Когда умер андрей рублев. Пять самых знаменитых икон андрея рублева

Русское искусство хранит в себе немало великих произведений, написанных мастерами кисти. Все это в полной мере можно отнести к личности русского иконописца, имя которого всем известно.

Много прекрасных произведений создал Андрей Рублев, биография его - яркое тому подтверждение.

Основные сведения о жизни: детство и годы возмужания

О жизни причисленного уже в наше время к лику святых, сегодня известно очень немногое.

Его рождение обычно связывают с 1360 или, в некоторых источниках, 1370 годами.

Также не совсем понятно, кем были его родители. Возможно, они происходили из знатного сословия, а, возможно, были простыми земледельцами. Существует версия, что отец русского художника происходил из ремесленного сословия. Такой вывод делают по его фамилии, ведь рубель - это один из столярных инструментов. Хотя здесь возможны и иные версии.

Скорее всего, Андрей - это монашеское имя иконописца. Имя, данное ему при рождении, затерялось в веках.

Упоминания об этом монахе с чудесным Божьим даром относятся к 1405 и 1408 годам. Связаны они с которые были отражены в летописных сводах.

Историческое время жизни А. Рублева

Многое успел сделать за свою жизнь монах и иконописец Андрей Рублев. Биография его хоть и скудна сведениями, но позволяет понять, в какое время жил этот русский художник.

А исторический период был сложный, хотя в России никогда не было легкого времени.

Предполагают, что Андрей Рублев родился в Московском княжестве, которое переживало во второй половине 14 века сложный период. Москва вела борьбу с Тверью за право возглавить раздробленное русское государство, которое сотрясалось и междуусобными распрями, и набегами ордынских кочевников-завоевателей. Кроме того, именно в эти годы в Москве свирепствовала чума, которая то уходила, то вновь возвращалась, унося за собой тысячи человеческих жизней.

На 1380 год пришлась знаменитая Куликовская битва, которая стала началом освобождения русских земель из-под власти ордынских ханов и главенства Москвы среди других русских городов.

В этот же период жил великий Сергий, прозванный в народе Радонежским. В это время писал свои удивительные лики и иконописец Андрей Рублев.

И, несмотря на всю сложность, в этом времени была и какая-то провидческая просветленность, которая давала надежду на то, что Русь сможет возродиться и стать сильной и духовно просветленной державой.

Монах Андрей в Сергеевой Лавре

Уже через несколько столетий, когда имя Рублева вошло в русские книги, в них рассказывалось о том, что Андрей учился мастерству иконописца с ранней юности под руководством опытных художников из Троицко-Сергиевого монастыря. Было это при ученике преподобного Сергия Никоне, также прозванном Радонежским.

Во многом на развитие юноши оказал влияние монашеский и человеческий подвиг первого игумена этого монастыря. Безусловно, пример Сергия вдохновил юного Андрея на создание высоких и одухотворенных образов.

Иконы Рублева и, в первую очередь, его знаменитая «Троица», так и остались храниться в лавре, где их спустя сотни лет открыли искусствоведы, пораженные мастерством древнего художника.

Андроников монастырь

Далее путь жизни привел монаха Андрея в Андроников монастырь, основанный также учеником преподобного Сергия по имени Андроник. Талантливого живописца почитали того времени. Так, известно, что один из сыновей Дмитрия Донского Василий Дмитриевич пригласил Андрея Рублева для росписи дворцовых покоев в самом Кремле.

Творчество Андрея Рублева стало постепенно привлекать и внимание современников. В летописи 1405 года говорится о том, что именно этот монах был привлечен к росписи Благовещенского собора в Москве вместе со знаменитым художником того времени Феофаном, прозванным Греком, и старцем Прохором. Однако росписи эти до сегодняшнего дня не сохранились в связи с грандиозной перестройкой этого собора.

Иконы из Благовещенского собора

Сам Благовещенский собор не сохранился, однако каким-то чудом до нашего времени дошли иконописные лики из этого храма. Всего это семь икон, которые приписывают кисти художника.

