Царица кетеван житие. Великомученица кетеван, царица кахетинская

Стало известно, что Индия действительно безвозмездно передаст Грузии святые мощи великомученицы Кетеван, царицы Кахетинской, но не навсегда, как предполагалось ранее, а на ограниченный срок - 15-20 лет, сообщает Благовест-Инфо со ссылкой на грузинские источники.

Святая великомученица царица Кетеван была убита в городе Шираз после жестоких пыток за отказ изменить христианской вере влюблённым в неё и получившим отказ иранским шахом Аббасом II 12 сентября 1624 года.

Но и прах её не нашёл покоя: палачи сложили истерзанные останки в мешок и бросили в яму на голом поле, где они пролежали три месяца и тринадцать дней.

Португальские миссионеры, бывшие свидетелями мучений царицы Кетеван, тайком откопали её останки и упокоили в монастыре августинцев в Исфагане. Позднее, когда царь Теймураз I приступил к поискам праха своей матери, миссионеры доставили останки царицы Кетеван в Грузию. Они были упокоены под трапезной Алавердского монастыря, где пролежали до 1723 года.

Как явствует из материалов старинных актов Государственного Центрального архива России, 18 апреля 1656 г. царь Теймураз I переслал небольшую реликвию – частицу алавердских мощей, изъятых из праха святой великомученицы Кетеван, русскому царю Алексею Михайловичу. Судьба этой частицы по сей день неизвестна. Что касается остальной части мощей, хранившихся в Алаверди, они исчезли в 1723 году, после нападения на Кахетинское царство османов и леков.

Помимо Грузии и России, святые мощи царицы Кетеван были упокоены и в Европе, и в Азии. С уверенностью можно утверждать, что они оказались в индийском городе Гоа и в Риме. Предположительно – в Намюре (Бельгия) и во Франции. В Гоа вскоре после прибытия туда мощей из Исфагана была отправлена ещё одна их часть – челюсть святой царицы с выбитыми зубами. Мощи великомученицы Кетеван в Гоа были упокоены в гробу из чёрного камня, по правую сторону от алтаря. Однако в начале XX века башня Даграсского монастыря, где хранились мощи, рухнула, превратив в руины всю обитель.

Поисками мощей царицы Кетеван в Индии занимались научные экспедиции под руководством Резо Табукашвили и Важи Лорткипанидзе, но мощи от грузинских исследователей утаивали.
В конце концов, выдающееся научное открытие всё же состоялось: летом 2006 года индийский археолог Незамуддин Тахир и возглавляемая им экспедиция во время очередных раскопок на территории Даграсского монастыря в Гоа обнаружили мощи святой великомученицы царицы Кетеван. А в 2013 году усилиями совместной экспедиции индийских и грузинских археологов была обнаружена кость верхней части руки святой царицы.

Переговоры с индийской стороной о передаче Грузии мощей святой великомученицы царицы Кетеван заняли годы. Но индийские власти отвечали отказом. Лишь несколько дней назад появилась информация о том, что Индия безвозмездно передаст Грузии эти святые мощи. Было объявлено, что мощи царицы Кетеван будут упокоены в усыпальнице строящегося Мухранского храма, но священнослужитель Георгий Размадзе категорически опроверг эти сведения.

Издание «Квирис палитра» («Палитра недели») обратилось за разъяснениями к отцу Георгию, владеющему информацией в деталях, будучи многолетним участником переговоров с индийской стороной.

Вот уже месяц, как я возвратился из Индии. Мы встречались с представителями властей этой страны, в том числе и с министром культуры. В конечном итоге мы действительно договорились, что Индия безвозмездно передаст нам мощи царицы Кетеван, но... лишь на 15-20 лет. К сожалению, индийская сторона наотрез отказывается передать нам святые мощи царицы Кетеван на вечное хранение. Наши представители по сей день находятся в Индии и уточняют детали передачи мощей на временное упокоение.

На вопрос о том, верно ли, что индийская сторона поставила вопрос о сумме выкупа мощей царицы Кетеван, и когда они прибудут в Грузию на временное упокоение, отец Георгий ответил:

Конкретное время прибытия мощей на данном этапе мы назвать не можем, но это произойдёт в ближайшее время.

Что касается суммы, неофициальными лицами озвучивалась цифра в два миллиона долларов. Но представители власти Индии никогда не затрагивали вопроса денежной компенсации. К счастью, хотя и на время, мощи святой царицы Кетеван возвратятся на родину совершенно безвозмездно.

Что касается слухов об упокоении мощей в строящемся Мухранском храме святой великомученицы Кетеван, это полный абсурд. Это связано только лишь с желанием автора идеи и участника строительства этого храма Александра Бичиашвили. Сразу по обнародовании этой информации со мной связался консул Индии в Грузии и попросил разъяснить, о чём идёт речь, поскольку все детали соглашения расписаны. Позже мне позвонил сам Бичиашвили и принёс извинения. Хотя мне думается, извинений надо бы просить не у меня, а у нашей общественности.

Несколько слов о хранящейся в португальском Даграсском храме фреске святой царицы Кетеван. На ней во всей полноте представлен сюжет пыток святой царицы на городской площади и создана она португальскими монахами – свидетелями мучений царицы Кетеван. В португальской транскрипции Кетевана – Гетеванда. В Европе грузинская святая известна под разнозвучащими именами – Катерина (святая Кретьена)... Но всем известно, что она была царицей иберов – не пиренейских, а кавказских.

Миссионеры писали: «Тело её несколько месяцев оставалось непогребённым и источало аромат роз».

Португальский монах отец Амбросио душ Анжуш привёз царю Теймуразу череп матери. Как явствует из письма душ Анжуша, Теймураз прослезился и сказал монаху: «Привези Вы сокровища всего мира, они не были бы дороже, чем эта святыня». На фреске изображён и плачущий Теймураз.

На фреске сохранилась следующая надпись: «Многопочитаемая царица Гетеванда. Царица Грузии. Замучена в Ширазе. 1624 года, 22 сентября».

Православная церковь Грузии 26 сентября отмечает День памяти Святой Великомученицы Кетеван .В связи с этой датой в храмах проводится божественная литургия.

Святая царица Кетеван была дочерью Ашотана Мухран-Батони, видного представителя младшей ветви царской фамилии Багратиони и правнучкой карталинского царя Константина III.

ქეთევან დედოფალი

">
Добронравная, разумная и верующая Кетеван стала женой наследника Кахетинского престола - царевича Давида, происходившего также из рода Багратидов, сына царя Александра II.Брак был отпразднован с великим торжеством, как подобает высоким царственным особам. По прошествии известного времени Бог благословил их супружеский союз сыном, который в святом Крещении был наречен Теймуразом. Впоследствии царь Кахетинский Теймураз I стал сокрушителем ненавистного ига персидского, украсителем Церкви и устроителем быта своих подданных, он дал своему бедствовавшему народу мир и тишину, и был известен также своей литературной деятельностью, как хороший ритор и славный поэт

Царевич Давид желал занять престол своего отца преждевременно. Грузинская знать ненавидела царя Александра II. Будучи недовольными его правлением, они свергли его и заключили в темницу (царь Александр отказался от престола в пользу сына и принял постриг в Алаверди), а на престол возвели сына его Давида, но последний положительно не умел править царством, и за него управляла славная Кетеван. Она усмирила знать, привела в порядок окончательно расстроенные дела Кахетинского царства, обеспечила благосостояние Церкви Христовой, возвратила ей утраченный мир, которого не было при царях Александре II и Давиде. Кроме того, она во все время правления своего особенно заботилась о построении храмов, устраивала больницы для страждущих и трапезы для нищих, вдов и сирот и оградила царство от внешних врагов.
После шестимесячного царствования Давид умер (в 1602 году, молодой царь неожиданно скончался, оставив вдову с двумя детьми - сыном Теймуразом и дочерью Еленой). Престол остался свободным. Младший из четырех сыновей царя Александра, Георгий, по причине своей молодости не мог занять престол. Поэтому правление вновь досталось престарелому Александру, но и его царствование было недолгим.

Как только шах Ирана Абасс I узнал о кончине Давида и возвращении Александра на трон, приказал Константину-Мирзе, младшему сыну Александра, с малых лет воспитывающемуся при дворе шаха Абасса и принявшему ислам, отправиться в Кахети, убить отца своего и среднего брата Георгия и самому занять трон Кахетии.Шах Аббас, зная образ жизни Константина и его преданность персидскому престолу, сказал ему: "Отправляйся немедленно в Кахетию и убей престарелого отца твоего и молодого твоего брата Георгия, и займи престол их. Подданных же твоих всеми силами старайся обратить в магометанство".
Шах Аббас I
Шах Аббас испытывал великую неприязнь к Кахетинскому и Карталинскому царствам по той причине, что карталинский царь Луарсаб I в 1534 году положительно отказался быть в зависимости от его деда шаха Тамаза I и не допустил этого шаха подчинить себе Карталинское царство; а также потому, что Ираклий, третий сын царя Александра, поссорившись со своим семейством, уехал в Константинополь искать себе убежища при дворе султана турецкого. Поэтому-то безбожный шах Аббас I и хотел подчинить своему престолу оба царства - Карталинское и Кахетинское, дабы ему было удобнее вести войну с Турцией. Кроме того, шах боялся, что иверские царства войдут в состав России. Сейчас же ему предоставлялся удобный случай для достижения желаемой цели.

Нечестивый Константин, получив от шаха такое приказание, взял огромное войско и с ним двинулся из города Испагани в Кахетию, и о своем прибытии уведомил царя Александра. Старец, услышав о возвращении сына на родину и не подозревая о его коварных замыслах, отправился к нему навстречу с младшим своим сыном Георгием. Они встретились в энисельском городе Базаре; радости старца-царя и Георгия не было конца. Они славили и благодарили Бога, ниспославшего им такую милость. Увы! Увы! Отец и сын не подозревали, с чем пришел к ним окаянный Константин. Он поднес им богатые подарки и золотые ткани, посланные через него шахом, устраивал богатые пиры, угождал отцу и брату, тем временем бесстыдно готовя им погибель.

Однажды, когда они все вместе сидели в палатке, Константин сказал отцу и брату: "Имею к вам одно поручение от шаха, которое нужно передать вам секретно. И для сего прикажите всем выйти отсюда, чтобы кроме вас никто не знал этого". При царе Александре остались только его приближенные.Когда, по просьбе царя Александра, все присутствующие вышли, внезапно вбежали воины с обнаженными мечами в руках и с великим неистовством, словно дикие звери, изрубили на куски невинные жертвы бесчеловечности Константина: царя, царевича, сына Авеля и епископа Руставского.
Совершив преступление, Константин-Мирза велел отрубленные головы отца и брата, как драгоценнейший дар, отослать шаху Абассу, а обезглавленные тела отправил в Алаверди к царице Кетеван,положив тела убитых на верблюдов. Ужаснувшись злодеянию, царица, по грузинскому обычаю оплакав безвинных страдальцев, похоронила их в Алавердском соборе с великим торжеством.

Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.Отправив к ней послов, он просил нечестивыми и окаянными устами своими святой ее руки. "Мужчина, - говорили послы Константина Кетеван, - по закону Магомета, по смерти своего брата может взять в супруги его жену, т.е. свою сноху. На основании этого правила Константин и желает, чтобы ты была его женой. Ты будешь опять царицей". Послы грозили от имени Константина, что, если она не согласится, то ее принудят силой.
Раба Христова, услышав, что Константин желает совершить такое беззаконие, удивилась и пришла в сильное смущение. Соблюдая после смерти своего супруга честное вдовство, она, подобно Анне, дочери Фануиловой, готовилась стать невестой одного Бессмертного Жениха. Поэтому она сказала послам: "Чтобы отнюдь не смел беззаконный убийца отца, брата и епископа видеться со мной! Мало ему совершенного им преступления: окаянный и нечестивый, он желает еще видеть меня, - никогда!"
Дав послам решительный отказ, мудрая вдова собрала всю знать кахетинскую и просила не допустить Константина до какого-нибудь беззакония по отношению к ней. Напомнив о совершенных им преступлениях, жертвами которых были его кровные родственники, она объявила, что нечестивый хочет истребить и весь царствующий дом Кахетии, а жителей обратить в проклятое магометанство.

После совета все знатные кахетинцы собрали своих воинов и выступили против отцеубийцы.

Константин, узнав о приближении грузинского войска, прежде всего посмотрел в гадательные книги, которые показали ему неблагополучный исход этого дела. Поэтому он не захотел выступать против грузин и намеревался возвратиться назад в город Базар со своими воинами, но было уже поздно. Воины Константина вынудили его встать во главе войска и выйти против их врагов, грузин-христиан.

Грузинское войско возглавляли знатные вельможи Давид, Тамаз и Бебур. Они, стоя перед рядами вражеских воинов, узнали отцеубийцу. Грузинское войско по данному сигналу стрелой бросилось на персов. Названные вельможи окружили Константина, пронзили его копьями и свалили с лошади, отрубили ему голову и обратили все персидское войско в постыдное бегство.

Когда царице подали голову отцеубийцы, Кетеван не обрадовалась погибели окаянного, но пролила за него слезы, оплакивая его горестную судьбу и бедственное положение его души в будущем веке.
Вместо того, чтобы тело скверного бросить на съедение собакам, чего тот и был достоин, она приказала похоронить нечестивого Константина-Мирзу с должным его происхождению почестями.

Кетеван похоронив нечестивого Константина-Мирзу с должным его происхождению почестями, отослала щедрые дары шаху Абассу и попросила утверждения на трон Кахетии законного наследника - её сына Теймураза,который находился в качестве заложника при персидском дворе.(Теймураз, будучи так долго при персидском дворе, сохранил веру своих отцов, веру православную.)

До получения ответа из Ирана заботу о царстве взяла на себя сама Кетеван. Шах Абасс, учитывая, что в случае его отказа Кахетия окончательно отторгнется от него и вместе с Картли примкнёт к злейшему врагу Ирана - Турции, немедленно с почестями и щедрыми дарами выслал в Грузию царевича Теймураза.
По приезде своем царевич принял священное миропомазание на царство, на него была возложена корона в соборе св. равноапостольной Нины, и он взошел на царский престол с именем Теймураза I. Это было в 1605 году, Вскоре после венчания на царство он взял себе в супруги дочь владетельного князя Мамия I, княжну Анну, от которой имел двух сыновей, Леона и Александра, и дочь Тинатин.

В 1610 году, после рождения дочери, царица Анна скончалась. Шах Аббас I пригласил царя Теймураза к себе погостить, чтобы несколько развлечь его. Царь приехал в Испагань, и шах с великим радушием принял его, но под этим радушием скрывалось намерение нанести смертельную рану Кахетии, хотя шаху не в чем было обвинить кахетинского царя.Шах сказал Теймуразу: "Я просил царя Карталинского Луарсаба, чтобы он выдал сестру свою за меня замуж, а другую отдаю тебе в супруги за твою верность и любовь ко мне. Таким образом хочу породниться с тобой и водворить между вами обоими мир", - хотя не было никакой вражды между царями Кахетинским и Карталинским. Теймураз отвечал: "Это невозможно, государь, потому что сестра Луарсаба - моя близкая родственница, и Церковь Моя не позволит мне этого". Шах стал настаивать, чтобы его требование немедленно было исполнено. Шах хотел ослабить родственную связь царей, поссорив их между собой, а затем заставить Теймураза принять магометанство.
Замечательно то, что шах не сказал царю, какую именно сестру взять ему, старшую или младшую. Он думал про себя, что если Теймураз возьмет себе старшую, а ему оставит младшую, то этим уже окажет шаху неуважение и непочтение. Если же он возьмет младшую сестру Луарсаба, а ему оставит старшую, то шах скажет, что младшая гораздо нежнее и красивее старшей, которую предполагал шах взять себе в жены. Шах ничего не говорил Теймуразу об этом, а ожидал поступков царя, чтобы в любом случае обвинить его и начать войну с Грузией.

