Условия обитания растений. Условия среды обитания

Среды (места обитания), в которых живут организмы, разные. Выделяют четыре среды обитания - наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную (тела других организмов).

Водная среда связана с водоемами: океанами, морями, реками, озерами и др. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, соленые и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 м глубины свет вообще отсутствует.

Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда еще проникает свет. Температура в водной среде не так резко меняется в течение года и суток. Отрицательной температуры воды не бывает, поэтому даже в самых холодных местах она составляет +4 °C.

Большинство водных растений - это водоросли. Однако среди водных встречаются и высшие растения.

В наземно-воздушной среде обитания растет подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток.

Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещенных участках, другие - в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых широтах, другие - приспособлены к сезонным колебаниям температуры. Из-за такого разнообразия сред растения наземно-воздушной среды отличаются множеством различных форм.

Почвенная среда обитания находится в почве - верхнем плодородном слое земной коры. Почва образуется как смешение частиц распавшихся горных пород и остатков живых организмов (перегноя). Света здесь почти нет, поэтому в почве могут обитать только мелкие водоросли. Однако здесь находятся семена и споры растений, а также корни. Почвенная среда обитания населена в основном бактериями, животными и грибами.

Растения могут жить только в средах, к которым приспособлены. Если переместить растение в другую среду, то оно может погибнуть.

Поэтому когда человек выращивает культурные растения, он создает необходимые условия для их нормального роста и развития - поливает их, удобряет почву, избавляет от вредителей. Дикие же растения приспособлены к конкретным условиям окружающей среды.

Жизнь зародилась на Земле приблизительно 3,7 миллиарда лет назад, по другому источнику около 4,1 млрд лет назад. Развитие продолжается и по сегодняшний день. По всем предположениям, и в дальнейшем жизнь будет продолжаться, приспосабливаясь к окружающей среде, и наличие или отсутствие человека не сможет ее прервать.

Ученые Австралии обнаружили признаки жизни на суше, и им 3,5 млрд лет. Их находки дали подтверждение, что жизнь образовалась в пресных водоемах, а не в соленых источниках. Ученые обратили внимание на эти факты и ищут подтверждение им и на других континентах.

Основные виды жизни

К основным средам жизни относятся:

Каждая из сред обладает своими особенностями и содержит различные организмы, которые проживают, размножаются и эволюционируют.

Наземно-воздушная среда

Эту среду представляет все разнообразие растительной и животной жизни на Земле. Развитие органической жизни на суше позволило возникнуть почве. Дальше пошло развитие растений, лесов, степей, тундры и различных животных, адаптирующихся к разным средам обитания. В результате дальнейшей эволюции органического мира, жизнь распространялась на все верхние оболочки Земли – гидросферу, литосферу, атмосферу. Все живое развивалось и приспосабливалось к резким колебаниям температур и различным средам обитания. Возникли теплокровные и хладнокровные представители животной фауны, разнообразные птицы и насекомые. В наземно-воздушной среде растения приспособились к различным условиям произрастания. Одни любят светлые теплые участки, другие произрастают в тени и влажности, а третьи выживают при низких температурах. Разнообразие этой среды представлено разнообразием жизни в ней.

Водная среда

Параллельно развитию наземно-воздушной среды шло развитие и водного мира.

Водная среда представлена всеми водоемами, которые есть на нашей планете, начиная от океанов и морей, заканчивая озерами и ручейками. 95% поверхности Земли относится к водной среде.

Различные гигантские обитатели водной среды менялись и приспосабливались под волнами эволюции, адаптировались к среде обитания и принимали вид, наиболее увеличивающий выживаемость популяций. Уменьшились размеры, поделились ареалы распространения разных видов их сосуществования. Многообразие жизни в воде удивляет и восхищает. Температура в водной среде не подвержена таким резким колебаниям как в наземно-воздушной среде и даже в самых холодных водоемах не понижается ниже +4 градусов по Цельсию. В воде живут не только рыбы и животные, также вода изобилует различными водорослями. Только на больших глубинах они отсутствуют, там, где царит вечная ночь, идет совсем другое развитие организмов.

Почвенная среда обитания

К почве относится верхний слой земли. Смешение различных пород почвы с горными породами, останками живых организмов, образует плодородную почву. В этой среде нет света, в ней живут, а вернее произрастают: семена и споры растений, корни деревьев, кустарников, трав. В ней также есть мелкие водоросли. Земля представляет собой дом для бактерий, животных и грибов. Это основные ее обитатели.

Организм как среда обитания

К организмам можно прибавить и симбиоз (совместная жизнь).

