Презентация к педсовету и родительскому собранию "школьный буллинг". Презентация "Школьный буллинг

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. Организационная культура как способ решения проблем дисциплины и противостояния насилию

  • Кривцова С.В., начальник Центра практической психологии образования ГБОУ ВО «Академия социального управления»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУЛЛИНГА:
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУЛЛИНГА:
  • Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, он остро ее переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию (Д. Олвеус).
    • Неравенство сил
    • Агрессия
    • Инциденты повторяются уже какое-то время
    • Впечатлительность жертвы (острая эмоциональная реакция)
  • Четыре признака буллинга:
Мифы о буллинге
  • В буллинге участвуют только дети из социально неблагополучных семей? НЕТ
  • Буллинг бывает только у плохих учителей? НЕТ
  • Чаще буллинг встречается у подростков? НЕТ
  • Буллинг проходит сам, это просто одна из подростковых проблем? НИКОГДА
  • Ответственность за буллинг лежит на школьном психологе???
Почему нужно заниматься буллингом?
  • 1. Описаны негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные, для буллеров и жертв
  • 2. Меняет школьный/классный климат
  • 3. Негативно влияет на тех учеников, которые являются наблюдателями
  • 4. Жертвы буллинга могут совершить суицид
Последствия для здоровья
  • Симптомы Не жертвы Жертвы
  • Головная боль 6% 23%
  • Нарушенный сон 23% 42%
  • Абдоминальные боли
  • в животе 9% 20%
  • Чувство нагруженности 9% 17%
  • Тревога 10% 28%
  • Чувство, что я несчастен 6% 23%
  • Депрессия сст 16% 49%
  • Тяжелая депрессия 2% 16%
Типы жертв
  • дети, отличающиеся от основной массы
  • дети с неприятными привычками (неопрятные, плаксивые, навязчивые, трусливые, заискивающие, жадные)
  • дети, которые лучше общаются со взрослыми, чем со сверстниками
  • физически слабые, в том числе инвалиды
  • те, кого не любит учитель
  • новенькие
  • чудаковатые
  • сензитивные (чувствительные)
  • любые другие дети
Одновременно индикаторами буллинга могут быть следующие психосоматические нарушения
  • проблемы с концентрацией внимания,
  • подавленность, угнетенное состояние),
  • раздражительность,
  • чувство неуверенности,
  • повышенная чувствительность,
  • кошмары,
  • боли в желудке,
  • усталость,
  • отсутствие аппетита,
  • бедность социальных контактов,
  • симптомы страха, например, давление в области груди,
  • приступы потливости,
  • боли в спине, в затылке, в мышцах,
  • нарушение сна.
Анкета для изучения буллинга
  • У нас в классе:
  • Сплетничают о ком-то, распространяют ложную или непроверенную информацию
  • Демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов
  • Смеются над кем-то, плохо отзываются
  • За чьей-то спиной плохо говорят об этом человеке
  • Регулярно прячут или портят чьи-то вещи (школьные принадлежности, велосипед …)
  • Кого-то всегда оставляют в стороне, не принимают в игры, не приглашают на дни рождения и т.д.
Больше всего жертв буллинга в младших классах
  • Процент жертв буллинга по классам
Факторы, способствующие буллингу в школе
  • отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.
  • позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников; Они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.
  • равнодушие как установка педагогов
Что делать? (3 уровня работы)
  • Изменить правила школы в отношении случаев буллинга и неуклонно выполнять принятые правила. Принцип: Ни один случай буллинга не должен остатся безнаказанным
  • Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями буллинга в классе. Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно
  • Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами буллинга и их родителями. Принцип: Ученик не должен остаться один на один с насилием
Что не считается эффективным? (что не надо делать)
  • Перекладывать всю ответственность на психолога
  • Переадресовать проблему родителям
  • Провести мероприятие, акцию – вообще что-либо единовременное и краткосрочное
  • Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений
  • Рекомендовать жертве не обращать внимания
Что делать психологу?
  • 1. Рассказать о буллинге администрации и педагогическому коллективу