Царь, видя, что отказом он может вызвать неприязнь к себе и навлечь на Грузию нашествие персов, разорение ими святых храмов, уничтожение христианской веры и всего православного грузинского народа, вынужден был обещать исполнить волю шаха. Щедро одаренный Аббасом, он вернулся в Кахетию и, не зная замыслов шаха, женился на старшей сестре царя Луарсаба, Хуарешани. Свадьбу отпраздновали с великолепием в городе Греми в 1612 году. А младшую сестру Луарсаба, Елену, послали к шаху по его требованию. Впоследствии она была насильственно обращена в магометанство, и ей дали другое имя - Фатман-Султан-Бегум.

Найдя повод для начала войны и собрав огромнейшее войско, шах отправился в Грузию. Это было в 1615 году.Жители Кахетинского царства, понимая, что их должно постигнуть великое бедствие, собрались к царю и стали просить: "Царь, пошли мать твою с сыном твоим Александром, чтобы она укротила гнев шаха своими просьбами и умолила его оставить намерение погубить нас".
Тогда царь Теймураз со слезами объявил своей матери просьбу вельмож и народа. Арчил II, царь Кахетинский и Имеретинский, в своем повествовании о царе Теймуразе говорит, что государь думал: "Пошлю мать мою с младшим сыном моим Александром к шаху, дабы через них упросить его не предавать опустошению мое царство".
В конце 1615 года царица,уверенная в том,что бесполезно ехать к шаху, ибо никакие просьбы и мольбы не смогут удержать его от опустошения всей страны, взяла царевича Александра и с богатыми подарками отправилась в Ганжу где и предстала перед шахом.Шах-Аббас принял ее ласково, как будто стал другом Грузии. Говорят, что лис сначала играет со своей жертвой, ласкает и лижет ее, а затем душит. Через некоторое время Шах-Аббас потребовал, чтобы старший внук Кетеван, наследник Леван, прибыл к нему в Исфаган. Он заверял, царицу, что не замышляет никакого зла, а хочет воспитать царевича при своем дворе, чтобы в будущем сделать его царем Кахетии."Разве я дядька и воспитатель этого юноши, что он прислал мне младшего сына своего? Пусть царь Теймураз пришлет мне старшего сына, Леона, и я воспитаю его, как приличествует царственным особам". Он обещал, что будет сам следить за воспитанием царевича, как за своим сыном, и даст ему блистательное образование.Кетеван написала всё сыну своему, но тайно передала ему, чтобы он ни в коем случае не посылал наследника к шаху.

Царь Теймураз понял, в чем дело, пришел в ужас и не решался отпускать своего сына. Но вельможи царские и народ собрались опять к государю и со слезами просили его уступить шаху: "Не два ли раза ты был у него? - говорили они. - Не оба ли раза он оказал тебе честь и поднес подарки? Зачем своим упорным нежеланием послать к шаху Леона, сына своего, хочешь погубить Кахетию? Мы уверены, что он не причинит ему никакого вреда".Наконец, после долгих уговоров царь согласился и послал наследника своего Леона к шаху.
Царь Теймураз I

Когда в руки христоненавистника-шаха попал и наследник престола, царевич Леон, то обоих братьев вместе со святой Кетеван шах немедленно отправил в Шираз.Шах Аббас предложил благоверной царице принять магометанство, но получил решительный отказ.Тогда Окаянный приказал через посла тамошнему правителю города Беглар-беку заключить их в темницу и иметь за ними тщательный надзор.

Царь Теймураз лишился также и последнего своего утешения - прекрасной дочери своей Тинатин, неизвестно по какой причине и когда отнятой у него шахом. Святейший Патриарх Антоний I говорит, что она была взята шахом в супруги, а потом отдана Заалу, сатрапу Лористанскому. Ее, продолжает святитель, помнила мать его, царица Елисавета, когда Тинатин была вдовой и уже в довольно преклонных летах..

Шах Аббас I
Кровожадный шах, не довольствуясь этим, потребовал к себе и царя Теймураза, написав ему такое письмо: "В преданности твоей мне я нисколько не сомневаюсь: ты пожертвовал своими детьми и матерью. Приди и сам. Прими от меня дары и, возвратившись к себе, мирно царствуй". Но царь всеми силами уклонялся от этого, зная, что ему грозит неминуемая погибель.

После всего этого было уже понятно каждому, что должно последовать за такими злодействами шаха, какой удар готовится Святой Церкви Иверской, царствующему дому и всем христианам. Вскоре шах, видя, что царь лишился почти всего своего семейства и остался один, двинулся с огромным войском прямо в Кахетию и страна предана была мечу и огню. Кахетия была вновь залита кровью и опустошена; церкви и монастыри сожжены и разрушены. Сто тысяч человек убито, еще больше отведено в плен в Персию. В это время была разорена Давидо-Гареджийская пещерная Лавра и убиты ее монахи. Как пишет Аракил, историк армянский: "По нашествии персов на Кахетию страшные бедствия постигли Иверию; убиение старцев, которых невозможно было увести в Персию, молодых, которые с оружием в руках воспротивились переселению, смерть иереев, диаконов и даже епископов, монахов и монахинь и пленение их, убиение малолетних, растление девства, срытие святых могил, сожжение святых храмов, прекрасного города Греми и всех городов и сел кахетинских. Как можно высказать все это, когда одно воспоминание наводит великий ужас!" Кровопийца шах, разорив всю Кахетию и Карталинию, возвратился в Испагань.
Святую царицу держали в темнице десять лет. По прошествии пяти лет у нее отняли последнее из того, что утешает на земле - ее внуков, которых послали к шаху в Испагань. Там их оскопили, и, говорят, что невинный страдалец, наследник престола Леон, не вынес этого мучения и скончался. Это было в 1620 году. Другой же сын царя Теймураза, Александр, остался жив, окончил жизнь в Гандже, приняв монашество. Антоний I говорит, что его мать видела Александра уже старцем.

