Презентация к уроку спп с придаточными обстоятельственными. Спп с придаточными обстоятельственными

СПП с придаточными обстоятельственными. Слайд № 1

Закрепить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными; - дать общее представление о придаточных обстоятельственных;

Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи;

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Организационный момент .

(Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку и пр.)

II. Повторение

«Проверь свою грамотность». Вставить, где это необходимо, пропущенные буквы. Слайды № 2-3

Курин..ый, рас..чёт, команд..вать, незван..ый, ак..омпанемент, ровес..ник, грам..отный, вследстви.. дождя, кован..ый, оч..ровательный, опас..ный, безветрен..ый.

Выпишите вставленные буквы подряд. Какое слово получилось? (океан)

Дифференцированная работа.

1 группа (работают самостоятельно; схемы распечатаны)

Составить предложения по схемам, определить вид придаточных предложений.

А) (Где …), [ гл. ].

н/р: Где он скрывался в течение нескольких суток, никто не мог сказать. (прид. изъяснит.)

Б) [ Сущ., (которая …), … ].

н/р: Через минуту, которая показалась всем вечностью, в воротах появился он. (прид. определит.)

В) (Кто …), [тот … ].

н/р: Кто родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (прид. мест.-определит.)

2 группа (работают самостоятельно) Слайд № 4

Списать, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных предложений.

А) Т..варищи спр..сили меня действительно ли в этом овраге есть выводок в(о,а)лчат.

Б) Т..жело было (в)эти дни тем кто покинул р..дные м..ста.

В) Мы ра..пол..жились на о..дых у дер..ва что р..стёт у самой в..ды.

3 группа (работают с учителем)

Записать предложения, определить виды придаточных предложений.

А) Улица, которая казалась вымершей, вдруг ожила.

[ Сущ., (которая …), … ]. (придат. определит.)

Б) Я никак не мог определить, где раздавался шорох.

[ гл. … ], (где …). (прид. изъяснит.)

В) Кто смел, тот и уверен в себе.

(Кто …), [тот … ]. (прид. мест.-определит.)

Проверка работы 1 и 2 групп.

3. Игра (записано на доске)

По отрывкам предложений определить, какие из них СПП, а какие ССП.

А) … был там а они …

Б) … за хвост который …

В) … бежали и волк …

Г) … увидел как ветер …

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Вспомните, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице (распечатана для каждой парты).

Вид придаточного

Чем прикрепляется?

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Где, куда, откуда

Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Если (если…то), когда, раз и др.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой.

Чтобы, для того чтобы и др.

Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.

Следствия

Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.

IV. Закрепление.

1) Определите вид придаточных предложений. Слайд № 5

1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища.

2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.

3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.

4) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек.

5) Всякая работа тоже игра, если любить работу.

6) Там, где родился Разин, робости люди не любят.

Запишите в тетрадь предложение № 2, объясните графически знаки препинания. (СПП с прид. уступки; придаточное предложение осложнено вводным словом «видимо»)

2) Запись предложения. Слайд № 6

Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.

Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Задания (подготовка к ОГЭ)

Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)

Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

Сделать схему предложения , (если … о, о, о).

Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)

3) Дифференцированная работа.

А) Творческая работа в парах. Слайд № 7

Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Б) Индивидуальная работа (задания распечатаны для нескольких учащихся)

Продолжить предложения, сделав их СПП с указанным видом придаточных

а) Несмотря на то что прошёл дождь … (прид. уступки)

б) Я не выучил уроков… (прид. причины)

в) …надо было готовиться к ночлегу. (прид. следствия)

4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ). Слайды № 8-12

1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени

1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.

4) Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Спасибо,(1) - сказал Назаров,(2) - но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет,(6) нет,(7) - поспешно сказала Сергеева. - Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.

Взаимопроверка

Ключ Слайд № 13

1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3

5) Проблемное задание (при наличии свободного времени)

Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался, когда я не мог отгадать их.