  • 2. Выслушать мнение каждого учителя и занять согласованную позицию в отношении противостояния буллингу
  • 3. Помочь учителям оформить позицию в конкретные правила и санкции
  • 4. Помочь администрации в создании специального органа: антибуллингового комитета или совета справедливости
Как правильно работать с родителями?
  • Не передавать им всю ответственность
  • Не звонить, пока у вас не сложился какой-то конкретный план (родители буллера редко могут помочь, родители жертвы не должны чувствовать ваше бессилие)
  • Рассказывать на собраниях о буллинге и позиции школы заранее, в начальной школе
  • Применять методику «Без обвинений» с участием родителей
Как правильно работать с учителями?
  • Рассказать о буллинге, научить распознавать маркеры буллинга
  • Побудить каждого занять личную позицию
  • Рассказать о действиях учителей, которые невольно могут спровоцировать буллинг
  • Рассказать, что им делать
  • Вести регулярную супервизионную группу по данной проблеме
Действия учителей
  • Не игнорировать, не преуменьшать значение
  • Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
Действия учителей
  • Занять позицию
  • Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
Действия учителей
  • Разговор с классом
  • Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
  • Проинформировать педагогический коллектив
  • Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов, в церковь и т.д.
Действия учителя
  • Пригласить родителей для беседы
  • Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
  • Программа шефства
  • Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.
Первые признаки буллинга
  • Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия
  • Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки
  • Ученик на всех переменах один
  • Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая
  • С кем-то из учеников никто не хочет сидеть, он всегда один выполняет задания в малых группах
Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе
  • Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе
  • Старшеклассники вертятся возле туалетов младших классов
  • В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого
  • Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону
  • Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться
  • Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды
Действия на уровне школы I. Повышение уровня коммуникативной культуры в школе: учить всех, как обходиться с буллингом (улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе)
  • Повышение квалификации администрации школы по вопросу предотвращения буллинга. В школе должны быть разработаны правила поведения для всех учеников, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В школе также создается Антибуллинговый комитет/ Этический комитет, Совет Отцов, Совет справедливости и т.п.
  • Повышение квалификации администрации по созданию позитивной школьной атмосферы
Действия на уровне школы II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала школы
  • Учителя должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.
  • Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.
  • Учителя должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).
  • Учителя должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.
Действия на уровне школы
  • Учителя должны опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибуллинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей.
  • Учителя должны знать, какие факторы способствуют буллингу.
Обучение персонала проводится систематически в форме тренингов.
  • Обучение персонала проводится систематически в форме тренингов.
  • Они предназначены для всех взрослых, находящихся в зоне возможных конфликтов: от водителя автобуса, охранника, уборщицы до родителей, учителей и администрации.
III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес
  • Дети должны уметь и быть готовы:
  • рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.;
  • вести себя уверенно;
  • искать друзей среди сверстников и одноклассников;
  • избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;
  • заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно;
  • быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);
