Презентация "Православные иконы" по мхк – проект, доклад. Презентация на тему "православные иконы" Икона окно в духовный мир презентация

Cлайд 1

Cлайд 2

Строгие каноны – начиная с выбора материалов и до последних штрихов на живописной поверхности – до мелочей продумана и осмыслена в глубокой древности и со временем приобрела характер неукоснительны для выполнения. Канон – норма, правило, закон.

Cлайд 3

Иконописание было великим творчеством. Иконописец специально готовился к совершению "дела иконотворения". Это было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось: "...он, когда писал святую икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию".

Cлайд 4

Основа для иконы – дерево. Иконопись зародилась в Святой Земле, где древесина всегда ценилась на вес золота. Дерево – это сакральный, освященный в христианстве материал, поскольку на нем был распят Христос. Именно к дереву, последнему земному веществу, прикасалось Его еще живое Тело, именно оно хранило память о вочеловечившемся Боге. Поэтому деревянная основа любой иконы, напоминая о важнейшей реликвии христианства - Истинном Древе Спасителя, - сама становилась воспоминанием, прообразом священной реликвии.

Cлайд 5

Создание иконы происходит поэтапно. Все этапы расположены в строгой последовательности.

Cлайд 6

1 этап Основание. Основанием служит доска, или несколько склеенных досок, соответствующим образом обработанные и подготовленные для нанесения последующих слоев. (липа, сосна, ель, ольха, лиственница, пихта, кипарис, бук

Cлайд 7

На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, поля способствуют сосредоточенности молящегося.

Cлайд 8

2 этап Слой клея. Подготовленная доска проклеивается горячим и жидким столярным клеем. Предпочтение обычно отдается мездровому клею, в настоящее время, зачастую используют пищевой или технический желатин.

Cлайд 9

3 этап Паволока. После проклейки на доску наклеивается паволока из редкой ткани. Обычно используется марля, или ей подобная ткань. Ткань для паволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали, выменивали иконописцам. Новая материя не годилась - она была слишком грубой и шероховатой для работы. Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов.

Cлайд 10

4 этап Грунт. Грунт - левкас представляет смесь столярного клея с мелом. Для грунта используется клей более крепкий, чем для проклейки доски(не менее 10 очень тонких слоев). После полного высыхания – основа готова к росписи.

Cлайд 11

5 этап Позолота. Если икона должна иметь позолоченный фон, или другие элементы, то позолота выполняется перед нанесением красочного слоя.

Cлайд 12

6 этап Красочный слой. Или слой живописи. В иконописи традиционно используется яичная темпера. Краски натуральной яичной темперы приготовляются из натуральных пигментов и яичной эмульсии.

Cлайд 13

7 этап Защитный слой. После того как икона написана ее необходимо предохранить от неблагоприятных воздействий внешней среды, для чего живописный слой покрывается тонким слоем олифы или специального лака.

Cлайд 14

Роспись иконы После высыхания левкаса на икону наносится изображение. Прорись - это контурный рисунок с уже написанной иконы (признанной соответствующей церковным канонам), выполненный, чаще всего, на бумаге или кальке и предназначенный для переведения контуров.

Cлайд 15

Роспись и олифление иконы После нанесения на грунт прориси, золочения нимбов или фона процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов: 1. Раскрытие иконы (закладка основных тонов); 2. Роспись; 3. Пробела - высветление одежд, зданий, горок и пр.; 4. Охрение - высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.); 5. Нанесение ассиста или инакопи (лучей и бликов, написанных золотом или серебром)

Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ», «портрет».