Кетеван оставалась непоколебимой; она молчала как стена темницы, в которой была заключена.Царица устроила в ней себе маленькую церковь, и ее духовник каждодневно совершал для нее святую Литургию. Постом, молитвами, бдением, коленопреклонениями, возлежанием на голой земле с камнем под головой вместо подушки святая Кетеван готовилась мужественно принять мученичество за имя Господа Иисуса.

И вот Шах-Аббас снова потребовал, чтобы царица Кетеван приняла мусульманство и стала его женой, обещая, что Персия и Грузия будут считать ее своей царицей.Желая по возможности больнее унизить царицу, по приказу Абасса это предложение передали ей именно в тот день, когда святая узнала о судьбе своих внуков. При этом Шах Абасс приказал Имам-Кули-Хану в случае отречения Кетеван от веры христианской уважать и почитать как царицу, а в случае отказа подвергнуть публичным пыткам.

Кетеван послала шаху письмо в ответ с отказом. Письмо она обвязала прядью своих волос, поседевших от горя. Царица твёрдо отказалась от такого предложения и стала готовиться к мучениям.

Шах понял, что он проиграл игру и решил придумать для царицы необычайную пытку, чтобы сломить ее дух или отомстить за поражение. Он снова дослал своих вельмож к Кетеван с вопросом: скоро ли она примет ислам. Та в ответ прочитала Символ Веры и осенила себя крестным знамением. Глашатай объявил о казни царицы на главной площади Шираза. Ее должны были сжечь на костре. Эта весть возмутила многих мусульман. Градоначальник Шираза отказался присутствовать при казни царицы и покинул город, хотя ему угрожал гнев шаха. Жители Шираза закрывали окна домов, когда вели на казнь царицу, как закрывают глаза от стыда. Царица просила только об одной милости - не обнажать ее тела, но палачи были глухи, как змеи. С нее сорвали одежды и привязали к столбу дерева. Затем разожгли внизу костер, положили на угли клинки и клещи, насыпали кучу игл, а когда железо раскалилось докрасна, то спросили, согласна ли она теперь исполнить волю шаха. Кетеван в ответ перекрестилась со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Тогда палачи достали из костра клещи и стали вырывать ей груди, затем резать клинком тело и прижигать раны раскаленным железом, раскалёнными клещами рвали её грудь, раскаленными добела копьями насквозь протыкали ей тело, вырывали ногти, гвоздями прибили ей доску на спину, а в конце раскаленным заступом просекли лоб. Царица во время пытки крестилась и шептала: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», а когда уже не могла поднять руку, то сложила пальцы для крестного знамения. Тогда палачи в ярости отсекли ей руки и, отвязав ее от столба, бросили на груду раскаленных гвоздей и игл, как в огненную могилу, и засыпали ими, как землей, тело царицы. Но она была еще жива, и ее губы шептали тихо молитву. Слуги шаха, издеваясь над ненавистным им царственным родом Багратиони, надели на ее голову вместо короны раскаленный котел, как воины Пилата, надсмехаясь над Христом, надели на Его чело терновый венец...

Святая душа покинула исстрадавшееся тело. Палачи бездушно бросили истерзанное тело царицы на съедение животным, дабы осквернить её святость. Но Господь Бог сотворил чудо: святые останки озарились лучезарным светом.Католические монахи, видевшие казнь царицы, ночью во время грозы выкопали из могилы ее тело. Голову и правую руку они послали сыну Кетеван царю Теймуразу, а остальные мощи увезли в Рим.Мощи св. царицы мученицы были перенесены в Рим, в собор Святого Петра, монахами августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига,где они и почивают до сего дня. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы монахами-августинцами сыну ее, царю Теймуразу I, и с великим торжеством проводив святые останки, после совершения обычных заупокойных служб положили под престолом Алавердского собора Великомученика Георгия в Кахетии.(Они хранились в церкви Алавердели, однако позже были утеряны.)
Часть мощей, по некоторым сведениям, в настоящее время находится в Индии и Бельгии.Большая часть мощей св. Кетеван находится в бельгийском Намюре. По преданию, на казни царицы Кетеван присутствовал рыцарь из тех мест, где сегодня находится Бельгия. Он был потрясён той мерой страданий, которую смогла вынести женщина, и сразу же спросил - в чём провинилась эта женщина, за что заслужила столь жестокую кару? Ему ответили, что это - грузинская царица, которая не желает сменить веру. Узнав, что это единственная её вина, рыцарь распродал всё, что завоевал в боевых походах, и выкупил мощи царицы.Кроме этого части растерзанного тела великомученицы Кетеван нашли упокоение в городском музее индийского города Гоа.А в Великобритании был обнаружен медальон святой великомученицы царицы Кетеван, находившийся на её груди во время жестоких пыток.Как рассказал директор Британского музея, при казни царицы Кетеван присутствовал португальский миссионер Дон Анжус, и он увёз из Персии мощи великомученицы, в числе которых был и этот медальон.

