Габриелян остроумов химия для студентов. Габриелян, Олег Сергеевич - Химия: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Химия 8 класс

Габриелян, Остроумов, Сладков

Просвещение

Изучение химии в десятом классе открывает перед школьниками неизведанные ранее просторы, они переходят от неорганической химии к органическим соединениям. И тут важно не упустить самую суть, с начала погрузиться в материал, и постараться вникнуть в теорию и практику.

Для этого может пригодиться решебник к учебнику "Химия 8 класс Учебник Габриелян, Остроумов, Сладков Просвещение" .

Чем полезен решебник для учеников

Готовые домашние задания помогут не только избежать негативных оценок и получить положительный балл по предмету, но и дадут следующие возможности:

  • Поддержка в разборе непонятных тем.
  • Оценить усвоение материала.
  • Улучшить оценки по химии.

Конечно, он не является решением всех проблем и панацеей. Тем не менее, на практике проверено, что лучше с решебником , чем без него.

Кем используется книга

Как правило, не только школьники пользуются решебниками , он может также пригодиться и педагогам и просто взрослым, которые хотят, например, проверить свои знания или уроки у детей. Основным преимуществом в любом варианте тут является существенная экономия времени, которая позволяет не застревать на сложных задачах и вникать в суть дела с самого начала.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Профессиональное образование О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов Химия для профессий и специальностей технического профиля Учебник Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Регистрационный номер рецензии 403 от 19 августа 2015 г. ФГАУ «ФИРО» 4-е издание, стереотипное

2 УДК 54(075.32) ББК 24я723я722 Г121 Рецензент преподаватель высшей квалификационной категории КМПО РАНХ и ГС при Президенте РФ, канд. хим. наук, доцент Э. Р. Кехарсаева Габриелян О. С. Г121 Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. С. Габрие лян, И. Г. Остроумов. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», с., с. цв. ил. ISBN Учебник разработан с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а также профиля профессионального образования. На базовом уровне изложены теоретические основы химии, рассмотрены вопросы химии основных классов неорганических веществ. Особое внимание уделено свойствам, промышленным способам получения и применению в технике металлов и неметаллов. Описаны свойства, получение и направления использования органических соединений. Приведены контрольные вопросы, задания и расчетные задачи. Даны рекомендации по выполнению лабораторных опытов и практических работ по общей, неорганической и органической химии. Для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности среднего профессионального образования. Условные обозначения: термины и определения УДК 54(075.32) ББК 24я723я722 законы, правила, положения исторические сведения, интересные факты Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Габриелян О. С., Остроумов И. Г., 2016 Образовательно-издательский центр «Академия», 2016 Оформление. Издательский центр «Академия», 2016

3 К читателям Дорогие друзья! Вы открыли учебник химии, предназначенный для профессий и специальностей технического профиля, и подумали, что этот предмет будет для вас не основным. И ошиблись, потому что современная техника и технология без знаний химии несостоятельны. Достаточно сказать, что только перечисление названий новых материалов, широко используемых в современной технике, может занять целый том. А работа с этими материалами, во многом основанная на знании химии и использовании химических превращений (реакций), позволяет достичь экономического, экологического, эстетического эффектов. Вам, как будущим высококвалифицированным специалистам технического профиля, необходимо знать, что нет ни одной области деятельности, в которой бы не использовались различные вещества, материалы или химические процессы. Например, 90 % энергии, которую производит и потребляет человечество, это результат химических реакций. Практически все, что выпускают современные промышленность и сельское хозяйство, связано с химией. Без глубоких знаний химии невозможно освоить специальности, входящие в соответствии с классификатором в такие укрупненные группы, как «Техника и технологии строительства», «Информатика и вычислительная техника», «Машиностроение», «Технологии материалов», «Технологии легкой промышленности» и др. Учебник соответствует программе общеобразовательной учебной дисциплины «Химия», одобренной научнометодическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 26 марта 2015 г. и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы 3

4 К читателям 4 СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. В процессе изучения нашего предмета вам предстоит не только усвоить определенную сумму знаний и навыков, но и, в значительной степени, научиться получать их из различных источников, перерабатывать их, делать выводы и заключения, т. е. формировать информационную компетенцию. При оформлении собственного информационного продукта, представлении (презентации) его однокурсникам, преподавателям и общественности необходимо научиться отстаивать свою точку зрения, при этом слышать и уважать чужое мнение, а следовательно, корректировать свою позицию. Это позволит вам совершенствовать собственную коммуникативную компетенцию. Освоение дисциплины предполагает не только аудиторные занятия, но и самостоятельную работу. В соответствии с программой курса на аудиторные занятия и самостоятельную работу отводится одинаковое количество времени. На изучение химии в техническом профиле СПО выделено 117 аудиторных часов по специальностям СПО и 171 аудиторный час по профессиям СПО. Для лекций предусмотрено не более 40 % общего времени аудиторных занятий, остальное время занимают практические и лабораторные занятия. На этих занятиях значительное место отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, безопасно и экологически грамотно обращаться с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве. Самостоятельная работа предполагает не только выполнение домашних заданий, работу с учебником и другими печатными изданиями, входящими в учебно-методический комплект, но и использование электронного учебника, а также поиск информации в Интернете. Назовем лишь такие популярные ресурсы, как ru; edu.ru; и др. Бережное отношение к окружающему миру, элементарные химические знания, без которых не обойтись ни одному специалисту технической сферы деятельности, вот залог грамотного и эффективного использования достижений химической науки. Кроме того, химическая грамотность необходима и в повседневной жизни. Уважительное с точки зрения химии обращение с веществами, материалами, пре

5 паратами бытовой химии, бытовыми приборами необходимое условие безопасной и комфортной жизни. Содержание учебника соответствует федеральным государственным образовательным стандартам среднего общего и среднего профессионального образования. Кроме того, в нашем учебнике представлен материал профильного и профессионально значимого содержания, он выделен цветом. В конце каждого параграфа приведены вопросы и упражнения для обязательного выполнения. Профильные и профессионально значимые задания отмечены звездочкой. Желаем успеха! К читателям

6 Раздел I Общая и неорганическая химия

7 Глава 1 Основные понятия и законы химии Прочитав эту главу, вы узнаете: что является предметом изучения химии; что такое простое вещество и каковы причины явления аллотропии; как отображается химический состав вещества и что показывает химическая формула; как найти относительную молекулярную массу вещества; какие основополагающие законы применяются в химической практике Предмет химии. Основные понятия химии. Аллотропия Еще в 1748 г. основоположник отечественной химии М. В. Ломоносов писал: «Химическая наука рассматривает свойства и изменения тел, состав тел, объясняет причи 7

