Средства художественной выразительности. Презентация "изобразительно – выразительные средства языка" Презентация на тему основные художественные приемы

1 слайд

Средства художественной выразительности Помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство.

2 слайд

Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим. Способы выражения сравнения: 1) с помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто. А она за мною мчится и кусает, как волчица. 2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо). Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль.

3 слайд

Аллегория- иносказательное изображение явления Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Мысль этой пословицы: плохое, даже если оно кажется маленьким и незначительным, может испортить большое хорошее дело. Прочитайте пословицы и докажите, что это аллегория, раскройте смысл: Близок локоть, да не укусишь. Волков бояться –в лес не ходить. Под лежачий камень вода не течёт. Соловья баснями не кормят. Вывод: аллегория в произведении словесности помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.

4 слайд

Эпитет- художественное определение предмета или явления Седые волосы- определение Серебряные седины –эпитет Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь Берёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая. Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.

5 слайд

Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями И стоит он, околдован Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан. Весь окован Лёгкой цепью пуховой. Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон. Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая. Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.

6 слайд

Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. 1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 2)Солнце село, день прошёл, скрипка поёт… 3) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.

7 слайд

Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями. 1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп. 2)Читал Пушкина-произведение, написанное писателем. 3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут) Про день Бородина! (великая битва 1812года) 4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия) Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.

8 слайд

Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов. 1) Что ищет он к стране далёкой Что кинул он в краю родном. 2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий». 3)Где стол был яств, там гроб стоит. Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.

9 слайд

Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.) 1)Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия 2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное. 3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы 4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.

10 слайд

Гипербола- художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал Вывод: гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.

11 слайд

Порядок слов в предложении Три правила построения предложений в тексе 1)не повторять одни и те же слова 2) использовать синтаксис в соответствии с требованиями стиля 3) использовать порядок слов для передачи смысла высказывания: Человек идёт по дороге -нейтральное выражение Идёт человек по дороге -разговорный характер. Надо мною синее небо -нейтральная окраска. Надо мною небо синее -эмоциональное высказывание. Вывод: порядок слов в предложении может иметь стилистическую и эмоциональную окраску.

13 слайд

Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений Клянусь я первым днём творенья Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. лексический повтор: клянусь, днём синтаксический повтор: Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.

14 слайд

Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства. 1)Из повести Гоголя «Майская ночь»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» 2) Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой. Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.

Слайд 3 Слайд 3 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей выразительные средства языка. (НАЖАТЬ НА ЗАГОЛОВОК, ЗАТЕМ НА ПОДЗАГОЛОВКИ) Слайд 4 Слайд 4 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 5 Слайд 5 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 6-14 Слайд 6-14 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей некоторые примеры тропов и речевых фигур. (НАЖАТЬ 1 РАЗ НА ЗАГОЛОВОК)


ТРОПЫ ФИГУРЫ РЕЧИ (От др.-греч. τρόπος оборот) др.-греч. слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Термин риторики и стилистики,риторикистилистики обозначающий обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску предложения. Фигуры речи часто используются в поэзии.поэзии









ЭПИТЕТ
ОКСЮМОРОН
СРАВНЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
МЕТОНИМИЯ
СИНЕКДОХА
МЕТАФОРА
ГИПЕРБОЛА
ЛИТОТА
ЭПИТЕТ
образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь эпитет нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются эпитетом, потому что они дают дополнительную, художественную характеристику.
ОКСЮМОРОН
стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление, например «сухое вино», «честный вор»
СРАВНЕНИЕ
образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.
посредством слов - как, точно, будто, словно и т.д
при посредстве творительного падежа
при помощи родительного падежа
выражающее превосходную степень состояния
МЕТАФОРА
в основе лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.
Если метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая М. называется развернутой метафорой.
ГИПЕРБОЛА
стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления.
ЛИТОТА
стилистическая фигура, определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Таковы, например, бытовые Л.: «он неглупый», вместо «он умный»
СИНЕКДОХА
один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии; упоминаются отношения количества: большее вместо меньшего или, наоборот, меньшее вместо большего.
Называется целое вместо части
2) Упоминается часть вместо целого
3) Употребляется определенное большое число, вместо неопределенного множества
4) Называется единственное число вместо множественного
МЕТОНИМИЯ
замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.
Упоминание имени автора, вместо его произведений
2) Упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор
3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета
4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ или прозопопе?я
стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью
ИВС
ИРОНИЯ
ПЕРИФРАЗ
СИМФОРА
АЛЛЕГОРИЯ
ИРОНИЯ
тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью; этот стилистический прием называется также антифразис
СИМФОРА
высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете
ПЕРИФРАЗ
стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета. П. строится на принципе развернутой метонимии
АЛЛЕГОРИЯ
иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа: весы - правосудие

