Радикальные общественные движения 1860 1870 презентация. Презентация к уроку истории на тему «Общественные движения второй половины XIX века

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-1.jpg" alt=">Радикальные общественные движения 1860 -х – начала 70 -х гг. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-2.jpg" alt=">Цели и состав радикального движения. o Революционер – сторонник коренных перемен государственного и"> Цели и состав радикального движения. o Революционер – сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем. o Рост революционных настроений связан: o 1)недовольство результатами крестьянской реформы; 2) медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь; 3) непоследовательность в политике Александра 2. o Участники революционного движения: o Учащиеся и слушатели ВУЗов-37, 5%; o Рабочие – 14%; o Учащиеся школ – 11, 3%; o Служащие – 8, 3%; o Учителя – 7, 6% o Разночинцы – «люди разного чина и звания»

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-3.jpg" alt=">Идейный вождь революционного движения 50 -60 -гг. o Чернышевский Н."> Идейный вождь революционного движения 50 -60 -гг. o Чернышевский Н. Г. - русский философ- утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель. o Выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена о крестьянском социализме. o 1861 г. Прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» - разъяснялся грабительский характер реформы. Подозрения в авторстве пало на Чернышевского. Он арестован, приговорен к 14 годам каторги, подвергнут обряду гражданской казни и сослан для отбывания каторжных работ на Александровский завод в Сибири.

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-5.jpg" alt=">Народничество. o Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривающее народ, крестьянство"> Народничество. o Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривающее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной. o Течения революционного народничества: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое.

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-6.jpg" alt=">Бунтарское (М. А. Бакунин). o Цели: отрицает государство, централизованное управление «сверху» ."> Бунтарское (М. А. Бакунин). o Цели: отрицает государство, централизованное управление «сверху» . Самоуправление народа (рабочие ассоциации, группы, общины, области). o Анархизм - общественно-политическое течение, выступающее за уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей. o Методы: крестьянский бунт, призвать к бунту должна интеллигенция – «умственный пролетариат»

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-7.jpg" alt="> Пропагандистское (Лавров П. Л.) o Цели: Справедливое социалистическое общество. o"> Пропагандистское (Лавров П. Л.) o Цели: Справедливое социалистическое общество. o Методы: народная революция, длительная подготовка. Крестьянин не готов к революции. Незначительное меньшинство лучших людей – пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил. Создание революционной организации.

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-8.jpg" alt="> Заговорщическое (Ткачев П. Н.) o Цели: установление всеобщего равенства. Замена"> Заговорщическое (Ткачев П. Н.) o Цели: установление всеобщего равенства. Замена старых государственных институтов новыми, революционными. o Методы: крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов. Законспирированная организация революционеров совершит переворот, захватит гос. власть. Это даст толчок революции, недовольство народа выйдет наружу.

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-9.jpg" alt=">1874 -75 гг. - «хождение в народ» o Толчком к этому походу послужил"> 1874 -75 гг. - «хождение в народ» o Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873 -74 гг. o Толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание. o Пропагандисты устраивали в деревне поселения, оседали там, занимая места волостных писарей, учителей, фельдшеров.

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-10.jpg" alt=">Причины неудачи тактики «хождений»: o Крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар»"> Причины неудачи тактики «хождений»: o Крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар» , смотрели с опаской и недоверием. o Речь приходивших была непонятна, слова о общем имуществе встречались ироническими усмешками. o Крестьяне оказывались собственниками, причем достаточно консервативными. o В следствии неудачи «хождений» возникла мысль о создании централизованной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой.

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-11.jpg" alt=">Радикальные общественные движения 1870 -начала 80 гг. o Организация Ишутина Н. (1863 -66)в"> Радикальные общественные движения 1870 -начала 80 гг. o Организация Ишутина Н. (1863 -66)в Москве – организовать революционный переворот в России. Общественное переустройство на основе коллективной собственности и коллективного труда (коммун). Член этой организации Каракозов в 1866 г. Совершил первое покушение на Александра 2, был казнен, а организация разгромлена

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-12.jpg" alt=">Организация С. Нечаева «Народная расправа» 1869 г. В Москве. o «Катехизис революционера» -"> Организация С. Нечаева «Народная расправа» 1869 г. В Москве. o «Катехизис революционера» - свод правил, которыми должен был руководствоваться каждый член организации. o Главная идея – самоотречение и послушание ради достижения революции. o Пытаясь насадить слепое подчинение вождю, приказал ее членам убить студента Иванова, который оспаривал положения Нечаева. o Нечаев бежал за границу, но был выдан как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости в 1882 г. o Образ Нечаева выведен Ф. Достоевским в романе «Бесы» .

