Слова которые пишутся с приставкой а. Неизменяемые приставки: правило правописания

5-й класс

«Правописание приставок»

«Приставучая» морфема

Вы, конечно, догадались, что речь идет о приставках. Эти волшебные морфемы не просто «пристают» к словам – они придают словам удивительно разные смыслы. Например: заплетать, уплетать, переплетать … Продолжите этот ряд, насколько сумеете.

Или: понимать, отнимать ... И этот ряд продолжите, насколько сумеете.

Сколько приставок в русском языке?

Вспомните (запишите) столько приставок, сколько сможете (на самом деле вы знаете их все, дело только в умении вспоминать).

Сколько у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30–40 – значит, у вас совсем не плохая готовность памяти. Если меньше – отложите работу на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней и постарайтесь дополнить ваш список.

На самом деле в русском языке более 50 активно работающих приставок.

Ответ: без-, бес-; в-, во-; вз-, взо-; вне-; внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-, изо-; ис-; между-, меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-, обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-; после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-; раз-; разо-; рас-; роз-; рос-; с-, со-; сверх-; су-; у-; через-, чрез-, черес-.

С теми приставками, которые вы сами не вспомнили, напишите как можно больше слов, а потом придумайте с этими словами несколько смешных предложений или небольшую занятную историю.

Задание 1. В каждой четверке слов одно без приставки. Обнаружьте его .

1. Расписной, рассыпной, роскошный, расставленный. 2. Приспосабливающийся, принципиальный, призывающий, принудительный. 3. Беспристрастный, приключенческий, допризывник, приватизация.

Присмотритесь к этим словам. Выберите те, которые кажутся вам трудными, и сделайте все, чтобы их запомнить.

Задание 2. Из данных слов выпишите сначала слова без приставки, потом с одной приставкой, потом с двумя или тремя .

Обворожительный, обездоленный, обеззараженный, обезьяна, обезличенный, обнародовать, обелиск, обеспечить, обессилеть, облагороженный, областной, облокотиться, обожженный, общежитие, ожерелье, объезженный, объяснение, облегчение, одновременный, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение, основной.

Ответы: 1) обезьяна, обелиск, областной, общежитие, ожерелье, одновременный, основной; 2) обворожительный, обнародовать, облагороженный, облокотиться, обожженный, объезженный, объяснение, облегчение, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение; 3) обездоленный, обеззараженный, обезличенный, обессилеть, обеспечить.

Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если какие-нибудь из них вам кажутся трудными, сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.

Задание 3. Из данных слов выпишите такие, внутри которых спрятались приставки.

Землетрясение; громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, накопительство, очковтирательство, доброжелательство, благословение, благоприобретенный, драгоценность, водопроводчик, сногсшибательный, железнодорожный, благоразумный, путешествующий, деревообрабатывающий, благородный, живородящий.

Ответ: громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, очковтирательство, благоприобретенный, водопроводчик, сногсшибательный, благоразумный, деревообрабатывающий.

ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки можно разделить на следующие группы.

Первая группа – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением – паводок, пасынок ); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.

Вторая группа – это приставки, которые пишутся, «подлаживаясь» к идущим за ними буквам. Это без- – бес-; вз- – вс-; воз- – воc-; из- – -ис-; низ- – нис; раз- – рас-; роз- – рос-; через- –черес-.

Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами.

Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

Итак, три группы приставок. Составьте с ними таблицу, а если любите рисовать – изобразите их как-нибудь поинтереснее.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Первая группа приставок

Приставки: над-, на-, от, пред-, в-, с-, о-, об-, за- до-, у-, пере-, по-, под-, про- (кроме: прабабушка, прадед ...).

1.Неизменяемые

2. Правописание гласных (ы, и) после приставок, оканчивающихся на согласный.

Запомните:

после неизменяемых приставок (сверх- , меж- , контр-, супер-) корень начинается на , а после других приставок – на .

Запомните: взимать произносится и пишется с и.

Вторая группа приставок

3. Правописание з, с в конце приставок зависит от следующего звука корня.

Запомните:

а) Приставка с- пишется всегда одинаково, независимо от произношения.

б) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

в) В составе сложных слов пишите з: близсидящий, близстоящий .

4. Правописание приставок роз-(рос-) и раз- (рас-) определяется ударением.

Третья группа приставок

5. Правописание приставок пре-, при-.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Правописание первой группы приставок

Задание 1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните правописание.

Раз_скать, пред_дущий, без_дейный, из_сканный, пред_юльский, без_глый, с_знова, воз_меть, без_нвентарный, под_тожить, роз_грыш, небез_звестный, с_мпровизировать, без_скусный, под_нтегральное?число, об_грать, из_мать.

Меж_нститутский, сверх_ндустриальный, сверх_нтересный, меж_рригационный период, меж_здательский, сверх_мпульсивный.

Суб_нспектор, контр_гра, транс_орданский, дез_нфекция, супер_нтересный, пост_мпрессионизм, пан_сламизм.

Спорт_нвентарь, мед_нститут, фин_нспектор.

Пред_стория, меж_нтернатский, без_нициативный, спорт_гра, об_скать, сверх_зобретательный, без_мянный, контр_ск, с_змала, сверх_зысканный, небез_нтересный, пред_нфарктный, пост_нфарктный, вз_скать, меж_гровой, дез_нформация, сверх_ндустриальный, пед_нститут, без_сходный, Глав_здат, супер_гра, под_мать, с_грать, сверх_скусный, транс_ндийский, без_мпульсный.

Правописание второй группы приставок

Задание 1. Вставьте орфограммы и объясните (графически) правописание.

Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_костный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный.

Во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать.

И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья.

Ни_падать, ни_провержение, ни_вергать, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший.

Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить.

Чере_чур, чре_мерный.

Дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

Задание 2. Запомните правописание следующих слов. С этими словами составьте предложения.

В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Такое сопоставление помогает запомнить правило.

Без ударения – а, под ударением – о.

Рассыпать – россыпи;

распускать – роспуск;

расписание – роспись;

рассказ – россказни;

развалиться – розвальни;

разыграть – розыгрыш;

раздать – розданный;

разыскать – розыск.

Задание 3 . Разберите слова по составу.

Израсходовать, исподлобья, исподтишка, неизмеримый, безвыездный, безрассудство, пересдавать, переиздавать, предрассветный, порассказать, непревзойденный, предположение, предрассудок, побеспокоить, перераспределение, поднажать, распропагандировать, распространение, расположение, неиссякаемый, унаследованный, несоразмерный.

Задание 4. Замените данные слова синонимами с приставками на з, с.

Бесконечно (беспредельно, безгранично), спокойный (безмятежный), влезать (взбираться), возглас (восклицание), волнение (беспокойство), жестокий (безжалостный, бессердечный), напрасно (бесполезно), неведомый (безвестный), необозримый (беспредельный), приказ (распоряжение), простой (бесхитростный), пробовать (испытывать), противоречить (возражать), постоянно (беспрестанно, беспрерывно), разумно (рассудительно), равнодушный (бесстрастный, бесчувственный), слабый (беспомощный, бессильный), спасти (избавить), слишком (чересчур, чрезмерно), спокойный (безмятежный), справедливо (беспристрастно), тихий (бесшумный, безмолвный), ярость (исступление).

Задание 5. Подберите антонимы к данным словам.

Собрать (разбросать), сэкономить (израсходовать), трусливый (безбоязненный, бесстрашный), добрый (бессердечный, безжалостный), гуманный (бесчеловечный), затворить (распахнуть), гаснуть (воспламеняться).

Задание 6. Подберите однокоренные антонимы, заменяя приставки.

Уехать (приехать), завернуть (развернуть), развязать (завязать, связать), подойти (отойти), прилететь (улететь), приносить (относить), смотать (размотать), приползти (отползти), закрыть (открыть), внести (вынести), отплыть (подплыть).

Правописание третьей группы приставок

Задание 1. Запомните слова-исключения (словарные слова), в которых встречаются приставки пре-, при-.