8 Основные понятия ну того, что с веществами при химических превращениях происходит». Сравните определение, данное великим М. В. Ломоносовым, с современным определением. Химия это наука о составе, строении, свойствах и превращениях веществ. Исходя из современного определения химической науки, которое удивительно близко к ломоносовскому, рассмотрим некоторые основные первоначальные понятия: вещество, атом, молекула, химический элемент и др. Вещество один из видов материи, который характеризуется массой покоя. Это совокупность атомов, ионов или молекул, состоящих из одного или нескольких химических элементов. Какой же вид материи нельзя назвать веществом? Какой вид материи не имеет массы покоя? Из курса физики вы знаете, что к такому виду материи относятся различные поля, в том числе электромагнитное и гравитационное. Атом это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов. Атом наименьшая частичка химического элемента, предел химической делимости материи. Молекула это отдельная электронейтральная частица, образующаяся при возникновении ковалентных связей между атомами одного или нескольких элементов, которая определяет химические свойства вещества. Химический элемент это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. 8 Все элементы (и простые вещества) обычно делят на металлы и неметаллы. К неметаллам относят 22 элемента: водород, бор, углерод, кремний, азот, фосфор, мышьяк, кислород, серу, селен, теллур, галогены и благородные газы; к металлам все остальные элементы. Вещество, образованное одним химическим элементом, называют простым. Один и тот же химический элемент

9 может образовать несколько простых веществ. Это явление называют аллотропией, а различные простые вещества, образованные одним элементом, аллотропными видоизменениями, или аллотропными модификациями (например, алмаз и графит это простые вещества, образованные одним и тем же элементом углеродом). Очень интересно, а в настоящее время и практически значимо превращение одной аллотропной модификации углерода (графита) в другую (алмаз): С(графит) С(алмаз) Этот процесс используют для получения искусственных алмазов. В 1954 г. ученые лаборатории знаменитой американской фирмы «Дженерал Электрик» получили черные кристаллики искусственных алмазов массой 0,05 г при экстремальных условиях: давлении атм и температуре С. Такие алмазы стоили в сотни раз дороже природных. Но уже в течение 10 лет были разработаны технологии, позволяющие получить в одной камере за несколько минут 20 и более граммов алмазов. Современное производство искусственных алмазов основано на их получении из графита не только при сверхвысоких, но и при низких давлениях. Такие алмазы сравнительно дешевы, однако используются преимущественно в технических целях в металлургии и машиностроении, радиоэлектронике и приборостроении, геологоразведке и горной промышленности. Причиной трагического исхода некоторых экспедиций, покорителей полярных (арктической и антарктической) «шапок» Земли, явилось то, что исследователи не учли взаимопревращение аллотропных модификаций олова: Sn(белое) Sn(серое) Белое олово это мягкий пластичный металл, с которым мы чаще всего и сталкиваемся. Однако при понижении температуры оно может превращаться в серое олово порошок, обладающий свойствами неметаллов. Такое превращение ускоряется самим серым оловом: достаточно появиться всего лишь одной пылинке серого олова, как начинается процесс, который уже невозможно остановить. При этом изделие из белого блестящего металла превращается в серый невзрачный порошок. Такой процесс носит образное название «оловянная чума». Именно он и стал причиной гибели экспедиции Р. Скотта, пытавшегося в 1912 г. покорить Южный полюс. Экспедиция Скотта использовала Основные понятия 9

10 Основные понятия 10 для хранения продуктов и керосина железные канистры, запаянные оловом. На сильном морозе оловянный припой канистр рассыпался, и экспедиция осталась без топлива. Для многих других химических элементов также характерно явление аллотропии. Так, кислород образует две модификации кислород О 2 и озон О 3 (греч. оzon пахнущий). Озон содержится в верхних слоях атмосферы и интенсивно поглощает ультрафиолетовые лучи. Таким образом атмосфера защищает жизнь на Земле от коротковолнового излучения. Вместе с тем атмосфера пропускает инфракрасное излучение Солнца, но благодаря содержащемуся в атмосфере озону, углекислому газу и водяному пару она непрозрачна для инфракрасного излучения Земли. Если бы эти газы не содержались в атмосфере, Земля превратилась бы в безжизненный шар, средняя температура на поверхности которого была бы 23 С, в то время как фактически она равна +14,8 С. Перед человечеством стоит насущная задача сохранить этот жизнеобеспечивающий экран от разрушения, так как с космиче ских спутников приходят тревожные данные об уменьшении толщины озонового слоя атмосферы так называемых озоновых дырах (цв. вклейка, рис. 1). Озон и кислород, будучи простыми веществами, образованными одним элементом, тем не менее обладают разными свойствами. Кислород не имеет запаха, а озон пахнет свежестью. Озон в отличие от кислорода бактерициден; это свойство используют для обеззараживания питьевой воды (озонирование воды гораздо безопаснее для здоровья человека, чем хлорирование). Озон гораздо более сильный окислитель, чем кислород, поэтому он энергично обесцвечивает краски, окисляет серебро, разрушает органические соединения. Последнее свойство позволяет использовать его для устранения неприятных запахов, т. е. дез одорирования. Аллотропия является одним из факторов, обусловливающих многообразие веществ. Она вызывается двумя основными причинами: 1) переходом количественных изменений в качественные, в чем нетрудно убедиться на примере аллотропии кислорода; 2) различным кристаллическим строением аллотропных модификаций; например, все модификации углерода имеют атомную кристаллическую решетку, но у алмаза она объемная тетраэдрическая, а у графита слоистая, поэтому так непохожи свойства алмаза и графита.