  • В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено.
Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.
  • Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.
Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так и в форме. При помощи красок, форм и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.
  • Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так и в форме. При помощи красок, форм и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.
Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории можно назвать иконой.
  • Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории можно назвать иконой.
  • Протоирей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской Мадонне Рафаэля: "Здесь - красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением: - это хула и невозможность! Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".
Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным
  • Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным
Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна. Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.
  • Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна. Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.
  • Основные образа, занимающие центральное положение в богослужении: образ Спасителя Бога и образ Пресвятой Богородицы. Поэтому и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа и Богоматери.
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • Церковное Предание утверждает существование иконы Спасителя еще при Его жизни – это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас. История этого образа сводится к следующему: Эдесский царь Авгарь. Больной проказой, послал ко Христу своего архивария-художника, прося Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Христос, видя, что архиварий хочет написать Его портрет, умылся, вытер свой лик платком, и на этом платке отпечатался Его образ. Получив плат, Авгарь исцелился. Это сильно подействовало на распространение христианства среди жителей Эдессы.
  • Плат долго хранился в Эдессе как драгоценное сокровище города. В 944 году византийские императоры выкупили Нерукотворный Образ у Эдессы. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204г. следы плата теряются.
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничал Христос с Марией и Иосифом. Это тип иконы называется «Елеуса» («Умиление»). Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях сына и в молчании переживающей их неизбежность.
  • Владимирская икона Божией Матери
Первые иконы Спасителя и и Божией Матери
  • Другой образ относится к типу «Одигрия» («Путеводительница»).
  • Икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.
Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом
  • Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом
  • Тихвинская икона Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери
  • Троеручица (Трихейруса)
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  • И, наконец, третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Четких данных об этой иконе нет. Вероятнее всего, это была икона типа "Оранта" ("Молящаяся"). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя "Нерушимая стена".
Посредством иконной живописи (преп. Иоанн Дамаскин)
  • Посредством иконной живописи «…мы созерцаем изображение телесного Его вида и чудес, и страданий Его, освящаемся и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми (…)». (преп. Иоанн Дамаскин)
  • КОНЕЦ









История иконописи евангелистаЛукиСоздание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»). Портрет юноши. II век н. э. Портрет мальчика по имени Евтихий Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век)


Андрей Рублёв, Иванов сын Родился в Новгороде около 1340 – 1350 воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Андрей монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора


«Святая Троица» Андрея Рублёва (икона Андрея Рублёва, ~ , Москва, Третьяковская галерея


История иконописи В Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса Апостол Павел


Техника иконописи Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён. Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска. Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими. Тесло


Техника иконописи Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса). Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью. Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом. Залевкашенная иконная доска


Техника иконописи Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер дощанник, нанесением грунта левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде. Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».




Поле Поле Поля́ иконной доски обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета опушью лузгой Игоревская икона Божией Матери с деисусом и избранными святыми на полях. Конец XIV начало XV вв. Государственный Русский музей.


Виды иконописи От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации.














Обрамления Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России шата, цата, накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези









История большого обмана Гениальный ученый, один из талантливейших живописцев всех времен Леонардо да Винчи являлся примером сверхчеловека, которому было доступно все знания людей на Земле с одинаковым успехом он ваял скульптуры, играл на музыкальных инструментах, пел и сочинял сонеты, в физических упражнениях не было равных ему современников, за 100 лет до Ньютона и Гюйгенса он предсказал волновую природу света, независимо от Галилея понял бесконечность Вселенной, и место Земли в солнечной системе. Но и ему не была чужда и тяга к небольшим розыгрышам. И самым грандиозным из них была Туринская плащаница






1. Какую картину написал Андрей Рублев? 1. Какую картину написал Андрей Рублев?












Когда возникла икона? первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Нерукотворный Спас возник в I веке н.э годы В VI веке



Слайд 1

Икона в православной культуре
Презентация по предмету «Основы православной культуры» Составители: Т.О. Ерицян Н.А. Гегамян Т.Б. Рогова С.И. Степанян М.И. Багдасарьян Л.Н. Кукота

Слайд 2

Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, Возжженный чьей неведомо рукой. Знаю я – свеча пылает, Клир торжественно поет: Чье-то горе утихает, Кто-то слезы тихо льет, Это – светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души... А.Майков

Слайд 3

Икона – это удивительное, совершенно уникальное явление в мировой человеческой культуре. Различные изображения Христа, Богородицы и святых мы можем встретить и в католических и в протестантских храмах, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде. Икона – это один из главных символов православного искусства.

Слайд 4

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. На Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело – его сопровождал иконописный образ. Вся история России проходит под знаком иконы, многие чудотворные и прославленные иконы были свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в судьбе страны.

