Автоматизация звука х в словах и предложениях. Закрепление и автоматизация звука "х"

Чистоговорки с [Х], [Х"]:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками [Х], [Х"]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х"]:

Хомячок охрип от крика:

Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру! (А. Пудваль)

Хохотушка

Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг - бух! - упала

И смешинку потеряла. (Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

Что стало с ним, с его хвостом?

Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста. (Е. Карельская)

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок —

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать! (А. Каменчук)

Хорь охотник

На охоту хорь в курятник ходил,

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

— Нехороший тот курятник, плохой!.. (В. Суслов)

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой. (Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех! (В. Берестов)

Скороговорки со звуками [Х], [Х"]:

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Звук Х и Х".

В начале слова: Хаты, хан, халат, хаос, халва, хорёк, хомут, холод, ход, холм, хобот, худой, худоба, хутор, хурма. Хвоя, хвост, хворост, хлам, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлыст, хлеб, хрен, хруст, хищный, хирург.

В середине слова : Уха, муха, папаха, эпоха, помеха, пряха, рубаха, ольха, черепаха, засуха, мачеха, неряха, стряпуха, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, ухабы, пахнет, шахматы, сухо, охота, пехота, ухо, уход, тихоня, охотник, поход, ледоход, вездеход, тихоход, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, вихрь.

В конце слова : Запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, воздух, пастух, вслух, олух, мех, орех, смех, грех, наспех, стих, верх.

Словесная игра "Подбери слово". Тренировать ребёнка в подборе слов со звуком [х].

Слон - слониХа, морж - моржиХа, кабан - кабаниХа, страус - страусиХа, бобр - бобриХа, ёж - ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д.

То же самое, с парами слов: пловец - пловчиХа. сторож - сторожиХа, трус - трусиХа, портной - портниХа и проч.

Предложения со звуками Х и Х".

Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох. Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту. Я ел ореховую халву. Муха - горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба. Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка готовить уху. Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох)

На грядках сеют (горох)

По утрам поет (петух)

В воздухе летает тополиный (пух)

В квартире большая, уютная (кухня)

Машина дала обратный (ход)

Дети перестали шуметь, стало (тихо)

Стадо пасёт (пастух).

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.

У страха глаза велики.

Хорошую речь хорошо и выслушать.

Хороший человек хорошо и работает.

Хорош ёрш в ухе, а лещ в пироге.

Хорошо сказал, хорошо и поехал.

Страх хуже смерти.

На словах тих, а на деле лих.

Вкусная халва - мастеру хвала.

Кабы этот смех - да на всех.

Каков уход, таков и доход.

Делано наспех - и сделано на смех.

Хлеб за брюхом не ходит.

Хорош заяц белый, а охотник смелый.

Есть еще порох в пороховницах.

Худого не хвали, а хорошего не корми.

Снег на полях - хлеб в закромах.

Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Хороший товар сам себя хвалит.

Полон хлевец белых овец. (подушка)

Ходит, ходит, а в избу не заходит. (дверь)

Не пух, не всех, а оденет всех. (хлопок)

Слаще мёда, легче пуха.

Отдохни! - все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (лень)

Прохор и Пахом ехали верхом.

Ха - ха - ха - вкусная уха!

Ху - ху - ху - мы едим уху.

Ох - ох - ох -на болоте мох.

Хе - хе - хе - сидит птичка на ольхе.

"Х" все ходит, ходит, ходит,

Места, что ли не находит?

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Не вынеся этого смеха,

Он встал и уехал.

Хохотушка - буква "Х"

З асмеялась: ха - ха - ха.

Хомяку сказал хорёк:

"Хвост твой узок, мой широк"

Не хочешь великаном стать?

На ходули надо встать.

Охи, охи, хохот, смех -

Скоморохи выше всех.

Был в саду переполох - там

Расцвел чертополох.

Чтобы сад не заглох

Пропололи чертополох.

Рассказ "Хомяк - хвастун"

Жил был хомяк-хвастун.

Каждый вечер на холме собирались множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

Хотите, верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего. Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видел, что ли?" А он: "хрю-хрю", да "хрю-хрю". Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил и забросил на самую верхушку дерева.

