«Образование империи Наполеона I. Образование и крах наполеоновской империи

Класс: 8

Презентация к уроку

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

УМК: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина “Новая история 1800-1918” 8 класс, М., “Просвещение”, 2012г., Дидактическое пособие “Новая история 8 класс” под ред. А.В.Репина, Саратов: Лицей, 2007г.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая задача урока: определение места Наполеона в создании империи

Формирование УУД

Регулятивные Коммуникативные Личностные
Формирование умения целеполагания в учебной деятельности как умения самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи. Формирование собственного мнения и позиции Формирование целостного представления об изучаемом курсе истории
Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце, так и по ходу его реализации. Умение организации и планирования учебного сотрудничества с учителем, сверстниками Умение работать с различными источниками информации
Познавательные Надпредметные Предметные
Сравнение, обобщение, анализ, синтез, систематизация Отвечать на вопросы и решать задачи непро-

дуктивного характера, формулировать гипотезы, выделять главную мысль

Освоение различных видов деятельности получению новых знаний в рамках учебного предмета
Преобразование и применение новых знаний в учебных ситуациях

Средства обучения, включая ИКТ: проектор, мультимедийный проектор, презентация

Репродуктивный уровень:

  • отмечать основные причины создания и крушения империи Наполеона;
  • знать термины и даты

Продуктивный уровень:

  • определять режим Наполеона как авторитарный
  • давать оценку исторической личности

Творческий уровень: вести дискуссию о роли личности в истории

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России

ХОД УРОКА

Организационный момент. (Учащиеся записывают дату и тему урока).Слайд 1

Слайд 2 Проблемное задание : Как вы думаете, кто мог произнести эти слова:

Я осыпал золотом моих сподвижников: но мне надобно было понимать, что, разбогатев, человеку уже не хочется подвергать себя смертельной опасности. (Наполеон)

Слайд 3. Что имел ввиду Наполеон произнося эти слова?

Постарайтесь объяснить, почему Наполеон мог произнести эти слова?

Слайд 4.Какую цель урока вы бы поставили, зная тему и его высказывание? Обсуждение.

Слайд 5. Цель урока: определить роль и место Наполеона в создании французской империи

Вы узнаете: об этапах прихода Наполеона к императорской короне и его деятельности.

Мы поучимся: составлять исторический портрет личности, кластер.

Давайте вспомним, что мы знаем о Наполеоне и начнем составлять его исторический портрет.

Учащимся предлагается прослушать выступление заранее подготовленного ученика и по ходу слушания заполнить схему в тетради (дополнять схему учащимся предлагается на последующих уроках и при самостоятельном прочтении дополнительной литературы):

Слайд 7. Наполеон Буонапарте (Бонапарт) родился 15 августа 1769 года в Аяччо, в семье адвоката Карло Буонапарте, происходившего из мелкопоместного корсиканского дворянства, и Летиции Рамолино, принадлежавшей к старинному патрицианскому роду.

Слайд 8. Наполеон в 1779 году в колледж. Наполеон через два месяца перешел в военную школу в Бриене. В 1784 году, получив звание кадета, продолжил обучение в военной школе в Париже. Через год Наполеон был произведен в лейтенанты артиллерии и отправлен в престижный полк ла Фер. Его работоспособность была феноменальной: на сон ему требовалось не более 4-5 часов в сутки. Он много читал, продолжал заниматься самообразованием.

16 сентября 1793 года комиссия Конвента поручила Бонапарту командование артиллерией. При штурме Тулона Наполеон, возглавлявший один из отрядов, был ранен. После взятия города комиссия Конвента произвела его в бригадные генералы. Падение диктатуры Робеспьера, казалось, поставило карьеру тулонского героя под угрозу.

Слайд 9. 1795 год -Наполеон возглавил парижский гарнизон. В 1796 году Директория назначила Наполеона главнокомандующим Итальянской армией. Его поход завершился большой и неожиданной победой. Победы в Италии, разгром Австрии принесли Бонапарту широкую известность.

Слайд 10. В декабре 1797 года Бонапарт вернулся в Париж, он был уже политической фигурой, имевшей немалый вес. 5 марта 1798 года Директория дала согласие Бонапарту на египетскую экспедицию. Египет нужен был Наполеону как база для создания новой колониальной империи Франции. Речь шла о политике, рассчитанной на длительную перспективу. Египетская кампания Наполеона не имела военно-политического успеха, но французы видели в нем единственного спасителя.

Слайд 11. Наполеон 18-19 брюмера (9-10 ноября) 1799 года совершил государственный переворот, установив режим диктатуры в форме Консульства. Во главе государства стояли три консула. Первый консул - Бонапарт - получал фактически диктаторские полномочия. Весной 1800 года Бонапарт через Сен-Бернар двинул армию в Северную Италию и 14 июня нанес австрийской армии у Маренго поражение. В 1801 году были подписаны два важнейших документа: договор о мире и секретная конвенция между Францией и Россией. Бонапарт соглашался в ней на русское посредничество в вопросе о вознаграждении сардинского короля и князей Германской империи за отторгнутые у них Францией владения, а также признавал созданную адмиралом Ушаковым на Ионических островах "Республику семи островов". В 1802 году к Франции была присоединена Эльба, а в сентябре - октябре Пьемонт и Парма.

Слайд 12. Указом от 18 мая 1804 года сенат провозгласил Наполеона Бонапарта императором французов. Не довольствуясь титулом императора Франции, Наполеон 18 марта 1805 года объявил себя королем Италии, а в июне того же года присоединил к Франции Геную и Лукку.

20 октября 1805 года австрийцы, окруженные в Ульме, капитулировали. На следующий день у мыса Трафальгар эскадра адмирала Нельсона разгромила объединенный франко-испанский флот. Международное значение этого события было огромным. Англия надолго стала неуязвимой для французского вторжения.

Слайд 13. 2 декабря около селения Аустерлиц в Моравии французские войска нанесли сокрушительное поражение соединенным армиям России и Австрии, заставив императора Франца немедленно просить о мире. Священная Римская империя окончила свое многовековое существование. Между Рейном и Эльбой прочно утверждалась власть Наполеона I. 27 октября французская армия вступила в Берлин. Разгром Пруссии приблизил Наполеона к его основной цели - сокрушению могущества Англии.

Слайд 14. 14 июня 1807 года, когда в сражении при Фридланде русские войска потерпели поражение и отступили за Неман. 25 июня в прусском городке Тильзите начались переговоры между императорами России и Франции. Сближение двух императоров - "блестящий эпизод" (слова Талейрана) в жизни Наполеона. Свидание двух императоров состоялось в конце сентября 1808 года в Эрфурте в исключительно торжественной обстановке. Ничего со стороны Наполеона не было упущено, чтобы заставить Александра поверить в свое могущество.

Слайд 15. В июле 1810 года к Франции было присоединено Голландское королевство, в декабре - швейцарская территория Валлис, а в феврале 1811 года - герцогство Ольденбургское, части герцогства Берг и королевства Ганноверского. Почти одновременно лишились своей независимости - Гамбург, Бремен и Любек.

Слайд 16. 1812 год – Отечественная война Франции и России.

"Битва народов" произошла 16-19 октября 1813 года под Лейпцигом. Разбитые армии Наполеона вынуждены были отступить за Рейн, и вскоре военные действия были перенесены на территорию самой Франции. В марте 1815 года Наполеон предпринял отчаянную попытку восстановить свою власть. Высадившись на юге Франции во главе отряда из 1000 человек, он с триумфом прошел за три недели через всю страну и без единого выстрела занял Париж. 18 июня 1815 года у деревушки Ватерлоо, неподалеку от Брюсселя, проиграл главную битву своей жизни.

Слайд 17. 22 июня он отрекается от императорства во второй раз в пользу своего сына. В октябре 1815 года английский фрегат "Нортумберленд" привез Наполеона к скалистому острову Святой Елены. Здесь Наполеон останется жить как государственный узник, здесь он будет терзаться, ссориться, обольщать жен офицеров, размышлять о прошлом, пока не умрет в вынужденном бездействии 5 мая 1821 года. Согласно его завещанию, саркофаг с его останками был помещен в часовне парижского Дворца Инвалидов (1840).

Краткое фронтальное обсуждение заполненной схемы (более подробное предусматривается на третьем уроке, когда будет пройдена тема “Крах наполеоновской империи”).

Слайд 16 . Учитель просит ответить на вопрос “Как вы считаете почему Наполеон Бонапарт становится первой политической фигурой во Франции?”

Предлагаемые детьми ответы:

  • Поддержка буржуазии
  • Неординарная личность
  • Много сподвижников и т.д. Обсуждение.

Итак, мы выяснили, что по ряду причин Наполеон Бонапарт становится первой политической фигурой во Франции. Он был принят спокойно в качестве главы государства. Начинает заниматься восстановлением экономики, государственного управления и правовой системы.

  • Укажите причины создания империи Наполеона Бонапарта.

Причины создания:

  1. передача всей власти консулам;
  2. исключительные права первого консула (принимать законы, объявлять войну, заключать мир, назначать министров)
  3. установление режима личной власти Наполеона.

Слайд 18 . Что представляла из себя империя при Наполеоне.

Составьте кластер

Обсуждение в группах. Затем совместно на доске происходит сбор всей информации и составление кластера (например, см.Приложение 1).

В качестве закрепления новой темы предлагается выполнить проверочную работу (блиц – опрос):

1.Назовите основные положения Конституции 1799г.

2.Укажите, какой период в истории Франции связан с Консульством:

  • 1799-1804
  • 1799-1803
  • 1799-1802
  • 1798-1801

3.Соотнесите даты и события

4.Напишите основные положения Кодекса Наполеона. Какое значение имел этот документ для Франции и других стран.

Проверка выполненных самостоятельно заданий.

Подведение итогов.

Учитель задает вопрос: “Определите роль и место Наполеона в создании французской империи”.

Учащиеся высказывают свое личное мнение.

Рефлексия.

Оцени себя “Как ты поработал на уроке?” составив синквейн. Прослушивание синквейнов.

Наполеон Бонапарт – величайший полководец и герой Франции. Успешными военными походами он подчинил себе большую часть Европы. В статье мы поговорим о причинах создания империи Наполеона Бонапарта.

Пять основных причин создания империи

После французской революции и свержения власти, устанавливается временное правительство из трех человек: Наполеона Бонапарта, аббата Сийеса и Роже Дюко. Фактически, всем руководил Бонапарт, но на деле его власть юридически ограничивалась.

Пять причин создания империи Наполеона:

  • После революции общество раскололось на тех, кто поддерживает свержение власти и тех, кто выступает против этого. Наполеон выступил гарантом интересов двух сторон.
  • Папа Римский соглашается с тем, что Наполеон становиться монархом. Взамен во Франции устанавливается официальная религия католицизм, остальные не запрещаются.
  • Юношеские мечты Наполеона повлияли на становление личности и формированию авторитарного режима правления.
  • Авторитет Наполеона подчиняет армию и флот, его решения не оспариваются.
  • В его руках сосредоточилась вся исполнительная власть.

Во Франции возникает политический кризис 1799 года, приводящий к установлению новой Конституции образца 1800-ого года. Наполеон устанавливает свою власть на десять лет, а через два года становиться монархом с правом передачи полномочий наследникам.

Рис. 1. Наполеон Бонапарт.

Создание и падение империи Наполеона

Власть диктатора безгранична и распространяется на все сферы жизни общества. Наполеон вводит цензуру прессы, оставляя 12 печатных изданий подконтрольных полиции. В армии царил деспотизм с нотками демократии: основные решение принимал Наполеон, но каждый солдат мог проявить инициативу.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Военная машина состояла из мелкобуржуазных элементов и крестьян, богатым разрешалось откупиться от службы в армии. Вначале правления Наполеона армия пользовалась небывалой популярностью у населения, а после кампании против России её авторитет несколько снизился.

Военная диктатура Наполеона отторгала свободолюбивых интеллигентов и образованных граждан. Долго выстраиваемые отношения с духовенством разрушаются. Лояльная аристократия, живущая при дворе, не выносит деспотизм Бонапарта: он постоянно оскорбляет их и унижает личное достоинство.

Наполеон развязывает боевые компании против:

  • Пруссии;
  • Испании;
  • Португалии;
  • Саксонии;
  • Англии;
  • России.

Нападая на Российскую Империю великий полководец не учитывает менталитет народа и плохое состояние дорог. Командовавший русскими войсками Кутузов применяет тактику «Выжженной земли, не позволяя французской армии пополнить запасы, из-за чего часть солдат Наполеона дезертирует, а другие умирают от голода и холода. Оставшиеся и верные присяге, входят в горящую Москву и там находят свою смерть.

Рис. 2. Наполеон.

Наполеон сумел нанести ряд поражений союзным войска, численно превосходящим количество бойцов в его армии.

Русская кампания 1812-1815 года с треском проваливается, и на родине Наполеона вспыхивает восстание. Войска антинаполеоновской коалиции вступают в Париж 31 марта 1814 года. Назначенный Бонапартом сенат свергает его: снимает полномочия монарха, и опубликовывает обвинительный документ(“Акт низложения”). Наполеон обвиняется в нарушении Конституции, военной диктатуре и неправомерных действиях.

Наполеону предлагали отречься в пользу своего сына

Он отрекается от престола 6 апреля 1814 года в Париже. Череда политических и военных неудач накладывают отпечаток на эмоциональное состояние Наполеон, он решает принять яд. Но активное вещество в яде давно разложилось и он остается жив. По условиям Фонтебельского договора Бонапарт он переезжает на остров Эльба, находящийся около Италии.

Рис. 3. Армия Наполеона.

Что мы узнали?

Из статьи по истории мы узнали основные причины создания империи, что сделал Наполеон для Франции. Кратко рассказали о результатах военной кампании против России и высылке бывшего императора на остров Эльба.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 159.

Вопросы и ответы к § 11. Консульство и образование наполеоновской империи

1. Укажите причины создания империи Наполеона Бонапарта. Сравните восстановленную им монархию с монархией Людовика XVI.

Причины создания империи:

  • Франции требовалось примирение сторонников и противников революции;
  • Наполеон Бонапарт использовал это как одно из средств реабилитации своего режима в глазах католиков;
  • Наполеон Бонапарт использовал это как средство повышения авторитета на международной арене (например, благодаря этому титулу на равных шли мирные переговоры между императорами Наполеоном I и Александром I);
  • вполне возможно, что это было осуществление детской мечты Наполеона, который воспитывался в монархической стране и всегда стремился к величию;
  • в распоряжении Бонапарта была вся полнота исполнительной власти и преданность армии, его решения никто не имел шанса оспорить.
Империя Наполеона Бонапарта
  • Законодательный орган власти существовал, но не имел реальных полномочий
Королевство Людовика XVI
  • Власть передавалась по наследству
  • Власть монарха была абсолютной
  • Законодательный орган власти отсутствовал
2. Расскажите о внутренней политике консульства и империи Наполеона I.

Бонапарт стимулировал развитие крупного бизнеса, принимая для этого целый комплекс мер, включая укрепление франка. Одновременно он развернул масштабное государственного строительство, что с древних времён использовалось для того, чтобы дать работу беднякам. Создание новых рабочих мест стимулировало и развитие бизнеса крупной буржуазии, которую, повторюсь, поддерживало правительство.

Бонапарт также решил примириться с умеренными противниками революции. Он объявил амнистию эмигрантам, а также попытался наладить отношения с католической церковью. Последнее включало целый комплекс мер. Первый консул пошёл на переговоры с папой римским.

Позже папа римский возглавлял церемонию коронации императора. После серии военных побед Франции римский первосвященник стал подконтролен Парижу, при этом он всячески прославлялся и поддерживался в начинаниях, которые не расходились с политическим курсом империи.

Отделение церкви от государства во Франции было отменено, позиции католических иерархов формально восстановлено, но, к примеру, епископов Наполеон назначал лично. Пользуясь своим правом издавать законы самостоятельно, Наполеон ввёл во Франции и на подконтрольных ей территориях ряд кодексов с новыми нормами общественных отношений.

Его кодекс содержал много завоеваний революции в области гражданского права и личных свобод, именно к таким свободам стремились революционные движения многих стран после окончания Наполеоновских войн.

3. Какие меры включала континентальная блокада? Какие цели ставил Наполеон, прибегая к этой политике? Составьте свой прогноз развития международных отношений в связи с её применением.

Наполеон надеялся лишить Великобританию денег на продолжение войны. Для этого он запретил всем подконтрольным ему странам любые торговые отношения с этим подчинёнными Лондону территориями. Однако такие меры не были выгодны, прежде всего, континентальным странам: они слишком уже зависели от английских товаров, в то время как английская промышленность могла бы найти новые рынки сбыта в своих и чужих колониях.

Именно поэтому Россия на деле не соблюдала блокаду. Из этого можно сделать вывод, что продолжение блокады привело бы лишь к разорению поддерживавших блокаду стран. Это понимал и Наполеон, потому по воспоминаниям некоторых современников строил планы покорения британских колоний, в первую очередь Индии.

4. Начните составление таблицы «Внешняя политика консульства и империи». Графы таблицы: годы, основные события во внешней политике, итоги, значение.

Внешняя политика консульства и империи

Годы События Итоги Значение
1800 2-й итальянский поход, победа в сражении при Маренго Австрия вышла из войны и признала новую границу Франции по реке Рейн, Пьемонт и Генуя стали владениями ФранцииАнтифранцузская коалиция распалась, Франция расширила свои владения в Италии
1801-1802 Франция подписала мир со всеми участниками антифранцузского союза Франция получила передышку Полученное время было использовано для подготовки к новым войнам
1803 Начало новой войны с Англией
Начинает формироваться новая антифранцузская коалиция
1805 Антифранцузский союз оформлен. Англия, Австрия, Россия, Неаполь и Швеция Отложено вторжение на Британские острова
21.10.
1805
Трафальгарское сражение Нельсон потопил франко-испанскую эскадру Наполеон отказывается от плана высадки на Британские острова
2.12.
1805
Сражение при Аустерлице Победа Наполеона Коалиция распалась
21.10.
1806
Акт Наполеона о континентальной блокаде Англии Начало континентальной блокады Решение Наполеона к подчинению всей Европы, для полной блокады Англии
14.06.
1807
Битва при Фридланде Победа Наполеона Распад 4-й антифранцузской коалиции
9.07.
1807
Тильзитский мир Россия присоединилась к континентальной блокаде Раздел сфер влияния в Европе между Францией и Россией
1807-
1808
Вторжение Наполеона в Испанию и Португалию На трон Испании посажен дядя Наполеона Партизанская война испанцев

§ 11. Консульство и образование наполеоновской империи

сначала он решил просто выжить на фоне революции,
потом - попав уже на некоторые верха - решил на этом верху остаться на стабильной основе, для чего революционные волнения были подавлены.

потом режим личной власти решено было легимизировать по высшему разряда - с папой римским, коронованием имперской короной (примаз к прошлому как Римской империи, так и истории самой Франции).

был даже рождён наследник, но не вышло, ибо со всей Европой воевать оказалось после какого-то раза невмоготу.

в плане Людовика Шестнадцатого империя Наполеона была неизмеримо круче - и по части развития экономики (Людовик 16-й лишь добивал наследие 14-го), так как после революции буржуазия получила больше прав и возможностей, и по части социального спокойствия - в империи имели шанс на успех и простые люди и даже вновь приглашенные аристократы, плюс Кодекс Наполеона и прочие законы,

по части внешнего влияния и территориального размаха вовсе не сравнить, империя была таки крута.

в общем всё было круче.

но и рождало свои противоречия.

рабочим было не особо.

призывы в армию гребли многих.

государства-вассалы совсем были не рады, кроме некоторых.

территории, которые были включены в состав самой Франции - типа будущей Бельгии и т.д. - они вовсе не ощущали себя французами, так как им (как и вассалам) зажимались возможности экономического роста в целях подавления их конкуренции с французами.

континтентальная блокада вовсе не была сахаром вообще ни для кого.

как-то так...

Для Франции достижения наполеона казались чудом и страна его щедро отблагодарила. Сначала он стал консулом на 10 лет, а 1 августа 1802 года - пожизненным консулом с правом назначить своего преемника.
В феврале 1804 был раскрыт англо-роялистский заговор против наполеона. Устранить первого консула должны были вождь шуанов Жорж Кадудаль Пишегрю. генерала арестовали в камере заключения, Кадудаля казнили. Одновременно Наполеон предпринял попытку избавиться от генерала Моро, своего единственного соперника на военном поприще. Победителя бы вы при Гогенлиндене представили замешанным в заговора и сослали в Америку. В полно мере Наполеон воздал и другому подозреваемому - ни в чем не повинному принцу из дома Бурбонов герцогу Энгиенскому, которого арестовали на нейтральной территории, приговорили к смерти военно-полевым судом и расстреляли. Казнь отпрысков королевского рода вызвала глубокое возмущение всех европейский монархов. Наполеон же извлек выгоду из роялистского заговора и упросил власть. Он был провозглашен императором Франции и папа Пий v|| (7) прибыл в Париж на его пышную коронацию, состоявшуюся 1-2 декабря 1804 года.
Сохранились трехцветный флаг и даже слово "Республика" (последнее только до 1807) . Голос рвавшие за казнь Людовика xv| занимали высокие посты. Получалось, что Наполеон олицетворял собой "Революцию, Надевшую корону". С другой стороны, эта была реставрация, причем не только монархии, но и старого режима. Наполеон предложил вернуться эмигрантам - аристократам, и старые титулы пользовались тем же уважением, что и раньше, хотя появилось и новое имперское дворянство.
Директория окружила Францию республиками-сателлитами, и для любого правительства было бы легко отказаться от политики, которая представлялась одновременно и усилением страны, и обеспечением ее безопасности. С другой стороны, требовалось. Проявить чудеса дипломатии, что бы заставить европейские государства признать гегемонию одной страны.