Избирательное право и избирательная процедура. Избирательное право




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа для учащихся 10-11 классов дополнительного (профильного) изучения предмета – право знакомит выпускников с современным юридическим образованием, направлена на развитие личности, формирование правосознания и правовой культуры, воспитание гражданской ответственности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам. В профильном 10-м классе на изучение темы: Избирательное право» отведено 5 учебных часа, 2 часа на тему: «Избирательное право. Избирательный процесс».

Компьютер на уроке – это:

  • источник учебной информации,
  • средство, помогающие усвоить содержание урока,
  • наглядное пособие нового уровня,
  • источник интереса к предмету,
  • экономия времени на меловые записи и рисунки на доске.

Цель занятий – сформировать знания о выборах, избирательных стадиях избирательного процесса системах.

Задачи:

  • Образовательные :
    • знать:
      • сущность избирательного права,
      • принципы проведения выборов в РФ,
      • избирательная система,
      • значение и разновидности выборов в России,
      • основные стадии избирательного процесса,
      • права и обязанности избирателя.
    • понимать:
      • различие между активным и пассивным избирательным правом,
      • роль электората в выборах.
    • объяснять:
      • понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия,
      • содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,
      • распространение знаний в области избирательных прав граждан.
  • Воспитательные :
    • способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности,
    • воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,
    • формировать у учащихся активной жизненной позиции.
  • Развивающие : продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения будущих избирателей.

Ваше отношение к высказыванию: «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании».Джон Натан .

Учебник: Боголюбов, Матвеев, Лукашева: Право: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Издательство: Просвещение, 2010 г.

ХОД УРОКА

Здравствуйте…

Спросите у туч поднебесных,
У желтых созревших полей.

Родимой Отчизны моей…
Спросите об этом у дома,
Где мать ждет своих сыновей.
Что может быть лучше России?
Судьбы и надежды моей.

(Что может быть лучше России? Слова В.Харитонова Музыка С.Туликова).

Россия – это наша судьба и надежда… Многое в жизни зависит от людей, стоящих у власти.

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
Народ через выборы передаёт Власть в руки депутатов, Президента. Кто окажется у власти? Как к своей судьбе остаться равнодушным?

Проблемное задание (на доске).
Является ли голосование гражданина на выборах его участием в управлении страной?
Ваше отношение к высказыванию:
«Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании». Джон Натан американский политик, представляющий Республиканскую партию. До 1995 года состоял в Демократической партии. Действующий губернатор штата Джорджия.

По ходу урока учащиеся делают записи в тетради.

Цели занятий – слайд 2.
Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.
Нам предстоит на 2 уроках совместная работа по теме – слайд 3.

Выявление первоначальных знаний учащихся.

Прежде всего, я хотела бы от вас услышать ответ на вопрос:
«С какой целью ваши родители, родственники ходят на выборы?»
Ответы учащихся…

Какие слова у вас ассоциируются с понятием выборы?

Составление кластера.

Подберите ассоциации к слову выборы? Составление кластера – слайд 4.

Слайд 5. Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.

Определение понятия, ученики записывают в тетради.

Слайд 6. Виды выборов. Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки – очередные выборы; внеочередные (досрочные), например, в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ. Первоначальные, а если по каким-либо причинам выборы не дали результата (несостоявщиеся, недействительные), то назначаются повторные выборы. Выборы бывают полными и частичными.
Поработайте дома над заданием C8. Развернутый план ответа. Политическая миссия выборов.
Для составления плана: записи в тетради, страница 267 учебника.

Промежуточная рефлексия. Дайте понятие очередным … внеочередным…выборам.

Слайд 7. Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах - проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор.

Выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом.

Опираясь на текст учебника, страница 267, свой социальный опыт определите роль выборов в жизни гражданина, общества, государства.

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.
В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа, способствуют приобщению рядовых граждан к политике.
В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.
Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Легитимность власти.
Каждое значение выборов в жизни общества … обсуждаем, записываем в тетрадь.
О роли выборов говорит и Слайд 8. Подберите к нему заголовок. Вот опять под выборы… Ответы учащихся.

