Презентация на тему первые школы руси. «На Руси учились так» Экскурс в историю

«Школы на Руси» - Наказания в школах. Что нужно для урока? В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда». Как учились на Руси. Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Чему учили в школах? В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие. Зачем на Руси стали нужны школы? Когда появились первые школы?

«Дольмен» - Диаметр отверстий от 32 до 43 см. Г) дольмены – монолиты – полностью, вместе с крышей, высечены в скале. Легенда о происхождении дольменов. План урока: Отверстия закрывались пробками (втулками). Дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 до 1400 г. до н.э. Отверстия и пробки. Камеру любой формы и размера;

«Русская национальная кухня» - Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли супы. Древнерусская кухня IX-XVI вв.2. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Петербургская кухня конец XVIII в.-60-е годы XIX в. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 3.

«Русские обычаи» - Русский обычай при встрече дорогих гостей. 11. Как называется праздник проводов русской зимы? Весной. Молодые невестки принимали у себя родных. Назовите авторов славянской азбуки. Пословица: «У золовки злая головка». На Крещение в церквах освящают воду. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера.

«Изба» - Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Место хозяина дома называлось большим местом. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. 6-стенная изба-связь.

«Дома на Руси» - Восковые свечи выделывали катанием. «Когда в печи жарко – тогда и варко» - как устроена русская печь? Верхней границей избы служил потолок. При помощи чего и как освещали внутреннее пространство избы? Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в «Светец». Охотились на рябчиков, диких уток, зайцев, гусей и другую дичь.

Всего в теме 39 презентаций

1 слайд

Из истории Древней Руси. Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ ООШ № 279 г. Гаджиево Мурманской области Кунделева О.Е.

2 слайд

3 слайд

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

4 слайд

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ. Древняя Русь

5 слайд

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

6 слайд

Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

7 слайд

Государей у славян не было. В каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Правление у славян

8 слайд

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. Сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел. Причины выбора князя:

9 слайд

Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: Из летописи

10 слайд

«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Речь послов:

11 слайд

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью. Первые князья

12 слайд

13 слайд

14 слайд

Происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Происхождение слова князь

15 слайд

Родословное дерево первых русских князей Владимир Мономах (1113-1125) Ярослав Мудрый (1019-1054) Владимир Красное Солнышко (Святой) (980-1054) Святослав (964-972) Олег Вещий (Киевская Русь) 912-945 Рюрик (Новгород) 862-879 Игорь (912-945) Ольга (945-964)

16 слайд

Кроссворд Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мёд диких пчёл? Бортник Материал, из которого делали посуду наши предки. глина Бог грома и молнии, покровитель князя и дружины. Перун Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью. домовой Мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как началось русское государство Киев 1 3 2 4

17 слайд

В 879 году умер Рюрик Олег и Игорь перенесли центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. 832 год – образование Древнерусского государства – Киевская Русь. Начало образования - Киевской Руси

18 слайд

Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Владимир - Красное Солнышко

19 слайд

Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец Никита Кожемяка Добрыня Никитич Алёша Попович Богатыри Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный совершал воинские подвиги.

20 слайд

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Крещение- обряд с помощью которого человека приобщают к христианской вере. Крещение Руси 988 год – год крещения Руси.

Как учились дети в прошлом

Окружающий мир, 3 класс

УМК «Гармония»

Марченко Е.В.

Когда и какие появились школы

В старину детей учили навыкам ведения домашнего хозяйства, крестьянского и ремесленного труда.

Читать и писать на Руси стали учить около 1000 лет назад. Книги в то время печатать ещё не умели. Их писали на выделанной тонкой коже животных- пергаменте. Листы пергамента сшивали в книги с деревянными обложками и металлическими застёжками. Каждая книга писалась около нескольких месяцев и ценилась на вес золота.

Для переписки книг нужны были грамотные люди. В крупных городах на учение к монахам стали брать мальчиков из зажиточных семей. Некоторые из них стали летописцами и донесли до нашего времени сведения о жизни в Древней Руси.

С древней истории мира начал свою летопись «Повесть временных лет» Нестор, монах одного из киевских монастырей. Её главная тема – русская земля, её защита.