Ух ты! - восхитились хомяки.

Что, что потом!? - хором спросили хомяки.

Я… потом…

Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка. - Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?

Автоматизация звука Х / Логопед и психолог ОНЛАЙН/

Автоматизация звука ХЬ / Логопед и психолог ОНЛАЙН/

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха-ха-ха!

Автоматизация звука Х в словах

1. Вкусная халва мастеру хвала.
2. Прохор и Пахом ехали верхом.
3. Муха-горюха села на ухо.
4. Хороша будет уха.
5. На Тихоне хитон.
6. Хорь мохнатый, а Михей лохматый.
7. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!»
8. Был саду переполох – там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох.
9. Хотим поехать на оленях, архарах, буйволах, тюленях, тапирах,
Леопардах, львах, верблюдах, мулах и волнах.
10. Хлопотун-хлопотун и хлопотунья-хлопотунья хлопотали и хохотали.

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Работая с детьми средней группы по постановке нарушенных звуков, я столкнулась с некоторыми сложностями. Во-первых, ограниченностью дидактических пособий по автоматизации звука [Х], во-вторых, с необходимостью разнообразить работу с детьми 4-х лет наглядным материалом, который был бы объединен единым сказочным сюжетом, что должно было повысить учебную мотивацию детей-логопатов.

Кроме того, в структуру занятия я планировала включать лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка и коррекции грамматических ошибок. Поэтому пришла к необходимости создания дидактического пособия по автоматизации звука [Х].

Представленное на конкурс индивидуальное занятие по автоматизации звука [Х] было проведено с использованием логопедической сказки «Приключение белочки Ханы и ее друзей». Это пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения.Игры и упражнения, представленные в пособии, помогут автоматизировать звук [X] в различных позициях, провести дифференциацию звуков [Х] - [Ф]. Пособие может быть использовано логопедами, родителями, воспитателями дошкольных учреждений.

Задачи :

1. Автоматизация звука [Х] в словах, предложениях, связной речи.

2. Развитие навыка употребления существительных в дательном падеже единственного числа.

3. Развитие навыка употребления предлогов « под» , « над» , « между» .

4. Развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, памяти.

Оборудование : предметные картинки (теремок, ёж, муха, белка, хомяк, петух, черепаха, часы, части часов), массажный мяч.

Ход занятия

1. Дыхательное упражнение «Погреем руки». Многократное произнесение звука [x].

2. Слоговые ряды:

Ха-ха - ха-ха-ха
Хо-хо - хо-хо-хо
Хэ-хэ - хэ-хэ-хэ
Хы-хы - хы-хы-хы

3. Работа с использованием логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Рассказывание логопедической сказки. Рассматривание иллюстрации к сказке.

Логопед: Ёжик, белочка, хомяк, муха, петух и черепаха заметили чудесный теремок. Они подошли к теремку, постучали в дверь и спросили: «Кто, кто в теремочке живет?». Но им никто не ответил. Дверь приоткрылась, словно гостеприимный теремок приглашал друзей зайти и отдохнуть. Хозяином чудесного теремка оказался хамелеон.

Выполнить задания:

а) Назвать героев сказки (муха, черепаха, белочка Хана, петух, ежик, хамелеон).

б) Определить количество слогов в этих словах с помощью хлопков.

в) Отгадать, про каких животных будет говорить логопед.

  • Это животное живет над черепахой. Это...
  • Это животное живет под петухом. Это...
  • Это животное живет под хомяком. Это...
  • Это животное живет между белочкой и хомяком. Это...
  • Эта птица живет между хомяком и ежиком. Это...

г) Составление ребенком аналогичных загадок.

д) Дидактическая игра «Кого не стало?» с индивидуальными изображениями героев сказки.

е) Расположить героев сказки в пустые окошки теремка без зрительной опоры.

4. Самомассаж пальцев рук с использованием массажного мячика.

Гладь мои ручки, (Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад) Ежик, ежик.
Ты колючий, ну и что же.
Я хочу тебя погладить, (Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями),
Я хочу с тобой поладить. (Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой рукой). (О. Крупенчук).