«Приёмы устного умножения и деления» - I ребенок выполнил задание так: I ребенок рассуждает так: 37*2=37+37=74, тогда 38*2=76 и 39*2=78. На какие группы можно разбить все выражения: Догадайся, как можно рассуждать, вычисляя значения произведений: Какое выражение «лишнее» в каждом столбце? -Переместительного, сочетательного и распределительного свойств умножения; -свойства деления суммы на число.

«Художественная культура 19 века» - Хохломская роспись. Художественная культура (ч.2). Чем объяснить взлет русской культуры во 2-й половине 19 века? Дымковская игрушка. М.П.Мусоргский. Братина. М.Н.Ермолова в роли Жанны д’Арк. Фотография 1860 г. 1.Музыка. 2.Театр. 3.Художественные промыслы. 1.Музыка. 2-я пол.19 в.-время расц-вета русской музыки.

«Приёмы вычислений» - Физкультминутка. Задачи: Объясните приём вычитания, используя пример-помощник. Реши самостоятельно. Реши примеры, записав только ответы. 1)совершенствовать вычислительные навыки, Цель: знакомство с новым приёмом вычислений для случаев вида 35-7. Назовите нужное число в каждом ряду 20 16 12 8 … 7 22 37 52 … 28 22 16 10 …

«Программа по художественной культуре» - Актуальность. Принцип креативности (организации творческой деятельности). Условия реализации Программы. Раздел 2. О чём говорит искусство. Принцип тематизма. Изменения и дополнения в Программе. Предполагаемые результаты реализации Программы. Работа с родителями: Литература. Метод создания художественного контекста.

«Художественная гимнастика» - Зинаида Вербова с воспитаницами своей Студии. 1923 год. Художественная гимнастика. лента Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. обруч Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Ленинград 1935 год. судейство Три группы судей оценивают различные элементы упражнения.

«Мировая художественная культура» - Актуальность и новизна курса. Культура -. на учащихся седьмых, девятых классов. Цель курса -. «Ars longa, vita brevis». Мировая художественная культура-. Культура формирует личность и регулирует поведение человека. Курс МХК в нашем лицее рассчитан. « Жизнь коротка, искусство вечно». Мировая художественная культура.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Выразительность русской речи Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности.

4 слайд

Описание слайда:

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной.

5 слайд

Описание слайда:

Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию.

6 слайд

Описание слайда:

Многозначные слова - это слова, имеющие много значений. Лапа - 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. Планировать - составлять план. Планировать - постепенно, плавно снижаться в Засыпать - погружаться в сон. Засыпать - покрыть слоем чего-нибудь сыпучего

7 слайд

Описание слайда:

Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «Входящие - исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.

8 слайд

Описание слайда:

Устаревшие слова Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали. Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Архаизмы – устаревшие слова, взамен которых существуют другие слова, обозначающие эти же реалии. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.

9 слайд

Описание слайда:

Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей. У В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый. Такие неологизмы называют окказионализмами. Новые слова

10 слайд

Описание слайда:

Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото…

11 слайд

Описание слайда:

Заимствованная лексика - это слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.

12 слайд

Описание слайда:

Термин - слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Профессионализм – слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией.

13 слайд

Описание слайда:

Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, облом – неудача.

14 слайд

Описание слайда:

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка. Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…

15 слайд

Описание слайда:

Другие термины лексических средств выразительности лексический повтор; разговорная лексика; сниженная разговорная лексика; книжная (в т.ч. экспрессивная) лексика; общественно-политическая лексика; оценочная лексика; экспрессивный лексический повтор.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Звукоподражание – это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

18 слайд

Описание слайда:

Ассонанс - – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н.А.Некрасов).

19 слайд

Описание слайда:

Аллитерация – (от лат. «собуквие») приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).

20 слайд

Описание слайда:

Благозвучие – отсутствие в речи неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное и лёгкое для восприятия звучание текста.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

ТРОП – означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым. Троп представляет собой определенную форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием, дает определенное художественное «приращение» мысли.

24 слайд

Описание слайда:

ФИГУРА – форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение - усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым. И тропы, и фигуры - только конструктивный компонент текста, но такой, который образно оттеняет обычно наиболее существенное и важное в нем.

25 слайд

Описание слайда:

Эпитет - это поэтическое определение, выражаемое обычно прилагательным. Такое определение повторяет признак, заключающийся в самом определяемом, обращает на него внимание, подчеркивает его, выражая эмоциональное отношение говорящего к предмету речи. Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех... Его впалые щеки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы - все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного (И.С.Тургенев).

26 слайд

Описание слайда:

Метафора - это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного с первым в чем-то. Это как бы «смещенное», переносное название предмета. Я... увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье... Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке... Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... (И.С.Тургенев).

27 слайд

Описание слайда:

Олицетворение - разновидность метафоры; это такое изображение неодушевленных предметов, растений или животных, при котором они говорят, думают и чувствуют, как человек. Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит... Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит. (Ф.И. Тютчев)

28 слайд

Описание слайда:

Метонимия- употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно-следственным отношениям. Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой. Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин)

29 слайд

Описание слайда:

Синекдоха - разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами. Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе (А.С. Пушкин). .

30 слайд

Описание слайда:

Гипербола - это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление. Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

31 слайд

Описание слайда:

Литота - образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя: И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов).

32 слайд

Описание слайда:

Ирония - насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение. Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (И.А. Крылов)

33 слайд

Описание слайда:

Сарказм - высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях социального характера. Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты… (А.С.Грибоедов).

34 слайд

Описание слайда:

Сравнение - это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с дру­гим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежа Пошла ты, баба! - закричали ей тут же бороды заступом, лопатой, клином. - Ишь, куда полезла, корявая! (Н,В. Гоголь). Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А.С. Пушкин).

35 слайд

Описание слайда:

Перифраза - замена прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты. «певец Гяура и Жуана» вместо «Байрон» (А. С.Пушкин).

36 слайд

Описание слайда:

Стилистические фигуры – фигуры речи Формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания.

37 слайд

Описание слайда:

38 слайд

Описание слайда:

Антитеза Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Выражается обычно антонимами - словами с противоположными значениями. Дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт... (А.С. Пушкин)

39 слайд

Описание слайда:

Оксюморон Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого В поэтическом тексте соединяются взаимопроницаемые противоположности, давая художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой (А.С. Пушкин). Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью… (Н. С. Лесков).

40 слайд

Описание слайда:

Градация Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. (Ф.М. Достоевский).

41 слайд

Описание слайда:

Аллюзия Соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. Я умываю руки - аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате.

42 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Параллелизм Однородное синтаксическое построение предложений или их частей Жизнь без тревог - прекрасный светлый день, Тревожная - весны младые грезы. Там - солнца луч и в зной оливы сень, А здесь - и гром, и, молния, и слезы... (А.А. Фет).

43 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Анафора повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М.Ю. Лермонтов).

44 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Эпифора повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.А.Блок).

45 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Риторический вопрос Фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н.Толстой)

46 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности: Риторическое обращение Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С.Пушкин).

47 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Бессоюзие Фигура, основанная на намеренном пропуске союзов. Речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

48 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Многосоюзие Фигура, основанная на сознательном повторении союзов. Речь замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость: Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский).

49 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Инверсия Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (А.С.Пушкин).

50 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Подхват Подчеркнутое повторение конца стиха в начале следующего стиха: Придет оно, большое, как глоток, - Глоток воды во время зноя летнего. (Р.И. Рождественский) Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.

51 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности Эллипсис Пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое: - Франц, в мою спальню вещи князя! - обратился он к слуге, провожавшему Болконского (Л.Н.Толстой).

52 слайд

Описание слайда:

Другие синтаксические средства выразительности восклицательные предложения; диалог, скрытый диалог; вопросно-ответная форма изложения; ряды однородных членов; цитирование; вводные слова и конструкции.

53 слайд

Описание слайда:

Задание проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления. В предлагаемом фрагменте рецензии рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка. Необходимо: знать, что же такое языковые средства художественной выразительности; находить их в исходном тексте; правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга.

54 слайд

Описание слайда:

Тренируемся 1.Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств. 1) экспрессивный повтор; 2) ряды однородных членов; 3) развернутые сравнения; 4) газетно-публицистическая фразеология; 5) разговорные синтаксические конструкции. (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (В. Непомнящий). Ответ: 1, 2, 4, 5.

