Общество как сложная динамическая система. "Общество как динамическая система" презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Презентация по теме общество как сложная система

Экономическая сфера общественной жизни, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Экономическая сфера включает в себя производственную деятельность людей, осуществляемую в области материального производства, к которому относятся промышленность (тяжелая и легкая), сельское хозяйство, строительство, перерабатывающее и другие виды производства. В экономической сфере создаются необходимые для жизнедеятельности людей материальные блага. Она оказывает влияние на другие сферы общественной жизни, т.К. Создает предпосылки для их нормального функционирования и развития.

Социальная сфера общественной жизни, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом.

Социальная сфера предусматривает взаимодействие между классами, нациями, социальными группами, другими общностями людей по поводу условий своего существования. В основе этого взаимодействия лежат исторически сложившиеся особенности жизнедеятельности соответствующих общностей с их производственным укладом, культурными ценностями, потребностями и интересами

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

общество как динамическая система

План. Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы. Основные сферы общественной жизни. Социальные институты.

Общее понятие системы. Понятие «система» относится к сложным объектам и механическим, и биологическим, и социальным. Все они включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию. Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Характерные черты общества как системы Сложный характер общественной системы: множество уровней, подсистем элементов Общество как система включает в себя разнокачествен-ные элементы – материальные (классы) и идеальные (добрые люди) Человек включен в каждую из социальных систем Общество отличает динамичность, незавершенность, альтернативность развития, т.к. человек ставит цели… Интегративное качество системы как целого: способность создавать условия для своего существования Социальная система - самоуправляема, самодостаточна Средой общества определённой страны как системы является природа, мировое сообщество Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция

Общество является динамической саморазвивающейся системой, т.к. мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т.п. создаются самими людьми развиваются в ходе истории могут различаться между собой в разные исторические эпохи

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Экономическая сфера (базис) – регулирует вопросы производства собственности, распределения и потребления материальных и духовных благ. Включает: Отношения человека к средствам производства (владеть, пользоваться, распоряжаться) Место человека в системе общественного производства (отношения господства или подчинения) Способ и размер получения доли общественного богатства. Характер деятельности в системе производства (умственный, физический, управления…)

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Политическая сфера – управленческая надстройка общества, которая включает в себя политику государство право и их соотношение и функционирование.

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Социальная сфера – определенный способ взаимодействия людей, занимающих определенный статус и выполняющих свои роли в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями. Структурные образования: классы социальные слои нации в их взаимоотношении и взаимодействии.

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Культурная или духовная сфера – отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека Базовые потребности человека Материальные потребности Потребности в контактах, общении Потребность в организованности, мире, законе и порядке Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании Основные сферы общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная

Каково соотношение основных сфер общественной жизни? Каковы приоритеты?

… прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен есть, пить и иметь жилище… Экономика Политика Социальные отношения Духовная жизнь

Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей. Духовная жизнь Политика Экономика Социальные отношения

Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни. Экономика Духовная жизнь Политика Социальные отношения

Социальные институты Социальные институты – это общественные образования учреждения, нормы, культурные образцы способы поведения служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.

Социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Семейно-бытовая деятельность Институт семьи и брака, институты родства

Социальные институты Потребность в безопасности и социальном порядке Политическая, управленческая, государственная деятельность Политические институты (государство, партии…)

Социальные институты Потребность в средствах существования Экономическая деятельность Экономические институты (собственности, разделения труда, заработной платы…)

Социальные институты Потребность в получении знаний социализации, подготовке кадров Научная, воспитательная, образовательная деятельность Институты науки, образования и культуры

Социальные институты Потребность в решении духовных проблем смысла жизни Религиозная деятельность Институт религии

Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности сложились исторически, регулируются нормами, традициями, обычаями.

Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов Включают систему санкций Упорядочивают, координируют действия Обеспечивают стандартное поведение Функции социального института скрытые, явные


Слайд 1

Тема: «Общество как сложная динамичная система»
презентация по обществознанию 10 класс

Слайд 2

План:
Особенности социальной системы. Социальные институты.

Слайд 3

Общество – динамическая система.
Система - ? «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Динамическая система допускает различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Слайд 4

Система?
ОБЩЕСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ВСЕЛЕННАЯ
КУЛЬТУРА ОТДЕЛЬНОГО НАРОДА

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Каковы характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем?

Слайд 6

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Приведите пример. Человеческое общество в глобальном масштабе, общество одной страны, различные общественные группы и др.

Слайд 7

ОБЩЕСТВО
Политическая сфера
Экономическая сфера
Духовная сфера
Социальная сфера
система
-Государство -Партии и др.

Слайд 8

Следовательно, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Слайд 9

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и др), так и идеальных (ценностей, традиций и т.д.)

Слайд 10

Например:
Экономическая сфера включает: предприятия, транспортные средства, экономические знания, образцы экономического поведения и др.

Слайд 11

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными и т.д.

Слайд 12

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.

Слайд 13

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов качественных изменений не претерпевали: первобытное общество, средневековое общество и др. этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др.

