Презентация по психологии воображение. Воображение и его виды Презентация по биологии на тему воображение
Воображение Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть: образ конечного результата реальной предметной деятельности; картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности; образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.
Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность.
Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства достижений в науке, технике и технологиях идет воображение. «Без воображения невозможно никакое составление суждения», - утверждал Аристотель. «Воображение правит миром», - изрек Б. Наполеон. «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», - сказал А. Франс, ничего не преувеличив.
Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла.
Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы. Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти. Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!).
Представления действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма. Функции воображения по Р.С. Немову:
Мечта Мечта – отодвинутые во времени желания. Человек мечтает о том, что его привлекает, что доставляет ему радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Иногда в мечте может быть выражен смысл всей жизни. реальной и нереальной Мечта может быть реальной и нереальной. Реальная мечта – это начало прогноза важных личных и общественных дел. Нереальную мечту можно рассматривать в 2-х вариантах. Первый вариант: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. Второй вариант: с самого начала человек осознает мечту не реальной, но все- таки отдается во власть ей. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.
Грезами Воображение может выступать и как замена деятельности, её суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами, в которых отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Грезить человек может в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.
Галлюцинации Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения,при котором человек воспринимает несущий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.
Сновидения. К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека еще не установлена. хотя известно. что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.
Краткое содержаниеКРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Общая
характеристика воображения и его
роль в психической деятельности.
Виды воображения.
Функции воображения.
Способы создания образов воображения
Определение воображения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯВоображение - познавательный процесс отражения
будущего путем создания новых образов на основе
переработки образов восприятия, мышления и
представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение - это процесс преобразования
представлений, отражающих реальную
действительность, и создание на этой основе новых
представлений.
Психический процесс, заключающийся в создании
новых образов (представлений) путем переработки
материала восприятия и представлений, полученных в
предшествующем опыте, называется воображением.Воображение
свойственно только
человеку. Оно позволяет
ему выйти за пределы
реального мира во
времени и пространстве,
дает возможность еще до
начала работы представить
себе готовый результат
труда.
Почти вся человеческая материальная и духовная культура
является продуктом воображения и творчества людей.Если воображение рисует сознанию картины, которым
ничего или мало что соответствует в действительности,
то оно носит название фантазии. Если воображение
обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс
воображения всегда протекает в неразрывной связи с
двумя другими психическими процессами – памятью
и мышлением.
Виды воображения
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯАктивное воображение – пользуясь им, человек усилием воли,
по собственному желанию вызывает у себя соответствующие
образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно,
помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность
сознательно конструируется человеком, а не просто
механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе
она все же творчески преобразуется
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести
реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также
присутствует элемент фантазии, такое воображение больше
напоминает восприятие или память, чем творчество.Если произвольное, или
активное, воображение
преднамеренно, т.е.
связано с волевыми
проявлениями человека, то
пассивное воображение
может быть
преднамеренным и
непреднамеренным.Преднамеренное пассивное воображение создает образы,
не связанные с волей. Эти образы получили название грез.
В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения
с потребностями личности. Преобладание грез в
психической жизни человека может привести его к отрыву
от реальной действительности, уходу в выдуманный мир,
что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и
социальное развитие этого человека.Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается
при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах,
в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее
показательным проявлением пассивного воображения
являются галлюцинации, при которых человек
воспринимают несуществующие объекты.
При классификации
видов воображения
исходят из двух
основных
характеристик: Это
степень проявления
волевых усилий и
степень
активности, или
осознанности.
Способы создания образов воображения
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯАгглютинация – создание образов посредством
соединения любых качеств, свойств, частей.
Акцентирование – выделение какой-либо части, детали
целого.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник
изображает конкретный эпизод, который впитывает в
себя массу аналогичных и таким образом является как
бы их представителем. Так же формируется и
литературный образ, в котором концентрируются
типичные черты многих людей данного круга,
определенной эпохи.Среди различных видов и форм произвольного
воображения можно выделить: воссоздающее
воображение, творческое воображение и мечту.Воссоздающее воображение проявляется тогда,
когда человеку необходимо воссоздать представление
объекта, как можно более полно соответствующее
его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что
человек преобразует представления и создает новые
не по имеющемуся образцу, а самостоятельно
намечая контуры создаваемого образа и выбирая для
него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта –
самостоятельное создание новых образов. Главной
особенностью мечты является то, что она направлена
на будущую деятельность, т.е. мечта – это
воображение, направленное на желаемое будущее.
Слайд 2
Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть: образ конечного результата реальной предметной деятельности; картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности; образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.
Слайд 3
Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность.
Слайд 4
Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства достижений в науке, технике и технологиях идет воображение. «Без воображения невозможно никакое составление суждения», - утверждал Аристотель. «Воображение правит миром», - изрек Б. Наполеон. «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», - сказал А. Франс, ничего не преувеличив.
