Профессиональный этикет программиста. Профессинальные и этические требования

Кодекс этики - эталон (стандарт) профессионального поведения

Кодекс профессионального поведения может применяться как механизм социализации. Здесь идея заключается в том, что люди, начинающие работать в данной предметной области, изучив кодекс, быстро поймут, каковы стандарты этой профессии. Если существует кодекс профессионального поведения, то есть некоторая гарантия, что все представители этой профессии будут, по крайней мере, знать о стандартах, закрепленных в кодексе.

Кодекс является выражением опыта и согласия большинства лиц данной профессии.

В 80-е годы ХХ века был введен термин "компьютерный профессионал", обозначающий человека, зарабатывающего на жизнь работой с компьютерами. Здесь имелись в виду не только программисты, системные аналитики, системотехники, продавцы компьютерного оборудования, но и пользователи программных и аппаратных средств.

В США попробовали регулировать взаимоотношения между компьютерными профессионалами и обществом посредством "Кодекса профессионального поведения", выработанного Ассоциацией вычислительной техники (Association for Computing Machinery – ACM),

Кодекс этики и профессиональной деятельности в области программной инженерии (версия 5.2)

Программные инженеры должны стремиться к тому, чтобы сделать анализ, разработку спецификаций, проектирование, реализацию, тестирование и поддержку программного обеспечения полезной и уважаемой профессией. В соответствии с их высокой ответственностью за благополучие, безопасность и процветание общества программные инженеры должны твердо придерживаться следующих восьми Принципов:

    ОБЩЕСТВО – Программные инженеры должны действовать неукоснительно в интересах общества.

    КЛИЕНТ И РАБОТОДАТЕЛЬ – Программные инженеры должны действовать согласно интересам клиента и работодателя, если они не противоречат интересам общества.

    ПРОДУКТ – Программные инженеры должны обеспечивать соответствие качества своих продуктов и их модификаций наивысшим возможным профессиональным стандартам.

    ОЦЕНКИ – Программные инженеры должны поддерживать целостность и независимость своих профессиональных оценок.

    МЕНЕДЖМЕНТ – Программные инженеры-менеджеры и ведущие сотрудники должны придерживаться этических подходов к управлению разработкой и поддержкой программного обеспечения и продвигать эти подходы.

    ПРОФЕССИЯ – Программные инженеры должны поднимать престиж и репутацию своей профессии в интересах общества.

    КОЛЛЕГИ – Программные инженеры должны быть справедливы по отношению к своим коллегам, помогать им и поддерживать.

    ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – Программные инженеры должны непрерывно учиться навыкам своей профессии и способствовать продвижению этического подхода к своей деятельности.

Принцип 3: ПРОДУКТ

Программные инженеры должны обеспечивать соответствие качества своих продуктов и их модификаций наивысшим возможным профессиональным стандартам. В частности, программные инженеры должны:

    Стремиться к высокому качеству, приемлемой стоимости и разумным срокам выполнения проектов, доводя существенные альтернативы до сведения работодателя и клиента, заручившись их согласием с выбором, а также ставя пользователей и общество в известность о них.

    Обеспечивать адекватность и достижимость целей и направленности для всех проектов, над которыми они работают или намереваются работать.

    Выявлять, определять и принимать меры в отношении проблем, связанных с проектом, над которым они работают, и имеющих отношение к этике, экономике, культуре, законности и окружающей среде.

    Гарантировать, что их образование, подготовка и опыт достаточны для всех проектов, над которыми они работают или намереваются работать.

    Гарантировать, что во всех проектах, над которыми они работают или намереваются работать, используются надлежащие методики.

    Работать, следуя наиболее подходящим профессиональным стандартам и отступая от них лишь в тех случаях, когда это оправдано по этическим либо техническим причинам.

    Стремиться к полному пониманию спецификаций программного обеспечения, над которым они работают.

    Гарантировать, что спецификации на программное обеспечение, над которым они работают, хорошо документированы, соответствуют требованиям пользователей и утверждены должным образом.