Симбиоз растений и животных не угнетает хозяина, а выступает партнером в жизни. Симбиотические отношения позволяют выживать определенным видам растений и животных. Симбиоз — промежуток между союзом и слиянием организмов.

От понятия «среда обитания» следует отличать понятие «условия существования» - совокупность жизненно необходимых факторов среды, без которых живые организмы не могут существовать (свет, тепло, влага, воздух, почва). В отличие от них другие факторы среды хотя и оказывают существенное влияние на организмы, но не являются для них жизненно необходимыми (например, ветер, естественное и искусственное ионизирующее излучение, атмосферное электричество и др.).

Экологические факторы. Элементы окружающей среды, которые вызывают у живых организмов и их сообществ приспособительные реакции (адаптации), называются экологическими факторами.

По происхождению и характеру действия экологические факторы подразделяются на абиотические (элементы неорганической, или неживой, природы), биотические (формы воздействия живых существ друг на друга) иантропогенные (все формы деятельности человека, оказывающие влияние на живую природу).

Абиотические факторы делят на физические, или климатические (свет, температура воздуха и воды, влажность воздуха и почвы, ветер), эдафические, или почвенно-грунтовые (механический состав почв, их химические и физические свойства), топографические, или орографические (особенности рельефа местности),химические (соленость воды, газовый состав воды и воздуха, рН почвы и воды и др.).

Антропогенные (антропические) факторы - это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.


Один и тот же фактор среды имеет разное значение в жизни совместно обитающих организмов. Например, солевой режим почвы играет первостепенную роль при минеральном питании растений, но безразличен для большинства наземных животных. Интенсивность освещения и спектральный состав света исключительно важны в жизни фототрофных растений, а в жизни гетеротрофных организмов (грибов и водных животных) свет не оказывает заметного влияния на их жизнедеятельность.

Экологические факторы действуют на организмы по-разному. Они могут выступать как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических функций; как ограничители, обусловливающие невозможность существования тех или иных организмов в данных условиях; как модификаторы, определяющие морфологические и анатомические изменения организмов.

Реакция организмов на влияние абиотических факторов. Воздействие экологических факторов на живой организм весьма многообразно. Одни факторы оказывают более сильное влияние, другие действуют слабее; одни влияют на все стороны жизни, другие - на определенный жизненный процесс. Тем не менее в характере их воздействия на организм и в ответных реакциях живых существ можно выявить ряд общих закономерностей, которые укладываются в некоторую общую схему действия экологического фактора на жизнедеятельность организма (рис. 14.1).

На рис. 14.1 по оси абсцисс отложена интенсивность (или «доза») фактора (например, температура, освещенность, концентрация солей в почвенном растворе, рН или влажность почвы и х д.), а по оси ординат - реакция организма на воздействие экологического фактора в его количественном выражении (например, интенсивность фотосинтеза, дыхания, скорость роста, продуктивность, численность особей на единицу площади и т. д.), т е. степень благотворности фактора.

Диапазон действия экологического фактора ограничен соответствующими крайними пороговыми значениями (точки минимума и максимума), при которых еще возможно существование организма. Эти точки называются нижним и верхним пределами выносливости (толерантности) живых существ по отношению к конкретному фактору среды.

Рис. 14.1. Схема действия экологического фактора на жизнедеятельность организмов: 1, 2. 3 - точки минимума, оптимума и максимума соответственно; I, II, III-зоны пессимума, нормы и оптимума соответственно.

Точка 2 на оси абсцисс, соответствующая наилучшим показателям жизнедеятельности организма, означает наиболее благоприятную для организма величину воздействующего фактора - это точка оптимума. Для большинства организмов определить оптимальное значение фактора с достаточной точностью зачастую трудно, поэтому принято говорить о зоне оптимума. Крайние участки кривой, выражающие состояние угнетения организмов при резком недостатке или избытке фактора, называют областями пессимума или стресса. Вблизи критических точек лежат сублетальные величины фактора, а за пределами зоны выживания -летальные.

Подобная закономерность реакции организмов на воздействие экологических факторов позволяет рассматривать ее как фундаментальный биологический принцип: для каждого вида растений и животных существует оптимум, зона нормальной жизнедеятельности, пессимальные зоны и пределы выносливости по отношению к каждому фактору среды.

