С помощью такого критерия общественного развития, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер. Практикум «Общественный прогресс С помощью такого критерия как развитие науки и техники можно показать

1) отказа от смертной казни за совершение преступлений
2) успехов в освоении космического пространства
3) сглаживания социального неравенства в обществе
4) укрепления правового государства

А2. Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?
1) выявление закономерностей развития природы и общества
2) теоретическое решение мировоззренческих проблем
3) отражение мира в художественных образах
4) использование понятий и теоретических положений

А3. Учитель готовится к уроку математики. Он использует учебные книги, методические пособия.
Субъектом данной деятельности является
1) урок
2) учитель
3) математика
4) учебная книга

А4. Верны ли следующие суждения о связи общества и культуры?
А. Культура возникает и развивается в процессе социальной деятельности человека.
Б. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А5. Существует несколько значений понятия "экономика". Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?
1) открытие нового продуктового магазина
2) расчёт изменения спроса на малолитражные автомобили
3) оказание населению медицинских услуг
4) расширение сети кафе-кондитерских

А6. В стране Z. уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинство шахт, шахтёры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране Z.?
1) циклическая
2) структурная
3) фрикционная
4) сезонная

А7. Профицит государственного бюджета - это
1) низкий курс национальной валюты
2) превышение расходов над доходами
3) невозможность исполнять долговые обязательства.
4) превышение доходов над расходами

А8. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.
Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов граждан и фирм над расходами.
1) верно только А
2) верно только А
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А9. Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируются нормативными документами, называется
1) малой 3) формальной
2) большой 4) референтной

А10. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли человека определяются его социальными статусом.
Б. Исполнение социальной роли носит личностную окраску.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Читайте также:
  1. C2 Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, витальных) потребностей.
  2. D) граф, который можно правильно раскрасить двумя красками
  3. II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация
  4. II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  5. III, IV и VI пары черепных нервов. Функциональная характеристика нервов (их ядра, области, образование, топография, ветви, области иннервации).

1. отмены крепостного права в России в 1861 г.

2. распространения информационных технологий в современном обществе

3. ликвидации сословных привилегий

4. договора о нераспространении ядерного оружия

Что из нижеперечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса?

1. развитие техники ведет к возникновению как средств созидания, так и средств разрушения

2. развитие производства ведет к изменению социального статуса рабочего

3. развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире

4. человеческая культура претерпевает изменения под воздействием производства

Социальное развитие характеризуется всеми приводимыми ниже призна­ками, кроме одного. Какого?

1. это эндогенный процесс,

2. это реакция на изменения в среде,

3. имеет выраженное направление,

4. его можно сравнить с ростом и развитием живого организма,

5. оно приводит к повышению меняющейся ценности, которой оно касается.

Диалектическое, революционное или скачкообразное изменение - это вариант:

1. социального развития,

2. циклического процесса,

3. эволюции,

4. социального прогресса,

5. культурной травмы

Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обоб­щает три других?

1. поступательное развитие

2. деградация

3. общественный прогресс

4. цикличность

Под прогрессом понимается:

1. Циклическое развитие

2. Возвращение к золотому веку

3. Движение вперед

4. Состояние стабильности

Ж.Кондорсе и А.Тюрго критерием прогресса считали:

1. Совершенствование внутреннего мира человека

2. Развитие разума

3. Развитие производительных сил

4. Увеличение власти человека над природой.

Мыслитель, который считал критерием прогресса правовое устройство общества:

1. Ф. Шеллинг

2. Ж.Ж.Руссо

3. А.Сен-Симон

Быстрый скачкообразный переход от одного состояния общества к другому называется

5. прогрессом

6. революцией

7. стагнацией

8. эволюцией

Французские философы-просветители считали, что:.

9. критерием прогресса является развитие науки, культуры, разума, просвещение народа

10. единство мира определяется не Божественным началом, а развитием человеческого разума

11. общество неуклонно движется по пути, ведущему к основанному на законе и разуме порядку

ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

ГОТОВИМСЯ К УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Москва

Интеллект-Центр

2010

Дорогие старшеклассники!
Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам, наверное, уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. С 2000 г. проводится в школах Российской Федерации Единый государственный экзамен за курс полной средней школы, также предполагающий использование тестовых заданий. Вводится в российских школах ГИА (Государственная итоговая аттестация за курс основной школы).

Настоящий сборник имеет своей задачей познакомить вас со структурой тестов по обществознанию, а также дать рекомендации по решению каждого из типов заданий.

Главная задача сборника – помочь вам подготовиться к Единому государственному экзамену за курс средней школы по курсу обществознание. Задания охватывают весь курс «Обществознание» средней школы и разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими предметное содержание.