Определите вид придаточного: времени или…?

Попробуйте преобразовать СПП в простое предложение (Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался моему неумению отгадать их).

V . Итоги урока.

Домашнее задание. Слайд № 14

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Этап рефлексии. Слайд № 15

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места»

  • Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места»
  • 9 класс
  • Спишите, слова, расставьте в них ударения:
  • договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.
  • (Догово р, столя р, предположи ть, краси вее,
  • на чал, начала , парте р, алфави т,
  • ржа веть, позвони т, облегчи ть).
На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.
  • На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.
  • На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.
  • Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия?
  • В каком стиле речи и с какой целью используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения?
  • Запишите предложения, составьте их схемы, определите вид придаточных предложений.
  • Последний свой приезд в деревню он помнил так хорошо, будто только сейчас и возвращался обратно.
  • Живите так, как вас ведет звезда, под кущей обновленной сени.
  • Кони так сильно устали, что после остановки сразу легли на землю.
Запишите предложения, составьте их схемы, определите вид придаточных предложений
  • Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Нет истины, где нет любви.
  • Вывод: придаточные места уточняют обстоятельства места главного
  • предложения.
  • Вид придаточного
  • На какой вопрос отвечает
  • К чему относится
  • Место придаточного
  • Чем прикрепляется
  • 1. Определительное
  • какой?
  • к существительному в главном предложении
  • после определяемого слова
  • союзными словами который, что, где, куда и др.
  • 2. Местоименно-определительное
  • какой? (кто именно, что именно?)
  • к местоимению в значении существительного
  • до и после определяемого слова
  • союзными словами кто, что
  • 3. Изъяснительное
  • вопросы косвенных падежей
  • к словам со значением мысли, речи, чувства
  • союзами что, как, будто, чтобы , союзными словами кто, что и др.; частицей ли
  • Обстоятельственные:
  • 4. Степени
  • в какой степени? насколько?
  • после главного
  • союзы и союзн. слова что, как, будто, словно, сколько…
  • 5. Образа действия
  • как? каким образом?
  • к сочетанию с указательным словом
  • после главного
  • союзы и союзн. слова что, как, чтобы, словно…
  • 6. Места
  • где? куда? откуда?
  • ко всему главному предложению
  • свободное (до, после, внутри главного предложения)
  • союзные слова где, куда, откуда
  • Определите вид придаточных предложений, составьте их схему.
  • 1) Мы не знали, где остановиться на ночлег.
  • 2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
  • 3) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.
  • Вывод: Одно и то же союзное слово присоединяет к главному разные придаточные (определительные, изъяснительные, места).
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
  • А Б В Г Д
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
  • В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  • Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
  • Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
  • Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
  • А Б В Г Д
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
  • В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  • Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
  • Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
  • Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
  • А Б В Г Д
  • Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
  • А Б В Г Д
  • Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
  • А Б В Г Д
  • Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.
  • А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
  • Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
  • В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
  • Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
  • Д. Я смотрел туда, где толпились люди.
Упражнение № 138;
  • Упражнение № 138;
  • Сочинение-миниатюра: опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего поселка.
  • МОЛОДЦЫ!

Урок в 9 классе Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУСОШ №5 г. Беслана РСО-Алания


Цели :

Повторить и систематизировать знания обучащихся по сложноподчиненному предложению с придаточными обстоятельственными; - развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей. -воспитывать нравственные и эстетические качества обучающихся.


Задачи:

Закрепить навыки постановки знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения; - формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; - осуществлять синтаксический разбор сложного предложения;

Готовить к ГИА; - развивать умения и навыки анализа текста; - развивать речь учащихся, умение выделять главное; - пробудить интерес к личности Д.С.Лихачёва и к его творчеству;

Формировать нравственные качества обучающихся



Мы не выживем физически, если погибнем духовно Д.С.Лихачёв


Работа с текстом №1

Когда человек сознательно или интуитивно выб…рает себе в жизни какую (то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем (не)вольно даёт себе оценку. ..

