Чудеса русской архитектуры: каменный собор, построенный на крохотном острове. Урок – путешествие по МХК «Достойная культура всех народов» Урок на тему чудеса русской архитектуры

Монастырь имеет свою непростую историю, он был возведен князем Глебом Васильковичем в память о чудесном спасении в шторм. Бушующие волны норовили поглотить судна князя и его бояр, но в последний момент на горизонте показался каменистый берег острова. Когда князь со своими подопечными ступил на землю, он был немало удивлен тем, что на крохотном острове ютились люди. Здесь проживали пустынножители, верующие-отшельники, которые посвятили свою жизнь проповеди христианской веры. Построить монастырь было для них непосильной задачей, и князь Глеб Василькович взял на себя сооружение монастыря.

Основание деревянного монастыря относят к 1260 году, постройку каменного здания - к 1481 году. Это была первая каменная постройка зодчих Русского Севера. За годы своего существования собор перенес годы расцвета и забвения. Стены его неоднократно страдали от пожаров, в годы советской власти в его помещениях пытались организовывать колонию для несовершеннолетних, разбирали стены на кирпич и даже пытались взрывать. Спустя годы, здания собора превратили в пункт приема свежей рыбы, поскольку ее добыча велась в озере в промышленных масштабах.

Сегодня Спасо-Каменный монастырь возрождается и снова функционирует. В основном восстановлением занимаются волонтеры, которые пытаются добиться государственной поддержки своей инициативы. Спасо-Каменный монастырь ныне действует, сюда начинают приезжать не только верующие, но и туристы, облюбовавшие живописный уголок.

«Архитектура» - 3. Градостроительство: Направлено на создание новых и реконструкцию старых городских районов. Архитектура. Основные виды архитектуры. 3. Арка. 2. Перекладина. Архитектура –. «Буквы» языка архитектуры. Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. 1. Столб.

«Архитектура 19 века» - Выдающийся архитектор конструктивизма в XX в. – Ле Корбюзье, создатель «всемирного стиля». Дом Каса Батльо, Фасад. Эйфелева башня в Париже. Здание музея современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке. Изысканные силуэты четырех башен завершаются декоративными крестами-шпилями. Дом Каса Батльо. Парк Гюэль.

«Архитектура 14-17 века» - Архитектура москвы в xiv-xvii веках. Живопись в xvii веке. Новые тенденции в русском искусстве xvi века. Была построена в 1505-1508гг. Шатровое зодчество москвы. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей. Собор строился почти пять лет (1475-1479). Архитектура московского «нарышкинского» барокко.

«Памятники архитектуры» - Мухачёва, Храм Димитрия Ростовского. Краснооктябрьская 200, Заречное пожарное депо. Бийский Драматический театр, в прошлом Народный дом. Горно-Алтайская, Городской дворец культуры. Памятники федерального значения: В Бийске – 272 памятника архитектуры. Красноармейская 85, Александровский собор (Электропечь).

«Архитектура Казани» - У дома было доброе лицо, и дом всегда встречал меня приветом. Во время пожаров 1552, 1774, 1842 гг. выгорела почти вся Казань. В.Курашов Казань деревянная. 2006. Теперь кратко об истории издания. Здесь все не так, все трудно по-иному… Дерево является уникальным природным строительным материалом. Не составляла исключения и Казань.

«Архитектура барокко» - Интересуйтесь мировой культурой! Барокко в современной интерпретации. Петра в Риме. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Урок 4 – 5 Тема: Архитектура Древней Руси

Эпиграф:

Музыкальный эпиграф:

М. И. Глинка «Камаринская» ч.1.

Оборудование:

Мульти-медиа проектор, слайды, таблица – план крестово-купольного храма.

Цель урока:

Знакомство с архитектурой Древней Руси и первыми каменными храмами.

Задачи:

Образовательные:

    Показать учащимся особенности храмового строительства в Киеве, Великом Новгороде, в Суздале, Владимире.

    Что приняла Древняя Русь от Византийской архитектуры?

    Как повлияла русская самобытность на развитие отечественного зодчества.

Развивающие:

    Учиться сравнивать архитектуру разных городов Древней Руси.

    Уметь оценивать вклад византийских мастеров, а также - искусства русских «древоделей».