Католикос патриарх Захария (1613—1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память праздновать 13/26 сентября.(В Русской Церкви — под русифицированным именем Кетевана.)

В Ветхом Завете высшей жертвой была жертва всесожжения. Она считалась всецелым посвящением Богу. Такой жертвой явилась для Грузии царица Кетеван. Она вышла из пламени пыток, как ангел с огненными крыльями, новый ангел - хранитель Грузии.

"Мастер, чтобы сделать чашу из драгоценного металла, расплавляет его в огне. Святая великомученица Кетеван, царица Кахетинская, была брошена в пламя пыток, как золото в горнило. Удел героев истории - совершать доблестные деяния и одерживать победы. Удел героев веры - молча переносить великие испытания. Имена тех, кто прославил свою отчизну на поле боя, киноварью написаны в анналах и летописях истории. Имена святых выбиты на каменных скрижалях народной памяти как резцом и молотом их страданиями. Чем сильнее удары, - тем глубже врезаются в гранит их имена"

Святая благоверная царица Кетеван приняла мученическую смерть за христианскую веру в 1624 году в Персии. Святые мощи царственной мученицы были через несколько лет тайно вывезены из этой страны католическими священнослужителями. Часть святых мощей стала семейной реликвией княжеского рода Цициановых (Цицишвили), видные представители которого с конца XVIII века состояли на службе в Российской армии. В начале XX века княгиня Цицианова внесла в Троице-Сергиеву Лавру вклад в виде панагии, доставшейся ей по наследству. Внутри панагии находились мощи святой Кетеван. В 2003 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, грузинской воспитанницей иконописной школы при Московской Духовной академии Х.Хажония была написана икона мученицы Кетеван, в которую были вложены святые мощи. До сего времени святыня хранилась в Патриарших покоях Лавры.

МОЛИТВА СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ
ЦАРИЦЕ КАХЕТИНСКОЙ КЕТЕВАНИ

О светозарное светило Церкве Иверския, страстотерпице славная, великомученице царице Кетевань! Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима! Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие: Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего! Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная! Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев! Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей! Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский! Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение! Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение! Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств! Радуйся, сладкоименитая Кетевань, великая заступнице и скорая помощнице!

Г. - царица восточногрузинского царства Кахетия . Происходила из царского рода Багратиони, была правнучкой картлийского царя Константина ( -). Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II ( -); после смерти мужа посвятила себя строительству церквей , монастырей и больниц . Брат Давида, Константин, прозванный Окаянным, перешёл в ислам и в г. по приказу персидского шаха Аббаса I убил своего отца Александра II и брата Георгия. Тела их были по его распоряжению привязаны к верблюдам и привезены Кетеван. Та оплакала утрату и захоронила погибших в соборе Алаверди . Затем Константин приказал Кетеван выйти за него замуж, в случае отказа угрожая ей смертью. В ответ царица собрала верных кахетинцев и разгромила узурпатора и поддерживавших его персов. Константин погиб в сражении вместе со множеством своих людей.

Однако после этого восстания шах Аббас I взял в заложники сына Кетеван, Теймураза , и несколько лет держал его при своём дворе, однако Теймураз хранил стойкость в христианской вере и был в конце концов отпущен. Через какое-то время шах стал угрожать тем, что обратит Грузию в руины. Желая предотвратить войну, царица Кетеван решила сама отправиться к шаху с богатыми дарами и даже предложить себя в заложницы. В Исфахане её вместе с внуками - Александром и Левани - бросили в темницу, где она провела 10 мучительных лет. Шах обещал сделать её царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать её твёрдость в вере. Наконец, 13 сентября г., после пыток раскалёнными щипцами, её сожгли.

Обугленные останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами -августинцами , которые скрывали их в течение трёх лет и в г., наконец, доставили в индийский город Гоа , где захоронили в часовне католического . Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди , и отвезены в Рим . Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников ; её литургическая память совершается 13 сентября (в Русской Церкви - под русифицированным именем Кетевана).

Останки Кетеван были вновь обнаружены при проведении раскопок в в Гоа (саркофаг лежал в нише монастырской часовни, но после обрушения монастыря упал и разбился, мощи были найдены рядом с ним).

В настоящее время проведён ДНК-анализ мощей, но по-прежнему необходим ДНК-анализ той части мощей, которая находится в Грузии, для того чтобы можно было с уверенностью сказать, что эти фрагменты действительно принадлежат Кетеван.

Царица Кетеван - героиня ряда произведений как грузинских (в том числе написанных её сыном Теймуразом), так и европейских авторов.

Напишите отзыв о статье "Кетеван Мученица"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кетеван Мученица

При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ке-те-ва-на про-ис-хо-ди-ла из цар-ского ро-да Баг-ра-ти-о-ни и бы-ла пра-внуч-кой ца-ря Кар-та-лин-ско-го Кон-стан-ти-на (1469-1505). Став су-пру-гой Да-ви-да, на-след-ни-ка ца-ря Ка-хе-тин-ско-го Алек-сандра II (1577-1605), она са-ма пра-ви-ла цар-ством. Глу-бо-кое бла-го-че-стие ца-ри-цы про-яви-лось в осо-бен-ном по-пе-че-нии о нуж-дах Гру-зин-ской Церк-ви, в по-стро-е-нии хра-мов, при-ютов и стран-но-при-им-ных до-мов. По-сле смер-ти му-жа свя-тая Ке-те-ва-на по-се-ли-лась в уеди-не-нии.