пре- при-
преодолеть

прекословить, беспрекословный

пренебрежение

пресмыкаться

препятствие

пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный или заслуживающий отрицательной оценки)

преимущество

претензия

президиум

президент

премьера

препарат

(знаки) препинания

прелюдия

притязать, притязание

присягать, присяга привередничать, привередливый

примирить, непримиримый

приурочить

прихотливый

приоритет

привилегия, привилегированный

примитив, примитивный

приукрасить

прискорбный

прическа

приличный

причудливый

Задание 2. В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Написание приставок пре-, при- в этих словах связано с различием в их значении. Составьте предложения с данными словами.

при- пре-
Прибывать («приезжать, приходить»). Поезд прибывает. Прибытие. Расписание прибытия поездов Пребывать («находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии»). Пребывание в столице. Пребывать в унынии
Придать («усилить, прибавить чего-либо, дать дополнительно»). Придать храбрости. Приданое. Придать нужную форму Предать («изменить, нарушить верность, забыть»). Предать друга. Предать огню. Предать забвению. Предание. Народное предание
Приступить («начать»). Приступить к работе. Приступить к занятиям Преступить (закон). Преступник, преступление, преступность, преступный
Приклонить (голову) (только в значении «найти или не найти приют»). Негде голову приклонить. Будет где голову приклонить Преклонить (голову, знамена, колени) («склониться, опустить вниз, выражая глубокое уважение, восхищение»). Преклонение
Притворить («неплотно закрыть»). Притворить дверь Претвориться («осуществиться, воплотиться»). Замысел претворился в жизнь
Притвориться («с целью ввести в заблуждение»). Притвориться спящим. Притворщик, притворный, притворство Презреть («пренебречь чем-либо»). Презреть опасность. Презрение, презренный, презрительный, презирать
Призреть («дать приют») – устарело Предел («граница, черта»). Предел скорости, предел желаний, за пределами страны
Придел («пристройка») Предельный , беспредельный
Приемник («то, что предназначено для приема»). Радиоприемник, детский приемник Преемник («продолжатель дел, традиций»). Преемственность, преемственный
Приуменьшить («несколько уменьшить») Преуменьшить («значительно уменьшить»)

Запомните: преувеличить пишется только с приставкой пре-.

Задание 3. Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях. Составьте предложения с этими словосочетаниями.

Преклонный (приближающийся к старости) возраст, неприступная (от приступ ) крепость, камень преткновения (помеха, затруднение), непреложный закон (не подлежащий изменению, нерушимый), непреходящее значение (безвременное, долговечное), превратности судьбы (злоключения, перемена, поворот в событиях).

Задание 4. Выделите приставки в словах, объясните правописание.

Приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, привесок, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, непримиримый, придать форму, прибрежье, (поезд) прибывает, пребывать в унынии, приклонить голову негде, преклонить колени (в знак уважения), пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преемник поэта, радиоприемник, преданья старины, непреклонная воля, немного приуменьшить, притерпеться, придать лицу выражение, преобразовать, пригвоздить, приворожить, пребывание делегации за рубежом.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Мы с вами прошли сквозь заросли русских приставок. А что вы запомнили? Проверьте себя.

Запишите столько приставок, сколько вам удалось вспомнить. Вспомните, на какие группы их можно разделить и какие трудности таит каждая группа.

Задание 1. Диктант с предварительной подготовкой.

Сначала выпишите из текста все слова с приставками первой и второй групп, потом – остальные трудные для вас слова и сделайте все, чтобы их запомнить. Потом запишите текст под диктовку.

О ЛЕОНИДЕ УТЕСОВЕ
(Из воспоминаний Б.Ефимова)

Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной, удивительной и запоминающейся. И не только когда он выходил на сцену, восторженно приветствуемый зрительным залом, но и вне сцены. Неповторимый певец, талантливый и неистощимо изобретательный руководитель созданного им джазового ансамбля, его несменяемый дирижер и режиссер, организатор и вдохновитель. Да разве только джаз? Утесов поражал многогранностью и непредсказуемостью своей одаренности. Мне доводилось видеть его и солистом-скрипачом, и великолепно читающим с эстрады рассказы Зощенко. Он был превосходным оратором, писал отличные стихи, умные и душевные.