55 слайд

Описание слайда:

2. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности. 1) риторическое обращение; 2) экспрессивный повтор; 3) сравнительный оборот; 4) синтаксический параллелизм; 5) антитеза. (13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негреки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству. (По А. Кондратову) Ответы: 2, 4, 5.

56 слайд

Описание слайда:

(1)Земля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­лионов лет. (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (8)Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) - и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь проти­воядие? (По В. Солоухину)

57 слайд

Описание слайда:

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество - это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом». Список терминов: 1) эпитет 2) литота 3) вводные слова и вставные конструкции 4) ирония 5) развёрнутая метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения. 8) Диалектизм 9) однородные члены предложения Ответ 5,9,3,1.

58 слайд

Описание слайда:

(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Ганичеву)

59 слайд

Описание слайда:

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложе-нии 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Список терминов: сравнительный оборот ряд однородных членов фразеологизмы инверсия олицетворение парцелляция эпитеты литота вопросительные предложения Ответ: 9,2, 4,5.

60 слайд

Описание слайда:

Крик (1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень - ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть...» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно!.. (7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами. (9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11)Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной... (12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно? (16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им)... (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего - радости неповторимого своего существования. (По Ю. Бондареву)

61 слайд

Описание слайда:

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой"бабьего лета», использует (…) {«мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья... собирались кучками», «природа добра»). В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).» Список терминов: 1) парцелляция 2) риторическое восклицание 3) эмоциональный повтор 4) метафора 5) многосоюзие 6) эпитеты 7) олицетворение 8) анафора 9) риторический вопрос Ответ: 6,4,7,9,5

62 слайд

Описание слайда:

Бессилие (1)Он шел по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. (2)На теневой стороне было еще нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зерка­лам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. (З)Пахло влажным асфальтом. (4)Везде было по-утреннему легко, свободно... {5)Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шел небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твердый, жесткий взгляд был устрем­лен вперед. (б)Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гу­ляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек. (7)Они двигались навстречу, эти два молодых человека, глядя перед собой, а когда поравнялись, невысокий, в белой футболке, не поворачивая головы, не меняя выражения глаз, еле заметным толчком плеча ударил в плечо другого. {8)И тот, едва не падая от неожиданного удара, ощутил чужие мускулы, столь натрениро­ванные, неумолимые в своей самонадеянности, что, пораженный грубостью, вспых­нув мгновенным гневом, выговорил, готовый к мщению: «Извинения надо просить, черт подери!» (9)А парень в потёртых джинсах спокойно уходил, по-прежнему слегка пока­чивая плечами, будто ничего не произошло несколько секунд назад. (10)И стало ясно: толчок был не случаен, а страшная мощь в его мускулах, весь облик невозму­тимо гуляющего по проспекту человека делали его неприступным. (11)Можно было представить, как, уверенный в безнаказанности, мистер невозмутимость равно­душно поднял бы брови при виде возмущения оскорбленного его действием дру­гого человека, как сказал бы бесцветным голосом: «Я не понимаю, что вам от меня нужно?» - и тут же нанес бы этим вторичный удар исподтишка, играя роль жертвы, которая вынуждена защищаться. (12)Тот человек, которого задели плечом, был не робок, тоже обладал реши­тельностью, но страх перед волей более храброго остановил его. (13)Парень, мор­щась, потирал ушибленное место, оглядывался на удаляющуюся квадратную спину, обтянутую спортивной футболкой. (14)В этот момент он больше всего ненавидел эту спину, себя и собственное унизительное бессилие, что все-таки требовало найти оправдание. (15)И в голове проносились мысли: «За что он меня? (16)Позавидовал белым брюкам или более модной прическе? (17)Доказал, что он сильнее меня? (18)Почему я оробел перед этой глупой, отвратительной силой?»

63 слайд

Описание слайда:

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Автор выражает свою оценку с помощью ярких (..) («твёрдый, жёсткий взгляд», «унизительное бессилие», «бесцветным голосом», «глупой силой»), (..) (предложение 11), (..) («мускулы... неумолимые в своей самонадеянности»). Состояние оскорблённого человека передано (..) «вспыхнув... гневом»...» Список терминов: 1) эпифора 2) эпитеты 3) противопоставление 4) метафора 5) парцелляция 6) перифраз 7) синтаксический параллелизм 8) сравнительный оборот 9) олицетворение Ответ: 2,6,9,4

64 слайд

Описание слайда:

Использованные ресурсы Угроватова Т.Ю. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку. Калининград,2008. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif http://images.google.ru/ http//it-n.ru, http//proshkoly.ru