Слайд 5

Слово «икона» имеет греческое происхождение и буквально означает «образ». Поэтому на Руси иконы часто называли образáми. Икона – писанная молитва в православии. Её содержание составляют не исторические эпохи и не богатство душевной жизни человека, а единение человека с Богом.

Слайд 6

Без православных икон невозможно представить православный храм. Ряд икон, отгораживающий (соединяющий) алтарь от центральной части храма – это иконостас. В центре иконостаса находятся двери, которые называются Царские врата (ворота). Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…

Слайд 7

Икона помогает верующему в молитве и является как бы «окном» в духовный мир, «проводником» к Богу. Благодаря иконе и молитве православный человек может обратиться к Нему, духовно с Ним соединиться. Поэтому верующие бережно относятся к иконам, почитают их, выражая этим свои чувства к Богу, к Богородице, к святым людям, которые по учению Церкви все живы в духовном мире, с ними можно общаться, обращаясь к ним в молитве.

Слайд 8

Всякое недостойное обращение с иконой считалось святотатством (оскорблением религиозной святыни). Входящий в дом, прежде всего, кланялся иконам, а потом уже здоровался с хозяевами. С древнейших времен почти каждый крупный город или монастырь имел свою, особо чтимую чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую считал своей славой и утверждением.

Слайд 9

Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа). Икона – это не обычная картина. Известный историк и искусствовед Николай Михайлович Тарабукин в одной из своих книг написал: «Смысл иконы таинственен …смысл иконы – чудотворение».
Тайная вечеря
Картина Леонардо да Винчи
Икона

Слайд 10

Портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Слайд 11

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Слайд 12

Свет является главным в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света.

Слайд 13

Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб (ореол) – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Архангел Михаил

Слайд 14

Одна из сложностей в развитии христианской живописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.

Слайд 15

Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый Завет. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.

Слайд 16

Иконописцем мог быть только человек, имеющий особый дар от Бога. Всю свою жизнь он должен был нести непрестанный подвиг молитвы, стремиться к нравственному совершенству. Иконописцы в Древней Руси были почти исключительно иноками (монахами).

Слайд 17

Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Иконы известных иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и тысяч безымянных мастеров входят в сокровищницу мирового духовного искусства, но, прежде всего, являются достоянием русского народа.

Слайд 18

Иконописцы изображают на иконах Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божию Матерь, ангелов, святых, заслуживших своей праведной жизнью почитания и после смерти, а также события из Ветхозаветной и Новозаветной Священной Истории, которые отмечаются Православной Церковью как праздники. Самые распространенные и известные – это иконы Иисуса Христа и Богородицы.

Слайд 19

«Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1414 г.) признана вершиной русской иконописи и является одним из наиболее известных шедевров мирового христианского искусства.

Слайд 20

Икона Преподобного Сергия Радонежского
Икона Святого Николая Чудотворца

Слайд 21

Икона Святого Александра Невского
Икона Блаженной Матроны Московской

Слайд 22

Первая икона Иисуса Христа имеет чудесное, сверхъестественное происхождение. По преданию она появилась ещё при жизни Иисуса Христа. Это «Спас Нерукотворный» (или «Спас на убрусе») (убрус – кусок полотна, на котором, как гласит древнее церковное предание, отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа).
Икона Спас Нерукотворный (VI в.) из храма Сан-Сильвестро ин Капите в Ватикане считается одним из ближайших списков с легендарного «оригинального» Нерукотворного Образа Христа

Слайд 23

Слайд 24

Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «Спаса Нерукотворного» – фреска, созданная, предположительно, Симоном Ушаковым в 1661 году.

Слайд 25

На основе этого первого изображения Господа Иисуса Христа впоследствии сложилась иконография Иисуса Христа, принятая в Церкви. Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко второму веку после Рождества Христова.

Слайд 26

Особое место в душе православного христианина занимает Божия Матерь – наша Заступница, Покровительница и Утешительница, выбравшая православную Русь в качестве Своего избранного удела.
Икона Богородицы Умиление

Слайд 27

С самых первых веков принятия христианства русский народ проникся глубокой любовью и почитанием Богоматери. Одна из первых церквей, построенная в Киеве ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице. В 12 веке в русский церковный календарь был введён новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник свидетельствовал о том, что православные верят в покровительство Божьей Матери русской земле.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • знакомство с особенностями древнерусской иконописи.
  • формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины через знакомство с русской иконописью
  • развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях

Оборудование:

  • изображения икон;
  • карточки с церковнославянскими буквами;
  • карточки-названия добродетелей и страстей;
  • рисунки с буквой “иже”;

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, садитесь.