Таков был Утесов – всегда общительный, компанейский, веселый и открытый. Переполнявшим его чувством юмора и радостью бытия он щедро делился с окружающими. Он любил видеть вокруг себя слушателей, ему нравилось обращаться к аудитории везде и повсюду.

Песни Утесова помогали не только жить, но и воевать. Помогали сопротивляться фашистскому нашествию и победить врага, а потом восстанавливать разрушенную войной страну. Это хорошо помнит старшее поколение. Но сохраненный чудом звукозаписи необыкновенный, проникающий в душу голос Утесова радует нас и сегодня, в переживаемое нами лихолетье. Он поднимает настроение, вселяет надежду на то, что мы выстоим, выживем.

Задание 2. Вместо словосочетания запишите одно синонимичное ему слово, пользуясь приставками без-/бес-, пре-/при-, на-, об-, обез-.

Образец: лишенный смысла – бессмысленный .

Никогда не умирающий, находящийся за пределами здания школы, находящийся вблизи берега, дать новое имя, вселить надежду, лишить оружия, задуматься на некоторое время, лишить возможности причинять вред, подозвать лошадь с помощью приманки, очень старый человек.

Задание 3. Проверьте вашу память: запишите в два столбика столько слов с приставками при- и пре- , сколько сумеете вспомнить. Потом обязательно проверьте себя по словарю.

Задание 4. Попробуйте сочинить свой рассказ, используя слова с приставками всех трех групп.

Н.Н. ТЮЛЕНЕВА,
г. Томск

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цели урока: учить различать приставки с буквами о и а ; орфографический тренинг написания гласных о , а в приставках; обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, по одному кружку зелёного, жёлтого, красного цветов, закладки таких же цветов у учащихся.

Маленькая рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам в класс пришли гости, педагоги нашей школы, чтобы посмотреть, чему мы с вами научились во втором классе, как умеем себя вести и работать на уроке. Давайте повернёмся к нашим уважаемым гостям и подарим им свои улыбки. Молодцы, ребята!

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

(Весёлым, интересным, чтобы узнали что-то новое, чтобы показали свои знания.)

2. Сообщение темы урока. СЛАЙД 1.

Сегодня на уроке мы будем учиться различать приставки с буквами о и а ; правильно писать слова с приставками.

3. Актуализация опорных знаний. СЛАЙД 2.

Что такое приставка? (Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ход, выход, переход.)

Как найти в слове приставку? (Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: поговорка - говор, договор, проговорить.)

Что надо знать о приставках, чтобы правильно их написать? (Приставка - это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня: пришёл, посмотрел. Некоторые приставки пишутся всегда одинаково, независимо от того, как произносятся: сделал, отдал, побежал.)

4. Чистописание. СЛАЙД 3.

Дети, откройте тетради, запишите число, классная работа.

На минутке чистописания будем отрабатывать написание высоты букв и наклон.

Прочитайте сочетания, написанные на экране.

до на по про за о об над от со под обо подо от ото

На какие группы можно разбить эти сочетания букв?

(С гласными "а" и "о".)

На одной строке напишите сочетания с гласной "а", на другой с гласной "о".

В тетради будет написано: до по про о об от со под обо подо от ото

на за над

Где вы можете встретить такие сочетания букв? (В приставках.)

5. Систематизация полученных знаний о правописании приставок.

1) - Ребята, а кто запомнил приставки, в которых всегда пишется гласная о? (Ребёнок выходит к доске, поворачивается лицом к классу и называет приставки.)

Кто напомнит нам приставки с гласной а? (Один человек отвечает у доски.)

2) Показ таблицы на экране. СЛАЙД 4.

Посмотрите на эту таблицу. Скажите, когда пишется гласная а в приставках? А когда гласная о ? Какие слова нужно запомнить?

3) Повторение алгоритма написания слов с безударным гласным звуком в начале слова (ответы детей).

Ребята, а как правильно написать слово с безударным гласным звуком в начале слова? СЛАЙД 5.

1. Определяем, в какой части слова безударный гласный звук - в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.

2. Если безударный гласный в приставке, вспоминаем правило: в приставках за-, на-, над- всегда пишется только буква а. (Или в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о.)

3. Если безударный гласный звук в корне, подбираем проверочное слово, такое, чтобы на проверяемый гласный падало ударение.

