Скачать презентацию святая софия символ древней руси. Презентация на тему "соборы и храмы древней руси"

Собор - большой храм, имеющий несколько приделов. Церковь - храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол. Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.




Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век. Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век. Благовеще ние. Мозаика на алтарных столбах. XI век. Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.








В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В период немецкой оккупации Киева, в Лавре был организован полицейский участок, где оккупацонными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 года немецкими оккупационными войсками был взорван Успенский собор (восстановлен в середине 1990-х); что было упомянуто на Нюрнбергском процессе




Нестеров М.В. Монах г. Антокольский М.М. Нестор-летописец г.


По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ.


Библиотека была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века. Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата".


В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13- главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.


На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу и пока он не слетит с креста, город будет им храним Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. 16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора.


Спасо-Преображенский собор заложен около годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, после смерти которого, видимо, некоторое время не строился и был окончен только в середине века. Он стал главным храмом древнерусского города и Чернигово- Северского княжества.


Софи́йский собор кафедральный собор города Полоцка, построен между годами. Строительство связано с переносом центра города со старого городища.


ЛОПАТКА вертикальный плоский выступ в стене, разделяющий или ограничивающий ее поверхность (в отличие от пилястры, не имеет базы и капители). Лопатка может является конструктивным элементом стены, а может выполнять лишь декоративную функцию служить средством вертикального членения фасада. В домонгольской православной архитектуре лопатка являлась не просто конструктивным элементом в каменном строительстве, но и точным признаком, по которому (наряду с количеством прясел) можно было легко определить количество столпов в храме. Например: в храме Покрова на Нерли боковой фасад имеет 4 лопатки (оформленных в виде полуколонок) и три прясла соответственно, перед нами четырехстолпный в плане храм.


Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов. Голосники в архитектуре, маленькие камеры или сосуды (обычно керамические), заложенные в стены и своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения. Служат для усиления звука (как резонаторы акустические); иногда применяются и как пустотелые конструктивные элементы, облегчающие вес свода.








Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (берёсте), памятники письменности Древней Руси XIXV вв. Грамота 115 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…». Из собрания Исторического музея.


Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу 1156 г. входит в архитектурный комплекс Ярославова Дворища в Великом Новгороде. Являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь святой Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.









Успе́нский собо́р во Владимире кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.


Золотые ворота выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков.



Неф (от лат. корабль) Неф (от лат. корабль) вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.







Скань (от старославянского глагола - сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. В Древней Руси техника скани стала использоваться с IXX веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XIIXIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.




Во-первых, Киевская Святая София - это древнерусский символ, а во-вторых - это свидетель старинной и современной истории. Каждый гражданин этой непревзойденной державы просто вынужден хотя бы один раз в жизни посетить столь великолепное место. А туристы, которые приезжают в Украину из самых отдаленных уголков Земли, в первую очередь и стремятся увидеть архитектурный шедевр, воспетый в исторических мемуарах и хрониках.

Где он находится

Святая София - символ Древней Руси и не только. Хотя этот храм и обладает музейным статусом исторического монумента, с давних времен он был свидетелем каждой конкретной эпохи и современником всех поколений. Вид храма и отношение к нему справедливо подтверждали все факты о состоянии государства и общества.

Коренной киевлянин или иностранный турист, перед тем как попасть к заветному храму, вынужден пройти огромную площадь, которую окружают модерновые застройки, миновать монумент великому гетману Богдану Хмельницкому, установленному в позапрошлом столетии. Затем, дабы наконец-то увидеть архитектурный шедевр, нужно пройти под аркообразной колокольней вдоль высоких стен, датируемых началом XVIII столетия. И даже при всем том, что Святая София Киевская находится практически в центре мегаполиса - это все равно тихий и уютный уголок. Но очень тяжело поверить в то, что так здесь было всегда.

Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта - Богоматерь в золотом сиянии. Человек почувствует себя либо всемогущей особой, либо хлипким существом. Но теперь ему станет намного легче представить себе шумное вече, которое собиралось под стенами этого здания, дабы принять самое важное для государства решение.

Догадки и факты

Святая София (символ Древней Руси) был возведен и освящен в XI столетии, а точнее, в первой его половине. Но и сегодня ученые-историки выдвигают несколько дат его создания. Так, предполагается, что достопримечательность была воздвигнута на протяжении одного их этих годов: 1011-го, 1017-го или 1037-го.