Разные виды живых организмов заметно отличаются друг от друга как по положению оптимума, так и по пределам выносливости. Например, песцы в тундре могут переносить колебания температуры воздуха в диапазоне около 80°С (от +30 до -55°С), некоторые тепловодные рачки выдерживают изменения температуры воды в интервале не более 6°С (от 23 до 29°С), нитчатая цианобактерия осциллатория, живущая на острове Ява в воде с температурой 64°С, погибает при 68°С уже через 5-10 мин. Точно так же одни луговые травы предпочитают почвы с довольно узким диапазоном кислотности - при рН = 3,5-4,5 (например, вереск обыкновенный, белоус торчащий, щавель малый служат индикаторами кислых почв), другие хорошо растут при широком диапазоне рН - от сильнокислого до щелочного (например, сосна обыкновенная). В связи с этим организмы, для существования которых необходимы строго определенные, относительно постоянные условия среды, называют стенобионтными (греч. stenos - узкий, bion - живущий), а те, которые живут в широком диапазоне изменчивости условий среды, -эврибионтными (греч. eurys - широкий). При этом организмы одного и того же вида могут иметь узкую амплитуду по отношению к одному фак тору и широкую - к другому (например, приспособленность к узкому диапазону температур и широкому диапазону солености воды). Кроме того, одна и та же доза фактора может быть оптимальной для одного вида, пессимальной для другого и выходить за пределы выносливости для третьего.

Способность организмов адаптироваться к определенному диапазону изменчивости факторов среды называютэкологической пластичностью. Эта особенность является одним из важнейших свойств всего живого: регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с изменениями условий среды, организмы приобретают возможность выживать и оставлять потомство. Значит, эврибионтные организмы явлются эколог ически наиболее пластичными, что обеспечивает их широкое распространение, а стенобионтные, напротив, отличаются слабой экологической пластичностью и, как следствие, обычно имеют ограниченные ареалы распространения.

Взаимодействие экологических факторов. Ограничивающий фактор. Экологические факторы воздействуют на живой организм совместно и одновременно. При этом действие одного фактора зависит от того, с какой силой и в каком сочетании действуют одновременно другие факторы. Эта закономерность получила названиевзаимодействие факторов. Например, жару или мороз легче переносить при сухом, а не при влажном воздухе. Скорость испарения воды листьями растений (транспирация) значительно выше, если температура воздуха высокая, а погода ветреная.

В некоторых случаях недостаток одного фактора частично компенсируется усилением другого. Явление частичной взаимозаменяемости действия экологических факторов называется эффектом компенсации. Например, увядание растений можно приостановить как увеличением количества влаги в почве, так и снижением температуры воздуха, уменьшающего транспирацию; в пустынях недостаток осадков в определенной мере восполняется повышенной относительной влажностью воздуха в ночное время; в Арктике продолжительный световой день летом компенсирует недостаток тепла.

Вместе с тем ни один из необходимых организму экологических факторов не может быть полностью заменен другим. Отсутствие света делает жизнь растений невозможной, несмотря на самые благоприятные сочетания других условий. Поэтому если значение хотя бы одного из жизненно необходимых экологических факторов приближается к критической величине или выходит за ее пределы (ниже минимума или выше максимума), то, несмотря на оптимальное сочетание остальных условий, особям грозит гибель. Такие факторы называютсяограничивающими (лимитирующими).

Природа ограничивающих факторов может быть различной. Например, угнетение травянистых растений под пологом буковых лесов, где при оптимальном тепловом режиме, повышенном содержании углекислого газа, богатых почвах возможности развития трав ограничиваются недостатком света. Изменить такой результат можно только воздействием на ограничивающий фактор.

Ограничивающие факторы среды определяют географический ареал вида. Так, продвижение вида на север может лимитироваться недостатком тепла, а в районы пустынь и сухих степей - недостатком влаги или слишком высокими температурами. Фактором, ограничивающим распространение организмов, могут служить и биотические отношения, например занятость территории более сильным конкурентом или недостаток опылителей для цветковых растений.

Выявление ограничивающих факторов и устранение их действия, т. е. оптимизация среды обитания живых организмов, составляет важную практическую цель в повышении урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности домашних животных.

Популяции . Структура и свойства популяций

Показатели структуры популяций. Как первая надорганизмен-ная биологическая система, популяция обладает определенной структурой и свойствами. Структуру популяции отражают такие ее показатели, как численность и распределение особей в пространстве, соотношение групп по полу и возрасту, их морфологические, поведенческие и другие особенности.

Численность - общее количество особей в популяции. Эта величина характеризуется широким диапазоном изменчивости, однако она не может быть ниже некоторых пределов. Сокращение численности по сравнению с этими пределами может привести к вымиранию популяции. Полагают", что если численность популяции меньше нескольких сотен особей, то любые случайные причины (пожар, наводнение, засуха, обильные снегопады, сильные морозы и т. д.) могут сократить ее настолько, что оставшиеся особи не смогут встречаться и оставить потомство. Рождаемость перестанет покрывать естественную убыль, и оставшиеся особи в течение сравнительно короткого времени вымрут.