4) - Как графически обозначается орфограмма "Безударная гласная в приставке"?(Надо выделить приставку и подчеркнуть в ней гласную.) СЛАЙД 6.

6. Первичное закрепление.

По учебнику с. 138 разбирается алгоритм определения написания слов (за)грустить и (па)лить.

В тетради запишем: загрустить, полить (+ выделить приставку, подчеркнуть гласную в приставке.).

7. Отработка алгоритма выбора буквы при написании приставок. СЛАЙД 7.

Выполняется упр. 1 с. 138 фронтально, письменно с выходом учеников кдоске и подробным комментированием ими своих действий. В случае ошибки учитель просит найти нужную приставку в той или иной группе по таблице, представленной на экране. СЛАЙД 4.

В тетради будет написано: повстречать научить

опустеть надуть

добежать запасать

облететь нарисовать

подлететь заморозить

напомнить

залететь

8. Отработка написания приставок и действия контроля. СЛАЙД 8.

Выполняется упр. 2 с. 138 письменно, самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. В качестве проверки учитель просит одного ученика прочитать слова с приставками, в которых пишется буква о, а другого - прочитать слова с приставками, в которых пишется буква а.

Проверь себя. СЛАЙД 9.

В тетради будет написано: Забежал, поход, проходить, дослушать, наварить, написать, дорасти, ожить.

9. Физкультминутка "Буратино". СЛАЙД 10.

10. Игра "Поймай приставку". СЛАЙД 11.

На экране написаны слова поехать, поздно, покраска, полянка, полить, покатать, половик, почта, помирить, полотенце

Мальчики должны записать слова с приставками, а девочки - без приставок.

1 мальчик и 1 девочка работают на доске, остальные не смотрят, работают самостоятельно.

Проверь себя. СЛАЙД 12.

В тетради мальчики запишут поехать, покраска, полить, покатать, помирить ; девочки запишут поздно, полянка, половик, почта, полотенце .

11. Игра "Кто больше?" СЛАЙД 13.

Игра заключается в том, чтобы как можно больше слов написать за 1 минуту. 1 вариант при помощи приставок от корня ход , 2 вариант при помощи приставок от корня бег .

Запись самостоятельно. Проверка устно.

12. Дифференцированная работа. СЛАЙД 14. Рабочая тетрадь "Пишем грамотно № 1" урок 66 (с. 71-72). Задание для групп написано на экране:

Красный круг с. 71 упр. 1.

Жёлтый круг с. 71-72 упр. 2.

Зелёный круг с. 72 упр. 3.

Низкий уровень (у детей в тетрадях красные закладки) - выделение в словах приставок, активизация словарного запаса, отработка правописания изучаемых приставок. С. 71 упр. 1 (Подсказка: слово может не дружить с какой-то приставкой).

Средний уровень (у детей в тетрадях жёлтые закладки) - тренировка в правописании приставок и работа со смыслом словосочетаний. С. 71-72 упр. 2.

Высокий уровень (у детей в тетрадях зелёные закладки) - поиск приставок, подходящих ко всем словам группы. С. 72 упр. 3. 1) под-, 2) от-, 3) про-, 4) по-, 5) на-, 6) за-.

Учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся.

13. Разгадывание кроссворда. СЛАЙД 15.

Учитель читает вопрос. Дети называют ответы.

1. Изменяемая часть слова (окончание). СЛАЙД 16.

2. Часть слова без окончания (основа). СЛАЙД 17.

3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка). СЛАЙД 18.

4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс). СЛАЙД 19.

5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов (корень). СЛАЙД 20.

14. Закрепление.

Прочитайте стихотворение. СЛАЙД 21.

П:смешил, з:мочил,

З:смеялся, п:грустил.

Что за правило не знал

Тот, кто буквы пропускал?

(Дети вспоминают правило проверки безударной гласной в приставке.)

Чем отличается проверка безударного гласного в корне от проверки безударного гласного в приставке? (Если безударный гласный в приставке, нужно вспомнить, как пишется эта приставка. Если безударный гласный находится в корне и его можно проверить, то нужно подобрать однокоренное слово с ударением на этом гласном).