В летописи «Слово о полку Игореве» рассказывается о самовольном походе на половцев новгород-северского князя Игоря. Его войско разбито, а сам Игорь попал в плен. Автор «Слова» скорбит о павших воинах и призывает русских князей к единству, чтобы общими усилиями под предводительством Великого князя дать отпор «степи».

Первую школу для детей дружинников и священнослужителей организовал князь Владимир в Киеве. Археологи нашли в Новгороде целую пачку упражнений мальчика Онфима, учившегося почти 800 лет назад, Среди них алфавит, склады и даже рисунки

300 лет назад стали открываться первые школы:

духовные- для обучения детей священников

цифирные- для подготовки способных детей к учёбе в гимназиях и лицеях.

ДУХОВНАЯ ШКОЛА В РЯЗАНЕ

ЗДАНИЕ ЦИФЕРНОЙ ШКОЛЫ, ГДЕ УЧИЛСЯ П.БАЖОВ

Образованием дворянских детей занимались домашние учителя и приезжие иностранцы- гувернантки и гувернёры, которые обучали их французскому языку.

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

В.Перов, 1886 год

При церквях в городах и сёлах стали открываться для детей начальные школы. В них два или четыре года учили детей Закону Божьему, чтению, письму и арифметике.

«Запамятовал! Устный счёт»

Богданов-Бельский, 1895 год

Чтобы продолжить учение в гимназии или лицее, надо было выдержать вступительные экзамены и оплатить учёбу. От платы за учёбу освобождались только самые талантливые ученики.

НАЧАЛЬНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА РАСПОЛАГАЛАСЬ В ОБЫЧНОЙ ИЗБЕ. УЧЕНИКИ СИДЕЛИ НА ЛАВКАХ ВДОЛЬ ДЛИННОГО СТОЛА. ЗА ПЛОХОЕ ПРИЛЕЖАНИЕ В УЧЁБЕ И ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИ УЧЕНИКА МОГЛИ НАКАЗАТЬ: ПОСТАВИТЬ НА КОЛЕНИ В УГОЛ НА СУШЁНЫЙ ГОРОХ.

УЧЕНИКАМИ БЫЛИ ТОЛЬКО МАЛЬЧИКИ 10-12 ЛЕТ. ДЕВОЧЕК СТАЛИ ПРИНИМАТЬ ШКОЛУ ТОЛЬКО ОКОЛО 100 ЛЕТ НАЗАД. УЧЕНИЕ НАЧИНАЛОСЬ С ЗАПОМИНАНИЯ НАЗВАНИЙ БУКВ. АЗБУКУ И КНИГУ МОЛИТВ ЧИТАЛИ ВСЛУХ И УЧИЛИ НАИЗУСТЬ.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВВЕЛИ ОКОЛО 80 ЛЕТ НАЗАД. ТОГДА ЖЕ ОТМЕНИЛИ И НАКАЗАНИЯ В ШКОЛАХ.

КАКИМИ БЫЛИ ШКОЛЬНЫЕ

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ОДЕЖДА

В НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ХОДИЛИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ОДЕЖДЕ.

В ГИМНАЗИЯХ И УЧИЛИЩАХ БЫЛА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА- ФОРМА.

У МАЛЬЧИКОВ ГИМНАСТЁРКА С РЕМНЁМ И БРЮКИ, ШИНЕЛЬ И ФУРАЖКА СО ЗНАЧКОМ ГИМНАЗИИ ИЛИ УЧИЛИЩА.

ДЕВОЧКИ НОСИЛИ ОДИНАКОВЫЕ ТЁМНЫЕ ПЛАТЬЯ И ФАРТУКИ. В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ НАДЕВАЛИ ВМЕСТО ТЁМНЫХ ФАРТУКОВ И ЛЕНТ НАРЯДНЫЕ БЕЛЫЕ.

ЖЕНСКАЯ СЕМИНАРИЯ, 191 ГОД

ЕЩЁ ОКОЛО 20 ЛЕТ НАЗАД УЧЕНИКИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ВСТУПАЛИ В ПИОНЕРЫ- НАДЕВАЛИ КРАСНЫЕ ПИОНЕРСКИЕ ГАЛСТУКИ И ПИОНЕРСКИЕ ЗНАЧКИ.