    Гарантировать реалистичность количественных оценок стоимости, сроков выполнения, трудозатрат, качества и затрат по всем проектам, над которыми они работают или намереваются работать, а также неопределенности этих оценок.

    Гарантировать адекватность тестирования, отладки и ревизий программного обеспечения и сопутствующей документации, над которыми они работают.

    Гарантировать адекватность документации, включая обнаруженные проблемы и их одобренные решения, для всех проектов, над которыми они работают.

    Разрабатывать программное обеспечение и сопутствующую документацию, относясь с уважением к приватности в отношении тех, чьи интересы затрагивает данное программное обеспечение.

    Использовать только надежные данные, полученные приемлемыми с точки зрения морали и закона средствами, и использовать их только надлежащим образом.

    Поддерживать целостность данных, подверженных устареванию и потере актуальности.

    Относиться ко всем видам поддержки программного обеспечения с тем же профессионализмом, что и к новым разработкам.

В России в 1996 году был принят

Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций

Среди инициаторов принятия Национального кодекса были Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский компьютерный союз, Российский национальный конгресс по информатике и телекоммуникациям, Российская компьютерная ассоциация, Российская информационная сеть делового сотрудничества, Международное бюро информации и телекоммуникаций и другие организации и объединения предпринимателей, осуществляющие свою деятельность в области информатики и телекоммуникаций

Кодекс является средством самодисциплины, а также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства.

Кодекс распространяется на все виды деятельности юридических и физических лиц в области информатики и телекоммуникаций.

Кодекс устанавливает нормы этичного поведения, которых должны придерживаться стороны, работающие в области информатики и телекоммуникаций: производители, продавцы и потребители технических и программных средств.

Любая деятельность в области информатики и телекоммуникаций должна быть законной, пристойной, честной и правдивой.

Каждое техническое и программное средство должно разрабатываться с чувством ответственности перед обществом и должно соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности.

Никакая деятельность не должна оказывать отрицательного влияния на доверие общественности к средствам информатики и телекоммуникаций.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

СТАТЬЯ 1. Не производить/копировать и не использовать программные и технические средства информатики и телекоммуникаций без разрешения/лицензии собственника/изготовителя или правовладельца/ и не приобретенные на законных основаниях.

СТАТЬЯ 2. Не нарушать законодательство об охране интеллектуальной собственности и признанные нормы авторского права на программные средства и базы данных.

СТАТЬЯ 3. Не нарушать тайны передачи сообщения, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных.

СТАТЬЯ 4. Не использовать наименования и аббревиатуры других фирм, компаний и организаций без их согласия.

СТАТЬЯ 5. Не извлекать прибыль от использования товарного знака или символа, принадлежащего другой фирме или продукции.

Всемирный день информационного сообщества .

Генеральная Ассамблея ООН в 2006 году приняла резолюцию, в которой провозгласила 17 мая профессиональным праздником всех программистов, системных администраторов, интернет-провайдеров, веб-дизайнеров, редакторов интернет-изданий и всех остальных людей, занятых в сфере информационных технологий.

До 2006 года этот праздник отмечался как Международный день электросвязи или Всемирный день телекоммуникаций. Дело в том, что 17 мая 1865 года в Париже был основан международный Телеграфный Союз.

День программиста .

Профессиональный праздник программистов, отмечаемый на 256-й день года

11 сентября 2009 года президент Медведев подписал Указ, который устанавливает в стране новый официальный праздник - День программиста

В этой статье хочется рассказать об этике
программирования. Опытные программисты,
судя по исходникам, могут определить
уровень знаний непосредственно
программиста. Как? А очень просто. Есть
достаточно много негласных правил, так
называемой этикой программирования. Зачем
нужна эта этика, мы и погорим в данной
статье.

Часть1: Сага о комментариях.

