Мое место в церкви презентации. Церкви храмы и соборы


Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского.


Храм – «дом Господень» Храм – это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Храм – это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения. Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.


Храм есть образ мира В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Петр Карнатский (XII в.) Петр Карнатский (XII в.)


Православный храм Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. алтарь область бытия Божия, алтарь область бытия Божия, собственно храм область ангельского мира собственно храм область ангельского мира притвор- область земного бытия. притвор- область земного бытия.




Алтарь Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Он символически изображает место, где восседает на престоле с апостолами Христос. Он символически изображает место, где восседает на престоле с апостолами Христос.


Солея, амвон Солея – «возвышение» на запад, к молящимся. Это место для певцов и чтецов, которые символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу. Солея – «возвышение» на запад, к молящимся. Это место для певцов и чтецов, которые символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу. Амвон – полукруглый выступ солеи, знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Амвон – полукруглый выступ солеи, знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос.


Иконостас Иконоста́с - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконоста́с - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени.


Иконостас верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь.


Средняя часть храма Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь (молящиеся). Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь (молящиеся).


Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших – внутри или снаружи храма Притвор– символ мира еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая.


Своды, столпы, купол. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.


Символика архитектуры храма Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста. Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста.


Крест Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа


Форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу


Многоглавие храмов Одна глава знаменует единство Бога. Одна глава знаменует единство Бога. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Три главы знаменуют Святую Троицу. Три главы знаменуют Святую Троицу. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.


Символика материала Камень – символ прежде всего Самого Христа. Камень – символ прежде всего Самого Христа. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души.






Литература 1. Кудрявцев М.П. Русский храм // К Свету С Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету С Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету С Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., С Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство С. 70–79 6. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение Кн. 4

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга

Учитель

Пекарева Екатерина Константиновна, учитель истории

Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Учебник

А.Кураев «Основы православной культуры»

Тема урока

«Православный храм»

Класс

4 класс

Цель урока

Дать представление о назначении православного храма и его устройстве

Задачи урока

1. Познакомить с понятием «православный храм».

2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование

мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов

Тема: «Православный храм»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

образовательные:

Познакомить учащихся с православными храмами и храмами Санкт-Петербурга

Дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;

Познакомить с устройством храма;

развивающие:

Развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;

Развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия;

воспитательные:

Воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям

- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей : учащиеся готовят выступление и вместе с родителями находят информацию о храмах.

Основные понятия урока : храм, канун, иконостас, алтарь, Царские врата.

Оборудование урока:

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация слайдов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры».

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

Послушайте стихотворение - загадку.

Этот дом - не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам...

Это – ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ !

Как вы думаете, ребята, о чём идёт речь? Как вы догадались? А кто из вас был в православном храме?

ІІІ. Изучение нового материала.

1). Введение в тему.

Найдите православный храм (слайд 2)

Храмы есть и в других религиозных культурах. Найдите православный храм.

(На слайде представлены изображения различных храмов: мечеть, православный храм, буддийский храм)

Почему вы так решили? Докажите.

(У него есть купол, на котором находится крест .)

Попробуйте дать определение слову «храм».

(учащиеся дают определения слову «храм»)

Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

В храме много икон.

Зачем люди посещают храмы?

В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

Все ваши ответы абсолютно правильные.

Давайте прочитаем более подробное определение слову храм (слайд 3)

Храм – это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом. Значит, храм – это особое место.

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм, что люди делают в храмах и как нужно себя вести в храме.

  1. Виды храмов .

Работа с презентацией «Православные храмы» (слайды 4-9)

На Руси всегда было много храмов. Сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

У него есть купол, на котором находится крест .

3) Внешнее строение храма. (слайд 10)

Храм строится по особым правилам , канонам . Люди не сами придумали, каким должен быть храм. Само здание храма строится либо в виде креста – символа Христа, либо в виде круга – символа вечности, либо в виде корабля, где люди спасаются от жизненных бурь.

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Завершается храм куполом, символом неба, на котором ставят главу с крестом. Крест – главный знак христианства, знак спасения людей. Христос умер на кресте, и крест над храмом – знамя Его победы над смертью.

В русской архитектуре появились храмы с куполами различной формы – шлемовидные (такие строились во Владимире и Пскове) и луковичные (Троице-Сергиева Лавра, храмы Ярославля и Переяславль- Залесского (слайд11)

(слайд12) Число куполов всегда символично, например: один соответствует Божиему Единству, семь – семь Таинств церкви, тринадцать символизируют Иисуса Христа и двенадцать его учеников. Но чаще всего встречаются трёх и пятиглавые купола.