  • не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
  • учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии.
Методика
  • Методика
  • «Без обвинений»
  • (No blame - approach)
Важные предпосылки применения метода:
  • Участвующие в процедуре «Без обвинений» дети, по возможности, не должны находиться в зависимости от проводящих ее учителей. Поэтому мы рекомендуем приглашать для проведения этого метода специалистов со стороны, например, социальных работников, школьных психологов или даже руководство школы.
  • Чтобы помочь жертве создается группа помощников. Совместно с этими «избранными» ребятами осуществляется поиск персональных предложений – решений по прекращению моббинга.
  • Основное послание:
    • «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!»
    Подготовка
    • Первый разговор с жертвой (см. ниже «Основные вопросы для интервью»)
    • Разговор с родителями жертвы
    • Информирование и подготовка учителей
    Проведение
    • Встреча с группой помощников
    • Второй разговор с жертвой примерно через неделю
    • Последующие беседы с каждым из членов группы; возможно, повторные беседы – индивидуальные или с группой
    • Заключительный праздник, возможно, даже с вручением диплома – примерно через 2 месяца.
    1. Первый разговор с жертвой
    • Интервью с жертвой (см. ниже текст интервью)
    • Объяснить цель: исследовать, что произошло, кто в этом участвовал, а также кто может оказать поддержку.
    • Серьезно отнестись к состоянию жертвы, ее страхам, постараться снизить уровень страха и тревоги.
    • Не встречаться с группой помощников без согласия жертвы!
    Случай Эвелины
    • 6 лет назад Эва вместе с родителями переехала из Баку в Московскую область. С тех пор она посещает здесь школу вместе с другими детьми. Она без акцента говорит на русском, у нее есть подруги. Но в последнее время она чувствует, что две девочки, которых она считала своими основными подругами, начали все больше сторониться ее. Они почти перестали разговаривать с ней и стали бросать в ее сторону упрекающие и обесценивающие взгляды. Они также постоянно комментируют и критикуют ее одежду. Кроме того, она все хуже чувствует себя на занятиях в школьном спортклубе, где кроме тренерши никто из девочек с ней не разговаривает. Во время автобусных поездок никто из класса не садится рядом с ней, а если она сама пытается подсесть к кому-то из своих подруг, они заявляют, что место занято. Эва страдает от чувства неуверенности в себе и не может последовать совету родителей вести себя тверже и защищаться от нападок.
    • Ее не покидает чувство: что бы она ни делала, все будет неправильно.
    • Ситуация для Эвы обострилась, когда перед совместной поездкой класса девочки объявили ей, что если она примет участие в этом мероприятии, то ей «будет хуже». Она попыталась взять освобождение от занятий на это время, но родители не поддержали ее. Теперь она все чаще думает о том, что лучше было ей вообще не жить, она полна страха и отчаяния.
    • Эвелина решила рассказать о своей проблеме классной руководительнице. Та отвела девочку к школьному психологу С.И. Та попросила девочку рассказать о своей ситуации в классе и в спортклубе (история буллинга). Вместе они подумали о том, при каких условиях Эвелина все же сможет принять участие в коллективной поездке класса. С.И. рассказала Эве, как проводится процедура методики «Без обвинений». Эва очень боится, что ее ситуация в классе может еще больше ухудшиться. В качестве следующего шага С.И. решает провести беседу с родителями Эвы.
    2. Разговор с родителями жертвы
    • Понять позицию родителей Войти в доверительные отношения с родителями (получить их разрешение на применение методики)
    • Рассказать о методе «Без обвинений» и его возможностях
    3. Подготовка и информирование других
    • Информирование других учителей
    • Формирование группы примерно из 6 человек, в которую входят как буллеры, так и нейтральные ребята – мальчики и девочки!
    • Планирование мероприятий
    Планирование мероприятий
    • Школьный психолог С.И. и классный руководитель информируют о происходящем всех учителей, ведущих занятия в классе Эвы и формируют группу помощников. В нее входят обе зачинщицы буллинга (Клавдия и Ирина), две «нейтральных» девочки, обладающие хорошей социальной компетентностью, (Светлана и Наташа), и два никак не вовлеченных в ситуацию буллинга мальчика (Николай и Денис).