Иконы Рублева - это «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Благовещение», «Сретение», Воскрешение Лазаря» и «Преображение».

Эти иконы, часть которых и сегодня хранится в музеях страны, таких как знаменитая Третьяковская галерея, поражают зрителей не только удачной композицией и особой как бы воздушностью изображенных на них образов, но и особым выражением, которое прописано на ликах. Это необыкновенная духовная чистота и глубокая вера.

Прекрасно подобранная палитра цветов только усиливает это ощущение.

Успенский собор в городе Владимире

Еще одной вехой творческой биографии Рублева, зафиксированной в скрупулезных летописных источниках, стала работа вместе с другими живописцами того времени над росписями Успенского Владимирского собора. Было это приблизительно в 1408 году.

Кроме росписи стен, мастера создали несколько иконописных ликов, часть из которых сегодня находится в музеях. Наследие русской хранит не только музей Андрея Рублева, но и Третьяковская галерея.

Именно в это время, по суждению искусствоведов, была написана знаменитая икона мастера под названием «Владимирская Богоматерь».

Вероятнее всего, в этом соборе монах Андрей работал уже вместе с учениками. Сегодня все желающие могут увидеть здесь часть его фресок, которые удивляют своей выразительностью и особой просветленной одухотворенностью.

Церковь Святой Троицы

Известно, что где-то в 20-х гг. 15 века монахи и Андрей Рублев (годы эти приблизительные) трудились над росписями храма который был построен над местом погребения преподобного игумена Сергия.

Храм был заложен каменный (он сохранился до сих пор). Однако фрески этого собора не сохранились до наших дней, зато и сегодня можно увидеть настоящие иконы Рублева, созданные для этой церкви. Это «Апостол Павел», «Архангел Михаил» и «Крещение». По манере письма и способам изображения фигур эти иконы очень близки к стилю знаменитой «Троицы». Музей Андрея Рублева хранит эти бесценные сокровища.

Судя по летописным источникам, товарищ Андрея Рублева - монах Даниил, прозванный Черным, скончался именно в Троицкой Лавре. Здесь он и был погребен. Отец Андрей же отправился в Андроников монастырь, чтобы создать там свои последние работы.

Последние работы иконописца

По мнению ученых, последней работой мастера стала роспись церкви Спаса, которую он закончил приблизительно в 1428 году.

Долгую творческую жизнь прожил Андрей Рублев, биография художника повествует нам и о дне, часе и месте его смерти.

Скончался знаменитый русский иконописец в январе 1430 года (скорее всего, 29 января). Погребен он был в Москве, в Андрониковом монастыре (к слову сказать, именно благодаря тому, что отец Андрей Рублев нашел здесь свое последнее пристанище, этот древний монастырь не был уничтожен в советские годы).

В 1989 году, спустя сотни лет, отец Андрей был причислен русской церковью к лику святых.

Творчество Андрея Рублева: знаменитые находки в Звенигороде

Имя русского художника Древней Руси так бы и осталось преданным забвению, если бы не удивительная находка, которую сделал Игорь Грабарь. Он случайно, в тихом подмосковном городке Звенигороде, около старинного храма обнаружил удивительные иконы, которые, как оказалось впоследствии, принадлежали кисти Андрея Рублева. Причем лежала эта находка в обыкновенном сарае!

Иконы назвали «Звенигородским чином», и только спустя время стало известно, что автором их был Андрей Рублев. Кратко рассмотрим все эти работы.

Самой известной из них является икона под названием «Спас», сохранившаяся лишь частично. Но глаза Христа, обращенные к смотрящим на него людям, поражают зрителей. Можно с уверенностью сказать, что с иконы на нас смотрит лицо Богочеловека, лишенного греха и страстей и наполненного чувством любви ко всему живому и бесконечным состраданием.

Все проходящие мимо этой иконы (а хранится она в Третьяковской галерее) не могут не остановить на ней своего взгляда. Там же, в Третьяковке, хранится и подлинник «Троицы». Судьба этой иконы очень интересна.