Ну что ж, если вы когда-нибудь видели
исходные тексты программ, а тем более
программировали, вы прекрасно знаете, что
такое комментарии. Но почему же тогда кто-то
использует их несколько чаще других? На
самом деле, при написании программ очень
полезно оставлять комментарии.

Во-первых, для самого себя. То есть для
удобства навигации по своему же коду.
Чёткие и уместные комментарии способны
сохранить программисту до нескольких часов
времени только лишь из-за того, что он не
будет думать лишний раз, за что отвечает
каждая часть текста.

Во-вторых, для последователей. Если
человек разрабатывает программу под заказ,
зная, что исходные тексты позднее будут
переданы заказчику. Есть ли гарантия, что
именно вы будете дорабатывать эти
исходники до следующей версии? А сторонний
человек должен будет потерять очень много
времени, чтобы понять, что да как. То ли дело
с комментариями. Читать программу на
русском языке (в крайнем случае на
английском) гораздо проще, чем на языке
программирования. Особенно если программа
использует достаточно сложные
синтаксические конструкции.

Вот вам две немаловажные причины, по
которым комментарии должны писаться.
Отсюда вполне логичный вопрос: как же
писать комментарии правильно? В введении
книги "Экстремальное программирование",
её автор, Кент Бек, частично отвечает на наш
вопрос. Он пишет:

Если пересмотр кода - это хорошо, значит, мы
будем пересматривать код постоянно
- Если тестирование - это хорошо, значит,
каждый участник проекта будет тестировать
код программы постоянно (тестирование
модулей), даже заказчики (функциональное
тестирование).
- Если комментировать код - это хорошо,
значит, мы будем уделять комментариям
внимания ровно столько, сколько
потребуется, чтобы наш код стал лёгким для
чтения даже ребёнку.

Из данных строк видно, что комментарии
нужны, и их нужно ровно столько, сколько
нужно. Да, красиво это я загнул, но судите
сами. Нельзя сказать: На 10Kb кода должно
приходиться 2Kb комментариев. Это было бы
глупо. Следовательно, остаётся только одно:
писать комментарии "в тему", раскрывая
с их помощью наиболее заковыристые области
программы. Не следует забывать, что
комментарии НИКАК не влияют на работу
компилятора, ровно как и на размер
получившейся программы. Комментарии
игнорируются компилятором, однако очень
помогают нам, людям.

Часть2: Сага о коде.

Если вам приходилось писать программы, вы
наверное знаете, что на данный момент
большинство компиляторов лояльно
относятся к стилю записи программы. То есть
компилятору по боку, будете вы ставить
символ переноса строки или нет. Судя по
всему вышесказанному, к одинаковому
результату приведёт Код и Код:

Код:
begin
WriteLn("Hello, world");
end.

Код:
begin WriteLn("Hello, world"); end.

Если не верите, можете проверить сами. Та же
ситуация с Си - компиляторами. Расскажу одну
историю, происшедшую со мной несколько лет
назад: Один мой знакомый хвастался
написанной им программой (он писал на С). В
ответ на это я сказал ему, что эта программа
пишется на Паскале в три строки. Он был
взбешен, потому как также как и я мог
написать эту программу на Паскале, но не в
три строки - это точно (в 15-20 где-то).
Пришлось показать человеку всё силу логики,
и программа действительно заняла ровно три
строки. Почему 3, а не одну? Не знаю как в Си,
но в Паскале максимальная длина строки - 256
символов (поправьте меня если я не прав).
Следовательно, моя программа заняла
примерно 256 * 3 символов (это ровно столько же,
сколько потребовалось бы моему другу для
написания такой же программы). Этот пример я
привел не зря: мой код был АБСОЛЮТНО
нечитабельным. Рассмотрение и правка его в
дальнейшем - это не то чтобы извращение, это
камасутра полная. Если кому приходилось
играть в Quake3 и сохранять из игры свой конфиг
- меня поймут. Квака по умолчанию пишет всё в
одну строчку, а разделителем ставит какой-то
глупый символ. Это никак не может
сравниться с конфигом, написанным вручную,
с комментариями, и т.д. Следует запомнить на
всё жизнь: хочешь добиться уважения со
стороны других - делай свой код более
читабельным. Чем больше свободного места
между строками - тем легче читать код.
Следовательно это - наш выбор. ВСЕГДА пишите
математические знаки (+ - = * /) через пробел.
То есть примерно так, как написано во врезке
Пр, и никогда так, как написано во врезке
Пр. Итак, читаем и запоминаем:

