Скачать презентацию на тему рюрик. Презентация на тему "князь рюрик"






Рождение Древнерусского государства Государство возникает только тогда, когда народ достигает определенной стадии общественного и экономического развития У восточных славян уже созрели все предпосылки для создания своего государства: мощные союзы племен, активная торговля, развитая экономика.


Рождение Древнерусского государства Постепенно в 9 веке у восточных славян выделились два сильнейших союза племен. Во главе северного союза племен стояли словени (их столица – Новгород), а южный союз племен возглавили поляне, их столицей стал Киев, город на Днепре.





Княжение Рюрика – основателя династии Слово «Русь» может быть как южного, так и норманнского происхождения. Но когда этим словом стали называть государство восточных славян, оно стало символом новой могучей державы. А 862 год - год вокняжения Рюрика в Новгороде, согласно летописи стал важной вехой в образовании государства восточных славян.


Княжение Рюрика – основателя династии Рюрик, придя на Русь (по приглашению славян для прекращения межплеменных распрей), привел с собой сильную дружину. Призвание не было прямым насилием, покорением племен. Договор устраивал и пришлых варягов, и новгородских мужей, обретавших долгожданную стабильность. Сильное войско обеспечивало безопасность главных торговых путей.


Княжение Рюрика – основателя династии Варяги стали активно торговать и даже уплывали с товарами на своих кораблях по Волге в Каспийское, а по Днепру в Черное моря. Рюрику удалось не только удержаться в Новгороде, но и включить в сферу своего влияния Полоцк и Муром. Известно о князе очень мало, но именно по его имени первая русская правящая династия называлась Рюриковичи.






Вещий Олег 882 год – объединение Олегом Новгорода и Киева – считается годом основания Древнерусского государства Киевская Русь. При этом многие славянские племена (кривичи, древляне, северяне) вынуждены были присоединяться к Олегу и платить ему дань, благодаря которой он мог содержать большое войско. Но данни- ческие отношения дополня-лись взаимовыгодным обме-ном, совместным участием в военных экспедициях, превращением племенной знати в правящую прослойку.


Вещий Олег В 907г. Олег во главе варягов и подвластных ему местных племен совершил поход на Византию. Поход завершил-ся заключением мирного договора, обеспечивавшего торговые интересы купцов-русов в Византии и уплату контрибуции. В нем слово «русь» приобрело еще один смысл: это не только дружина киевского князя, но и политико-географическое название – Русская земля, подвластная киевскому кня-зю и означавшая огромный межплеменной и межэтни- ческий «суперсоюз», распо ложенный в лесной и лесо- степной полосе Восточной Европы.


Вещий Олег Возможно, в 912 году князь Олег уплыл на родину – в Скандинавию. По русской же легенде он погиб от своего коня и был похоронен в Киеве. А в Старой Ладоге сохранился огромный холм – многоугольник под названием «Олегова могила». Олег сумел сплотить в единый союз славянские и угрофинские племена на Севере и окончательно объединить Русское государство, захватив Киев.


Князь Игорь После смерти Олега власть перешла к сыну Рюрика Игорю. Таким образом, впервые князь получил власть не путем вооруженного захвата или по приглашению веча, а по наслед- ству (реализация династичес- кого принципа).Первые годы княжения Игоря оказались непростыми. Некоторые племе- на, подчиненные Олегом, отка- зались платить ему дань. Игорю пришлось вновь завоевывать эти территории. Столкнулся он и с кочевниками-печенегами, появившимися в южно-русских степях.


Князь Игорь Князь Игорь совершал военные походы на Царьград, но не все они были успешны. Дань, взимаемая с подвластных племен, была главным способом содержания дружины. В ноябре князь с дружиной отправлялся в полюдье – объезд подвластных земель. Часть собранной дани затем отправлялась в Царьград для продажи, часть шла на содержание княжеского окружения и его воинов.