Варианты работы с материалами курса могут быть различны. Вы можете как на уроке с учителем, так и дома, в ходе самостоятельной работы разбирать и решать приведенные в сборнике задания. Количество заданий по каждой теме позволяет использовать различные способы их применения.

Сборник включает в себя типы заданий, как уже использовавшихся в едином государственном экзамене по обществознанию, так и те, которые проходили экспериментальную проверку в отдельных школах, применялись для проведения текущего и итогового контроля в курсе основной школы в школьной практике, включались в комплекты заданий предметных школьных олимпиад.

^

Раздел «Общество»

ЧАСТЬ А

При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер

правильного ответа.

А1
Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?

А2
Общество в наиболее широком смысле этого слова означает

^ А3
Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример :

А4
Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является

А5
В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей, проживающих на определенной территории, население страны» ?

^ А6
Общество как динамическую систему отличает признак:

А7
В столичном центре прошла конференция по проблемам развития образования. Были озвучены данные о том, что средний возраст учительства в стране приближается к 50 годам и 85% учительского корпуса – женщины. Молодежь и мужчины не идут работать в школу из-за низких заработных плат. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

^ А8
Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?

^ А9
Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А . В процессе своего развития, общество генерирует определенные социальные институты.

Б . Каждый социальный институт связан с объективированием, осмыслением людьми определенных потребностей.

А10
Какой ряд понятий, терминов связан с индустриальной стадией в развитии общества?

А11
Ученые-обществоведы полагают, что Индия – страна, в которой сохранились элементы традиционного общества . Какое утверждение может служить аргументом для подобного вывода?

^ А12
С помощью такого критерия как развитие научно-технического потенциала общества можно проиллюстрировать прогрессивный характер

А13

В начале XIII в. в цветущие долины междуречья Амударьи и Сырдарьи вторглись кочевые тюрко-монгольские племена. Они разорили и разрушили города, пресеклись торговые пути, запустели поля и каналы. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?

^ А14
Какое из приведенных суждений может быть приведено в обоснование противоречивости общественного прогресса ?

^ А15
Верны ли следующие суждения о формах социальных изменений?

А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

А16
Интегративные (объединительные) процессы современности нашли свое проявление в (во)

^ А17
В современном мире существует несколько типов глобальных проблем. К политическим глобальным проблемам относится

А18
Глобальные экологические проблемы современности связаны с

^ А19
Рассмотрите диаграмму, содержащую информацию о распределении групп граждан страны А по уровню жизни и дохода.

Уровень жизни населения

Подберите среди приведенных характеристик страны А. ту, которая отражает информацию, отраженную в диаграмме.

А20
Верны ли следующие суждения о глобализации?


А.

Глобализация – процесс, в котором могут быть заинтересованы только ведущие страны мира, для остальных стран, она – безусловное зло, никаких позитивных влияний на эти страны она не в состоянии оказать..

Б.

Глобализация может сделать неконкурентноспособными ряд отраслей хозяйства в развивающихся и бедных странах.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

^ Ответы на задания части А

1.

2) циклическом круговороте

4) прогрессе

2.

3.

1) общественный прогресс

2) социальная стратификация

3) социальная адаптация

4) социальная мобильность

4.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5.

1) отмирания обычая кровной мести

2) изобретения письменности

4) успехов в освоении космоса

6. Вставьте пропущенное слово:

7. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8.

9. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10.

1) модернизация 3) революция

2) эволюция 4) реформа

11.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12.

1) контрреволюция 3) революция

2) реформа 4) контрреформа

13.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

14.

2) революционные изменения

3) постепенные процессы

4) скачкообразные перемены

15.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16.

1) реформа 3) революция

2) перестройка 4) стагнация

17.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

18.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

19.

2) разделение труда

3) возникновение государства

4) все перечисленное

20. С помощью такого критерия, как гуманизация общества, можно показать прогрессивный

характер

2) смягчения юридической ответственности

21.

1) стагнации 3) регресса

2) прогресса 4) модернизация

22.

3) степень возрастания человеческой свободы

23.

2) движение назад к менее совершенному

3) изменение к худшему

4) переход от простого к более сложному

24.

2) увеличение числа психологических проблем человека с развитием компьютерных технологий

25. Установите соответствие:

Характерные черты

Формы социального прогресса

1) реформа

2) революция

26.

Социальная реформа; стагнация; социальная

27.

1) прогресса 3) модернизации

2) стагнации 4) регресса

28.

3) перестройка 1985 г.

4) все перечисленные

29.

А) фактический характер

30.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

31.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Практикум «Общественный прогресс»

1. Термины «совершенствование», «поступательное движение» относятся к представлениям о развитии общества как о

1) регрессе

2) циклическом круговороте

3) не имеющем направления процессе

4) прогресс е

2. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, - это

1) общественный прогресс

2) социальная стратификация

3) социальная адаптация

4) социальная мобильность

4. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?

А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.

Б. Темп общественных изменений возрастает.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер

1) отмирания обычая кровной мести

2) изобретения письменности

3) учения о разделении властей

4) успехов в освоении космоса

6. Вставьте пропущенное слово: (ручной)

«Промышленной революцией называется замена ___ труда машинным, мануфактуры - фабрикой».

7. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.

Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Характерной чертой регресса в обществе является

1) переход от низшего к высшему

2) движение н азад к менее совершенному

3) переход от простого к сложному

4) движение вперед к более совершенному

9. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.

Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию

1) модерниз ация 3) революция

2) эволюция 4) реформа

11. Верны ли следующие суждения о регрессе общества?

А. Регресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени.

Б. Регресс - попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Определение: «Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества» относится к понятию

1) контрреволюция 3) революция

2) реформа 4) контрреформа

13. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?

А. Критерием общественного прогресса может быть совершенствование нравственности людей.

Б. Критерием общественного прогресса может быть развитие человеческого разума.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

14. Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)

1) регрессивная направленность

2) революционные изменения

3) постепенные п роцессы

4) скачкообразные перемены

15. Верны ли следующие суждения о революциях?

А. Революции представляют собой преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ общества.

Б. Революции всегда являются долговременными.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. Определение: «Изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры общества» относится к понятию

1) реформа 3) революция

2) перестройка 4) стагнация

17. Верны ли следующие суждения о реформах?

А. Реформы, как правило, затрагивают все страны.

Б. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

18. Верны ли следующие суждения о модернизации?

А. Модернизация представляет собой приобщение

данной страны к культуре, технологиям и научным достижениям индустриального общества.

Б. Основой модернизации выступают развитие и распространение культуры «модернити»: рыночных отношений, рациональных ценностей, расчетливости.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

19. Прогрессом в истории человечества первобытного периода является

1) переход от скотоводства к земледелию

2) разделение труда

3) возникновение государства

4) все перечисленное

20. С помощью такого критерия, как гуманизация общества, можно показать прогрессивный

характер

1) развития компьютерных технологий

2) смягчения юридической ответственности

3) открытий в области нанотехнологий

4) изменения процедуры парламентских выборов

21. Упадок ремесла и торговли на Руси после монгольского нашествия является примером

1) стагнации 3) регресс а

2) прогресса 4) модернизация

22. Высшим критерием общественного прогресса с точки зрения современных представителей является

1) развитие производительных сил

2 моральное, духовно-нравственное состояние общества

3) степень возрастания человеческой свободы

4) развитие человеческого разума

23. Характерной чертой прогресса в обществе является

1) переход от высшего к низшему

2) движение назад к менее совершенному

3) изменение к худшему

4) переход от простого к более сложному

24. Какой пример иллюстрирует противоречивость общественного прогресса?

1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины

2) увеличение числа психологических проблем человека с развитием компьютерных технологий

3) рост численности городского населения с развитием транспорта

4) облегчение общения людей с развитием мобильной связи и компьютерных сетей

25. Установите соответствие:

Характерные черты

Формы социального прогресса

A) разрушение основ сущест-вующего социального строя

Б) активное политическое действие народных масс

B) целенаправленное преобразо-вание какой-либо стороны общественной жизни

Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса

Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя

1) реформа

2) революция

26. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Найдите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная

революция; общественное развитие; модернизация. 27. Упадок Римской империи после нашествия варваров и образование варварских королевств на ее обломках является примером

1) прогресса 3) модернизации

2) стагнации 4) регресса

28. Примером модернизации является

1) Петровские реформы XVIII в.

2) сталинская индустриализация 30-х гг. XX в.

3) перестройка 1985 г.

4) все перечислен ные

29. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Общество - продукт совокупной деятельности множества людей. (2) По мнению древнегреческого философа Аристотеля, только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общест-во, что делает человека «политическим животным». (3) Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций, для реализации которых формируются соответствующие организации (институты) и отношения. (4) На наш взгляд, одна из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер 13

Б) характер оценочных суждений 24

30. (1) Человечество в целом, по нашему мнению, никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливать-ся. (2) Французский философ-просветитель Ж-А. Кондорсе признавал общественный прогресс, считая его критерием развитие разума. (3) Прогресс идет по многим направлениям во всех областях человечес-кой деятельности и в то же время у него есть побочные эффекты, неприятные, отрицательные последствия. (4) Считается, что понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер 3

Б) характер оценочных суждений 124

31. (1) Реформа - это какая-либо степень усовер-шенствования в какой-либо сфере жизни, проводи-мого одновременно, через ряд постепенных преоб-разований, не затрагивающих фундаментальные основы. (2) По мнению большинства исследовате-лей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (3) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (4) Однако степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, даже изменять общественный строй.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер 1

Б) характер оценочных суждений 234

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Понятие «общественный прогресс» отражает направленность общественного развития.