15. Домашнее задание. СЛАЙД 22.

Учебник с. 139 упр. 3.

16. Рефлексия. СЛАЙД 23.

Что такое неизменяемые приставки и чем они отличаются от изменяемых? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Помимо этого, мы представим вашему вниманию несколько примеров использования таких морфем.

Общая информация

Прежде чем рассказать о том, что представляют собой неизменяемые приставки, следует дать определение данной части слова.

Приставкой, или префиксом (в переводе с латинского языка praefixus означает «прикрепленный впереди») называют ту часть слова, которая стоит перед корнем. Следует особо отметить, может быть несколько (от 1 до 3). Например: по-при-от-крыватъ, при-со-единиться и пр.

Особенности русских приставок

Большинство приставок в русском языке совпадают по форме, а иногда и по значению, с предлогами или частицами. Приведем примеры:

  • бездорожный , то есть без дороги;
  • исподлобья , то есть из-подо лба;
  • отглагольный , то есть от глагола;
  • неявившийся — не явиться.

Виды приставок

В русском языке существуют неизменяемые приставки, изменяемые и иноязычные. Что касается последних, то к ним относятся заимствованные, которые выступают в значении:


Неизменяемые приставки

Особое внимание во время изучения приставок уделяют именно неизменяемым. С чем это связано, рассмотрим чуть ниже. Сейчас же вашему вниманию будут представлены все такие префиксы, а также слова с неизменяемыми приставками:


Следует особо отметить, что у большинства людей правописание неизменяемых приставок с- и со- вызывает большие сомнения, особенно в таких словах, как здесь, ни зги, здание, здешний, здоровье.

Начальной буквой перечисленных лексических единиц выступает «з». С чем связано это правило? Неизменяемые приставки, которые были представлены выше, не зря именуются таковыми. Ведь они пишутся единообразно, вне зависимости от звучания в том или ином положении. А, как вы смели заметить, приставки з- среди них нет. И, вообще, такого префикса в русском языке не существует. Этому находит свое подтверждение и тот факт, что в словах здесь, ни зги, здание, здешний и здоровье буква «з» входит в корень, а не является приставкой. Именно поэтому большинство учителей рекомендуют запомнить их правописание, а не пытаться использовать к ним какие-либо правила.

Подведем итоги

Теперь вам известно, что неизменяемая на письме приставка - это префикс, который пишется единообразно. Другими словами, вне зависимости от его позиции в том или ином слове, его необходимо использовать так, как было описано выше.

Если вы запомните, все перечисленные неизменяемые приставки, то вам будет довольно легко создать грамотный текст. Ведь для правильного написания этих морфем нет никакой необходимости искать нужные правила, подбирать слова, максимально близкие по значению, определять звонкую или глухую гласную и пр.

Но для того, чтобы запомнить все эти префиксы, вам понадобится много времени. Ведь их не так уж и мало. Для облегчения данной задачи, рекомендуем поступить следующим образом: каждая неизменяемая на письме приставка фиксируется в отдельной ячейке таблицы, которую требуется начертить на отдельном листке. Во второй столбец (напротив каждого префикса) необходимо вписать пару-тройку примеров - для того, чтобы их было гораздо легче запомнить. Несколько раз воспользовавшись данной таблицей во время создания какого-либо текста, вы сможете употреблять незаменяемые приставки, не допуская ошибок.

Другие виды приставок

Как было сказано выше, помимо неизменяемых также существуют изменяемые и иноязычные. Последние тоже следует запомнить. Сделать это несложно, так как их не очень много. Что касается изменяемых префиксов, то в этом случае возникают большие трудности. Ведь они подчиняются особым правилам, которых довольно много.