11 Контрольные вопросы и задания 1. Что является предметом изучения химии? Дайте определение понятия «вещество». Как соотносятся понятия «вещество» и «материя»? 2. Какие частицы называют атомами и молекулами? 3. Дайте определение понятия «химический элемент». 4. Какие вещества называют простыми? Приведите примеры. 5. Охарактеризуйте явление аллотропии. Какие факторы его вызывают? Приведите примеры аллотропных модификаций кислорода. Сравните их. Укажите фактор, который вызывает аллотропию этого элемента. 6. Расскажите об аллотропии углерода. Сравните аллотропные модификации углерода. Назовите основные области их применения. *7. Охарактеризуйте техническое значение олова и области применения этого металла. *8. Подготовьте сообщение об истории получения искусственных алмазов и назовите области их применения. *9. Подготовьте сообщение на тему «Обеззараживание питьевой воды: пути и перспективы». Основные понятия 1.2. Состав вещества. Измерение вещества Простые вещества это вещества, образованные одним химическим элементом. Однако гораздо больше веществ сложных. Вещества, состоящие из двух и более химических элементов, называют сложными. Различают качественный и количественный состав веществ. Качественный состав это совокупность химических элементов и (или) атомных группировок, составляющих данное химическое вещество. Количественный состав это показатели, характеризующие количество или число атомов того или иного химического элемента и (или) атомных группировок, образующих данное химическое вещество. Состав веществ отображают посредством химической символики. По предложению Й. Я. Берцелиуса элементы принято обозначать первой или первой и одной из последующих букв латинских названий элементов. 11

12 Основные понятия Химический знак (символ) несет значительную информацию. Он обозначает название элемента, один атом его, один моль атомов этого элемента. По символу химического элемента можно определить его атомный номер и относительную атомную массу. Химическая формула это способ отображения химического состава вещества. Как и химический знак, химическая формула несет немалую информацию. Она обозначает название вещества, одну молекулу его, один моль этого вещества. По химической формуле можно определить качественный состав вещества, число атомов и количество вещества каждого элемента в одном моле вещества, его относительную молекулярную и молярную массы. Формулы веществ составляют на основании еще одного важнейшего понятия химии валентности. Валентность это способность атомов одного химического элемента соединяться со строго определенным числом атомов другого химического элемента. Например, атом водорода одновалентен, поэтому в молекуле водорода Н 2 он соединяется только с одним таким же атомом водорода. Атом кислорода двухвалентен, поэтому в молекуле воды Н 2 О он соединяется с двумя атомами водорода. Четырехвалентный углерод в молекуле метана СН 4 соединяется с четырьмя атомами водорода, а в молекуле углекислого газа СО 2 с двумя атомами двухвалентного кислорода. Широко используются несколько видов химических формул. 1. Простейшая (эмпирическая) формула показывает качественный состав и соотношения, в которых находятся частицы: атомы, ионы, группы атомов, образующие данное вещество. Например, простейшая формула этана (органического вещества) СН Молекулярная (истинная) формула отражает качественный состав и число составляющих вещество частиц (например, для этана С 2 Н 6), но не показывает порядок связей частиц в веществе, т. е. его структуру. 3. Графическая формула отражает порядок соединения атомов, т. е. связи между ними; например, для этана: 12

13 Кроме формул для наглядности нередко используют модели атомов и молекул простых и сложных веществ. Массы атомов и молекул, из которых построены вещества, чрезвычайно малы. Однако современные методы исследования позволяют определять их с большой точностью. Так, масса атома углерода 12 С равна 1, кг, масса атома кислорода изотопа 16 О составляет 2, кг, а масса самого легкого атома водорода 1 Н равна 1, кг. Выражать массы атомов с помощью общепринятых единиц массы килограммов, граммов или даже миллиграммов неудобно ввиду их очень малых значений. Поэтому в химии традиционно используют не абсолютные, а относительные значения масс. В 1961 г. в химии и физике была принята единая углеродная атомная единица массы (а. е. м.), представляющая собой 1 / 12 массы атома углерода 12 С: 1 а. е. м. = 1 / 12 m(12 C) = 1, кг. Основные понятия Относительная атомная масса (A r) химического элемента это величина, показывающая отношение средней массы атома природной изотопной смеси элемента к 1 / 12 массы атома углерода 12 С. Относительная атомная масса одна из основных характеристик химического элемента (рис. 1.1). Относительная атомная масса самого легкого химического элемента водорода равна 1. Поэтому относительные атомные массы других элементов можно сравнивать с относительной атомной массой водорода (рис. 1.2). Относительная молекулярная масса (M r) равна сумме относительных атомных масс всех атомов, образующих молекулу вещества. Рис. 1.1 Каждый химический элемент имеет свою относительную атомную массу Рис. 1.2 Атом углерода в 12 раз тяжелее атома водорода 1 Н 13

14 Основные понятия Рис. 1.3 Так рассчитывают относительную молекулярную массу углекислого газа Рис. 1.4 Молекула углекислого газа СO 2 в 44 раза тяжелее атома водорода 1 Н Если вещество не молекулярного, а, например, ионного строения, то и для такого вещества используют понятие относительной молекулярной массы, но рассчитывают ее по формульным единицам вещества (рис. 1.3, 1.4). Количество вещества (n или ν) характеризуют числом атомов, молекул или других формульных единиц данного вещества. Так как вещество состоит из огромного числа частиц, то количество вещества удобно измерять в крупных единицах, содержащих большое число частиц. В Международной системе единиц (СИ) за единицу количества вещества принят моль. Моль это количество вещества, содержащее столько же формульных единиц, сколько атомов содержат 0,012 кг изотопа углерода 12 С. 14 Для нахождения одного моля вещества можно руководствоваться следующим несложным правилом: моль это количество вещества, масса которого, выраженная в граммах, численно равна относительной молекулярной массе. Массу одного моля называют молярной массой и обозначают буквой М: М = М r 1 г/моль. Единицы измерения молярной массы г/моль, кг/кмоль или мг/ммоль. Молярная масса может быть выражена через число молекул (или атомов) в одном моле вещества (N A) и массу (m 0) отдельной молекулы (или атома): М = m 0 N A. Массу молекулы (атома) в килограммах можно рассчитать по уравнению m 0 = M r 1 а. е. м. = M r 1, кг,