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-13.jpg" alt=">Кружок «чайковцев» 1871 -74 гг. o Петербург, руководитель Н. В. Чайковский. o "> Кружок «чайковцев» 1871 -74 гг. o Петербург, руководитель Н. В. Чайковский. o Деятельность: самообразование, изучение и распространение социалистической и марксисткой литературы. o Вели революционную пропаганду, создали сеть филиалов по всей России. o Именно «чайковцы» в 1873 г. Выступили инициаторами «хождения в народ» . o Организация была разгромлена. o Члены: А. Желябов, П. Крапоткин, С. Перовская. o В 1876 г. - создание организации «Земля и воля» , но разногласия раскололи ее на сторонников и противников революционного террора.

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-16.jpg" alt=">Кризис внутренней политики Александра 2 на рубеже 70 -80 -хгг. o К 70"> Кризис внутренней политики Александра 2 на рубеже 70 -80 -хгг. o К 70 -80 гг. ясна непосильность выкупных платежей (за 20 лет недоимки составили 84% к годовой сумме выкупных платежей) o Выросло количество крестьянских волнений: 1875 -79 гг. -152 волнения; 1880 -84 гг. – 325 волнения. o Слухи о близком «черном переделе земли» . o Волна рабочих забастовок, рост оппозиционно- либерального движения, активизация террористической деятельности народников.

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-17.jpg" alt="> «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова. o Глава Верховной распорядительной комиссии с неограниченными"> «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова. o Глава Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями, Министр внутренних дел. o Мероприятия: o Вместо министров консерваторов назначались либеральные сановники; o Цензурный устав был смягчен; o Старался привлечь к сотрудничеству с правительством земства, общественные организации, журналистов; o Начал разработку реформ, предусматривавших снижение выкупных платежей, отмену подушной подати. o создание 2 -х комиссий из представителей земств и назначенных правительством чиновников для выработки преобразования губернского управления, пересмотра земского и городского положений. o «Конституция» Лорис-Меликова: выдвинуть 10 -15 представителей земских и городских органов самоуправления для рассмотрения законопроектов в Гос. Совете.

Src="https://present5.com/presentation/3/41816587_64895372.pdf-img/41816587_64895372.pdf-18.jpg" alt=">Почему «диктатура сердца» ? o Диктатура – поскольку сам он был наделен диктаторскими"> Почему «диктатура сердца» ? o Диктатура – поскольку сам он был наделен диктаторскими полномочиями, был сторонником жесткой, силовой политики в отношении революционеров. o Но одновременно он старался установить контакт и привлечь к сотрудничеству все умеренно-демократические силы в стране.

Новые веяния русской общественной мысли в 60-70 годах стали основой всех последующих политических течений в России в бурном ХХ веке.

Основные направления общественной мысли

В советской историографии (Э. Виленская, В. Твардовская, Н. Эйдельман) и в ряде современных научных работ (Н. Троицкий) , при изучении истории общественного движения пореформенной России всегда преднамеренно акцентировалось внимание на развитии радикального или революционно-демократического движения. Между тем в этот период продолжали существовать и динамично развиваться и консервативное, и либеральное направления общественной мысли.

а) Консервативное направление. В пореформенный период это направление общественной мысли, которое активно поддерживал император Николай I , по-прежнемуоставалось в идеологических рамках теории «официальной народности» , основные постулаты которой были сформулированы графом С.С. Уваровым еще в 1832 г. Новые идеологи этого направления, среди которых были Константин Петрович Победоносцев, Дмитрий Андреевич Толстой , Михаил Никифорович Катков и Владимир Петрович Мещерский, по-прежнему рассматривали самодержавие как единственно возможную форму правления в России, православие провозглашали основой духовной жизни всей нации, а народность трактовали как отсутствие социальных противоречий в стране и единение православного русского народа с царем.

Рис. 1. Заседание государственного совета. Репин И.Е. ()

Если во внутренней политике консерваторы оставались апологетами самодержавия и несколько позднее стали идеологами контрреформ, то во внешней политике они всячески культивировали и отстаивали идеи панславизма , т. е. единения всех славянских народов под скипетром российского монарха.

Социальной базой консервативного движения являлись многие представители высшей правящей элиты и верхушки православного духовенства, консервативно настроенная часть дворянства и купечества, а также подавляющая часть русского крестьянства. Поэтому взгляды консерваторов во многом отражали настроения подавляющей части русского общества , что в нашей историографии традиционно замалчивалось.

б) Либерально-оппозиционное направление. В рамках этого направления общественной мысли существенное место по-прежнему занимали славянофилы. Надо сказать, что в настоящее время целый ряд авторов (В. Шелохаев, Л. Ляшенко, Е. Дудзинская) опровергают сложившийся в советской историографии стереотип, что в пореформенное время наступил период заката и распада славянофильства и превращение его в исключительно реакционное направление.