Логопед: Белочка Хана, ежик, муха, хомяк и черепаха подружились с недоверчивым хамелеоном, и он перестал их бояться. Они играли в разные интересные игры, а когда настало время прощаться, хамелеон подарил каждому из них подарки. « Подарки хамелеона» . Чтение логопедической сказки (стр. 29).

Выполнить задания:

а) Узнай и расскажи, для кого эти подарки. Например: Ежику хамелеон подарил сахар и т.д.

б) Закрой книгу и вспомни, какие были подарки и для кого они предназначались.

« Собери из частей целое» (Собрать из частей часы-ходики, назвать части предмета).

Логопед: А для нас с тобой хамелеон тоже приготовил интересный подарок. Давай посмотрим, что лежит в этом конверте.

6. Заучивание скороговорки, выделение слов со звуком [Х].

Ходики ходят - они на ходу,
Ходики станут - попали в беду.

7. Итог занятия.

Список использованной литературы:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Г, Г’, К, К’, Х, Х. М.: «Издательство Гном и Д», 2011. - 48с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - Автор - сост. О.А. Зажигина. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012. - 96 с.

Логопедическая сказка «Приключение белочки Ханы и ее друзей».

Учитель-логопед
Бурова Анастасия
Викторовна,
Детский сад №353, г. Пермь

Актуальность представленного материала заключается в том, что достаточно сложно найти в специальной литературе доступный материал для детей по автоматизации звука «Х». Как правило, произношение данного звука нарушается у детей с ОНР 2 или 3 уровня при дизартрии и грубо нарушенном фонематичеком слухе.

Звук «Х» встречается недостаточно часто в словах русского языка, а слов простых по слоговой структуре и без наличия в них труднопроизносимых звуков ещё меньше.

Поэтому в данной методике представлена классическая последовательность автоматизации звука и подобран речевой материал с учётом ограниченных речевых возможностей детей.

Материал удобно использовать как на занятиях, так и в домашних условиях (при выполнении родителями домашних заданий логопеда).

Методика процесса автоматизация звука Х (изолированно, в слогах, словах, предложениях)

Выбраться из лабиринта, произнося звук Х:

Упражнение на развитие фонематического слуха: хлопни, когда услышишь звук Х

А, Л, Х, Р, Д, Ы, Й, КЬ, Х, В, Н, П, ПЬ, ДЬ, Ж, Х, Ф, Ч, С, Ф, Х, Е, Ц, Х,

АП, АЩ, АХ, АВ, АФ, АС, АХ, АГ, ОР, ОХ, ОЖ, ОФ, ОЧ, ОХ, ОТ, УК, УЦ, УХ, УП, УН, УЙ, УХ, УД, УХ, ЭК, ЭЦ, ЭХ\, ЭЛ, ЭБ, ЭМ, ЭХ, ЭС, ЭЧ, ЭХ

ДА, ХА, ВА, СА, ХА, ЧА, ЩА, ХА. ХО, БО. ВО, ХО, ЦО, КО, ХО, МУ, ЧУ, ВУ, ХУ, ЛУ, ТУ, ХЫ, ДЫ, ЖЫ, ХЫ, БЫ, ФЫ, ВЭ, ХЭ, ФЭ, ЗЭ, ХЭ и т.д.

Поздороваться с игрушкой каждым пальчиком поочерёдно, произнося звук Х:

а) ха-ха, хо-хо, ху-ху, хы-хы, хэ-хэ

б) ах-ах, ох-ох, ух-ух, ых-ых, эх-эх

в) аха-аха, охо-охо, уху-уху, ыхы-ыхы, эхэ-эхэ

г) хва-хва, хво-хво, хву-хву, хвы-хвы, хвэ-хвэ

д) хна-хна, хно-хно, хну-хну, хны-хны, хнэ-хнэ

Спеть мотив песенки «В лесу родилась ёлочка» (или любой другой) используя ХА, ХО, ХУ, АХ, ОХ, ЫХ и х.д. (по усмотрению логопеда)

Игра «Эхо»: взрослый говорит, ребёнок повторяет, чётко проговаривает

звук Х

а) Ха-хо, хо-ха, ху-хэ, хэ-хы, хы-хо, хо-ху, ху-хы, ху-ха, хо-хэ, ха-хэ

б) Ха-ху-хы, хо-хы-ха, ху-ха-хо, хы-хо-ху, ха-хо-хы, хы-хэ-хо, хо-ха-ху, ху-хэ-хо, хэ-хы-ха, хы-ха-ху, хо-хы-ху, ха-хэ-ху, ху-ха-хы, хэ-хо-хы, хо-хэ-ху, ху-хы-хо, ха-хы-ху, хо-хэ-ха, ха-хо-хы, хо-хэ-хы

в) Ах-ух-ых, ох-ых-ах, ух-ах-ох, ых-ох-ух, ах-ох-ых, ых-эх-ох, ох-ах-ух, ух-эх-ох, эх-ых-ах, ых-ах-ух, ох-ых-ух, ах-эх-ух, ух-ах-ых, эх-ах-ых, ох-эх-ух, ух-ых-ох, ах-ых-ух, ох-эх-ах, ах-ох-ых, ох-эх-ых

г) Ях-ях-ех, ех-ех-юх, юх-юх-их, их-их-ёх, ёх-ёх-ях, ях-ех-ех, ех-юх-юх, юх

их-их, их-ёх-ёх, ях-ех-ях, ех-ях-ех, юх-их-юх, их-ёх-их, ёх-юх-ёх, ях-ех-юх, их-ёх-ех, ех-их-ях, их-юх-ех, ех-ёх-ях, их-юх-ёх, ёх-их-ех, юх-ях-ех, их-ях-юх

д) Аха-охо-аха, аха-уху-аха, аха-ыхы-аха, охо-эхэ-охо, охо-аха-охо, охо-уху-охо, уху-аха-уху, уху-эхэ-уху, уху-охо-уху, ыхы-охо-ыхы, ыхы-аха-ыхы, ыхы-эхе-ыхы, эхэ-охо-эхэ, эхэ-аха-эхэ, эхэ-уху-эхэ

Слова:

В начале слова: хата, хам, халат, хлеб, хватать, хватка, хвост, хозяйка, хомяк, хвалить

Хоккей, хобот, холодильник, ходить, ход

Хулиган, художник, худеть

В середине: пешеход, кухня, ольха, уха, ухо, муха, поход, находка, пыхтеть, меховой, охота, пахать, снегоход

В конце: мох, пух, дух, воздух, петух, монах, мех, отдых, конюх, смех, запах

Задания для автоматизации со словами, содержащим звук Х:

а) Игра «Один-много» (один хвост-много хвостов, один хобот-много хоботов и т.д.)

б) Игра «1,2,3,4,5» (один петух, два петуха, три петуха, четыре петуха, пять петухов)

в) Придумать предложение с заданным словом (петух – петух клевал зерно в курятнике)

Загадки:

а) Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб)

б) Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух)

г) Маленькая, чёрная, по комнате летит – звонко жужжит (муха)

Словосочетания:

Мягкий мох, лёгкий пух, сильный дух, хвостатый петух, детский отдых, заботливый конюх, звонкий смех, вкусный запах, мамина уха, пахучая ольха,

худая хозяйка, хватать хлеб, художник ходит, длинный хобот

Предложения:

Хвостатый петух любит петь. Мех сильно пах. У ухи вкусный запах. Монах и конюх боялись смеха. В воздухе запах меха и мха. Новая кухня – это находка. Худой хомяк ходит на кухне. Муха кусает в ухо хулигана.

Скороговорки:

Ух! Ух! Ух! – вот поёт петух Ох! Ох! Ох! – там мох

Ха! Ха! Ха! – мы видим петуха Ха! Ха! Ха! – вот уха

Ах! Ах! Ах! – петух поёт в кустах Ух! Ух! Ух! – это Вини-пух

Ох! Ох! Ох! – петух увидел мох Ах! Ах! Ах! – пих-пах

ЫХ! ЫХ! ЫХ! – все уехали на отдых АХ! АХ! АХ! – мех запах

В дальнейшем ребёнку предлагаются задания на дифференциацию звука Х-К, Х-Ф, Х-ХЬ.

Используемая литература:

1.Журнал «Логопед» №6 2006 г.

2.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать».

3.Рау, Слезина «Обучение звукопроизношению глухих».