Повторение

В давние времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке. Не было и у наших предков-славян своей письменности. Братья Кирилл и Мефодий, ставшие монахами создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на Славянский язык. Эта азбука и по сей день используется в церковно-славянском языке. Давайте вспомним с какими буквами мы уже знакомы.

(Дети выходят с буквами и читают стихи).

“Аз”

Я старательно постился
Перед причащением.
Я с сестрою помирился,
Попросил прощения
У Андрея и у Даши,
И когда я причащался,
То увидел: возле Чаши
Добрый Ангел улыбался.

“Буки”

С колокольни звон, звон -
Благовест зовется он.
Звони, мой колокол, звони
Зови людей к себе, зови!
Лети, лети благая весть,
Что храм открыт и служба есть.

“Веди”

В нашем храме на Крещенье
Было водоосвященье.
Мы пошли с сестрицею
За святой водицею.
Я не овощ в огороде,
Я расту не просто так -
Каждый день святую воду
Выпиваю натощак!

“Глаголь”

Месяц вышел, засиял
Свод небесный полон стал
Золотых горошин.
И я тихо прошептал:
“Это все Господь создал!
Какой же он хороший!”

Сообщение темы и целей урока

Есть одна буква, с которой мы не знакомы, эта буква –

“Иже”

Есть икона дома –
В доме мирно и светло.
Дарит каждому икона
Благодатное тепло.

Наша тема урока сегодня “О чём рассказывает икона?” Мы вспомним, что мы уже узнали об иконе, как появилась икона, расскажем об известных нам иконах и узнаем о новых. Пока иконы молчат, но я надеюсь, что благодаря вашим знаниям и доброй душе, с которыми вы пришли на урок, иконы заговорят.

Слово икона – греческое и по-русски означает “образ”, “изображение”. Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать “портрет” не смог “по причине сияющего блеска лица Его”. На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

И в настоящее время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле.

Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

Аналойные иконы

Аналой - это высокий четырехугольный столик с покатым верхом, который стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладется праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такие иконы и называются аналойными.

Если вы слышали в церкви просьбу молящихся передать или поставить свечку "празднику" – речь шла именно о подсвечнике перед иконой, лежащей на аналое в приделе, где идет служба.

В православной Церкви очень много праздников и иметь для каждого из них писанные иконы не по карману даже старинным, "богатым" храмам. Но во многих церквях нет даже самых необходимых аналойных икон. Так, например, чаще всего на аналой кладется икона Воскресения Христова – на каждую в субботу вечером и воскресенье утром, а во многих храмах службы совершаются только в эти дни. И очень часто на аналое в эти дни можно видеть небольшую напечатанную иконку в пластиковом багете или иконку сияющую за счет шелкографии. Мы уверены – если вы подарите такому храму аналойную икону Воскресения Христова, настоятель и все прихожане будут молиться за вас на каждой службе.

Еще со времен князей Владимира и Ярослава православные славяне носили на груди кроме нательного крестика еще и нательные иконы с образами Богородицы, Спасителя, святых. Православные иконки на шею изготавливались из дерева (путем вырезания), из драгоценных металлов - золота, серебра. Сейчас традиции нательных православных иконок возрождаются.

По времени празднования они бывают:

  • неподвижные (не переходящие) - каждый год приходятся на одно и то же число;
  • подвижные (переходящие) - зависят от времени празднования Пасхи (не раньше 4 апреля и не позже 8 мая) и поэтому каждый год выпадают на разные дни, но празднуются в одни и те же дни недели, потому что Пасха всегда празднуется в воскресенье.

Родовая семейная икона – это защитник всей семьи, ценность, веками передающаяся от родителей к детям. На Руси ни одно важное дело не могло обойтись без благословения родовой иконой. Традиция семейных икон имеет вековые корни, соединяет семью, укрепляет род, духовно обогащает человека.