Слайд 9. Источники избирательного права. Детально регламентируют организацию и порядок проведения выборов федеральных органов власти федеральные конституционные законы.

Слайд 10. Понятие избирательного права. Рассматривается в двух смыслах: широком (объективном) и узком (субъективном). Работа с учебником стр.268-269. Определите сущность избирательного права в двух смыслах.

Беседа

Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Слайд 11. Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» – всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Работа по группам

Поработайте с текстом учебника стр 269-270. В чем суть каждого принципа?

Слайд 12. Что значит – участие в выборах свободное и добровольное? Стр. 271.

Слайд 13. Даю понятие избирательной системы – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования …Кто выбирается и в какие представительные учреждения, какие выборные должностные лица выбираются народом? Беседа.

Слайд 14. Виды избирательных систем.

Работа по группам.

1-я группа. Суть мажоритарной системы. Стр.273. Дополнительно к тексту параграфа (Приложение 3 )
2-я группа. Достоинства и недостатки мажоритарной системы. Стр.273.
3-я группа. Суть пропорциональной системы. Стр. 273-274.
4-я группа Достоинства и недостатки пропорциональной системы. Стр. 273-274.

Презентации работы групп.

Слайд 15. Рассказ о квоте Хаейра. Решение задачи по группам.

Дополнительная информация об избирательных системах дана в Приложении 1 .

Мажоритарная избирательная система – это система, при которой в основу определения результатов голосования кладется принцип большинства. Мажоритарная система делится на систему абсолютного большинства и систему относительного большинства.
Мажоритарная избирательная система имеет следующие достоинства: а) сравнительная легкость формирования правительства; б) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.
Мажоритарная избирательная система имеет и свои недостатки: а) голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; б) она выгодна лишь крупным партиям; в) эта система нерезультативна: не устанавливает соответствие между подлинным удельным весом партии и их влиянием в парламенте; г) вызывает абсентеизм.
Пропорциональная система используется в Индии.
Пропорциональная система имеет свои достоинства.
Первое положительное качество этой системы – это то, что представительство партии соответствует ее популярности. Второе – это невозможность узурпации власти одной партией. Третье – существование внутрипартийных фракций. Четвертое – запрет на участие в выборах антидемократических партий.
Недостатки, которые имеет пропорциональная система: относительно меньшая стабильность правительства, наличие заградительных барьеров, зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата.
Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий.
При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать и какими путями; эффективны ли они.
Смешанная система – это система, в которой соединяются признаки мажоритарной и пропорциональной систем. Эта система имеет следующие достоинства: а) сочетание двух систем; б) отсутствие монополии партии на выдвижение кандидата; в) приспособленность к условиям конкретной страны.
Смешанная система имеет недостатки: а) нестабильность в парламенте; б) возможность получения в лице парламента оппонента власти.

Как вы считаете, с чего начинается любой избирательный процесс? Ответы учащихся…

Слайд 16. Избирательный процесс делится на следующие стадии. Записи в тетради. Каждая из стадий избирательного процесса имеет четкие правовые основы, образующие динамику избирательных действий всех участников избирательной компании.

Что же такое избирательная компания? Стр. 276. Ответы учащихся. Возвращаемся к определению после изучения данного блока.
Избирательная компания – это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период…

Рассмотрим подробнее стадии избирательного процесса. Слайд 17. Что является началом официальной избирательной кампании? Стр. 277. Кто назначает выборы Президента? Кто назначает выборы Депутатов Государственной Думы? Выборы назначаются на первое или второе воскресенье месяца после истечения срока полномочий выборного органа прежнего созыва.

Слайд 18. Стадия образования избирательных округов и избирательных участков.

Задания.

1-й ряд.Определите понятия одномандатный и многомандатный избирательный округ. Приложение 3 Слайд 19.
2-й ряд. Объясните, чем отличается избирательный округ от избирательного участка. Приложение 3
3-й ряд. Опишите избирательный участок. Приложение 3 Слайд 20.
Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии. Слайд 21. Краткие справки об избирательных комиссиях.