Много божественного смысла вложил в свое творение Андрей Рублев. Биография художника не может раскрыть нам секрета того, как простой русский монах смог подняться на такую высоту духовного постижения Божьего мира. Возможно, прав был Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь».

Долгие века эта икона висела в тяжелом и громоздком окладе, закрытая от всех этими драгоценностями, и только в начале прошлого века искусствоведы смогли открыть ее, очистить от наслоений многих веков и понять, что это истинный шедевр.

Имя Андрей художник получил только, когда принял постриг, а вместо фамилии у него просто прозвище – семья была ремесленной, а слово «рубель» означает инструмент для выделки кожи. Первой его «работой» была роспись Благовещенского храма в Москве . Известно, что иконописец умер от чумы в 1428 году. Позже был причислен к лику святых.

«Троица», «Живоначальная Троица», или «Гостеприимство Авраама»

Эта икона сейчас выставлена в Третьяковской галерее. Она была написана в 20-е годы 15 века. Жизнь Рублева мифологизирована, авторство большинства его икон не доказано, но «Троица», несомненно, принадлежит ему.

В центре иконы – три ангела, они сидят за столом, а за их спинами гора, дерево и дом. Сюжет взят из Библии. Три ангела означают святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. Чаша на столе - символ мудрости и жизни. По некоторым версиям, на иконе изображен святой Грааль. Иисус пил из нее на Тайной вечери, после которой его предал ученик Иуда.

Многие пытались найти Грааль. Считается, что если человек попьет воды из этой чаши, ему гарантирована вечная жизнь.

«Спас», или «Спас Вседержитель», «Звенигородский Спас».


Эту икону нашли в 1918 году в Успенском монастыре в Звенигороде в самом неподходящем месте – в сарае под кучей дров. Она также «прописана» в хранилище Третьяковки . «Спас» был написан в начале 15 века, около 1410 года.

К сожалению, икона сохранилась плохо. Уцелела только середина полотна с ликом Иисуса Христа. То, что было по бокам и составляло композицию иконы – уже не узнать. Кстати, исследователи считают, что Рублев намеренно придал Христу русские черты лица, хотя ранее его изображали по византийскому канону, греческому.


С этой иконой связано интересное предание. Рублев написал икону около 1409 года, но списал ее, якобы, с копии рисунка Луки, одного из составителей Евангелия. Лука писал свою Богородицу еще при ее жизни, на доске от стола, за которым обедала мать Христа. Это изображение датировано 450 годом. Потом князь Юрий Долгорукий заказал себе копию этого изображения, а вот Андрей Рублев написал свою «Владимирискую Богоматерь» уже с первой копии.

Икону Богоматери с младенцем на руках в России почитают как защитницу страны. Сейчас она хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, а когда-то за нее спорили Владимир и Москва, перевозили из одного города в другой


Еще одна знаменитая икона Андрея Рублева – Преображение Господне, хранится в Третьяковской галерее. Библейский сюжет – Христос повел своих учеников на гору Фарвор. Хотел показать, что будет с ними всеми после смерти. К ним с неба спустились пророки Моисей и Илия, бывшие когда-то простыми смертными.


Благовещение хранится Благовещенском соборе Московского Кремля, датируется 1405 годом. Основа сюжета иконы – Мария узнает от ангела, что ее ребенок не простой смертный, а сын Бога. В этой иконе большое значение играет цвет. Все вокруг красное, тревожное, а плащ ангела зеленый, цвета надежды.

Эта икона посвящена одному из самых больших праздников в православии – Благовещению, которое отмечается 7 апреля.

Андрей Рублев - монах, иконописец, величайший художник не только России, но и в мире. Без него невозможно представить русскую национальную культуру.

Эпоха Рублева – это эпоха Русского Возрождения. Возрождение веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию.

Жизненный путь художника

Нет никаких достоверных источников о точной дате рождения Андрея Рублева. Считается, что он появился на свет в Средней полосе России, то есть сегодняшнем Подмосковье где-то около 1360 года.