На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы , как князь В.А. Черкасский, А.И. Кошелев, И.С. Аксаков и Ю.Ф. Самарин (рис. 2), которые принимали самые активное участие в подготовке и проведении крестьянской, судебной и земской реформ. В пореформенную эпоху дальнейшее развитие получила славянофильская идея созыва общероссийского всесословного законосовещательного органа - Земского Собора - как выразителя широкого общественного мнения. По мнению славянофилов , именно Земский Собор , не ограничивая самодержавной власти монарха, должен был стать инструментом единения царя с народом и гарантом от любых революционных потрясений в стране. Однако защита славянофилами самодержавия как политического института вполне уживалась у них с острой критикой самих российских самодержцев и их политического курса. При этом славянофилы не отрицали возможности введения конституционного правления в России, но считали его преждевременным.

Рис. 2. Славянофил Самарин ()

Позднее, со второй половины 1870-х гг., получило свое развитие земское либерально-оппозиционное движение и его идея о созыве всероссийского земского органа в виде «Общей земской думы» или «Земского собора». Кроме того, в своих многочисленных «адресах» и «записках» на имя царя, земцы требовали ввести в Государственный Совет представителей губернских и уездных земств. Основными печатными органами славянофилов были журналы «День», «Москва» и «Русь».

В 1870-х гг. заметно оживилась и деятельность западников , вождями которых в пореформенный период были Борис Николаевич Чичерин , Федор Иванович Родичев , Константин Дмитриевич Кавелин , Дмитрий Иванович Шаховской и другие видные общественные деятели страны. В отличие от славянофилов, западники, исповедовавшие идею общего цивилизационного развития России и Запада , были сторонниками конституционной монархии и выступали за введение Конституции, созыв законодательного выборного органа власти, значительное расширение полномочий земств и городских дум и за продолжение либеральных реформ. Основными печатными органами западников были два научно-популярных журнала - «Вестник Европы» (рис. 3)и «Русская мысль».

Рис. 3. Журнал «Вестник Европы» ()

При этом и западники, и славянофилы выступали за сохранение сильной исполнительной власти и создание в России правового государства и категорически отвергали любые насильственные методы борьбы и ратовали за эволюционный путь развития страны через механизм реформ.

в) Революционно-демократическое направление. 1860-1870-е гг. стали временем расцвета революционно-демократического или радикального направления русской общественной мысли и зарождения движения революционных народников.

В свое время лидер российских большевиков В.И. Ульянов (Ленин) (рис. 4), проанализировав их политическую программу, писал, что отличительной особенностью революционных народников было: 1. Признание капитализма регрессом и упадком в развитии общества; 2. Убежденность в том, что в России отсутствуют какие-либо объективные предпосылки для становления и развития капитализма; 3. Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской поземельной общины в частности; 4. Убежденность в том, что в России существуют объективные предпосылки для строительства социализма, поскольку здесь сохранилась его готовая ячейка - крестьянская поземельная община, основанная на принципах коллективизма.

Рис. 4. Фото В.И. Ленина ()

В отечественной исторической науке традиционно выделяют три основных этапа в развитии революционного движения в России во второй половине XIX в.: а) 1860-е гг. - создание революционно-демократической идеологии и первых тайных организаций радикалов; б) 1870 - начало 1880-х гг. - окончательное оформление народнической идеологии и деятельность организаций революционных народников; в) 1880-1890-е гг. - разгром движения революционных народников и становление движения либерального народничества , а также начало распространения идей марксизма и первых социал-демократических организаций.

Освободительное (революционное) движение в 1861-1864 гг.

В начале 1860-х гг. в России возникло сразу два идейных центра революционно-демократического движения: первый - вокруг редакции журнала «Колокол» , который издавался в Лондоне А. Герценым и Н. Огаревым, и второй - вокруг журнала «Современник» , издателями которого были Н.А. Некрасов и Н.Г. Чернышевский. Именно на базе этих идей в 1861-1863 гг. получил свое развитие так называемый «прокламационный период» освободительного движения. Свое название он получил благодаря тому, что именно в этот период основной формой пропаганды революционных идей стали многочисленные прокламации: «Барским крестьянам от их благожелателей поклон» и «Великоросс» , авторство которых до сих пор не установлено, «Письма без адреса» Н. Чернышевского, «Молодая Россия» П. Заичневского, «К молодому поколению» и «К крестьянам» Н. Шелгунова и многие другие. Основные идеи этих прокламаций были далеко не одинаковы. Так, «Великоросс» предлагал образованным классам русского общества организовать широкую антиправительственную кампанию с требованием введения конституционного правления в России. Прокламация «К молодому поколению» требовала полного и незамедлительного обновления страны мирным путем и введения парламентарной республики, а «Молодая Россия» безоговорочно ратовала за неумолимую кровавую революцию, которая должна была уничтожить самодержавие и всех представителей дома Романовых, ликвидировать помещичье землевладение, конфисковать все церковное и монастырское имущество и т. д. Последняя прокламация не только озлобила царскую власть, но и шокировала многих радикалов, в том числе А. Герцена, Н. Огарева, Н. Чернышевского и М. Бакунина, которые решительно отмежевались от ее «кровавых сентенций».