Брат ее му-жа Кон-стан-тин (про-зван-ный Ока-ян-ным) при-нял ма-го-ме-тан-ство и по на-у-ще-нию ша-ха Аб-ба-са I по-до-слал убийц к пре-ста-ре-ло-му от-цу, ца-рю Алек-сан-дру II, и бра-ту его Ге-ор-гию. Со-вер-шив пре-ступ-ле-ние, Кон-стан-тин ве-лел по-ло-жить те-ла уби-тых на вер-блю-дов и от-пра-вить их к ца-ри-це Ке-те-ване. Ужас-нув-шись зло-де-я-нию, ца-ри-ца опла-ка-ла без-вин-ных стра-даль-цев и по-хо-ро-ни-ла их в Алаверд-ском со-бо-ре. Нече-сти-вец, од-на-ко, по-сяг-нул на ее чест-ное вдов-ство и по-про-сил ее ру-ки, при-гро-зив в слу-чае от-ка-за при-нуж-де-ни-ем.

Ца-ри-ца Ке-те-ва-на со-бра-ла ка-хе-тин-цев и вы-сту-пи-ла про-тив Кон-стан-ти-на, раз-би-ла ве-ро-от-ступ-ни-ка и нече-стив-ца. Он на-шел бес-слав-ную смерть со мно-же-ством пер-сид-ско-го вой-ска. Под муд-рым прав-ле-ни-ем ца-ри-цы Ке-те-ва-ны в Ка-хе-тии во-дво-ри-лись мир и спра-вед-ли-вость. Шах Аб-бас I воз-вра-тил ей сы-на Тей-му-ра-за, ко-то-рый хо-тя и жил несколь-ко лет при его дво-ре в ка-че-стве за-лож-ни-ка, но со-хра-нил пра-во-слав-ную ве-ру в чи-сто-те. Впо-след-ствии шах Аб-бас, угро-жая Гру-зии опу-сто-ше-ни-ем, при-ну-дил ка-хе-тин-ских фе-о-да-лов к вы-да-че знат-ных за-лож-ни-ков. В их чис-ле по доб-ро-воль-но-му со-гла-сию ока-за-лась и ца-ри-ца Ке-те-ва-на. Же-лая от-вра-тить бе-ды от гру-зин-ско-го на-ро-да и Свя-той Церк-ви, она при-бы-ла в Ис-па-гань. Шах Аб-бас пред-ло-жил бла-го-вер-ной ца-ри-це при-нять ма-го-ме-тан-ство, но по-лу-чил ре-ши-тель-ный от-каз. То-гда ца-ри-ца Ке-те-ва-на бы-ла бро-ше-на в тем-ни-цу, где про-ве-ла де-сять лет, ис-пол-нен-ных му-чи-тель-ны-ми стра-да-ни-я-ми. Ни па-ко-сти от пер-сид-ских при-двор-ных, ни хит-рые пред-ло-же-ния ша-ха воз-ве-сти ее в ца-ри-цы пер-сид-ско-го го-су-дар-ства, ни пред-ла-га-е-мые ей ве-ли-кие со-кро-ви-ща, ни про-ше-ния и мо-ле-ния при-двор-ных и пер-сид-ской зна-ти по-ща-дить се-бя, про-из-не-ся лишь од-но хуль-ное сло-во на Хри-ста, - ни-что не мог-ло по-ко-ле-бать стра-да-ли-цы Хри-сто-вой. Ее пы-та-ли рас-ка-лен-ны-ми кле-ща-ми, по-ве-сив кре-сто-об-раз-но на де-ре-ве. На го-ло-ву свя-той му-че-ни-цы на-де-ли рас-ка-лен-ный до-крас-на же-лез-ный ко-тел. Гу-стой дым от за-го-рев-ших-ся во-лос и всей го-ло-вы под-нял-ся вверх, и бла-жен-ная му-че-ни-ца пре-да-ла Бо-гу свя-тую свою ду-шу 13 сен-тяб-ря 1624 го-да.

Три свет-лых стол-па, опу-стив-ши-е-ся на те-ло свя-той Ке-те-ва-ны, зна-ме-но-ва-ли ее ду-хов-ную по-бе-ду. Мо-щи свя-той ца-ри-цы Ке-те-ва-ны бы-ли пе-ре-не-се-ны в Рим, в со-бор свя-то-го апо-сто-ла Пет-ра, мо-на-ха-ми Ав-гу-стин-ско-го ор-де-на, быв-ши-ми сви-де-те-ля-ми ее ис-по-вед-ни-че-ско-го по-дви-га. Ча-сти мо-щей (чест-ная гла-ва и пра-вая ру-ка му-че-ни-цы) бы-ли пе-ре-да-ны ав-гу-стин-ски-ми мо-на-ха-ми ца-рю Тей-му-ра-зу I и по-ло-же-ны под пре-сто-лом Алаверд-ско-го со-бо-ра свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ге-ор-гия в Ка-хе-тии. Ка-то-ли-кос-пат-ри-арх За-ха-рия (1613-1630) при-чис-лил ве-ли-ко-му-че-ни-цу к ли-ку свя-тых и уста-но-вил ее па-мять 13 сен-тяб-ря.