Даже имя, данное ему при рождении, тоже не известно. Андрей - его второе, монашеское имя. Но вот дату ухода из жизни этого великого сына Руси мы можем назвать точно. Это произошло 29 января 1430 года.

Именно в этот морозный день несколько иноков подмосковного монастыря святого Спаса опустили в могилу - долбленую дубовую колоду, гроб с телом своего собрата Андрея по прозвищу Рублев, а по послушанию иконник.

Детство

Неизвестна дата рождения Андрея Рублева, как и нет никаких сведений из каких он мест и из какого сословия. Если судить по прозвищу, которую теперь мы считаем за фамилию – Рублев, он принадлежал к ремесленному сословию. Отсюда и умение создавать руками, которое в талантливом человеке заложено на уровне сознания и помножено на вековой опыт рода.

Владимирский Успенский собор. Фрески Андрея РУблева фото

Впоследствии это родовое наследие рукомесла проявится в таинстве владения кисти. Десятилетие, в которое предположительно родился Рублев отмечено многими бедами для Московского княжества – нашествие Орды, чума, кровопролитные междоусобицы между русскими княжествами, интервенция литовского князя Ольгерда.

Андрей Рублев Благовещенский Московский собор икона Преображение 1406 год фото

Как отмечает летописец, некоторые дворы стояли совсем пустые, а в других оставалось по одному человеку – женщина, мужчина, ребенок. Очевидно, такая же участь постигла и родных Рублева. Отрок попал в монастырь, принял постриг и стал монахом. Проявившуюся способность к живописи ему вменили в послушание.

Святое ремесло

Нет никаких исторических документов до начала 15 века, где бы упоминался Андрей Рублев. Поэтому, говоря о том, что он был учеником известного на Руси иконописца Феофана Грека, искусствоведы опираются на схожесть их стилей письма. И только в 1405 году впервые летописец упоминает имя Андрея Рублева среди тех, кому было поручено расписывать Благовещенский собор во вновь отстроенном Московском Кремле.

Андрей Рублев икона Святая Троица конец XIVв фото

К этому времени Рублев был уже зрелый мастер. В 1408 году вместе с художником Даниилом Черным расписывает фрески и пишет канонические иконы для Владимирского Успенского собора. В эту же пору Рублевым были написаны иконы, получившие в последствии название "Звенигородский чин”.

Между 1422 и 1427 годами он совместно с Даниилом Черным руководил работами по созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В это же время была написана знаменитая икона "Троица”. Это одна из самых прекрасных и светлых икон, когда-либо написанных. И до самой своей кончины он занимался росписью Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

Почти шесть веков прошло от эпохи, в которой творил художник, но интерес к его работам не исчезает. Он по праву наша народная гордость и слава. Немеркнущий свет чистого и доброго сердца художника светит уже не одному поколению с икон и фресок, дошедших до нас через все испытания временем.

Икона Андрея Рублева "Троица” – божественное провидение художника Очевидно, правы те, кто считает, что в этой иконе таится душа русского народа. Трудно остаться равнодушным, стоя перед ней в Третьяковской галерее. Материалисты уверены, что душа это выдуманная субстанция, но что же тогда ширится и разрастается в человеческой груди, а в ушах начинает звучать божественная музыка, если долго смотреть на эту икону?

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Самарский государственный экономический университет

Реферат по МИОХК не тему

«Жизнь и творчество Андрея Рублёва».

Выполнила:

студентка 1 курса

Бекасова Екатерина

Самара, 2010

Введение

1. Биография

2. Мировоззрение

3. Творчество Андрея Рублёва

3.1. Образы и стиль Андрея Рублёва

3.2. Памятники его творчества

3.3. Андрей Рублёв – создатель иконостаса

3.4. Проблемы атрибуции

Заключение

Список литературы

Введение

В конце 14 - начале 15 века древнерусская живопись, как иконопись, так и стенопись, переживала свой расцвет. В последней четверти 14 века, когда объединённая Русь дала решительный отпор Золотой Орде на Куликовом поле, духовная жизнь получила новый мощный импульс. Некоторые исследователи даже склонны идентифицировать этот период с эпохой Проторенессанса в Италии. Действительно, новые черты в иконописи созвучны тому, что делал Джотто при росписи капеллы в Падуе: прежде всего пространственное решение фона и пристальный интерес художника к личности.

