Литература: Благородие и злодеяние в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского

Министерство образования Российской Федерации

Сыктывкарский лесной институт

Санкт-Петербургской государственной

лесотехнической академии им. С.М. Кирова

Контрольная работа

по дисциплине

ЭТИКА на тему

«Благородие и злодеяние в

«Преступлении и наказании»

Ф.М. Достоевского»

Проверил: к.п.н., доцент

Мачурова Надежда Николаевна

Выполнил: студент группы ЭиУЛК/1(бюдж.)

Билименко Анна Андреевна

Код зачетной книжки: 10384

Сыктывкар 2002 год

1. Введение………………………………………………………………..3

Благородие и злодеяние в «Преступлении

и наказании» Ф.М. Достоевского…………………………………….3

3. Используемая литература……………………………………………...7

ВВЕДЕНИЕ

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из

знаменитейших и сложнейших произведений мировой литературы. В нем

отразились мучительные духовные искания самого автора, болезненная и

враждебная человеку российская действительность середины 60-х годов XIX

столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души, которая

является полем битвы благородства и злодейства. Писатель представляет

собственным персонажам большую независимость. Каждый герой несет в себе

свою правду, свое отношение к миру, свое добро и зло.

Трудно вникать в суть психологического анализа, которым скрупулезно, на

протяжении почти всего повествования занимается автор. Но, если вчитаться,

вдуматься в искания героев, их мучительную борьбу со злом, самими собой и

внешними условиями, откроется такая глубина постижения сложных человеческих

характеров и конфликтов, что сразу станет ясно, в чем проявляется

благородие и злодеяние в романе. Достоевский поведал о нравственных

потрясениях и дерзаниях, которые не могут волновать читателя любой эпохи.

Благородие и злодеяние в «Преступлении и наказании»

Ф.М. Достоевского.

Главный герой романа Раскольников показывает нам все то добро и зло,

что можем мы увидеть в действительности. Это одно лицо, в котором две такие

несовместимые черты: одна, за которою мы все так боремся и вторая, против

которой стоим и пытаемся исключить из наших помыслов. Но совершая добро,

сами на замечаем как получается зло, именно так вышло с героем

Достоевского. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую

деньги на проценты… «Она никуда не годна», «Для чего она живет?», «Полезна

ли она кому-нибудь?» – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он

хочет исключить это зло, решает убить ее, обобрать … и потом всю жизнь быть

честным, твердым неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству»,

чем уже, конечно, «загладится преступление» и помочь бедным, таким как он,

то есть совершить добро. Но плану этого молодого человека не суждено было

сбыться. «Разъединенность с человечеством», которую он сразу ощутил после

совершенного преступления, замучила его. «Закон правды и добра взяли свое.

Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело…» Достоевский

в своем произведении хотел исследовать нравственные поиски неустойчивость,

брожения и их причины. «Перерыть все вопросы в этом романе», - писал

Достоевский.

Герой мучается при виде зла и преступлений, творящихся каждодневно и

безнаказанно у него на глазах. Чувство ответственности лежит в самой натуре

его – впечатлительной, деятельной, неравнодушной. Не сделать добро он не

может: то подаст милостыню нищему ребенку, то на последний двугривенный

отправит домой пьяную девочку.

Нравственная болезнь Раскольникова с самого начала представляет как

совершения до крайней степени добра для других. Он сам признается, что при

желании мог бы заработать на жизнь уроками, что на преступление его толкает

не столько нужда, сколько идея. Но самому себе Раскольников признается в

этом только после всего, что случилось.

Он хочет помочь людям, но в то же время и узнать, способен ли он быть

человеком, который может управлять судьбами людей и делать им только добро.

«Тварь я дрожащая или право имею?» Рядом с любовью к людям в нем живет

страшная гордыня – желание взять на себя участи всех людей.

Во имя людей Раскольников заставляет себя переступить законы

человечности, сделать зло – убить. Но Раскольников не может перенести

нравственной тяжести своего поступка. Страшные муки совести – его

наказание.