Тем временем Н. Чернышевский при активной финансовой поддержке А. Герцена и Н. Огарева занялся объединением радикальных сил, сочетая легальные и нелегальные методы работы. В конце 1861 г. в Петербурге сложилась первая революционно-народническая организация - «Земля и воля» (рис. 5). Ее вдохновителями были А. Герцен и Н. Чернышевский , а организаторами стали братья Н.А и А.А. Серно-Соловьевич , А.А. Слепцов , Н.Н. Обручев , С.С. Рымаренко и В.С. Курочкин , которые вошли в ее Центральный Комитет.


Рис. 5. Газета «Земля и Воля» ()

«Земля и воля» строилась как федерация кружков, созданных в 14 городах страны - Петербурге, Москве, Твери, Саратове, Вологде, Астрахани, Полтаве и ряде других. Самыми крупными отделениями были московский и петербургский кружки , первый кружок возглавлял Н.И. Утин , сын купца-миллионера, а второй кружок опекали Ю.М. Масолов и Н.М. Шатилов , которые были учениками Н. Чернышевского по саратовской гимназии. «Земля и воля» имела и свою военную организацию - «Комитет русских офицеров в Польше» , которую возглавлял подпоручик А.А. Потребня.

Первоначально программным документом «Земли и воли» стала статья Н. Огарева «Что нужно народу?» , опубликованная в июле 1861 г. в эмигрантском журнале «Колокол». Изложенная в этой статье программа действий была рассчитана на сплочение всех оппозиционных и революционных сил и носила в основном умеренный характер. В частности, в ней выдвигались требования безвозмездной передачи крестьянам всей земли, которой они владели до реформы, замены правительственных чиновников выборными волостными, уездными и губернскими органами самоуправления, создание общероссийского органа представительной власти и т. д.

В дальнейшем, по мере прихода к руководству этой организации более радикальных деятелей, в частности Н. Утина и Г. Благосветова , программа «Земли и воли» претерпела серьезные изменения. В феврале 1863 г. в первом номере своей нелегальной газеты «Свобода» землевольцы провозгласили новые положения своей программы: свержение самодержавия и созыв Учредительного Земского собора путем народной революции, которую совместно с польскими революционерами они собирались начать весной 1863 г.

Дело в том, что еще осенью 1861 г. в Варшаве возникла тайная организация «красных революционеров» во главе с Центральным национальным комитетом , которая ставила своей задачей полное восстановление польской государственности в границах 1772 г. Наиболее видными руководителями этой антироссийской националистической группировки были популярные лидеры «красных» - генерал Я. Домбровский, С. Сераковский, З. Падлевский, С. Бобровский и В. Врублевский , которые были самым тесным образом связаны с русскими революционерами. В декабре 1862 г. на встрече лидеров «Земли и воли» с польскими «красными» была достигнута договоренность о совместном выступлении весной 1863 г. Однако после ареста Я. Домбровского польские националисты решили не откладывать выступление, и в январе 1863 г. в Царстве Польском вспыхнул мятеж,вызвавший неописуемый восторг у всех предателей русских национальных интересов, рядившихся в революционные рясы. После подавления польского восстания настал конец и самой «Земле и воле» , которая, полностью обанкротившись, прекратила свое существование летом 1864 г.

Революционные организации и кружки 1860 - начала 1870-х гг.

Радикальное направление в русском освободительном движении середины 1860 - начала 1870-х гг. было представлено деятельностью различных нелегальных и полулегальных кружков и организаций, среди которых обычно выделяют следующие кружки:

а) «Кружок ишутинцев» (1863-1866). Он возник в Москве осенью 1863 г. по инициативе саратовского разночинца и вольнослушателя Московского университета Николая Ишутина . Основное ядро этой подпольной организации составили сам Н. Ишутин , его двоюродный брат Д. Каракозов, П. Ермолов, Д. Юрасов, П. Николаев и другие члены пензенского землячества, учившиеся в Москве. Филиал ишутинского кружка в северной столице возглавлял Иван Худяков. Первоначально деятельность ишутинцев не выходила за рамки пропагандистской работы и обсуждения всевозможных проектов реформирования страны. Но в феврале 1865 г. , разочаровавшись в итогах своей пропагандистской работы, наиболее радикальные члены «Кружка» создали в его недрах тайное общество под названием «Организация» и стали вынашивать планы государственного переворота и цареубийства. 4 апреля 1866 г. Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II , которое привело к разгрому ишутинского кружка.