Плотность - число особей на единицу площади или объема. При увеличении численности плотность популяции, как правило, возрастает; она остается прежней лишь в случае ее расселения и расширения ареала. У некоторых животных плотность популяции регулируется сложными поведенческими и физиологическими механизмами.

Пространственная структура популяции характеризуется особенностями размещения особей на занимаемой территории. Она определяется свойствами местообитания и биологическими особенностями вида. Наряду сослучайным и равномерным распределением в природе наиболее часто встречается групповое распределение. Группа животных, прилагая совместные усилия, может легче защищаться от хищников, искать и добывать корм. Жизнь в семьях, стадах, колониях, гаремах приводит также к групповому распределению особей. Пространственная структура может изменяться во времени; она зависит от сезона года, от численности популяции, возрастной и половой структуры и т. д.

Половая структура отражает определенное соотношение мужских и женских особей в популяции. Генетический механизм определения пола обеспечивает расщепление потомства по полу в соотношении 1: 1. В силу разной жизнеспособности мужских и женских особей это первичное соотношение полов при оплодотворении часто заметно отличается от вторичного (при рождении - у млекопитающих) и тем более от третичного, характерного для половозрелых особей. Например, в популяциях человека вторичное соотношение полов составляет 100 девочек/106 мальчиков; к 16-18 годам это соотношение выравнивается и становится равным 1:1, к 50 годам- 100 женщин/85 мужчин, а к 80 годам соотношение по полу становится 2:1 (100 женщин/ 50 мужчин).

Изменение половой структуры популяции отражается на ее роли в экосистеме, так как самцы и самки многих видов отличаются друг от друга по характеру питания, ритму жизни, поведению и др. Так, самки некоторых видов комаров, клещей и мошек являются кровососущими, в то время как самцы питаются соком растений или нектаром. Преобладание доли самок над самцами обеспечивает более интенсивный рост популяции.

Возрастная структура отражает соотношение различных возрастных групп в популяциях, зависящее от продолжительности жизни, времени наступления половой зрелости, числа потомков в помете, количества потомств за сезон и др. Если какая-либо возрастная группа сокращается либо увеличивается, это сказывается на общей численности популяции. Например, массовое истребление крупных половозрелых особей в результате промысла приводит к резкому снижению численности популяции вследствие слабого пополнения ее молодыми особями. Поэтому присутствие в популяции большого количества особей младших возрастных групп свидетельствует о ее благополучии. Если же в популяции преобладают старые особи, можно со всей определенностью сказать, что данная популяция завершает свое существование.

Экологическая структура свидетельствует об отношении различных групп организмов к условиям окружающей среды. Например, особи одной популяции растений различаются рядом признаков: по размерам, количеству побегов, цветков, плодов, семян и т. п. Кроме того, разные особи этой же популяции зацветают неодновременно, что способствует более полному их опылению (при одновременном и кратковременном цветении насекомые могут не успеть опылить все цветки). У такой популяции меньший риск остаться без семян, например в случае кратковременных заморозков (замерзнет лишь часть цветков).

Динамика популяций. Теоретически любая популяция способна к неограниченному росту численности, если ее не лимитируют факторы внешней среды (ограниченность ресурсов, болезни, хищники и т. п.). В таком гипотетическом случае скорость роста популяции будет зависеть только от величины биотического потенциала, свойственного каждому конкретному виду. Биотический потенциал отражает теоретически возможное число потомков от одной пары (или одной особи) за определенный промежуток времени, например за весь жизненный цикл или за год.

У разных видов величина биотического потенциала резко различается. Например, у крупных млекопитающих даже при самых благоприятных условиях численность может возрастать лишь в 1,05-1,1 раза за год. У многих насекомых и ракообразных (тли, дафнии) численность за год увеличивается в 10 10 -10 30 раз, а у бактерий еще больше. Однако в этих случаях в идеальных условиях численность любой популяции за определенное время будет расти в геометрической прогрессии (рис. 14.2). Рост численности с постоянной скоростью называетсяэкспоненциальным ростом. Кривая, отражающая на графике подобный рост популяции, быстро увеличивает крутизну и уходит в бесконечность.

Рис. 14.2. Экспоненциальная (теоретическая) (а) и логистическая (реальная) (б) кривые роста популяций.