15 следовательно M 10 3 (кг/моль) = N A M r 1, (кг/моль). Из этого выражения можно определить число молекул или атомов, содержащихся в одном моле любого вещества, которое называют постоянной Авогадро. Основные понятия Постоянная Авогадро (N A) число атомов или молекул (или других формульных единиц), содержащихся в одном моле вещества; она всегда равна N A = 6, моль 1. Количество вещества измеряют в молях, киломолях или миллимолях. Количество вещества рассчитывают как отношение: массы m вещества к его молярной массе; числа N молекул, атомов или формульных единиц к постоянной Авогадро; объема газа V при нормальных условиях (н. у.) к молярному объему V m: m N V n = = =. M N V A m Контрольные вопросы и задания 1. Какое вещество называют сложным? 2. Какую информацию можно получить, анализируя качественный и количественный состав вещества? 3. Что показывает химическая формула? 4. Охарактеризуйте понятия «относительная атомная масса химического элемента», «относительная молекулярная масса вещества». Как рассчитывают эти характеристики? 5. Какие разновидности химических формул вы знаете? 6. Найдите относительные молекулярные массы веществ, состав которых описывается формулами: O 3, H 2 SO 4, Ca 3 (PO 4) 2, Cu(OH) 2. *7. Рассчитайте относительные молекулярные массы медного купороса CuSO 4 5H 2 O и кристаллической соды Na 2 CO 3 10H 2 O. 8. Дайте определение понятия «количество вещества». Назовите единицы измерения количества вещества. 9. Чем отличается относительная молекулярная масса вещества от молярной массы? Найдите молярную массу азотной кислоты, гидр оксида натрия, сульфата алюминия. 10. Сколько молекул содержится в 32 г сернистого газа SO 2? 11. Какова масса 1, молекул аммиака NH 3? 15


Состав вещества. Химические формулы. Измерение вещества Простые вещества это вещества, образованные одним химическим элементом. Однако гораздо больше веществ сложных. * Вещества, построенные двумя и более

Предмет химии. Основные понятия. Аллотропия Еще в 1748 г. основоположник отечественной химии Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Химическая наука рассматривает свойства и изменения тел..., состав тел...,

Профессиональное образование Химия для профессий и специальностей естественно научного профиля Под редакцией О. С. Габриеляна Учебник Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ю.М.ЕРОХИН СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ХИМИИ Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ХИМИЯ. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. Основные понятия и законы химии. Строение вещества. Типы химических связей. Предмет химии. Её связь с другими науками. Познание свойств вещества, строения,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» с изменениями от 16.12.2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «химия» 8-9 класс (ФК ГОС) 1.Требования к уровню

Химия для профессий и специальностей технического профиля гдз >>> Химия для профессий и специальностей технического профиля гдз Химия для профессий и специальностей технического профиля гдз Приведены контрольные

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ АННОТАЦИЯ КЛАСС: 8-9 1. Нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской

Начальное и среднее профессиональное образование Ю.М.Ерохин химия Задачи и упражнения Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» для использования

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 8» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ проспект

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии 9 класс Сердюкова Галина Максимовна учитель химии высшей квалификационной категории Учебник О.С. Габриеляна Химия 9 класс (М.Дрофа 2015г) г.руза 2018 год Рабочая программа по

Химия 1. Первоначальные химические понятия. Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, описание, эксперимент. Физические и химические явления. Правила безопасности

Аннотация к рабочим программам по химии 8, 9 классы Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы

I.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по химии Выпускник научится: характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет

Лекция 1 Основные понятия и законы химии Вещество одна из двух (вещество и поле) форм существования материи, проявляющая себя в виде частиц, имеющих собственную ненулевую массу покоя. Атом наименьшая,

Химия Пояснительная записка Цели и задачи учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета "химия" для 8-9 классов разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ г. Мурманска «Средняя

1. Планируемые результаты Выпускник научится: характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные

Рабочая программа по химии разработана на основе программы курса химии для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. Автор О.С. Габриелян (ФКГСОО). М., Дрофа, 2010. Учебники: Химия. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.

Тематическое планирование по химии (экстернат) на 2016-2017 учебный год в 11 классе Учебник: О.С. ГАБРИЕЛЯН. ХИМИЯ. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. М., «ДРОФА», 2007-2015 гг. Полугодия Содержание учебного материала

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения химии ученик должен: знать/понимать: - химическую символику: знаки химических

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 2 г. Навашино» УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа 2 г. Навашино» От сентября 208 г. 363 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11» Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от Согласовано Зам. директора по УВР М.Н.Шабурова

1 Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса по программе основного общего образования (базовый уровень) по ФКГОС. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. базисного

Утверждаю Директор школы Черненко С.И. ы по химии для 8 класса. (по учебнику О.С.Габриелян) 1 1. Предмет химии. Вещества. Простые и сложные вещества. 2. Реакции разложения и соединения. Тепловой эффект

Приложение 11 к основной образовательной программе основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Химия (наименование учебного курса) для 8 класса Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 61» Рассмотрено на заседании методического объединения учителей политехнического и естественнонаучного цикла. Протокол 1 от 26.08.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по химии составлена для 9 класса на основе Примерной программы основного общего образования по химии. В рабочей программе определен перечень демонстраций,

Примерная программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным

Пояснительная записка. Рабочая программа по химии составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы основного общего

Химия Пояснительная записка Примерная программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КЕЖЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Рабочая программа учебного предмета «Химия» для учащихся 8-9 класса Образовательная область: «естествознание»

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. В результате изучения предмета в 9 классе учащийся должен знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения

Пояснительная записка Основное общее образование вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного

Аннотация к рабочей программе по химии 8-9 класс Программный материал рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю в соответствии со школьным учебным планом), из этих часов приходится: на практические работы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" Термины и понятия по общей и неорганической химии учебное пособие

В результате изучения химии ученик должен ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Знать/понимать - химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакции; - важнейшие

1.Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины ОД.06 ХИМИЯ 1.1.Область применения программы Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по профессии 140446.03 Электромонтёр

Планируемые результаты Предметные результаты Тема Научится Получит возможность научиться Первоначальные химические понятия характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ХИМИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ Под редакцией О. С. Габриеляна УЧЕБНИК Рекомендовано Федеральным государственным учреждением

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов:

Рабочая программа по химии 9 «а» класс (базовый уровень) Рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования,

Рабочая программа по химии 9 «в» класс (базовый уровень) Рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования,

Рабочая программа по химии 9 «б» класс (базовый уровень) Рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования,

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ХИМИЯ-8 2014/2015 учебный год Составлено на основании государственной программы Е.Е. Минченкова при 2 часах в неделю (70 часов за год) Работы I полугодие

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 29 Рабочая программа по предмету «Химия» уровень основного общего образования Составители: Анастасина Т.В. Учитель

Билеты по химии для 8 класса. (по учебнику О.С. Габриелян) Оглавление Билет 1... 3 Билет 2... 3 Билет 3... 3 Билет 4... 3 Билет 5... 3 Билет 6... 3 Билет 7... 3 Билет 8... 3 Билет 9... 3 Билет 10... 4