Всё, что было сделано западным искусством, может иметь неоспоримые достоинства во всех других отношениях, кроме религиозного. «Наша иконопись, в своём многовековом коснении, всеми своими недостатками искупила себе чистоту строгого церковного стиля. Этого могла она достигнуть по пути только своей собственной истории, которая предохранила её от той заманчивой последовательности в развитии художественных сил…». Неоценим исторический вклад в развитие русской иконописи таких художников как Феофан Грек и Андрей Рублёв.

Имя Андрея Рублёва обросло легендами, а в 20 веке – научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904 г., но в полной мере начиная с 1918 г., когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.

1.Биография

Никто не найдет среди многих тысяч древних рукописей, сберегаемых по большим и малым книгохранилищам России, никаких записей о детстве Рублева, поскольку их никогда не было. Источники молчат о том, что составляет обязательную принадлежность биографии самого заурядного человека нового времени - где, в каком году и в какой среде он родился. Навсегда сокрытым останется даже имя, данное будущему художнику при рождении, так как Андрей его второе, монашеское, имя.

Первое упоминание о нём в 1405 году: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублёв назван «чернецом», то есть монахом, и числится последним в перечне имён, то есть был младшим.

Вопрос о времени рождения художника с той мерой точности, которая была при этом возможна, уже разрешен исследователями на основании косвенных соображений. Принято считать, что Рублев родился около 1360 года. Эта дата в достаточной мере согласуется со свидетельствами источников, что скончался он в 1430 году "в старости велицей". Правда, «старостью великой» древнерусские книжники определяли возраст и в восемьдесят и в девяносто лет. Устанавливая дату рождения, биографы исходили из того, что незадолго до смерти Рублев был полон сил, писал иконы и фрески, а последнее требует особенно значительной телесной крепости. Предполагая, что зрелость, не отмеченная еще чертами старческой усталости и упадка, приходится не позднее чем на седьмой десяток жизни, договорились об этой приблизительной дате. Отдельные попытки уменьшить его возраст общего признания не получили. В последние годы наметилось даже мнение о возможности его рождения несколько раньше 1360 года - скажем, в 1350-х годах.

Где была Родина Андрея Рублева? Все, что мы сейчас знаем о его личной и творческой судьбе, свидетельствует - Рублев уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем.

По позднему источнику – «Сказанию о святых иконописцах» (17век) известно, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392 год).

Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе – в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 году, по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Чёрным древний Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.

В 1420-х годах по свидетельству « Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» - источников 1430-50-х годов – оба мастера расписывают церковь святой Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 годах над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной. После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублёв возвращается в Москву в Андроников монастырь.Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Точное место захоронения неизвестно. Канонизирован в 1988 году, то есть пречислен к лику святых. Он был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание…» Иосифа Волоцкого); в 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).

Основные даты жизни и творчества:

Около 1360 - Андрей Рублев родился, вероятно, в средней полосе России.
До 1405 - Принял монашество с именем Андрей.
1405 - Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей.
1408 - Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.
Между 1408-1422 - Создание Звенигородского чина.
Между 1422-1427 - Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы.
1427-1430 - Создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
29 января 1430 - Скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.

2.Мировоззрение

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV веков , для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все - рубеж XIV-XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В конце XIV - начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса - клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это - указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть еще несколько символов: дерево и дом. Дерево - мамврийский дуб - превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо - за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора - за спиной третьего ангела (Святой Дух). Центральный ангел выделен выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого и голубого цветов, а также изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий Вифлиемскую звезду. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами - Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.


3. Творчество Андрея Рублёва

3.1. Образы и стиль Андрея Рублёва

Андрей Рублёв воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по произведениям созданным Феофаном Греком в его московский период (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублёва является живопись московской школы 14 века, с её проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 – нач.13 вв.

