Синквейн по комедии А. Грибоедова «Горе от ума

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить».

Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.

В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.

Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»

Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

Cлайд 1

Синквейн по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Не мыслям надобно учить, а мыслить И.Кант Автор работы: Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 14» города Братска Решетникова Анна Петровна

Cлайд 2

Синквейн 1 А.С.Грибоедов 2 Умный, смелый 3 Защищает, отстаивает, очаровывает 4 «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» 5 Истинный гражданин и патриот своей страны ЕГО ФОМА НАПОМИНАЕТ ЕЛОЧКУ

Cлайд 3

Cлайд 4

Педагогическая технология - относительно новое понятие педагогической науки. В 60-70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня. В любой педагогической системе « Педагогическая технология» - понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология - пути и средства их достижения. Педагогическая технология

Cлайд 5

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения

Cлайд 6

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Cлайд 7

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн

Cлайд 8

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Дидактический синквейн

Cлайд 9

Синквейн с точки зрения педагогики Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы(например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины. Синквейн с точки зрения педагогики

Cлайд 10

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Синквейн - это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии

Cлайд 11

Синквейн – выражает точку зрения автора с одной стороны и представляет форму «сжатия» информации с другой стороны. Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Cлайд 12

1. Синквейн 2.Образный, точный 3.Обобщает, развивает, обучает 4. “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах” 5.Творчество Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение. (Ли Цзи)

Cлайд 13

Цель: внедрение синквейнов в образовательный процесс. Методические задачи: 1. Познакомить с технологией критического мышления. 2. Научить приёмам и правилам составления синквейнов. 3. Показать многообразие вариантов составления синквейнов. Дидактическая цель - поиск принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему сохранения здоровья учащихся. Ожидаемые результаты: развитие творческого мышления; обучение синтезированию сложной информации; создание благоприятной атмосферы на уроках.

Cлайд 14

Вариативность Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).

Cлайд 15

Формирование аналитических способностей Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Слайд 2

Синквейн 1 А.С.Грибоедов 2 Умный, смелый 3 Защищает, отстаивает, очаровывает 4 «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» 5 Истинный гражданин и патриот своей страны ЕГО ФОМА НАПОМИНАЕТ ЕЛОЧКУ

Слайд 3

Синквейн в портретах героев комедии А.С.Грибоедова

  • Слайд 4

    Педагогическая технология - относительно новое понятие педагогической науки. В 60-70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня. В любой педагогической системе « Педагогическая технология» - понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология - пути и средства их достижения. Педагогическая технология

    Слайд 5

    Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения

    Слайд 6

    Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

    Слайд 7

    Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн

    Слайд 8

    Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Дидактический синквейн

    Слайд 9

    Синквейн с точки зрения педагогики

    Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы(например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины. Синквейн с точки зрения педагогики

    Слайд 10

    Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Синквейн - это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии

    Слайд 11

    Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка.3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка.Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка.1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

    Слайд 12

    1. Синквейн 2.Образный, точный 3.Обобщает, развивает, обучает 4. “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах” 5.Творчество Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение. (Ли Цзи)

    Слайд 13

    Цель: внедрение синквейнов в образовательный процесс.

    Методические задачи: 1. Познакомить с технологией критического мышления. 2. Научить приёмам и правилам составления синквейнов. 3. Показать многообразие вариантов составления синквейнов. Дидактическая цель - поиск принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему сохранения здоровья учащихся. Ожидаемые результаты: развитие творческого мышления; обучение синтезированию сложной информации; создание благоприятной атмосферы на уроках.

    Слайд 14

    Вариативность

    Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).

    Слайд 15

    Формирование аналитических способностей

    Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

    Слайд 16

    Синвейн – превосходный способ контроля.

    – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии; – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций; – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану; – это инструмент для синтеза слова «пять» и обобщения сложной информации. – это средство творческого самовыражения. СИНКВЕЙН: - обогащает словарный запас; - подготавливает к краткому пересказу; - учит формулировать идею (ключевую фразу); - позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; - получается у всех.

    Слайд 17

    Технология развития критического мышления на уроках литературы помогает формировать в детях:

    Самостоятельность, - коммуникативность, - толерантность, - мобильность, - умение адаптироваться к сложившейся ситуации, - ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, - самореализоваться и социализироваться в современном мире.