Две последние даты основаны на записях разнообразных хроник - Новгородской и «Повести временных лет» соответственно. Подтверждением первой считаются результаты исследования пометок на стенах храма, а также пересмотр нескольких фактов старинных письменных записей.

Также неоспоримым является тот факт, что история идеи и воздвижения церкви имеет неразрывное отношение к Имеют к этому отношение и три известных монарха державы - княгиня Ольга, князь Владимир и князь Ярослав Мудрый.

Как утверждают хроники, первоначальная Святая София - символ Древней Руси - и лавра, окружающая храм, были возведены Ольгой в Киеве. Может быть и так, что это произошло за некоторое время до посещения княгиней Царьграда. И не исключено, что образы храму были преподнесены Константинопольским патриархом. Новая церковь строилась из дерева, а потому в 1017 году, и никак не позже, она сгорела во время киевского пожара.

Владимир и Ярослав Владимирович

Согласно другим сведениям из летописей, новый собор Святой Софии в Киеве заложил Святослав Владимирович. Это была большая церковь из дерева. Она располагалась в поле (за чертой тогдашней столицы), в том месте, где князь одержал победу над печенегами.

Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью.

При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Киевской Руси.

Величие собора

Практически одновременно с освящением Святая София (история создания описана в нашей статье) обзавелась и кафедрой митрополитов киевских. Двор резиденции митрополитов оградили стеной. Но даже по меркам того времени его территория просто впечатляла своими размерами. Поэтому здесь могли заниматься религиозными и государственными делами не только власти и духовенство, но возле стен имели право собираться и обычные горожане на вече или для того, дабы отпраздновать восхождение нового князя на престол.

Как он выглядит

И все же большинство ученых уверены, что Святая София в Киеве была построена во времена До наших дней здание смогло сохранить роскошь старинной архитектуры и живописное величие XI столетия. В этой церкви гармонично сочетаются фреска и мозаика. Основные части интерьера выделяются с помощью мозаики (алтарь и центральный купол). Вся остальная территория декорировалась фресками. Сегодня прихожане и гости могут увидеть 260 м 2 подлинных мозаик, датируемых XI столетием, и приблизительно 3 тыс. кв. м фресковой росписи.

Собор посвятили Софии, воплощающей мудрость, а потому архитектуре и живописи церкви полагалось укреплять и утверждать христианство и власть феодалов. В алтаре и центральном куполе прорисованы лики основных персонажей и эпизоды христианского вероучения. Они набраны из смальты по сырой штукатурке. Мозаика храма состоит из 177 колеровых оттенков.

В медальоне центрального купола изображен Христос-Вседержитель. А вокруг зенита раньше располагались четыре архангела, но в мозаичном виде сохранилась только одна фигура. Остальные уже дописаны маслом.

Музеем стать

В середине 1930 годов властями тогда Советской Украины было решено, что Святая София (символ Древней Руси) должна стать музеем-заповедником. В соборе начали осуществлять исследовательские и А в конце прошлого века работа музея получила признание мира. Сегодня это Национальный заповедник «София Киевская».

Cлайд 1

Собор Святой Софии в Киеве Это – самый величественный и знаменитый из всех храмов Древней Руси. Это - самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции.

Cлайд 2

Собор Святой Софии в Киеве В XI веке собор был 13-ти купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.

Cлайд 3

Собор Святой Софии в Киеве Мозаика (узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.

Cлайд 4

Собор Святой Софии в Новгороде Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.

Cлайд 5

Собор Святой Софии в Новгороде Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков. Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами. В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.

Cлайд 6

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.

Cлайд 7

Храм Покрова на Нерли Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.

Cлайд 8

Храм Покрова на Нерли Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов. Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.

Cлайд 9

Золотые Ворота Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг. Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью. Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.

Cлайд 10

Золотые ворота Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве. В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.

Cлайд 11

Успенский собор Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в 1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском. В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери. Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым. До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.

Cлайд 12

Успенский собор Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году. Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.

Собор святой Софии – символ Киевской Руси периода расцвета. София киевская подчеркивала величие и могущество древнерусского государства времен Ярослава Мудрого.