    4. Встреча с группой помощников
    • Основное послание: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!»
    • Установка:
    • Объяснить, в чем проблема (моя проблема), никого не обвинять
    • не дискутировать по поводу прошлого
    • никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее
    • что может сделать каждый человек из группы? Никаких обещаний!
    • Вы сможете это сделать! передать ответственность группе.
    • Провести повторный разговор примерно через неделю
    • На следующее утро классный руководитель объявил ребятам, вошедшим в группу помощников, о том, что после уроков их ждет групповое занятие с психологом С.И. приветствует собравшихся шестерых ребят и говорит им о том, что она сильно обеспокоена в связи с тем, что одной девочке из их класса приходится так плохо, что она даже собирается отказаться от общей поездки. Ребята сразу же спрашивают, не об Эве ли идет речь! С.И. подтверждает их предположение и сообщает о том, что Эва на протяжении вот уже нескольких недель почти не может спать из-за того, что чувствует всеобщее отвержение ее классом.
    • С.И.: «Я не могу самостоятельно разрешить эту проблему, поэтому мне нужна ваша помощь, чтобы как можно быстрее сделать так, чтобы Эва почувствовала себя лучше». С.И. объясняет ребятам, в чем состоит ее основная установка (см. выше) в этой групповой работе. Клавдия и Ирина снова и снова пытаются защищаться, не соглашаясь с тем, что дело зашло так далеко.
    • Речь идет не о поиске виноватых, а о поиске путей выхода. Светлана и Наташа предлагают заботиться о Елене на переменах или на групповых занятиях. Николай и Денис берут на себя заботу о том, чтобы кто-нибудь из мальчиков не начал внезапно атаковать Эву. Ирина и Клавдия сначала уведомляют С.И., что они не собираются становится лучшими подругами Эвы. Затем Ира говорит, что собирается перестать сплетничать об Эве с другими девочками. Клавдия решает, что постарается в ближайшие недели пореже попадаться Эве на глаза, но если они все же встретятся где-то, то будет здороваться с ней.
    • Психолог С.И. последовательно проводит позицию:
    • С.И. записывает все предложения ребят и говорит им о том, что через неделю она снова будет беседовать с ними, чтобы узнать, каких успехов они добились в реализации своих инициатив. С.И. также коротко встречается с Эвой, чтобы сообщить ей о том, что шесть помощников собираются что-то предпринять, чтобы помочь ей. Она также договаривается с нею о проведении следующей встречи через неделю.
    5. Второй разговор с жертвой
    • Узнать, какие произошли перемены, и какое сейчас самочувствие Еще раз проверить, какие возможности влияния на ситуацию есть у жертвы
    • Эва рассказала о том, что ездила в поездку с классом. Перед этим она почти не спала, но день, несмотря на усталость, прошел хорошо. Она очень рада также, что на переменах Наташа и Светлана несколько раз заговаривали с ней и даже предложили ей что-то из своих завтраков. Если на уроках ребята разбивались на группы, то она видела, что ее выбирают в последнюю очередь. Но два раза учительница помещала ее в группу, где были Николай и Денис, и все проходило хорошо. Она гордится тем, что все-таки приняла участие в поездке класса и что там даже делилась с ребятами каким-то мелочами из еды или своей жевательной резинкой. Она собирается также начать активнее общаться с ребятами из параллельного класса, с которыми у нее до сих пор не было никаких проблем. А если ситуация опять станет хуже, то она знает, что теперь всегда может обратиться за помощью к классному руководителю или к психологу С.И.
    6. Индивидуальные беседы с каждым членом группы помощников
    • Через неделю проводятся индивидуальные беседы со всеми членами группы:
    • Как у тебя прошла эта неделя?
    • Что тебе удалось сделать из того, что запланировал?
    • Как ты думаешь, как себя сейчас чувствует … (имя жертвы)?
    • Что ты можешь сказать о других помощниках из группы?
    • Какие у тебя еще есть наблюдения касательно данной ситуации?
    • Что можно было бы еще улучшить?
    • Хочешь ли ты продолжать участие в этой акции и дальше?
    • Если видно, что никаких позитивных изменений не произошло, через неделю снова провести индивидуальные беседы.