Он задумал убить старуху-процентщину – злую, беззастенчиво грабящую

людей, приносящей только одно зло, - и как бы «отомстить» ей за

обездоленных. Вместе с тем, он еще собирался с помощью старухиных денег

помочь бедным и несчастным, облегчить жизнь матери и сестре, создать себе

независимое положение, чтобы затем использовать его для «счастья всего

человечества» – в этом и заключается его стремление к благородству. «Сто,

тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на

старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть,

существований, направленных на дорогу; десятки семейств спасенных от

нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, и

все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с из помощью

посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу, как ты

думаешь не загладится крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»-

размышлял Раскольников.

«Раскольников находится в таком положении, - говорил Писарев, - при

котором все лучшие силы человека поворачиваются против его самого и

вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и

самые чистые стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и

облагораживают человека, становятся вредными и разрушительными страстями,

когда человек лишается возможности доставлять им правильное

удовлетворение».

На практике теория Раскольникова рухнула с первых шагов. Вместо

задуманного «благородного» убийства получилось ужасное преступление –

злодеяние. Он совершил то, чего не хотел. Неожиданно вошла сестра старухи,

забитое, обиженное существо, и пришлось убить ее. Нравственные мучения,

последовавшие за преступлением, убедили Раскольникова в том, что он со

своей теорией потерпел поражение. Это поражение теории переустройства мира

по «логике», «рассудку», разуму, в котором Достоевский упрекал

революционных демократов.

Героя Достоевского, искренне хотевшего осчастливить человечество,

враждебные революции силы объявили заурядным уголовником, заявляя при этом,

что все «нигилисты» таковы.

Современная Достоевскому критика, недооценив общего философского смысла

романа, увидела в Раскольникове «карикатуру» на молодое поколение. Но

Писарев обратил внимание на глубокий анализ у Достоевского социальных

причин и психологических мотивов преступления Раскольникова.

Значение писаревского анализа романа «Преступление и наказание»

состояло в том, что он в отличие от большинства критиков его времени увидел

не карикатуру на молодое поколение, но отражение черт современного

«нигилиста».

Допустимо ли, чтобы один человек (или группа людей, что равноценно)

взял на себя смелость, присвоил себе право стать «благодетелем

человечества» со всеми вытекающими отсюда последствиями? Старуха-

процентщица символ современного зла. Допустимо ли ради счастья большинства

уничтожение «ненужного» меньшинства? Раскольников отвечает на этот вопрос:

возможно и должно, ведь это же простая арифметика». Но Достоевский всем

художественным содержанием романа отвечает: нет, невозможно - и

последовательно опровергает своеволие («наполеонизм») Раскольникова.

Как и другие произведения Достоевского, «Преступление и наказание»

представляет собой своеобразную исповедь-раздумие писателя. Он ищет и

находит особый тип романной формы, способность выделить, укрупнить трагедию

героя и в ней как в капле воды отразить целый мир.

Все действие романа происходит в той части Петербурга, где жила

беднота. Серый мрачный город, где на каждом углу распивочные, зазывающие

бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины,

бросающиеся с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней.

Именно в таких условиях рождается зло.

Давайте не будем совершать такое «благородие», нужно стремиться к

справедливости, а в наше время ее не достаточно. Мы совершаем необдуманные

поступки и стремимся сделать таким образом добро человечеству, но вот к

чему приводит такое «добро», оно превращается во зло и не иначе!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Русская литература. Советская литература: Справ.материалы. Сост.

Л.А.Смирнова. – М.: Просвещение, 1989.

2. Э.М.Румянцева. Федор Михайлович Достоевский. Биография писателя. –

Л.: Просвещение, 1971.

3. Романы школьной программы в кратком изложении с комментариями.

Учеб.пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

4. С.В.Белов. Федор Михайлович Достоевский. Кн. для учителя. М..

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1866 год Вопросы, поставленные в романе, затрагивают социальные, этические и философские проблемы, которые всегда волновали писателя. Это, прежде всего, вопрос о том, имеет ли человек право на бунт против существующего порядка вещей в стране, право на коренное изменение действительности.

С первых страниц романа мы знакомимся с главным героем - Родионом Раскольниковым. Он «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, темнорус, роста выше среднего, тонок, строен», но «до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Мы узнаем, что Родион Раскольников сын мещанина, выросший в бедной провинциальной семье. После смерти отца семья оказалась в чрезвычайно бедственном положении. Нужда заставляет сестру Родиона, Дуню, работать гувернанткой, а сам он существует на скромные деньги, присылаемые матерью, и дает частные уроки. Но средств катастрофически не хватает, и Родиону приходится оставить учебу в университете. Раскольников высокомерен (например, из-за сознания собственного превосходства, он чуждался других студентов и не имел товарищей во время учебы. Фамилия героя отражает начало отрицания или раскола. Родион «раскалывает» общество на богатых и нищих, на рабов и власть имущих. Но, с другой стороны, от природы Родион наделен интеллектом, он чуток к людским страданиям, раним и великодушен. Скитаясь по городу, он видит сцены отчаяния, унижения, муки тех, кто раздавлен безденежьем и окружающей действительностью, и они глубоко ранят его.

Потрясенный каждодневными оскорблениями, которым подвергаются раздавленные жизнью люди, он испытывает ужас при мысли, что он тоже обречен навсегда остаться среди «униженных и оскорбленных», быть «тварью дрожащей» в общем муравейнике. Он не верит в возможность коренного переустройства жизни и потому решает, что должен любой ценой прорваться к тем, кто имеет право на свободу действий и власть, главное - «власть! Надо всей дрожащей тварью и над всем муравейником!»

Раскольников остро воспринимает и страдания людей. И в его воспаленном мозгу рождается идея. Он хочет проверить, можно ли одному человеку убить другого, жалкого и ничтожного, чтобы обеспечить лучшую жизнь тем, кто достоин счастья? Может ли человек пролить «кровь по совести», встать «над всем муравейником». И решает, что да! Он пытается усыпить собственную совесть, Уговорить себя самого, что ему не в чем раскаиваться, даже после содеянного. Герой убеждает себя, что убийство никчемной, злой вредной старухи-процентщицы не является преступлением, потоку что награбленное поможет избежать его сестре ненавистного

Замужества, на которое она решилась, чтобы помочь Родиону. Но все оказывается не так просто. Под влиянием живых впечатлений и человеческих чувств Родион начинает осознавать порочность своей концепции. Он понимает, что физически он убил старуху, а духовно - себя. Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность подлинной человечности с истинной совестливостью. У человека нельзя отнимать право быть человеком и жить по-человечески. Страшнее всего - вседозволенность, когда человеку все разрешено, это ведет к аморальности и распаду всех человеческих связей. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми - это не свобода.

В романе утверждается, что осуществлять свои притязания за счет ущемления интересов других людей безнравственно, как безнравственно и бесчеловечно противопоставление своего счастья всеобщему, потому что за преступления одного расплачиваются другие. Бесчеловечно еще и потому, что преступление ведет к разрушению личности самого «переступившего». Само преступление не занимает значительного места в структуре романа. Центральной темой романа становится наказание за содеянное. Получается, что наказание началось гораздо раньше самого преступления. Уже тогда, готовя себя к «пробе», Раскольников встал на преступный путь. Одной из форм наказания стали муки проснувшейся совести и нравственные терзания, когда он убедился, что не обладает качествами наполеоновской натуры. Его преступление и угроза разоблачения становятся для него настоящим наваждением. Родиона преследуют смех старухи, ночные кошмары, цепь случайностей. А преследование закона в лице Порфирия Петровича окружает героя железным «психологическим» кольцом, стремится захлопнуть ловушку, оказывается самым мучительным испытанием.

Порфирий Петрович - опытный следователь, вдумчивый и проницательный. Еще до первого вызова подсудимого он постарался найти и прочитать статью Раскольникова, посвященную «Наполеонам» и «тварям дрожащим». Он нашел в теории Родиона и фантастические нелепости, и искренность, и юную гордость, и энтузиазм, близкий к фанатизму. Этот следователь обладает тонкой интуицией, смелостью, он образован, терпелив, хитер и расчетлив. Он глубоко проникает в характер мышления собеседника, кроме того, Порфирий Петрович даже несколько сочувствует Родиону. Он рекомендует Раскольникову явиться с повинной, раскаяться, искупить свою вину. Но при всем этом, следователь не выпускает преступника из рук, заставляет его чувствовать себя затравленным и загнанным в угол. Его метод воздействия на подследственного заключается в том, чтобы психологически чувствовать его и в нужный момент уметь попасть в яблочко, окончательно сокрушив «противника». Допросы превратились для Раскольникова в настоящую пытку. Еще позже формой юридического наказания Раскольникова станет каторга.

Достоевский опровергает идею Раскольникова о его праве на преступление. Раскольников рассчитывал, убив старуху-процентщицу, облегчить свое положение, вытащить родных из нищеты, избавить Дуню от ненавистного замужества. А вместо этого обрек себя на бесконечные страдания, заставил терзаться Дуню, довел до смерти мать. Он хотел доказать себе, что занимает место среди «Наполеонов», но убедился, что он и есть «тварь дрожащая». Достоевский заставляет своего героя осознать, что его поступок аморален. Ведь он перешагнул не только через законы, но и через нормы нравственности, а теория несостоятельна.

Один из центральных персонажей романа «Преступление и наказание» - Соня Мармеладова.

Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок. Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: «Из-под этой… шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!» Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня - исключительный человек: «Юродивая, юродивая!» На что Соня ему отвечает: «Да ведь я… бесчестная… я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания.

Соня - идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

Кого же подразумевали писатели, называя так какой-то обобщенный образ своего героя? Это человек, который не мал по своему объему или росту, в русской литературе так называют человека, который может быть одет небогато, но главное, он тихий и забитый, запуганный вышестоящими чиновниками.

До Федора Достоевского таких героев описывали такие писатели, как Александр Пушкин в своем произведении «Станционный смотритель», Николай Гоголь в рассказе «Шинель». Но глубже всего проник в эту тему и показал «маленького человека» именно Достоевский в своем глубоко психологическом романе «Преступление и наказание».

Главный герой попытался хотя бы что-то изменить, вырваться из бедности, он боролся, когда другие просто сложили свои руки. Но, к сожалению, он тоже «маленький человек». Сонечка тоже относиться к таким людям, но она борется и вместе с Раскольниковым побеждает. Ей пришлось нелегко: пройти голод, оказаться на панели, чтобы выжить и остаться при этом нежным и милым существом. Соня на протяжении всего романа покоряется своей судьбе, но смириться до конца с таким положением вещей она не может. Поэтому она и ищет свой мир, где сможет найти спасение.

Соня Мармеладова находит свой мир, который поддерживает ее в жизни, не может сломать ее, как это сделали родители - это мир Бога. И несмотря даже на то, что и Соня, и Родион - это «маленькие люди», но они смогли проявить себя, смогли бороться за свое существование, а не ничтожно прозябать и влачить свое жалкое существование. Они родились в семьях, где были обречены стать «маленькими» людьми, поэтому и проходили путь этих самых «маленьких людей», покоряясь, так как их этому учили жизнь. Но в какой-то момент они решили не покориться и восстать над этой ужасной реальностью.

Соня не только сама пыталась найти новую жизнь, поверить в нее, но и помогала в этом Родиону. Он наконец-то приобрел веру в новую жизнь, в то, что впереди будущее будет лучше, чем настоящее. И начинает новая история в жизни этих людей, где их ждет обновление и перерождение. Так Достоевский показал, как может «маленький человек» нравственно переродиться. И эту спасению, по мнению автора, можно найти, лишь имея веру в Бога, ведь это самый справедливый суд.