В природных условиях экспоненциальный рост популяций наблюдается крайне редко. Например, он был отмечен для популяции кролика, завезенного а Австралию, где для него имелись неограниченные пищевые и пространственные ресурсы при отсутствии сдерживающего влияния хищников. Такой тип роста наблюдается также при вспышках численности саранчи, непарного шелкопряда и других насекомых. Однако периоды экспоненциального роста обычно кратко временны.

При увеличении плотности популяции обычно наблюдается замедление роста численности, поскольку популяция оказывается в условиях с ограниченными ресурсами. Например, животным при высокой плотности популяции может не хватать пищи, а растения начинают затенять друг друга или им недостает влаги. Тип роста популяции при ограниченных ресурсах, характеризующийся снижением скорости по мере увеличения плотности популяции, называется логистическим (см. рис, 14.2).

Общие изменения численности популяции определяются такими процессами, как рождаемость, смертность и миграция особей.

Рождаемость характеризует частоту появления новых особей в популяции. Средняя величина рождаемости каждого вида определилась исторически как приспособление для восполнения убыли популяции. Различают абсолютную и удельную рождаемость.

Абсолютная рождаемость - количество особей, родившихся (вылупившихся, отпочковавшихся и т. д.) в популяции за единицу времени. Удельная рождаемость - количество особей, родившихся в популяции за единицу времени в расчете на одну особь. Показатель удельной рождаемости позволяет сравнивать скорость рождаемости в популяциях с разной численностью.

Величина рождаемости тем выше, чем больше доля особей, принимающих участие в размножении, чем выше плодовитость, чем чаще следуют друг за другом репродуктивные циклы. Обычно рождаемость в каждой популяции уравновешена характерной для нее смертностью.

На численность популяций существенное влияние оказывает также миграция особей.

Миграции - закономерные перемещения животных между существенно различными, пространственно разобщенными средами обитания. Подобные переселения вызываются изменением условий существования в местах обитания или изменением требований животного к этим условиям на разных стадиях развития. Массовое перемещение особей между популяциями может изменить их структуру и основные свойства (предотвратить гибель популяции, находящейся на грани вымирания, или, наоборот, привести ее к резкому сокращению). Например, массовое выселение оседлых животных (белок, кедровок, леммингов и др.) при внезапном ухудшении условий (засухи, пожары, наводнения и т. п.), перенаселении часто заканчивается их массовой гибелью.

Миграции (суточные, сезонные) позволяют организмам использовать оптимальные условия среды в таких местах, где их постоянное проживание невозможно. Они приводят к освоению новых биотопов, расширению общего ареала вида, к обмену особей между популяциями, увеличивают единство и общую устойчивость вида, способствуют успеху в борьбе за существование.

При отсутствии миграции изменение численности популяции зависит от соотношения величины рождаемости и смертности.

Если величина рождаемости выше смертности, то численность популяции будет возрастать, и, наоборот, снижаться, если смертность превысит рождаемость. Таким образом, численность популяций в природных условиях постоянно меняется, поскольку меняются условия среды обитания. Амплитуда и период этих колебаний зависят от степени изменчивости окружающей среды, а также от биологических особенностей конкретного вида.

Важная роль в регуляции численности и плотности популяции принадлежит поведенческим факторам. Например, в популяциях многих грызунов повышение в крови концентрации гормона адреналина, наблюдаемое при большой плотности популяции, вызывает агрессивность, различные гормональные расстройства (у самок может происходить рассасывание эмбриона). В результате численность грызунов снижается.

Другая форма поведения - защита индивидуального участка (территориальности) - также направлена на регулирование численности. Часто почти вся территория, занимаемая популяцией, поделена на индивидуальные участки, которые обозначаются разными способами (секретом пахучих желез, царапинами на деревьях, пением самцов птиц, мочой и т. п.). Мечение и охрана участков, не допускающие размножения на них «чужих» особей, приводит к рациональному использованию территории. Избыточная часть популяции при этом не размножается или вынуждена выселяться за пределы занятого пространства.

Существует ряд других исторически сложившихся механизмов, задерживающих рост популяций и обеспечивающих тем самым их устойчивость. К ним относятся химические взаимодействия особей (например, головастики выделяют в воду вещества, которые задерживают рост других головастиков); изменения в физиологии и поведении при увеличении плотности, что приводит к проявлению инстинктов массовой миграции; распространение заболеваний (вероятность передачи инфекций возрастает с ростом плотности популяции) и др.