Пр:
iCounter + iChan:= iRoute;

Пр
iCounter+iChan:=iRoute;

Если честно, я с трудом набрал Пр: привычка
выработалась настолько, что Space я давил уже
подсознательно. Желаю и вам того же...

Часть3: Сага о переменных.

Что можно сказать о переменных? На самом
деле, очень многое. Например, вы заметили,
что во врезках Пр и Пр я несколько
необычно назвал переменные? Нет, это для вас
необычно. Для меня это вполне нормальные
названия. К примеру, смотря на название
переменной iCounter, я могу смело сказать, что
это не счётчик Интернетов (иначе он
назывался бы iInetCounter или iICounter), а переменная
типа Integer, которая является чьим либо
счётчиком. Первая буква "i" обозначает
тип переменной: i: Integer, s: String, c: Char, b: Boolean и т.д.
и т.п. Таким образом, я делаю код более
понятным для себя. Для удобства навигации
других людей по вашему коду, в начале
программы опишите, по какому принципу вы
называете переменные. Это повысит ваш
профессиональный уровень программирования.
Следующее, что хотелось бы сказать о
переменных - давайте им осмысленные имена.
Именовать переменную "a" или "x"
глупо, не считая тех случаев, когда "a" и
"x" - элементы уравнения. В противном
случае называйте переменные осмысленно,
чтобы их имя примерно отображало принцип
действия переменной. Лучше всего называть
переменную полными либо сокращёнными
словами английского языка. Это позволит
быстрее ориентироваться в вашем коде не
русскоязычному населению планеты. Каждое
слово желательно начинать с заглавной
буквы. Что касается объектно-ориентированных
языков, которые так и норовят назвать
компоненты тупыми именами, я могу сказать
единственное: откажитесь от стандартных
Edit1, Label1 и т.д., поскольку когда число
одинаковых компонентов зашкалит за 5, будет
весьма нелегко держать в голове, что
обозначает номер какого-то компонента.
Называть я советую компоненты также как и
переменный, с той единственной разницей,
что вместо типа переменной, на первое место
ставить сокращённое название класса
компонентов. Так, например, Edit14, в который мы
вводим пароль, будет именоваться edPassEnter или
что-нибудь схожее с этим. Желательно в

кодекс этики в сфере информационных технологий

Конференция по философии. ДонНТУ, 2007

Ст.гр. ТКС-06м Хайло Андрей, руководитель Додонов Роман Александрович

В докладе анализируются существующие кодексы этики специалистов в сфере информационных технологий.

Компьютерная этика еще не сложилась как нормативная дисциплина и как комплекс правил поведения человека, которые заложены в нем самом и подкрепляются социально. Компьютерная этика – это поле исследований, расположенное на грани между новыми технологиями и нормативной этикой и зависящее от них . Однако в последние десятилетия наблюдаются интенсивные попытки ее создания.

В 80-е годы ХХ века американскими этиками был введен термин «компьютерный профессионал», обозначающий человека, зарабатывающего на жизнь работой с компьютерами. Здесь имелись в виду не только программисты, системные аналитики, системотехники, продавцы компьютерного оборудования, но и пользователи программных и аппаратных средств. В США попробовали регулировать взаимоотношения между компьютерными профессионалами и обществом посредством «Кодекса профессионального поведения», выработанного Ассоциацией вычислительной техники (Association for Computing Machinery – ACM),

По сути, компьютерные профессионалы входят не только в специфические отношения друг с другом, но и получают власть над отдельными людьми, социальными институтами и даже над окружающей средой, поэтому особую актуальность приобретает разработка кодексов профессионального поведения в этой области.

