческий коллектив ?

4. Чем первый человек отличался от животных?

5. Назовите первые орудия труда: ..., ....... и...

6. Каменный век - это...

7. Первые занятия человека - ... и...

8. Присваивающее хозяйство - это хозяйство, при котором человек..

9. Какой период на Земле стал суровым экзаменом для челове­ка, но он выжил благодаря овладению огнем, умению шить одежду, строить жилище, охотиться?

10. Зазубренный костяной наконечник копий для рыбной лов-

11. Твердый камень, легко раскалывающийся на пластины с острыми краями...

13.Вставьте пропущенные слова:

Родовая община - это коллектив..., которые жили и труди­лись..., имели... имущество (..., ..., ...).

14. Соедините стрелками: homo habilis человекразумньщ homo erektus –у человек умелый homo sapiens человек прямой овладел огнем родами и племенами научился делать орудия труда


15. Объясните, как вы поняли, какое общество называют пер­вобытным.

II. Новая тема

(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие)

Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, су-1 шествовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сдела­ны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пше­ницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители по­селка охотились на-диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу

Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (При­сваивающее)

Во главе родовой общины стоял старейшина .

Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли ста­рейшинами.

Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он луч­ше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и расте­ниях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к не­му группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!»

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине гри­бы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы бо­леть».

Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной на­блюдательностью и цепкой памятью не только давал советы.

Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая лаем о приближении других хищников.

Собака стала первым домашним животным, она помогала че­ловеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у лю­дей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поро­сят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Посте­пенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло скотоводство.


Запись в тетради:

Охота - скотоводство

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались со бирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножа ми, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставлен ных в кость или рог.

Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр.19. Назо вите изображенное орудие труда.

Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зес нотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерн измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое врем люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделал замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в земель прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен Так возникло земледелие.

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других район; Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке , бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

Собирательство - земледелие.

Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое щ митивное земледелие получило такое название?

Какие природные условия необходимы были для занятия л тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие влаги, мягь почва)

Щрочитайте третий абзац n. l §4 и объясните, почему п воначально сложившуюся систему земледелия назвали подсеч огневой?

Какие изменения произошли в жизни людей с появлен; земледелия и скотоводства?

(С появлением этих занятий жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они заня­лись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.)

Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Запись в тетрадях:

Производящее хозяйство - это хозяйство, при кото­ром человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством.

Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало уси­лий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Лю­ди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплочен­ными.

Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. З, назови­те, какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавли­вать посуду, ткать, сверлить и шлифовать.)

Домашнее задание:

1) Прочитайте §4.

2) Ответьте на вопросы №1-3 на с.22.

3) Выучите понятие «производящее хозяйство».

4) ^Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земледельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.

Урок 9. Древний Египет. Государство на берегах Нила

Учитель: Время с III тысячелетия до н. э. до середины V века нашей эры называют историей древнего мирз.

история древнего мира

Древняя Греция (см. стр. 111) Древний Рим (см. стр. 201)

Древний Восток:

Египет (см. стр. 31)

Вавилон (см. стр. 66)

Китай (см. стр. 101)

Индия (см. стр. 93)

Задание: Прочитайте введение к разделу «Древний Восток» на стр. 32.

Учитель: При чтении мы встретились с понятием «государст­во», это форма организации человеческого общества, пришедшая на смену соседской общине, родоплеменным отношениям.

На доске:

РОДОВАЯ ОБЩИНА

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА

ГОСУДАРСТВО

«Государство» можно спутать с понятием «страна». На, доске: Государство Ф страна. Но это не так.

Страна - это местность, часть поверхности земного шара, пространство, простор.

Страна бывает большой или...? Горной или...? Жаркой или...? Например, что мы имеем в виду, когда говорим «страна Еги­пет»? Это местность, где протекает река Нил от первого порога до мо­ря, ее берега, дельта, горные обрывы на границе с пустыней. Страна Египет существует в наши дни, существовала и до возникновения го­сударства.

Что же это такое? Понятие «государство» связано с понятием «власть».