Слайд 22. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ…

Слайд 23. Все граждане – избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Что делать гражданину при обнаружении неточностей, ошибок? Стр. 279.

Слайд 24. Выдвижение и регистрация кандидатов. Перечислите, кто имеет право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы и на выборные должности. Стр. 279-280.

Каков порядок выдвижения партией кандидатов (списков кандидатов)? Что такое избирательный залог?

Слайд 25. Предвыборная агитация. Опираясь на текст учебника, составьте план действий кандидатов при проведении агитации по группам (две парты). Стр.280-281.Не забудьте о правилах проведения предвыборной агитации. Презентации групп.

Слайд 26. Порядок проведения голосования.
Вызывается к доске желающий ученик и ему поручается роль избирателя. Ученики и учитель с помощью учебника стр281 и Слайда подсказывают избирателю действия.
Объясняю, что такое избирательный бюллетень. Слайд 27.

Слайд 28. Избиратель – это …

Кластер. В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

– наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее – ниже);
– возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);
– дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);
– гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

Слайды 29 – 33. Права и обязанности избирателя. Работа в «четверках» – 2 парты. Приложение 3

Новое в избирательном праве.

Голосование будет проходить по пропорциональной системе – только по партийным спискам. Смысл – количество мест в Думе распределяется в соответствии с количеством полученных при голосовании голосов. Партии могут выдвигать беспартийных кандидатов. От одной партии могут выдвигать до 500-600 человек. Не все партии имеют право выдвигать кандидатов. Нет строки «Против всех» Нет барьера явки избирателей (раньше – 20 процентов от всех избирателей).

Слайд 35. Значение выборов.

Домашнее задание: § 29, 30, записи и задания в тетради.

Рефлексия.

Вопросы по понятиям изученной темы.
Обсуждение проблемного вопроса.
Позиции учеников по вопросу: «Пойду ли я на выборы. Почему»
Выслушиваются мнения учащихся о высказывании Джона Натана.

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ 1993 г.

Федеральные законы

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011)
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
  3. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
  4. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» » (ред. от 11.07.2011)

Литература.

1. Воробьев Н.И, Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Тамбов: ТГТУ, 2005. – 104 с.
2. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. М.: Юстицинформ, 2008. – 312 с.
3. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С. – 343
4. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008.– № 7-8

Информационные источники.

По результатам изучения главы 1 студент должен знать: социальное и политическое предназначение выборов как одной из форм непосредственной демократии; ценность конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления; определения понятий "выборы", "избирательный процесс", "избирательная кампания", "активное избирательное право", "пассивное избирательное право"; понятие избирательного права в объективном смысле, его особенности и систему; теории, раскрывающие место избирательного права в системе российского права; понятие избирательного права в субъективном смысле, его конституционно-правовые характеристики; виды выборов; понятие "избирательная система" в широком и узком смысле; понятие мажоритарной, пропорциональной, смешанной избирательной системы; избирательные системы, применяемые на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, региональные избирательные системы, муниципальные избирательные системы; классификацию, содержание, гарантии основных принципов избирательного права; избирательные цензы; основные стадии избирательного процесса и критерии их выделения; статус гражданина, в том числе иностранного, как субъекта избирательного процесса.

Студент должен уметь: на основе развитого правового мышления и правовой культуры устанавливать соотношение понятий "выборы", "избирательный процесс", "избирательная кампания", "голосование"; соотношение понятий "активное избирательное право" и "пассивное избирательное право".

Студент должен владеть: навыками толкования правовых актов разной юридической силы в целях определения основ реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также выявления и разрешения правовых коллизий и пробелов правового регулирования, создающих в сфере организации и проведения выборов условия для проявления коррупции и иных правонарушений.