Итак, к изменяемым приставкам относятся следующие: без-/бес-, роз/рос-, вз-/вс-, раз-/рас-, воз-/вос-, низ-/нис-, из-/ис, чрез-(через-)/чрес-(черес-). Такие префиксы называют чередующимися на «с» и «з». Как использовать их во время написания письма, можно понять из следующего правила:


Также к изменяемым приставкам относят раз-(рас-)/роз(-рос), пра-/про-, пре-/при-. Они подчиняются следующим правилам:

  • В префиксах раз-(рас-)/роз(-рос) в ударном слоге пишется буква «о, а в безударном положении буква «а».
  • В префиксах пра-/про- ставится буква «а», если есть значение давности. В остальных случаях пишется буква «о».
  • В префиксах пре-/при- ставится буква «е», если есть значение «через», «очень», «по-иному», «весьма» (то есть близка к пере-). Буква «и» используется, если имеется значение присоединения, близости, приближения, доведения действия до конца, неполного действия или сопутствующего действия.

Русский язык невероятно богат и отчасти благодаря морфемам, которые, участвуя в словообразовании, создают новые слова . Приставка, она же префикс , - важнейшая морфема, без существования которой половина слов исчезла бы. Ставится она перед корнем и количество этой морфемы в слове может достигать трёх единиц!

Вконтакте

Многие приставки русского языка образованы от синонимичных предлогов. Например: слово отглагольный образовано от сочетания предлога с существительным, от глагола. Некоторые из них заимствованы из других языков. Например, морфема «анти-» означает «противоположность» или же «враждебность». Чтобы быть грамотным и образованным человеком , необходимо знать не только правописание приставок, но и их значение. Данные морфемы в русском языке по форме бывают неизменяемые и изменяемые.

Неизменяемые приставки

Даже не выучивая весь список наизусть, невероятно сложно ошибиться в написании неизменяемых приставок. Они пишутся одинаково при любых обстоятельствах, независимо от того, стоит ли гласная или согласная после них, глухой звук или же звонкий.

  • «о-» , например: окликнуть, обернуться, окинуть;
  • «до-» , например: доехать, добежать, доплыть;
  • «по-» , например: постичь, пожарить, постепенно;
  • «про-» , например: пролежать, пролазить, пробежать;
  • «пра-» , например: прабабушка, прадедушка, праславянский (приставка употребляется в том случае, если слово имеет значение родства, изначального и древнего);
  • «на-« , например: набег, нападение, народ;
  • «за-» , например: застрелить, записать, забежать;
  • «над-» («надо-») , например: надорвать, надсмеяться, надоить;
  • «под-» («подо-») , например: подоконник, подтачивать, подсказывать;
  • «от-» («ото-») , например: отточить, оторвать, отогнуть;
  • «об-» («обо-») , например: оборванный, обсыпанный, обход;
  • «в-» («во-») , например: вцепляться, ворваться, вход;
  • «пред-» , например: предвестник, предвесенний, предшествовать;
  • «пере-» , например: переехать, передвинуть, переждать;
  • «с-» («со-») , например: согнать, сбежать, сдвинуть.

Стоит заметить, что приставки «з-» в русском языке не существует. В начале слова перед согласным буква «з» ставится лишь в нескольких словах: здание, здесь, здешний, здоровье, не видно ни зги.

Изменяемые

Запомнить, то как они пишутся, довольно легко . Важно смотреть на букву, с которой начинается корень, следующий за первой морфемой. Если звук звонкий, то и приставка будет оканчиваться на звонкий согласный. Если же звук глухой, то и окончание её будет глухим.

Важно знать , что это правило неприменимо к словам, приставка в которых неизменяема: сдаться и сгруппироваться.

«Не-» и «ни-» употребляются чаще всего в отрицательных и неопределённых местоимениях , а также отрицательных наречиях, образованных от местоимений. Определить, какая гласная буква будет употребляться довольно просто. Если на морфему падает ударение, то пишем «е», если же приставка безударная - «и».

Например: некто - никто, нечто - ничто, некогда - никогда и т. д.

Это правило применимо к словам других частей речи только в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений или наречий. Например: ничтожный, никчёмный.

Правописание «пре-» и «при-»

«Пре-» и «при-» возможно, самые сложные в написании, потому как необходимо знать все их значения.

Начнём с «при-». Она имеет следующие значения:

  1. Значение приближения. Приезжать, прибегать.
  2. Значение неполноты действия . Пристукивать, притоптывать.
  3. Значение присоединения и скрепления . Приплюсовывать, припаять, пришить.
  4. Значение близкого расположения , прилегания к чему-либо, соседства. Пригород, прибрежье.