б) «Кружок нечаевцев» (1868-1869). Эта тайная организация революционеров возникла в Петербурге по инициативе очередного недоучки Сергея Геннадьевича Нечаева (рис. 6) и его приятеля журналиста Петра Никитича Ткачева. В процессе создания организации они разработали «Программу революционных действий» , которая в основном предусматривала пропаганду идеи народного восстания, которое, по мнению должно начаться весной 1870 г. Однако, так и не успев встать на ноги, эта очередная контора радикальных революционеров была разгромлена полицией в марте 1869 г.

в) «Народная расправа» (1869-1870). После разгрома «нечаевского кружка» его руководитель успел улизнуть за границу, и, выдав себя за эмиссара мифического Революционного центра , выклянчил у А. Герцена и Н. Огарева крупную сумму денег в размере 20 тысяч франков . Затем он сблизился с теоретиком русских анархистов М. Бакуниным , и они решили создать в России новое тайное общество. С этой целью они написали печально знаменитый «Катехизис революционера» , ставшей своеобразной «этикой» революционного экстремизма.

Летом 1869 г. , вернувшись в Россию с мандатом официального представителя русского отдела «Всемирного революционного центра» , приступил к созданию нового тайного общества - «Народной расправы». В течение нескольких месяцев быласоздана преступная террористическая организация с железной, по сути, диктаторской дисциплиной и строго конспиративной структурой. Как лидер-диктатор этой организации, намеревался к лету 1870 г. создать боевые отряды из уголовных элементов и посредством террора начать уничтожение государственной машины Российской империи и ее наиболее видных представителей. Однако его наполеоновские планы лопнули как мыльный пузырь. После убийства студента И. Иванова , совершенного по личному указанию , полиция напала на след «Народной расправы» и в начале 1870 г. разгромила эту террористическую организацию. в очередной раз улизнул за границу, но в 1872 г. онбыл выдан царским властям как уголовный преступник и заключен в Петропавловскую крепость , где и умер от помешательства в 1882 г.

Надо сказать, что даже сегодня находятся специалисты (Н. Троицкий) , которые, осуждая сам «феномен нечаевщины» , оправдывают ее тем, что она была «порождена крайностями правительственной реакции».

г) или «Кружок чайковцев» (1871-1874). После разгрома «Народной расправы» многие революционеры, отвергнув нечаевский радикализм, густо замешанный на уголовщине, ударились в другую крайность и отбросили саму идею централизованной организации, которая так уродливо преломилась в нечаевщине. Кружковцы того периода не признавали ни централизма, ни дисциплины, ни каких-либо уставов и т. д. Только две народнические организации, в условиях всеобщей анархии, сохранили некое подобие организованных структур: «Кружок М. Натансона - П. Кропоткина» и «Кружок С. Перовской». Летом 1871 г. эти организации объединились в «Большое общество пропаганды» , которое иногда, не вполне правомерно, называют «Кружком чайковцев». В рамках этой организации существовало несколько региональных отделений в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Херсоне , объединявших около 100 членов , в том числе таких известных террористов, как С. Кравчинский, А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов и других, которые затем составят костяк народовольцев (рис. 7).

Рис. 7. Русские террористы ()

В духе того времени «чайковцы» не имели устава, но у них была железная дисциплина, основанная на принципах подчинения личности организации, а меньшинства - большинству. Программа «чайковцев» , написанная будущим теоретиком русского анархизма Петром Александровичем Кропоткиным , предусматривала тактику пропаганды и длительной подготовки народного бунта, которая затем станет теоретической основой знаменитого «хождения в народ».

д) «Кружок долгушенцев» (1872-1873) . Эта организация, возникшая в Петербурге по инициативе очередного студента-недоучки А.В. Долгушина, состояла всего из 20 человек , но была на редкость амбициозной. Они не только пропагандировали тактику немедленных революционных действий, но и смогли создать подпольную типографию и отпечатать несколько прокламаций, в том числе «Русскому народу». Однако, как только «долгушинцы» попытались начать пропаганду своих идей, на их след напала полиция и «Кружок долгушинцев» был разгромлен.