Если человек ставит перед собой задачу пр…обрести все элементарные блага он и оценивает себя на уровне этих материальных благ… Если человек живёт чтобы приносить людям добро обл…гчить их страдания при болезнях давать людям радость то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель достойную человека.


1)Литература даёт нам коло(с,сс)ссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. 2)Она делает человека инте(л,лл)игентным, разв…вает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей… 3)Одним словом делает вас мудрыми. 4)Но всё это делает(?)ся только тогда когда вы читаете, вникая во все мелочи…5).Ибо самое часто кроет(?)ся именно в мелочах. 6)А такое чтение возможно только тогда когда вы читаете с удовольствием…


Текст №3

1)Человечество тратит ми(л,лл)иарды чтобы сохранить окружающую нас природу…

2)Если природа необходима человеку для его биологической жизни то культурная среда не менее необходима для его духовной нравстве(н,нн)ой жизни… 3)Человек воспитывает(?)ся в окружающей его культурной среде незаметно для себя потому что его воспитывает история, прошлое…4) Он учит(?)ся уважению к предкам и помнит о потомках…5)Если человек не ценит память о своих родителях он не любит их… 6)Если равнодушен к памятникам истории своей страны он равнодушен к своей стране.


Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему:

«Интеллигентный человек для меня…»

Обязательно использовать СПП с придаточными обстоятельственными.




Задачи урока Повторить признаки СПП с различными видами придаточных Узнать отличительные особенности придаточных обстоятельственных (строение, средства связи, положение в СПП) Научиться опознавать СПП с придаточными обстоятельственными среди других СПП Совершенствовать умение анализировать СПП


Девиз урока: «Навстречу прекрасному!» Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная… Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это - удел юных и настойчивых… Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите! К.Г.Паустовский


Готовимся к ЕГЭ 1. В каком слове произносится звук IзI? 1) рассказ 2) сбоку 3) резкий 4) слово 2. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) щавель 2) добела 3) понял 4) создала 3. Какое слово имеет суффикс -чик- в значении «маленький»? 1) мячик 2) огурчик 3) шкафчик 4) ключик 4. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? На стену (1) у которой сидел художник (2) и рисовал картину (3) косо падали лучи заходящего солнца. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3








Сложное предложение Сложное предложение это предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.




Сложноподчинённые предложения Сложноподчиненными предложениями называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая придаточной. Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.(О.Бальзак) (с. чтобы…….),[……….]. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.(Э.Делакруа) [… сущ.], (с.сл. у которых….).








Графический диктант 1. Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. 2. Я читала, что бессмертны души. 3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. 4. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. 5. Не место красит человека, а человек место. 6. В росистых лугах течет речонка, что мне так мила. 7. Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.


Обстоятельство в ПП По значению выделяются обстоятельства 1) образа действия (как? каким образом?): Мы пошли пешком. 2) времени (когда? с каких пор? до каких пор? С какого времени? как долго?): Мы приехали вчера. 3) места (где? куда? откуда?): Я побежал вперед. 4) причины (почему? отчего? по какой причине?): От усталости у меня кружится голова. 5) цели (зачем? для чего? с какой целью?): Я пришла мириться. 6) меры и степени (в какой мере, степени?) эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям: Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно. 7) условия (при каком условии?): Без звонка туда идти нельзя. 8) уступки (несмотря на что?): Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома


Обстоятельственные придаточные вопросы обстоятельств [ … ],(союзы и союзные слова…). Придаточные места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки. Если солнце не потушат, будут зайчики всегда! (Придаточные условия) Пускай ещё не высохли чернила, словам уже бессмертие дано. (Придаточные уступки)