    Развивать интерес к познанию славянской культуры.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.

    Способствовать самостоятельному изучению истории русской архитектуры.

    Развивать чувство национального самосознания, патриотизм

    Обогащать духовный мир учащихся.

Ход урока:

Вступительная беседа.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

О художественном искусстве Руси дохристианского периода.

Что изменилось в культуре древней Руси с принятием христианства?

Стали строить каменные храмы, писать иконы, развивалась письменность, грамотность, летописание, литература….

Посмотрите слайд фильм и попробуйте определить тему и цель нашего урока.

Звучит музыка Глинки, на экране слайд-фильм с изображениями древнерусских храмов.

На экране эпиграф: Архитектура – это музыка в камне.

Эссе Устьянцевой К. «Архитектура – это музыка в камне».

Что больше всего привлекло Владимира в христианском богослужении?
В своих ответах учащиеся должны подчеркнуть красоту обряда, убранство храма и песнопения.
- Какое зодчество в большинстве своем было представлено в дохристианскую эпоху в Древней Руси?
- Да, конечно, деревянное.
- А в Византии?
- Только каменное строительство, дома и храмы были высокими, имели внешнее украшения, особенно в готическую эпоху.

1. Софийские соборы.

Большое каменное строительство началось на Руси только с X века, это строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому типу. Гордостью Константинополя был храм святой Софии.

Византийская художественная система лучше всего прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой стояла Киевская держава. Вторым Царьградом называли Киев иностранные путешественники. Говоря о создании средневекового зодчества, нельзя не отметить, что оно действует на душу как нечто материальное. Душа себя чувствует подавленной, а чувство подавленности есть начало благоговения. Такие храмы, которые вызывали бы благоговения и нужны были полновластным правителям Рюриковичей.

Творческое домашнее задание: Презентация «Софийские соборы» Перминовой Кати

После презентации работа в группах: используя схемы сравните:

1, 3 группа: Храмы Святой Софии в Константинополе и в Киеве

2,4 группа: Храмы Святой Софии в Киеве и в Новгороде.

Заполняется таблица.

Храм Святой Софии Константинополя

Храм Святой Софии Киева

Общие черты

Отличия

Какие черты Византийской архитектуры переняли русские мастера?

В чем своеобразие Киевского храма? В чем своеобразие Новгородской Софии?

Усваивая византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера использовали также традицию деревянного зодчества – многоглавие. Для своего храмового строительства Владимир выписывает греческих зодчих как наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире.
- Основа храма – квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Так строится при Владимире каменный храм на Руси – Десятинная церковь, так строится при Ярославе Мудром и София киевская. И все же тринадцать глав Софии киевской, наиболее величественного архитектурного памятника Киевской Руси, не находят себе прообраза в Византии. Такое могучее многоглавие – явление чисто русское, преобразившее облик крестово-купольного храма * .

Показываю учащимся изображение двух храмов – Константинополя и Киева. Учащиеся отмечают разницу в архитектуре этих храмов. Таким образом, дети еще раз убеждаются в самобытности русского зодчества, храмы отличаются своей многоглавостью.

О Софийском соборе митрополит Иларион писал, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада».
- София киевская украшена мозаиками и фресками работы приезжих мастеров, в основном – греческих. Мозаики сохраняют всю красоту и изысканность византийского стиля, но в них меньше созерцательности, больше жизненной энергии, обращенности к людям.
Богородица в конхе апсиды киевской Софии, стоящая с воздетыми руками - канонический тип Оранты (молящейся) – воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворением самой «матери городов русских». Оберегающий жест поднятых рук напоминал древнюю Берегиню славян. Фигура кажется живой: она будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Образ Оранты полон обаяния, тепла и света.

Беседу об этом образе ведем на компьютерном уроке, где имеется не только изображение храма, но прекрасно представлена сама Оранта, дети рассматривают детали изображения – выражение глаз, детали одежды, молящийся жест рук и ее «движение» к прихожанам.

С большой силой самобытная, народная струя русского зодчества пробилась в Новгороде и его «младшем брате» - Пскове. И опять обращаюсь к слайдам или компьютеру и смотрим Софию новгородскую и Псковский кремль. Архитектура этих городов была мужественной, великолепной в своей простоте и цельности. После величавой Новгородской Софии, после Юрьева и Антониева монастырей в Новгороде не строили больших храмов. В основном это были домовые церкви, заказчиками которых были бояре и купцы. Они строились добротно, основательно, уютно, но не раскошно. Как говорили об этом строительстве « не так ладно скроены, зато крепко сшиты». (И опять показываю изображения храмов, небольших и в основном – одноглавых).

2. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

Перед тем, как говорить об архитектуре Владимиро-Суздальского княжества, смотрим с учащимися слайд-фильм: это церковь храмы Владимира, Суздаля, церкви Покрова на Нерли.

Творческие задания: презентации Сатлер Р., Гладышевой Н.

Предлагаю детям самим прокоментировать данную архитектуру, сравнить ее с киевской и новгородской.

К XII веку выработался характерный русский тип крестово-купольного белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. В этот период времени первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству. Наибольшего расцвета княжество получает при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукова и Всеволоде Большое Гнездо.

Основой русской государственности явилось Залесье, так называлось Владимиро-Суздальское княжество, заложенное Владимиром Мономахом. В краю лесов расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура, от них ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение современников.
- Самые ранние из дошедших до нас храмов были воздвигнуты при сыне его Юрии Долгоруком. И сегодня стоят построенные в те годы церковь святых Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, (смотрим изображение этой церкви) и собор Спасо-Преображения в Переславле – Залесском. Церковь в Кидекше – это первая церковь, сложенная из белого камня, местного известняка. От нее и пошло ослепительное белокаменное зодчество, что создало мировую славу Владимиру на Клязьме. Никого не оставляет равнодушным эта простая, но гордая церковь и в наше время.

Об этом говорит поэтеса Екатерина Шевелева в своем стихотворении «Церковь на въезде в Суздаль»

Мы проехали мимо. Упросила вернуться.
« Да зачем тебе снимок этой звонницы куцей?
Город Суздаль - подальше, ансамблем единым,
Над спокойствием пашен - крылом лебединым».

Упросила я все же израсходовать пленку
На кусок бездорожья, на церквушку-избенку.

Где-то в дебрях истории, в заскорузлости мысли,
Люди русские строили низкорослые выси.

Но придавленный кров округляется мягко,
Как лукавая бровь, изгибается арка.

Так она пробивалась
Из каркаса – уродца-
Вдохновенная ярость,
Гармоничность пропорций.

Именно во Владимир свою резиденцию перенес сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир, привлек в него « купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких». Но точно так же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства, а романские соборы – шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор – величайшие шедевры русского искусства.

И опять работаем со слайдами или на компьютере, рассматриваем особенности этих храмов, сравниваем с храмами Киева и Новгорода.

В этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период исторического развития. Какая ясность и какая гармония с окружающим пейзажем. Дух захватывает, когда стоишь на крутом берегу Клязьмы и, представляется картина нашего современника Ильи Глазунова « Два князя», когда старый князь показывает молодому откуда идет опасность, именно там, за рекой полыхает пожар. И задача князя – защитить свое княжество, свой народ и все, что создано его талантливыми руками.

Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными сокровищами мирового значения. Успенский собор (1158-1161гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче. Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея.
- В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства.
- А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.

Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Предание гласит, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали.

А теперь на компьютере и на схеме на партах расматриваем два храма: церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор.

Стараемся найти общее и различие в архитектуре этих сооружений.

(работа в группах)

Находим на схеме и выполняем задание на приведение в соответствие понятия (составные части христианского храма) и их определения.

Выводы учащихся

При Всеволоде Большое Гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире - это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. В отличие от храмов Юрия Долгорукого, Дмитриевский собор подчеркнуто величествен и по-своему строен «но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н.Воронин).

Но не только форма поражает своим величием и мощью, но и огромное восхищение вызывает внешнее убранство храма, где проявился в полной мере талант русских каменосечцев. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских мастеров.

Резное убранство Дмитриевского собора занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар и затем все так же узорчато восходит по барабану, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный ларец, пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого пояса.

Но не ради красоты уделялось столько внимания убранству храмов. Вот что об этом пишет Н.П.Кондаков: «Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа, найдут время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением».

Обобщение:

    Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской Руси от византийских образцов.

    В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?

    Чем отличаются храмы Владимира и Суздаля от новгородских и киевских.

    В каких из них больше проявился русский характер?

Рефлексия.

Закончите предложение:

Когда я представляю храмы древней Руси, то я вижу….

Я слышу….

Я чувствую….

Закрепление: Тест (на втором уроке)

Д/З: подготовить сообщения о иконописи в древней Руси.

Класс: 3

Презентация к уроку



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • стимулировать интерес к познанию и изучению природного и культурного наследия своей Родины – России;
  • научить определять достопримечательные места России и рассказывать об их особенностях и ценности;
  • научить работать в группе, оформлять презентацию на предложенную тему, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Оборудование урока:

  • физическая карта России и флажки к ней;
  • модель самолета для перемещения по карте;
  • презентация “Семь чудес России”.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания:

Что такое Всемирное наследие?

Какие объекты архитектуры и природы охраняются Фондом Всемирного наследия?

Назовите 7 чудес Древнего мира?

Назовите 7 чудес современного мира?

Перечислите 7 чудес природы современного мира?

О какой достопримечательности России мы говорили на прошлом уроке? (Московский Кремль).

Что вы запомнили о Московском Кремле? (по материалам прошлого урока, учебнику и рабочей тетради, по самостоятельно подготовленным материалам о Москве и Московском Кремле).

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с другими достопримечательностями России, которыми мы можем гордиться. Мы совершим заочное путешествие “на самолете” по нашей стране и познакомимся с семи чудесами России. А начнем наше путешествие со стихотворения о России.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение В.Степанова:

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы...
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Учащиеся рассказывают о чудесах России, с которыми они познакомились в результате своей проектной деятельности по группам, сопровождая рассказ кадрами презентации. Во время представления “чуда России” на Физическую карту России прикрепляется флажок и самолет, таким образом прокладывается маршрут путешествия по карте.

1) Семь чудес России – проект, целью которого стал поиск семи чудес России. Конкурс организован газетой “Известия”, телеканалом “Россия” и радиостанцией “Маяк”. Выборы семи “чудес страны” происходили через SMS и Интернет. Конкурс проходил в три этапа. На первом этапе, который проходил с 1 октября 2007 года по 1 февраля 2008 года, шел прием вариантов и голосование по ним. В итоге было отобрано 49 чудес из 7 федеральных округов России (по 7 чудес от каждого федерального округа0. С 1 февраля по 1 мая 2008 года прошел 2 этап, в результате которого были отобраны 14 финалистов конкурса. С 1 мая по 10 июня прошел суперфинал, в котором тайным голосованием были выбраны 7 чудес России. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади были объявлены победители конкурса. Послушаем песню “Наследники России”.

2) И начнем мы с вами свое путешествие с самой дальней точки нашей страны – с Камчатки.

Долина Гейзеров – это одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственная в Евразии. Долина Гейзеров расположена на Камчатке. Она представляет собой глубокий каньон реки Гейзерной, в бортах которого на площади около 6 кв. км находятся многочисленные выходы гейзеров, горячие источники, грязевые котлы, водопады и озера. Долина Гейзеров труднодоступна, на ее территории действует заповедный режим. 3 июня 2007 года в Долине Гейзеров произошла крупная геологическая катастрофа – сошел гигантский оползень, перекрывший русло реки Гейзерной. 6 июня 2007 года глава Министерства природных ресурсов заявил, что государство предпримет всевозможные меры для сохранения природного памятника. В настоящее время большинство гейзеров стабилизировались.

Столбы выветривания (мансийские болваны) – геологический памятник в России, Троицко-Печорском районе Республики Коми. Останцев 7, их высота от 30 до 42 метров. С ним связаны многочисленные легенды. Прежде Столбы Выветривания являлись объектами культа манси. Столбы находятся довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до них могут только подготовленные туристы. Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твердые сланцы, из которых они сложены, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижение рельефа. Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх днем. 6 других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру человека, то голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на них было величайшим грехом. Зимой 2013 года на один из столбов поднялся немецкий альпинист Стефан Гловач.

4) А теперь послушайте старинную мансийскую легенду.

В дальние времена в густых лесах, подступавшим к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Яллинг-Ньер, помогали манси, по тому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Была у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрымчум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее собирались олени из долины. Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь). Чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь, Аим от этого предложения. Разгневанный Торев позвал свои братьев и двинулся к горе Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрымчум с частью воинов был на охоте, появился великан перед воротами каменного города. Целый день шла жестокая битва у крепостных стен. Под тучами стрел поднялась она на высокую башню и крикнула: “О, добрые духи, спасите нас от гибели, пошлите домой Пыгрымчума”. В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. “Коварная!” - зарычал Торев, увидев на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые разнес ветер по всему Уралу. С тех пор и находят на Урале осколки горного хрусталя. Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрымчум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дели ему добрые духи. Пыгрымчум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрымчума, стали превращаться в камни. С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов). Так объясняет легенда происхождение каменных идолов в Республике Коми.

Байкал – озеро в южной части Восточной Сибири. Это самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар воды. Наибольшая глубина озера 1642 метра. Площадь водной поверхности Байкала 31722 кв. км, что позволяет ему занять 6 место в мире среди крупнейших озер в мире. В Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна река Ангара. В Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых обитают только в этом водоеме. Разнообразие природных условий и древности территории создали этот природный заповедник, где сохранились некоторые реликтовые виды растений, исчезнувшие в других местах. Берега озера густо поросли соснами, елями, пихтами и кедром, встречается голубая ель. Лесные склоны покрыты зеленым ковром трав, ягод брусники, голубики, зарослями багульника. 27 видов рыб Байкала нигде больше не встречаются. Из рыб в Байкале водятся байкальский омуль, осетр, хариус, сиг. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира. Байкал уникален среди озер тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки. Рачок эпишура живет только в Байкале и составляет до 80% биомассы зоопланктона и является важнейшим в пищевой цепи водоема. Он выполняет функцию фильтра, пропускает через себя воду, очищая ее. Красота озера Байкал уникальна и своеобразна. Предлагаем вашему вниманию песню “Славное море – священный Байкал”.

6) А теперь мы посетим высочайшую и красивейшую вершину Эльбрус.

Эльбрус – стратовулкан на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Эльбрус расположен севернее Большого Кавказского хребта и является высочайшей вершиной России. Эльбрус – это двухвершинный седловидный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 3642 метра, а восточной – 5621 метр. Они разделены седловиной и отстоят друг от друга примерно на 3000 метров. Последнее извержение вулкана было примерно 2000 лет назад. Общая площадь ледников Эльбруса 134,5 кв. км. Первое успешное восхождение на одну из вершин Эльбруса было совершено в 1829 году в ходе экспедиции под руководством генерала Г.А.Эммануэля, начальника кавказской укрепленной линии. Экспедиция имела научный характер. Сейчас Эльбрус очень популярен для восхождения, как в альпинизме, так и в горном туризме.

7) Наше путешествие продолжается в городе-герое Волгограде.

Мамаев Курган – возвышенность на берегу реки Волги города Волгограда, где во время Сталинградской битвы в годы Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои, особенно с сентября 1942 года по январь 1943 года, продолжительностью 200 дней. Контроль за этой высотой неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, занимая главенствующую роль над центральной частью Сталинграда и Волгой. Под руководством скульптора Е.В.Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы” (1959-1967 годы). От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию Главного монумента “Родина-мать зовет!”. Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34505 воинов-защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Скульптура “Родина-мать зовет!” является композиционным центром всего ансамбля. Это женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча. От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 ступеней – по числу дней Сталинградской битвы.

8) Теперь перенесемся в столицу нашей Родины – Москву и познакомимся с красивейшим памятником архитектуры – Собором Василия Блаженного.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называется Собором Василия Блаженного. Это православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Это широко известный памятник русской архитектуры. До 17 века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время Покровский собор – филиал Государственного исторического музея, одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих о является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году). Покровский собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победы над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев, по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии, Барма и Постник – два разных архитектора, оба участвовали в строительстве; эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиционный как для русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения; но эта версия пока так и не нашла никакого четкого документального подтверждения. Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. В 1918 году Покровский собор стал одним из памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения. Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего 11. Собор состоит из 8 храмов, престолы которых освещены в честь православных праздников. Все церкви увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божьей Матери, завершенной шатром. В 1588 году с востока к собору был пристроен 10 предел, посвященный Василию Блаженному, мощи которого находятся на месте постройки собора. Собор неоднократно реставрировался.

9) Последнее чудо России находится в славном городе Санкт-Петербурге, который уже очень давно называют второй столицей России.

Петергоф. Основанный в самом начале 18 столетия императором Петром 1 неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы “Монплезир” и “Марли”. По замыслу Петра 1, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой – стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то, и другое удалось блистательно завершить. К середине 20-х годов 18 века были разбиты регулярные Верхний сад и Нижний парк, построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства. В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и раз нообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов.

10) Вот и подошло к концу наше заочное путешествие по знаменитым местам России, которые в настоящее время признаны Семью чудесами России. В завершение предлагаю вам послушать стихотворение Е.Синицына “Берегите Россию”.

Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.

Нам с вами есть чем гордиться, но все это богатство природы и рукотворного искусства надо сберечь для будущих поколений. Любите и берегите нашу Россию, ведь это наша с вами Родина.

4. Итог урока.

Д/З: учебник стр.100-103, рабочая тетрадь стр.64-67.

Тема урока: Русское деревянное зодчество

Тема рассчитана на два занятия в восьмом классе.
Цель урока: увидеть и понять духовное своеобразие русского деревянного зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Задачи:
    актуализировать знания о русском деревянном зодчестве; - познакомить с художественными и архитектурными особенностями русской рубленой церкви, на примере Кижских церквей; - продолжать формировать умения и навыки в работе с живописными материалами и бумажной пластике; - развивать пространственное мышление; - учиться видеть красоту в мудрой простоте русской рубленой церкви и выражать свои мысли и чувства при восприятии произведений русских зодчих и защите творческих работ; - способствовать воспитанию патриотизма, чувства прекрасного, чувства товарищества и взаимоподдержки.

Оборудование: Учителю:

    деревянная модель русской избы (конек, венец и т.д.); Слова-опоры – «топорная работа», «Русское деревянное зодчество», «истопка - истпка – истба- изба»; Схема шатрового храма; Компьютер и мультимедийная установка; Презентация с изображениями архитектурного ансамбля в Кижах, русских деревянных построек, старинной деревянной церкви в русской деревне; Литература о русском деревянном зодчестве; Запись русских народных песен.
Детям: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, бумажные коробки, баночки для воды, салфетки.
Ход урока: Учитель; - Доброе утро! Рада нашей встречи с вами. Тема нашего урока – «Топорная работа». (Название темы урока пока закрыто). Дети шушукаются Учитель -Что-то вас смущает? Дети: - Как понять – топорная работа? - Ведь топорная работа – это очень грубая, некрасивая работа. - Да просто тяп-ляп! Учитель: - Да, вы правы.
Коль помянуть хотим мы не добром Чистим его дела: топорная работа… Но есть в Кижах собор, он срублен топором И меркнет перед ним любая позолота!
Демонстрация презентации (Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня, Покровская церковь, Часовня Михаила Архангела и др.) Так выразил свое восхищение поэт, а какое настроение возникает у вас при виде этого ансамбля? Дети:- сколько куполов! - Просто удивительно, неужели это - топорная работа!? - Церкви сейчас совсем не такие! - Как красиво! Сообщение учащегося о Кижах, сообщение составляется учащимся самостоятельно, и заранее проверяется учителем.

Например,можно использовать текст "Деревянная сказка" по Е.И. Осетрову "Живая Древняя Русь":

« Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов. Глядя на ели и березы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова, Писахова. Последний посвятил свою жизнь Русскому Северу, был живописцем и сказочником.

Плывем час…третий. Когда в дали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:

В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.

Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста. Потом все было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие. Солнце умывалось за неровной кромкой бора… Что такое Кижи? Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами - резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Кто создал эту лесную и озерную сказку – Преображенский храм? Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:

Долго плотники работали, щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука-работница. Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне. ».

Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.

Впечатления о Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи? Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну. Кижи – Это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем».

Учитель: -

Кижи – не памятник, не крест,

Не храм и не природа.

И мне твердить не надоест –

Кижи - душа народа.

Да, Кижи – это изумительный по красоте музей русского деревянного зодчества, под открытым небом. Как хорошо, что нашлись такие люди, которые собрали и сохраняют памятники русского деревянного зодчества. Если бы каждый из нас на своем куске Земли сделал все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!

И сегодня мы не только познакомимся с архитектурными и художественными особенностями русого деревянного зодчества, но и побываем в роли мастеров – зодчих, создадим свои маленькие Кижи!

Открываю тему урока – «Русское деревянное зодчество».

Вспомните, на уроках мы уже встречали с вами исконно русские деревянные постройки. Тогда эти предметы у меня в руках вам должны о чем-то говорить. Передаю разборный макет избы ученикам.

Дети: - Да, мы знакомились с зодчеством и в 4, и 5 классах.

Мы помним о русской избе, о древних образах и символах в народном искусстве.

Учитель: - Слово «Изба» - (словарь В.Даля) происходит от слова истопка – истпка - истба- изба.

Венец – от слова «венок», девушки на Руси носили венки на голове, а в избе венец не круглый, а квадратный.

Вот так складывались стены избы (демонстрирую на макете).

Концы бревен, выложенных четырехугольником, соединяют друг с другом с помощью специально вырубленных топором выемок-пазов.

Один такой ряд и назывался «венец». И строилась изба как венок, прочно переплетенные клались венцы один на другой.

Учитель: А этот предмет, о чем говорит? Показываю игрушечного коня.

Дети: прошлый год был годом белой лошади!

Учитель: А какое отношение это имеет к русскому деревянному зодчеству?

Дети: - Конек – это верхний стык двух скатов кровли. На Руси конь был всегда олицетворением силы, добра и красоты, символизировал солнце движущиеся по небу (слайд с изображением конька на крыше избы).

Учитель - молодцы, как хорошо все помните. С помощью топора, без единого гвоздя мастера научились рубить не только избы. Но и высокие красивые строения – терема, храмы, мельницы. Вокруг нашей школы сохранилось немало деревянных домов, каждый день вы проходите мимо них. Вы не замечали, многие из них украшены деревянной резьбой?

Дети: - Да, на нашей улице есть такой дом, он украшен резьбой и на крыше деревянный петушок. Это дом моей бабушки. Все прохожие останавливаются, любуются, радостно становится на душе!

Приятна вам эта красота?

Ученик: - Да, но жаль, что таких домов все меньше и меньше.

Учитель: - А не от нас ли это зависит?

Перенесемся мысленно на 600 лет назад и попытаемся представить себе, как безвестный русский плотник пришел в небольшой северный монастырь, понравилась ему его неброская красота, его покой и умиротворение.

Рисую мелом на доске - Заложил он сначала фундамент из валунов, потом срубил небольшую квадратную избу-клеть, с запада пристроил сени из теса, с востока - амбарную часть, перекрыл все двускатной кровлей. На среднюю, самую высокую часть строитель поставил маленькую луковичную главку с крестом.

И все. Церковь была готова.

Посмотрите, какая она? (слайд с изображением).

Дети:

Маленькая;

Скромная;

Убогая;

Неприметная;

Смахивает на амбар или крестьянскую избу, чем на «храм божий».

Учитель: - Да угловатая, на первый взгляд, рубленная русская изба – настоящий шедевр народного строительного искусства, основа деревянного зодчества.

Вглядитесь внимательно в этот древний неприметный храм. Попробуйте в простом - увидеть сложное, всмотреться в некрасивое и увидеть красивое, всмотреться в малое и увидеть великое!

Дети: - Если всмотреться, то, сколько в ней вкуса!

Какая точная соразмерность!

Какая-то особая духовность, которая присуща не ремеслу, но искусству.

Учитель: - Действительно, раньше храмы были похожи на избы. Пройдет еще немного времени и эта заземленность, будничность маленькой избушки исчезнет с переходом от клетского к шатровому зодчеству (демонстрация схемы шатрового храма).

Всмотритесь внимательнее, какие элементы деревянного зодчества вам знакомы?

Дети: - Внизу сруб как у русской избы!

Учитель: - Это четверик, а почему он так называется?

Дети: Потому, что основание из четырех бревен.

Учитель: В маленькой церквушке изба венчалась главкой, а здесь появляется новый элемент – называется он восьмерик. Почему его так назвали?

Дети: - В основе лежат восемь бревен.

Учитель: - Восьмерик обычно венчает шатер, и выше всех сияют главы. Внизу такое здание окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем. (слайд с изображением шатрового храма)

Итак, из каких частей состоит конструкция шатрового храма?

Дети: - из гульбища, четверика, восьмерика, шатра и высоко на фоне голубого неба сияют купола!

Учитель: - Ну, чтож, если все понятно, настало время испытать себя в роли мастеров.

Сегодня, и на последующем уроке, мы создадим свои маленькие Кижи, используя предыдущий опыт работы в группах и опыт русских мастеров, знания, полученные на уроках. Творческое задание предлагаю выполнять в группах, по желанию или индивидуально. Можно использовать любые материалы.

Учащиеся делятся на группы.

Учитель: - Теперь, когда группы определились, скажите, в какой технике будет выполнена ваша творческая работа?

Дети:

Мы будем рисовать красками, будем художниками!

А мы будем зодчими, создадим макет церкви из бумаги.

Учитель: - Замечательно! Помните наши золотые правила коллективной работы. Завершив ее, проведете ее защиту.

Защиту готовят каждая группа, учитель оказывает помощь, предоставляя ученикам литературу о русском деревянном зодчестве.

Защита проекта I группы:

Дети:

Мы изобразили деревянную церковь красками, что бы передать красоту теплой цветовой гаммы дерева, исконно русского материала, так прекрасно гармонирующего с природой. Богатая узорочье украшений изб, церкви и даже маленькой мельницы похожа на ажурность, прозрачность северного леса. Лебединая песнь древнерусского деревянного зодчества, органически сочетают в себе многовековой опыт технических и художественных достижений прошлого и элементы архитектурных новаций. Единственный декоративный элемент – ажурный козырек, опоясывающий восьмерик, как бы выявляет и подчеркивает лаконичность объемного решения памятника. Нашей работой мы хотели показать, что русская церковь – это закономерное развитие древних, исконно русских архитектурно-строительных традиций, наиболее яркое и совершенное воплощение художественных вкусов, сложившиеся в народе.

Русская церковь как широкая привольная песня, что льется из глубины сердца, как радостный гимн во славу человека, могущества его рук, разума. Языком архитектурных форм она выражает гордую красоту, торжество над врагом.

Защита II группы:

Дети: - Наша группа работала над макетом. Это наши маленькие Кижи.

Мы, конечно, старались выполнить его в соответствии с архитектурными канонами русского деревянного зодчества, о которых узнали на уроке: вот церковь на низком и массивном четверике, высокий восьмерик венчает шатер. Рядом высокая шатровая колокольня, красивые пристенные церковные постройки. Но главное, очарованные красотой Кижей мы хотели предать духовное своеобразие русского деревянного зодчества и попытались хоть на короткое время представить себя среди суровой северной природы, в кругу мужественных и сильных людей рыбаков-поморов, охотников и лесорубов, плотников и поэтов. Наша церковь стоит также твердо и гордо, как закаленный в постоянной непрерывной борьбе с северной природой крестьянин. Высокий прямой восьмерик, как наш русский народ, который никогда не гнул спины над угнетателями.

Высокие шатры – это наш русский дух вольнолюбия, стремления к духовному и вечному. Мы своим макетом хотели подчеркнуть талантливость русского народа, его развитое чувство прекрасного, народа, который лишь топором мог совершить такое чудо. Остались безымянными древние мастера, но каждый из них оставил на своем куске земли чудо, которое уже много веков украшает нашу землю, нашу жизнь. И наша бы воля, мы поставили бы на Руси памятник топорных дел мастеру!

Учитель: - Спасибо ребята, вы сами подвели итог, отлично поработали на уроках. Я буду рада, если пробудила в вас желание сделать нашу жизнь чище, добрее, прекраснее!

Литература:

1.Кижи: Указ.лит. / Нац.б-ка Респ.Карелия; Сост.: Осипова Т.В., Терпугова Т.В.; Худож. Калюков И.К. - Петрозаводск: РИО Комиздат РК, 1995

2. Дивный остров Кижи. Научно-популярное издание для юношества / сост. Д.Н. Москин., Петрозаводск: ПетроПресс, 2005.

3. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи», Петрозаводск, 2004.

Электронные ресурсы:


Материал скачан с сайта - Интернет-сообщества учителей