Список литературы для изучения темы "Общественное движение России в 1860 - 1870-х гг.":

  1. Виленская Э.С. Революционное подполье в России в 60-х гг. XIX в. - М., 1965.
  2. Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. - М., 1994.
  3. Леонтович В.В. История либерализма в России. - М., 1995.
  4. Ляшенко Л.М. Революционные народники. - М., 1989.
  5. Троицкий Н.А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма. - М., 1978.
  6. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996.
  7. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. - М., 1973.
  1. Хронос ().
  2. Интернет-портал Histak.ru ().
  • 8 класс
  • История
  • России
  • XIX век
  • Либералы и консерваторы 60-70
Проверка домашнего задания.
  • Назовите феодальные и капиталистические черты в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России.
Цели урока: Новые термины и даты:
  • Либералы.
  • Консерваторы.
  • Тверской адрес.
План.
  • Либералы и консерваторы.
  • Либеральное движение в России.
  • Русские консерваторы. М. Н. Катков.
  • Земское движение.
  • Дайте определение двум направлениям общественного движения: либеральному и консервативному
  • Консервативное направление - отстаивающее неизменность политического строя, быта и т. д.
  • Либерально-оппозиционное направление - сторонники демократических свобод.
1. Либералы и консерваторы.
  • Каких демократических свобод могли требовать деятели либерального движения?
  • Вспомните, какие реформы были проведены Александром II?
  • Отмена крепостного права.
  • судебная реформа.
  • земская реформа.
  • ослабление цензуры.
  • военная реформа.
  • 3. Как деятели либерального и консервативного движений восприняли начало проведения Великих реформ?
1. Либералы и консерваторы.
  • Великие реформы по своей сути были либеральными. Поэтому одной из своих задач либералы считали поддержку правительства в проведении реформ, активно участвовали в подготовке крестьянской реформы.
  • Консерваторы же стремились не столько выступать противниками проведения реформ, сколько ограждать императора от влияния либералов, не допускать ущемления прав дворянства.
  • К.Д.Кавелин
  • Какую еще реформу необходимо было провести, по мнению представителей либерального движения?
  • Работа с документом на стр. 156-157
  • Как относились деятели либерального движения к необходимости принять конституцию?
  • Предположите, как представители либерального движения оценивали итоги Великих реформ?
  • Б.Н.Чичерин
Одна часть либералов была удовлетворена реформами и поддерживала правительство. Другая же часть либералов понимала ограниченность реформ, пыталась добиваться их про-должения. Так, молодое поколение земских деятелей требовало расширения своих прав, расширения гражданских свобод, создание центральных представительных учреждение, но не находили понимания у властей. Это спо-собствовало дальнейшему размежеванию либерального движения.
  • Одна часть либералов была удовлетворена реформами и поддерживала правительство. Другая же часть либералов понимала ограниченность реформ, пыталась добиваться их про-должения. Так, молодое поколение земских деятелей требовало расширения своих прав, расширения гражданских свобод, создание центральных представительных учреждение, но не находили понимания у властей. Это спо-собствовало дальнейшему размежеванию либерального движения.
  • А.А.Краевский
  • 2. Либеральное движение в России
Известно, что после реформы именно земства стали центрами сосре-доточения либеральных сил, как вы думаете почему?
  • Известно, что после реформы именно земства стали центрами сосре-доточения либеральных сил, как вы думаете почему?
  • Земства при всей своей ограниченности функций были либеральным учреждением, формировавшимся в результате выборов. Так как главной деятельностью земств было помощь бывшим крепостным крестьянам (устройство школ, больниц, ветеринарных пунктов), то деятелей либерального движения это привлекало.
  • 2. Либеральное движение в России
Уже в начале 60-х гг. произошел раскол в либеральном движении. Часть либералов отказалась от безоговорочной поддержки действий правительства. Сначала группа петербургских профессоров, недовольная строгими мерами правительства против студенческих беспорядков, вышла в отставку. В 1866 г. ими был основан журнал «Вестник Европы», который стал самым влиятельным органом либералов западнического толка.
  • Уже в начале 60-х гг. произошел раскол в либеральном движении. Часть либералов отказалась от безоговорочной поддержки действий правительства. Сначала группа петербургских профессоров, недовольная строгими мерами правительства против студенческих беспорядков, вышла в отставку. В 1866 г. ими был основан журнал «Вестник Европы», который стал самым влиятельным органом либералов западнического толка.
  • 2. Либеральное движение в России
Сильный разлад в либеральное движение внесло очередное польское восстание 1863-1864 гг., сурово подавленное правительственными войсками. Часть либералов с осуждением отнеслось к столь жестокой расправе, однако другая часть, наоборот, решительно встала на сторону правительства в столь ответственный момент. Наиболее ярким представителем второй группы либералов стал М. Н. Катков, который с тех пор становится лидером консервативного общественного движения. Именно благодаря ярким статьям Каткова, который резко критиковал сторонников независимости Польши в русском обществе, была подорвана популярность знаменитого «Колокола» А. И. Герцена, и его популярность вскоре сошла на нет.
  • Сильный разлад в либеральное движение внесло очередное польское восстание 1863-1864 гг., сурово подавленное правительственными войсками. Часть либералов с осуждением отнеслось к столь жестокой расправе, однако другая часть, наоборот, решительно встала на сторону правительства в столь ответственный момент. Наиболее ярким представителем второй группы либералов стал М. Н. Катков, который с тех пор становится лидером консервативного общественного движения. Именно благодаря ярким статьям Каткова, который резко критиковал сторонников независимости Польши в русском обществе, была подорвана популярность знаменитого «Колокола» А. И. Герцена, и его популярность вскоре сошла на нет.
  • 2. Либеральное движение в России
Вспомните, какой была официальная идеология при Николае I?
  • Вспомните, какой была официальная идеология при Николае I?
  • Кем она была разработана, каковы были ее основные положения?
  • При Александре II главным идеологом и вдохновителем консервативного курса был М. Н. Катков. Главной задачей этого направления общественной мысли было доказательство губительности либеральных и уж тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции.
Катков доказывал также губительность для России
  • Катков доказывал также губительность для России
  • даже проводимых ре-форм. Главным органом
  • консерваторов стал журнал «Русский вестник».
  • Интересы какого сословия отражало консервативное движение?
  • Той части дворянства, которая стремилась к возвращению прежних времен - времен крепостничества
  • 3. Русские консерваторы. М. Н. Катков
Кто такие земцы?
  • Кто такие земцы?
  • Запись в тетради:
  • Конец 70-х - начало 80-х гг. - подъем земского движения.
  • После того как земства были созданы и окрепли, часть деятелей земского движения влилась в ряды либералов. В конце 70-х - начале 80-х гг. именно с их деятельностью был связан новый подъем либерального движения. Земства активно добивались от правительства не только расширения своих прав, но и создания центральных органов народного представительства, расширения гражданских свобод.
  • 4. Земское движение.
Запись в тетради:
  • Запись в тетради:
  • 1879 г. - тайный съезд земских деятелей в Москве.
  • Съезд принял решение организовать выступления земств с требованием продолжения политических реформ. В целом земское движение в России не стало народным движением. Его сторонниками была интеллигенция и часть дворянства. Народ не понимал чаяний либералов. Значительная часть просвещенного общества была настроена либо значительно радикальнее, либо консервативнее земцев. Кроме того, земское движение было слишком раздроблено. С приходом к власти Александра III надежда земцев наладить диалог с властью исчезла окончательно.
  • 4. Земское движение.
Кто являлся идеологом консервативного направления общественной мысли при Александре II?
  • Кто являлся идеологом консервативного направления общественной мысли при Александре II?
  • Какие вопросы вызвали раскол в либеральном движении? Какие события способствовали этому расколу?
  • Закрепление.
Решены ли цели?!
  • Решены ли цели?!
  • Выяснить особенности либерального движения в 60-70 гг.
  • Основные идеи консервативного движения.
  • Развивать умение выделять главное, определять и объяснять понятия.
  • Закрепление.
Решены ли цели?!
  • Решены ли цели?!
  • §24 и вопросы 1-5 в конце параграфа.
  • Домашнее задание.

