Проект все про речных рыб. Презентация для детей дошкольного возраста "Рыбы: какие они?"

На экране Слайд 1.
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о рыбах. Что вы знаете о них? Какие они? (ответы детей)
На экране Слайд 2.
Рыбы - это водные жители, тело которых покрыто чешуёй.
На экране Слайд 3.
Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников.
На экране Слайд 4.
При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост.
На экране Слайд 5.
Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.
На экране Слайд 6.
Большинство рыб мечут икру. Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. Но пройдёт немного времени и мальки превратятся во взрослых рыб.
На экране Слайд 7.
Зимой, когда вода замерзает, рыбы опускаются на дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало питаются. Но в воде подо льдом очень мало кислорода, поэтому люди делают проруби, чтобы рыбам было легче дышать.
На экране Слайд 8.
- А теперь, ребята, поговорим с вами о речных рыбах.
На экране Слайд 9.
Карась - речная рыба, размером от 30 до 50 см. Бывает золотой и серебряный караси.
На экране Слайд 10.
Окунь - небольшая речная рыбка длиной до 30 см. Несмотря на то, что она маленькая, окунь- хищная рыба.
На экране Слайд 11.
Ёрш - небольшая рыбка, питающаяся мелкими организмами- рачками и др. Водится ёрш в реках и озёрах, и является добычей для более крупных рыб.
На экране Слайд 12.
Сом - очень крупная рыба, длиной до 5м и весом до 300 кг. Обитает сом в реках и озёрах. У этой рыбы нет чешуи. Сом - хищник.
На экране Слайд 13.
Щука - речная хищная рыба, она достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Окрас у щуки серо-зелёный в крапинку. Щука очень прожорлива. Питается в основном рыбой, лягушками, насекомыми.
На экране Слайд 14.
- Давайте вспомним, с какими речными рыбами вы сейчас познакомились? (ответы детей)
- А теперь, поговорим с вами о морских рыбах.
На экране Слайд 15.
Меч-рыба - одна из самых больших хищных рыб. Она достигает 4,5 метра в длину и весит до 500 кг. На хвосте у неё большой полулунный плавник, верхняя челюсть несет меч, а тело голое, без чешуи.
На экране Слайд 16.
Морской чёрт - крупная рыба длиной до 1,5 м, а весит до 20 килограммов. На голове удочка - аппетитная светящаяся «приманка» для других рыб.
На экране Слайд 17.
Летучие рыбы - невелики, от 15 до 25-35 см. Даже гигантская летучая рыба не длиннее 50 см. Её грудные плавники немного короче тела и содержат большое число лучей.
На экране Слайд 18.
Электрический скат - крупная рыба, нередко достигающая длину 2 м и вес 100 кг, с почти круглым диском тела и голой, лишённой шипов и колючек кожей. Они используют своё грозное оружие главным образом для того, чтобы убивать добычу и, конечно, для обороны.
На экране Слайд 19.
Рыба-зебра - морская рыбка, раскрашенная кремовыми и бордовыми полосами. Тело рыбы-зебры оснащено большим количеством плавников, игл и других придатков. В минуту опасности она быстро поворачивается из стороны в сторону, стараясь встать к противнику спиной, и бьёт его спинными плавниками. Яд крылаток чрезвычайно опасен.
- Ну вот, ребята, мы познакомились с вами с двумя видами рыб. Напомните какие же виды рыб существуют? (ответы детей). Молодцы, каких рыб мы можем отнести к речным, а каких к морским?

Слайд 1

Годовой проект УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РЫБ
Выполнил: Ученик 1Б класс Косолапов Павел г. Кировск 2016 год

Слайд 2

Слайд 3

Где я собирал информацию о рыбах:
Я ездил на рыбалки с папой. Искал информацию в интеренете, в википедии. Прочитал книги (В. Свечников. Рыбы. Энциклопедия, Бабочка над заливом Т.А. Кудрявцева). Смотрел «Познавательные фильмы для детей и не только», «Жизнь на планете Земля. Рыбы.» и мультфильм «Шевели ластами», «Немо» Смотрел передачу «Диалоги о рыбалке».

Слайд 4

Разновидности природных обитателей:
1 . Рыбы бывают морские, речные и озёрные. 2. Хрящевые (акула, морская лисица) и костные (горбуша, окунь, рыба - наполеон) 3. Хищные (щука, окунь, судак, сом) и мирные (толстолобик). 4. Большие и маленькие. 5. Ядовитые (иглобрюх и фугу) и полезные (мясо акул очень полезно и богато витаминами). 6. Опасные и безопасные.

Слайд 5

Рыбы Ленинградской области
Согласно Википедии в водах ЛО водится более 80 видов рыб. Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.

Слайд 6

Загадочные особенности строения рыб
А вы знаете, что у многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причем рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой, и сзади, и под собой. Большинство рыб плывет вперед, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Рыбе легче плавать, если ее тело имеет продолговатую форму. Как и люди рыбы умеют дышать, когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород, а затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз. А еще есть летучие рыбы. Выпрыгивая из воды, они парят на удлиненных плавниках, оставляя хищника далеко позади.

Слайд 7

Строение рыб

Слайд 8


Рыбы умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно. Рыба - ёж покрыта длинными иголками. А рыба - землекоп любит покопаться в земле. А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!) Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.

Слайд 9

Загадочные факты из жизни рыб:
Есть рыбы, которых хлебом ни корми, дай походить по земле. Так, в пресноводных водоемах Южной Азии проживает небольшая рыбка Анабас. Покинув водоем, она способна спокойно «гулять» на свежем воздухе 6-8 часов. В поисках пропитания Анабас может «переходить» из одной лужи в другую или залезть на дерево. Кости плавников у нее очень крепкие, а для дыхания имеется специальный орган в виде лабиринта, поэтому длительность прогулки иногда достигает 8 часов.

Слайд 10

Чем рыбы питаются?
По способу питания рыбы подразделяются на хищных и мирных. Хищными называют тех, которые поедают других рыб, а также некоторых животных и птиц. К хищным рыбам относятся щука, окунь, судак, сом, налим, белуга, голавль и др. Мирные рыбы поедают червей, ракообразных, моллюсков, насекомых и их личинок и, кроме того, частично питаются растениями. Однако чистых растительных рыб немного. Наиболее типичные их представители - белый амур и толстолобик. У мирных рыб обычно нет зубов во рту, да и сам рот относительно небольших размеров. У хищных рыб по большей части рот очень большой и вооружен зубами.

Слайд 11

Опасности для рыб?
1. Самая главная опасность для рыб - что их поймают на удочку или сеть рыболовы. 2. Немаловажная опасность для рыбы это то, что она станет пищей для хищной рыбы. 3. Рыбы погибают из-за загрязнения и пересыхания водоема.

Слайд 12

Интересное из книг:
Из книги «Бабочка над заливом» я узнал, что в наших водоёмах попадается маленькая красивая рыбка по имени Уклея. Чешуя её отливает серебристо-металлическим цветом, нежная совсем не колючая. Чешуйки так слабо прикреплены к телу, что слетают при прикосновении, липнут к рукам. Раньше русские купцы продавали эту рыбью чешую в Германию. Там из неё изготавливали искусственный жемчуг.

Слайд 13

Памятник рыбке Колюшке:
В годы лениградской блокады колюшка спасла жизни тысячи людей. В Кронштадте на стене Обводного канала у Синего моста установили трогательный памятник этой «блокадной маленькой рыбёшке, что людям выжить помогла.»

Слайд 14

Мое хобби - рыбалка: Мы с папой очень любим ловить рыбу, особенно щуку!

Презентация к теме: Речные рыбы.

Река -место обитания многих рыб. В ней можно встретить разные виды речных рыб,например:ерша, карасей,окуня, сома и щуку.

Ёрш Длина взрослого ерша составляет 10 см и массой более 100 грамм. Спина рыбки серо-зеленого цвета с черными точками, бока - желтые, пузо - серое или белое. Окрас ерша зависит от места его обитания: в реках с чистым песчаным дном расцветка рыбы светлее, чем в илистых водоемах. Характерная особенность рыбки - колючий спинной плавник, состоящий из нескольких лучей. Основная пища ерша - циклопы, мелкие ракообразные, черви, пиявки. Орган чувств, с помощью которого рыбка охотится - боковая линия, с ее помощью даже в полной темноте ёрш может найти недвижимую добычу. Продолжительность жизни ерша редко достигает 7-11 лет.

Серебряный карась, в отличие от золотого, имеет серебристое брюшко, большее количество жаберных тычинок Грудные и брюшные плавники у золотого слегка красноватые, у серебряного - желтоватые или серые, как и все остальные плавники у особей обоих видов. Рот у карасей небольшой. Караси характеризуются большой неприхотливостью к качеству воды. Они встречаются как в больших и чистых озерах, так и в реках; часто заселяют тинистые пруды, тихие заводи речек, различные канавы, карьеры и даже заболоченные водоемы с кислой водой, где другие рыбы обитать не могут.. Они выносливы к низким температурам и не погибают в результате вмерзания в лед. На зиму, как и при временном пересыхании водоема, они закапываются в ил, где находятся все время без движения. Серебряные караси могут закапываться в ил после испуга на несколько минут.(ДО 10). Свои зимние убежища караси покидают лишь после таяния льда и достаточного прогрева воды.
Золотой и серебряный карась

Карась золотой

Речной окунь

Большой Сом

Щука - озерно-речная рыба. Щука имеет удлиненное, цилиндрической или умеренно сжатое с боков тело. Большую относительно длины тела голову. Спинной плавник расположен в задней части тела, что позволяет быстро ускоряться и маневрировать в толще воды. Цвет сильно варьируется в зависимости от места обитания - спина обычно имеет зеленовато-коричневый оттенок, живот светло серебристый. Челюсти снабжены зубами ориентированными во внутрь пасти. Добычей щуки может стать практически все, что она способна схватить: водоплавающие птицы, зверьки, грызуны. Кормится щука в течение всего светлого времени суток. Чем крупнее щука, тем реже она питается. Щурята длиной от 15 до 60-70 мм питаются ракообразными, в первую очередь - рачками. Уже к июню двухмесячные щурята переходят на питание молодью других рыб.

Актуальность проекта: главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Цель проекта: обобщить и расширить знания о рыбах.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.;
  • развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-- поисковую деятельность.

Развивающие:

  • развивать воображение и творчество;
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;
  • развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера;
  • развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
  • активизировать и обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие:

  • воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Коррекционные:

  • развивать умение говорить на выдохе (плавный речевой выдох);
  • развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы-описания;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Участники проекта:

  • дети 5-6 лет (старший возраст);
  • воспитатели;
  • учитель-логопед.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Информация, знания, впечатления полученные детьми полученные на занятиях и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат:

  • сформировать у воспитанников представление о разнообразии обитателей водоемов;
  • закрепить и уточнить знания детей о внешнем виде рыбы, способах ее передвижения и способах защиты от врагов.

План реализации проекта

Срок Деятельность педагогов Деятельность воспитанников Результат
Сентябрь - октябрь Подбор литературных произведений о рыбах Чтение, заучивание Оформление книжного уголка.
Подбор репродукций картин, открыток, фотографий Рассматривание, обсуждение Организация фотовыставки
Подбор видеотеки «Обитатели водоемов» Просмотр, обсуждение видеоматериала Создание видеотеки
Беседа на тему: “Жизнь рыб” Составление таблиц-схем “Цепи питания” Выставка работ «цепи питания обитателей водоемов».
Сбор природного материала для продуктивных видов деятельности Сбор природного материала Панно «Рыбы» СЛАЙД 2
Изготовление дыхательного тренажера «Аквариум» Использование дыхательного тренажера на занятиях. СЛАЙД 3
Ноябрь-декабрь Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”: Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка». Беседы по прочитанным произведениям Викторина по произведениям
Беседа “Зачем рыбке плавники и хвост?» Дидактическая игра “Чего не хватает”. Выставка рисунков «Волшебный мир рыб» СЛАЙД 4
Проведение серии логопедических занятий по теме: «Рыбы» Выполнение заданий логопеда в домашних тетрадях. Закрепление полученных знаний по теме.СЛАЙД 5,6
Январь-февраль Комплексное занятие «Золотая рыбка» Оригами и аппликация из листьев «Золотая рыбка» Выставка поделок СЛАЙД 7,8
Комплексное занятие «Разноцветные рыбки» Создание коллективной композиции (лепка) Выставка работ СЛАЙД 9
Март-апрель Беседа «Я с папой на рыбалке» Рассказы детей о рыбалке Оформление альбома «Ловись рыбка» СЛАЙД 10
Май Комплексное занятие «Морское дно» Создание коллективной композиции из природного материала (ракушки, камни) Выставка СЛАЙД 11
Беседа “Ах, лето!” Рассказы детей об отдыхе на водоемах (об обитателях водоемов), создание рисунков и текста к ним Оформление и выставка книг

Итоги проекта.

За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.

  1. Дети имеют представление о внешнем виде рыб.
  2. Дети знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов.
  3. В процессе работы над проектом мы более подробно изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов.

Литература

  1. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2010
  2. Голуб В.Т. Графические диктанты. – Москва. ВАКО, 2009
  3. Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.
    Для чтения О. Кригер «Золотая рыбка»
  4. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгогрвд: Учитель, 2011. – 364 с.
    Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» с. 190
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. Вкл.
    |Рисование по замыслу с. 55
    Лепка по замыслу с. 72
  6. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
    Беседа. Что мы знаем о рыбах? С. 158
  7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с., 16 л. вкл.
    Аппликация из цветной бумаги (коллективная) «Наш аквариум» с. 194 №90
    Лепка коллективная «Плавают по морю…» с. 180 №83
    Рисование коллективное по замыслу «Морская азбука» с. 178 №82
  8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
  9. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям./ И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.: - (Детский сад: день за днем). Занятие 12 «Рыбка плавает в пруду» с. 39
  10. Петрова М. И. «Объемная аппликация» с. 33
  11. Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет, Волгоград: Учитель, 2012

Приложение 1

Вопросы диагностической беседы.

Вопросы Уровни
Высокий Средний Низкий
1. Где живут рыбы?
2. Каких рыб вы знаете?
3. Для чего рыбам нужны плавники и хвост?
4. Чем питаются рыбы?
5. Как вы понимаете пословицу «Без труда не вытащить и рыбки из пруда»
6 Можно ли сбрасывать мусор в водоемы? Почему?

Этот удивительный мир рыб

Руководитель: Дрютова Ирина Петровна

учитель начальных классов МБОУ ООШ с. Никольское



Задачи :

  • Более подробно изучить строение и жизнь рыб.
  • Познакомиться с особенностями этих животных.
  • Провести опыт по определению возраста рыб и исследование.

Результаты анкетирования:

Чаще всего ребята называли рыб, обитающих в наших водоёмах: щуку, окуня, плотву, леща и других. Но в ответах встретились и рыбы, не живущие в наших краях, например, акула, скат, желтокрылка и другие. Но в ответах были названы не только рыбы, а ещё и животные: кит, дельфин.


Вывод: анализируя ответы проведённой анкеты, я увидел, что учащиеся нашей школы допустили много ошибок, они мало знают информации о рыбах. Я решил более подробно изучить этих удивительных животных – рыб.


Изучение особенностей рыб

  • Ихтиология - наука о рыбах (по-гречески “ихтис” - рыба, а “логос” - слово, разум).
  • Рыбы – это животные, которые живут в воде. Их тело покрыто чешуёй , они дышат жабрами и имеют парные конечности в виде плавников.

Строение рыбы

ХВОСТ

ГОЛОВА

ТУЛОВИЩЕ

Тело рыб может быть голым , покрытым слизью , чешуей или панцирем (игла-рыба). Чешуя растёт вместе с рыбой.


Форма тела у рыб связана с условиями обитания.

Рыбы, живущие в толще воды (лосось), имеют, как правило, торпедовидную или стреловидную форму.

Донные рыбы чаще всего имеют уплощенную или даже совсем плоскую форму тела, например, камбала.

Виды, обитающие среди водных растений, камней и коряг, имеют сильно сжатое с боков тело, как у леща или змеевидное, как у угря, тело, что обеспечивает им лучшую маневренность.


Питание рыб

По питанию всех рыб можно разделить на несколько групп:

  • растительноядных
  • животноядных
  • хищных, питающихся рыбой.

Наиболее прожорливыми являются растительноядные рыбы.

Чисто растительноядных рыб в наших водоемах нет. Плотва, карась, линь наряду с растительной пищей потребляют животную пищу.


Размножение рыб

Большинство рыб размножаются, вымётывая икру, но есть рыбы и живородящие. Например, рыбки гуппи и акулы.

Есть очень интересные рыбы, которые для своего потомства делают гнёзда. Мне известны, живущая в Ладожском озере, колюшка. А ещё строит гнездо рыба гурами.


Среда обитания.

Рыбы живут в

прудах ручьях реках озёрах морях океанах

От среды обитания зависит и окраска рыбы. У рыб спинка тёмная, а брюшко светлое, значит, они будут мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху. А если блестящая серебристая окраска боков и брюшка, то это делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.


Опыт «Определение возраста у рыб»

Тело рыбы снаружи покрыто чешуей, которая защищает тело рыбы. На чешуе имеются кольца. Каждое кольцо соответствует одному году жизни рыбы.

Существует несколько способов определения возраста у рыб:

  • по чешуе,
  • по жаберной крышке,
  • по срезу костей и другие.

Я определял возраст рыб по чешуе с помощью микроскопа.


Я промыл, как следует чешую.

Дал ей высохнуть.

Отполировал её наждачной бумагой.

Положил на предметное стекло микроскопа и начал разглядывать.

Я увидел у рыб одно большое кольцо и много маленьких, значит нашим рыбам только 1 год.

Вот так выглядит чешуя под микроскопом.


Исследование 1. «Сравнение рыб реки Воронеж озера и реки Сетьма»

  • Гипотеза : «Считается, что размеры водоёма ограничивают максимальные размеры рыбы, которые она может достигнуть. Чем больше водоём, тем крупнее в нём обитает рыба».
  • Доказательство :

Взял две рыбы – плотвы. Одна рыбы была поймана в реке Воронеж, а другая в речке нашего села – Сетьмы.

Возраст рыб был одинаков – 1 год. А вот размер рыб был разный.


Рыба, выловленная в реке Воронеж

Длина от головы до хвоста

Рыба, выловленная в реке Сетьма

Длина тела

Ширина тела

Ширина хвоста

Вывод: Таким образом, я увидел, что гипотеза оказалась верной.

Экспериментально доказано, что главным фактором является, не столько объём водоёма, сколько развитие кормовой базы и качество воды. Значит, чем больше в водоёме корма, тем крупнее вырастает рыба.


  • Для этого исследования, я с папой отправились на рыбалку на наше озеро. Нам удалось поймать таких рыб:
  • Плотву
  • Окуня

  • Мой вопрос: «А как можно помочь рыбам зимой?»
  • Учитель мне посоветовала, чтобы для рыб поступал воздух, бурлить лунки, а потом в эти лунки кидать корм. Так я и делал.




Заключение

Проведя своё исследование, я научился:

  • определять возраст рыбы;
  • могу рассказать строение рыбы, место обитание;
  • узнал интересные факты о размножении рыб.

Мой вывод:

рыбы – часть живой природы, это очень интересные и удивительные существа. Они нуждаются в нашей защите. Вода – среда обитания рыб. Без неё не сможет прожить ни одно живое существо. Нужно, чтобы люди не загрязняли водоёмы, не вылавливали редких рыб и не занимались браконьерством!