Гдз по химии габриелян остроумов среднее профессиональное образование >>>

Гдз по химии габриелян остроумов среднее профессиональное образование >>> Гдз по химии габриелян остроумов среднее профессиональное образование Гдз по химии габриелян остроумов среднее профессиональное

2 Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения химии ученик должен знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии, класс МБОУ "Средняя общеобразовательная школа 69" Приволжского района г. Казани Шарафиева Лилия Магсумовна, учитель высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа является приложением Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ 21. Рабочая программа по химии для 8-9 классов базовый уровень разработана

Общая характеристика программы. Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,

Рабочая программа предмета «Химия» для 7-9 классов разработана в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в РФ» (от 29.2202г. 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (Приказ МОиН

Билеты для переводного экзамена по химии в 8 классе Билет 1 1. Предмет химии. Вещества. Вещества простые и сложные. Свойства веществ. 2. Кислоты. Их классификация и свойства. Билет 2 1. Превращения веществ.

АННОТАЦИЯ к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по УД ОДП.03 «Химия" Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,

Тематическое планирование Химия 8класс. 68ч. Учебник О.С.Габриелян. Химия 8. урок Тема урока Изучаемые вопросы программы Требования к уровню подготовки обучающихся Измерители Эксперимент Д/З 1 Предмет

Требования к уровню подготовки выпускников: Обучающийся должен знать: важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы,

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2018 году БИЛЕТ 1 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.

В представленном вам учебнике на основе целостного курса химии приведены главные понятия, законы, теории, факты химической науки в неразрывной связи с другими естественными дисциплинами: физикой, биологией, географией, экологией. Это позволит вам увидеть естественный мир во всем его богатстве и многообразии, поможет сформировать единую естественнонаучную картину мира.

Мы старались показать, что без знаний о химии восприятие окружающего мира будет неполным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и химическими процессами грозит немалыми бедами нашему общему дому - планете Земля.

Мы стремились раскрыть роль химии в повседневной жизни, в нехимической сфере человеческой деятельности в полном соответствии с высказыванием великого русского ученого М.В.Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Ведь нет ни одной области деятельности, в которой бы не участвовали вещества, материалы или химические процессы. Например, девяносто процентов энергии, которую производит и потребляет человечество, - это результат химических реакций. Практически все, что выпускают современная промышленность и сельское хозяйство, связано с химией.

Бережное отношение к окружающему миру, любовь к ближнему и элементарные химические знания, без которых не обойтись ни экономисту, ни юристу, ни инженеру, ни машиностроителю, ни специалисту любой другой профессии, - вот залог грамотного и эффективного использования достижений химической науки.

Физические свойства металлов. Металлический блеск, пластичность, высокая электро- и теплопроводность, рост электрического сопротивления при повышении температуры, высокие значения плотности, температуры кипения и температуры плавления, твердости, магнитных характеристик - все эти практически важные свойства, общие для всех металлов, обусловлены металлической кристаллической решеткой и металлической химической связью.

Все металлы - твердые вещества , кроме жидкой ртути, которая при низких температурах становится твердой и ковкой, как свинец. Не обладают пластичностью лишь хрупкие висмут и марганец.
Все металлы имеют серебристо-белый или серый цвет (цв. вклейка, рис. 30). Стронций, золото и медь в большей степени поглощают короткие волны (близкие к фиолетовому цвету) и отражают длинные волны спектра, поэтому имеют соответственно светло-желтый, желтый и «медный» цвет. Очень тонкие листики серебра и золота имеют совершенно неожиданный вид - они представляют собой голубовато-зеленую фольгу, а мелкие порошки металлов кажутся темно-серыми, даже черными. И только магний и алюминий, как вы знаете, в порошке сохраняют серебристо-белый цвет.

Классификация металлов. В технике металлы принято классифицировать по различным физическим свойствам:
по плотности - легкие (р < 5 г/см3) и тяжелые (р > 5 г/см3) металлы;
температуре плавления - легкоплавкие и тугоплавкие металлы.
Железо и его сплавы в технике принято считать черными металлами, а все остальные - цветными.
Существует классификация металлов и по химическим свойствам.
Металлы с низкой химической активностью называют благородными: серебро, золото, платина и аналоги последней - осмий, иридий, рутений, палладий, родий.
По близости химических свойств выделяют щелочные (металлы группы 1А), щелочноземельные (металлы группы IIA, начиная с кальция), а также редкоземельные (скандий, иттрий, лантан и лантаноиды, актиний и актиноиды) металлы.

Содержание:
К читателям.
Раздел I ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ, ЗАКОНЫ И ТЕОРИИ ХИМИИ
Глава 1. Основные понятия и законы химии.
1.1. Предмет химии. Основные понятия. Аллотропия.
1.2. Состав вещества. Химические формулы. Измерение вещества.
1.3. Основные законы химии.
1.4. Понятие "доля" и его использование в химии.
Глава 2. Периодический закон н Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.
2.1. Основные сведения о строении атома.
2.2. Открытие Периодического закона Д.И.Менделеевым.
2.3. Положение элемента в Периодической системе и строение электронной оболочки атома.
Глава 3. Строение вещества. Химическая связь.
3.1. Ионная химическая связь.
3.2. Ковалентная химическая связь.
3.3. Металлическая химическая связь.
3.4. Водородная химическая связь.
3.5. Дисперсные системы.
Глава 4. Теория электролитической диссоциации.
4.1. Электролиты и неэлектролиты.
4.2. Кислоты.
4.3. Основания.
4.4. Соли.
4.5. Оксиды.
4.6. Гидролиз солей.
Глава 5. Окислительно-восстановительные процессы.
5.1. Окислительно-восстановительные реакции.
5.2. Электролиз.
Глава 6. Химическая кинетика
6.1. Скорость химических реакций.
6.2. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

Раздел II НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Глава 7. Неметаллы.
7.1. Водород.
7.2. Вода.
7.3. Неметаллы - простые вещества.
7.4. Водородные соединения неметаллов.
7.5. Оксиды неметаллов.
7.6. Гидроксиды неметаллов.
Глава 8. Металлы.
8.1. Металлы - химические элементы.
8.2. Металлы - простые вещества.
8.3. Коррозия металлов.
8.4. Способы получения металлов.
8.5. Оксиды металлов.
8.6. Гидроксиды металлов.