Чаще всего на семейной иконе изображают Божия Матерь с Младенцем в окружении угодников Божиих. Это могут быть святые, чьи имена носят члены семьи или особо почитаемые заступники и покровители рода.

Выбор центрального образа для семейной иконы имеет очень большое значение. Именно поэтому перед началом работы иконописец проводит много времени в общении с семьей, для которой будет написана икона. Если кто-то из членов семьи родился в день празднования какого-либо из образов Богородицы, то может быть принято решение о написании этого образа на иконе.

Во время работы над семейной иконой, мастер молится о благополучии данной семьи, а семья, в свою очередь, молится о том, чтобы Господь послал ему в помощь Святого Духа. Семейная икона – одна из главных семейных святынь. Купить такую икону можно в подарок молодой семье и подарить на день венчания. На ней изображаются двое святых – покровители мужа и жены.

Семейная икона – это уникальный по своей сути подарок. Она будет оберегать, защищать и объединять семью, поможет преодолеть трудности. Поэтому заказать и купить такую икону можно на любое значимое для семьи событие.

Главной особенностью семейной иконы является то, что благодаря ей можно осуществить соборную молитву, то есть собрать воедино просьбы каждого члена семьи, который молится не только о себе, но и о своих близких. Семейная икона – это святыня, объединяющая всю семью в любви, терпении, доверии и взаимопонимании. Благодаря такой иконе можно преодолеть семейные споры, неурядицы

С давних времен на территории России существуют складни или полиптихи – складные многостворчатые переносные алтари, в некоторых случаях служившие реликвариями для сбережения частиц мощей святых. Такие старинные предметы культа могли иметь разное количество створок, изготавливавшихся из дерева, кости или металла. Створки складней расписывались, украшались резными элементами, а также декорировались росписью по эмали. Такие предметы старины с двумя створками назывались диптихами, складни, составленные из трех створок – триптихами, а из четырех – квадриптихами. Наименее распространенными были складни-полиптихи, состоявшие из большого количества створок.

Как правило, старинные складни на Руси были нагрудными и носились на шнурке. Также существовали складни в виде ковчега, в который вкладывалась икона. В шестнадцатом и семнадцатом столетии в мастерских при монастырях создавались крупные складни-иконостасы, предназначавшиеся для походов.

На Руси были известны складни нагрудные, нательные и поставные или киотные. Все эти предметы культа могли быть путными – их брали с собой на богомолье, в дорогу или в поход. Некоторые старинные складни с большим количеством створок назывались походными. Согласно историческим сведениям, в семнадцатом столетии все ратники обязательно имели тройные складни, носившиеся на груди. С такими реликвиями военные никогда не расставались.

Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, "честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней". Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. "Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону" .

Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро - вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их - образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении

Иконостас достаточно легко научиться понимать, если знать, по какому принципу располагаются в иконостасе иконы.

  • Итак, первый ряд – это иконы, называемые “местные”.

Прежде всего, это главные иконы иконостаса: иконы Спасителя и Божией Матери. Присмотритесь, они всегда располагаются по бокам царских врат и на этой фотографии хорошо видны.

Далее, к ряду местных икон относится икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм. Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм) и т.д.

К местным иконам также относятся иконы почитаемых святых (например, чьи мощи хранятся в храме) или иные иконы, которые по той или иной причине было решено поместить в первом ряду иконостаса.

  • Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейном поклонении.
  • Третий ряд: Двунадесятые праздники, то есть 12 самых главных праздников Православной Церкви. Эти иконы часто делаются небольшого размера.

Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка “Без Бога - не до порога”.

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Творческая работа (можно задать домой)

Сегодня мы говорили об иконах. В них и цвета имеют своё значение.

  • Белый – нравственная, чистая
  • Черный – тьма, злые силы
  • Красный – огонь, жизнь
  • Зеленый – символ жизни на Земле
  • Багровый – знак величия
  • Голубой – цвет небесной истины

Раскрасьте выданную вам букву “ИЖЕ”.

Итог урока

Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал, что...
  • Сегодня на уроке я понял, что...
  • Сегодня на уроке я почувствовал, что...
  • Мне очень хочется, чтобы...