Князь Игорь В 945 году во время полюдья в землях древлян князь Игорь был убит. Причиной восстания было, по -видимому, нарушение Иго-рем договора о размерах дани, осложнение отноше-ний с местными князьями, правившими «под его рукой». Небольшая дружи-на была перебита, а сам он погиб тяжкой смертью, будучи привязан к верхуш-кам двух согнутых деревь-ев и разорван. Вдова Иго-ря – знаменитая княгиня Ольга – жестоко отомстила за смерть мужа и привела древлян к покорности.


Полюдье княгини Ольги Княгиня Ольга стала прави- тельницей при малолетнем сыне Святославе. Традиция представляет ее волевой и осмотрительной государы-ней, «мудрейши всех чело-век». В лестных словах летописца заключалась, по-видимому, большая доля истины, хотя самой Ольге не были чужды жестокость и коварство. Ольга была славянкой родом из Пскова, а свое княжеское имя (Ольга) получила во время замужества.


Полюдье княгини Ольги После нее на киевском княжеском престоле сидят князья уже с чисто славянскими именами – Святослав, Владимир, Ярослав…. Это означает, что княжеский род ославянился и роль варягов в управлении страной значительно уменьшилась. У княгини Ольги во владении были свои села и земли. Во время походов князя Игоря она оставалась править в Киеве, у нее даже имелась своя дружина.


Полюдье княгини Ольги Стремясь укрепить государство, княгиня Ольга после 945 года объехала все свои земли, разделив их на более или менее одинаковые по числу населения районы. Центром управления каждого района стал погост, куда стекались налоги (уроки) со всей округи. Обычно погост был также центром торговли, там же находилось языческое капище.


Полюдье княгини Ольги Князь теперь не мог произвольно требовать дань дважды или трижды в год. Сумма налогов стала известна заранее и выплачивалась всем населением. Таким образом, полюдье - ежегодный объезд князем с дружиной (обычно зимой) покоренных земель превратилось в простое собирание налогов. Эта реформа лишила власти местных племенных князей и централизовала управление в стране, сплотила молодое государство. Оно стало сильнее и богаче. Во главе государства стоял князь, но роль народного вече, старейшин и бояр дружинной знати была очень велика.


Полюдье княгини Ольги Основная масса населения Руси того времени – язычники. Княгиня Ольга первой из русских князей стала христианкой и в 957 году совершила путешествие в Константинополь, где ее пышно принимал сам византийский император. Впрочем, время крещения Руси еще не пришло.


Войны Святослава Княжение сына Ольги Святослава Игоревича (гг.) – это эпоха замечательных битв и ярких приключений. Князь почти все время проводил в военных походах далеко от Киева. У Святослава был талант полководца и редкое бесстрашие. Это, наверное, самый выдающийся полководец Древней Руси. Если походы русских дружин до Святослава были в основном набегами на соседей за добычей, то войны Святослава носили политический характер. Он расширял Русское государство и старался разгромить опасных соседей.


Войны Святослава Первые походы князя были направлены против Хазарии. Успешно воевал князь на Северном Кавказе против ясов и касогов, а затем пошел на Дунай, откуда начал войну с Византией. Заняв несколько городов в устье Дуная, Святослав сделал своей главной крепостью Переяславец. Он хотел, чтобы именно этот город на Дунае был столицей его царства.


Войны Святослава Вначале война шла успешно для князя, но византийцы подкупили печенегов, и те осадили Киев. Киевляне послали князю гонцов. Святослав с сильной дружиной вернулся в Киев и разбил печенегов. Он оставил троих своих сыновей наместниками на Руси и вновь вернулся на Балканы. Но византийцы разбили войска Святослава и осадили его в крепости Доростол. Князь заключил мир с императором, обещая вернуться домой и более не воевать с Византией.