Раздел III ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Глава 9. Теоретические основы органической химии.
9.1. Предмет органической химии.
9.2. Теория химического строения органических веществ А. М.Бутлерова.
9.3. Изомерия органических соединений.
9.4. Природа связей в молекулах органических соединений.
Глава 10. Предельные углеводороды.
10.1. Гомологический ряд алканов. Изомерия и номенклатура.
10.2. Получение, химические свойства и применение алканов.
Глава 11. Этиленовые и диеновые углеводороды. Каучуки.
11.1. Гомологический ряд алкенов. Изомерия и номенклатура.
11.2. Получение и химические свойства алкенов.
11.3. Диеновые углеводороды.
11.4. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений.
Глава 12. Ацетиленовые углеводороды.
12.1. Гомологический ряд алкинов. Изомерия и номенклатура.
12.2. Получение и химические свойства алкинов.
Глава 13. Ароматические углеводороды.
13.1. Гомологический ряд аренов. Изомерия и номенклатура.
13.2. Получение и химические свойства аренов.
Глава 14. Природные источники углеводородов.
14.1. Природный и попутный нефтяной газы. Каменный уголь.
14.2. Нефть и продукты се переработки.
Глава 15. Спирты и фенолы.
15.1. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура.
15.2. Получение и химические свойства предельных одноатомных спиртов.
15.3. Многоатомные спирты.
15.4. Фенол и ето свойства.
Глава 16. Альдегиды и кетоны.
16.1. Гомологические ряды предельных альдегидов и кетонов. Изомерия и номенклатура.
16.2. Получение и химические свойства карбонильных соединений.
Глава 17. Карбоиовые кислоты и их производные.
17.1. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Изомерия и номенклатура.
17.2. Получение и химические свойства карбоновых кислот.
17.3. Сложные эфиры. Жиры.
17.4. Соли карбоновых кислот. Мыла.
Глава 18. Углеводы.
18.1. Классификация углеводов. Моносахариды.
18.2. Дисахариды.
18.3. Полисахариды.
Глава 19. Амины.
19.1. Гомологический ряд предельных аминов. Изомерия и номенклатура.
19.2. Получение и химические свойства предельных аминов.
19.3. Ароматические амины. Анилин.
Глава 20. Аминокислоты. Белки.
20.1. Аминокислоты.
20.2. Пептиды.
20.3. Белки.
Лабораторные опыты.
Практические работы.
Ответы.
Список литературы.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

«Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. учреждений сред. Проф. образования / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с. На...»

Габриелян О.С.

Химия: учеб. для студ. учреждений сред. Проф. образования

/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 10-е изд., стер. – М.:

Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.

На современном уровне изложены теоретические основы

химии, рассмотрены вопросы химии элементов (неметаллов и

металлов), строение и свойства разных классов органических

соединений. Приведены контрольные вопросы и задачи,

лабораторных опытов и практических работ по всем разделам неорганической и органической химии.

Важенин А.Г.

Обществознание: учеб. пособие для студ. учреждений сред.

Проф. образования / А.Г. Важенин. – 11-е изд., стер. – М.:

Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права;

характеризуются культурная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; освещаются глобальные проблемы современности.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Вереина Л.И.

Техническая механика: учебник для сред. Проф.

образования Л.И. Вереина, М.М. Краснов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

Учебник предназначен для изучения предмета «Техническая механика» и является частью учебно-методического комплекта по дисциплинам общепрофессионального цикла для технических специальностей.



Изложены основы теоретической механики, сопротивления материалов, деталей и механизмов машин; даны примеры расчетов. Приведены сведения об основных способах изменения механических свойств материалов и тенденции развития конструкций машин и механизмов.

Учебник может быть использован при изучении общепрофессиональной дисциплины ОП.02 «Техническая механика» в соответствии с ФГОС СПО по специальностям технического профиля.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Певцова Е.А.

Право для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. образования / Е.А. Певцова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.

Учебник написан в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Право». В нем в доступной форме излагаются сложные проблемы юридической науки, представлен практический материал, который позволит приобрести молодым людям необходимые правовые умения и навыки для обеспечения правовой защиты в реальной жизни.

Книга содержит также дополнительный материал, отражающий современные подходы юристов к проблемам науки, схемы, юридические документы, извлечения из нормативных правовых актов.

Для обучающихся по профессиям и специальностям социально-экономического профиля в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Аверин В.Н.

Компьютерная инженерная графика: учеб. пособие для студ.

учреждений среднего проф. образования / В.Н. Аверин. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.

Излагаются основы компьютерного создания конструкторской документации на основе профессиональной версии системы КОМПАС. Описан интерфейс этой системы, рассмотрены примеры построения изображений простейших геометрических фигур и возможности их редактирования.



Приведены примеры создания в системе КОМПАС различных чертежей с использованием библиотек данной системы, спецификаций сборочных единиц и таблиц. Рассмотрены особенности и основные операции создания объемных моделей деталей с применением системы КОМПАС-3D, приведены примеры создания трехмерных сборок и построения на их основе сборочных чертежей. Показана возможность экспорта чертежей в систему AutoCAD и импорта чертежей из этой системы.

Учебное пособие может быть использовано при изучении общепрофессиональной дисциплины ОП.02 «Компьютерная графика» в соответствии с ФГОС для специальности 151901 «Технология машиностроения».

Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Белик В.В., Киенская К.И.

Физическая и коллоидная химия: Учебник для студ.

учреждений сред. проф. образования. – 7-е изд., стер. – М.:

Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.

Изложены основы термодинамики, химического и фазового равновесия, теории химической кинетики и катализа, элементы электрохимии, термодинамики поверхностных явлений, свойства и методы дисперсных систем.

Процессы и операции формообразования: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Под ред. Н.А.

Чемборисова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с. – (Серия Бакалавриат).

Изложены физические основы резания материалов.

Рассмотрены современные инструментальные материалы, смазочно-охлаждающие технологические средства. Приведены конструкции наиболее распространенных инструментов общего назначения. Даны теоретические основы формирования систем автоматизированного проектирования режущего инструмента.

Цветкова М.С., Великович Л.С.

Информатика и ИКТ: Учебник для нач. и сред. проф.

образования. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.

Дано понятие информационных процессов. Рассмотрены информационные модели, системы счисления, технологии программирования, принципы кодирования, хранения, поиска и обработки информации. Приведены основы алгоритмизации, даны примеры алгоритмов обработки информации. Описаны средства информационных и телекоммуникационных технологий. Подробно изложена технология создания и преобразования информационных объектов (обработка текста, графического и табличного материала, звуковой информации, создание мультимедийной презентации).

Драчева Е.Л., Юликов Л.И.

Менеджмент: Учебник для студ. учреждений сред. проф.

образования. – 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.

Изложены история становления, сущность, основные понятия и функции современного менеджмента.

Проанализированы внутренняя и внешняя среда организации, цикл менеджмента, стратегические и тактические планы в системе менеджмента и контроль за их исполнением. Особое внимание уделено методам принятия решений, мотивации и делегированию полномочий, коммуникациям, управлению конфликтами, власти и партнерству в системе методов управления.

Гребенюк Е.И., Гребенюк Н.А.

Технические средства информатизации: Учебник для студ.

учреждений сред. проф. образования. – 7-е изд., испр. – М.:

Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

Рассмотрены физические основы, аппаратные средства, конструктивные особенности, технические характеристики и особенности эксплуатации современных технических средств информатизации: компьютеров, устройств подготовки, ввода и отображения информации, систем обработки и воспроизведения аудио- и видеоинформации, телекоммуникационных средств, устройств для работы с информацией на твердых носителях. Уделено внимание организации рабочих мест при эксплуатации технических средств информатизации.

Приведена информация о технологии производства процессоров, основных характеристиках многоядерных процессоров, современных и перспективных носителях информации, цифровых звуковых системах, технологии 3Dзвука, веб-камерах, трехмерных принтерах и сканерах, электронных планшетах, сенсорных устройствах ввода информации, технологиях беспроводной связи Bluetooth и WiFi, смартфонах и коммуникаторах.

Семенов А.Л.

Современные информационные технологии и перевод:

учеб. пособие для студ. перевод. Фак. Высш. учеб. заведений /А.Л. Семенов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.

В учебном пособии представлены основные теоретические положения переводческой деятельности как аналитикосинтетического процесса. Излагаются принципы компьютеризации текстовой деятельности. Рассматриваются теоретические основы практики использования современных информационных технологий письменного перевода. Наряду с лингвистическими проблемами затрагиваются наиболее актуальные организационные вопросы переводческой деятельности.

Кушнер В.С.

Технологические процессы в машиностроении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Кушнер, А.С. Верещака, А.Г.

Схиртладзе. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

(квалификация «бакалавр»).

Рассмотрены основные металлургические и машиностроительные технологические способы получения металлов и сплавов, формообразования заготовок и деталей машин литьем, резанием, обработкой давлением, сваркой.

Описание технологических процессов основано на рассмотрении их физической сущности и предваряется теоретическими сведениями о тепловых, механических и термомеханических закономерностях.

Грамматические аспекты перевода: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.А.

Сулейманова, Н.Н. Беклемешева, К.С. Карданова и др. – 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с. – (Сер. Бакалавриат) Учебное пособие создано в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по направлению подготовки 035700 – Лингвистика (профиль «перевод и переводоведение», квалификация «специалист»).

В учебном пособии рассматриваются грамматические аспекты перевода, связанные со структурнофункциональными особенностями русского и английского языков, которые обусловлены характером соотношения грамматической, логической и информационной структур высказывания. Предлагается переводческая стратегия, основанная на анализе метонимических связей в рамках структур рассматриваемых языков и в их соотношении.

Клунова С.М.

Биотехнология: учебник для высш. пед. проф. образования / С.М. Клунова, Т.А. Егорова, Е.А. Живухина.

– М.:

Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.

В учебнике изложены и обобщены традиционные и новейшие технологии, основанные на достижениях биохимии, молекулярной и клеточной биологии, рассмотрены социальноэкономические проблемы и перспективы развития биотехнологии в третьем тысячелетии.

Борытко Н.М.

Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред.

Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.

В пособии раскрываются методологические основы и логика психолого-педагогического исследования с позиций гуманитарно-целостного подхода к изучению образовательного процесса, представлена система научных понятий, охарактеризованы теоретические и эмпирические методы работы; предложен цикл специальных упражнений и тестов, способствующих усвоению изучаемого материала.

Драчева Е.Л.

Менеджмент: практикум: учеб. пособие для студ.

учреждений сред. Проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И.

Юликов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.

Учебное пособие может быть использовано при изучении общепрофессиональной дисциплины «Менеджмент» в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям укрупненной группы «Экономика и управление».

Предложены практические задания, характеризующие различные аспекты менеджмента. Задания даны в форме реальных ситуаций, основанных на опыте работы российских и зарубежных компаний, в виде деловых игр, тестов и др.

Приведен словарь используемых терминов. Практикум составляет учебный комплект с учебником «Менеджмент».

Григорьев В.П.

Элементы высшей математики: учебник для студ.

учреждений сред. Проф. образования / В.П. Григорьев, Ю.А.

Дубинский. – 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

В учебнике представлены все основные разделы высшей математики: элементы теории множеств, линейной алгебры, аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчисления; числовые последовательности;

обыкновенные дифференциальные уравнения.

Теоретическую часть учебника дополняет большое количество практических задач; в приложении дано краткое описание пакета прикладных программ по математике MAPLE.

Авербух К.Я.

Лексические и фразеологические аспекты перевода: учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / К.Я. Авербух, О.М.

Карпова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176 с.

В книге рассматривается ряд переводческих проблем в лексическом и фразеологическом аспектах. Описывается современный феномен стратификации национальных языков на общелитературный язык и языки для специальных целей.

Обсуждается их стилевая дифференциация и отмечается, что основной акцент в описании особенностей перевода сосредоточивается на так называемом научно-техническом переводе. Рассматривается лексический состав специальных текстов, проблема их членения с целью выделения наиболее информационно емких единиц и их вариантов. Приводятся минимально необходимые для переводчика сведения о терминоведении и терминографии.

Крупнов В.Н.

Гуманитарный перевод: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 160 с.

Учебное пособие по курсу «Гуманитарный перевод»

представляет собой критическое осмысление переводческой деятельности опытным профессиональным переводчиком.

Соколова Е.Н.

Материаловедение: Лабораторный практикум: Учеб.

пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.Н.

Соколова, А.О. Борисова, Л.В. Давыденко. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 128 с.

Описаны методика и практика проведения лабораторных работ и практических занятий по материаловедению, предложены работы по проведению испытаний образцов на на твердость и на разрыв, а также на изучение структуры стали, в том числе и после термообработки.

Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Учебник для студ. учреждений сред.

проф. образования. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.

Рассмотрены основные положения стандартизации и сертификации продукции, нормативно-правовая база, функции и методы стандартизации, системы сертификации и подтверждения соответствия. Изложены основы взаимозаменяемости деталей, описана система допусков и посадок часто встречающихся соединений. Представлены классификации и принципиальные схемы современных средств измерения и контроля, применяющиеся в машиностроении.

Чапаев Н.К., Верещагина И.П.

Философия и история образования: Учебник для студ.

учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с. – (Серия «Бакалавриат»).

В учебнике представлены основы философии образования – интегративной совокупности знаний философскопедагогической природы, имеющей в качестве своего предмета наиболее общие закономерности развития образования, педагогики и человека как «предмета воспитания» (К.Д. Ушинский), а также интеллектуальнодуховные основания такого развития. Характеризуется процесс становления и развития: педагогики как системы научного знания; самого образовательно-воспитательного процесса; учебно-воспитательных учреждений.

Холодкова А.Г.

Технологическая оснастка: Учебник для студ. высш. учеб.

заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

Изложены вопросы проектирования технологической оснастки для механосборочного производства с учетом ее назначения, конструктивных особенностей и особенностей производства. Приведены методики расчета точности приспособлений, их параметров, силовых характеристик и экономической эффективности. Рассмотрены особенности применения универсально-сборной оснастки, приспособлений для сборки и контроля, в том числе гибкого автоматизированного производства.

Мхитарян В.С.

Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ В.С.

Мхитарян, В.Ф. Шишов, А.Ю. Козлов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с. – (Серия «Бакалавриат»).

Охвачены все основные разделы курса теории вероятностей и математической статистики. Изложены основные сведения, относящиеся к изучению случайных событий, случайных величин и законов их распределения, систем случайных величин, предельных теорем теории вероятностей, а также основные понятия теории случайных функций. Подробно рассмотрены требования к статистическим оценкам, точное и интервальное оценивание параметров распределения, параметрические и непараметрические методы проверки статистических гипотез, дисперсионных, корреляционный и регрессионный анализ.

В каждом разделе изложены основные теоретические положения, пояснены предпосылки применения вероятностных и статистических методов, приведены подробные решения типовых задач (численные данные, приведенные в некоторых примерах, условны), предложены задачи для самостоятельной работы студентов.

Показано применение надстроек MS Excel (статистических функций и пакета анализа) для решения задач теории вероятностей и математической статистики.

Селевцов Л.И., Селевцов А.Л.

Автоматизация технологических процессов: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

Рассмотрены методы контроля технологических параметров, устройство контрольно-измерительных приборов, свойства объектов управления и элементы автоматического управления технологическими процессами в пищевом производстве, конструкция и принцип действия технических средств систем автоматического управления, а также их монтаж. Приведены правила выполнения схем автоматизации для вспомогательных и основных технологических производств в пищевой промышленности.

Информационный менеджмент: Учебник / Под науч. ред.

д.т.н., проф. Н.М. Абдикеева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 400 с.

Книга посвящена новому подходу в информационном менеджменте, направленному на предоставление бизнесу информационных услуг (сервисов).

Рассматривается:

стратегия и архитектура информатизации компании, управление ИТ-проектами, информационный сервисменеджмент, информационные ресурсы, эффективность ИТ, информационная безопасность.

Книга предназначена для менеджеров, бизнес-аналитиков, ИТ-специалистов, слушателей программ МВА, студентов и магистров вузов, аспирантов и преподавателей в области корпоративного менеджмента и корпоративных информационных систем.

Бондаренко Г.Г.

Материаловедение: учебник для бакалавров/ Г.Г.

Бондаренко, Т.А. Кабанова, В.В. Рыбалко; под ред. Г.Г.

Бондаренко. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 359 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

В учебнике рассмотрены характеристики металлических, полупроводниковых и диэлектрических материалов, являющиеся базовыми для разработки систем управления качеством промышленной продукции. Приведены сведения о строении, свойствах и методах получения материалов.

Подробно рассмотрены аспекты, связанные с влиянием на рабочие характеристики материалов режимов их производства, хранения и эксплуатации (температура, механические, радиационные и иные виды воздействий).

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения.

Иванова Е.В.

Лексикология и фразеология современного английского языка = Lexicology and Phraseology of Modern English: учеб.

пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.В.

Иванова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.:

Издательский центр «Академия», 2011. – 352 с.

В учебном пособии рассматриваются основные вопросы лексикологии и фразеологии современного английского языка. Помимо подробного анализа базовых понятий данных дисциплин в нем освещаются спорные вопросы теории, а также описываются наиболее актуальные подходы к исследованию семантики языковых единиц.

Для студентов лингвистических, педагогических и переводческих факультетов учреждений высшего профессионального образования.

Орлова И.В., Половников В.А.

Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: Учеб. пособие. 0 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 389 с.

Рассмотрены задачи математического моделирования экономических процессов на базе компьютерных технологий подготовки и принятия решений. В качестве инструментального средства моделирования используется стандартная офисная программа Excel. Изложены основные математические понятия и методы, используемые в экономике: матричная алгебра; методы оптимизации и решение оптимизационных задач; основы корреляционнорегрессионного анализа; математическое моделирование и анализ экономических процессов, представленных временными рядами.

Биология: учеб. пособие для бакалавров / В.Н. Ярыгин, под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 453 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

В учебном пособии отражены современный подход к пониманию основных свойств жизни, задачи и место биологии в системе медико-биологических дисциплин. Дана характеристика человека как объекта биологических исследований, рассмотрены механизмы наследственности и изменчивости, уделено внимание генетике человека. Показана органичная связь биологии и медицины.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Зайцев В.А.

Промышленная экология: учебное пособие / В.А. Зайцев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 382 с.

В учебном пособии рассматриваются определения и основные принципы промышленной экологии, безотходного (чистого) производства, способы их организации и развития.

Большое внимание уделено рациональному использованию воздуха и воды, переработке, обезвреживанию и захоронению бытовых и опасных отходов, организации безотходных производственных комплексов и экопромышленных парков.

Этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2016 № 1440 "Об установле...» представителей человечества, которые озаряют светом XIX столетие, имя химика, кото...» ВОПРОСЫ РАДИОМЕТЕОРОЛОГИИ И ФИЗИКИ ОБЛАКОВ П од р е д а к ц и е й д-р...»