(слайд13) Над входом в храм обычно строится колокольня - башня, на которой висят колокол. Колокольня – это образ высоты, крепости. Вначале колокола не имели определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма. Затем начали строить специальные звонницы. Колокола должны были висеть высоко, чтобы звук их разносился далеко.

Первые колокола появились с приходом христианства на Русь, а стали распространяться в ХIV веке. Колокольный звон сопровождает молитву и сопутствует духовной жизни человека. Колокола звучали и в дни торжеств, и когда приходила беда: колокол оповещал о приближении врага, созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

(слайд14)Звоны могут меняться друг за другом в зависимости от характера служб. Благовест – это колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Звон означает удары в несколько колоколов одновременно.

Различают перезвон (перебор) и трезвон. Перезвоном называют удары попеременно в разные колокола. Трезвон – радостный звон одновременно во все колокола. А во времена бедствий звучит набат – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь.

Внутреннее устройство храма (слайд15)

1. Алтарь

2. Средняя часть

3. Притвор

4. Иконостас

5. Престол

6. Жертвенник

7. Горнее место

8. Ризница

9. Солея

10. Амвон

11. Клиросы

Давайте перенесёмся в храм

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь (слайд 16)

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

(слайд 17) Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.

(слайд18) С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник , здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

(слайд 19) Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

(слайд20) Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

(слайд 21) Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Для христиан же Христос – Царь.

Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата )(слайд 22)

Через них невидимо выходит Сам Христос - Царь Славы в Святых Дарах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери

  1. Работа с учебником . (стр48-49)

«Специальные храмовые предметы» (слайд 23)

  1. Творческие работы учащихся.

- А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей. Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам основного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. В 1848 году на северо-западной колокольне собора установлен главный колокол весом около 30 тонн, украшенный изображениями государей России. В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь - святому благоверному князю Александру Невского. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос вославе».

Казанский собор в Санкт-Петербурге – провославный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке - алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга. И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада. Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.

Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге - cчитается, что на том месте, где Чёрная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название - Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Князь Александр Невский был канонизирован церковью за свои благие дела для Отечества. В народе монастырь называли Александров храм. По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» - буквой П с церквями по углам. На территории монастыря был разбит сад с цветником. В середине 18-ого века строятся еще несколько корпусов, в том числе Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса (архитектор М. Д. Расторгуев). И. Старов спроектировал также круглую площадь перед входом на территорию монастыря. В 1720 году при монастыре была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры.

6) Коллективная работа.

Часто ли вы бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? (слайд 24)

Веками вырабатывался образ православного христианина, по которому его можно узнать. Это образ стал традицией и даже неписаным правилом.

Одежда должна соответствовать полу. Женщины должны покрывать голову и быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой, закрывающей ноги. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты.

Мужчины надевают брюки и рубашку с длинными рукавами.

Вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть нарядная.

Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. И конечно, недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

V. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа (слайд 25)

Вставь ключевые слова царские врата, Иисус Христос, купол, канун, Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас в текст.

Каждый христианский храм венчается ………. с крестом. Вход в храм находится в …………… части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и …………. Внутри храма главным местом является …………… Он отделяется от молящихся ………….В центре иконостаса двери. Они называются ………….Справа от Царских врат всегда икона……………. Слева – всегда икона ……………………. Квадратный столик на котором зажжено множество ……………… называется ………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни.

VІ . Рефлексия.

  • С каким настроением вы уйдёте с урока?

VІІ. Итог урока.

Что такое храм?

Что такое иконостас?

Что влечёт человека в храм?

VIII. Домашнее задание:

  1. - рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
  2. - составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»
  3. –нарисовать храм.

Список использованной литературы

  1. А.В. Кураев «Основы православной культуры» учебник для 4 класса, М.: «Просвещение», 2010
  2. ОПК. Методические рекомендации к учебнику. М.: «Просвещение», 2010

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://pravoslavie58region.ru/index.php?loc=palomnik-pamiatka.htm
  2. Подписи к слайдам:

    Храм – это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом.

    Храм Христа Спасителя

    Исаакиевский собор

    Форма купола тоже имела смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру».

    Д ве главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе. Три главы (три Лица Святой Троицы). Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов). Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов). Девять глав (девять чинов Ангельских). Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав. Но чаще встречаются трёх и пятиглавые купола.

    Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

    ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА

    Внутреннее устройство храмов Притвор - это преддверие к храму. Мистическое значение притвора-это место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные - лица, готовящиеся к Святому Крещению. В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь, впрочем, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо. Средняя часть, или собственно храм, символизирует собой людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им, Царство Божие, новое небо и новую землю. Это сотворенный мир, в отличие от алтаря, который знаменует область бытия Божия. Вот почему алтарь возвышается над средней частью и отделяется от нее иконостасом. Именно в средней части храма во время Богослужений все верующие. Иконостас - перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще и образ Небесной Церкви во главе с господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские Врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается.

    Аналой – высокий столик особой формы со скошенной верхней доской, на котором располагается храмовая икона или икона ныне празднуемого церковного события. Канун – специальный столик с изображением Распятия и многими подставками для свечей. Специальные храмовые предметы.

    Канунник - панихидный столик. Здесь ставят свечи и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

    Г лавная часть храма- АЛТАРЬ, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю. Алтарь всегда находится в восточной стороне.

    Престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

    Иконостас - перегородка, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.

    Царские врата

    Кадило (кадильница) – небольшой сосуд для благовонных курений, употребляемых при богослужении. Паникадило – (греч. – люстра) – в православном храме центральная люстра со множеством свечей или лампад Подсвечник.

    Одежда должна соответствовать полу. Женщины должны покрывать голову и быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой, закрывающей ноги. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты. Мужчины надевают брюки и рубашку с длинными рукавами. Вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть нарядная. Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. И конечно, недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.

    Самостоятельная работа Вставь в текст ключевые слова: царские врата, Иисус Христос, купол, канун, Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас. Каждый христианский храм венчается ………. с крестом. Вход в храм находится в…………… части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и …………. .Внутри храма главным местом является …………… .Он отделяется от молящихся …………. .В центре иконостаса двери. Они называются …………. Справа от Царских врат всегда икона……………. Слева – всегда икона ……………………. Квадратный столик на котором зажжено множество……………… называется ………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни.


    Слайд 2

    Современный вид православного храма есть сочетание долгого развития и устойчивой традиции.

    Основные части храма сложились уже в ветхозаветный период. По преданию, строение храма было продиктовано Богом Моисеюна горе Синай.

    Слайд 3

    Прообразом христианских храмов стала иудейская скиния –переносной храм-палатка во время скитания иудеев по пустыне.

    Слайд 4

    Основному назначению скинии – хранению Ковчега Завета со скрижалями Закона Моисея и свершению жертвоприношений –хорошо соответствовала ее трехчастная структура.

    Слайд 5

    • В связи c традицией православный храм четко делится на три части.
    • Алтарь символизирует царство небесное; сюда входят лишь священнослужители.
    • Храмом называется центральная часть, которая в православии открыта всем верующим.
    • Притвор храма предназначен для оглашенных (готовящихся принять православие) или провинившихся.
  3. Слайд 6

    • Притвор
    • Алтарь
    • Амвон;
    • Солея;
    • Ступени солеи;
    • Царские врата;
    • Дьяконские врата;
    • Клиросы;
    • Престол;
    • Жертвенник;
    • Запрестольный крест;
    • Горнее место.

    Наиболее значимы следующие части алтаря.

    Слайд 7

    Солея (часть алтаря перед иконостасом)с амвоном (выступом)посредине.

    С амвона священник произносит самые значительные слова во время службы.

    Слайд 8

    Иконостас –высокая алтарная преграда –появился лишь на Руси.

    В центре иконостаса располагаются Царские врата,через которые входить в алтарь может лишь священник.

    Слайд 9

    Иконы в иконостасе выстроены в ряды - чины.

    • Пророки
    • Праздники
    • Деисусный чин
    • Пядничные иконы
    • Чин Царскихврат
  4. Слайд 10

    Самым значительным является деисусный чин(от греческого деисис – моление).

    • Богоматерь
    • Спас в силах
    • Иоанн Предтеча
    • Архангел Михаил
    • Архангел Гавриил
  5. Слайд 11

    Справа и слева от Царских врат в иконостасе располагаются Дьяконские врата,через которые за алтарную преграду заходят дьяконы –низший чин священнослужителей.

    Слайд 12

    Сразу за Царскими вратами виден престол –особо освященный стол, на котором во время службы символически присутствует сам Христос.

    На престоле располагаются самые священные предметы храма.

    Слайд 13

    Главным священным предметом в храме является антиминс (греч. «вместопрестолие») –освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроби с зашитой в него частичкой мощей какого-либо святого.

    Первые христиане молились на могилах святых,полагая, что от мощей исходит благодать.

    В современном православном храме основным источником благодати является антиминс с частичками мощей.

    Слайд 14

    У северной стены алтаря располагается жертвенник –стол, на котором приготовлено все для свершения основного таинства христианской церкви –причастия.

    Слайд 15

    Особенно красиво оформляется потир –чаша, символически представляющая чашу Тайной Вечери.

  6. Слайд 16

    • Поскольку все помещения храма являются символами, то и росписи на их стенах располагаются определенным образом.
    • Кубический объем храма со сферическим куполом воспринимается как соединение земли и неба.
  7. Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Храм Христа Спасителя в Москве. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является внешним воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке.

    3 слайд

    Описание слайда:

    25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах. Автор: Найденов Н. А. - http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=1500, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=41385933 Храм 1880 г. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён 26 мая1883 года.

    4 слайд

    Описание слайда:

    В 1931 году было принято решение: «Местом для строительства Дома Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 г., не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война.

    5 слайд

    Описание слайда:

    В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году был основан фонд сооружения храма, и в 1994году было начато строительство. Известно, что для начала строительства использовали деньги, которые внёс Военно-промышленный банк(50 млн рублей).

    6 слайд

    Описание слайда:

    Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма Христа Спасителя. Автор: WM wm WM - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45609069

    7 слайд

    Описание слайда:

    Как устроен православный храм? Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства В Откровении св. евангелиста Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Небесного Града - Святого Иерусалима передан в следующих определениях: "Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот" (Откр.21:12-13); "Город расположен четвероугольником... длина и широта, и высота его равны" (Откр.21:16); "Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу" (Откр.21:18); "Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:3).

    8 слайд

    Описание слайда:

    В святоотеческих толкованиях храм уподобляется образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма. Неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения. Непостижимый Бог являет Себя в мире в именах: Любовь, Свет, Истина, Красота, Единство, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности, ясности композиции, цельности, узнаваемости формы, тектоничности сооружения. Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству и дальше вверх - к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви - Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Смоленская икона Божией Матери. Когда и кем была принесена икона в Россию из Греции - об этом вполне ясных и достоверных сведений нет. Евгений Поселянин указывал, что имелось одно сказание, в котором сообщалось, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь - царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Мономах в 1095 году перенёс икону из Чернигова (своего первого удела) в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Слайд 1

    Храмы России

    Слайд 2

    В потемневших лучах горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то Божье в земной красоте. И однажды возникли из грёзы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как берёзы, Диво дивное в русской глуши! И небесно-земной Дионисий, Из соседних явившись земель, Это дивное диво возвысил До черты, не бывалой досель… Н.Рубцов.

    Слайд 3

    Типы русских храмов.
    Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пелёнок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путём.

    Слайд 4

    Крестово-купольные храмы.
    Всё центральное пространство храма в плане образует крест. Пирамидальная композиция: от центрального купола все формы храма постепенно понижаются.

    Слайд 5

    Шатровые храмы.
    Внутреннее пространство едино. Снаружи венчает храм шатёр – вытянутая вверх, высокая четырёх- или восьмигранная крыша.

    Слайд 6

    Ярусные храмы.
    Состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Храм изобилует богатым внешним декором.

    Слайд 7

    Церкви-ротонды.
    Круглые в плане постройки, подобные павильону. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.

    Слайд 8

    Храмы-корабли.
    Кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабли.

    Слайд 9

    Храм как образ космоса.
    апсиды
    барабан
    купол
    купол
    закомары
    подзор
    аркатура

    Слайд 10

    Купола
    Количество куполов на православных храмах глубоко символично. Два купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три купола – Троицу; пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа 7: семь даров Святого Духа, семь дней творения мира. Девять куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов (как на Софийских соборах в Киеве и Новгороде) символизируют Христа и Его 12 Апостолов. В России возникали также и очень своеобразные, выразительные многокупольные ансамбли. Знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов 33, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя.

    Слайд 11

    Интерьер храма
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    1 – Алтарь 2 – Иконостас 3 – Солея 4 – Амвон 5 - Клирос 6 – Паруса 7 – Престол 8 – Горнее место и трон для иерархов 9 – Жертвенник 10 – Царские врата 11 – Диаконские врата

    Слайд 12

    Схема росписи храма.
    1. Спас Вседержитель
    2. ангелы
    3. пророки, апостолы
    4. евангелисты
    5. Богоматерь Оранта
    6. Евхаристия
    7. святители
    8. мученики

    Слайд 13

    Дива дивные.
    О прекрасном творении человеческих рук, от вида которого замирает сердце, на Руси издавна говорят: «диво дивное». Есть на Руси храмы, созданные будто не человеческими руками, а чьей-то волшебной волей. И напоминают издали эти храмы то ли старинные корабли, устремившиеся куда-то на всех парусах, то ли пряничные города из волшебных сказок.