Войны Святослава Возвращаясь назад, Святослав разделил свое войско. Основная часть вернулась в Киев по суше, а сам же князь решил плыть домой на судах, чтобы увезти огромную военную добычу. Но византийцы предупредили печенегов, которые устроили князю засаду на днепровских порогах. Вся его небольшая дружина была истреблена, а сам он убит.Из его черепа, оправленного в золото, печенежский князь Куря велел сделать себе чашу для пиров, считая, что сила Святослава перейдет к нему.


Равноапостольный князь Владимир После гибели Святослава в результате многолетней борьбы за власть киевским князем стал его сын Владимир. Его победа позволила державе Рюриковичей вновь обрести единство. Владимир – фигура очень противоречивая. Новый князь решился на деяния государственного масштаба, которые потребовали и смелости, и политической воли. Владимир был не только воин, но строитель державы и ее реформатор.


Равноапостольный князь Владимир Он основывал новые города, укреплял границы, внес перемены в систему управления Древнерусским госу- дарством. Так называемая лествичная система рас- пределения княжений принесла стабильность и первенство Киеву. Главным деянием Владимира стало крещение Руси. Оно было не просто выражением воли князя. С территориальным ростом Древней Руси, с усложнением ее этнического состава, социальных и политических отношений остро встал вопрос о духовном и политическом единстве.



Равноапостольный князь Владимир Все труднее было оставаться языческой страной в христианском и исламском окружении. Преодоление неполноценности, стремление изменить международный статус правителей Древней Руси оказались в прямой зависимости от религиозного выбора. Толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в Византии. В конце 90-х годов Х в. изнемогавший в борьбе с очередным мятежом император Василий II обратился за помощью в Киев.


Равноапостольный князь Владимир Владимир согласился прислать войска на условиях заключения брака с принцессой Анной, сестрой императора. В ответ Византия потребовала крещения киевского князя. Мятеж был подавлен. Но правители Византии не спешили выпол- нять свои обязательства. Вероломство греков побудило Владимира двинуться в Крым и захватить византийский город Херсонес (Корсунь). Условием возвращения города стало выполнение договора. По преданию, в Херсонесе Владимир и его дружина крестились.


Равноапостольный князь Владимир Вернувшись в Киев, великий князь разрушил языческий пантеон и призвал киевлян последовать его примеру. Произошло это в 988 году. После крещения князь приказал строить церкви там, где раньше стояли языческие капища. Вначале все они были деревянными. Только Десятинная церковь в Киеве, построенная гречес-кими мастерами, была ка-менной. На нее князь поже-ртвовал десятую часть своих богатств. С тех пор в пользу церкви стали взимать спе-циальный налог – десятину.


Равноапостольный князь Владимир Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии стало событием большого исторического значения. Древне-русское государство упрочило свои политические, династические и культурные связи с миром. Огромное значение имело христианство и для утверждения новой общественной системы. Ус- корилось изживание местных, племенных различий. На основе христианства началась духовная консолидация общества.


Ярослав Мудрый – первый законодатель Руси Первая половина ХI века стала временем наивысшего могущества Древней Руси. Во многом это было достигнуто благода- ря Ярославу, сыну Владимира, политику умному, удачливому, вошедшему в историю с прозвищем Мудрый. Ему удалось добиться стабильности. При нем кочевники не осмеливались совершать свои набеги на Русскую землю. Князь решительно пресекал распри, упрочил новые, отвечающие интересам государ- ства порядки, творил суд, издавал законы, основывал города. Летописцы не случайно назвали Ярослава «самовласт- цем». В восприятии современников он уже не первый среди князей, а истинный государь, самовластный правитель.



Ярослав Мудрый – первый законодатель Руси Особую заботу проявлял Ярослав о вере. При нем Киев превратился в один из крупнейших евро- пейских городов. Построенные в его правление храм Св. Софии, Золотые ворота, монастыри в честь святых Георгия и Ирины были не просто культовыми памятниками.