Молитвы

Тропарь великомученице Кетеване, царице Кахетинской

А́гница Твоя́, Иису́се, Кетева́на,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Кетевана взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак великомученице Кетеване, царице Кахетинской

Храм твой всечестны́й/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше, вси ве́рнии/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Кетева́но, великоимени́тая,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Кетевана, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»

Молитва великомученице Кетеване, царице Кахетинской

О, светоза́рное свети́ло Це́ркве И́верския, страстоте́рпице сла́вная, великому́ченице цари́це Кетева́не! Освети́ ду́шу мою́, мно́гими грехми́ потемне́нную, утверди́ и наста́ви мя́, благоуха́ние ра́йское, похвало́ и украше́ние и́верское, приведи́ мя́ моли́твами твои́ми и всеси́льным хода́тайством ко Престо́лу Отца́ Небе́снаго, немощны́х ча́д свои́х лю́бящаго, и соде́лай мя́, о чадолюби́вая ма́ти, граждани́ном Го́рняго Иерусали́ма! Раствори́ ча́шу го́рестей мои́х утеше́нием небе́сным и приими́ от мене́, све́те оче́й мои́х и ра́досте души́ моея́, сладкопе́ние сие́: Ра́дуйся, же́мчугом небе́сным благода́ти Бо́жией украше́нная; ра́дуйся, кре́пкая засту́пнице и хода́таице наро́да твоего́! Ра́дуйся, все́м па́дшим бы́строе услы́шание и подая́ние по́мощи; ра́дуйся, цари́це, за пресла́дкое и́мя Го́спода Иису́са в темни́це заключе́нная! Ра́дуйся, зако́на и обы́чая Магоме́това посрами́тельнице; ра́дуйся, уничтожи́тельнице кова́рных за́мыслов христобо́рцев! Ра́дуйся, подо́бно А́нгелу ко Престо́лу Жениха́ твоего́ возлете́вшая; ра́дуйся, сожи́тельнице небожи́телей! Ра́дуйся, ро́зо ра́йская, Це́рковь Правосла́вную благоуха́ющая; ра́дуйся, ка́меню драги́й, украша́яй коро́ну и престо́л и́верский! Ра́дуйся, порфи́ро злата́я, похвале́ние царе́й и наро́да и́верскаго; ра́дуйся, души́ моея́ утеше́ние! Ра́дуйся, пресла́дкая наде́ждо моя́ на спасе́ние; ра́дуйся, ю́ности моея́ украше́ние! Ра́дуйся, освяще́ние ста́рости моея́; ра́дуйся, сопу́тнице души́ моея́ посреде́ го́рьких возду́шных мыта́рств! Ра́дуйся, сладкоимени́тая Кетева́не, вели́кая засту́пнице и ско́рая помо́щнице!

ქეთევან წამებული , ум. 13 сентября г. - царица восточногрузинского царства Кахетия . Происходила из царского рода Багратиони, была правнучкой картлийского царя Константина ( -). Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II ( -); после смерти мужа посвятила себя строительству церквей , монастырей и больниц . Брат Давида, Константин, прозванный Окаянным, перешёл в ислам и в г. по приказу персидского шаха Аббаса I убил своего отца Александра II и брата Георгия. Тела их были по его распоряжению привязаны к верблюдам и привезены Кетеван. Та оплакала утрату и захоронила погибших в соборе Алаверди . Затем Константин приказал Кетеван выйти за него замуж, в случае отказа угрожая ей смертью. В ответ царица собрала верных кахетинцев и разгромила узурпатора и поддерживавших его персов. Константин погиб в сражении вместе со множеством своих людей.

Однако после этого восстания шах Аббас I взял в заложники сына Кетеван, Теймураза , и несколько лет держал его при своём дворе, однако Теймураз хранил стойкость в христианской вере и был в конце концов отпущен. Через какое-то время шах стал угрожать тем, что обратит Грузию в руины. Желая предотвратить войну, царица Кетеван решила сама отправиться к шаху с богатыми дарами и даже предложить себя в заложницы. В Исфахане её вместе с внуками - Александром и Левани - бросили в темницу, где она провела 10 мучительных лет. Шах обещал сделать её царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать её твёрдость в вере. Наконец, 13 сентября г., после пыток раскалёнными щипцами, её сожгли.

Обугленные останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами -августинцами , которые скрывали их в течение трёх лет и в г., наконец, доставили в индийский город Гоа , где захоронили в католическом храме Святого Августина. Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди , и отвезены в Рим , в собор святого Петра (ещё один пример тесных связей, существовавших между Грузией и католическим Западом не только до, но и после монгольского нашествия). Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников ; её литургическая память совершается 13 сентября (в Русской Церкви - под русифицированным именем Кетевана).

Останки Кетеван были вновь обнаружены при проведении раскопок в храме Святого Августина в Гоа (саркофаг лежал в нише хpама, но после обpушения части хpама упал и разбился).

В настоящее время проведён ДНК-анализ мощей, но по-прежнему необходим ДНК-анализ той части мощей, которая находится в Грузии, для того чтобы можно было с уверенностью сказать, что эти фрагменты действительно принадлежат Кетеван.

Царица Кетеван - героиня ряда произведений как грузинских (в том числе написанных её сыном Теймуразом), так и европейских авторов.