    Слайд 18

    Работы учащихся 9 б класса Николаев Максим 1 Фамусов 2 Лицемерный, распущенный 3 Балуется, указывает, пристает 4 «Орел» 5 Лицемер Сахаров Саша 1 Фамусов 2 Корыстный, самовлюбленный 3 Заигрывает, прикидывается, наглеет 4 Сам себе режиссер 5 Прошлый век Федорова Дарья 1 Фамусов 2 Пожилой, властный 3 Заигрывает, унижает, пристает 4 Старый гуляка 5 Господин Шаталова Настя 1 Фамусов 2 Хитрый, наглый 3 Руководит, властвует, хамит 4 Раздает щедроты 5 Властелин

    Слайд 19

    Никитин Юра 1 Лиза 2 Скромная, тихая 3 Боится, угождает, прислуживает 4 В тихом омуте черти водятся 5 Актриса Высоцкий Юра 1.Лиза 2. Робкая, исполнительная 3 Выручает, прикрывает, угождает 4 Хранительница тайны своей госпожи 5 Наперсница Погодаев Сергей 1 Лиза 2 Хрупкая, очаровательная 3 Скрывает, изворачивается, робеет 4 Всегда готова услужить 5 Слуга господ Федорова Даша 1 Лиза 2 Загадочная, хитрая 3 Помогает, изворачивается, теряется 4 Загадочная русская душа 5 Себе на уме девушка Работы учащихся 9 б класса

    Слайд 20

    Пантелеева Нина 1.Молчалин 2.Гнусный, подлый 3.Лжет, флиртует, предает 4.Молчалины блаженствуют на свете 5.Клоун Мурыгина Вика 1.Мослчалин 2.Скрытный, наглый 3.Изменяет, подлизывается, втирается в доверие 4 Хитрый лис 5. Обманщик Постнова Ксения 1.Молчалин 2Непредсказуемый, коварный 3.Уговаривает, льстит, скрываает 4.На все готов ради выгоды и карьеры 5. Дамский угодник Зубова Вика 1.Молчалин 2.Скромный, коварный 3.Изменяет, заигрывает, хитрит 4 Ко всем может влезть в душу 5.Подхалим Работы учащихся 9 б класса

    Слайд 21

    Мне больше всего удалось... Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за... Меня удивило… Для меня было открытием то, что... На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту… Памятка для учащихся

    Посмотреть все слайды

    Третий год работаю по технологии развития критического мышления (critical thinking). Эта технология увлекла меня акцентами своих целей. Формирование нового стиля мышления, осознание многозначности позиций и точек зрения, развитие таких качеств как рефлексивность, самостоятельность, ответственность за свой выбор, формирование культуры чтения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности встречаются и в других новых проектах, педагогических технологиях. Приоритетными акцентами в ТРКМ кроме вышеуказанных являются творческое осмысление текста, выработка собственного мнения, умение выразить себя, умение слышать другую точку зрения. Самым главным на уроке является текст художественного произведения. Любимыми приемами и методами на уроке являются диспут, рассуждения о герое, составление “дерева” прогноза, сочинение синквейнов, хокку, маркировка текста, создание схем, таблиц, кластеров.

    Следует объяснить выбор данной темы. По своему опыту я знаю, что читать комедию сложно для учеников национальных школ. Это стихотворное произведение, язык комедии довольно сложен, исторические реалии далеки от сегодняшнего дня. Поэтому я считаю, что следует вызвать интерес учащихся. Например, может заинтересовать эта вечная тема – любовь.

    Привожу некоторые работы учащихся по теме “Любовная интрига комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

    Письма героям

    Письмо Молчалина Софье.

    Глубокоуважаемая Софья Павловна!

    Приношу Вам свои глубочайшие извинения-с. Простите меня великодушно! Ошибся-с! Я не хотел, это все Лизанька – бесстыдница. Папанька-то мой все наставлял и “награжденья брать, и весело пожить”, “всем угождать”. Пусть мой ум “вряд ли семейство осчастливил” бы. Но виноват, исправлюсь. Я ведь угождал Вам, Вашему папеньке, гостям, слугам, дворнику и даже собаке дворника. Хочу, очень хочу остаться при Вас. Возьмите меня обратно к себе, не пожалеете, смею Вас уверить, Нет у меня своих суждений, будут только Ваши. А у меня только “умеренность и аккуратность”. Возьмите меня обратно. Нижайше кланяюсь, Ваш покорный слуга”.

    Письмо Софье из ХХI века

    Пишет тебе девушка из ХХI века. Я твоя ровесница. Так же как и ты люблю читать сентиментальные романы, люблю современную моду, музыку. В отличие от тебя не знаю французского, не играю на музыкальных инструментах. Так же как и ты имею строгого папу, который не понимает сегодняшнюю жизнь, ругает современную молодежь. Главное мое отличие от тебя в том, что мы по-разному относимся к любви. Современные девушки “любят ушами”. Не понимаю: как можно принять молчание и вздохи за любовь, за какие-то чувства? Если человек молчит, значит, у него нет чувств. Любовь можно выразить взглядом, улыбкой, словами, музыкой. Как же ты не смогла разглядеть Молчалина? Я бы на твоем месте обязательно постаралась его разговорить. Я считаю, что ты безвинно наказана презрением Чацкого. Верю, что впредь у тебя все будет хорошо. Ты встретишь “героя своего романа”, как, впрочем, и я.

    Синквейны.

    Умная, начитанная.

    Полюбила недостойного, защищает, страдает.

    Увы, любовь слепа.

    Софья молода.

    Обижена, оскорблена.

    Клевещет, мстит, предает.

    “В любви предатель”.

    Достоин ли Чацкий любви?

    Умный, смелый.

    Пересмеивает, шутит, ревнует.

    “Шалит, она и тебя не любит”.

    “Карету ему, карету!”

    Решительный, упрямый.

    Возвращается, ревнует, упрекает.

    Софья влюблена.

    Увы, не в него.

    Пылкий, страстный.

    Спорит, ссорится, ругает.

    Моду, общество, гостей.

    Всех подражателей.

    Молодой, упрямый.

    Забыл, уехал, не писал.

    Что же нашел, возвратясь?

    Месть обиженной.

    Молчалин.

    Умерен, аккуратен.

    Раболепствует, молчит, угождает.

    “Вовсе не герой романа”.

    “Список лишь оригинала”.

    Молчалин.

    Кроткий, тихий.

    Слушает, молчит, молчит.

    “Враг дерзости”.

    В отца, наверно.

    Молчалин.

    Скромный, послушный

    Лицемерит, притворяется, угождает.

    “Не видит ничего завидного”.

    В богатой невесте? Не верится.

    Лизанька.

    Верткая, умная.

    Словом обожжет, отвертится, обманет.

    “От господ подалей”.

    Словом, субретка.

    Веселая, живая.

    Слушает, вслушивается, рассуждает.

    Почему только наперсница?

    Ведь умна.

    Рассуждение “Кого выберет в мужья Софья?”

    Однозначно, не Молчалина. Софья получила урок. Девушка, воспитанная на французских романах, сильно обиженная на Чацкого, ошиблась в “герое своего романа”. Взгляды, пожатие рук, глубокий вздох приняла за любовь. Это простительно. Ведь она очень молода, Впредь она будет осмотрительнее и выберет “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Так ей удобнее. Но не Алексея Степановича.

    Нельзя во всем винить Молчалина. Разве он виноват в том, что богатая девушка думает только о своих чувствах? Чужие чувства, слова, мысли ей неинтересны. Конечно, Молчалин подыграл ей. Но он ведь бессловесное, бесправное существо. Вот Лиза бы ему подошла. С ней он шутит, смеется, разговаривает. А Софья выйдет замуж за Скалозуба, потому что его выбрал отец.

    Человек, за которого выйдет замуж Софья, не Чацкий, не Молчалин, не Скалозуб. Чацкий обидел ее своим долгим отсутствием, Молчалин – подлостью. Скалозуб - “герой не ее романа”. Это будет другой, кто будет заботиться не о себе, а о ней, о ее чувствах, кто ее не оставит надолго.

    Будущий муж Софьи – не Чацкий, но человек, похожий на него. Умный, страстный, любящий. Но в отличие от Чацкого, не злой, терпеливый, старающийся, несмотря на разногласия с отцом любимой девушки, понять и принять Софью такой, какая она есть.

    Творческие формы уроков нравятся абсолютно всем. Но не у всех пока возникает желание высказать собственное мнение. Встречаются довольно смешные суждения. Например, “был бы я Печориным, все девочки бегали бы за мной, а я на них – ноль внимания” или “я старательно прочитал указанные вами страницы и удивился: нет ни одного положительного героя, одни уроды” (это о “Мертвых душах”). Пока у нас плохо получается диалог, еще не возникла потребность внимательно слушать и слышать другую точку зрения. Самое главное, ученикам понравилось читать, пусть не все произведение в целом, пусть отрывки. Дети учатся выражать свою мысль, читать и соотносить себя с этим текстом, с героем.

    В самом начале работы по технологии развития критического мышления мне часто хотелось вмешаться в ход рассуждений учеников, подсказать нужные слова, дать какие-то правильные с моей точки зрения идеи, мысли. Если бы я вмешалась, то самостоятельности и индивидуальности мышления не получилось бы. Учитель выступает в роли консультанта, организатора и информатора, создает условия для инициативы учащихся. Ученики являются полноправными участниками учебного процесса.

    не разгаданное до конца" (А. Блок)

    Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

    В комедии описывается столкновение двух веков: "века нынешнего" с "веком минувшем". Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он "и золотой мешок и метит в генералы".

    Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть и многое недельно". Он считает - "подписано, так с плеч долой". Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

    Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал "ни слова русского" и не видел здесь, "ни русского лица". Комедия "Горе от ума" - единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

    В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.