Таким образом, благодаря множеству механизмов размах всех суточных, сезонных и годовых изменений численности и уровня плотности популяций, как правило, меньше теоретически возможного, соответствующего реализации всего биотического потенциала. Перенаселенность всегда неблагоприятна для любого вида, так как может привести к быстрому подрыву ресурсов среды, нехватке пищи, убежищ, пространства, что неминуемо повлечет за собой общее ослабление популяций.

Урок по познанию мира для 3 класса «Среда обитания растений»

Республика Казахстан. Жамбылская область, Кордайский район

село Сортобе, средняя школа № 48

учитель начальных классов Мачинчин Софиян Исхаровна

Тема : Среда обитания растений

Цели : углубить понятие о разнообразии растений, учить различать их; объяснить особенности строения растений и их приспособлениями к среде обитания на различных участках Земли, развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, содействовать воспитанию сотрудничества, самостоятельности, ответственного отношения за поведение в природе, любви к Родине.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: урок - исследование

Методы : словесный, практический, наглядный, самоорганизации, репродуктивный

Оборудование : образцы растений, презентация к уроку, схемы-опоры

Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Настроение каково? Во

Все такого мнения? Все без исключения.

Может, вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

- Может, ляжем, отдохнём? Лучше мы урок начнём!

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Посмотрели на гостей,

Улыбнулись поскорей.

2. Сообщение темы и цели

Соберите слово, которое рассыпалось – РЕСАД (На доске появляется слово «СРЕДА»)

Какие ассоциации возникают?

Как слово «Среда» может быть связано с разделом «Многообразие растений»?

Сегодня у нас урок – исследование. Тема нашего урока «Среда обитания растений » (слайд) + на доске открывается тема

Объект исследования (схема-опора) – это то, что рассматривается.

Что мы рассматриваем в этом разделе?

Нашим объектом исследования будут растения,

Предмет исследования (схема-опора ) – проблема, которую мы должны изучить на уроке

А предмет исследования сегодняшнего урока - “Среда обитания растений ” .Мы исследуем, как растения приспосабливаются к своей среде обитания, с особенностями растений в зависимости от среды их обитания

При исследовании выдвигается гипотеза: (схема-опора) - предположение: Как среда обитания влияет на особенности строения растений

3. Проверка домашнего задания

Мы заканчиваем раздел «Многообразие растений».Что нового узнали из этого раздела?

В проверочный тест включены вопросы из пройденных тем.

1. Тест по вариантам (разно уровневый)

1вариант (низкая мотивация)

Тест «Многообразие растений»

1. В какой группе перечислены только деревья?

а) сирень, тополь, сосна

б) берёза, клён, дуб

в) клевер, осина, ель

2. Выбери из перечисленного влаголюбивое растение :

а) саксаул б) иван-чай в) молочай

3. Какое из перечисленных растений является однолетним?

а) сосна б) морковь в) пшеница

4. Светолюбивое растение – это:

а) ель б) сосна в) ландыш

5. Лиственница – это растение:

а) цветковое б) папоротниковое в) хвойное

2вариант (высокая мотивация)

Тест «Многообразие растений»

1. Самые простые по строению растения?

2. Самые сложные по своему строению растения:

а) папоротники б) водоросли в) цветковые г) мхи

3. Как называются растения, которые не приспособлены к существованию без участия человека?

а) культурные б) многолетние в) дикие г) благородные

4. Помидор, перец, огурец, баклажан – это растения:

а) холодостойкие б) засухоустойчивые в) теплолюбивые г) теневыносливые

5. Что объединяет эту группу растений: дуб, берёза, ель?

а) это кустарники б) это деревья в) это все светолюбивые растения г)это двулетние

Устная проверка

2. Фронтальный опрос

Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

Расскажите об этих группах растений.

Водоросли. Слово водоросли произошло от двух слов: вода и расти. Значит водоросли, в основном это водные растения. Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в морях и океанах. По цвету водоросли бывают зелёные, сине-зелёные, бурые и красные. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки. (слайд)

Мхи. Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад. Это низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по земле. Большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – очень ценное удобрение и топливо. (слайд)

Папоротники. Папоротники относятся к числу наиболее древних растений. Они распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники. Папоротники никогда на цветут. У папоротников нет семян. Они размножаются спорами. Вырасти папоротник можно и в домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение. (слайд)

Хвойные. Ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница – хвойные растения, семена образуются в шишках. Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. Хвойные – вечнозелёные деревья. Они сохраняют хвоинки и в зимний период. Хвоинки сосны держатся 2-3 года, а хвоинки ели от пяти до семи лет. Среди хвойных есть только одно дерево которое сбрасывает свои иголки на зиму, а весной образуют новые. Это лиственница. У хвойных растений вместо листьев – хвоинки. (слайд)

Цветковые. Самые распространённые на Земле – это цветковые растения. У них есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. Учёные-ботаники насчитывают более 250 тысяч видов растений. Значение цветковых растений для человека значительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. Они растут повсюду – в лесу, на лугу, в водоёме, в пустыне, в горах. (слайд)

А по внешнему виду как можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы)

Почему растения не могут жить без солнечного света? (Потому что, солнце источник энергии. Оно даёт тепло всему живому.)