Образы Андрея Рублёва в целом адекватны образам византийского искусства около 14 века и первой трети 15 века. Но отличаются от них большей просветлённостью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдаётся скромности и простоте. Лица – русские, с некрупными чертами, без подчёркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением». Какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублёв иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора), иногда – высокое вдохновение и излучающуюся силу

(апостолы Пётр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).

Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы, воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублёва столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети 15 века. При этом некоторые черты классической системы Андрей Рублёв как будто специально приглушает: округлость формы не подчёркивается, иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными. Как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у Андрея Рублёва перевоплощенной, одухотворенной Божественными энергиями. Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского круга: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам невесомость; замкнутые параболические линии, сосредотачивающие мысль и настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям хрупкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим и т.д. Однако эти общевизантийские черты стиля раннего 15 века Андрей Рублёв видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублёв сообщает черты, характерные для русского искусства конца 14 – начала 15 веков: линии становятся певучими, ритмы - музыкальными, повороты фигур и наклоны голов – мягкими, одеяния – воздушными, красочная гамма –светлой и нежной. Во всем отблески гармонии Рая и одновременно расположенность к человеку, доброта.

Истоки присущей Андрею Рублёву созерцательной глубины восприятия – в духовной ситуации позднего 14 века, при Сергии Радонежском, и раннего 15 века, при его учениках. Это было время сильнейшего распространения исихазма в Византии, получившего широкий отклик на Руси. Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублёва, характерна для искусства всего христианского мира первой половины 15 века – Византии (фрески Пантанассы в Мистре – около 1428 года), Сербии (фрески Манасии до 1418 и Каленича, ок. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь Яна Ван Эйка, 1432).

3.2. Памятники творчества Андрея Рублёва

В основе творчества Андрея Рублёва лежит иная, нежели у Феофана, философская концепция. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия.

«Спас» (икона, Москва, ГТГ):

Его Спас - не грозный вседержитель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог. Он справедлив и благожелателен, он один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, как взгляд феофановского Пантократора, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало. Звенигородский Спас – это идеал Богочеловека, о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить которого в искусстве удалось только русскому художнику Андрею Рублёву. Соединение двух миров – духовного и материального – в творчестве Феофана доведено до трагедии, а у Андрея Рублёва это единство мудрости, добра и красоты.

«Троица» (икона):

Несомненно, вершиной творчества Андрея Рублёва является «Троица». Он написал ее в память Сергия Радонежского для церкви, посвященной, как и весь монастырь, Троице. Рублев использовал хотя и достаточно древний, но редкий в его время вариант изображения: в нем нет Авраама и Сары и бытовых подробностей их гостеприимства. Остаются лишь три ангела за трапезой – сама Троица. В иконе нет ни движения, ни действия, особая тишина ощущается в ней.

Изображая Троицу как нераздельное триединое божество, Андрей Рублёв избрал очертания круга, символизирующего вечность. За левым ангелом изображен дом как символ «Божественного домостроительства», так называли в старину устроение вселенной. За средним – встает дерево как напоминание о деревянном кресте, на котором был распят Иисус. За правым – виднеется гора, знак возвышенного. Особая, таинственная природа ангелов гениально передана Рублевым, создавшим необыкновенно нежные и вместе с тем величавые образы. Душевное согласие, чувство любви передается с помощью плавных линейных ритмов, которые подчёрктваются изысканной цветовой гаммой. Красочная палитра Рублева является необычайно яркой: багрянец, чистая ляпис-лазурь, золото, нежная зелень – краски сияющего летнего дня, на который приходится праздник Троицы, в них голубизна неба, зелень травы, золото солнца.

Икона была высоко оценена уже современниками художника, вызвала множество повторений, и на ее основе сложился канон, ставший основным в древнерусском искусстве при изображении Троицы.