Ярослав Мудрый – первый законодатель Руси Своим строительством Ярослав как бы бросал вызов Царьграду, оттесняя его и превращая Киев в богоспасаемый центр христианского мира. Именно во времена Ярослава мысль о Руси, взявшей на себя ответственность за судьбы православия, станет важней- шей религиозно-политической идеей, влиявшей на всю последующую поли- тику средневековых правителей. Ярослав стоит у истоков государ- ственной идеологии Древней Руси.


Ярослав Мудрый – первый законодатель Руси С именем Ярослава связан и первый писаный закон Древнерусского государства – Русская Правда. Большая часть повседневных отношений на Руси регулировалась нормами обычного права, закрепленного в традиции. Нужды письменно фиксировать эти нормы общество не испытывало.


Ярослав Мудрый – первый законодатель Руси Однако усложнение отношений, появление общественных групп, не входящих в традиционные структуры, зарождение земельной собственности – все это требовало от князя соответствующего нормативного регулирования. Княжеское право, сначала неписанное, при Ярославе обрело «материальное» воплощение. Возникла знаменитая Русская Правда – памятник древнерусского права.


Ярослав Мудрый – первый законодатель Руси Стремясь предотвратить усобицу между сыновьями, Ярослав перед смертью разделил между ними русские земли. Он завещал, чтобы никто «не преступал предела брата». Все должны были слушаться трех старших братьев. Тот, в свою очередь, должен был защищать братьев. Такой порядок призван был обеспечить политическое доми- нирование Киева и сохранить единство государства. Однако дальнейшие события показали тщетность этих надежд…


Информационные ресурсы Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IX-XIIвв.М., Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М., Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М.,

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Рюрик РЮРИК по русским летописным преда-ниям, один из братьев-конунга, т. е. предводителя варяжских дружин, якобы призванный “из-за моря” новгородскими славянами с целью прекращения междоусо-биц в Новгороде основавший Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, и последствии стал пол-новластным правителем Новгородской зем-ли.

Cлайд 4

Cлайд 5

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен. Рюрик правил сначала в Ладоге. Он не был призван “из-за моря”, а захватил в 862 власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усоби-цами. Легенда о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными дан-ными источников, которые говорят о складывании государственности у славян задолго до IX в. и о становлении Древнерусского государства вследст-вие внутреннего общественного развития.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Олег строил города, определил размеры податей со словен, кривичей и мери, приказал Новгороду платить ежегодную дань варягам в 300 гривен для сохранения мира. В 883 он “примучил” древлян, в 884 победил северян, в 885 подчинил себе радимичей, обложив все эти народы данями. Пытался завоевать он уличей и тиверцев. Иоакимовская летопись сообщает, что Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.

Cлайд 10

Cлайд 11

Игорь Игорь (912 – 945 гг.) – великий князь киевский. «Повесть временных лет » называет его сыном Рюрика. Согласно летописи, князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь уже в зрелом возрасте. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку, древляне пытались отказаться выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться.

Cлайд 12

Cлайд 13

В период правления Игоря процесс склады-вания государства еще не был завершен, в частности, не сложилась налоговая система, о чем свидетельствует летописная легенда. Согласно «Повести временных лет», князь Игорь отправился со своей дружиной в полюдье в древлянскую землю. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать ее еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году.

Cлайд 14

Походы на Византию Под 907 “Повесть временных лет” рассказывает о походе Олега на Византию, в котором приняли участие все подвластные ему народы. К Царьграду подошла русская конница и флот, насчитывающий 2 тыс. кораблей. Русские сожгли многие дома и церкви, перебили множество народа в константинопольских предместьях. Они пытались убить Олега, вынеся ему из города отравленные пищу и вино. Но русский князь не принял их “даров”. Византийцам пришлось заплатить Олегу огромную контрибуцию. Русь заключила с Византией очень выгодный мирный договор, предоставлявший большие льготы русским купцам. Уходя от Царьграда, Олег в знак победы повесил свой щит на городских воротах. В Киев он привез из похода золото, шелка, “плоды земные”, вино и “всякое узорочье”. Тогда же он получил прозвище Вещий.