В настоящее время существует несколько кодексов профессиональной этики в сфере информационных технологий. Возможно, наиболее известны те, которые были разработаны ассоциацией ACM и институтом инженеров электротехники и электроники IEEE, их совместный кодекс этики и профессиональной практики разработчиков программного обеспечения . В России в 1996 году был принят Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций.

Этический кодекс ACM / IEEE .

Кодекс содержит восемь Принципов, связанных с поведением и решениями, принимаемыми профессиональными программистами, включая практиков, преподавателей, менеджеров и руководителей высшего звена.

Кодекс распространяется также на студентов и «подмастерьев», изучающих данную профессию.

Преамбула.

Краткая версия кодекса суммирует стремления кодекса на высоком уровне абстракции; параграфы, включенные в полную версию дают примеры, показывающие как эти стремления отражаются на деятельности профессиональных программистов. Без этих высших принципов детали кодекса станут казуистическими и нудными. Без деталей стремления останутся возвышенными, но пустыми и декларативными. Вместе же они образуют целостный кодекс.

Профессиональные программисты будут добиваться, чтобы анализ, спецификация, проектирование, разработка, тестирование и сопровождение программного обеспечения стали полезной и уважаемой профессией. В соответствии с их приверженностью к процветанию, безопасности и благополучию общества, программные инженеры будут руководствоваться следующими восемью Принципами:

1. ОБЩЕСТВО

Программные инженеры будут действовать соответственно общественным интересам.

2. КЛИЕНТ И РАБОТОДАТЕЛЬ

Программные инженеры будут действовать в интересах клиентов и работодателя, соответственно общественным интересам.

3. ПРОДУКТ

Программные инженеры будут добиваться, чтобы произведенные ими продукты и их модификации соответствовал высочайшим профессиональным стандартам.

4. СУЖДЕНИЕ

Программные инженеры будут добиваться честности и независимости в своих профессиональных суждениях.

5. МЕНЕДЖМЕНТ

Менеджеры и лидеры программных инженеров будут руководствоваться этическим подходом к руководству разработкой и сопровождением ПО, а также будут продвигать и развивать этот подход.

6. ПРОФЕССИЯ

Программные инженеры будут улучшать целостность и репутацию своей профессии соответственно с интересами общества.

7. КОЛЛЕГИ

Программные инженеры будут честными по отношению к своим коллегам и будут всячески их поддерживать.

8. ЛИЧНОСТЬ

Программные инженеры в течение всей своей жизни будут учиться практике своей профессии и будут продвигать этический подход к практике своей профессии.

Многие кодексы не отражают специфики профессии, они содержат слишком общие каноны, которые охватывают обязательства любого профессионала: честность, компетентность, ответственность, повышение квалификации и т.п.

Кодекс профессионального поведения может применяться как механизм социализации. Если существует кодекс профессионального поведения, то есть некоторая гарантия, что все представители этой профессии будут, по крайней мере, знать о стандартах, закрепленных в кодексе.

Наиболее важная функция кодекса этики – сформулировать коллективную мудрость лиц данной профессии. В кодексе этики должно быть собрано то, что лица данной профессии с многолетним опытом работы сочли наиболее важными вещами, о которых необходимо думать и которые следует делать, когда работаешь в данной области. Кодекс является выражением опыта и согласия большинства лиц данной профессии.

Список литературы.

1. Галинская И.Л., Панченко А.И. Этико-правовое пространство информационно-компьютерных технологий (Обзор). Теория и практика общественно-научной информации. Вып. 17, М: РАН ИНИОН, 2001.

2 . Software Engineering Code of Ethics and Professional Practice.

3. А.А.МАЛЮК, О.Ю. Полянская, XIV Всероссийская научная конференция, «Кодекс этики в сфере информационных технологий как основа обеспечения информационной безопасности».