Фрески Успенского собора во Владимире:

Он писал их вместе с Даниилом Черным. Основная часть сохранившихся фресок с композицией Страшного суда находится под хорами в западной части собора. Внешне фреска кажется вполне традиционной, но по тональности она представляется совершенно новым явлением в мировой живописи. Древнерусские художники, как и византийские, и западноевропейские, воплощали в Судном дне идею возмездия за грехи человеческие. А рублевым он представлен как день духовного согласия людей, объединенных чувством любви. Важнейшей особенностью фресок являются русские типы лиц, в противоположность удлиненным византийским, а также тяготением художника к массовым сценам.

3.3. Андрей Рублёв – создатель иконостаса

Иконостас – чрезвычайно важная деталь внутреннего убранства храма. В Византии, где церковное зодчество было исключительно каменным, а традиция монументальной живописи никогда не пресекалась, проблема высокого иконостаса никогда не возникала. На Руси, где зодчество было в основном деревянным, а каменные храмы 14 века подолгу стояли без росписи, ограничений к увеличению иконостасов вширь и в высоту не существовало, поскольку они закрывали собой только голые стены.

Андрей Рублев и Феофан Грек увеличили размеры и число деисусных икон, занявших весь архитрав алтарной преграды. В нем с молитвой к Богу обращались не только Богородица и Иоанн Предтеча, но и архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, великомученики Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Эти иконы вкупе выражают идею заступничества святых за человечество перед Иисусом Христом.

Но формирование иконостаса началось лишь с присоединением к Деисусу праздничного ряда икон, отражающих земной путь Иисуса.

Через несколько лет, работая с Даниилом Черным над росписью Успенского собора Владимира, Рублев повторил сделанное в Благовещенском соборе, но над праздничным рядом поместил иконы, изображавшие ветхозаветных пророков. Этот ряд напоминал, что приход Христа в мир связан с Божьим промыслом, с его заботой о спасении человека, и делал еще более убедительной надежду, заключенную в молитве, обращенной к Спасу.

Эти три иконных ряда, слитые воедино, и составили иконостас. Именно такие ряды стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века. Завершает иконостас праотеческий ряд.

3.4. Проблемы атрибуции

Из указанных в источниках произведений Андрея Рублёва, сохранилось крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, - 1411 и 1425-27 – более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублёву, а его ученикам – членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублёвым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря).

Андрею Рублёву приписывают также следующие произведения, о которых нет исторических свидетельств:

1. некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, начала 15 века;

2. две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Московского Кремля;

3. Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон, начало 15 века;

4. икона Богоматери «умиление» из Успенского собора во Владимире, около 1408 г. (сейчас находится в музее г.Владимира);

5. три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона из Праздничного ряда («Вознесение») из иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408г.;

6. фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме;

7. фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода, 1415-20гг., с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского;

8. несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна из его Праздничного ряда («Крещение»), ок.1428г.;

9. маленькая иконка «Спас в силах» нач. 15 в. (Государственная Третьяковская галерея).

Из всего перечня, несомненно, принадлежащими Андрею Рублёву можно считать только миниатюры евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону «Богоматерь «Умиление» из Владимира, а также – с известной долей допустимости – фрески в Успенском соборе на Городке.


Заключение

В основе творчества Андрея Рублёва лежит философская концепция, лишенная мрачной безысходности и трагизма, она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. Лейтмотив творчества великого живописца – это душевное согласие, чувство любви. Рублев был гениальным колористом. Краски его предельно светоносны, и фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием, цветовая гамма изыскана и неповторима.

Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия. Для него были характерны тонкие красочные сочетания, в отличие от резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода, и певучая плавность линий, без ярко выраженного драматического оттенка. Все эти качества прослеживаются и в работах Андрея Рублева. Итак, им были заложены основы московской школы живописи.

Таким образом, творчество Андрея Рублёва определило в 15 веке расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Общевизантийские черты стиля раннего 15 века Андрей Рублёв видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублёв сообщает черты, характерные для русского искусства конца 14 – начала 15 веков: линии становятся певучими, ритмы - музыкальными, повороты фигур и наклоны голов – мягкими, одеяния – воздушными, красочная гамма –светлой и нежной. Он также стал создателем иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им, стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века.