Какие виды растений по условиям произрастания вы знаете? (Влаголюбивые и водные, засухоустойчивые, теплолюбивые, холодостойкие, светолюбивые, теневыносливые.)

3. ФИЗМИНУТКА

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали –

Великанами вы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы прогулялись,

Вновь за дело вместе взялись!

4. Работа по теме

Мы сегодня продолжим говорить о растениях, о среде обитания растений.

Тема нашего урока «Среда обитания растений»(слайд) - уже открыт

Актуализация знаний

Растения – часть какой природы? (живой)

Докажите, что растения – часть живой природы? ) (слайд)

Что дают нам растения? (слайд)

Как можно назвать это одним словом? (флора – слайд)

Где могут обитать растения? (слайд)

Выведите определение «среда обитания»

Среда обитания - это место,где обитают, т.е. растут, растения. Среда обитания оказывает на растения влияние.

Назовите необходимые условия для жизни растений? (слайд)

Скажите, в каких местах на Земле не обитают растения (ответы детей)

Почему там не обитают растения? (вечный холод)

чтение текста в учебнике страница 118

ВЫВОД: просмотр видеоролика «Среда обитания растений»

Растения на Земле встречаются повсюду, они образуют леса, луга, поэтому растения называют «зелёной одеждой Земли». Действительно, зелёный наряд украшает нашу планету. Растения можно разделить на 3 среды обитания.

3 СРЕДЫ ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ

ВОДНАЯ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ почвенная

Водная среда обитания связана с водоёмами: океанами, морями, реками, озерами и другими. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, солёные и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 метров глубины свет вообще отсутствует. Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда ещё проникает свет. Большинство водных растений – это водоросли. Однако среди водных растений встречаются и высшие растения. (слайд)

В наземно-воздушной среде обитания растёт подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток. Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещённых участках, другие в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых местах, другие – приспособлены к сезонным колебаниям температуры.

Почва – это поверхностный плодородный слой земли. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород перегноя в результате разложения растительных и животных остатков. Здесь обитают многочисленные мельчайшие водоросли, находятся семена и споры разных растений, размещаются корни наземных растений.

Растения способны жить в той среде, к условиям которой они приспособлены.

Что означает «водная, почвенная, наземно-воздушная среда обитания»? (у детей – на столах памятки)

Чем отличаются растения, обитающие в водной среде от растений, обитающих в почвенной среде? (у водных корни тонкие, небольшие, листья широкие, для того, чтобы хорошо испарялась влага. У растений, среда обитания которых почва – корневая система мощнее, листья уже, чтобы наоборот – влага не испарялась)

Вам сейчас предстоит работа в парах – создать проект. Вы будете исследовать растение и составлять на это растение паспорт.

Кто скажет, что такое паспорт?

Для чего он нужен?

Какие данные указываются в паспорте человека?

А как вы думаете, что может быть отражено в паспорте растения?

Паспорт растения (на столах у детей)

1.Название

2. Внешнее описание

3. Продолжительность жизни

4. Среда обитания

5. Угроза исчезновения

Ваш объект исследования: (показ слайдов)

1 ряд – лотос 2 ряд – кувшинка 3 ряд - ландыш

Работа по рядам (работа в парах - заполнение паспорта растения) – чтение текста учащимися.

Лотос орехоносный (слайд) Крупный ярко – розовый цветок. Растет лотос в неглубоких пресных теплых водах прудов и озёр. Многолетнее растение. Размножается семенами, которые сохраняют всхожесть более тысячи лет! Корни употребляются в пищу. Из них делают муку, крахмал и даже масло. Семена и корни используют и как лекарственное средство. Многолетнее растение. Размножается семенами и кусочками корневищ. Угроза гибели: сбор красивых цветов, загрязнение водоёмов.

Кувшинка белая. (слайд)
Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Её белые цветки, похожие на звёздочку, умеют предсказывать погоду: перед дождём они всегда закрываются. Каждое утро появляются на поверхности, а на ночь погружаются в воду. Семена приспособлены к жизни в водной среде – у них есть воздушные мешочки, поэтому они могут плавать на поверхности. Живет 3-5 лет. Размножается семенами, кусочками корневищ.
Угрозу гибели представляет человек и загрязнение водоёмов.

Ландыш майский (слайд)
Растет во влажных почвах, любит тень. Цветки в виде колокольчиков цветут 10-15 дней. Многолетнее растение, которое размножается отрезками корневищ. По окончании цветения на месте цветков образуются красные ягодки, которые очень ядовиты, а само растение используют как лекарство.
Угрозу гибели представляет человек и выпасы скота.

Защита проекта - паспорта растения – чтение текста.

Какие из этих растений обитают в нашем регионе? (в естественных условиях - кувшинка, ландыш; в искусственных -лотос)

Царство Растений удивительно многообразно. Оно объединяет более 350тысяч видов растений и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только с помощью микроскопа, до деревьев - рощ, занимающих площадь в десятки квадратных метров.

Игра "Пойми меня" (по внешнему описанию догадаться, о каком растении идёт речь)

Весну это холодостойкое травянистое растение встречает самым первым, ещё даже снег не сошёл. Почвенная среда обитания. Занесён в Красную Книгу РК

- Как думаете, почему занесено это растение в Красную книгу? (подснежник слайд)

Среда обитания этого растения -почвенная. Этот колючий многолетний кустарник получил своё название за острые шипы, которые причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета он украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. (шиповник слайд)

- Что ещё знаете об этом растении? (полезное лекарственное растение)

- Высокое многолетнее растение. Водная среда обитания. Цветёт метёлкой. Когда-то использовался в строительстве,как дешёвый материал. Растения активно разрастаются, что засоряет водоёмы и приводит к их обмельчению. Высохшие растения часто служат причиной пожара. (камыш -слайд)

Как вы думаете, есть ли польза от этого растения? (Многие животные водоёма выводят там потомство и некоторое время прячутся от врагов)

5. Домашнее задание: прочитать дополнительный материал, подготовить сообщение-пересказ

1 вариант «Растения пустынь»

2вариант«Растения степей»

6. Закрепление. Итог урока

Какой объект исследовали на уроке?

Предмет нашего исследования?

Какой бывает среда обитания растений?

Как зависит строение растения от среды обитания?

Среда обитания

У этого термина существуют и другие значения, см. Среда обитания (значения).

Среда обитания - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ . Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Нетронутая человеком среда обитания многих растений и животных

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутреорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами . Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

  • Абиотические факторы - это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.) Например: накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.
  • Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.
  • Антропогенные (антропические) факторы - это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.

Возможно также выделить следующие компоненты среды обитания: естественные тела среды обитания, гидросреду, воздушное пространство среды, антропогенные тела, поле излучений и тяготения среды.

См. также

Литература

Афанасьев В. Г. Мир живого. Системность, эволюция и управление. - М: Изд. полит. л-ры, 1986.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Среда обитания" в других словарях:

    Все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Среда обитания прямо или косвенно влияет на состояние, развитие и размножение отдельных организмов и популяций. Различают абиотическую, биотическую и… … Словарь бизнес-терминов

    Человека (среда обитания) совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. (Смотри: Федеральный закон 52 ФЗ. О санитарно эпидемиологическом благополучии… … Строительный словарь

    Совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в к рых обитает данная особь, популяция или вид. (см. АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА, БИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА). .(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А … Биологический энциклопедический словарь

    СРЕДА ОБИТАНИЯ - см. Окружающая среда. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

    среда обитания - Участок суши или водоема, занятый организмом или его популяцией и обладающий необходимыми для их существования условиями обитания, включая живую и неживую природу. Syn.: местообитание; экотоп … Словарь по географии

    - «СРЕДА ОБИТАНИЯ», СССР, Лентелефильм, 1987, цв., 75 мин. Детектив. По повести С. Высоцкого. История похищения ценных документов из исторического архива. В ролях: Петр Вельяминов (см. ВЕЛЬЯМИНОВ Петр Сергеевич), Валерий Ивченко (см. ИВЧЕНКО… … Энциклопедия кино

    Комплекс всех биотических и абиотических условий, в которых живет (или жил) данный организм, популяция, биоценоз и т. д. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    Среда обитания - для человека это планета Земля с ее специфическими особенностями, в других местах он уже не обитает, а лишь может находиться. Среда обитания предоставляет человеку ВСЕ необходимое для его существования как вида: жизнедеятельности отдельной особи… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Environment среда [обитания]. Cовокупность биотических и абиотических условий, в которых обитает данный организм, популяция и т.п. (