Выборы и избирательный процесс в Российской Федерации

Понятие выборов

В Конституции РФ выборы характеризуются как высшее непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3), способ осуществления гражданами государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон о гарантиях избирательных прав) определяет выборы как форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Строго говоря, выборы выступают не только формой прямого волеизъявления граждан, но и являются основой представительной власти. Конечно, главное и решающее в выборном процессе – акт непосредственного коллективного гражданского волеизъявления, но для успешного проведения выборов требуется участие органов власти, средств массовой информации, системы избирательных комиссий, политических партий, иных общественных объединений, групп поддержки кандидатов. Поэтому выборы соединяют в себе формы прямой и представительной демократии. Они позволяют гражданам непосредственно включаться в управление публичными делами, реализовывать собственные конституционные права и свободы, в том числе и не связанные напрямую с выборами. Собственно избирательные права не сводятся к праву граждан избирать и быть избранными в органы власти. В их числе право индивидов, их объединений (например, политических партий) участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работе избирательных комиссий, в осуществлении других избирательных действий. Выборы обеспечивают влияние общественного мнения на будущую деятельность избираемых органов и должностных лиц, поскольку предвыборная борьба позволяет четче выявить насущные социальные потребности, на которые (вольно или вынужденно) должны ориентироваться народные избранники. Наконец, выборы помогают укреплять гражданское общество, способствуя выявлению в обществе различных интересов, их организационному оформлению.

Выборы в России – единственный способ формирования депутатского корпуса Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, замещения должности Президента РФ, главы субъекта РФ . На основе выборов формируются представительные органы муниципальных образований и замещаются должности глав муниципальных образований, если это предусмотрено уставами таких образований.

С учетом сказанного, выборы в России представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, в ходе которых граждане осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно путем голосования избирать депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований, Президента РФ, глав субъектов РФ , глав муниципальных образований (право избирать и быть избранными), а также иные избирательные права, конкретизирующие и дополняющие данное право. Выборы – это сфера, в которой совмещаются формы представительной и непосредственной демократии.

Поскольку выборы основаны на прямом волеизъявлении избирателей, регулирующие их нормы избирательного законодательства не распространяются на формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ (в него входят представители высших законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ), тех представительных органов муниципальных районов, которые формируются из лиц, входящих в состав органов местного самоуправления поселений. Они не охватывают отношения по наделению полномочиями глав субъектов РФ, а также на избрание глав муниципальных образований представительными органами муниципальных образований из своего состава.

Выборы проводятся на основе определенных избирательных систем и в рамках избирательных кампаний.

Под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица или органа о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. В ход избирательной кампании в целом вплетаются избирательные кампании кандидатов, избирательных объединений.

Избирательная кампания кандидата, избирательного объединения – деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня представления ими либо уполномоченными ими лицами итогового финансового отчета о расходах на избирательную кампанию.

  • В настоящее время обсуждается вопрос о предоставлении субъектам РФ права самостоятельно определять порядок замещения должности главы субъекта РФ: путем выборов или посредством наделения его полномочиями законодательным органом субъекта РФ.
  • Вместе с тем действующее избирательное законодательство предусматривает, что член Совета Федерации от исполнительного органа субъекта РФ избирается на выборах главы субъекта РФ в связке с кандидатом на должность главы субъекта РФ.
  • Об избирательных системах см. подробнее параграф 1.3 настоящей главы.

Понятие избирательного права.

Термин «.избирательное право» имеет два значения:

- в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Основные принципы избирательного права.

Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.

Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.

Цензы избирательного права и ограничения избирательного права. Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных поли­тических прав.

Рассмотрим следующие виды цензов.

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. 18

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время.

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока.

Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей . Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

— организационная форма выражения суверенной воли народа. Избирательная система — неотъемлемый механизм российского демократического государства, его республиканского строя, ее задача состоит в обеспечении свободных выборов народных представителей.

В избирательной системе можно выделить три взаимосвязанных компонента: механизм избрания народного представителя; избирательное право граждан; порядок выборов.

Понятие и значение избирательного права

При характеристике избирательного права прежде всего необходимо учитывать, что традиционно оно рассматривается в двух значениях.

Во-первых, избирательное право является разновидностью субъективного права и представляет собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 32) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, избирательное право в объективном смысле представлено совокупностью норм, закрепляющих субъективные избирательные права граждан и иных участников избирательных отношений и устанавливающих порядок их реализации и защиты (обеспечения) при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) — конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное избирательное право (право избирать ) и пассивное избирательное право (право быть избранным ). В своей совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

  • признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

  • занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью;
  • осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке;
  • признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

  • федеральное законодательство о выборах и референдуме;
  • законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Объективное избирательное право

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) — совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.

Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.

Основные избирательные права граждан

Избирательные права граждан РФ:

  • право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;
  • участвовать в предвыборной агитации;
  • участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов;
  • принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права . Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Являясь частью (подотраслью) конституционного права, избирательное право России само имеет достаточно сложное внутреннее строение. Система избирательного права представляет собой совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным институтам, обусловленное различием их целевого предназначения в юридическом обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан.

Принимая во внимание то, что объективное избирательное право представлено совокупностью материально-правовых и процессуально-правовых предписаний (норм), представляется оправданным различать в его структуре соответственно материальные (статусные) и процессуальные (этапные) институты. Материальные институты опосредуют правовое положение различных субъектов (избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, наблюдатели и др.) в качестве участников избирательных отношений. Что же касается процессуальных институтов, то они регламентируют процедуру избирательного процесса, очередность его этапов, последовательность совершения образующих избирательный процесс действий (от назначения выборов до определения и официального опубликования их результатов).

Организация и проведение выборов невозможны вне рамок избирательного процесса как закрепленного в нормах права порядка реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включающего в себя ряд последовательных стадий, объединяющих всю совокупность юридически значимых действий, совершаемых различными субъектами избирательных отношений. Основные стадии избирательного процесса следующие:

  • назначение выборов;
  • образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;
  • предвыборная агитация;
  • голосование и определение результатов выборов.

Без них невозможно проведение выборов, так как они выступают необходимой юридической формой, обеспечивающей целостность и одновременно необходимую преемственность всех совершаемых в целях организации и проведения выборов избирательных действий. При этом важно учитывать, что наряду с основными (обязательными) стадиями следует различать и дополнительные (факультативные) стадии избирательного процесса. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к ним дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов (ст. 38) и повторное голосование (ст. 71). Зарубежный же опыт организации и проведения выборов свидетельствует, что набор факультативных стадий избирательного процесса может быть значительно шире и охватывать собой даже голосование. Так, в Великобритании и некоторых бывших британских колониях (Индия, Кения и др.) его проводить не нужно, если по избирательному округу баллотируется только один кандидат.

В зависимости от масштаба (охвата) различными нормами избирательного права отношений, связанных с осуществлением и защитой субъективных избирательных прав, оно может быть также разделено на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, имеющие универсальное значение и распространяющие свое действие на избирательные отношения независимо от вида и уровня проводимых выборов. Особенная часть представляет собой совокупность правил, касающихся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых обязательно только при проведении соответствующих видов выборов.

В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права представлены рядом институтов, набор которых обусловлен как логикой правового регулирования избирательных отношений, так и действующим законодательством о выборах. Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, избирательные системы, избирательный процесс, информационное обеспечение выборов, финансовое обеспечение выборов, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование нарушений избирательных прав граждан, ответственность за нарушение избирательных прав. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право обладает рядом особенностей. Для соискателя выборной должности устанавливаются дополнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничением. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях создания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы.

Для обладания пассивным избирательным правом по российскому избирательному праву надо соответствовать предусмотренным законодательством требованиям (цензам), которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии:

  • определенного возраста (возрастной ценз);
  • определенного срока проживания в стране (ценз оседлости);
  • определенных сроков пребывания в должности; об отсутствии: двойного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства);
  • неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности;
  • действия административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики);
  • установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Так, возрастной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы минимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законодательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ.

Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ означает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и муниципальных образований, небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной территории), известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на пост Президента РФ, которым не может быть в силу ч. 3 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту должность более двух сроков подряд.

В последние годы перечень цензов имеет тенденцию к расширению. В него включены лица, имеющие двойное гражданство, неснятую иди непогашенную судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или символики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного избирательного права и их дальнейшего расширения.