Обстоятельственные придаточные Образа действия и степени (как? каким образом? в какой мере или степени?) Союзы – что, чтобы, как, как будто, словно; союзные слова - как, насколько и др. Времени (когда? как долго? с каких пор?) Союзные слова – когда, пока, как только, едва, в то время как и др. Места (где? куда? откуда?) Союзные слова - где, куда, откуда. Причины (почему? отчего? по какой причине?) Союзы - потому что, так как, оттого что, ибо, тем более что, благодаря, ввиду того что и др. Цели (зачем? для чего? с какой целью? Союзы - чтобы, для того чтобы и др. Условия (при каком условии?) Союзы - если (бы), когда, ежели, раз, коли и др. Уступки (несмотря на что? вопреки чему?) Союзы - хотя, пускай, несмотря на то что, союзные слова – как ни, когда бы ни, сколько ни, кто ни и др. Сравнения (как? насколько?) Союзы - как, словно, будто, точно, тем – чем и др. Следствия (что из этого следует?) Союзы - так что.








Распределительно-цифровой диктант Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений: в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными, во 2-й - простые предложения с обстоятельствами. 1. Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. 2. Наскоро одевшись, он вышел в ночь. 3. Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. 4. Двое продолжали гулять вопреки дождю. 5. Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть. 6. Переходя улицу, нужно быть очень внимательным. 7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. 8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. 9. Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. 10. Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.




Физкультминутка (Комплекс упражнений для глаз). Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитать до 5, открыть широко глаза и посмотреть вдаль. Посмотреть на кончик носа и перевести взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и другую сторону. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.


«Один в поле не воин» Спишите. Определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного. 1. Дорогу размыло дождем так, что по краям образовались рытвины. 2. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3. Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан. 4. Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдешь. 5. Едва я вступил на опушку леса, как сразу наткнулся на кабанов.






Попробуем сами… (моделирование СПП) Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот. Трава была сочная. В мае шли дожди. Я зайду к тебе. У меня будет свободное время. Поездку на остров пришлось отложить. На море разыгрался сильный шторм. В лесу было тепло. В тенистых местах ещё лежал снег. Мы надеялись. Наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах.


Домашнее задание Параграф 8, стр (таблица) 1) Текст 33 « Любовь, уважение, знание» творческое задание 2, 2) Упражнение 66 (на выбор одно задание)



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

СПП ПРИД ОПРЕД ПРИД ИЗЪЯСН ПРИД ОБСТОЯТ

Придаточные обстоятельственные? 1. Где бы мы потом ни жили и ни трудились, мы всегда с гордостью считали себя верхнемамонцами. 3. Приток, что течет у Мамона, так дорог, хотя он и мал.(схема) 4.Не отведешь ты взгляд, когда меняет лес наряд зеленый.(схема) 5. И кто рядом гулко топал, как будто двигалась пехота.

Моделируем предложения 1.Будет тяжело. Друзья помогут. 2.Но по весне свежа листва. Тебя нет рядом. 3 . Земля ждет с человеком встречи. Ее вниманьем обеспечил. 4 . Сомневалась вдова. Не пришла похоронка.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при подчинительной связи: 1 . Никогда не забыть,(1) как рыдала она,(2) как кричали испуганно дети, (3)а в саду безмятежно расцветала весна,(4) будто не было горя на свете. 2 .Но судить не буду строго,(1) потому что знаю я:(2)пусть осталось их немного, (3)но надежные друзья.

Придаточные обстоятельственные Обстоятельство

СЛОВАРИ Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. «Патриот» (др. греческ. «сын Отечества»)

«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете…» В.В. Путин

Без Родины много ли значим? ПАТРИОТИЗМ – это не только слово и чувство. Это поступок, характер, конкретное дело. Пока оно передается из поколения в поколение, жива и сама Россия, наша общая Родина-мать.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Материалы к уроку. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными.

Презентация может быть использована при подведении итогов урока русского языка в 9 классе "СПП предложения с придаточными обстоятельственными"....

Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"

Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...