Последние просьбы о помощи. Порядок предоставления жилья детям-сиротам Сроки предоставления жилья

Согласно Федеральному закону (ФЗ) России №43, вступившему в силу в начале 2008 года, полное право на получение пенсии имеют подростки – сироты, достигшие 18-летнего возраста. Помимо этого, поправка в законодательстве допускает возможность получение пенсии сиротами и до 23 лет.

Для этого человек должен проходить обучение в любом образовательном учреждении на очном отделении. Исключение составляют организации дополнительного образования.

Начисление социальных выплат регламентируется ФЗ №159. Стоит отметить, что на пенсию имеют полное право не только биологические дети умерших родителей (опекуна), но и усыновлённые. На сегодняшний день государство выплачивает пенсии детям – сиротам:

  • не достигшим возраста в 18 лет;
  • лишившимся родителей (усыновителей);
  • достигшим 18-летия и в этот момент проходящим обучение в любом учебном заведении на дневном отделении.

Сегодня сиротам до 23 лет выплачивается два вида пенсий. Первая – трудовая – назначается подросткам, хотя бы один кормилец которых работал и, соответственно, своевременно отчислял взносы в Пенсионный Фонд (ПФ) России. Социальная пенсия оформляется, если на момент смерти одного или нескольких родителей никто из них не имел стажа (неофициальная работа), а значит, средства в ПФ не отчислял.

Пенсия сиротам достигшим 18-летия

Если родители или родитель умер, когда ребёнку уже исполнилось 18 лет и сирота проходит обучение на очном отделении, он имеет право подать документы в Пенсионный Фонд РФ, помимо соответствующего заявления, предоставив следующие документы:

  • собственное свидетельство о рождении;
  • свидетельство об уходе из жизни родителя (усыновителя);
  • свой паспорт;
  • трудовую книжку умершего кормильца (при её наличии).

Помимо этого, сирота, решивший воспользоваться правом на получение пенсии после 18 лет, обязан предоставить в ПФ о заработной плате ушедшего из жизни родителя за последние 5 лет его жизни. Если кормилец считается пропавшим без вести, вместо свидетельства о смерти сироте нужно будет приложить документальное подтверждение факта пропажи.

Пока студент до 23 лет, будучи полной сиротой, обучается в образовательном учреждении (очная форма обучения), помимо пенсии, он имеет право на определённые льготы.

К таковым относится: бесплатный проезд на общественном транспорте, бесплатные путёвки в студенческие лагеря и санатории, бесплатное обеспечение медикаментозными препаратами, возможность бесплатно посещать культурные учреждения (музеи, театры, выставки) и спортивные мероприятия.

К сожалению, законодательством не предусмотрены пенсионные выплаты лицам, потерявшим всех кормильцев, но уже достигшим 23-летнего возраста.

Однако образовательное учреждение, в котором обучается сирота на дневном отделении, должно сохранить ему следующие льготы:

  • бесплатное питание, проживание в общежитии, медицинское обслуживание:
  • увеличенную стипендию (не меньше, чем на 50%);
  • возможность абсолютно бесплатно приобретать учебную литературу, а также канцелярские принадлежности для учёбы.

В случае если сирота обучается в учреждении, расположенном не в его родном городе, помимо места в общежитии, он может один раз в год воспользоваться бесплатным проездом к месту жительства и обратно.

Многие ведущие высшие учебные заведения нашей страны ежегодно выделяют детям – сиротам, проходящим обучение на бюджетной основе, средства для покупки одежды, обуви, мягкого инвентаря.

Здравствуйте!Верховный Суд РФ допускает возможность внеочередного предоставления жилья сироте после 23 лет Евгений Гаврилов государственный гражданский служащий, член Красноярского рег. отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» ВЫДЕРЖКА «Разъясняю действующее законодательство и судебную практику. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон) четко определяет круг лиц, на которых распространяются дополнительные социальные гарантии. Это: дети-сироты (до 18 лет), дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет), лица из их числа (до 23 лет). 23 года – установленный законом пресекательный срок (возраст), после достижения которого социальные льготы не распространяются, а лицо, который мог на них рассчитывать до 23 лет, утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения. В противном случае указанный Федеральный закон четко бы содержал норму, что он распространяется на лиц, ранее относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые до 23 лет не успели воспользоваться своим правом на дополнительные гарантии по социальной защите. Однако такой нормы в Федеральном законе нет, значит он не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста. Именно это является позицией самого авторитетного судебного органа России – Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1282-О-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1590-О-О). В указанных определениях Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Абзац 4 статьи 1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется. Между тем Верховный Суд Российской Федерации предусматривает исключение из этого правила. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 год сказано, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации допускает возможность лиц, которые ранее относились к льготной категории граждан, реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья после 23 лет, но при условии, если претенденты на жилье встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилье до 23 лет. В противном случае действует общая норма – претенденты лишаются нереализованного права. Следует отметить, что практика некоторых судов общей юрисдикции, в том числе судов субъектов Российской Федерации (кассационная инстанция), сводится к том, что, если истец (претендент на жилье из числа бывших льготников) сумеет доказать незаконность действий (бездействия) со стороны органов публичной власти (органов опеки и попечительства, местных администраций и т.п.) в части непринятия ими мер по информированию, содействию детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по вопросам обеспечения жильем, и при этом сумеет доказать принятие самим истцом попыток встать на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилье, получить жилье (эти попытки должны быть сделаны до достижения 23-летнего возраста), то суд обязывает надлежащего ответчика обеспечить претендента жилым помещением по договору социального найма, не взирая на его возраст. При этом, безусловно, такое лицо должно нуждаться в жилье на момент вынесения судебного решения и промежуток времени с момента достижения 23 лет и обращения в суд не слишком большой. В основе изложенной практики лежит, если честно, не нормы права (нормы закона), а некая «вселенская справедливость». Благо, что суд руководствуется не только законом, но и справедливостью.» Как бы это не парадоксально звучало, но чтобы участвовать в программе «молодая семья». семья должна жить в плохих жилищных условиях, иметь хороших доход для оплаты ипотеки (или другого кредита) или достаточную сумму денег для приобретения жилья.Нижеперечисленный список условий для участия в программе является основным, полный и актуальный список уточняйте у себя в администрации.Обращаться за данной субсидией могут только граждане Российской Федерации.Семья должна быть зарегистрирована (прописана) не менее 11 лет в том регионе, где проживает (в некоторых регионах допускается регистрация одного из супругов в данной области) и где собирается участвовать в программе.Одно из основных условий – это возраст желающих участвовать в программе должен бытьне более 35 лет включительно на момент получения субсидии. То есть если на момент подачи документов одному из супругов было 34 года, а при получении субсидии уже 35 лет, то в участии в программе будет отказано, т.к. решение комиссии может длиться до 6 месяцев. Поэтому советуем, как можно раньше принимать решение об участии.Участвовать в программе может как полная, так и неполная семья. То есть как двое супругов с детьми или без них, так и один из родителей с ребенком (или детьми).Необходимо решение администрации о необходимости семье улучшить свои жилищные условия, в которых они проживают на данный момент.Решения выносят жилищные (административные) комиссии города, поселка, села, или района. Жилищные условия молодой семьи, при которых комиссия дает положительный ответ на получение субсидии, описан в следующих пунктах.Если общая площадь жилья у семьи на каждого проживающего (прописанного) в ней меньше учетной нормы проживания, установленной в регионе. В «Санитарных правилах и нормах» 2014 года норма проживания – это от 8 метров до 18 кв.м. на одного человека, т.к. в регионах учетная норма разная. Также отличается учетная норма в отдельной или коммунальной квартире.

Здравствуйте, Евгения.

Сначала определимся с Вашим статусом. В настоящее время Вы не имеете статуса "ребенок-сирота", поскольку он аннулируется по достижению 23-х лет.

Сейчас получить жилое помещение от государства в порядке очередности Вы можете только в том случае, если являетесь малоимущей и подходите под требования ст. 51 Жилищного кодекса РФ:

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

    1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

    1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

    2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

    3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

    4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статья 51 СК РФ. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников
1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.
2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.
3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предусмотрено ё".
2. Лицо, которому выдана доверенность, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).
(в ред. Федерального закона от 28 12 2013 4этот ежеход), на основании которого осуществляется перерасчет размера пенсии, начисленной за последние три месяца по последнему месту работы, если работник принимается на обучение по месту жительства следующие документы:
а) заявление о назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года 86-ФЗ" О Центральном банке Российской Федерации на соответствующий налоговый период от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей.

Здравствуйте, Екатерина!

Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - дети-сироты), относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Жилые помещения для детей-сирот, предназначены для проживания детей-сирот, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 98.1. Жилищного кодека Российской Федерации).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, дети-сироты не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (в данном случае, в соответствии с законодательством Рязанской области), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении их обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть1 статьи 8 Федерального от 21.12.96 N159-ФЗ).

Органы исполнительной власти Рязанской области обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (часть 2 статьи 8 Федерального от 21.12.96 N159-ФЗ).

Орган исполнительной власти Рязанской области в порядке, установленном законом Рязанской области, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3 статьи 8 Федерального от 21.12.96 N159-ФЗ).

Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот;

4) иное установленное законодательством Рязанской области обстоятельство (часть 4 статьи 8 Федерального от 21.12.96 N159-ФЗ).

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот

в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством Рязанской области (часть 5 статьи 8 Федерального от 21.12.96 N159-ФЗ).

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти Рязанской области. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством области. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 8 Федерального от 21.12.96 N159-ФЗ).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Федерального от 21.12.96 N159-ФЗ).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального от 21.12.96 N159-ФЗ).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального от 21.12.96 N159-ФЗ).

Согласно пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В случае отказа главой муниципального образования в принятии Вас и Вашего брата на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, решение может быть обжаловано в судебном порядке. Срок исковой давности для обжалования такого решения в судебном порядке - 3 месяца.

С уважением, Татьяна Анатольевна

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ " Здравствуйте, Екатерина! Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации устано..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом