Восточная европа долгий путь к демократии. Урок по истории «Восточная Европа: долгий путь к демократии

>> Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

§ 24. Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

После завершения второй мировой войны в большинстве восточноевропейских стран к власти пришли коалиционные правительства, представлявшие политические силы, участвовавшие в борьбе с фашизмом: коммунистов, социал-демократов, аграриев, либерально-демократические партии. Проводимые ими преобразования первоначально носили общедемократический характер. Национализировалась собственность лиц, сотрудничавших с оккупантами, проводились аграрные реформы, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения. В то же время, в значительной мере благодаря поддержке СССР , неуклонно росло влияние коммунистов.

Утверждение тоталитаризма в Восточной Европе.

Отношение к «плану Маршалла» стало причиной раскола в коалиционных правительствах. Коммунисты и поддержавшие их левые партии отвергли этот план. Они выдвинули идею ускоренного развития своих стран с опорой на собственные силы и при поддержке СССР. Ставились цели обобществления экономики, развития тяжелой индустрии, кооперации и коллективизации крестьянства.

С созданием Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ) в 1947 г. фактическое руководство «братскими странами» начало осуществляться из Москвы.

То, что в СССР не потерпят никакой самодеятельности, показала крайне негативная реакция И. В. Сталина на политику руководителей Болгарии и Югославии - Г. Димитрова и И. Тито. Эти лидеры выступили с идеей создания конфедерации восточноевропейских стран, не включающей СССР. Болгария с Югославией заключили Договор о дружбе и взаимопомощи, в котором был пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила».

Г. Димитров, приглашенный для переговоров в Москву, умер вскоре после его встречи с И. Б. Сталиным. По адресу И. Тито Коминформ выдвинул обвинение в переходе на позиции буржуазного национализма и обратился к югославским коммунистам с призывом к свержению его режима.

Преобразования в Югославии, так же как и в других восточноевропейских странах, ориентировались на социалистические цели. Создавались кооперативы в сельском хозяйстве, экономика находилась в собственности государства, монополия на власть принадлежала Коммунистической партии. Идеалом в Югославии считалась советская модель социализма. И все же режим И. Тито вплоть до смерти Сталина определялся в СССР как фашистский. По всем странам Восточной Европы в 1948-1949-е гг. прокатилась волна расправ над теми, кого подозревали в симпатиях к Югославии.

Коммунистические режимы в большинстве восточноевропейских стран оставались неустойчивыми. Для населения этих стран, несмотря на стену информационной блокады между Востоком и Западом, было очевидно, что успехи правящих коммунистических и рабочих партий в сфере экономики сомнительны. Если до второй мировой войны уровни жизни в Западной и Восточной Германии, Австрии и Венгрии были примерно одинаковы, то с течением времени начал накапливаться разрыв, составивший к моменту крушения социализма примерно 3: 1 не в его пользу. Концентрируя ресурсы, по примеру СССР, на решении проблемы индустриализации, коммунисты Восточной Европы не учитывали, что в небольших странах создание гигантов индустрии экономически нерационально.

Кризис тоталитарного социализма и «доктрина Брежнева». Кризис советской модели социализма в Восточной Европе начал развиваться почти сразу со времени ее установления. Смерть И.В. Сталина в 1953 г., породившая надежды на перемены в социалистическом лагере, вызвала восстание в ГДР. За развенчанием культа личности Сталина XX съездом КПСС последовала смена в свое время выдвинутых им руководителей правящих партий в большинстве восточноевропейских стран и разоблачение совершенных ими преступлений. Ликвидация Коминформа и восстановление отношений между СССР и Югославией, признание конфликта недоразумением породили надежду, что советское руководство откажется от жесткого контроля над внутренней политикой восточноевропейских стран.

В этих условиях новые лидеры и теоретики коммунистических партий (М. Джилас в Югославии, Л. Колаковский в Польше, Э. Блох в ГДР, И. Надь в Венгрии) пошли по пути переосмысления опыта развития собственных стран, интересов рабочего движения. Однако эти попытки, а главное, их политические итоги вызвали крайнее раздражение руководителей КПСС.

Переход к плюралистической демократии в 1956 г. в Венгрии, предпринятый руководством правящей партии, перерос в насильственную антикоммунистическую революцию, сопровождавшуюся разгромом органов госбезопасности. Революцию подавили советские войска, с боями взявшие Будапешт. Захваченных лидеров реформаторов казнили. Предпринятую в Чехословакии в 1968 г. попытку перейти к модели социализма «с человеческим лицом» также пресекли вооруженной силой.

Поводом для ввода войск в обоих случаях выступала просьба «группы руководителей» об оказании помощи в борьбе с контрреволюцией, якобы угрожавшей основам социализма и направлявшейся извне. Однако в Чехословакии в 1968 г. руководители правящей партии и государства ставили вопрос не об отказе от социализма, а его совершенствовании. Лица, пригласившие в страну иностранные войска, не имели на это никаких полномочий.

После событий в Чехословакии руководство СССР стало подчеркивать, что его долгом является защита «реального социализма». Теория «реального социализма», обосновывающая «право» СССР осуществлять военные вмешательства во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору, получила в странах Запада название «доктрина Брежнева». Подоплека этой доктрины определялась двумя факторами.

С одной стороны, идеологическими соображениями. Советские лидеры не могли признать банкротство той модели социализма, которая была навязана СССР Восточной Европе, опасались воздействия примера реформаторов на положение в самом Советском Союзе.

С другой стороны, в условиях «холодной войны », раскола Европы на два военно-политических блока ослабление одного из них объективно оказывалось выигрышем для другого. Выход Венгрии или Чехословакии из Варшавского договора (одно из требований реформаторов) рассматривался как нарушение соотношения сил в Европе. Хотя в эпоху ракетно-ядерного оружия вопрос о том, где проходит рубеж противостояния, утратил былое значение, сохранялась историческая память о вторжениях с запада. Она побуждала советское руководство стремиться к тому, чтобы войска потенциального противника, которым считался блок НАТО, разворачивались как можно дальше от границ СССР. При этом не учитывалось, что многие восточноевропейцы ощущали себя заложниками советско-американского противостояния. Они понимали, что в случае серьезного конфликта между СССР и США территория Восточной Европы станет полем боя за чуждые им интересы.

В 1970-е гг. во многих странах Восточной Европы исподволь проводились реформы, открывались некоторые возможности свободных рыночных отношений, активизировались торгово-экономические связи с Западом. Перемены, однако, носили ограниченный характер, проводились с оглядкой на позицию руководства СССР. Они выступали формой компромисса между стремлением правящих партий восточноевропейских стран к сохранению хотя бы минимальной внутренней поддержки и нетерпимостью идеологов КПСС к любим переменам в союзных странах.

Демократические революции в Восточной Европе .

Переломными стали события в Польше в 1980-1981 гг., где сформировался независимый профсоюз «Солидарность», почти сразу занявший антикоммунистическую позицию. Его членами стали миллионы представителей рабочего класса Польши. В этой ситуации СССР и его союзники не решились использовать войска для подавления инакомыслия. Кризис нашел временное решение с введением военного положения и установлением авторитарного правления генерала В. Ярузельского, сочетавшего подавление протеста с умеренными реформами в экономике.

Мощный импульс преобразованиям в Восточной Европе дали процессы перестройки в СССР. В одних случаях инициаторами перемен выступили сами руководители правящих партий, опасающиеся новаций, но считающие своим долгом следовать примеру КПСС. В других, как только стало ясно, что Советский Союз более не намерен силой оружия гарантировать незыблемость правящих режимов в Восточной Европе, активизировались сторонники реформ. Возникали оппозиционные, антикоммунистические политические партии и движения. Политические партии, долгое время игравшие роль младших партнеров коммунистов, стали выходить из блока с ними.

В большинстве стран Восточной Европы волна массовых выступлений в пользу демократизации и рыночных реформ, фактическая легализация оппозиции вызвали кризисы правящих партий.

В ГДР он был усугублен бегством населения в Западную Германию через открывшиеся границы Венгрии и Чехословакии с Австрией. Не решившись на репрессии, престарелые руководители компартий восточноевропейских стран, разделявшие «доктрину Брежнева», ушли в отставку. Новые лидеры попытались наладить диалог с оппозицией. Они удалили из конституций пункт о руководящей роли компартий, создали политические коалиции, ориентированные на умеренные, демократические реформы.

В результате первых после второй мировой войны свободных выборов в 1989-1990-е гг. коммунисты были отстранены от власти, которая перешла в руки оппозиции. Единственным восточноевропейским государством, где ничего не менялось, была Румыния. В результате народного восстания в 1989 г. режим личной власти Н. Чаушеску был сметен, а сам он казнен.

После мирных демократических революций восточноевропейские страны отказались от участия в Организации Варшавского договора, которая прекратила свое существование, добились ликвидации Совета Экономической Взаимопомощи.

Население ГДР с большой степенью единодушия в 1990 г. проголосовало за политические партии, выдвинувшие лозунг воссоединения Германии, объединения ГДР и ФРГ. В результате переговоров между СССР, США, Великобританией и Францией было подтверждено право народа Германии на самоопределение. Спорные вопросы, в частности о членстве единой Германии в военных блоках и пребывании иностранных войск на ее территории, оставили на усмотрение руководства единого германского государства. Правительство СССР не стало настаивать на сохранении советской группы войск на территории бывшей ГДР, добиваться нейтрализации единой Германии, которая осталась членом НАТО. В августе 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии. *

Опыт демократического развития.

Переориентация экономических связей стран Восточной Германии, ликвидация нерентабельных производств, внедрение системы социальной защиты западноевропейского типа вызвали большие сложности. Реформы проводились за счет бюджетных средств. Экономика ФРГ, наиболее развитая в Западной Европе, с большим трудом выдержала бремя модернизации бывшего социалистического народного хозяйства. Преобразования ежегодно поглощали около 5% ВНП единой Германии. У 30% трудящихся бывшей ГДР возникли проблемы с занятостью.

Еще большие трудности переживали восточноевропейские страны. За 1989-1997 гг. производство ВНП в бывших странах социализма возросло лишь в Польше (рост около 10%, причем он начался лишь с 1992 г.). В Венгрии и Чехии оно сократилось на 8% и 12%, в Болгарии - на 33%, в Румынии - на 18%.

Экономический спад объяснялся целым комплексом причин.Стремление к переориентации экономических и политических связей на государства Запада, подписание в 1991 г. большинством восточноевропейских стран соглашений об ассоциации с Евросоюзом не могли дать немедленной отдачи. Участие в СЭВ, несмотря на невысокий уровень эффективности его деятельности, все же обеспечивало восточноевропейским странам стабильный рынок сбыта продукции, в значительной мере ими утраченный. Их собственная промышленность не могла соперничать с западноевропейской индустрией и проигрывала конкуренцию даже на внутренних рынках. Ускоренная приватизация экономики и либерализация цен, названная шоковой терапией, не привели к модернизации экономики. Источником ресурсов и технологий, необходимых для модернизации, могли быть только крупные зарубежные корпорации. Они, однако, проявили интерес лишь к отдельным предприятиям (автомобильный завод «Шкода» в Чехии). Другой путь модернизации - использование инструментов государственного вмешательства в экономику - отвергался реформаторами по идеологическим соображениям.

В течение нескольких лет восточноевропейские страны переживали высокий уровень инфляции, падение уровня жизни, рост безработицы. Отсюда рост влияния левых сил, новых политических партий социал-демократической ориентации, возникших на базе бывших коммунистических и рабочих партий. Успех левых партий в Польше, Венгрии и Словакии содействовал оздоровлению экономического положения. В Венгрии после победы левых сил в 1994 г. удалось сократить бюджетный дефицит с 3,9 млрд. долл. в 1994 г. до 1,7 млрд. в 1996 г., в том числе за счет более справедливого распределения налогов и сокращения импорта. Приход к власти в странах Восточной Европы политических партии социал-демократической ориентации не изменил их стремления к сближению с Западной Европой. Большое значение в этом плане имело их вступление в программу «Партнерство во имя мира о с НАТО. В 1999 г. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами этого военно-политического блока.

Кризис в Югославии. Осложнение экономического положения в период проведения рыночных реформ, особенно в многонациональных странах, привело к обострению межнациональных отношений. При этом если разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов.

После разрыва между И.В. Сталиным и И.Б. Тито Югославия не входила в советскую систему союзов. Однако по типу развития она мало отличалась от других стран Восточной Европы. Реформы, проведенные в Югославии в 1950-е гг., встретили резкую критику со стороны Н.С. Хрущева и вызвали обострение ее отношений с СССР. Югославская модель социализма включила самоуправление на производстве, допускала элементы рыночной экономики и большую степень идеологической свободы, чем в соседних восточноевропейских странах. В то же время сохранялись монополия на власть одной партии (Союза коммунистов Югославии) и особая роль ее лидера (И.Б. Тито).

Поскольку существовавший в Югославии политический режим был продуктом ее собственного развития и не опирался на поддержку СССР, то сила примера перестройки и демократизации со смертью Тито сказались на Югославии в меньшей степени, чем на других восточноевропейских странах. Однако Югославия столкнулась с иными проблемами, а именно с межнациональными и межрелигиозными конфликтами, приведшими к распаду страны.

Православные Сербия и Черногория стремились сохранить единство государства и его самобытную модель социализма. В преимущественно католических Хорватии и Словении существовало убеждение, что роль Сербии в федерации слишком велика. Там преобладала ориентация на западноевропейскую модель развития. В Боснии, Герцеговине и Македонии, где было сильно влияние ислама, также существовало недовольство федерацией.

В 1991 г. Югославия распалась, Хорватия и Словения вышли из ее состава. Попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела. В 1992 г. независимость про-возгласили Босния и Герцеговина. Сохранившие тесные союзные отношения Сербия и Черногория создали новое федеративное государство - Союзную Республику Югославия (СРЮ). На этом, однако, кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство, интересы которого не были учтены в конституциях новых госу-дарств, начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, который в 1992-1995 гг. оказался в центре внимания всего международного сообщества. Затем на первый план вышло положение этнических албанцев в сербском крае Косово. Отмена автономии края вызвала недовольство албанцев, составляющих большинство его населения.

Политический протест перерос в вооруженную борьбу, участники которой уже не ограничивались требованием восстановления автономии. Страны НАТО от содействия в налаживании переговоров перешли к угрозам Сербии. В 1999 г. они переросли в военные действия США и их союзников против СРЮ.

В урегулировании конфликтов в Югославии принимали участие миротворческие силы ООН и войска НАТО. Они выявили значительные расхождения во взглядах на основы будущего миропорядка, на принципы урегулирования этнических конфликтов между США, некоторыми странами Западной Европы и Россией.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте проблемы выбора пути развития, стоявшие перед восточноевропейскими странами после второй мировой войны. Какие обстоятельства определили выбор модели их развития?
2. Определите общие и специфические черты развития стран Восточной Европы. В чем их отличие от запад-ноевропейских моделей устройства общества?
3. Раскройте ваше понимание термина «тоталитарный режим». Назовите основные проявления кризиса то-талитарного социализма в странах Восточной Европы.
4. Что такое «доктрина Брежнева»: объясните основной смысл ее провозглашения.
5. Охарактеризуйте процесс развертывания демократических революций в странах Восточной Европы в 80-90-е гг. Определите их связь с началом демократических преобразований в СССР. Какие особенности он имел в отдельных государствах (Германии, Югославии и др.)?
6. Чем вы можете объяснить сложность проблем перехода восточноевропейских стран на путь демократического развития? Назовите наиболее острые из них.
7. Назовите известных вам лидеров стран Европы и Северной Америки послевоенного периода. Кого вы считаете выдающимися деятелями? Почему?

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Освобождение Польши началось в ходе Белорусской и Львовско-Сандомирской операций. С советскими частями сотрудничали части Войска Польского, созданного на основе сформированных в СССР польских частей и партизанских отрядов т.н. Армии Людовой. В Люблине был сформирован Польский Комитет Национального Освобождения (ПКНО), провозгласивший себя правительством Польши.

Cлайд 4

20 АВ 1944-29 АВ 1944 с Ясско-Кишиневской операцией началось освобождение Юго-Восточной Европы. При приближении советских войск в Румынии 23 АВ 1944, а затем в Болгарии 9 СН 1944 произошли народные восстания. Власть пронацистских диктаторов Антонеску и Петкова была свергнута. Новые правительства Болгарии и Румынии разорвали союз с гитлеровской Германией и вступили в войну против неё.

Cлайд 5

В к.СН 1944 советские войска (после проведения начавшихся в Москве 21 СН 1944 с делегацией этой страны переговоров) вступили в Югославию. Часть территории этой страны уже была освобождена от оккупантов силами Народно-освободительной армии Югославии во главе с Броз Тито И. После упорных боёв 14 ОК 1944-20 ОК 1944 советские и югославские части освободили Белград

Cлайд 6

Последним союзником Германии оставалась Венгрия. Операции на территории этой страны отличались особенно упорным сопротивлением немцев, т.к. из Венгрии открывался прямой путь на территорию рейха. После Дебреценской операции было создало Временное национальное правительство Венгрии, объявившее войну Германии. 17 ЯН 1945 возобновилось наступление Красной Армии в Польше. Форсировав Вислу, советские войска приступили к Висло-Одерской операции. Она была начата на восемь дней раньше срока для того, чтобы ослабить контрнаступление немцев на западных союзников в Арденнах (Бельгия).

Cлайд 7

3 ФВ 1945 советские войска стояли на Одере. До Берлина им оставалось 60 км. Наступление на столицу рейха не было осуществлено в ФВ 1945-МР 1945 из-за упорного сопротивления противника в Восточной Пруссии. Это была первая операция, проводившаяся на территории Германии. Немецкое население, запуганное россказнями нацистской пропаганды о зверствах русских, сопротивлялось исключительно упорно, превратив в крепость едва ли не каждый дом. Именно поэтому завершить Восточно-прусскую операцию (вторую со времён Первой мировой войны) удалось лишь в АП 1945.

Cлайд 8

Cлайд 9

После завершения второй мировой войны в большинстве восточноевропейских стран к власти пришли коалиционные правительства, представлявшие политические силы, участвовавшие в борьбе с фашизмом: коммунистов, социал-демократов, аграриев, либерально-демократические партии. Проводимые ими преобразования первоначально носили общедемократический характер. Национализировалась собственность лиц, сотрудничавших с оккупантами, проводились аграрные реформы, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения. В то же время, в значительной мере благодаря поддержке СССР, неуклонно росло влияние коммунистов.

Cлайд 10

Утверждение тоталитаризма в Восточной Европе Отношение к «плану Маршалла» стало причиной раскола в коалиционных правительствах. Коммунисты и поддержавшие их левые партии отвергли этот план. Они выдвинули идею ускоренного развития своих стран с опорой на собственные силы и при поддержке СССР. Ставились цели обобществления экономики, развития тяжелой индустрии, кооперации и коллективизации крестьянства. план Маршалла

Cлайд 11

1947, сентябрь, 17 - 22 Польша По инициативе советского лидера И.В. Сталина было образовано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ). Представители шести компартий стран Восточной Европы и двух самых мощных западноевропейских коммунистических партий (Франция и Италия) собрались по инициативе СССР в замке Шклярска Пореба (Польша), чтобы создать Коминформ-совместное информационное бюро со штаб-квартирой в Белграде, призванное обеспечить обмен опытом и, в случае необходимости, координацию деятельности компартий на основе взаимного согласия С созданием Коминформ фактическое руководство «братскими странами» начало осуществляться из Москвы.

Cлайд 12

То, что в СССР не потерпят никакой самодеятельности, показала крайне негативная реакция И. В. Сталина на политику руководителей Болгарии и Югославии - Г. Димитрова и И. Тито. Эти лидеры выступили с идеей создания конфедерации восточноевропейских стран, не включающей СССР. Болгария с Югославией заключили Договор о дружбе и взаимопомощи, в котором был пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила».

Cлайд 13

Г. Димитров, приглашенный для переговоров в Москву, умер вскоре после его встречи с И. Б. Сталиным. По адресу И. Тито Коминформ выдвинул обвинение в переходе на позиции буржуазного национализма и обратился к югославским коммунистам с призывом к свержению его режима. Преобразования в Югославии, так же как и в других восточноевропейских странах, ориентировались на социалистические цели. Создавались кооперативы в сельском хозяйстве, экономика находилась в собственности государства, монополия на власть принадлежала Коммунистической партии. Идеалом в Югославии считалась советская модель социализма. И все же режим И. Тито вплоть до смерти Сталина определялся в СССР как фашистский. По всем странам Восточной Европы в 1948-1949-е гг. прокатилась волна расправ над теми, кого подозревали в симпатиях к Югославии. Подписание Договора между СССР и Югославией в Москве

Cлайд 14

Коммунистические режимы в большинстве восточноевропейских стран оставались неустойчивыми. Для населения этих стран, несмотря на стену информационной блокады между Востоком и Западом, было очевидно, что успехи правящих коммунистических и рабочих партий в сфере экономики сомнительны. Если до второй мировой войны уровни жизни в Западной и Восточной Германии, Австрии и Венгрии были примерно одинаковы, то с течением времени начал накапливаться разрыв, составивший к моменту крушения социализма примерно 3: 1 не в его пользу. Концентрируя ресурсы, по примеру СССР, на решении проблемы индустриализации, коммунисты Восточной Европы не учитывали, что в небольших странах создание гигантов индустрии экономически нерационально. Заместитель Председателя Госплана СССР Бирюков В. Е. среди Председателей госпланов стран СЭВ

Cлайд 15

Cлайд 16

Кризис тоталитарного социализма и «доктрина Брежнева» Кризис советской модели социализма в Восточной Европе начал развиваться почти сразу со времени ее установления. Смерть И.В. Сталина в 1953 г., породившая надежды на перемены в социалистическом лагере, вызвала восстание в ГДР. За развенчанием культа личности Сталина XX съездом КПСС последовала смена в свое время выдвинутых им руководителей правящих партий в большинстве восточноевропейских стран и разоблачение совершенных ими преступлений. Ликвидация Коминформа и восстановление отношений между СССР и Югославией, признание конфликта недоразумением породили надежду, что советское руководство откажется от жесткого контроля над внутренней политикой восточноевропейских стран.

Cлайд 17

В этих условиях новые лидеры и теоретики коммунистических партий (М. Джилас в Югославии, Л. Колаковский в Польше, Э. Блох в ГДР, И. Надь в Венгрии) пошли по пути переосмысления опыта развития собственных стран, интересов рабочего движения. Однако эти попытки, а главное, их политические итоги вызвали крайнее раздражение руководителей КПСС. Переход к плюралистической демократии в 1956 г. в Венгрии, предпринятый руководством правящей партии, перерос в насильственную антикоммунистическую революцию, сопровождавшуюся разгромом органов госбезопасности. Революцию подавили советские войска, с боями взявшие Будапешт. Захваченных лидеров реформаторов казнили. Предпринятую в Чехословакии в 1968 г. попытку перейти к модели социализма «с человеческим лицом» также пресекли вооруженной силой. Чехословакия-1968 Венгрия 1956

Cлайд 18

После событий в Чехословакии руководство СССР стало подчеркивать, что его долгом является защита «реального социализма». Теория «реального социализма», обосновывающая «право» СССР осуществлять военные вмешательства во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору, получила в странах Запада название «доктрина Брежнева».

Cлайд 19

Подоплека этой доктрины определялась двумя факторами. С одной стороны, идеологическими соображениями. Советские лидеры не могли признать банкротство той модели социализма, которая была навязана СССР Восточной Европе, опасались воздействия примера реформаторов на положение в самом Советском Союзе. С другой стороны, в условиях «холодной войны», раскола Европы на два военно-политических блока ослабление одного из них объективно оказывалось выигрышем для другого. Выход Венгрии или Чехословакии из Варшавского договора (одно из требований реформаторов) рассматривался как нарушение соотношения сил в Европе. Хотя в эпоху ракетно-ядерного оружия вопрос о том, где проходит рубеж противостояния, утратил былое значение, сохранялась историческая память о вторжениях с запада. Она побуждала советское руководство стремиться к тому, чтобы войска потенциального противника, которым считался блок НАТО, разворачивались как можно дальше от границ СССР. При этом не учитывалось, что многие восточноевропейцы ощущали себя заложниками советско-американского противостояния. Они понимали, что в случае серьезного конфликта между СССР и США территория Восточной Европы станет полем боя за чуждые им интересы.

Cлайд 20

В 1970-е гг. во многих странах Восточной Европы исподволь проводились реформы, открывались некоторые возможности свободных рыночных отношений, активизировались торгово-экономические связи с Западом. Перемены, однако, носили ограниченный характер, проводились с оглядкой на позицию руководства СССР. Они выступали формой компромисса между стремлением правящих партий восточноевропейских стран к сохранению хотя бы минимальной внутренней поддержки и нетерпимостью идеологов КПСС к любим переменам в союзных странах.

Cлайд 21

Cлайд 22

В 1980 г. в Польше прокатилась волна рабочих стачек, забастовок, возмущений против повышения цен, незаконных увольнений рабочих. Протестное движение привело к объединению рабочих в единый профсоюз «Солидарность». Это был, пожалуй, единственный настоящий профсоюз на территории стран соцлагеря. «Солидарность» объединяла более 9,5 миллионов поляков (1/3 населения страны!), представителей всех слоев общества. Это движение принципиально отказывалось от применения насилия в разрешении массовых конфликтов. Организация работала на территории всей страны, ориентировалась на принцип социальной справедливости, но главное, она поставила под сомнение основы коммунизма в Польше, а затем в советском блоке в целом. В этой ситуации СССР и его союзники не решились использовать войска для подавления инакомыслия. Кризис нашел временное решение с введением военного положения и установлением авторитарного правления генерала В. Ярузельского, сочетавшего подавление протеста с умеренными реформами в экономике.

Cлайд 23

Мощный импульс преобразованиям в Восточной Европе дали процессы перестройки в СССР. В одних случаях инициаторами перемен выступили сами руководители правящих партий, опасающиеся новаций, но считающие своим долгом следовать примеру КПСС. В других, как только стало ясно, что Советский Союз более не намерен силой оружия гарантировать незыблемость правящих режимов в Восточной Европе, активизировались сторонники реформ. Возникали оппозиционные, антикоммунистические политические партии и движения. Политические партии, долгое время игравшие роль младших партнеров коммунистов, стали выходить из блока с ними. В большинстве стран Восточной Европы волна массовых выступлений в пользу демократизации и рыночных реформ, фактическая легализация оппозиции вызвали кризисы правящих партий.

Cлайд 24

В феврале 1989 года коммунистическое руководство Польши под давлением протестов и экономических санкций вынуждено было пойти на круглый стол с "Солидарностью" и согласиться на свободные выборы, которые прошли в июне того же года На первых же свободных выборах демократические кандидаты одержали абсолютную победу

Cлайд 25

В декабре 1989 году лидер «Солидарности» Лех Валенса был избран президентом Польши.

Cлайд 26

В ГДР кризис был усугублен бегством населения в Западную Германию через открывшиеся границы Венгрии и Чехословакии с Австрией. Не решившись на репрессии, престарелые руководители компартий восточноевропейских стран, разделявшие «доктрину Брежнева», ушли в отставку. Новые лидеры попытались наладить диалог с оппозицией. Они удалили из конституций пункт о руководящей роли компартий, создали политические коалиции, ориентированные на умеренные, демократические реформы.

Cлайд 27

В результате первых после второй мировой войны свободных выборов в 1989-1990-е гг. коммунисты были отстранены от власти, которая перешла в руки оппозиции. Население ГДР с большой степенью единодушия в 1990 г. проголосовало за политические партии, выдвинувшие лозунг воссоединения Германии, объединения ГДР и ФРГ. В результате переговоров между СССР, США, Великобританией и Францией было подтверждено право народа Германии на самоопределение. Спорные вопросы, в частности о членстве единой Германии в военных блоках и пребывании иностранных войск на ее территории, оставили на усмотрение руководства единого германского государства. Правительство СССР не стало настаивать на сохранении советской группы войск на территории бывшей ГДР, добиваться нейтрализации единой Германии, которая осталась членом НАТО. В августе 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии.

Cлайд 28

Cлайд 29

Переориентация экономических связей стран Восточной Германии, ликвидация нерентабельных производств, внедрение системы социальной защиты западноевропейского типа вызвали большие сложности. Реформы проводились за счет бюджетных средств. Экономика ФРГ, наиболее развитая в Западной Европе, с большим трудом выдержала бремя модернизации бывшего социалистического народного хозяйства. Преобразования ежегодно поглощали около 5% ВНП единой Германии. У 30% трудящихся бывшей ГДР возникли проблемы с занятостью.

Cлайд 30

Экономический спад объяснялся целым комплексом причин: Стремление к переориентации экономических и политических связей на государства Запада, подписание в 1991 г. большинством восточноевропейских стран соглашений об ассоциации с Евросоюзом не могли дать немедленной отдачи. Участие в СЭВ, несмотря на невысокий уровень эффективности его деятельности, все же обеспечивало восточноевропейским странам стабильный рынок сбыта продукции, в значительной мере ими утраченный. Их собственная промышленность не могла соперничать с западноевропейской индустрией и проигрывала конкуренцию даже на внутренних рынках. Ускоренная приватизация экономики и либерализация цен, названная шоковой терапией, не привели к модернизации экономики. Источником ресурсов и технологий, необходимых для модернизации, могли быть только крупные зарубежные корпорации. Они, однако, проявили интерес лишь к отдельным предприятиям (автомобильный завод «Шкода» в Чехии). Другой путь модернизации - использование инструментов государственного вмешательства в экономику - отвергался реформаторами по идеологическим соображениям.

Cлайд 31

В течение нескольких лет восточноевропейские страны переживали высокий уровень инфляции, падение уровня жизни, рост безработицы. Отсюда рост влияния левых сил, новых политических партий социал-демократической ориентации, возникших на базе бывших коммунистических и рабочих партий. Успех левых партий в Польше, Венгрии и Словакии содействовал оздоровлению экономического положения. В Венгрии после победы левых сил в 1994 г. удалось сократить бюджетный дефицит с 3,9 млрд. долл. в 1994 г. до 1,7 млрд. в 1996 г., в том числе за счет более справедливого распределения налогов и сокращения импорта. Приход к власти в странах Восточной Европы политических партии социал-демократической ориентации не изменил их стремления к сближению с Западной Европой. Большое значение в этом плане имело их вступление в программу «Партнерство во имя мира о с НАТО. В 1999 г. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами этого военно-политического блока.

Cлайд 32

Cлайд 33

Осложнение экономического положения в период проведения рыночных реформ, особенно в многонациональных странах, привело к обострению межнациональных отношений. При этом если разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов. После разрыва между И.В. Сталиным и И.Б. Тито Югославия не входила в советскую систему союзов. Однако по типу развития она мало отличалась от других стран Восточной Европы. Реформы, проведенные в Югославии в 1950-е гг., встретили резкую критику со стороны Н.С. Хрущева и вызвали обострение ее отношений с СССР. Югославская модель социализма включила самоуправление на производстве, допускала элементы рыночной экономики и большую степень идеологической свободы, чем в соседних восточноевропейских странах. В то же время сохранялись монополия на власть одной партии (Союза коммунистов Югославии) и особая роль ее лидера (И.Б. Тито). Поскольку существовавший в Югославии политический режим был продуктом ее собственного развития и не опирался на поддержку СССР, то сила примера перестройки и демократизации со смертью Тито сказались на Югославии в меньшей степени, чем на других восточноевропейских странах. Однако Югославия столкнулась с иными проблемами, а именно с межнациональными и межрелигиозными конфликтами, приведшими к распаду страны. Воздушный удар авиации НАТО по Белграду, столице Югославии. 1998 г.

Cлайд 36

Cлайд 37

В Восточной Европе, оказалась в иных случаях искажённой. Представители влас-ти восточноевропейских государств не всегда сознавали, что эконо-мическая система Запада, копировать которую они хотели в своих странах, это отнюдь не тот капитализм, каким он был в своём первозданном виде. Современная капиталистическая система в ре-зультате введения социальных услуг, дотаций, различных форм об-щественного контроля подверглась значительным изменениям.

В экономике были проведены реформы, направленные на пере-ход к рыночному хозяйству: либерализация цен, приватизация госу-дарственной собственности, реституция (возвращение собственности в прежнее владение); восстановление полноценных товарно-денеж-ных отношений. Экономическая модель реформирования преду-сматривала также значительное сокращение социальных расходов. Материал с сайта

С 1992 г. в восточноевропейских странах начала замедляться инфляция, активно открывались частные предприятия, товаров на прилавках становилось всё больше. Вместе с тем социальные и экономические издержки проведённых реформ были высоки: спад производства, возникновение массовой безработицы, рост цен и расслоение общества — необходимая цена, которую при-шлось заплатить за экономические преобразования. Правительства, которые возложили на себя ответственность за болезненные ре-формы, стали терять поддержку населения. В ряде восточноевро-пейских стран победили представители социал-демократических сил. Программные установки обновлённой левой оппозиции осно-вывались на идеях, предусматривавших больший учёт националь-ной специфики при проведении реформ.

Во второй половине 1990-х гг. политическая инициатива посте-пенно начала вновь переходить к правоцентристским политическим партиям и движениям. Так, например, в 1998 г. правая оппозиция одержала победу на парламентских выборах в Польше и Венгрии.

В начале XXI в. экономическая и общественно-политическая ситуация в восточноевропейских странах стабилизировалась. Стал наблюдаться устойчивый экономический рост (5-6% в год). Сфор-мировался влиятельный средний класс. Всё это свидетельствовало о постепенном преодолении постсоциалистического наследия и об успешном формировании институтов