    • Если есть успехи, повторить встречи через 6 недель для подведения итогов и заключительного праздника.
    Пример:
    • С.И. проводит со всеми членами группы индивидуальные беседы, беря за основу приведенные выше вопросы. У Николая и Дениса сложилось впечатление, что они не внесли никакого активного вклада в развитие ситуации, и поэтому чувствовали себя бесполезными. С. И. еще раз напомнила им о том, какую важную функцию они выполняют, оберегая Эву в среде других мальчиков. Клавдия вела себя в беседе очень неуверенно и была немногословной. Выяснилось, что ее мучают угрызения совести, поскольку до начала акции она неоднократно отнимала у Эвы ее школьные принадлежности. Она решила написать Эве небольшое письмо с извинениями, а также купить для нее новые ластик, линейку и карандаши. Ирина недовольна собой, поскольку так и не смогла удержаться от сплетен. С.И. обсудила с ней возможные стратегии прекращения подобного поведения и предложила ей встретиться по этому поводу через две недели. Света и Наташа с радостью поделились своими успехами и сказали, что только сейчас по-настоящему узнали Эву. В выходные они наметили втроем походить по магазинам.
    7. Подведение итогов
    • Вместе с группой посмотреть, что произошло за последнюю неделю. Вместе с группой отметить успехи (например, чаепитием, выдачей диплома)
    • Через 6 недель: С.И. узнала от Эвы, ее родителей и классного руководителя, что девочке стало значительно лучше. Теперь Эва уже может вполне представить себе поездку по Золотому кольцу и надеется, что будет жить в одной комнате с Наташей и Светой. Незадолго до начала летних каникул С.И. еще раз встретилась с группой помощников, чтобы подвести итоги. Было организовано праздничное чаепитие и каждому выданы дипломы в качестве признания их вкладов в урегулирование ситуации.
    8. Поддержание контакта с семьей жертвы и учителем
    • Через некоторое время снова осведомиться о том, сохраняются ли достигнутые изменения.
    • Предложить жертве и ее семье при необходимости обращаться за помощью.
    • В начале следующего учебного года психолог С.И. возобновила контакты с семьей Эвы и ее новой классной руководительницей и с интервалом примерно в месяц регулярно спрашивала их о том, как чувствует себя девочка. Все знали, что при необходимости они всегда могут обратиться к С.И. Новая классная руководительница была благодарна С.И. за то, что та помогла ей распределить девочек по группам для проживания на территории осеннего лагеря.
    Основные вопросы для интервью во время первой встречи с жертвой
    • Цель этой беседы в том, чтобы выяснить, что происходит, кто участвует в травле, а также с кем, возможно, у жертвы еще есть хорошие отношения и каковы собственные ресурсы жертвы по урегулированию ситуации. На основе информации, полученной в этой беседе, впоследствии специалист (например, социальный работник), применяющий метод No Blame Approach, вместе с классным руководителем формирует группу помощников.
    • Вопросы интервью:
    • Сколько времени уже длится эта ситуация?
    • Что тебе пришлось пережить? В какой форме осуществлялись притеснения? Что конкретно происходило? Что тебя больше всего задевало / ранило?
    • Кто в этом участвовал?
    • Как эти нападки повлияли на тебя? Что ты ощущал?
    • Какой была твоя жизнь в это время?
    • Пытался ли ты что-то против этого предпринять? Что и когда?
    • Как обстояли дела с аппетитом, сном, здоровьем и т.д.?
    Оцени степень своего отчаяния (чувства безнадежности ситуации, своей беспомощности): 0 --- 5 --- 10
    • Оцени степень своего отчаяния (чувства безнадежности ситуации, своей беспомощности): 0 --- 5 --- 10
    • Какова степень твоей уверенности в себе / веры в лучшее: 0 --- 5 --- 10
    • Думал ли ты о том, что больше не можешь это выдерживать? Какие мысли у тебя были о том, что ты мог бы в этой ситуации сделать?
    • Чего бы ты хотел (твое желание)? По каким признакам ты мог бы определить, что тебе стало лучше?
    • Что должно было бы произойти, чтобы в школе, в гардеробе, в классе, на переменах, по дороге в школу тебе стало лучше?
    • Как ты думаешь, что ты сам мог бы сделать, чтобы изменить свою ситуацию к лучшему?
    • Есть ли еще что-то важное, о чем ты хотел бы сказать?

    Школьное насилие Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, отторжение, изоляция, отказ от общения и пр. Избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Эмоциональноенасилие Физическое насилие насилие 3


    Насилия не так уж много - в нашей школе его вообще нет! несколько раз в неделю – 9%, один раз в неделю – 5% 1-2 раза в месяц – 29 % 2-3 раза в месяц – 8% Ни разу – 49% Частота случаев боулинга в средней и старшей школе по данным Б.Лоуси По данным Дэна Олвеуса примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира 2-3 раза в месяц становятся жертвами боулинга. 7% девочек и 12 % мальчиков являются инициаторами травли баллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран. Это неправда. 4




    Частота встречаемости различных форм боулингового поведения в нашей школе Формы боулингового поведения 33 Оскорбления, клички 23 Распускание слухов, клеветы 28 Изоляция, исключение из группы, бойкот, игнорирование 22 Физические формы агрессии: удары, толчки, щипки, уколы 24 Комментарии сексуального характера 13 Комментарии расистского толка 11 Вымогательство 12 6




    Типичные черты учащихся, склонных становиться були (агрессор) - испытывают сильную потребность господствовать - импульсивны и легко приходят в ярость; - часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей; - не испытывают сочувствия к своим жертвам; - они обычно физически сильнее других мальчиков; - дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием - дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки 8








    Поведение жертвы определяется по следующим показателям: его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны; на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии; во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых; 12


    Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища; на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками; опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним. 13


    Снижение эффективности или продуктивности в учебе, работе, быту; Чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения; Пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; Чувство горькой печали, переходящей в плач; Повторяющиеся мысли о самоубийстве или смерти. Признаки депрессии 14


    15


    Причины возникновения боулингового поведения Конфликты в семье Несчастная любовь Результат употребления наркотиков, алкоголя Ощущение безысходности ситуации Школьные проблемы (отношения со сверстниками, проблемы связанные с учебой) Стремление дать понять окружающим, что человеку плохо 16


    Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва боулинга. Скажите ребенку: Я тебе верю Мне жаль, что с тобой это случилось Это не твоя вина Хорошо, что ты мне об этом сказал Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность 17




    Задачи на уровне школы по противостоянию боулингу I.Повышение уровня коммуникативной культуры в школе: учить всех, как обходиться с боулингом (улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе). II.Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай боулинга в их адрес (школьная служба по примирению) 19



    Виды буллинга в школе. Методы профилактики.

    Анна Волкова, 16.02.2018

    1495 145

    Содержимое разработки

    Слайд 1 «Добро пожаловать!»

    Слайд 2

    Особенности и виды буллинга в школе

    Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление, в котором обуючащегося называли раньше "белой вороной", "козлом отпущения", а теперь жертвами буллинга?

    Слайд 3

    Буллинг ( от англ. Bullying) - травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

    О травле в образовательных, закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах, включая Россию. Тем не менее, реальное изучение буллинга началось лишь в конце 20 века. В современном мире школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике. Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.

    Слайд 4

      Оно осуществляется регулярно.

    Слайд 5

    Существуют следующие виды буллинга:

    1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).

    2. Психологический школьный буллинг –насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

    Слайд 6

    Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

      вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей . Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;

      невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);

      запугивание использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;

      изоляция жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом . С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;

      вымогательство от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания ;

      повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;

      школьный кибербуллинг оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет ).

    Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

    Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

    Слайд 7

    В ситуации травли всегда есть:

    " Агрессор " человек, который преследует и запугивает жертву.

    "Жертва " – человек, который подвергается агрессии.

    "Защитник " – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

    «Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

    "Сторонники " – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

    " Наблюдатель " – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

    Слайд 8

    Типичные черты обучающихся, склонные становиться " агрессорами " буллинга:

      Испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;

      импульсивны и легко приходят в ярость;

      часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;

      не испытывают сочувствия к своим жертвам;

      если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;

      дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

    Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.

    "Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.

    Слайд 9

    Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

      физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

      особенности поведения замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

      особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);

    Слайд 10

      плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;

      страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;

      отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;

      особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;

      низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

    Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.

    В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения). Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга, чем мальчикам.

    Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.

    Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

    Слайд 11

      притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

      боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;

      меняется поведение и характер ребенка;

      явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

      частые просьбы дать денег, воровство;

      снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

      постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

      молчаливость, нежелание идти на разговор;

      суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

    Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

    Слайд 12

    Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга:

    Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей . Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

    О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

    Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

    По результатам исследования норвежского психолога Дана Ольвеуса, у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий. Даже психика сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.

    Слайд 13

    Признаки буллинга:

      кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);

      школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;

      на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;

      школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

      во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;

      на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;

      ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;

      признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);

      один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;

      младшие школьники боятся зайти в туалет;

      дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

    Слайд 14

    Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:

    1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

    2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

    3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями .

    Слайд 15

    Слайд 16

    Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.

    Скажите ребенку:

      Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).

      (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).

      Это не твоя вина . (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

      (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).

      (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

    Слайд 17

    Директору ОУ ___________
    от _______ (Ф.И.О., должность, место работы)

    ЗАЯВЛЕНИЕ

    «___» __________20_года в____ часов ____ минут были обнаружены (указать кем)
    признаки буллинга в отношении несовершеннолетнего (указать несовершеннолетнего,
    его местожительство, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами
    (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены
    действия (указать какие). Признаками, дающими основания подозревать буллинг,
    являются (указать конкретные признаки).
    Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.
    «___» __________20_года
    ____________________________________

    Слайд 16

    На имя директора
    от (ФИО ребёнка)

    Класс


    Довожу до вашего сведения, что я (ФИО) число месяц, год время место, пострадал от
    действий (имя обидчика), описание случившегося.
    Указание возможной причины и текущего эмоционального и физического состояния
    пострадавшего.

    Число, подпись

    Слайд 19

    На имя директора
    от (ФИО ребенка)

    Объяснительная

    Число, подпись

    Слайд 20 «Спасибо за внимание!»

    Упражнение «Поменяйтесь местами»

    Выбирается водящий, он встает в центр. Все остальные сидят в кругу на стульях, для водящего стула нет. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто или у кого… (кто любит гулять, кто сегодня не завтракал, у кого есть часы и т.д.)». Обладающие этим признаком должны встать и быстро пересесть на другое место (соседний стул занимать нельзя), водящий тоже спешит занять освободившийся стул. Тот, кто не успел пересесть, становиться водящим.

    Упражнение «Шутливое письмо»

    Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

    Инструкция педагога-психолога:«Выберите кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором безмерно преувеличьте все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преумножить и «провинности» этого человека. Старайтесь писать настолько смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом».

    Вопросы для обсуждения:

    Как вы себя чувствовали, когда писали шутливое письмо?

    Что было при этом труднее всего?

    Легко ли вам было преувеличить собственные чувства, например злость или обиду?

    Можете ли вы иногда смеяться над собой?

    Как вы думаете, что бы сказал человек, которому вы писали, если бы прочитал ваше письмо?

    Когда полезно смеяться над конфликтом? (Например, когда конфликт возникает по недоразумению.)

    Упражнение «Поиграем в ситуации»

    - Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)

    - обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность.

    Приложение к игре «Поиграем в ситуации»

    Содержимое разработки



    Тема

    Буллинг в школе


    Буллинг

    травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.


    Главные компоненты буллинга :

    • Это агрессивное и негативное поведение.
    • Оно осуществляется регулярно.
    • Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
    • Это поведение является умышленным.

    Виды буллинга:

    Физический школьный буллинг

    Психологический школьный буллинг



    Ситуация травли

    «Агрессор»

    «Агресята»

    «Жертва»

    « Сторонники»

    «Защитник»

    «Наблюдатель»


    Типичные черты учащихся, склонных становиться « агрессорами»

    - испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;

    Импульсивны и легко приходят в ярость;

    Часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;

    Не испытывают сочувствия к

    своим жертвам;

    Если это мальчики, они обычно

    физически сильнее других

    мальчиков;

    Дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).


    Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:

    физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

    особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;

    особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;


    неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;

    страх перед школой , неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,

    провоцируя агрессию;

    отсутствие опыта жизни в коллективе

    (домашние дети);

    болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

    низкий интеллект и трудности в обучении.


    Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

    Притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

    Боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, опаздывают;

    Поведение и темперамент меняются;

    Явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

    Частые просьбы дать денег, воровство;

    Снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

    Постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

    Молчаливость, нежелание идти на разговор;

    Суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид


    ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЖЕРТВЫ БУЛЛИНГА

    Регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого – то из преследователей


    Признаки, по которым можно распознать буллинг:

    Кого-то зажимают в углу помещения;

    Когда взрослый подходит к группке детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);

    • один из учеников ни выбирается другими

    (в изоляции);

    Весь класс смеется над одним и тем же учеником;

    Очень обидные прозвища;

    По лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;

    Младшие школьники боятся зайти в туалет;

    Школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы


    Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга.

    1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

    2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

    3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.


    • Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе
    • Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно
    • Оказать поддержку потерпевшему.
    • Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации
    • Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы)

    Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.

    Скажите ребенку:

    • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
    • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
    • Это не твоя вина . (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
    • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
    • Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

    Форма заявления о подозрении на буллинг

    Директору ОУ ___________ от _______ (Ф.И.О., должность, место работы )

    ЗАЯВЛЕНИЕ

    «___» __________20_года в____ часов ____ минут были обнаружены (указать кем) признаки буллинга в отношении несовершеннолетнего (указать несовершеннолетнего, его местожительство, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены действия (указать какие). Признаками, дающими основания подозревать буллинг, являются (указать конкретные признаки). Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности. «___» __________20__ года ____________________________________


    Форма заявления для ребенка о случае жестокого обращения

    На имя директора от (ФИО ребёнка)

    Довожу до вашего сведения, что я (ФИО) число месяц, год время место, пострадал от действий (имя обидчика), описание случившегося. Указание возможной причины и текущего эмоционального и физического состояния пострадавшего.

    Число, подпись


    Объяснительная для ребенка-агрессора

    На имя директора от (ФИО ребенка)

    Объяснительная

    Я ФИО время, место, что сделал, кто пострадал, объяснение причин.

    Число, подпись


    Школьный буллинг,

    или

    Давайте

    жить дружно!

    Подготовила:Иванцова Л.А.


    Буллинг

    (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира)

    определяется как притеснение, дискриминация, травля


    Эндрю Миллер

    определяет буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

    Однако, говоря о школе, следует сказать,

    что буллинг проявляется не только

    в детских взаимоотношениях, но также

    и в системе отношений

    «учитель/взрослый-ребенок».


    • Физический . Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
    • Поведенческий . Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
    • Вербальная агрессия . Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
    • Кибербуллинг . Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

    • Семья и окружение . Пример поведения школьники берут от своих родителей и общества.Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
    • Школа . Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах.
    • Над чем следует задуматься педагогу.

    • Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей :
    • жертва,
    • агрессор
    • и наблюдатели.

    Агрессор буллинга в школе, характеристика буллера:

    • Неуравновешенность, самовлюбленность . Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно завышенной самооценкой. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Иногда буллинг для девочек - это инструмент для борьбы с соперницами. При этом жертва необязательно должна бросать вызов явно. Достаточно быть красивее и успешнее.
    • Чрезмерная злоба, враждебность, желание «почесать кулаки» . Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.
    • Возвышенное положение в обществе . Дети из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза, предпочитая откупаться солидной суммой, чем проводить время вместе. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий, кроме как немного опустевшего семейного счета

    Последствия для жертвы буллинга в школе

    • Расстройства психики . Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога.
    • Сложности во взаимоотношениях . В большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
    • Болезни . Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Болевой синдром уходит только после работы психолога.

    • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание . До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
    • Влияние на агрессора извне . После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.
    • Привлечение авторитетного союзника . Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему.

    • Прямота . Называем проблему своим именем - это травля, гнобление. Объясните, что травля - это проблема класса, а не конкретного человека.
    • Смена ролей . Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
    • Введение новых правил поведения и ответственность . Изменения могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
    • Помощь специалиста . Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

    • Общение . Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является - травлей. И пообещать помочь справиться. Поможет условие: или разговор с учителем, или другая школа.
    • Поддержка . Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать ребенку. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне.
    • Разговор в школе . Чтобы прекратить буллинг в школе и насилие, при разговоре с педагогами называйте вещи своими именами и требуйте этого от них.

    Профилактика буллинга в школе

    • Предотвратить насилие проще, чем подавить его.
    • «НИКОГДА НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ, ЧТО НЕБОЛЬШОЙ ГРУППЕ ЧУТКИХ И ПРЕДАННЫХ СВОЕМУ ДЕЛУ ЛЮДЕЙ ПО СИЛАМ ИЗМЕНИТЬ МИР»