Презентация к классному часу на тему "нравственность". Презентация на тему "нравственность" Моральное поведение презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мораль и этика: основные понятия

Мораль, ее функции и структура Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует по­ведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения. Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического раз­вития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разно­образное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценива­ют по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроиз­водятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответство­вать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими форма­ми регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превраще­нию ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную оп­ределенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественно­го сознания, и как вид общественных отношений, и как дейст­вующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность. Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определен­ные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порица­нии, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.). Мораль нельзя сводить только к моральному (нравствен­ому) сознанию.

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отно­шению к кому и какие нравственные обязанности несет чело­век (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъ­ект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъ­ектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и не­достойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объ­ективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Нравственная деятельность характеризует только дейст­вия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д. В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирую­щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно­ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть при­сущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отли­чаются от других норм, действующих в обществе и выполняю­щих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и под­держиваемой всеми дисциплины, общественным мнением, убе­ждением членов общества о должном поведении при опреде­ленных условиях. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного обще­принятого порядка, а находят идейное обоснование в представ­лениях человека о должном или недолжном поведении как во­обще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., дей­ствующие в обществе. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторите­том и силой общественного мнения, сознанием субъекта о дос­тойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций. Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санк­ции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведе­ния человека, в направленном духовном воздействии. Они озна­чают нравственный запрет совершать подобные поступки в бу­дущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Напри­мер, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция. Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.). Моральные принципы - одна из форм выражения нравст­венных требований, в наиболее общем виде раскрывающая со­держание нравственности, существующей в том или ином об­ществе. Они выражают основополагающие требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравст­венности. Если моральная норма предписывает, какие конкретно по­ступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направ­ление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражаю­щаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпоч­тения собственных интересов интересам всех других. Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противополож­ные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нрав­ственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высо­кие моральные качества. Нравственный идеал по-разному понимался в разное вре­мя, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог прак­тической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руково­дство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные рели­гиозные учения, политические течения, философы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает ко­нечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспи­тания, влияет на содержание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требо­ваниях высшей справедливости, гуманизма.

Мораль и право Соотношение морали и права - один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов. Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспе­чивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с дру­гими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.. Мораль и право - необходимые, взаимосвязанные и взаи­мопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчине­ния людей определенным правилам. Мораль и право выполняют единую социальную функцию - регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (мораль­ное и правовое); общественные отношения (нравственные и пра­вовые); общественно значимую деятельность; нормативные сфе­ры (нравственные и правовые нормы).

Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регули­рования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средства­ми. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем ” . Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, " моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства ". Законодательство не может декретировать нравственность. Мораль и право каждой общественно-экономической фор­мации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, об­щеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права. Мораль и право - составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регули­рования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспе­чения выполнения соответствующих норм (характеру санкций). Право регулирует лишь общественно значимое поведе­ние. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии про­тив подобного вторжения. Объектом морального регулирова­ния является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования - правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся пра­воотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духов­ные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

Этика - учение о морали Если термин "мораль" латинского происхождения, то "эти­ка" происходит от древнегреческого слова " этос " - местопре­бывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристо­тель обозначил прилагательным "этический" класс человече­ских добродетелей - добродетелей характера в отличие от доб­родетелей разума - дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков. В современном понимании этика - философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедея­тельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление обществен­ной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и разви­тия, место в системе других общественных отношений, теоре­тически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (ре­лигиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" - бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д. В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нрав­ственную этику - учение о том, как должен поступать чело­век, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, иссле­дующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.


Урок 79-80

Обществознание 11, профильный уровень

Мораль и нравственность

Д.З: § 30, ?? (с.325), задания (с.325-326),

источник (с.326-327)

© А.И. Колмаков


  • Дать представление о духовном мире личности;
  • Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
  • Формировать уважительное отношение к духовному миру каждого человека.

Универсальные учебные действия

  • Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура
  • Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей.

  • нравственная культура;
  • мораль;
  • нравственность;
  • этика;
  • добро и зло;
  • долг;
  • совесть;
  • честь и достоинство личности;
  • моральный идеал;
  • этические категории;
  • моральное сопротивление

Изучение нового материала

  • Нравственные ориентиры личности.
  • Нравственная культура

Вспомните. Какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры?


Этика

Специализированная философская наука, которая исследует целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе её разнообразных проявлений.

В Древней Индии, Древнем Китае философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека.

Этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями, раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. Основной предмет этики МОРАЛЬ .

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И. Кант

Что хотели выразить в своих мыслях поэт ХХ века и философ Х VIII- нач.Х I Х в.?

Притча:

Создавая род человеческий, боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству . Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели . И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс , чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.

А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди . Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . .

Какие вечные универсальные ценности и зачем даровал человеку Бог?


МОРАЛЬ

Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества

Связана со всеми сферами общественной жизни

Форма общественного сознания

Явление культурно-историческое, классовое

Предмет изучения этики

МОРАЛЬ

оценочный

аспект

Познавательный

аспект

регулятивный

аспект

Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

Мораль - это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.


Не лги

Не укради

Не убий

Смысл жизни

Свобода

Счастье …

Доброжелательность

Справедливость

Мудрость

Нормы

поведения

Моральные

качества

Высшие

моральные

ценности

Моральные

требования и

представления

Нравственные

принципы

Морально-

психологические

механизмы

Долг

Совесть

Коллективизм / индивидуализм

Эгоизм / альтруизм


РОЛЬ МОРАЛИ

Один вариант

Регулирует

поведение

человека во

всех сферах

общественной

жизни

Обеспечивает

единство и

согласованность

взаимодействия

людей при

различных

обстоятельствах

Является

жизненным

ориентиром для

человека,

стремящегося к

самосовершен-ствованию

Формирует

нравственный

облик

личности,

нравственное

сознание

Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.

Управляющая поступками человека

Регулятивная

Утверждение человеческого в человеке

Другой вариант

Ценностно-

ориентационная

Координационная

Функции

морали

Единство и согласованность действий людей

Мотивационная

Конститутивная

Формирование нравственного облика личности

Безнравственность недопустима


Функции морали

  • оценочная - рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивная - установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующая - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующая - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательная - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Приведите примеры реального проявления каждой функции морали!

Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании

моральные убеждения

как принятые

личностью моральные принципы

Примени к проявлениям своего поведения!


Нравственность

принципы реального практического поведения людей,

специфическая сфера культуры , в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения , регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни

Мир сущего

Мир должного

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность - это уровень реального морального поведения людей.

Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм,

определяющих

отношения людей

в социуме, их

обязанности друг

перед другом и перед

обществом


Этические (моральные) категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

долг

достоинство

совесть

счастье

честь

моральный идеал

Моральный выбор


Долг

  • совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,
  • на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
  • требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

Совесть

  • способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.
  • манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести .

Честь и достоинство

  • Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у неё некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.

Счастье

  • Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами.

Моральный идеал

Представление о совершенной системе моральных норм, ценностей, воплощаемых в деятельности и поведении личности


Нравственная культура личности:

- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества;

- реализация человеком в своём поведении нравственных принципов, ценностей, норм.

Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:

Учитель организует обсуждение, только после его завершения на слайд выводятся пункты плана.

  • Общая культура
  • Социальные интересы
  • Цели жизни и деятельности
  • Степень нравственных переживаний, сопереживания
  • Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности

Этапы формирования нравственной культуры личности

Определите, на кокой стадии находитесь Вы!


Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):

  • Низкая общая культура людей;
  • Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения;
  • Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
  • Паралич эмпатии;
  • Социальная мимикрия.

Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

  • люби людей – и ближних, и дальних;
  • твори добро, не видя в том заслуги;
  • люби мир в себе, а не себя в мире.
  • будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам;
  • учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;
  • чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
  • будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух;
  • будь совестлив: вся мораль в совести;
  • чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!

В. С. Высоцкий.

«Баллада о времени»

Время эти понятия не стёрло.

Нужно только поднять верхний пласт.

И дымящейся кровью у горла

Чувства вечные хлынут из нас.

Ныне присно, во веки веков, старина,

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если духом надёжно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

Появление строк – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).


Контрольные вопросы

  • В чём состоит отличие принципов морали от моральных норм?
  • Как вы понимаете смысл моральных принципов личности?
  • Чем мораль отличается от нравственности?
  • Какие вопросы решает этика?
  • Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии?
  • Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Источники

1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3

2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008

3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012

5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013

6. Зинина С.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43, г.Волгоград, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6077-moral-i-nravstvennost.html ;

7. Тимофеева Т.А., учитель истории и обществознания «МБОУ № 16», http://infourok.ru/user/timofeeva-tatyana-aleksandrovna/progress

8. Павлова А.В., учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочок http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_moral_i_nravstvennost_quot_dlja_11_klasa_profil/7-1-0-136

Аннотация к материалу

Как часто наши родители беседуют со своими детишками на нравственные темы? Не имея специальной подготовки довольно сложно быть компетентным в подобных вопросах. Презентация на нравственную тему станет первым кирпичиком в создании фундамента, который в дальнейшем определит мотивацию поступков и поведение человека.

Каждая презентация на тему духовно-нравственное воспитание и развитие в современной школе по ФГОС - это кладезь житейское мудрости и собрание традиций русской культуры, на основе которых можно воспитать личность целостную, стремящуюся к проявлению собственного характера и свершению благих поступков. Про нравственное воспитание доступная возрасту презентация должна быть показана обязательно и в 1 классе и в 10. Да, их смысл и тематика будут совершенно непохожими, но суть одна: презентация по духовно-нравственному воспитанию по ФГОС учит быть людьми в любых житейских обстоятельствах.

Долгое время наше общество жило какими-то своими законами. Глазное было всему научить, всюду успеть, а как поступить ребенок должен был решить сам. Время показало, что такое отношения приводит к деградации умных личностей, которые владеют знаниями, но не могут ужиться друзьями, в семье, конфликтую по поводу и без него. Презентации на тему нравственное воспитание и развитие в школе по ФГОС откроют детям суть и слагаемые таких понятий как идеал, поступок, научат золотому правилу нравственности, которое упрощает отношения с людьми.

Нередко учитель старших классов, решив скачать презентацию на тему нравственное воспитание для классного часа в 9, 10 или 11 классе или для внеурочной деятельности, с грустью отмечает, что сделать это надо было намного раньше. Если время упущено, подростков приходится не воспитывать, а полностью перевоспитывать, ломать их стереотипы и формировать новое мировоззрение. Это сложнее и в некоторых случаях безрезультатно. Чтобы подобное не случилось и с вашими детишками, презентации на тему духовно-нравственного воспитания надо нести в детский сад (ДОУ), где дети впитывают каждое слово воспитателя. Нравственные сказки, веселые стихи - все это материал разработок и презентаций на тему нравственное воспитание современной молодежи.

Начиная с детского возраста, ребенок учится постепенно постигать и вместе с тем понимать окружающий его мир. Понять, что люди разные, но относиться ко всем необходимо уважительно поможет презентация на нравственную тему. Не всегда окружающая детей жизнь - хороший пример для подражания. Все более редкими становятся проявления милосердия и добра, стремление проявить великодушие и патриотизм. Даже дружба и любовь теряют искренность, становясь корыстными и фальшивыми. Презентация на тему духовно-нравственное воспитание и развитие во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС должна поднять эти вопросы и познакомить помимо того с толерантностью и прощением, нормами этикета и общения, основами православия и нашей культуры.

Мы сеем зерна нравственности и пожинаем ее плоды, но эти зерна могут не взойти, если поле уже засохло и очерствело. Не бойтесь говорить с детьми о самом главном, о вечном, о том, что нам взрослым кажется очевидным. С чего начать назидательную беседу? Попробуйте скачать презентации по нравственному воспитанию в школе и пойти с ними к своим ученикам. Они сами станут активными участниками разговора, потому что тоже устали от фальши и грубости, которая уже присутствует даже в детстве.

У каждого из нас еще есть возможность объяснить школьнику, почему так важно не потерять духовность. Наш портал предлагает учителю скачать презентации по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в семье и в школе по ФГОС и помочь детям в становлении и формировании их эмоциональной среды.

Классный час Нравственность

Материал содержит презентацию для классного часа о нравственности и взаимоотношениях полов. На мероприятии рассказывается о нравственности, любви, браке, ответственности влюбленных друг перед другом. ...

Классный час Мораль и нравственность

Разработка содержит презентацию для классного часа о морали и нравственности. Мероприятие увеличит и закрепит знания школьников о морали и ее значении в жизни общества, нравственности, нравственной культуре. ...

Классный час Твори добро

Материал содержит презентацию и сценарий проведения классного часа о нравственности "Твори добро". Мероприятие познакомит детей с понятием "добро", научит их быть добрыми и отзывчивыми, помогать другим. ...

Классный час Учимся быть культурными

Материал содержит сценарий проведения классного часа о нравственности "Учимся быть культурными". Урок расширит представление школьников о нравственности, правилах этикета, сформирует навыки культурного общения....

Классный час Азбука нравственности

Материал содержит сценарий проведения классного часа "Азбука нравственности". Урок расскажет школьникам о нравственности, о нормах поведения в обществе, о морали. Научит быть честными и справедливыми....

Нравственность

Что такое духовно-нравственное воспитание, презентация рассказывает на 19 слайдах. Материал предназначен для проведения педсовета, но может быть полезным и молодому специалисту при планировании работы на тему духовно-нравственного воспитания. В презентации на тему духовно-нравственного воспитания и развития школьников по ФГОС предложено много тем для планирования, определены принципы, приоритетные задачи духовно-нравственного воспитания...

Нравственность

Всегда ли мы четко проводим различие между нравственностью и моралью? А удается ли то сделать детям? Презентация на тему «Нравственность и мораль» дает не только определение этих понятий, но и на примерах раскрывает суть каждого. О морали и нравственности в презентации есть красивая притча, высказывания философов. Материал презентации на тему...

Здоровье

Презентация на тему нравственности и здоровья затрагивает вопросы формирования здорового микроклимата в семьях. Не стоит удивляться, что наше общество становится морально неустойчивым. Многие, уйдя со школы, пробуют создать собственную семью. Будет ли она крепкой? Родятся ли в ней здоровые дети, зависит не только от наследственности родителей, но и от их...

Золотое правило

Что такое золотое правило нравственности, презентация рассказывает учащимся 4 класса на примере высказываний Конфуция, Будды, законов Ману, в пословицах и поговорках. чтоб получить ответ на вопрос, вам необходимо скачать презентацию к уроку ОРКСЭ или классному часу на тему золотого правила нравственности и предложить учащимся несколько интересных заданий, которые могут выполняться...

Нравственные идеалы

Можно ли быть идеальным и нужно ли это человеку в современном обществе? Нравственные идеалы в презентации для 4 класса по светской этике для уроков ОРКСЭ или классных часов рассматриваются на примере поступков богатырей. Эти воины отличались недюжинной силой, особым складом ума, но при этом оставались добрыми и стремились всем помочь....

Нравственный поступок

Ученикам 4 класса самое время рассказать о нравственных поступках на уроке ОРКСЭ или на классном часу. Каждый слайд наполнен содержательным материалом. Презентация на тему «Нравственный поступок» для 4 класса вместила в себя и высказывания Толстого и Аристотеля, Руссо и Омара Хайяма, и множество практического материала, который сделает урок ОРЕСЭ или...

Человек

Хорошо, чтобы все современные люди были высоконравственными и при свершении каждого поступка руководствовались принципами морали и нравственности. Детям сложно самим прийти к таким убеждениям, поэтому презентация расскажет им о том, каким должен быть нравственный человек. Презентация предлагает составить портрет современного нравственного человека в виде синквейна. Материал данной презентации можно использовать...

В семье

Понятия нравственности и патриотизма в процессе воспитания часто идут рядом. Презентация на тему нравственное воспитание в семье создана для учителя, который составляет планирование на год или готовится к педсовету. Нравственное воспитание затрагивает всегда аспекты патриотического воспитания. Роль семьи главная при формировании ценностно-целевого компонента в процессе нравственно-патриотического воспитания, о чем рассказывается...

Уроки нравственности

Какими должны быть уроки нравственности, классные часы, которые учат детей добру и терпимости, знакомят с идеалами и рассказывают о благих поступках? Презентация «Уроки нравственности» рассказывает ученикам начальной школы о благотворительности, знакомит с людьми, которые готовы заботиться о людях неимущих и нуждающихся в помощи. Идут эти добрые традиции со времен купечества....

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Нравственность Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.

3 слайд

Описание слайда:

О КОНЦЕПЦИИ НРАВСТВЕННОСТИ Люди всегда ощущали в нравственности какую-то странную, абсолютную силу, которую просто могучей назвать было нельзя  так она превосходила все человеческие представления о силе и мощи разума.