Cлайд 15

Cлайд 16

Игорь тоже предпринимал походы на Царьград, первый из них закончился очень печально для русского войска, большая часть войска князя была уничтожена. Князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей, варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, князь Игорь принял предложение императора. На сле-дующий год Киев и Царьград обменялись посо-льствами и заключили новый мирный договор 944 г.

Cлайд 17

Cлайд 18

Хозяйственная и внешнеполитическая деятельность Ольги. Ольга (945 – ок. 965 гг.) – великая княгиня, вдова князя Игоря. Княгиня Ольга – одно из самых интересных лиц древней русской истории. Своеобразие ее положения состоит уже в том, что из всех правителей «империи Рюриковичей» она – единственная женщина. Происхождение ее неизвестно. Вероятно, она была «от рода же ни Княжеска, ни Вельможеска, но от простых людей».

Cлайд 19

Cлайд 20

После гибели Игоря 945 г. сын Игоря – Святослав – был в это время еще ребенком, и, таким образом, княгиня Ольга стала фактически правительницей всей земли Русской. Следуя традиции кровной мести, она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, по сути дела, Ольга провела первую в истории Древнерусского государства налоговую реформу. В 946 г. она ввела фиксированный размер дани - уроки, порядок ее сборов и их систематичность, что способствовало укрепле-нию княжеской власти на подвластных территориях. Летопись упоминает об организации Ольгой становищ и по-гостов, которые впоследствии становятся администрати-вными центрами государства.

Cлайд 21

Экономическое укрепление, последовавшее за админи-стративными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса Киевской Руси в между-народных отношениях. Закрепить это новое положение своего государства Ольга решила приобщением к христианской вере. Причем княгиня стремилась получить крещение именно из рук византийского патриарха и именно в столице империи – Константинополе, так как это повышало престиж внутри Руси и за ее пределами. Согласно летописи, Ольга была первой княгиней, принявшей христианство. Видимо, это произошло в 955 г. в Константинополе. Она вернулась в Киев со священником, что способствовало дальнейшему распространению христианской религии в русских землях, создавало предпосылки для принятия христианства в восточном варианте. В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга стремилась к международному признанию без применения силы. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.

Cлайд 22

Cлайд 23

Поездка в Константинополь Обратимся к имеющимся в нашем распоряжении документам. Достоверно известно, что киевская княгиня ездила в Константинополь во времена императора Константина Багрянородного, причем в период его единоличного правления, то есть после отстранения от власти Романа Лакапина и его сыновей (945-959 гг.). Константин оставил подробное описание приема Ольги при византийском дворе. Ольга была язычница, но имя Бога Вседержателя уже славилось в Киеве. Она захотела стать христианкою и сама отправилась в столицу империи и Веры греческой. Там патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Наставленная в святых правилах христианства самим патриархом Ольга возвратилась в Киев. Император, по словам летописца, отпустил ее с богатыми дарами и именем дочери, но кажется, она вообще была недовольна его приемом. Княгиня, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждения язычества, но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям.

Cлайд 24

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Князь Рюрик (загадочный) История России. 6, 10 кл. Малашук Л юдмила Владимировна МБОУ СОШ № 42 г. Владимир 2015 г.

Внуки Гостомысла. Илья Сергеевич Глазунов. 1986 г. Годы жизни князя Рюрика: 817 – 879 Князь н овгородский: 879 - 862

Князь Рюрик 862 – 879 гг. «В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами “. Нестор «Повесть временных лет» 1113 г.

Князь Рюрик 862 – 879 гг. Васнецов Виктор Михайлович. Призвание варягов. 1909 год.

Князь Рюрик 862 – 879 гг. Призвание варягов. Федор Антонович Бруни. 1839 г.