Слайд 14

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Слайд 15

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Компоненты системы занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому.

Слайд 16

Социальные институты
«институт»…. В переводе с лат. Instituto означает «установление»; В русском языке – обозначение высших учебных заведений; В области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (институт брака).

Слайд 17

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Потребность в воспроизводстве рода; Потребность в безопасности и социальном порядке; Потребность в средствах существования; Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров; Потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Слайд 18

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определенных учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.

Слайд 19

Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты: институт брака и семьи; политические институты, государство; экономические институты, производство; институты образования, науки, культуры; институт религии.

Слайд 20

институт брака и семьи; политические институты, государство; экономические институты, производство; институты образования, науки, культуры; институт религии.
Объединяет большое количество людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.
Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов общества.

Слайд 21

Итак, социальный институт - это
Совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (работники образования).

Слайд 25

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные: Институт судебной власти; Институт представителей президента в регионах. Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т.е. в их институализации. Развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов (модернизация образования). Пример: вид деятельности предпринимательство, возникновение законов, фирм и др.

Слайд 26

Домашнее задание:
Ответить на вопросы: Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX века. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте дополнительный материал.

МБОУ СШ № 49 г. Ульяновск

Учитель истории, обществозанания

Урок обществознания для 10 класса

Тема урока: «Общество как сложная система»

Цель: продолжить формировать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

Образовательные:

    Знать понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения";

Развивающие:

    уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

    уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

    уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

Воспитательные:

    формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Основные понятия:

Общество - Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект

Социальный институт - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.

Литература: Обществознание . 10 класс . Базовый уровень . Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. - 351с.

Дополнительная литература:

Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

Социология в России – М., Издательство Института РАН, 1998

Дюркгейм Э. Разделение общественного труда. М.: Канон, 1996.

План урока.

I . Оргмомент (2 мин.).

II . Проверка домашнего задания (8 мин.).

III . Изучение нового материала .(25 –30 мин).

Понятие "общество".

Взаимосвязь общества и природы.

Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

Общественные науки, их особенности.

IV . Закрепление изученного материала. (4мин.).

V . Рефлексия (2мин.)

Ход урока.

I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

II . Проверка домашнего задания (8 мин.)

Тестовые задания:

1. Что изучают общественные науки?

1) звезды, моря

2) изменения веществ

3) животных

4) результат деятельности человека

2. Что такое социальный прогресс?

2) развитие общества

3. Что такое солидный возраст?

1) стадия жизни человека с 45 до 65 лет, в которой подводятся итоги жизни и собственных свершений

2) стадия жизни человека старше 65 лет, в которой многие люди оставшиеся силы тратят на спокойное проживание

3) стадия жизни человека с 25 до 40 - 45 лет, которой характерен успех в выбранной профессии, создание семьи, рождение детей

4. Какое утверждение является верным?

А. Бабушки и дедушки – наши предки, родители и мы сами - потомки.

Б. Большинство ученых сходны во мнении, что культура имеет два измерения – материальную культуру и нематериальную культуру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

5. Что относится к материальной культуре?

1) мифы

2) знания

3) паровая машина

4) язык

6. Что такое технический прогресс?

1) совершенствование орудий труда и техники

2) развитие общества

3) физическое развитие человека

4) непрерывающаяся эстафета устремленных вперед поколений

7. Какое утверждение является верным?

А. Человек достигает своего рассвета к 20 – 30 годам.

Б. Период с 15 до 20 лет соответствует зрелости.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

8. Что относится к духовной культуре?

1) храм

2) орудия труда

3) паровая машина

4) язык

III . Изучение нового материала .(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоятельная работа)

Беседа: Предлагается ответить на вопрос

Что такое общество? (ответы студентов)

Учитель: На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество.

общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Данное определение отражает понятие общества в широком смысле. Его необходимо запомнить.

Особенности социальной системы

Задание : используя текст учебника (страницы 18-19) представьте схематично общество как систему

Черты общества как системы:

Учитель: Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности – материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов – государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Социальные институты (мини-лекция)

Учитель : Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и основана на определенных нормах и стандартах поведения.

Основные институты общества:

Семья

Школа

Производство

Церковь

Государство

Эти 5 видов направлены на удовлетворение жизненно-важных видов потребностей:

В воспроизводстве рода;

В безопаности и социальном порядке;

В средствах существования;

В получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

В решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

Характерные черты социальных институтов:

1) Объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности, чтобы удовлетворитьпотребности общества

2) Закрепление системой социальных норм, регулирующих соответсвующие типы поведения

3) Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимых для каког-либо вида деятельности

4) Четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, могласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля

5) Интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществляет контроль за ней

IV . Закрепление изученного материала .( Задание по группам ).

Выполнить задание по тексту из раздаточного материала (группы делятся по рядам):

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, - причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, - которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.

Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

    Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

    Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

    Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

V. Рефлексия

Лесенка. “Моё состояние”

VI. Домашнее задание: (3 мин.)

§2, на выбор - с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;

С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;