Общественное движение второй половины 19-го века.

Слайд 2

Причины подъема общественного движения. 1 необходимость ликвидации феодально-крепостнических пережитков 2 нерешенность аграрнокрестьянского вопроса 3 Противоречия между: крестьянами и помещиками рабочими и капиталистами самодержавие привилегированное положение дворянства отсутствие демократических свобод центром и окраинами властью и обществом либеральной буржуазией и консервативным дворянством

Слайд 3

Отличительная черта общественной жизни России второй половины XIX в. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет политическая инертность широких народных масс рабочее движение находилось в зачаточном состоянии Народ сохранял царистские иллюзии Политическую инертность проявляла буржуазия обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Слайд 4

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении консерваторы либералы радикалы Имели разные цели организационные формы методы борьбы духовные и моральноэтические позиции Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Слайд 5

консерваторы Социальная основа дворянство, духовенство, Идеологическая основа теория "официальной народности". С. Уваров мещанство Самодержавие Православие Важнейшее условие силы и стабильности государства провозглашалось основой духовной жизни народа купечество значительная часть крестьянства. обеспечивает величие и славу России. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. своеобразие исторического пути России.

Слайд 6

Программа консерваторов Во внутриполитической области незыблемость самодержавия, свертывание реформ проведение контрреформ. В социальноэкономической сфере укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. В духовной сфере Во внешней политике развивались идеи панславизма единение славянских народов вокруг России. Идеологи консерватизма в России К.П. Победоносцев Д.Ф. Толстой М.Н. Катков отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционных моральные принципы. (Ф.М. Достоевский в романе "Бесы" обнажил безнравственность их деятельности.)

Слайд 7

ЛИБЕРАЛЫ Социальная основа обуржуазившиеся помещики, Идеологическая основа Отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. морально-этические взгляды. Признание неприкосновенности личности права на свободное духовное развитие личности часть буржуазии Часть интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.). введение конституционных начал Введение демократических свобод продолжение реформ.