Князь Рюрик 862 – 879 гг. «… И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик». Нестор «Повесть временных лет» 1113 г. О призвании Рюрика ильменскими словенами, кривичами, чудью и весью в 862 г.

Князь Рюрик 862 – 879 гг. Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника ». 17 век Герб Старой Ладоги - сокол, падающий вниз (герб Рюрика)

Князь Рюрик 862 – 879 гг. Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России» Монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

Князь Рюрик 862 – 879 гг. 1 . В 862 г. был призван вместе с братьями Синеусом и Трувором княжить в новгородскую землю. 2. В 864 г., после смерти братьев, объединил под своей властью северные и северо-западные земли. 3. В 864 г. жестоко расправился с восстанием новгородцев под руководством Вадима Храброго.

Князь Рюрик 862 – 879 гг. 4. В 866 – 870 гг. нанес сокрушительное поражение киевскому князю Аскольду в борьбе за земли кривичей. 5. Планировал походы на Киев, Хазарию, Царьград.

Результаты деятельности князя Рюрика 1. Положил начало формированию на Руси наследственной монархии. 2. Является основателем династии Рюриковичей, правившей Русским государством до 1598 г. 3. Приход Рюрика в новгородские земли, ускорил процесс складывания единого Древнерусского государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "От Рюрика до Путина"

Данная презентация фрагментально может быть использована на уроках истории России в 6-9-х классах. Полностью презентаия может быть использована во внеурочной деятельсности.В данной работе показа...

Научно-практическая конференция по истории. «Происхождение основателя государственности Руси Рюрика»

Цель: удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения диску...

1 слайд

2 слайд

Игорь Игорь (возможно др.-исл. Ingvar, ок. 878-945) - великий князь Киевской Руси, согласно летописной традиции - сын Рюрика. Первый русский князь, известный по синхронным византийским и западным источникам.

3 слайд

Игорь в летописи Согласно «Повести временных лет», основатель древнерусской княжеской династии Рюрик умер в 879, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына Игоря. Когда (882) Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика».

4 слайд

Игорь в летописи В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. Отправившись в поход на Византию (907), Олег оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега в 912 Игорь стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны.

5 слайд

Игорь в летописи В 914 Игорь завоевал древлян и возложил на них дань больше Олеговой. В 915, проходя походом на Византию, на Руси впервые появились печенеги. Игорь заключил с ними мир, оказавшийся непрочным. В 920 Игорь воевал с печенегами. Следующее летописное известие об Игоре - его поход на Царьград 941-944 годов. С этого времени свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских и западноевропейских источниках. Таким образом он стал первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках.

6 слайд

Смерть Игоря Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение: «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»


Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окруженные многочисленной скандинавской дружиной, готовой утвердить мечем права избранных государей, эти честолюбивые братья навсегда оставили отечество. Рюрик, Синеус, Трувор.


Кем был князь Рюрик? Именно с «варягами - русью» оказалось на прямую связано имя основателя восточнославянской великокняжеской династии. Согласно легендам Рюрик был сыном Годолюба, князя прибалтийских славян – рарогов. А матерью его была Умила, дочь новгородского князя Гостомысла.


Описание личности Рюрик – первый великий князь, одна из легендарных фигур в средневековой европейской истории, основатель древнерусского государства. Вероисповедание – язычник. Предшественник – Гостомысл, приемник -Олег Вещий, наследник- Игорь. По Иоакимовской летописи Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была норвежская княжна Ефанда.


Внутренняя политика В 864 году, по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему княжеству, основал в северо-западных землях крупное государственное объединение с центром в Новгороде. Таким образом, вместе с верховной княжеской властью утвердилась в России, и система феодальная, поместная, или удельная, бывшая основанием новых гражданских обществ в Скандинавии и во всей Европе, где господствовали германские народы.




Память Рюрика, как первого самодержца российского, осталась бессмертной в нашей истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых финских племен к народу славянскому в России, так что весь, меря, мурома, наконец, обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру.