Начало нового искусства 20 е годы. Школьная энциклопедия

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг. несомненно, является поэзия. По форме литературная жизнь во многом осталась прежней. Как в начале века тон ей задавали литературные кружки, многие из которых пережили кровавое лихолетье и продолжали действовать в 20-е гг.: символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают новые кружки и объединения. Однако соперничество между ними теперь выходит за пределы художественной сферы и часто приобретает политическую окраску. Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП, "Перевал", "Серапионовы братья" и ЛЕФ.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был "Пролеткульт" - одна из самых массовых организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов "Пролеткульта" и РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые интересы. На "свалку истории" пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина, Толстого, Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как "классовых врагов" практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А. Ахматова, З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные "певцы революции", как М. Горький и В. Маяковский.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа "Перевал" (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером которой был литературный критик А. К. Воронский , основатель первого советского "толстого" (т. е. литературного) журнала "Красная новь". "Переваловцы" (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия культурного наследия. В итоге противоборство между двумя идейными течениями закончилось разгромом "Перевала". Воронскому пришлось оставить литературную критику и уйти из редакции организованного им журнала. На дискуссии в Комакадемии группа была обвинена в "буржуазном либерализме".

Одним из самых интересных литературных объединений 20-х гг. является группа "Серапионовы братья" , созданная в 1921 г. в петроградском Доме искусств. В группу входили такие известные писатели, как Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и др. По своим идейным позициям "серапионы" близки "Перевалу". Для них характерно неприятие примитивизма и узкоклассового подхода в литературе, утверждение гуманистической ценности искусства.

ЛЕФ - левый фронт искусств. Позиции членов этой организации (В. Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы. Сочетая футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма фантастической идеей создания некого "производственного" искусства, которое должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения благоприятной атмосферы для материального производства. Искусство рассматривалось как элемент технического строительства, лишенный личностного начала, вымысла, психологизма и т. д. Творчество представителей ЛЕФ было шире и многогранней провозглашаемых ими идейных позиций. Величайшим поэтом был Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930). Революцию он воспринимал как художник: в ней его привлекала поэзия глобального взрыва, крушения старого мира, катастрофы, в огне которой должно было появиться новое общество, построенное на началах справедливости, разума, чистоты. Сама идея построения нового мира была близка ему как футуристу. Творчество его глубоко оригинально и, безусловно, очень талантливо. В советское время образ Маяковского в массовом сознании был искажен. Наследие поэта рассматривалось однобоко - в нем видели только "агитатора, горлана-главаря", часто забывая о том, что помимо произведений, воспевающих революционную борьбу ("Левый марш" , "Владимир Ильич Ленин" , "Хорошо" ), у него есть несколько прекрасных лирических стихотворений и поэм (например, "Облако в штанах" ).

Невозможно уложить в жесткие рамки литературных направлений творчество еще одного большого поэта того времени - Сергея Александровича Есенина . Широта и многогранность - непременное свойство всякого настоящего таланта. Неоднократно отмечалась его близость имажинистам (от фр. image - образ) - литературному течению, для которого характерно стремление к "победе образа над смыслом". Имажинистское стихотворение могло не иметь внятного смысла, но должно было быть наполнено словесными образами. Имажинизм составил лишь один из этапов творчества С. Есенина. Тонкие, лиричные образы в поэзии Есенина никогда не были лишены глубокого, точного смысла. Свои произведения он посвящает крестьянской Руси, великолепна его пейзажная лирика (сборники "Радуница" , "Сельский часослов" ). Привлекала внимание поэта и современная ему социальная реальность (поэмы "Баллада о двадцати шести" , "Анна Снегина" ).

Замечательным, поистине мировым явлением в культуре стала Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия - Горенко, 1889-1966). В лирике Ахматовой нашел воплощение образ женщины, предстающий во всем многообразии женской судьбы: любовь, страдание непонятого чувства, жертвенный путь поэта (сборники "Вечер" 1912 г., "Четки" 1914 г.). Произведениям Ахматовой свойственен глубокий психологизм, ее поэтический язык тяготеет к классическому стилю. Не случайно увлечение Ахматовой творчеством А. С. Пушкина. Сильна в поэзии Ахматовой и тема судьбы России, трагедия которой воспринималась поэтессой как личная боль, как трагедия ее собственной судьбы ("Реквием" 1940 г.).

Большое значение для развития русской литературы ХХ в. сыграло поэтическое творчество В. Я. Брюсова , Э. Г. Багрицкого , О. Э. Мандельштама , Б. Л. Пастернака, Д. Бедного , "крестьянских" поэтов, ярчайшим представителем которых был друг Есенина Н. А. Клюев . Особую страницу в истории отечественной литературы составляет творчество поэтов и писателей, не принявших революцию и вынужденных покинуть страну. Среди них такие имена как М. И. Цветаева , З. Н. Гиппиус , И. А. Бунин , А. Н. Толстой , В. В. Набоков . Некоторые из них, осознав невозможность для себя жить вдали от Родины, впоследствии вернулись (Цветаева, Толстой).

Немало интересного было создано в 20-е гг. писателями-прозаиками. Художественная проза того времени весьма разнообразна как по стилю, так и по тематике. Реалистический роман был представлен как произведениями мастеров, получивших известность еще до революции (В. Г. Короленко "История моего современника" 1921 г., А. Н. Толстой "Хождение по мукам" 1921 г., М. Горький "Дело Артамоновых" 1925 г., "Жизнь Клима Самгина" 1925-36 гг.), так и писателей, по настоящему вошедших в литературу уже в советское время (Д. А. Фурманов "Чапаев" 1923 г., А. А. Фадеев "Разгром" 1927 г., М. А. Булгаков "Белая гвардия" 1925 г.). В 20-е гг. начинается литературная деятельность М. А. Шолохова ("Донские рассказы" 1926 г.).

Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина , автора фантастического романа-антиутопии "Мы" (1924 г.), произведения, в котором автор изображает картину жизни некого тоталитарного общества "Единого государства", построенного на обезличивании и глобальном контроле над жизнью людей. В антиутопии Замятина отчетливо видны черты нарождающегося советского тоталитаризма, подчеркивается его антигуманистическая сущность. В русле модернизма написан роман Б. Пильняка (Б. А. Вогау) "Голый год" (1923 г.).

Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко ; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) "Двенадцать стульев" (1928 г.) и "Золотой теленок" (1931 г.) и др.

В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время.

Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. - "Ассоциация художников революционной России" (АХРР ), возникшая на основе Товарищества Передвижников, "Союза русских художников" и др. Художники АХРР выступали против лозунга "искусство для искусства", боролись с левыми направлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том чтобы запечатлеть жизнь революционной России. Среди членов АХРР было много талантливых художников. Основоположником советского пейзажа считают А. А. Рылова , в искусстве которого реализм имеет ощутимый романтический оттенок. Широкую известность получила его картина "В голубом просторе" (1918 г.), изображающая яркое солнечное утро, сияющее холодной синевой море, парусник вдалеке и летящих лебедей на первом плане. Мастером пейзажа был К. Ф. Юон , живописец, график и театральный художник, творческая манера которого сочетала в себе черты импрессионизма с традициями русского реализма ("Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря" 1921 г., "Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2 (15) октября 1917 года" 1926 г.).

Большое место в творчестве художников АХРР занимала историко-революционная тематика. Создателем живописной "Ленинианы" был И. И. Бродский . Вне зависимости от идеологических установок некоторые работы Бродского имеют несомненную художественную ценность ("В. И. Ленин в Смольном" 1930 г.). Творчество Бродского воплощает официальное направление в советском искусстве. Основоположником советской батальной живописи стал М. Б. Греков ("Тачанка" 1925 г., "Трубачи Первой Конармии" 1934 г.).

В 1924 г. из числа бывших членов объединений "Голубая роза" и "Мир искусства" сложилась творческая группа "4 искусства" , в которую наряду с живописцами и графиками входили архитекторы и скульпторы. Членом этой группы был замечательный живописец К. С. Петров-Водкин . Увлечение этого художника живописью раннего Возрождения и древнерусской иконописью оказало сильное влияние на его собственную живописную манеру, для которой характерны эксперементы с перспективой (он использовал обычную в древнерусских иконах так называемую "обратную" перспективу) и смелые колористические решения ("Купание красного коня" 1912 г., "Смерть комиссара" 1928 г.). Влияние образа Богоматери чувствуется в полотнах, посвященных теме материнства ("Мать" 1915 г., "1918 год в Петрограде" 1920 г.).

В 1925 г. в Москве выпускники ВХУТЕМАСа организовали "Общество станковистов" (ОСТ ). Его члены выступали против беспредметного искусства, не принимая в то же время и традиционного реализма АХРРовцев. И тем и другим они противопоставляли "обновленный" реализм, выразительные средства которого были близки импрессионизму, напоминая в то же время плакатную или монументальную живопись. Наиболее ярким представителем ОСТа был А. А. Дейнека ("Оборона Петрограда" 1928 г.).

В годы гражданской войны, иностранной интервенции и последующего восстановления страны большую популярность в качестве орудия идеологической борьбы приобрел плакат. Лаконичная плакатная графика позволяла вести агитацию в форме, доступной для понимания даже неграмотному человеку. Замечательным советским графиком был Д. С. Моор (Орлов). Ему принадлежат поразительные по силе воздействия плакаты: "Ты записался добровольцем?" 1920 г. и "Помоги" 1921 г. Много сил политическому плакату отдал В. В. Маяковский , показавший себя не только гениальным поэтом, но и талантливым художником. Вместе с другими художниками (в т. ч. Моором) Маяковский изготавливал "Окна сатиры РОСТА" (Российского телеграфного агентства). В "Окнах РОСТА" в виде графических рисунков, тиражируемых через трафарет, и стихотворного сатирического текста до широких масс доносилась самая оперативная информация о положении на фронтах, велась революционная агитация.

Большое значение для развития скульптуры сыграл ленинский план монументальной пропаганды, принятый в 1918 г. В соответствии с этим планом по всей стране должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие новые революционные ценности. Для работы были привлечены видные скульпторы: Н. А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурной ленинианы), А. Т. Матвеев , В. И. Мухина . Выдающимся советским скульптором был И. Д. Шадр . В начале 20-х гг. им были созданы обобщенные образы-типажи людей новой советской эпохи: "Крестьянин" , "Сеятель" , "Рабочий" , "Красноармеец" .

Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм . На Западе принципы конструктивизма были разработаны известным архитектором Ле Корбюзье. Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Примером архитектуры советского конструктивизма могут служить проекты братьев Весниных . Наиболее грандиозный из них - Дворец труда так и не был воплощен в жизнь, но оказал значительное влияние на развитие отечественного зодчества.

Революция высвободила мощные творческие силы. Сказалось это и на развитии отечественного театрального искусства. Наряду с традиционным театром, в котором продолжали работу актеры старшего поколения (М. Н. Ермолова, А. М. Южин, А. А. Остужев, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова), возникает новый революционный театр, проникнутый духом новаторства и творческого поиска. Поиски новых форм сценической выразительности характерны для театра, работавшего под руководством В. Э. Мейерхольда (ныне театр им. Мейерхольда). На сцене этого театра были поставлены пьесы В. Маяковского "Мистерия-буфф" (1921 г.), "Клоп" (1929 г.) и др. Постановкам Мейерхольда свойственна зрелищность, публицистическая заостренность. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым ; организатором и руководителем Камерного театра, реформатором сценического искусства А. Я. Таировым .

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Ленин понял огромные его возможности воздействия на широкие народные массы: "Важнейшим из искусств для нас является кино", - писал он. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 - 1948) "Броненосец Потемкин" (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров.

Слайд 1

Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353
Духовная жизнь в 1920-е годы

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ в 1920-1930-е гг.
«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
Преодолеть недостатки развития культуры периода царской России: сословные ограничения; низкий уровень образования и пр.
политизировать культуру; поставить ее на службу советскому государству и большевистской партии; воспитать «нового человека»
1918 год - НАРОДНЫЙ КОМИССАРИРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (НАРКОМПРОС)

Слайд 3

Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин. По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет - 16 %), по Средней Азии - 5 и 6 % соответственно из всего населения. И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал (по различным оценкам до 30-45 % в индустриально-развитых губерниях), но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает».
Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью.
1. Борьба с неграмотностью
Прочтите документ (стр. 159) и ответьте на вопросы к документу.
Курсы ликбеза
Курсы ликбеза

Слайд 4

Советские агитационные плакаты 1920-х гг.
1. Борьба с неграмотностью
Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн.

Слайд 5

Урок в школе, кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.

В 1918 году было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки, экзамены.

Слайд 6

2. Строительство советской школы
При поступлении в ВУЗы преимуществами пользовались рабочие и крестьяне, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам. Для того чтобы рабочие и крестьяне могли учиться в ВУЗах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями.
Рабфак идёт (вузовцы) (Б.Иогансон. 1928 год)

Слайд 7

2. Строительство советской школы
Рабфаковцы
К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 году – 297 технических училищ).

Слайд 8

2. Строительство советской школы
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.
А.В.Луначарский – первый нарком просвещения (1917-1929 гг.)
Н.К.Крупская – с 1929 года заместитель наркома просвещения
А.С.Макаренко – советский педагог и писатель

Слайд 9

3. Реформа русского языка
Декабрь 1917 года – реформа русской орфографии: из русского алфавита были исключены устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант); в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончания -аго, -яго заменялось на -ого, -его (например, новаго → нового, лучшаго → лучшего, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія - на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые) и т.п.
Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией. Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

Слайд 10

4. Власть и интеллигенция
А.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин, М.Пришвин и др.
ЭМИГРАЦИЯ
ОППОЗИЦИЯ
ПОДДЕРЖКА РЕВОЛЮЦИИ
М.Горький, И.Бунин, А.Куприн, Ф.Шаляпин, С.Прокофьев, С.Рахманинов, И.Репин, М.Шагал, В.Кандинский и др.
В.Маяковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др.
Большевик (Б.Кустодиев. 1920 год)

Слайд 11

4. Власть и интеллигенция
... Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.

Слайд 12

4. Власть и интеллигенция
В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей.
«Смена вех» - сборник публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованный в Праге в 1921 году видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции.
1909 год
Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей сборника стала мысль о возможности принятия большевистской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.
Вернулись в Россию (в 1920-1930-е гг.): А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький А.Куприн

Слайд 13

4. Власть и интеллигенция
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков.
В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.
Н.Д.Зелинский
И.П.Павлов
И.В.Мичурин
В.И.Вернадский

Слайд 14

4. Власть и интеллигенция
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация.
По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гумилев, М.Тихвинский и другие деятели науки и культуры.
Обложка тома 177 "дела" Н. С. Гумилева. 1921 год

Слайд 15

4. Власть и интеллигенция
«Философский пароход» - кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года.
В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых. Среди высланных русские философы и мыслители: И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков, В. В. Зворыкин, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др.
И. А. Ильин
C. Н. Булгаков
П. А. Сорокин
Н. А. Бердяев
«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» Л.Д.Троцкий

Слайд 16

4. Власть и интеллигенция
В эмиграции работали ученые с мировыми именами: микробиолог С.Н.Виноградский, геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е.Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и др.
И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы.

Слайд 17

4. Власть и интеллигенция
В 1922 году был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 году создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 года в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась, началась идеологизация художественного творчества.

Слайд 18

5. Государство и церковь
Патриарх Тихон (1917-1925 гг.)
В конце октября 1917 года в России было восстановлено патриаршество. Деятельность патриарха Тихона: осудил расстрел царской семьи; осуждал гонения на церковь; боролся против конфискации церковных ценностей (1922 год); пытался наладить диалог и сотрудничество государства и церкви.

Слайд 19

5. Государство и церковь
Фрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 1918 год
Причины борьбы с церковью и религией: атеистические воззрения партийных лидеров; стремление убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 года церковь была отделена от государства, а школа от церкви.

Слайд 20

5. Государство и церковь
Карикатуры на церковь

Слайд 21

5. Государство и церковь
1922 год – изъятие церковных ценностей. «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от Неё, священнослужители - извержением из сана» Из Воззвания патриарха Тихона.
Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит крестьянство России». Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал, Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от различных культовых учреждений (православных, католических и мусульманских), поражают тело «голода-паука»

Слайд 22

Изъятие церковных ценностей
Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки. Май 1922 года.

Слайд 23

5. Государство и церковь
Симонов монастырь. Разорение храма. 1923 год.
Имущество церкви реквизировалось в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 года в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон арестован. В 1925 году после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены (до 1943 года).

Слайд 24

6. Новое искусство
ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ - массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год. Идеологи Пролеткульта исходили из определения «классовой культуры», сформулированного Плехановым. По их мнению, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля.

Слайд 25

6. Новое искусство
Театр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год.
Первый рабочий театр Пролеткульта - в 1924-32 гг. располагался в кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Ставил перед собой агитационные задачи, способствовал развитию и утверждению на сцене советской драматургии. В театре работали: Г.В. Александров, Э.П. Гарин, И.А. Пырьев, М.М. Штраух; С.М. Эйзенштейн и др.

Слайд 26

6. Новое искусство
«Броненосец «Потёмкин» - немой художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
С.М.Эйзенштейн.

Слайд 27

6. Новое искусство
В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная новь». Редактором с 1921 – 1927 гг. был А.К.Воронский.

Слайд 28

6. Новое искусство
«Тихий Дон» - роман-эпопея Михаила Шолохова в четырёх томах, написана с 1925 по 1940 год. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. За этот роман в1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
Журнал «Роман-газета», 1928 год. (одна из первых публикаций романа и портрет автора)

Слайд 29

6. Новое искусство
И.М.Бабель.
Д.А.Фурманов.

Слайд 30

6. Новое искусство
Ленин и теперь живее всех живых. Наше знанье - сила и оружие.
Из поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924 год).
В.В.Маяковский.
И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою! Из поэмы «Хорошо» (1927 год).

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ.

  • 1.Борьба с неграмотностью.
  • 2. Власть и интеллигенция.
  • 3.Партийный контроль.
  • 4.»Сменовеховство».
  • 5.Большевики и церковь.
  • Павлова Анеля Васильевна
  • Учитель истории
  • МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка
Главные задачи культурной революции:
  • ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры.
  • ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.
«Долой неграмотность!»
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.
Народное образование.
  • 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
  • В основу положен принцип бесплатного обучения.
  • Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне
  • Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении".
  • К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена
Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.
  • С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие.
  • 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др
  • За границей оказались:
  • Понижение духовно-интеллектуального уровня
«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...»
  • Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)
Остались на Родине
  • В.И.Вернадский
  • К.Э.Циолковский
  • Н.Е.Жуковский
  • И.П.Павлов
  • Н.И.Вавилов
  • В.М.Бехтерев
  • К.А.Тимирязев
  • Н.Д.Зелинский
Остались на Родине
  • М. Волошин
  • А. Ахматова
  • Н. Гумилев
  • В. Маяковский
  • М. Булгаков
  • В. Мейерхольд
  • и др.
«Сменовеховство»
  • идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.
  • Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.
  • Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
«Сменовеховство» (результаты)
  • А.Н.Толстой
  • С.С.Прокофьев
  • М.Горький
  • М.Цветаева
  • А.И.Куприн
  • Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.
  • Возвратились на Родину:
  • Отношение большевиков:
Классовой подход к культуре
  • Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.
  • 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).
  • 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.
  • 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).
Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г.
  • Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.
  • Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе
Большевики и церковь.
  • 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.
  • 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.
  • 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.
  • Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций.
  • Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.
На Церковь обрушивались все новые и новые запреты
  • Повсеместное закрытие храмов;
  • Конфискация имущества церкви для революционных нужд;
  • Аресты священнослужителей;
  • Лишение их избирательных прав;
  • Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
  • http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796
  • http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html
  • http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007
  • http://www.xumuk.ru/bse/993.html
  • http://literra.ru/2006/10/
  • http://mp3slovo.com/list2_13_5.html
  • http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253
  • http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html
  • Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века
  • М., «Просвещение», 2008г.
  • Интернет- ресурсы:

Среди врагов революции В. И. Ленин называл неграмотность.

В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны... 5. Обучающимся грамоте... рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы.

30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основу были положены передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: из школы убирались парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось создание советской интеллигенции.

Власть и интеллигенция .

В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры Серебряного века. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.

Не все избрали участь эмигрантов. Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия. Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры. Октябрьская революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. С. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б.М. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и с оформлением К. С. Малевича.

Большевики стремились привлечь к сотрудничеству ученых, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли политических и идеологических воззрений большевиков. Назовем среди них основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, растениевода К. А. Тимирязева и др.

Партийный контроль над духовной жизнью.

С окончанием Гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики начали все активнее контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс над некоей Петроградской боевой организацией. Ее активными участниками были объявлены известные российские ученые и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе ученый-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилев.

В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 ученых и деятелей культуры, среди которых были выдающиеся философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, JI. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Не разделяя идеологических установок большевизма, они не являлись и активными борцами с ним.

В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет - Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Однако до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры мешали выработать единую линию в области культуры. С укреплением позиций Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. Так, Н. И. Бухарин предложил интеллигенции «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии ».

После Октябрьской революции и Гражданской войны Россию покинуло около 2 млн ее граждан - офицеры, солдаты, представители всех сословий и профессий. Большинство эмигрантов были настроены к советской власти враждебно и считали ее падение неизбежным. Но были и те, кто иначе смотрел на происходившее в стране.

В июле 1921 г. в Праге вышел сборник статей «Смена вех». В революции, принявшей форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», его авторы увидели глубокие корни. Большевикам, считали они, удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление русской державы. Ради осуществления этой задачи, пусть и руками большевиков, необходимо прекратить борьбу с советской властью, которая неизбежно придет к восстановлению буржуазно-демократических порядков. В нэпе они увидели подтверждение правильности своих выводов. Главный идеолог сторонников примирения с большевиками - «сменовеховства» - Н. В. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.

«Сменовеховство» с удовлетворением и даже с облегчением восприняла часть интеллигенции, оставшаяся на родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их, ибо они могли почувствовать себя сопричастными делу воссоздания России. Подобные настроения способствовали возвращению многих людей из эмиграции на родину. Одним из первых в 1923 г. вернулся писатель А. Н. Толстой, позднее, в 30-е гг., приехали в Россию С. С. Прокофьев, М. И. Цветаева, М. Горький, А. И. Куприн.

«Сменовеховство» устраивало и лидеров большевиков. С одной стороны, оно позволяло расколоть эмиграцию, а с другой - освящало результаты Октябрьской революции. Однако они не допустили распространения этих идей в собственной стране.

Большевики и церковь.

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. Первым актом борьбы стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме.

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле... всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение...

Когда в 1921 г. в Поволжье разразился голод, патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им церковный комитет помощи голодающим поднял всю верующую Россию.

В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в грабеж церковного имущества. В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводящими реквизиции. Ленин использовал эти события для решающего удара по церкви.

Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.

В апреле - мае 1922 г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.

Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Принявший патриаршие обязанности митрополит Петр был выслан на Соловки.

Начало «нового искусства».

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Все громче заявлял о себе Пролеткульт - литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», ее руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным.

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. Иванова («Сопки. Партизанские повести»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренева («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), А. Веселого («Россия, кровью умытая»).

Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. Зощенко, романом И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. Маяковского «Клоп», «Баня». Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появлялись талантливые мастера этого жанра - В. Дени («Банда»), Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). Особое место занимала новая форма агитационного искусства - «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В. Маяковский.

Возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали ее члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла свое воплощение в работах И. И. Бродского, А М. Герасимова, М. Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Д. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник - орудие пролетариата. 1905 год».

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложившую основы современного индустриального дизайна.

В историю мирового кино вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Cлайд 1

Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353 Духовная жизнь в 1920-е годы

Cлайд 2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ в 1920-1930-е гг. «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» Преодолеть недостатки развития культуры периода царской России: сословные ограничения; низкий уровень образования и пр. политизировать культуру; поставить ее на службу советскому государству и большевистской партии; воспитать «нового человека» 1918 год - НАРОДНЫЙ КОМИССАРИРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (НАРКОМПРОС) А.В.Луначарский – первый нарком просвещения (1917-1929 гг.)

Cлайд 3

Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин. По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет - 16 %), по Средней Азии - 5 и 6 % соответственно из всего населения. И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал (по различным оценкам до 30-45 % в индустриально-развитых губерниях), но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает». Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью. 1. Борьба с неграмотностью Прочтите документ (стр. 159) и ответьте на вопросы к документу. Курсы ликбеза Курсы ликбеза

Cлайд 4

Советские агитационные плакаты 1920-х гг. 1. Борьба с неграмотностью Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн.

Cлайд 5

Урок в школе, кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. 2. Строительство советской школы В 1918 году было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки, экзамены.

Cлайд 6

2. Строительство советской школы При поступлении в ВУЗы преимуществами пользовались рабочие и крестьяне, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам. Для того чтобы рабочие и крестьяне могли учиться в ВУЗах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. Рабфак идёт (вузовцы) (Б.Иогансон. 1928 год)

Cлайд 7

2. Строительство советской школы Рабфаковцы К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 году – 297 технических училищ).

Cлайд 8

2. Строительство советской школы Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий. А.В.Луначарский – первый нарком просвещения (1917-1929 гг.) Н.К.Крупская – с 1929 года заместитель наркома просвещения А.С.Макаренко – советский педагог и писатель Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Cлайд 9

3. Реформа русского языка Декабрь 1917 года – реформа русской орфографии: из русского алфавита были исключены устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант); в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончания -аго, -яго заменялось на -ого, -его (например, новаго → нового, лучшаго → лучшего, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія - на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые) и т.п. Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией. Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

Cлайд 10

4. Власть и интеллигенция А.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин, М.Пришвин и др. ЭМИГРАЦИЯ ОППОЗИЦИЯ ПОДДЕРЖКА РЕВОЛЮЦИИ М.Горький, И.Бунин, А.Куприн, Ф.Шаляпин, С.Прокофьев, С.Рахманинов, И.Репин, М.Шагал, В.Кандинский и др. В.Маяковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др. Большевик (Б.Кустодиев. 1920 год)

Cлайд 11

4. Власть и интеллигенция... Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.

Cлайд 12

4. Власть и интеллигенция В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей. «Смена вех» - сборник публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованный в Праге в 1921 году видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции. 1909 год Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей сборника стала мысль о возможности принятия большевистской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов. Вернулись в Россию (в 1920-1930-е гг.): А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький А.Куприн Главный идеолог сторонников примирения с большевиками – «сменовеховства» – Николай Васильевич Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.

Cлайд 13

4. Власть и интеллигенция Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков. В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др. Н.Д.Зелинский И.П.Павлов И.В.Мичурин В.И.Вернадский

Cлайд 14

4. Власть и интеллигенция После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гумилев, М.Тихвинский и другие деятели науки и культуры. Обложка тома 177 "дела" Н. С. Гумилева. 1921 год

Cлайд 15

4. Власть и интеллигенция «Философский пароход» - кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года. В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых. Среди высланных русские философы и мыслители: И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков, В. В. Зворыкин, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др. И. А. Ильин C. Н. Булгаков П. А. Сорокин Н. А. Бердяев «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» Л.Д.Троцкий

Cлайд 16

4. Власть и интеллигенция В эмиграции работали ученые с мировыми именами: микробиолог С.Н.Виноградский, геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е.Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и др. И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы.

Cлайд 17

4. Власть и интеллигенция В 1922 году был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 году создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 года в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась, началась идеологизация художественного творчества.

Cлайд 18

5. Государство и церковь Патриарх Тихон (1917-1925 гг.) В конце октября 1917 года в России было восстановлено патриаршество. Деятельность патриарха Тихона: осудил расстрел царской семьи; осуждал гонения на церковь; боролся против конфискации церковных ценностей (1922 год); пытался наладить диалог и сотрудничество государства и церкви.

Cлайд 19

5. Государство и церковь Фрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 1918 год Причины борьбы с церковью и религией: атеистические воззрения партийных лидеров; стремление убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 года церковь была отделена от государства, а школа от церкви.

Cлайд 20

Cлайд 21

5. Государство и церковь 1922 год – изъятие церковных ценностей. «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от Неё, священнослужители - извержением из сана» Из Воззвания патриарха Тихона. Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит крестьянство России». Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал, Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от различных культовых учреждений (православных, католических и мусульманских), поражают тело «голода-паука»

Cлайд 22

Изъятие церковных ценностей Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки. Май 1922 года.

Cлайд 23

5. Государство и церковь Симонов монастырь. Разорение храма. 1923 год. Имущество церкви реквизировалось в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 года в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон арестован. В 1925 году после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены (до 1943 года).

Cлайд 24

6. Новое искусство ПРОЛЕТКУ ЛЬТ - массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год. Идеологи Пролеткульта исходили из определения «классовой культуры», сформулированного Плехановым. По их мнению, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля.

Cлайд 25

6. Новое искусство Театр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год. Первый рабочий театр Пролеткульта - в 1924-32 гг. располагался в кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Ставил перед собой агитационные задачи, способствовал развитию и утверждению на сцене советской драматургии. В театре работали: Г.В. Александров, Э.П. Гарин, И.А. Пырьев, М.М. Штраух; С.М. Эйзенштейн и др.

Cлайд 26

6. Новое искусство «Броненосец «Потёмкин» - немой художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики. С.М.Эйзенштейн.

Cлайд 27

6. Новое искусство В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная новь». Редактором с 1921 – 1927 гг. был А.К.Воронский.

Cлайд 28

6. Новое искусство «Тихий Дон» - роман-эпопея Михаила Шолохова в четырёх томах, написана с 1925 по 1940 год. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. За этот роман в1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Журнал «Роман-газета», 1928 год. (одна из первых публикаций романа и портрет автора)

Cлайд 29

Cлайд 30

6. Новое искусство Ленин и теперь живее всех живых. Наше знанье - сила и оружие. Из поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924 год). В.В.Маяковский. И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою! Из поэмы «Хорошо» (1927 год).

Cлайд 31

6. Новое искусство «Окна сатиры РОСТА» - серия плакатов, созданная в 1919-1921 годы советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» - специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918-1920 гг. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В.Маяковский.

Cлайд 32

Cлайд 33

6. Новое искусство СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ А.В.Щусев. Мавзолей В.И.Ленина. 1924-1930 годы.

Cлайд 34

6. Новое искусство СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ К.С.Мельников. Дом культуры имени И. В. Русакова. 1927-1929 годы.

Cлайд 35

6. Новое искусство СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ К.С.Мельников. Собственный дом архитектора в Москве. 1927-1929 годы.

Cлайд 36

6. Новое искусство В.Е.Татлин. Башня III Интернационала. 1919 год. И.Д.Шадр. Булыжник – оружие пролетариата. 1927 год. КОНСТРУКТИВИЗМ. На спираль высотой 400 метров нанизывались помещения в виде простейших геометрических форм из стекла - куб, пирамида и цилиндр, которые вращались с различной скоростью. Куб (для проведения интернациональных съездов) должен был оборачиваться вокруг своей оси раз в год, пирамида (для исполнительных целей) - раз в месяц, и цилиндр (информационный центр) - раз в день. Сегодня мы назвали бы это нереализованное целиком произведение кинетической пространственной инсталляцией, в которой большая роль отводилась светодизайну. Дело в том, что по замыслу Татлина, на сооружении должны были располагаться прожектора, которые проецировали бы на облака световые тексты лозунгов.

Cлайд 39

7. Коммунальный быт Коммунальная квартира – квартира, где проживает несколько семей, не являющихся родственниками. Появились после революции 1917 года в ходе «уплотнений», когда большевики принудительно отбирали жильё у богатых горожан и подселяли к ним в квартиру новых людей, активных сторонников советской власти (коммунисты, военные, сотрудники ЧК) . Больше всего коммунальных квартир появилось в Ленинграде (Петербурге). Декрет ВЦИК от 20 августа 1918 года «Об отмене частной собственности на недвижимости в городах» отменял право частной собственности на городскую землю и право частной собственности на строения, имевшие стоимость или доходность выше определенного предела, причём этот предел в каждом городе устанавливался местными органами советской власти. Ленин в своей статье «Удержат ли большевики государственную власть?» так описывал порядок уплотнений. Пролетарскому государству надо принудительно вселить крайне нуждающуюся семью в квартиру богатого человека. Наш отряд рабочей милиции состоит, допустим, из 15 человек: два матроса, два солдата, два сознательных рабочих (из которых пусть только один является членом нашей партии или сочувствующим ей), затем 1 интеллигент и 8 человек из трудящейся бедноты, непременно не менее 5 женщин, прислуги, чернорабочих и т. п. Отряд является в квартиру богатого, осматривает ее, находит 5 комнат на двоих мужчин и двух женщин. - «Вы потеснитесь, граждане, в двух комнатах на эту зиму, а две комнаты приготовьте для поселения в них двух семей из подвала. На время, пока мы при помощи инженеров (вы, кажется, инженер?) не построим хороших квартир для всех, вам обязательно потесниться. Ваш телефон будет служить на 10 семей. Это сэкономит часов 100 работы, беготни по лавчонкам и т. п. Затем в вашей семье двое незанятых полурабочих, способных выполнить легкий труд: гражданка 55 лет и гражданин 14 лет. Они будут дежурить ежедневно по 3 часа, чтобы наблюдать за правильным распределением продуктов для 10 семей и вести необходимые для этого записи. Гражданин студент, который находится в нашем отряде, напишет сейчас в двух экземплярах текст этого государственного приказа, а вы будете любезны выдать нам расписку, что обязуетесь в точности выполнить его» 8. Сатира И.Ильф и Е.Петров

Cлайд 44

- окончание «серебряного века» множественность путей развития культуры начинает постепенно ликвидироваться советской властью по мере формирования диктатуры Сталина началось партийное наступление на культуру, ограничение свободы творчества, развитие «социалистического реализма» деятельность интеллигенции постепенно будет поставлена под партийный контроль (особенно это проявиться в 30-е гг.) Плакат. 1930 год. Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников. ИТОГИ