«Пре-» употребляется в тех случаях, когда:

  1. Означает высокую степень или качество . Проверить себя можно, заменив её словом «очень». Преинтереснейший (очень интересный), прехорошенькая (очень хорошенькая).
  2. Имеет значение «чрез» и синонимична «пере-» . Преступник (т.е. человек перетупивший через закон), преображение.

Следует тщательно проанализировать слово, чтобы не допустить ошибок, ведь в зависимости от того, какая буква будет использоваться, значение слов будет меняться. Предать друга, но придать значения. Пребывать в стране, но прибывать в страну. Приклониться в дверях, но преклоняться таланту.

Сложно это правило и тем, что в результате заимствований в нашем языке появились слова, значение которых не всегда просто понять. Вот некоторые из них: преамбула, прерогатива, прецедент, примитивный.

Иноязычные приставки

Изучать значение тех или иных иноязычных частей слова не только невероятно полезно, но и интересно. Большинство из них было заимствовано из латинского и греческого языков.

  • «А-» имеет отрицательное значение и указывает на отсутствие какого-то признака. Ахроматизм, алогичный, аморальный ;
  • «Анти-» используется в русском языке для образования слов, имеющих значение противоположности . Антинаучный, антибактериальный, антивирус;
  • Значением высшей степени и превосходства обладает морфема «архи-» . Архипастырь, архиважный;
  • С помощью приставки «гипер-» указывают на превышение нормы. Гиперактивность, гиперчувствительность;
  • «Диз-» (употребляется перед гласными) и «дис-» (употребляется перед согласными) несут в себе значение разделения и отрицания. Дисбаланс, дисгармонировать;
  • Заимствованная «контр-» синонимична русской приставке против. Контрнаступление.

В задании 9 будут только слова, в которых пропущены буквы в приставках.

Для успешного выполнения задания рекомендуем:

2. Выделить приставки;

3. Вспомнить правила и применить их (лучше работать по принципу «от простых правил к сложным»).

Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься. А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при- .

Давайте вспомним, как правильно писать русские приставки.

Приставки, которые всегда пишутся одинаково:

1. Приставки в-, об-, от-, над-, под-, у-, о-, вы-, на-, за-, до-, по-, пере-: войти — внести — вбежать — встать

Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] — это разные произношения одной приставки в-. Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.

Запомнить эти приставки поможет список примеров:

Надпись, подпись и увёртка,
окончание, отвёртка,
выход, вход и нападение,
и доход, и объедение,
а еще заход, поход
и подземный переход.

В русских словах также встречаются заимствованные иноязычные приставки:

дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.

Пиши их всегда одинаково.

2. Приставка с-: сдача

Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже.

Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.

В словах здесь, здание, здоровье , (не видно) ни зги и других подобных буква з относится к корню.

Приставки, которые пишутся неодинаково:

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный - бездомный

Обращайте внимание на границу приставки и корня!

Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова

  • начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : бездомный,
  • если корень начинается на глухой согласный, — с буквой с : беспомощный.

2. Приставки пра-//про : правнук - прогульщик

Если выражены значения:

  • «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: прадед,праславянский язык,
  • любые другие — пиши приставку про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение), пророссийская политика и т. д.

3. Приставки раз- (рас-)//ро´з- (ро´с) : расписать - ро´спись

В приставках раз-, рас-//роз-, рос-

  • без ударения пиши а : расска´з,
  • под ударением - о : ро´сказни.

4. Приставки пре-//при-: премилый, преграда - прийти, привязать, прикрыть, придорожный

Пиши пре-, если передаются значения:

  • «очень» — премилый, престарый,
  • «пере» — преграда.

Пиши при-, если передаются значения:

  • «приближение» — прийти, приехать,
  • «присоединение» — пришить, привязать,
  • «чуть-чуть» — прикрыть, приоткрыть,
  • «около, близко» — прибрежный, придорожный

Обратите внимание:

— Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.

— В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.

— Не путай слова с приставками со сложносокращёнными словами: пединститут, политиздат, спортинвентарь. Никакого отношения к этому правилу они не имеют.

Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в   !

Смотрите также:

Самое необходимое из теории: