Единственное и множественное число имён существительных. Единственное и множественное число имён существительных Число имен существительных 3

Грамматический признак, который указывает на количество называемого предмета, называют числом. Вы узнаете об особенностях данной категории существительных, познакомитесь, на какие виды она делится. В дополнение ко всему мы расскажем, как образуется множественное число у имён существительных.

Что такое число имен существительных?

Число существительных в русском языке – это словоизменительный грамматический признак существительных, указывающий на количество называемых предметов – их единичность или множественность. Соответственно, в русском языке выделяют единственное и множественное число имен существительных.

  • Примеры существительных единственного числа: квартира, ветер, щенок, поле, рубанок, скрипка .
  • Примеры существительных множественного числа: дома, ложки, кролики, тропинки, встречи, специалисты .

Особенности категории числа у существительных

В русском языке все существительные можно разделить на три группы:

  • Существительные, которые изменяются по числам (рука – руки; брат – братья; окно – окна) ;
  • Существительные, которые употребляются только в единственном числе (мука, любовь, бархат, олово) ;
  • Существительные, которые употребляются только во множественном числе (брюки, ножницы, сливки, жмурки) .

Некоторые существительные, которые употребляются только в единственном числе, могут образовывать формы единственного числа, при этом новая форма будет иметь другое лексическое значение.

Например : высота дома – недоступные высоты; глубина оврага – морские глубины.

Образование множественного числа существительных

При изменении имен существительных по числам в большинстве случаев к основе единственного числа существительного в И. п. добавляется окончание множественного числа – -и(-ы) (ночь – ночи, ветка – ветки, гора – горы) .

В некоторых случаях множественное число образуется за счет изменения места ударения (лес – леса, дерево – деревья) , изменений в основе слова (сын – сыновья, котенок – котята) или замены корня (человек – люди, ребенок – дети) .

Конспект урока по русскому языку на тему « Число имён существительных» (3 класс).

Тема: Число имён существительных.

Цель: развивать умения определять число имён существитель­ных, изменять их по числам.

Планируемые результаты :

Формировать умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных;

Закрепление и углубление сведений об имени существительном;

Определять начальную форму имен существительных;

Развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

Воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент .

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая .

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно .

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать .(проверка готовности к уроку, оформление тетради)

2.Актуализация опорных знаний .

    Выпишите в 2 столбика слова в таком порядке :

А) состоящие из корня и окончания;

Б) состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания.

Замазка, выпечка, лиса, звезда, спутники, арбузы, запахи.

    Придумайте и запишите 5 словосочетаний так, чтобы в каждом словосочетании были собственные и нарицательные имена существительные.

    Прочитайте пословицы с доски, объясните написание в них орфограмм, найдите имена существительные и запишите их в начальной форме .

Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Объясните смысл пословиц.

3.Самоопределение к деятельности .

Прочитайте слова.

Мороз, морозы, снег, снега, река,реки.

Какой частью речи являются все эти слова?

(имена существительные)

А кто мне скажет, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (с именем существительным)

Что вы уже знаете об имени существительном?

(имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?что?, может быть собственным и нарицательным).

Давайте разделим слова, написанные на доске, на 2 группы.

По какому признаку можно разделить эти слова? (В 1 группе имена существительные обозначают один предмет, а во 2 группе – несколько предметов).

В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (в единственном)

В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? (во множественном числе).

Сформулируйте тему урока.

    Работа по теме урока .

Я сейчас буду называть предметы, а вы должны написать название этого предмета в единственном и во множественном числе. (карандаш, альбом, девочка, туча, окно, кровать, попугай).

Чем похожи данные слова? (у них одинаковое значение)

Чем отличаются? (обозначают разное количество предметов и разные окончания.)

1. Работа по учебнику.

Упр. 28 ,с. 20 .

Определите, в каком числе стоит каждое слово?

Что изменяется у существительного при изменении по числам?

Упр. 29, с. 21.

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2.Работа по вариантам.

Выпишите из предложений 1 вариант - существительные в единственном числе, 2 – существительные во множественном числе.

Туман совершенно рассеялся. Воздух стал прозрачнее и мягче. На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака. Клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу.

Сделайте фонетический разбор слова 1 вариант - « воздух», 2 вариант – «грудь».

5.Физминутка.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

6. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельнаяработа.
-Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест.
1. Какое слово стоит в форме единственного числа?
А)чашки
Б)ложки
В)кастрюля
Г)тарелки
2.Какое слово стоит в форме множественного числа?
А)чашки
Б)ложка
В)кастрюли
Г)тарелка
3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе.
А)ручки
Б)шкафы
В)облака
Г)ножницы
4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе.
А)весло
Б)соль
В)колесо
Г)роза
5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопросчто ?
А)одеяла
Б)люди
В)друзья
Г)дельфины
6. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопроскто ?
А)одеяло
Б)трактор
В)карандаш
Г)дельфин
7.Укажи«лишнее»слово.
А)улыбка
Б)лужи
В)туча
Г)слово
8.Укажи«лишнее»слово.
А)улыбка
Б)лужи
В)тучи
Г)слова

Объявление результатов.

2. Работа по учебнику.

Упр. 31,с.21

(Самостоятельное выполнение. Проверка)

Прочитайте пары имён существительных, которые вы выписали.

Упр. 33, с.22

Прочитайте слова. Что вы можете сказать про них? (Они не изменяются по числам).

Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам.

7. Рефлексия.

Игра «Измени слово»

(Вариант 1 называет имена существительные в единственном числе, вариант 2 ставит их во множественное число, затем наоборот.

Что обозначают имена существительные в единственном числе?

Что обозначают имена существительные во множественном числе?

8. Подведение итогов.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Какую задачу мы ставили на уроке?
- Что вызвало у вас трудность?
- Что было самым интересным?
- Над какой темой мы продолжим работать на следующем уроке?

Вывод : Имена существительные, которые обозначают один предмет относятся к единственному числу. Имена существительные, которые обозначают два или больше предметов относятся к множественному числу.

9. Домашнее задание

Полчанинова Светлана Леонидовна

г. Таганрог, Ростовской области,

МАОУ СОШ №12

начальные классы

УМК «Начальная школа XXI века»

Урок «Число имён существительных»

3 класс

45 минут

Презентация к уроку «Число имён существительных»

Тема урока: «Число имён существительных»

Цели и задачи:

1. Организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с изменением имён существительных по числам.

2. Ввести понятие числа имён существительных.

3. На основе материала урока развивать устную и письменную речь.

Этапы урока:

    Эмоциональное вхождение в урок.

    Актуализация знаний.

    Исследование по теме урока.

    Физкультурная минутка.

    Углубление знаний.

    Закрепление знаний. Рефлексия.

    Итог урока.

Ход урока.

    Эмоциональное вхождение в урок.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Урок начать пора!

Настроение каково? (Во!)

Кто такого мнения? (Я)

Все без исключения? (Да)

Молодцы! (Ура!)

С хорошим настроением начнём наш урок!

    Актуализация знаний.

- Что объединяет эти слова?

Слайд №2: Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка

Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какая будет тема урока? (Имя существительное)

Что мы уже знаем об имени существительном? (это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, имеет род)

Задайте вопрос; определите род имён существительных.

Сегодня на уроке мы расширим наши знания об этой части речи.

    Исследование по теме урока.

Слайд№3: А теперь, сравните группы слов. Чем они различаются?

Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка

Леса, озёра, мальчики, города, яблоки, кошки

(Слова первой группы обозначают по 1 предмету, слова второй группы обозначают много предметов).

Какой мы можем сделать вывод? (имена существительные изменяются по числам)

Дополните тему урока (Число имён существительных)

В учебнике на с. 167 прочитаем правило.

Потренируемся определять число имён существительных.

Слайд №4: Запишите слова в две группы:

1. Имена существительные в форме единственного числа.

2. Имена существительные в форме множественного числа.

Машины, окно, деревья, скамейка, дороги, звезда, огни, крышка, сапоги, ложка, цветы, месяц

Вывод:

Что же новое узнали об имени существительном?

Теперь вы знаете два признака имён существительных – род и число.

Какой признак постоянный? (род)

Какой признак меняется? (число)

Как определить род? Число?

    Физкультурная минутка.