Власть - способность и возможность оказывать опре­деляющее воздействие на поведение, мысли и чувства других людей.

Вопросы: 1) Существовала ли власть до возникновения госу­дарства? Кто ею распоряжался?

(В условиях родового строя общинники все вопросы решали сообща, контроль за исполнением этих решений осу­ществляли старейшины, вождь . Власть вождя была выборной, опиралась на авторитет , уважение, признание достоинств вождя со стгюронь5 всех членов рода.)

2) Чем же отличается власть царя, правителя государства, от власти вождя?

Свою власть царь получал по наследству от отца, не всегда обладая необходимыми знаниями, умениями, способно­стями, опытом, мудростью. Поэтому власть приходилось удерживать силой с помощью войска, поручения и приказы ца­ря выполняли чиновники - люди, находившиеся на службе госу­дарства.

3) Почему же вожди и старейшины не нуждались в примене­нии силы? Вспомните один из признаков первобытного общества.

(Не было угнетения, никто не заставлял никого тру­диться. Это делали все, чтобы выжить. Вождь управлял де­лами племени, опираясь на обычаи и традиции, следование ко­торым было важным условием выживания.)

Учитель: Итак, в вышеизложенном смысле государство - это власть, нуждающаяся в применении силы. Однако эта власть выполня-" ет важные для общества функции:

Объединяет население, проживающее" на определенной тер­ритории, для решения общих дел;

Регулирует отношения между людьми, управителями и управляемыми. ^

Вопрос: Как же отличить государство от другие форм ор­ганизации человеческого общества? (Опираясь на мА

на стр.32, учащиеся могут выделить следующие признаки государст­ва:

1. Во главе государства стоит царь.

2. Власть царя передается по наследству.

3. Государство имеет свою территорию.

4. Государства-города окружались крепостной стеной. Вопрос: Почему?

5. В глотом городе (столице) жил царь, находилась казна.

6. С появлением государства возникла письменность. Она спо­собствовала укреплению власти царя (запись законов и приказов), сохранению и увеличению его богатств (т. е. собственности).

Завоевание Персии казалось Александру началом великого пoxo^ {о для осуществления задуманных им планов завоевания Азии македонск о войска было недостаточно. Поэтому он приказал набирать 30 тыс. пе идских мальчиков и обучать их военным приемам.

Недовольство македонцев поведением Александра в Египте обос 1илось в Персии, когда царь стал одевать персидские царские одежды. Ср> (и приближенных к Александру появились персы, в то время как быв1ш подвижники отходили на второй план.

Это привело к заговорам и покушениям на жизнь Александра. И о тал расправляться с теми, кому еще недавно был обязан военными успех* iii и даже жизнью.

Вдохновителями заговора были объявлены старейший и почитае 1ый македонцами полководец Парменион и его сын Филот, один из храб

командиров македонской конницы. После жестоких пьли был казнен, а Парменион тайно убит по приказу царя.

На пиру в порыве гнева Александр убил своего друга К лившегося упрекнуть своего царя.

Найдите слова Клита в п. 3, абз. 5, стр. 196. Прав ли был л

Прочитайте название п. 4.

О чем оно говорит?

На доске:

326г. до н. э. - Александр достиг берегов реки Гидаспу i территории Индии. Перед ним стояло сильное войско царя \ вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8

Македонская армия одержала победу, но потери были месте битвы царь основал город Никею («победа»), на реке Гидасгп Буцефалия (в честь своего коня, который к этому времени издох от ти).

Битва с Пором подорвала мужество македонян. В Индии бь го непокоренных племен, и македонянам приходилось вести оже бои. Силы иссякали. Александру приходилось прибегать к беспо строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже было заставить воевать ни угрозами, ни обещаниями, после чего Але! ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой. Столице! империи Александр сделал город Вавилон.

Его тело было перевезено в Египетскую Александрию и там бено.

А огромная империя, созданная им, распалась.

Домашнее задание:

1) Прочитайте §42, ответьте на вопросы к параграфу.

2) Выучите даты.

3) Составьте рассказ о походе Александра Македонского на I