4 слайд

Описание слайда:

Нравственность  это обязанность Критериологический подход к категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.

5 слайд

Описание слайда:

Об идеале и реальности И всё же наберёмся смелости и попытаемся хотя бы определиться с главным в оценках этого труднейшего с философской точки зрения понятия. Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

6 слайд

Описание слайда:

Игра с Выигрышем Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.

7 слайд

Описание слайда:

О нравственности - с позиций обязанностей Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.

8 слайд

Описание слайда:

Духовно-нравственное учение Нравственность эгоистической быть не может. Поэтому можно снять упрёк либерального (эгоистического) толка о том, что Иисус Христос принёс человечеству коммунистическую идеологию: любое духовно-нравственное учение, в том числе и возникшие до Иисуса Христа, заставляет, прежде всего, расставлять оценки с вершины общества. И СССР развалился совсем не потому, что коммунистическая идеология нежизненна, наоборот, ей не хватило именно духовной высоты, такой, какая наличествует, например, в конфуцианстве и даосизме.

9 слайд

Описание слайда:

Духовная высота Однако, эгрегоры, как и ведомые ими личности и общества, могут быть разной высоты по уровню духовного потенциала, и потому разными по качеству, силе, заряду (позитив-негатив), широте охвата и так далее. И потому представление о Боге одного человека не совпадает с представлением о Нём другого, личный Бог одного человека никогда не будет совпадать с личным Богом другого. И хотя духовная высота эгрегора каждого человека оценивается, «измеряется», с высоты общих нравов нравственностью, тем не менее, понимание нравственности у разных людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина.

10 слайд

Описание слайда:

Нравственность как абсолютный закон Проблемы нравственности изучаются этикой. Однако, говоря о разных видах корпоративной этики, прежде всего, следует говорить о нравственности не как о морали. Потому что мораль  это либо исторически изменяемый, либо профессиональный свод правил и норм поведения людей, сформулированный ими на основе их опыта, духовного и опыта отношений. Нравственность же выступает как некоторый абсолютный закон (императив) притяжения человеческого духа (И. Кант), а просто этика становится уже Духовной Этикой.

11 слайд

Описание слайда:

Нравственность  это абсолютная истина Что такое нравственность? Из чего она растёт? Как она проявляется? Насколько она обязательна для исполнения? И что бывает, когда люди пренебрегают нравственностью? Понятие нравственности от нас настолько далеко, что подавляющее большинство людей, рассуждая о ней, вполне серьёзно допускают мысль, что чаще всего нравственность не нужна вообще, а общество создаёт свои правила поведения, усредняя представления всех людей, входящих в него.

12 слайд

Описание слайда:

Закон ценности. Чем выше или дальше от насущного, от нашего больного места что-нибудь, тем оно нам кажется более ненужным. Но имеет ли это отношение к нравственности? Можно ли нравственность определить как ценность? И не меняем ли мы тут следствие и причину местами?

13 слайд

Описание слайда:

Определения нравственности Не вдаваясь в подробности, даем те определения, к которым мы пришли, изучая Духовную Этику. Не будем вспоминать старые определения, сказанные кем-то по случаю нравственности, ибо они отнимают время и не настраивают на истинное понимание. Если повторять пройденное по неправильным или неправедным дорогам, можно так же, как и многие другие, свернуть с истинного пути.

14 слайд

Описание слайда:

Истина Мера же истины лежит в её приближении к Вершине Духа: Бог есть Любовь. Истина  это и абсолютная честность. Нравственность, на которую нас выводит Природа,  это всё-таки ещё, и прежде всего, Голос Абсолютной Истины, которую мы назвали Богом.

15 слайд

Описание слайда:

Голос совести Этот Голос и принимаем мы за голос нашей совести. Но этот Голос искажается тем эгрегором, который для каждого человека свой. И потому быть совершенным  это утопия идеала. Но идеала спасительного. Всё, что не относится к этому идеалу, рано или поздно обречено либо на гибель, либо на изменения, приближения к идеалу. Почему? Потому что не истина, ложь, или временная истина, живёт короткое время, после чего Природа их поправляет, уничтожая. Вершина, которую предоставляет в наше распоряжение личностный эгрегор, не может совпадать с Вершиной Абсолюта по причине нашей материальности.

16 слайд

Описание слайда:

Человечность  это отражение нравственности Люди в своём стремлении жить руководствуются насущным более, чем нравственностью. Однако, подсознательно они оценивают с вершины своего личного представления о нравственности результаты своих жизненных этапов. Сегодня уже с большой долей уверенности можно заявить, что Человек не живёт абсолютной истиной и потому он смертен. Но ведь он и не может ею жить,  скажете вы, и будете правы.

17 слайд

Описание слайда:

Истина как канат Но правы странно: абсолютная истина есть канат, который удерживает человека в человеческом облике. Но как только этот канат по какой-либо причине обрывается или обрезается, человек превращается в обезьяну, в животное, в монстра. Миллионы или миллиарды примеров подобного рода разве не убеждают нас в правоте этой истины?

18 слайд

Описание слайда:

Из обезьяны в лошадь Обратный процесс  превращения обезьяны в человека  прекрасно описан разными людьми, претендовавшими на звание ученого. Но оставим эти их претензии за бортом, не они суть важны в наших рассуждениях. Важно другое и просто противоположное: труд мог сделать из обезьяны не человека, а лошадь или трактор.

19 слайд

Описание слайда:

С чего начинается нравственность Нравственность всегда начинается, как это ни банально звучит, с уважения: в себе, к другому человеку, к животным, к Природе, к Богу. Уважение  это терпимость в кубе. Ибо кроме того, что нужно вытерпеть что-то или кого-то, ещё нельзя при этом потерять свою человеческую личность. Нравственность должна быть ясно соотнесена с другими близкими категориями, чтобы её место в современных общечеловеческих представлениях не вызывало двойных стандартов и толкований.

20 слайд

Описание слайда:

Типы нравственности Поэтому общее понятие нравственности необходимо разделить на понятия абсолютной, переходной и бытовой нравственности. Каждый из этих типов нравственности определяет свою мораль как обобщение норм и правил поведения в обществе, а также определяет и отношение каждого конкретного человека к этим видам морали.

21 слайд

Описание слайда:

Переходный тип Переходный тип нравственности является мостиком между тем, что мы называем идеалом и реальностью. Понятие идеала в свете Духовной Этики и высшей критериологии отходит от его отождествления с понятиями иллюзии и утопии, потому что в целостном представлении о функционировании Природы идеал становится Вершиной Глобального Критерия Природы, который по всем кибернетическим и математическим законам и обеспечивает эту самую целостность путём самоудовлетворения в процессе распределения ресурсов.

22 слайд

Описание слайда:

Ещё раз о причинах гибели цивилизаций Нравственность  это первое знание об общих и частных отношений высшего уровня, которое вытекает из абсолютных Законов Природы и, прежде всего, из её Высших Критериев, бесспорно наталкивающих нашу мысль на абсолютность существования Сознания Природы. Некоторым людям трудно с этим согласиться, но сам факт восхождения наших знаний к гипотетической их Вершине говорит о том, что она существует вне нашего опыта.

23 слайд

Описание слайда:

Эти абсолютные знания не являются лишь отражением некой природной объективности в ущерб субъективности. Напротив, они парадоксальным образом соединили в себе своё объективное существование и качества субъекта как сущности, способной проводить высшую оценку нашего и вообще любого поведения. Мы сами отпадаем от этой Вершины, когда накапливаем негативный потенциал и начинаем его использовать в ущерб своему восхождению к Вершине Абсолюта. Жить относительными истинами для нас становится катастрофически опасным.

24 слайд

Описание слайда:

Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов как составляющие здорового образа жизни. Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы.

25 слайд

Описание слайда:

До и после свадьбы Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованием друг в друге, в семейной жизни. Вообще до свадьбы и он и она стремились показать себя с наиболее хорошей, выгодной стороны, а после свадьбы начинают проявляться истинные качества и недостатки.

26 слайд

Описание слайда:

После свадьбы все по-другому Завоевывать друг друга уже не надо, молодожены расслабляются и часто перестают следить за собой (за своей внешностью, одеждой, манерой поведения, речи), забывают быть внимательными, нежными друг с другом, становятся неблагодарными и придирчивыми. Девушка из роли принцессы часто сразу после свадьбы попадает в положение служанки, которой никто не скажет спасибо за приготовленный обед или выстиранную рубашку.

27 слайд

Описание слайда:

Возникновение разногласий Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то все вокруг начинают казаться недостаточно хорошими или даже невыносимо плохими. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.

МОУ СОШ №43 г.Волгограда

Слайд 2

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

Слайд 3

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и

нравственный закон внутри нас»

Прав ли философ?

Слайд 4

Притча:

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.

А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . .

Слайд 5

Назовите вечные универсальные ценности

Слайд 6

Мораль -

совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом

Слайд 7

Приведите примеры

Слайд 8

  • Не лги
  • Не укради
  • Не убий
  • Доброжелательность
  • Справедливость
  • Мудрость
  • Коллективизм / индивидуализм
  • Эгоизм / альтруизм
  • Совесть
  • Смысл жизни
  • Свобода
  • Счастье
  • Слайд 9

    • Утверждение человеческого в человеке
    • Формирование нравственного облика личности
    • Безнравственность недопустима
    • Единство и согласованность действий людей
  • Слайд 10

    Чем отличается нравственность от морали?

  • Слайд 11

    • Мир сущего
    • Мир должного
    • принципы реального практического поведения людей
    • степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни
    • специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
    • Нравственность
    • Мораль
  • Слайд 12

    П. 2 § 30:Проанализируйте моральные категории

    • Добро и зло
    • Честь и достоинство личности
    • Счастье
    • Совесть
    • Моральный идеал
  • Слайд 13

    Нравственная культура личности -

    степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества

    Слайд 14

    Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:

    • Общая культура
    • Социальные интересы
    • Цели жизни и деятельности
    • Степень нравственных переживаний, сопереживания
    • Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности
  • Слайд 15

    Этапы формирования нравственной культуры личности

    «Что я сам о себе подумаю?»

    • Саморегуляция
    • автономная
    • Взрослые люди
    • Стыд, честь

    «Что обо мне подумают?»

    • Общественное мнение
    • конвенциональная
    • Инфантильные взрослые
    • Страх, боязнь наказания

    «Что со мной сделают?»

    • Послушание и подражание элементарная
    • Для кого характерна
    • Главный мотив нравственного поведения
    • На чем основана Формируемая нравственность
  • Слайд 16

    Человек – подобие Бога, имеет высшую сакральную ценность.

    • Духовный (нравственно-универсальный)

    Каждый человек обладает равными правами и свободами, обязанностями. Реализация «Золотого правила нравственности».

    • Гуманистический (просоциальный)

    Равнодушие к тем, кто не принадлежит к группе

    • Группоцентризм

    Стремление к собственному удобству, выгоде, престижу. Потребительское отношение к окружающим

    • Эгоцентрический
    • Черты поведения
    • Уровень нравственности
  • Слайд 17

    • Различать добро и зло, применять нравственные нормы в сложившейся ситуации
    • Эмоциональная одухотворенность
    • Формы, манеры поведения в обществе
  • Слайд 18

    Самостоятельный моральный выбор и ответственность за него перед обществом и самим собой

    Слайд 19

    Согласны ли вы с высказыванием:

    «Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же».

    Какие качества для вас имеют большую ценность, качества гражданина или качества человека?

    Слайд 20

    Обсудим:

    Задание № 3

    Задание № 4

    Источник

    Слайд 21

    Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

    • Люби людей – и ближних, и дальних.
    • Твори добро, не видя в том заслуги.
    • Люби мир в себе, а не себя в мире.
    • Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
    • Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
    • Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
    • Будь совестлив: вся мораль в совести.
    • Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.
  • Слайд 22

    Время эти понятия не стёрло.

    Нужно только поднять верхний пласт.

    И дымящейся кровью у горла

    Чувства вечные хлынут из нас.

    Ныне присно, во веки веков, старина,

    И цена есть цена, и вина есть вина,

    И всегда хорошо, если честь спасена,

    Если духом надёжно прикрыта спина.

    Чистоту, простоту мы у древних берём,

    Саги, сказки из прошлого тащим

    Потому, что добро остаётся добром

    В прошлом, будущем и настоящем.

    В. Высоцкий.

    «Баллада о времени»

    Слайд 23

    Домашнее задание:

    Эссе: «Свобода – делай что хочешь?» «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы» (Б.Шоу)

    «Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (К. Сломиньский)

    Слайд 24

    Литература:

    Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010

    Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009