Б. Результаты общественного прогресса противоречивы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. Верны ли следующие суждения о регрессе общества?

А. Регресс представляет собой движение вперед к более совершенному.

Б. Регресс имеет всегда пространственную и временную характеристику

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

1) стагнация 3) регресс

2) прогресс 4) модернизация

11. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?

А. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил.

Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения о сущности революции?

А. Революция - это изменение (преобразование, переустройство) какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Б. Революция - это постепенный переход общества из одного состояния в другое.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о реформах?

А. Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Б. Реформы могут изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А5. Верны ли следующие суждения об общественном развитии?

А. Человечество в целом никогда не регрессировало.

Б. Движение человечества вперед могло задерживаться, останавливаться.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о революциях?

А. Революции носит скачкообразный характер.

Б. Революции всегда кратковременны.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

A3. Верны ли следующие суждения о прогрессе общества?

А. Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени.

Б. Понятие «прогресс» неприменимо по отношению к политике и религии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А1. Верны ли следующие суждения о модернизации?

А. Модернизация - революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу.

Б. Модернизация осуществляется путем комплексных реформ, растянутых во времени.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

22. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в различных сферах общественной жизни происходит неодинаковыми темпами.

Б. Прогресс в одних сферах общественной жизни может сочетаться с регрессом в других сферах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 3 (С) (Баранов сборник В-19)

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С4.

«Общество - сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.

Следует при этом иметь в виду, что в публикациях на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения - это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как в собственно социальной сфере (отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической надстройки), так и за ее пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогресса должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные.

Для того чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.

Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого общества, причем областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его существование и развитие. Еще одно к ней требование: непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития»

(Миголатьев прогресс и регресс: философский аспект

// Социально-гуманитарные знания. 2004, № 3. С. 81-82).

С1. Каким образом можно объективно оценить то или иное общество? Чем обусловлен Такой способ его оценки?

С2. Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Какое из них является более широким по своему содержанию?

СЗ. Укажите непреходящие, вечные факторы («область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер») существования общества, его эволюции?

С4. Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

14. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация - культура» верны?

А. Цивилизация - приспособление к условиям природной среды; культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация - сущее; культура в большей мере - должное (долг быть человеком).

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения (укажите самое глубокое обоснование)?

А. Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие - для природы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Цивилизация - это:

A. Определенный этап общественного развития.

Б. Высокий уровень культуры и воспитанности.

B. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой.

Г. Особое состояние общества с правами и свободами.

1) верно А Б

2) верно Б Г

3) верны А Б В Г

С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей,

Можно показать прогрессивный характер

1) успехов в освоении космического пространства

2) отмирания обычая кровной мести

3) теории правового государства

4) расшифровки генома человека

Переход от ручного труда к машинному служит примером

1) социальной революции

2) общественных реформ

3) научной революции

4) общественного прогресса

3. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.

Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.

Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Революция и реформа являются

1) социальными институтами

2) формами общественных преобразований

3) элементами общества как системы

4) видами социальных связей

Реформа, в отличие от других форм социальных изменений,

1) затрагивает все сферы общественной жизни

2) обычно осуществляется властью

3) представляет собой резкие качественные изменения

4) предполагает радикальное обновление социальных отношений

Революция как способ социального прогресса

2) как правило, осуществляется по инициативе власти

3) всегда связана с изменением формы административно-территориального устройства

4) предполагает резкие качественные изменения

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Для традиционного общества свойственно

1) доминирование семьи партнерского типа

2) преобладание общинных отношений

3) преобладание серийного производства продукции

4) осуществление научно-технической революции

Индустриальное общество характеризуется

1) информатизацией общественной жизни

2) преобладанием сельского населения

3) ведущей ролью церкви в обществе

4) ростом численности городского населения

3. Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?

1) появление массовой культуры

2) развитие информационных технологий

3) сословный тип стратификации

4) преобладание сельского хозяйства

Запишите слово, пропущенное в схеме

Ответ: информационное

Угрозы ХХI века (глобальные проблемы)

К глобальным демографическим проблемам относится

1) распространение алкоголизма среди молодежи

2) снижение рождаемости в экономически развитых странах

3) деятельность международных террористических организаций

4) необходимость утилизации отходов человеческой деятельности