Развитие средств вычислительной техники, коммуникаций и программных систем (Internet, телекоммуникации, распределенные системы,IPтелефония, компьютерные игры и обучающие программы) оказывает все большее воздействие на общество. Роль специалистов по программному обеспечению при этом все время возрастает. Они работают в определенном правовом и социальном окружении, находятся под действием, международных, национальных и местных законодательств.

Ясно, что программисты, как и специалисты других профессий, должны быть честными и порядочными людьми. Но вместе с тем, программисты не могут руководствоваться только моральными нормами или юридическими ограничениями, т.к. они обычно бывают связаны более тонкими профессиональными обязательствами:

    Конфиденциальность – программные специалисты должны уважать конфиденциальность в отношении своих работодателей или заказчиков независимо от того, подписывалось ли ими соответствующее соглашение.

    Компетентность – программный специалист не должен завышать свой истинный уровень компетентности и не должен сознательно браться за работу, которая этому уровню не соответствует.

    Защита интеллектуальной собственности – специалист должен соблюдать законодательство и принципы защиты интеллектуальной собственности при использовании чужой интеллектуальной собственности. Кроме того, он должен защищать интеллектуальную собственность работодателя и клиента. Внимание: создаваемая им интеллектуальная собственность является собственностью работодателя или клиента.

    Злоупотребление компьютером – программный специалист не должны злоупотреблять компьютерными ресурсами работодателя или заказчика; под злоупотреблениями мы здесь понимаем широкий спектр - от игр в компьютерные игрушки на рабочем месте до распространения вирусов и т.п.

        1. Кодекс этики ieee-cs/acm

В разработке таких этических обязательств ведущую роль играют профессиональные сообщества. Такие общества, как

    ACM–Association for Computing Machinery - Ассоцтация по вычислительной технике,

    IEEE – Institute of Electrical and Electronic Engineers – Институт инженеров по электротехнике и электронике

    CS- British Computer Society – Британское компьютерное общество

Члены этих организация принимают обязательство следовать этому кодексу в момент вступления в организацию

Кодекс содержит восемь Принципов, связанных с поведением и решениями, принимаемыми профессиональными программистами, включая практиков, преподавателей, менеджеров и руководителей высшего звена

Кодекс распространяется также на студентов и «подмастерьев», изучающих данную профессию

Кодекс имеет краткую и полную версии

        1. Кодекс этики - Преамбула

Краткая версия кодекса

      суммирует стремления кодекса на высоком уровне абстракции.

      полная версия показывает как эти стремления отражаются на деятельности профессиональных программистов.

      без высших принципов детали кодекса станут казуистическими и нудными;

      без деталей стремления останутся возвышенными, но пустыми;

      вместе же они образуют целостный кодекс.

Программные инженеры должны добиваться, чтобы анализ, спецификация, проектирование, разработка, тестирование и сопровождение программного обеспечения стали полезной и уважаемой профессией. В соответствии с их приверженностью к процветанию, безопасности и благополучию общества, программные инженеры будут руководствоваться следующими Восемью Принципами

Раз за разом тратите часы на поиск ошибки в коде сайта или приложения? Все мы попадали в такую ситуацию. Лишь немногие вещи могут огорчить вас больше, чем отладка беспорядочной кучи кода. Это занимает больше времени, чем действительно нужно для поиска ошибок, отнимая драгоценное время, от остальной работы.

Хорошая новость состоит в том, что писать чистый, легко сопровождаемый код достаточно просто. Это сделает ваше будущее и будущее других разработчиков более счастливым.

Я спас вас от многолетнего повторения ошибок, собрав их в одном месте.

0. Комментируйте код

Что может быть хуже кода без комментариев? Если вы скажете – что угодно, вы ошибетесь. Если вы собираетесь как-то улучшить код – убедитесь, что он сопровождается комментариями. Комментируйте «громко и гордо».

Только что дописали большую и важную функцию? Сделайте одолжение себе и миру – опишите, что она делает и как ее использовать. Вы поблагодарите себя за это спустя полгода. К тому же, это позволит вам избежать смертельной угрозы, написанной в двоичном коде одним из участников команды.

1. Теперь сделайте комментарии осмысленными

Вы пишете комментарии! Отлично. Теперь важно, чтобы ваши комментарии в короткой и ясной форме описывали суть происходящего. Помните, каждый из нас по-разному представляет единорога, мы все думаем по-разному. У Джедиса нет времени на расшифровку клингонского языка из сериала Star Trek (или ваших межгалактических метафор).

Вы также должны избегать слишком очевидных комментариев, как в примере ниже:

$variable = 0; // Присвоение переменной нулевого значения

Если вы пишете код, который является очевидным даже для новичка, не беспокойтесь о комментировании. Мы искренне ценим энтузиазм и приверженность делу, но некоторые вещи действительно не требуют пояснений.

2. Не превращайте ваш код непонятно во что

Используйте ясные имена переменных и вскоре вы обнаружите, что код сам себя документирует. Названия переменных должны зависеть от их назначения, а не от имен ваших любимых трансформеров.

$megatron = str_replace($thing, thing2, $redfishblue);

Есть какие-то идеи по поводу того, что делает этот блок? Полагаю, Мегатрон голоден?
Тот же принцип следует отнести и к коротким именам переменных. Если вы не используете общепринятые стандартные аббревиатуры, используйте полные слова. Случайный набор букв запутает почти любого программиста, читающего ваш код.

$gc = m($g, $u, $t, $f); echo $gc;

Мы понимаем это. Это ведь самое главное, правда?

Если ваши переменные названы как в примере ниже, значит вы на верном пути.

$postTitle = get_the_title(); $filteredTitle = str_replace("&", "&", $postTitle); $postTitle = $filteredTitle;

3. Деревья не только для птиц

Теперь, когда вы пишете комментарии и классно именуете переменные, вы прошли половину пути. Мои поздравления! Теперь настало время сделать код удобочитаемым. Вложите друг в друга ваши блоки кода, чтобы показать наличие древовидной иерархии. Правильно структурированный HTML-код подобно ветру принесет правильный CSS-код.

Найдите баг:

Everything is Awesome

Конечно, вы возразите, что инспектор кода в любом случае добавит отступ в ваш код, но если ваш код не выглядит как в инспекторе, как, черт возьми, кто-то поймет, что где-то не хватает двойных кавычек?

4. Следуйте стандартам сообщества

Основные принципы, перечисленные выше, помогут вам попасть на вечеринку, но если вы хотите на ней задержаться, нужно учесть еще кое-что. Любое сообщество, например WordPress, Django, или jQuery имеет свой набор стандартов кодирования. Следуйте этим стандартам.

Игнорирование принятых стандартов – верный способ разрушить вашу репутацию как программиста. Всегда сверяйтесь со стандартами, прежде чем выработать свой метод. Если у вас есть привычка программировать плохо – ее будет крайне трудно преодолеть.

  • Для большей информации о стандартах в WordPress, сверяйтесь WordPress Codex.
  • Для сверки со стандартами Python, смотрите PEP 8 Style Guide.
  • Стандарты для других языков ищите в Google.

5. И наконец… Повеселитесь

Программирование является одной из тех великих профессий, где мы можем носить джинсы, футболки и бороды на работу каждый день. Это предполагает море веселья. С кодом вы можете сделать невероятные вещи, — вещи, которые буквально могут изменить мир.

Но когда вы проводите бессонные ночи в попытках исправить одну ошибку в IE7, оставленную вами (или кем-то, пожелавшим остаться неизвестным), среди двух тысяч строк CSS-кода – это не приносит радости.

Если вы последуете этим простым советам, может быть, на следующих корпоративных соревнованиях против вас не объединятся пять разгневанных разработчиков.