Слайд 5
Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла.
Слайд 6
Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы. Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти. Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!).
Слайд 7
Функции воображения по Р.С. Немову:
представления действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма.
Слайд 8
Виды воображения:
Виды воображения по степени активности по степени волевых усилий преднамеренное непреднамеренное активное пассивное Грезы Воссоздающее Творческое Мечта Сон, дремотное состояние
Слайд 9
Формы проявления воображения
Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся: мечты; грезы; галлюцинации; сновидения.
Слайд 10
Мечта – отодвинутые во времени желания. Человек мечтает о том, что его привлекает, что доставляет ему радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Иногда в мечте может быть выражен смысл всей жизни. Мечта может быть реальной и нереальной. Реальная мечта – это начало прогноза важных личных и общественных дел. Нереальную мечту можно рассматривать в 2-х вариантах. Первый вариант: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. Второй вариант: с самого начала человек осознает мечту не реальной, но все-таки отдается во власть ей. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.
Слайд 11
Воображение может выступать и как замена деятельности, её суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами, в которых отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Грезить человек может в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.
Слайд 12
Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения,при котором человек воспринимает несущий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.
Слайд 13
К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека еще не установлена. хотя известно. что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.
Посмотреть все слайды
Урок № 55 Урок № Тема урока: Тема урока: Воображение как Воображение как психический познавательный психический познавательный процесс процесс
План 1. Понятие о воображении 2. Физиологические основы воображения 3. Функции воображения 4. Классификация воображения
« Если бы человек был совершенно лишен « Если бы человек был совершенно лишен воображением своим в цельной и воображением своим в цельной и способности мечтать, если бы он не мог способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперёд, и созерцать изредка забегать вперёд, и созерцать законченной красоте то самое творение, законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться которое только что начинает складываться под его руками,- тогда я решительно не могу под его руками,- тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» искусства, науки и практической жизни» Д.И.Писарев
С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с Теоретические концепции реальностью. реальностью. реальностью. воображения: « Творческая деятельность воображения Выготский Л.С Немов Р.С. находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением.
С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и «Воображение, пишет С.Л. творить новое". Рубинштейн, связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»
особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Понятие о воображении Понятие о воображении.. Воображение – это особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. вид
Физиологические основы воображения.. Физиологической основой воображения является распад нервных связей, их перегруппировка и объединение в новые системы. Физиологическая основа воображения- появление новых сочетаний между теми временными связями» которые ранее образовались в коре больших полушарий мозга. Физиологические основы воображения Возбуждение и торможение Иррадиация и концентрация Положительная и отрицательная индукция Анализ и синтез
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ЧЕРЕПАНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Психический процесс «Воображение» Выполнила: студентка 101 группы Ефимова Д.С
Воображение - психич. процесс, заключающий в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку.. Специфика состоит в переработке прошлого опыта. Оно неразрвыно связано с процессом памяти.
Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность.
Высказывания известных всему миру людей: «Без воображения невозможно никакое составление суждения», - утверждал Аристотель. «Воображение правит миром», - изрек Б. Наполеон. «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», - сказал А. Франс, ничего не преувеличив.
Функции воображения по Р.С. Немову: Представления действительности в образах и возможность пользоваться ими; Регулирование эмоциональных состояний; Формирование внутреннего плана действий; Планирование и программирование деятельности; Управление психофизиологическим состоянием организма
Формы проявления воображения Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся: мечты; грезы; галлюцинации; сновидения.
Мечта – ч еловек мечтает о том, что его привлекает, что доставляет ему радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Иногда в мечте может быть выражен смысл всей жизни.
Мечта может быть реальной и нереальной. Реальная мечта – это начало прогноза важных личных и общественных дел. Нереальную мечту можно рассматривать в 2-х вариантах. Первый вариант: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. Второй вариант: с самого начала человек осознает мечту не реальной, но все-таки отдается во власть ей. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.
Воображение может выступать и как замена деятельности, её суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами, в которых отражается связь фантазии с нашими потребностями.
Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Грезить человек может в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.
Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью.
Приемы создания образов воображения
Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах
Развитие воображения Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать. Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка. Мечта - образы желаемого будущего.
Список литературы: https:// studfiles.net/preview/5997103/page:5/ https://psihomed.com/voobrazhenie / http://www.myshared.ru/slide/448677 /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
Презентация "Развитие психических процессов в условиях здоровьесберегающих технологий".
Наряду с образовательной задачей на уроках в коррекционных школах решаются задачи психического развития детей с ОВЗ. Развитие и коррекция мышления, восприятия, памяти, внимания, реч...
Презентация к проекту "Развитие и коррекция мелкой моторики учащихся 1 класса с задержкой психического развития "
Наглядно и доступно подан материал по развитию мелкой моторики....
Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"
Задержка психического развития- нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...