А теперь отдохнём. Слушайте, повторяйте и запоминайте.

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны)

Под водой плывут ерши. (Присели)

Плывёт лодочка-краса-

Расписные паруса. (Руки в стороны, плавно поднимаем вверх и опускаем вниз)

Кто услышал имена существительные во множественном числе? Назовите. Поставьте их в форму единственного числа.

Кто услышал имена существительные в единственном числе? Поставьте их в форму множественного числа.

Повторим физминутку ещё раз.

    Углубление знаний.

Слайд №5: Данные имена существительные поставьте в форму множественного числа. Запиши пары слов.

Кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок, учитель, доктор.

У каких имён существительных нет однокоренных форм множественного числа? Как образовать форму множественного числа у слов «человек», «ребёнок»?

Есть особые случаи образования формы множественного числа существительных ребёнок и человек. Получаются пары: человек - люди, ребёнок - дети.

Эти слова не являются однокоренными, но при этом представляют собой формы одного и того же слова

Обратите внимание на ударение в формах множественного числа. Говори правильно:

учителя, доктора.

Обозначьте в словах ту часть, которая меняется при изменении слова по числам.

Вывод:

Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?

У всех существительных можно образовать форму множественного числа?

    Закрепление знаний. Рефлексия.

Работаем в парах. Выполните упражнение 4 из учебника на с.168

Текст упражнения.

Прочитай текст. Выпиши все имена существительные. Определи их число, обозначь окончания.

Пошли мы однажды в рощу жёлуди собирать. Они после первых заморозков так с дубов и сыплются, тяжёлые, крепкие, тёмно-коричневые.

Набрали мы желудей полные корзинки. Вышли на поляну, сели отдохнуть. Кругом осины, берёзки стоят. Листья уже почти все облетели, только на дубах ещё держатся. Хорошо в такой погожий денёк в лесу посидеть, вспомнить о лете, о походах за грибами, за ягодами.

Проверка работы в парах.

    Итоги урока.

1. Назовите тему урока?

2. Что нового узнали об именах существительных?

3. Какие есть два признака у имён существительных?

4. Какой из них постоянный? Какой меняется?

5. Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?

6. Что вы можете рассказать об имени существительном?

Слайд №6

А на следующем уроке мы будем тренироваться определять число имён существительных и узнаем, как образуется форма множественного числа у некоторых имён существительных.

Домашнее задание: правило на с. 167 и упражнение №3.

-Наш урок подошёл к концу. Что вы можете сказать об уроке? Чем понравился урок? Всё ли у вас получилось?

Перемену ждут ребята.

Поиграть, попрыгать надо.

Список используемой литературы:

    Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]; [под ред. С. В. Иванова].- 3-е изд., перераб., - М.: Вентана-Граф, 2013.

    Иванов С.В. Русский язык: 3класс: комментарии к урокам/С.В.Иванов, М.И. Кузнецова.- 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2013г.

    Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе (Часть 1: основные группы уроков, методика): Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д:ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель» - 2008

    Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.:ВАКО, 2005.

Учитель: Ольховская Н.И.

3 класс Русский язык

Слайд 2

ТЕМА УРОКА:

«Число имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Слайд 3

Цель:систематизация знаний учащихся о числе имён существительных.

Задачи:- познакомить учащихся с существительными, которые употребляются в форме единственного и множественного числа;

Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам;

Формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу;

Учить определять задачу, самостоятельно строить и действовать согласно выработанному алгоритму решения.

Слайд 4

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Слайд 5

Единственное и множественное число имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе.

Имена существительные, обозначающие несколько предметов, находятся во множественном числе.

Слайд 6

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

  • город
  • стран а
  • планет а
  • мальчик
  • город а
  • страны
  • планеты
  • мальчики

Единственное число (ед.ч.)

Множественное число (мн.ч.)

Слайд 7

Найдите в тексте имена существительные единственного числа.

Скучать некогда

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ единственного числа.

Села пчелка на цв...ток,

Опустила х...боток.

Подл...тает к ней комар:

Что ты ищешь там?

А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скуч...ть!

Слайд 8

Имена существительные множественного числа.

Найдите ошибки.

1) По облачному небу плывёт облака.

2) Ребята строит из снега снежную крепость.