Киевская Русь конца X в. – первой половины XI в.

В конце X в. – первой половине XI в. происходит усиление княжеской власти, государство приобретает черты централизованной монархии, на смену язычеству приходит христианство. По инициативе князя Владимира Святославовича – отца Ярослава Мудрого — происходит крещение Руси. Начинают возводиться первые каменные храмы.

Для Руси того времени эталоном для подражания и главным партнером во внешней политике была Византийская империя. В столице Византии — Константинополе — к началу XI в. уже более 400 лет возвышался собор святой Софии.

Собор был крупнейшим зданием Европы того времени и оставался таковым еще на протяжении 500 лет.
Собор был возведен в могущественной Византийской империи во времена правления императора Юстиниана Великого (527-565 г.г.).
В русских летописях начала XII в. столицу Византии — Константинополь — называли Царьградом.

Строительство собора святой Софии

София киевская

В первой половине XI в. в Киеве был построен храм с таким же названием, как и собор в Константинополе – собор святой Софии .

Историки ведут спор о времени строительства Софии киевской. Часть историков относит строительство храма к началу XI в.
Одни из них приводят дату 1017г. и ссылаются на текст новгородской летописи.
Другие предполагают, что строительство начал еще Владимир Великий и ссылаются на археологические источники.
Третья часть историков придерживается классической точки зрения, и опирается на Повесть временных лет :
« В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины» .

Кто же построил Софийский собор?

Нам не известны имена зодчих, которые спроектировали и построили собор святой Софии, а также имена мастеров, которые выполнили работы внутри собора, богато украсив его фресками и мозаикой. Предполагают, что это были византийские мастера. Очевидно, к строительству привлекались и местные мастера.

София киевская

Участь страны – участь храма

В своей многовековой истории храм разделил участь страны: он неоднократно подвергался разорению и опустошению. В 1240 году Киев осадили войска Бату-хана и после двухмесячной борьбы захватили город. Киев превратился в руины. Лишь немногие здания уцелели, среди них был и разграбленный Софийский собор.

Реконструкция храма

Первой реконструкцией храма занялся киевский митрополит Петр Могила. Работы, начатые в середине XVII в., были завершены лишь в начале XVIII века. Внешний вид Софийского собора в ходе реконструкции изменился, он был перестроен в стиле украинского барокко.

Софийский собор — архитектурный шедевр Древней Киевской Руси; один из немногих памятников архитектуры XI в., который с изменениями сохранился до наших дней.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Архитектура Софии Киевской. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле как характерная черта Софии Киевской. Архитектура Кирилловской церкви. Золотые ворота во Владимире. Покровский собор Василия Блаженного: формы и цветовая гамма.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Культурные особенности храмов Киевской и Новгородской Софии. История и архитектура каждого из них, характеристика уникальных евангельских фресок в Киеве. Сходства и отличия внутреннего устройства двух великих русских соборов, посвященных святой Софии.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Главный храм Византийской империи. История храма Святой Софии в Константинополе. Гигантская купольная система собора. Интерьер, внутренняя отделка и мозаика храма Святой Софии. Современный вид собора. Путешествие Княгини Ольги в храм Святой Софии.

    презентация , добавлен 11.02.2012

    Архитектура Новгорода, ее своеобразие и значение. Характеристика и особенности главных памятников архитектуры данного региона: Новгородский собор Святой Софии, Владимиро-Суздальская архитектура, Успенский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    История возникновения Киевской Софии: первые упоминания о соборе. Древнейшее изображение киевской Софии. Византийское влияние на архитектуру Софийского собора в Киеве. Интерьер и фрески Софии Киевской. Счастливая судьба иконы Вышгородской Богородицы.

    реферат , добавлен 20.10.2007

    Золотые ворота как главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии, история их возведения, архитектурные особенности и культурологическая ценность. Собор Святой Софии - крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, его внутреннее строение.

    презентация , добавлен 18.05.2015

    История становления русского государства. Архитектура Киева X-XII веков: София Киевская, Золотые ворота, Кирилловская церковь; Древнего Новгорода X-XIV веков: Кремль, Новгородская София, Георгиевский собор; Владимира: Золотые ворота, Успенский собор.