Следовательно, личность и творчество Андрея Рублева оказали существенное влияние на историю русской иконописи, оставив особый след в отечественной истории. Русская иконопись сложилась как особое неповторимое искусство, отличное от всего остального, и в этом заслуга Андрея Рублева. Имя Андрея Рублева навсегда вписано в страницы отечественной и мировой истории, как великого художника.

Список литературы:

1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.,Академия, 1993.

2. Бореев Ю. Эстетика. В 2-х томах, Русич, Смоленск,1997.

3. Буслаев Ф. Общие понятия о русской иконописи. М., Искусство, 1984.

4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., Знание, 1996.

5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.М., Академия,2000.

6. История/ Амбаров В.Н., Андреев П., и др. – 2-е изд. –М., Дрофа, 1999.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., Знание,1996.

8. Трещеткина И.Г. История. С-Пб, Виктория, 2005.

9. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М., Искуксство,1996.

Истории известно немного фактов из биографии Андрея Рублёва. Например, данных о его рождении и происхождении практически не сохранилось. Предположительно, родился он в 1360 году, и считается, что предки иконописца были мастеровыми. К сожалению, мы не знаем и первоначального имени художника. Имя Андрей он получил после монашеского пострига в монастыре на берегу реки Яузы. Сегодня этот монастырь известен как Андроников.

На одной из сохранившихся икон различима надпись: «Андрей Иванов сын Рублёв». В результате ученые сошлись во мнении, что отчество Андрея - Иванович.

Первое письменное упоминание об Андрее Рублёве относится к 1405 году. Именно тогда летопись сообщает, что чернец Рублёв, Феофан Грек (прибывший из Кафы) и Прохор-старец расписали Благовещенский собор Московского Кремля.

Совместная работа с Феофаном Греком была прекрасной школой и высокой честью для молодого автора. Тем не менее, взяв у Феофана Грека лучшее из техники, Рублёв создал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости. Его иконы написаны в спокойной манере, наполнены ясностью и гармонией.

К сожалению, роспись Благовещенского собора до наших дней не сохранилась, но в иконостасе осталось семь икон, которые специалисты относят к творчеству Андрея Рублёва.

В начале XV века он со своим товарищем Даниилом Чёрным приступил к росписи Успенского собора под Звенигородом. Его кисти принадлежат, предположительно, изображения двух святых - Флора и Лавра, но и во всей росписи ощущается присутствие Рублёва.

В это время Андрей Рублёв трудился над иллюстрациями к Евангелию Хитрову. Здесь также ярко прослеживаются традиции иконописи, выработанные художником, в перекличке с византийскими традициями. Только, в отличие от изображений авторства греков, рублёвские изображения наполнены духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь.

В 1408 году появилось второе упоминание о работе мастера. Рублёв вновь работал с Даниилом Чёрным. Они расписали Владимирский Успенский собор, который был построен еще до монголо-татарского нашествия. В западной части храма и на его сводах разместили мастера свои фрески Страшного суда. Многие исследователи сходятся во мнении, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

После этого почти двадцать лет не было никаких сообщений об иконописце. Предполагается, что он находился в Андрониковом монастыре. И только в 1422 году Андрея Рублёва приглашают в Троице-Сергиевский монастырь, который начинает восстанавливаться. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного был возведен храм из камня. Этот храм и расписывал Андрей Рублёв.

В Троицком соборе мастер создал икону, которая до сегодняшнего дня поражает совершенством композиции. Многие искусствоведы называют ее шедевром и вершиной творчества Рублёва: это «Святая Троица».

Скончался иконописец осенью 1428 года, во время бушевавшей в Москве эпидемии чумы.

Лучшие иконы, которые признаны работами Андрея Рублёва, - «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Гавриил», относящиеся к Звенигородскому чину, - хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Есть еще несколько икон и фресок, которые приписываются Рублёву, но исследователи называют их работами артели или современников Рублёва, творивших в его стиле.