НА РУСИ УЧЕНИКИ ПИСАЛИ НА СЫРЫХ ГЛИНЯНЫХ ПЛИТКАХ, НА ДЕРЕВЯННЫХ ДОЩЕЧКАХ, ПОКРЫТЫХ СЛОЕМ ВОСКА, НА БЕРЕСТЕ. БУКВЫ И ЦИФРЫ ЦАРАПАЛИ ПИСАЛОМ- ЗАОСТРЁННОЙ С ОДНОГО КОНЦА ПАЛОЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИЛИ КОСТИ. ДРУГОЙ КОНЕЦ ПИСАЛА ДЛАЛИ ПЛОСИМ, ЧТОБЫ РАЗГЛАЖИВТЬ ВОСК.

КОГДА ИЗОБРЕЛИ БУМАГУ И ЧЕРНИЛА СТАЛИ ПИСАТЬ ГУСИНЫМИ ПЕРЬЯМИ, КОТОРЫЕ ОБМАКИВАЛИ В ЧЕРНИЛЬНИЦУ. НАПИСАННОЕ ПОСЫПАЛИ МЕЛКИМ ПЕСКОМ, ЧТОБЫ ЧЕРНИЛА БЫСТРЕЕ ВЫСЫХЛИ. ПОЗЖЕ ПЕРО БЫЛО ЗАМЕНЕНО НА ДРЕВЯННУЮ РУЧКУ СО СТАЛЬНЫМ ПЕРОМ. В ШКОЛУ НОСИЛИ ЧЕРНИЛЬНИЦЫ. ДЛЯ НИХ В ПАРТАХ ДЕЛАЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕРСТИЯ. ПОЗЖЕ ПОЯВИЛИСЬ СОВРЕМЕННЫЕ ШАРИКОВЫЕ РУЧКИ.

ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НАЧАЛА МАТЕМАТИКИ ИЗУЧАЛИ ПО «АРИФМЕТИКЕ» МИХАИЛА ЛЕОНТЬЕВИЧА МАГНИЦКОГО

РУССКИЙ ЯЗЫК УЧИЛИ ПО «ГРАММАТИКЕ»- МЕЛЕНТИЯ СМОТРИЦКОГО

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАПИСАЛ УЧЕБНИКИ Л.Н. ТОЛСТОЙ

УЧЕБНИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАПИСАЛ К.Д. УШИНСКИЙ


Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».


С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.


В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».






А. Максимов КНИЖНОЕ НАУЧЕНИЕ В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев». В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».


К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений. К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений.


Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.




К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ) При Петре I была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».












ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска

Подготовили ученики :

Малышев Влад, Мордовской Даниил

Руководитель, учитель русского языка :

Жак Тамара Ивановна


Работая над этим проектом, мы поставили перед собой цель узнать, как учились грамоте ровесники из прошлого.

Долго искали в архивах и открытых источниках кандидатов для такого экскурса, но так получилось, что безусловным победителем стал мальчик Онфим



Онфим проживал в XIII веке

в Великом Новгороде .

И, хотя, нас с Онфимом разделяет почти 800 лет,

у нас много общего.


Записи Онфима – ценное свидетельство начального образования в Древней Руси









Грамота№200.

В минуты отдыха от занятий Онфим рисует. И судя по количеству рисунков, он любит рисовать и рисовать себя. Онфим фантазёр, поскольку так он представил себя, подписав рисунок « Аз зверь» - «Я зверь».


"Онфим и его друзья"



Летом 1956 г. целую пачку берестяных грамот и рисунков нашли на Неревском раскопе. Один из рисунков Онфима и послужил прообразом памятника, который был поставлен в сентябре 2015 г. скульптором Михаилом Ющенко в Нижнем Новгороде



Онфим изображён в облике Архангела Михаила, защитника Великого Новгорода- Родины –России.


Теперь ты знаком с Онфимом, с самым древним и самым известным мальчиком нашей страны. К сожалению, мы не знаем ничего о дальнейшей жизни Онфима, но очень надеемся, что все его детские мечты сбылись. Это было 800 лет назад , но кажется, что Онфим твой ровесник и современник. Ты догадываешься почему – он гражданин нашей страны, как и ты.