Слайд 8

В социальноэкономической сфере Программа либералов Во внутриполитической области создание общероссийского выборного органа (Земского собора) расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). за сохранение сильной исполнительной власти главным методом социальнополитической модернизации России эволюционный путь развития реформы Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии близость к консерватизму развитие капитализма свобода предпринимательства ликвидация сословных привилегий понижение выкупных платежи проведение мероприятий, способствующих становлению в России правового государства и гражданского общества.

Слайд 9

Идеологи либералов в российском общественном движении второй половины 19 века К.Д. Кавелин Б.Н. Чичерин Д.И. Шаховской

Слайд 10

Ф.И. Родичев

Слайд 11

Радикалы Социальная основа выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу. Цели Методы коренное переустройств о общества насильственные методы преобразования России (революционный путь). полицейский произвол Причины возникновения отсутствие свободы слова отсутствие свободы собраний и организаций

Слайд 12

теория особого, некапиталистического развития России и "общинного социализма". Идеологическая основа В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 1 60-е годы складывание революционнодемократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 2 70-е годы оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 3 80-90-е годы - активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социалдемократические группы.

Слайд 13

Слайд 14

«Шестидесятники» Второй центр возник в России вокруг редакции А. И. Герцен журнала "Современник". Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того Герцен А.И. пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

Слайд 15

1. Гончаров Иван Александрович 2. Дружинин Александр Васильевич 3. Некрасов Николай Алексеевич 4. Островский Александр Николаевич 5. Тургенев Иван Сергеевич 6. Чернышевский Николай Гаврилович

Слайд 16

Основными идейными принципами народничества являлись: 1) отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России; 2) стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; 3) идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму 4) представление о русском крестьянине как о человеке будущего, социалисте по инстинкту; 5) критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.

Слайд 17

Пропагандистское направление революционного народничества. Ведущим теоретиком направления выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи: 1) Интеллигенция смогла умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг. 2) Народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе; 3) Внесение социалистического сознания в массы должно было обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы. 4) Для пропаганды надо создать партию, которая и после революции будет руководить строительством социализма. 5) Социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

Слайд 18

П.Л. Лавров М.А. Бакунин

Слайд 19

Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества являлся М.А. Бакунин. Он считал, что: 1) Главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство 2) Поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя; 3) Основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту; 4) После революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний, России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

Слайд 20

Заговорщическое (бланкистское) направление. Его основной теоретик П.Н. Ткачев предполагал, что: 1) Крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества. 2) Поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту. 3) Самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно "висит в воздухе". 4) Поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества.

Слайд 21

Народнические организации студенческий кружок в конец 1850начало 1860-х гг. 1861 г. Харьковском университете кружок пропагандистов в Москве во главе с Аргиропуло и Заичневским

Слайд 22

"Земля и воля" (1861-1864 гг.) Ее руководителями стали Слепцов, Н.А. Серно Соловьевич, Обручев; первая крупная организация народников количество членов - несколько сотен; цель - создание условий для революции; методы деятельности - пропаганда при сочетании легальных и нелегальных форм; легальные организации "Земли и воли" - Артель литераторов и Шахматный клуб. В них входили Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, Д.И. Писарев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Некрасов, И.А. Гончаров, П.Л. Лавров и др. В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самораспустилась.

Слайд 23

Ишутинцы. В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II. « Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления. "Большое общество пропаганды" ("чайковцы") существовало в 18691874 гг. Его возглавляли М. Натансон, Н. Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы. В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции - т.н. "хождения в народ", когда нескольких сотен студентов, гимназистов и молодых интеллигентов отправились в деревню для агитации крестьян. Но поднять крестьян на бунт не удалось. Никифоров Ф. М.А. Натансон Кропоткин П.А Кравчинский С Нечаев С.Г

Слайд 24

"Земля и воля" (1876-1879 гг.) 1) агитация словом и делом; А.Д. Михайлов М. Натансон В.Г. Плеханов 2) акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее вредных представителей власти); Л.А. Тихомиров Землевольцы перешли от летучей пропаганды к оседлой, стали создавать поселения народников в деревне. Новое хождение в народ также не удалось и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды ("деревенщиков"), объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию Черный передел, и сторонников политической борьбы и тактики индивидуального террора ("политиков"), образовавших Народную волю.

Слайд 25

«Народная воля" (1879-1882 гг.) Народовольцы ставили целью революционный захват власти, созыв Учредительного собрания, утверждение политических свобод и, в перспективе, построение общинного социализма. Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии В. Фигнер А.И. Желябов и стал главным средством политической борьбы. 1 марта 1881 г. был убит Александра II, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией. С. Перовская Н.А. Морозов

Слайд 26

«Черный передел» (1879-1882 гг.) Целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне. Г. Плеханов П. Аксельрод В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию. В. Засулич Л.Г. Дейч